Пять препятствий
De fem benspænd
7.1
7.4
2003, документальный
Дания, Швейцария, Бельгия, 1 ч 30 мин
18+

В ролях: Клаус Ниссен, Майкен Альгрен Нильсен, Дэниэл Эрнандез Родригез, Жаклин Аренал, Вивиан Роза
и другие
В 1967 году Йорген Лет снял короткометражный фильм «Совершенный человек». В 2000 году Ларс фон Триер предложил ему снять вместе пять ремейков этой картины. Каждый раз Триер ставил перед Летом препятствия, заставляя того переосмысливать сюжет и характеры персонажей оригинального фильма.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Пять препятствий

английское название:

De fem benspænd

год: 2003
страны:
Дания, Швейцария, Бельгия, Франция
слоган: «Acclaimed director Lars Von Trier challenges his creative mentor to a diabolical game: Deconstruct cinema, reinvent cinema. Push the limits through torturous obstructions.»
режиссеры: ,
сценаристы: , , ,
продюсеры: , , , , , , ,
видеооператор: Дэн Холмберг
монтаж: ,
жанр: документальный
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $12 300
Сборы в США: $165 845
Мировые сборы: $279 032
Дата выхода
Мировая премьера: 11 сентября 2003 г.
на DVD: 8 декабря 2005 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 30 мин
Другие фильмы этих жанров
документальный

Видео к фильму «Пять препятствий», 2003

Видео: Трейлер (Пять препятствий, 2003) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Пять препятствий», 2003

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Пять препятствий», 2003

Псевдодокументальный эксперимент двух знаменитых датских режиссеров.

Йорген Лет — культовый датчанин, когда-то ещё в 60-х снявший Совершенного человека — культовую короткометражку, врезавшуюся в молодое сознание его знаменитого земляка по имени Ларс фон Триер. И последнему приспичило поупражняться в остроумии, заставив старшего коллегу и учителя 5 раз переснять его шедевр.

Разумеется, просто переснять — неинтересно. Поэтому Триер придумывает ограничения для автора — съемки на Кубе и в Индии, короткие планы, мультфильм, наконец, съёмки самим Триером Совершенного человека. Кстати, фильм несовершеннен — зачин и первая половина куда как более динамичны, чем дальнейшее. Однако ж мысль Триера, как всегда провокационна — настоящего художника делает не свобода, а ограничения. Поэтому можно снять не только в Европе, но и на Кубе и в Индии — анклавах авторитаризма и дурновкусия. Не любишь мультфильмы? Не беда — ты прорвешься и через это, потому что собой быть не перестанешь.

5 февраля 2017

И тогда я тоже подумал, чем бы мне заняться сегодня вечером

Фильм Йоргена Лета и Ларса фон Триера «Пять препятствий».

Фильм о творце, о творческих методах творца, и о ответах на вопросы, возникающие после того, как творец выпускает своё творение в мир.

В далёком, или не столь далёком, /всё относительно/ 1967 году, Йорген Лет снял совсем короткий, но очень ёмкий фильм «Совершенный человек». Фильм о человеке. В течении двенадцати минут человек, стрижёт ногти, бреется, ест, разговаривает…

Вроде бы ничего такого, никакого внятного сюжета, идеи, концепции.

Просто человек, просто простой человек. Совершенный?

А какое совершенство мы имеем ввиду, когда говорим об идеале, /в соотношении увиденного и услышанного в этом фильме?/.

И это не единственный вопрос, возникающий, как бы сам по себе.

И вот, ученик Йоргена Лета, Ларс фон Триер предлагает творцу ответить на вопросы. Да не просто ответить, а переснять фильм заново, /пять раз/.

Должен ли творец отвечать на вопросы, заданными его творением? Не перейдёт ли при этом его правда в догму? Не пострадает ли при этом Истина?, /ибо насколько направление мысли, заданное творцом будет соответствовать Истине?/.

Ларс фон Триер задаёт вопросы. Нет. Нет он вслух размышляет над ответами на вопросы.

Йорген Лет пытается ответить на вопросы. Нет. Он задаёт всё те же вопросы снова и снова.

