Том Уайт
Tom White
6.7
6.6
2004, драма
Австралия, 1 ч 46 мин
16+

В ролях: Колин Фрилз, Рэйчел Блейк, Дэн Спилман, Дэвид Филд, Джаррид Джинкс
и другие
Том работает в архитектурном бюро, живёт в пригороде в большом доме с женой и двумя детьми. У него все благополучно. Но однажды его проект тайно передают молодому коллеге и просят уйти в отпуск. Устроив бунт в офисе, Том идет в бар и напивается. Порвав все связи со старым миром, он становится уличным бродягой.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Том Уайт

английское название:

Tom White

год: 2004
страна:
Австралия
слоган: «Tom is on a little vacation from reality.»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , , , ,
видеооператор: Тоби Оливер
художники: Dan Potra, Джилл Йохансон
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 31 июля 2004 г.
на DVD: 27 августа 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 46 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Том Уайт», 2004

Видео: Трейлер (Том Уайт, 2004) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постер фильма «Том Уайт», 2004

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Том Уайт», 2004

Кризис среднего возраста по австралийски

Фильм не для широкой аудитории, что называется, на «Аватар» и не «Титаник», он не подходит для воскресного вечера в кругу семьи, он не радует, не развлекает. Это кино на строго определенную тему, которую, он раскрывает наизамечательнейшим образом.

В центре повествование герой австралийского социума, который, что называется «не вписался». У него в наличии полный набор стандартного счастья австралийского социализма — у него дом, жена, 2 детей, машина и сносная работа. Но этот вполне хороший набор его не радует и он скатывается в депрессию, которая приводит к увольнению и — уходу из дома.

Герою на вид примерно лет 45. Дети маленькие. Значит, женился и слпанировал он детей уже как бы в зрелом возрасте, пройдя все стадии на пути к сложившейся жизни. И окружающим его психоз не понятен. Понятен и очевиден его психоз в картине мира психоанализа, когда речь идет об индивидуации, о реализации человеком своих личных устремлений.

Том исправно шел стандартной дорогой к комфортной жизни, но вот на этом пути он окончательно потерял и вкус жизни, и понимание своего свободного выбора.

Невольно на его фоне вспоминаются рассказы о пиратах, тираноборцах, Спартаке и других отчаянных личностях, которые во всю реализовывали свои устремления. А Том — просто шел по шаблонам. Тема бунта в скандинавском кинематографе поднимается часто, в русском таких «проблем» меньше, ибо бунт у нас всегда часть бытовой нашей жизни.

И вот Том как раз Другой.

В депрессии он уходит из дома и погружается в мир дна. Которому он, конечно, чужой, и в котором ему также нет места. Переживая боль, отвержение, одиночество, главный герой выбирает свой путь — скорее, становится на какую-то свою дорогу, возвращения к прошлому нет. Финал фильма открыт. Вопрос поставлен. Но как говорит юнгианской аналитик Джеймс Холлис — человек и есть вопрос, поставленный Богом. И как мы будем жить, какую в итоге картину напишем, наш выбор. Том Уйат отважился быть собой. Это достойно уважение. Это ИНТЕРЕСНО. Это жизнеописание, жизнетворчество. Он не положительный герой, не дает положительного примера, но он живой, интересный персонаж мрачноватого для русского зрителя скандинавского кинематографа.

9 из 10

12 ноября 2017

Исскуство в стиле дзэн или логики здесь не ищи

Главный герой, вместо того, чтобы придти домой, поговорить с женой о проблемах, расспросить детей как дела в школе, уходит бродяжничать. Причём делает это совершенно бесцельно: то живёт у «голубого», то спит с одинокой, но симпатичной женщиной, то пьёт с другим бродягой, то помогает мальчику, у которого проблемы с отцом. При всех приключениях мы так и не слышим ясного объяснения из уст героя. Даже концовка вышла пресной. Вероятно, что дело не только в самом герое, но и в тех людях, с которыми он общается. Поэтому я и написал в заглавии про дзэн, поскольку этот фильм позволяет нам только созерцать и ощущать, но думать и анализировать — ни-ни. Режиссёр как бы говорит: «расслабтесь ребята, смотрите и не думайте о ваших проблемах».

В подобном дзэн снят довольно неплохой канадский фильм «Одна неделя». Там герой решает пересечь Канаду на мотоцикле из-за того, что у него рак, и он может долго не протянуть. Во-первых, тут налицо серьёзная причина, во-вторых, поездка на мотоцикле куда интереснее, чем бродяжничество, в-третьих, Канада — красивая страна, что и заметно в фильме. В «Том Уайт» всего этого нет. Есть только одно утешение, которое я выражу через анекдот: «доктор внимательно слушает пациента, который перечисляет ему свои недуги, и каждый раз доктор говорит «хорошо». Что же тут хорошего, — недоумевает пациент? — А хорошо то, что это всё не у меня, — отвечает доктор».