Ничего нового. А не скажи. Совершенный человек, живёт в отнюдь не совершенном мире. И то время, как он стрижёт ногти, бреется, ест, говорит происходит жизнь. Как процесс. Мы не наблюдаем мысли человека, но мы знаем, что он думает.

Или за него думает творец, /вкладывая в него свою мысль/. Значит, что бы творение получилось совершенным, совершенным должен быть и творец. Иными словами, творец несёт ответственность за созданное ним творение.

Бог создав человека, вложил в него душу. И человек стал совершенным. И этот человек, сняв фильм, /или написав книгу/, вкладывает в своё творение душу, /если конечно он совершенный/, если он сотворён, не столько по образу и подобию, сколько не зря. Если он понимает, что должен прожить на земле не зря.

Быть совершенным человеком непросто, впрочем и быть непросто. Это налагает некоторые обязательства. Но вместе с тем, это даёт наполненность жизни, это придаёт ей смысл, именно в этом и заключено человеческое счастье.

Вот такое блаженство, знать, что ты совершенство…

Совершенный человек, живущий в несовершенном мире. Совершенный человек, сотворивший чудо, придумавший однажды свой совершенный мир. Совершенный человек, ставший вдруг творцом, осознавший это и задающий себе сакральный вопрос.

… ?

___

О чём думает идеальный человек, о счастье, о любви, или о том, что он будет делать сегодня вечером? /цитата из фильма/.

27 ноября 2015

Такое кино в современном мире встречаешь очень редко

«Пять препятствий» — фильм, который надолго остается у тебя в голове после просмотра. Фильм, который ты обдумываешь вновь и вновь в своей голове.

Такое ощущение, что этот фильм писали сходу, на коленке. В нем будто совершенно нет сценария и это ни в коем случае не минус. Такое кино в современном мире встречаешь очень редко. Фильмы как «Пять препятствий» поражают тебя своей простотой и заманчивостью.

«Пять препятствий» позиционируется как пять ремейков фильма известного датского режиссера Йоргена Лета «Совершенный человек», который вышел в прокат в 1967 году. Это документальная лента, которая охватывающая все важные темы в творчестве датчанина.

Я считаю, что фильм получился очень экспериментальным. От такого кино не ожидаешь совершенно ничего, но получаешь просто множество положительных эмоций и мыслей над которыми нужно порассуждать. Фильм, который не все поймут оказывает очень сильное влияние на понятие «человек» и «совершенство» в целом. Тут еле видна грань между человечностью и совершенством, но два этих блистательных режиссера обыгрывают это как истинные мастера своего дела. Очень интересно посмотреть как Ларс дает задания для каждого ремейка и с какими эмоциями даются они Йоргену.

Так же в фильме очень интересно показаны процессы создания кино и с каким трудом они могут даваться на самом деле. Каждая сцена разобрана до мелочайших деталей.

Одна из основных мыслей, которые я вынес из этой ленты — даже если трудности попадаются на пути, то не стоит опускать голову, ведь впереди может ждать успех.

Я бы не рекомендовал этот фильм людям, которые ходят увидеть какое-то откровение. Фильм для ценителей необычного и экспериментального. «Пять препятствий» для поклонников творчества Ларса фон Триера.

15 января 2015

Кино на любителя

«Пять препятствий» — документальная зарисовка на любителя. Не цепляющий, скучный. Очень сложно представить себе человека, которого эта картина удержит более чем на 5 минут.

«Пять препятствий» — это эксперимент по изучению феномена кино, поставленный Ларсом фон Триером и Йоргеном Летом. Несомненно, вместе они раскрывают многогранность личности, но делают это безумно не интересно. Не хватает динамики, эмоций. Местами уж очень слишком затянут.

Не могу не согласиться с тем, что каждый новый ремейк на картину «совершенный человек» непохож на предыдущий, каждый тонок и изыскан по-своему.

Но вновь появление скучных и однообразных диалогов между режиссерами, заставляет перематывать или вовсе заканчивать просмотр картины.

Этот фильм стал первым документальным фильмом Триера, и я считаю, неудачным.

28 ноября 2014

Все возможно

Пять препятствий… впервые столкнулась с таким родом фильмов. Кажется, что в этой ленте вообще нет сценария — это просто игра двух друзей-гениев кинематографа Ларса фон Триера и Йоргена Лета, снятая на камеру. В течение всех 90 минут я заставляла себя просто смотреть этот фильм. Монотонный фильм, где уже даже обычные звуки вызывали раздражение. Такой непривычный глазу монтаж ремейков… Я за традиционные фильмы, экспериментальное кино не для меня…

Так думала я до тех пор, пока после просмотра не переосмыслила все, что увидела.

Каждый поймет эту картину по-своему, кто-то вообще не поймет. Этот фильма — борьба. Ларс фон Триер пытается сломать те ограничения, которые поставил себе Йорген Лет. Что он и делает. Йорген Лет выполняя неприятные ему и кажущиеся нереальными задания для ремейков, ломает свои границы, устоявшиеся за такой большой период творчества.

Все в этом мире возможно, надо только поверить, что ты действительно это сможешь, и действовать.

24 ноября 2014

Два нападающих

«Пять препятствий» — экспериментальное кино 2003 года режиссера Ларса фон Триера. В 1967 году датский режиссер Йорген Лет снял короткометражный фильм «Совершенный человек», который повествует, главным образом, об основных аспектах поведения человека, которые так волнуют и интересуют Йоргена Лет. Документальный фильм «Пять препятствий» выглядит как пять ремейков «Совершенного человека», в каждом из которых персонажи должны преодолевать определенное Триером препятствие.

Йорген Лет, получив полную свободу в реализации каждого фильма, ограниченного каким — либо условием, выбился в итоге в первостатейные звезды. По моему мнению, каждый ремейк — это своеобразное искусство, которое многое может объяснить неискушенному зрителю, но в то же время ко многому обязывает и самого создателя.

Как и полагается артхаусному кино Йоргена Лет, камера подчеркнуто сохраняет эмоциональную дистанцию. Паузы у Йоргена Лет говорят больше слов, неторопливые эпизоды и прерывистые постановки то и дело прерываются лишними, на мой взгляд, деталями. Для солидности показаны кадры диалога Триера с Йорганом, смысл их сотрудничества, хитрую уловки Триера над Йорганом.

Незамысловатая цель всего фильма — пройти путь от совершенства к «человеку». На мой взгляд, фильм — это некая игра, игра, которая показывает проблему между совершенным и человеческим, потому что все люди далеко не совершенны. По мнению Йоргена Лет, кто такой совершенный человек!?» Мы так говорим, когда модем сделать то, что мы говорим» — подчеркивает он. И Ларс фон Триер даже сам заключает: «Не интересно, контроль определяет все. Пусть вещи выходят из под контроля»

Они оба нападающие. Ларс дает очень противоречивые сложные задания для съемок каждого ремейка, а Йорген их выполняет, но при этом в третьей постановке фильма он все таки нарушает правила: Йорген Лет воспринял условия Ларса творчески и интерпретировал в свободное действие. В итоге становится понятно, что Йорген Лет постоянно чувствует себя черепахой, опрокинуть на спину. А Триер чувствует себя на коне:» Люди, которым подставляют подножки должны выглядеть разбитыми ?»

В заключение «фильм- игра» закончился полной разгадкой хитрого замысла Ларса. Разгадкой оказалось наказание Йоргена Лет за его фильмографическую деятельность, наказание за то, каков он есть. Йорген Лет:» Мои фильмы — блеф, Ларс, мое убежище. Спасибо, что наказал так красиво»

6 из 10

21 ноября 2014

Преодоление

Жанр: Портрет Йоргена Лете, написанный Ларсом Фон Триером.

В данном фильме Ларс Фон Триер пытается показать плод творения через безумие препятствий. В этом эксперименте передаются мысли режиссера о том, что условия его друга изначально губят картину. Проходят Дни тяжелых раздумий.

из этого количества преград рождается культ Творца, который вынашивает идею каждого фильма, накапливая мыслительную энергию и аккумулируя визуальные образы.