В одной рецензии я прочитал, что для этого фильма главное не понимание, а ощущение. Верно, этот фильм рекомендуется смотреть тем, кто пришёл с работы и хочет посмотреть нечто, что отвлечёт его от повседневной суеты, при этом напрягать мозги не желательно.

Но я предлагаю вам иной вариант. Посмотрите «Моя любовная песня» с Рене Зеллвегер, на который я писал рецензию. Только там она положительная. И этот фильм точно отвлечёт вас и даже развлечёт.

3 из 10

24 июня 2013

«Мрачное мироощущение…»

Что ж, вот и пришло время обсудить и оценить кино с другого континента. Ведь не один Голливуд славен своими киношедеврами, в Австралии, вот, например, тоже есть выдающиеся деятели кинематографического искусства, которым есть, что сказать, а главное показать.

Картина «Том Уайт» заинтересовывает уже с первых кадров. Немаловажно ещё и то, что она [картина] «не отпускает» тебя ни на минуту, т. е. ты следишь за происходящим, абсолютно неодолеваемый при этом желанием отвлечься от происходящего на экране. А это, в свою очередь, может свидетельствовать только об одном: фильм не скучный и не утомительный.

Депрессия…Болезнь, которая возникает, порой, так внезапно, но в то же время обладает огромной разрушительной силой своего воздействия, задевая всё, что есть в человеке, мучая, изматывает его физически, а главное истощает морально так, что на время становишься другим человеком, способным на дикие, а иногда и просто сумасшедшие поступки. То же, собственно говоря, и происходит с главным героем картины.

«Синдром большого города», который явно ощущает на себе Том Уайт и становится своего рода катализатором, обусловливающим его поведение.

Уйти в себя, чтобы понять, разобраться в том, что тебе от этой жизни нужно, что главное, а что лишь бесполезная трата времени. Совершить свою «одиссею», пройдя сквозь череду испытаний и вернуться, чтобы, быть может, начать всё заново. Но примет ли его снова после столь долгого отсутствия в свои объятия его верная и прекрасная «Пенелопа»?

На мой взгляд, основная идея завязана как раз таки вокруг тех персонажей, которые встречаются на пути Тома Уайта. Ситуации, в которые бросает его судьба, ему, простому проектировщику из строительной компании тогда и представить было сложно, не говоря уже о том, чтобы быть их непосредственным участником. Но именно эти малознакомые люди и помогли ему понять главное, что, быть может, не всё так плохо в его жизни и обречённость — это не его удел? «Вылечил» ли он себя сам? Что ж, можно сказать и так, но мне всё-таки, кажется, что настоящим «лекарством» для него оказалась, прежде всего, сама жизнь, только не та, что окружала его каждый день на работе и дома, жизнь без каких-либо «изъянов» и «шероховатостей», а та, что он плохо себе представлял, но жизнь, открывшая ему глаза на мир, по-настоящему несчастливых людей. И посмотрев на себя со стороны, быть может, стоит задуматься: а таким ли несчастным был тогда ты в той, другой, казавшейся тебе столь нескладной жизни?

«Я тот, кто однажды вышел и не вернулся назад»

14 апреля 2011

«Воспоминания убивают…»

Наверное, все вы слышали, а многие довольно образованные зрители и смотрели такой телеканал, как «Культура». Я хоть и не являюсь его фанатом и выбираю на вечерний просмотр чаще всего безмозглые ситкомы, но это не оттого, что я так прикипел к убожеству уровня «Универ» (хотя некоторые сериалы я поистине люблю), а оттого, что после тяжелого дня хочется чего-то легко, просто, линейного. Короче говоря, уж точно не такого кино, как «Том Уайт». Но вчера меня передернуло, а телеканалы не изобиловали каким-нибудь трэшем и я, переключая каналы в абсолютно хаотичном порядке, натыкаюсь на «сея творение»… Некоторые излишне суеверные индивиды назовут этой судьбой, предрешенной давным-давно, но, как по мне, удача — это та же судьба. И, нет, я не зря начал именно с такой рекламы-пропаганды немассового телевидения, потому как увидеть такие творения нельзя ни на «НТВ», ни на «Первом», ни уж тем более на «ТНТ».