Триер заставил друга обновить собственный киноязык, не только преодолевая те препятствия, что он создавал, но и изобретая для себя новые способы повествования. Йорген благодарен ему за то, что вынудил все это сделать, за его настойчивость и уверенность в том, что можно решить проблемы конструктивно, творчески.

В «Пяти препятствиях» сам процесс работы и есть драматургия. Это чудесно, что не только авторы, но и зрители могут воспринимать процесс работы над фильмом как драму. испытываю от этого большое удовольствие.

Путь от человека к совершенству. Передача драм. Смысл изображения сверх-задачи режиссера находится в симбиозе идей и визуальными эффектами, которые по мысли Триера должны сбивать с толку своего друга.

Проходя через все круги ада божественного творения Ларса Фон Триера, передается Проверка на нравственность своего товарища, который в загнанных условиях сопереживает своему детищу. На что он готов пойти ради воплощения мысли. Заставляют снимать в 12 кадрах, без декораций, самому сыграть главную роль. Ему предлагают выбор самому найти самое убогое место, создавая противоположность совершенному человеку. Поставить его на самое убогое место. Сохранит ли герой совершенство в извращенной форме повествования. Поставить себя на место совершенного человека, прочувствовать его сущность в себе. Прожить соц. трагедию на себе.

Издевательства Ларса над своим другом-учителем для большего осознания своего развития в подаче мысли, воплощения в кадре.

Должно быть разграничение в обязанностях. Если режиссер видит сцену он знает как раскрыть образ, затронуть ту идею, передать ее на языке кадра. Это не значит, что он сам в роли актера сможет сделать это. Пространство кадра заключенного в рамку реальности.

Невозможно представить, какое чувство стыда ощущал йорген, вкушая прекрасный дорогой обед перед нищими людьми. Йорген прекрасно вообразил сцену социального неравенства, передавая одну из идей фильма. В другом контексте звучало как оскорбление или было грубой сатирой, — здесь является блестящим противоречивым образом.

Двуличность людей, что скрывается за совершенным видом ? Индивидуальность человека — основная отличительная черта. Все мы особы внутри. Единственное доступное человеку совершенство — это совершенство формы, и оно необходимо человеку, внутренняя сущность которого никогда не совершенна, а часто — хаос. Человек изо всех сил стремится к совершенству и достигает его в его наивысшем проявлении — творчестве, искусстве. Искусство двигает мир вперед.

Ларс показал своего учителя гением не только в режиссуре, а также в актерстве, анимации и самое искренне — сверхчеловеком.

Режиссерскую мысль не убить. Создавая препятствия и обходя их мы становимся сильнее.

Сверх самолюбие, которое иронично показывает Ларс, разрушается в конце фильма, ведь никто не сможет вторгнуться в мысль режиссера, когда он рождал свою сверхзадачу фильма. Это словно вторгнуться в чужую крепкую семью. Перевоспитать чужого ребенка. Ларс не смог втоптать Йоргена. Он хотел спустить Лета от совершенного до обыденного, пропитанного человеческими пороками уровне.

Триер прекрасно показал всю внутреннюю сущность йоргена, который в виду своей скромности не сопоставляет себя с совершенным нравственным и духовным человеком. Пытаясь сломать Йоргена мы видим как Триер ломает себя, создавая свое искусство. Этими методами скорее всего так вдохновляется. Возможно ларс, пытался навязать свою свою методику йоргену, но качества настоящего творца всегда индивидуальны. В этом сила и уникальность искусства. Триер всегда задает себе препятствия. Это очень откровенный фильм.

Триер проигрывает в этом состязании, зная о том, что такой исход был неизбежен. Это прекраснейший поступок перед своим учителем, сущность которого он так и не смог сломать. Весь закон жизни искусства передан в этом документальном кинофильме. Триер лаконично передал основную идею этой картины- неуязвимость человека в определенных ситуациях. Созерцательность в этом фильме сможет найти только человек, любящий жанр независимого кино.

Данная документальная лента подходит начинающему режиссеру, как учебное пособие.

8 из 10

20 ноября 2014

Гением надо управлять…

Совершенный человек — кто это? Ларс фон Триер утверждает, что это его учитель Йорген Лето. Но при этом он осмелился учить своего наставника, он даже говорит: «Я знаю Лето лучше, чем он сам». То есть Триер считает себя лучше совершенства? Неслыханная дерзость. Невероятным образом Ларс фон Триер уговорил Лето на эту замысловатую аферу. Что он предложил ему взамен, так и останется тайной.

Йорген должен снять пять ремейков на свой лучший фильм. Но каждый раз фон Триер ставит определенные условия, которые «учитель» должен соблюдать. Триер управляет гением Йоргеном. А кто же сможет справится с самим фон Триером?.. Интересно, чтобы он ответил на этот вопрос.

Безусловно, интересно наблюдать за созданием чего-то нового, за полетом безграничной фантазии Йоргена Лето. Каждый новый ремейк может претендовать на звание полноценного короткометражного фильма, на отдельное от остальных существование. Мультипликация вовсе выглядит невероятно и вне конкуренции. Все это очень интересно и может стать ярким поучающим пособием для создателей кино.

Но, чтобы выдержать просмотр всего фильма от начала до конца… нужно хорошенько выспаться. Потому что качество съемки, звука, построение диалогов оставляет желать лучшего. Паузы между сюжетами затянуты, беседы между режиссерами — это поединок между двумя совершенствами. Но он интересен только им.

Посмотреть один раз из любопытства, как Йорген Лето справится с заданиями — ДА.

Пересматривать картину? Определенно НЕТ.

5 из 10

20 ноября 2014

Правила Игры

«5 препятствий» Ларса фон Триера — документальный фильм о том, ака именитый режиссер предлагает Йоргену Лету сделать римейк его собственного фильма «Совершенный человек» пять раз, но каждый раз выполняя особые условия — то ему не разрешается использовать декорации, то необходимо сделать весь фильм анимационным. Выдвигая свои требования, фон Триер больше походит на диктатора, чем на коллегу-режиссера. Йоргену Лету, преодолевая эти препятствия, каждый раз приходится переосмысливать свою старую работу и важные аспекты, затронутые в ней.

Фильм иллюстрирует процесс создания шедевра, раз за разом, несмотря на трудности. У Йоргена каждый раз получается нам по новому показать свою картину, хотя, когда он только приступает к выполнению очередного задания, снова и снова ему кажется, что это невозможно.

«Пять препятствий» в очередной раз доказывают нам гений Ларса фон Триера. Он показывает, что кинорежиссер понимает не только важность умения нарушать правила, но и преимущества которые они могут дать. Фильм показывает, как решения, которые принимает режиссер в процессе создания, влияют на конечный результат.

Картина фон Триера — Великолепный документальный фильм для тех, кто заинтересован в процессе создания кино. Он показывает множество аспектов создания кинокартин, а так же, что все сложности, кажущиеся непреодолимыми сначала, можно обойти и даже извлечь из них выгоду.

19 ноября 2014

Идея есть, исполнения нет

Фильм «5 препятствий» вышедший в 2003 году по жанру является документальным кино. С первых минут фильма зритель сразу чувствует жанр фильма, при помощи операторской работы, работы сценариста. Сразу видно, что это не постановка, а съемка в живом режиме. Оператор делает много акцентов на внешности героя Йоргена Лета, которыйснял короткометражку «совершенный человек» в 1967 году.

Сюжет фильма состоит в том, что производится эксперимент на режиссере фильма 1967 года Йоргене Лете. Перед ним ставится задача сделать ремейки на фильм, но при этом соблюдая различные условия. И с этими задачами у него получается справится, применяя не стандартные решения.

Идея у фильма довольно интересная, но сама картинка скучна. Долгие однообразные кадры, которые не привлекают внимания, однотипные диалоги. Я считаю, что такой эксперимент можно было снять на много интереснее и фильм был бы гораздо интереснее.

18 ноября 2014

Пять безобидных игр с Йоргеном Летом.