Забвенье

Заинтересовала меня в первую очередь вступительная заставка, на которой по очередности появляются кадры с неизвестными людьми, судьба которых не отличается благосклонностью. Плюс ко всему, это выполнено в такой мягкой, согревающей, домашней обстановке, с таким недвусмысленным намеком на социализацию представленных образов. И пусть это все сперва не кажется таким уж заманчивым, но музыка — это, конечно, всё… Затем мы просто видим человека. Жена, дети, работа. «С меня хватит!» Да-да, я совсем недавно отсмотрел ту замечательную ленту с Майклом Дугласом в главной роли и, надо сказать, искать что-то общее, наверное, стоит. Нет, конечно, «Том Уайт» отличается своей экзистенциальной манерой повествования, но его поиски не много, но все-таки напоминают события картины Джоэля Шумахера. Все начинается с простого забвенья, этакой безысходности, лютой ненависти ко всему сущему, окружающему тебя. Герои этих двух ленты чем-то похожи, но трогательный образ Дугласа не идет ни в какое сравнение с тем героем, который есть здесь. Его рисунки, его желание доделать злосчастный проект — уже из этих двух составляющих можно сказать об этом человеке многое. И именно потому, что он потерял смысл — Том отправляется в путешествие, скитание, подобно кочевнику. Он ищет себя.

Поиск

Как мы все знаем, в литературе, если герой что-то хочет узнать, то он идет в долгий путь, предварительно узнав, что ему все-таки нужно. К примеру, знаменитая поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Да, у них была определенная цель, но разве каждый из них знал, что конкретно он ищет. Вот и здесь, все эти поиски, начинающиеся с молодого парня-гомосексуалиста и заканчивая обычным подростком, отец которого пресловутый вор, закончились ничем. Он вернулся домой и не сделал ровным счетом никаких выводов. С первого взгляда. Но нет, не заблуждайтесь. Того Тома, который ушел из дома в порыве гнева, уже нет, есть другой, осознавший, понявший и принявший, что лучше дома и семьи нет ничего в этом грязном мире. Надо сказать, три встречающихся образа характеризуют природу нашего героя, открывая его с новой стороны, делая его истинно важным героем, у которого есть как цель, так и желание что-либо делать, идти вперед. Однако сам же Том говорит, что он просто боится вернуться домой, не более. Каждый из его спутников предстает в таком свете, что Том среди них чуть ли не святой, пусть и почти всегда «третий лишний». Он, человек образованный, хорошо рисующий, живший в отличных условиях семейных отношений, попадает в мир жестокий, гадкий и такой противный, что даже сам Том становится частью всего этого ужаса. В этой ленте не может не нравиться то, что проблемы, печальные исходы и прочее, не кажутся лишними, надуманными или ненужными. Все по делу, все логично и правильно, но как неспокойно.

Возвращение

Что же он учел из своего «ухода в себя»? Прежде всего, такие отлучения нужны для того, что понять, кто ты есть, зачем живешь здесь и не зря ли все это. И, нет, ничего в нашей жизни лишнего нет. Наша жизнь — отражение нас самих, и равно как мы можем поменять свою внешность — мы можем поменять самих себя, свой внутренний мир, свою жизнь. Отчасти «Том Уайт» — кино не о чем, но кино удивительное, глубокое, философское. Оно такое трогательное, чувственное и сложное, что некоторые люди могут расплакаться на пустом месте. Но не потому, что они сентиментальные или просто «любят плакать», а потому что сама атмосфера, со всей ее безмолвностью, спокойствием и размеренностью, навевает сложные чувства, которые не оставляют тебя и после финала. Понять — не главное, главное — ощутить, быть может, прожить эти полтора часа в компании с этим странным человеком, увидев, наверное, самую важную, часть его жизни. Мы живем не ради призрачных благ и пустого удовольствия, а ради самого факта жизни, ради осознания, что ты живешь. Дышишь, чувствуешь, веришь…

4 апреля 2011

Бегство от себя, самокопание и самоедство. Стандартные темы для российского романа 19 века.

Поэтому удивительно видеть, как на австралийской земле, всходят ростки этих зёрен.

Людей нередко тревожит окружающая жизнь и каждый справляется по-разному, кто с помощью близких, кто с помощью разнообразных препаратов. Том Уайт избрал весьма необычный путь. Осознанно ли? Чувствовал ли он единственно правильное и верное решение в своём поступке.

На этот вопрос даже он не сможет ответить. Его уносит как щепку в море, выбрасывая к различным берегам. Он сторонний наблюдатель, ему ненавистно всё, как прошлое и настоящее, так и будущее.

И эта подсознательная ненависть, приносит горести всем людям, с которыми он встречается на своём пути. Пусть это и выглядит неосознанно, не специально, ненароком.

Никакого человеколюбия я к нему не испытываю, никаких чувств он не вызывает, так как все чувства растворяются в самом фильме. Но по-человечески, я его прекрасно понимаю и поддерживаю. Хотя бы за то, что в конце концов, он остаётся человеком.

9 декабря 2010

Вы, наверное, помните замечательное во всех отношениях кино «С меня хватит!», в котором герой Майкла Дугласа, обычный клерк, устав от мелких и крупных жизненных проблем окончательно выходит из себя и отправляется крушить всех и вся, что попадается под его горячую руку.

Подоплека «Тома Уайта» как две капли воды похожа на эту картину. Том работает в архитектурном бюро, прилично получает, у него есть прекрасный дом, красавица жена и двое детей. С первого взгляда — благополучная, счастливая семья. Однако, в один прекрасный момент с ним случается нервный срыв. Проект, над которым работал Том, тайно передают его коллеге, а его самого просят уйти в отпуск. Непонятно, то ли героя так взбесило отстранение от работы, то ли это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения обычного обывателя, решать вам, но в любом случае тут срабатывает эффект под названием «с меня хватит!». Устроить дебош в офисе, а потом напиться в ближайшем баре — это как раз в духе Дугласа, этим зрителей удивить сложно. Но тут-то и кроется главный сюрприз. Том решает порвать с прошлым очень оригинальным способом — он оставляет семью и начинает жизнь уличного бродяги.

Задумка, безусловно, блестящая. Порвать все связи с внешним миром таким образом способен далеко не каждый. Куда проще — уйти в монастырь, там хотя бы кормят. Для Тома монастырем становится улица, братьями — люди, которых он там встречает. Бездомные, разочаровавшиеся в любви, дети из неблагополучных семей…

Можно ли убежать от себя? Так далеко, что забыть дорогу назад? Чем дольше герой примеривает на себя новый образ, чем длиннее становится его борода, и он все меньше походит на того самого благополучного с виду отца семейства, понимаешь, что можно.

Бежать от себя, бежать от любви, от воспоминаний, которые преследуют по ночам.

«Я знаю, кто я на самом деле!» — говорит один бездомный, ставший Тому другом. Может ли Том сказать, что он знает кто он? А любой из нас? Ты думал, что ты такой, а оказалось совершенно другой. От прошлой жизни остаются лишь воспоминания. Воспоминания — это болезнь, от которой очень сложно вылечится. Мы все болеем ими.

Австралийскому режиссеру с греческими корнями Алкиносу Цилимидосу удалось поставить прямо таки современную версию «На дне» Горького. История человеческого падения, причем добровольного, так понравилась критикам, что «Том Уайт» получил 12 номинаций на премию Национальной киноакадемии Австралии, в том числе «Лучший фильм» и «Лучший режиссер».

Без призов данная картина, понятное дело, остаться не могла, и была удостоена наград за лучший сценарий, лучшие мужские роли первого и второго плана, лучшую операторскую работу. Надо сказать вполне заслуженно. Жалко только, что жюри не отметило прекрасных композиторов Пола Келли и Тоби Оливера, ведь именно музыка в тандеме с прекрасной работой оператора создает мягкую, поэтичную композицию фильма. Это даже странно, ведь на экране демонстрируется дно, которое по определению не может быть привлекательным, однако в этом и заключается мастерство. Ведь по сути, перед зрителем разыгрывают трагедию, причем абсолютную. Вокруг Тома нет ни одного персонажа, у которого было бы все хорошо в жизни. Наоборот, все, кто с ним начинает общаться плохо кончает. Кто-то умирает, кто-то попадает в больницу, кто-то за решетку. Кругом сплошные жизненные разочарования, обильно сдобренные философскими размышлениями о любви и жизни.

Однако никакого давления зритель не ощущает, благодаря как раз той самой мягкости, что незримо присутствует в кадре. Из-за чего ситуация вовсе не выглядит трагичной, а даже наоборот, способна вызвать улыбку, пусть и печальную.

Для рядового посетителя кинотеатра увидеть произведение Цилимидоса — словно окунуться в огромное, глубокое и малоизученное озеро. Ведь о кинематографии Австралии известно в нашей стране не так уж и много. А кому известно, явно не относятся к рядовым зрителям. Между тем, кинематографисты этого далекого тихоокеанского региона уверенно входят в элиту мирового кино. И чтобы понять почему, надо просто смотреть австралийское кино. И начать стоит как раз с «Тома Уайта».

10 июля 2008

Драма Том Уайт впервые показанa в 2004 году, премьерный показ состоялся более 20 лет назад, его режиссером является Алкинос Цилимидос. Актерский состав, кто снимался в кино: Колин Фрилз, Рэйчел Блейк, Дэн Спилман, Дэвид Филд, Джаррид Джинкс, Анджела Панч МакГрегор, Кевин Хэррингтон, Gloria Ajenstat, Артур Энджел, Джонатан Ауф Дер Хайди, Ник Баркла, Джек Чарльз, Roger Churches, Марк Констебл, Клифф Эллен.

Страна производства - Австралия. Том Уайт — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.