Пять препятствий — пять безобидных игр с Йоргеном Летом. Мы наблюдаем за этой игрой. Мы жаждем узнать итог игры. С нетерпением вглядываемся в каждую минуту фильма в ожидании очередного шедевра от Йоргана Лета. На первый взгляд это фильм о фильме, фильм о создании 5 ремейков шедевра 1967 года — «Совершенный человек». Йорган переснимает свой фильм 5 раз при определенных условиях поставленных Ларсом фон Триером. Каждый новый фильм снят через новое видение режиссера, через призму его прожитых переживаний за период от первого «Совершенного человека» до создания последнего. Каждый ремейк — целостное, интересное, интеллектуальное и душевное кино. Ко всему этому, зрители в роли наблюдателей могут видеть само создание кино, так сказать, посмотреть «изнутри» на процесс съемки, что тоже не оставляет равно душным.

Но дойдя до последнего ремейка, раскрывается вся суть фильма — противостояние двух гениев. Была ли это игра? Или это вся история о несовершенстве «совершенного» человека, будь то Йорган или Ларс? Оба гения раскрыли свое человеческое я, свои недостатки, каждый в своей манере, каждый из них упал «как падает совершенный человек». Но удалось ли им подняться? Стать лучше или хуже? Вывод за вами!

18 ноября 2014

Правила игры

Пять препятствий — это короткий, документальный, концептуальный фильм об игре между Ларсом фон Триером и его старым другом, Йоргеном Летом. В шестидесятых Лет сделал короткий художественный фильм под названием «Совершенный человек», которым фон Триер всегда восхищался. Ларс фон Триер предлагает снять своему товарищу 5 римейков своей короткометражки, при этом вводя трудные условия, препятствия.

Наблюдая эту игру, мы узнаем много нового о том, как фон Триер работает с другими людьми при создании фильмов. Такое происходит не только в рамках этой документальной работы, а всегда при работе над своими фильмами. Триер накладывает набор ограничений на себя и других, и преодолевая их создает свои высококачественные продукты. Этот фильм помогает осознать зачастую сложную и трудновыполнимую работу режиссера изнутри. Лет соглашается на этот эксперимент в силу своей дружбы с Триером. Но стоит отметить, что с подобными взглядами приходится мириться актерам, снимающимся у этого режиссера, ради конечного результата и искусства в целом.

Пять препятствий — это частично документальный фильм, частично психодрама. Мне этот фильм показался достаточно занимательным и пробуждающим интерес а просмотра других фильмов Ларса фон Триера, чтобы оценить к чему могут привести подобные взгляды на ограничение самого себя при производстве кино проекта.

Но для меня остался открытым вопрос, что же это? Фильм фон Триера или же фильм о фон Триере? Я затрудняюсь ответить.

18 ноября 2014

«Пять препятствий» — фильм о взаимоотношениях двух не просто режиссеров, а двух людей. Эти взаимоотношения в данном фильме раскрываются в их совместной работе.

В далеком 1967 году датский режиссер Йорген Лет снял короткометражный фильм «Совершенный человек», повествующий, главным образом, об основных аспектах поведения человека, которые так волнуют Йоргена Лета.

В 2000 году всемирно известный арт-хаусный режиссер Ларс Фон Триер предложил Йоргену сделать совместную ленту. Но основным его условием было то, что фильм должен выглядеть как пять ремейков «Совершенного человека», причем, в каждом из которых персонажи должны преодолевать определенное Триером препятствие. Йоргену пришлось серьезно поразмыслить над сюжетной линией и характером персонажей своей первой работы. Ларс Фон Триер предоставляет своему коллеге полную свободу в создании фильма, оставляя лишь пять условий.

Понять содержание этого фильма и вообще многих других художественных произведений разных жанров помогают слова Б. Окуджавы:

У поэта соперников нету -

ни на улице и не в судьбе.

И когда он кричит всему свету,

это он не о вас — о себе.

И в этом фильме речь идет не столько об «идеальном человеке» и о задаче сократить дистанцию между «идеальным человеком» и человеком реальным. Речь идет о работе художника-режиссера над задачами, которые ему ставит другой режиссер-художник. И этот первый режиссер — Ларс Триер ставит задачи перед режиссером вторым — Йоргеном Летом именно для того, чтобы последний рельефней показал грани своего таланта.

Потому что, как об этом уже прямо говорит Йорген Лет в последних кадрах этого фильма они с Ларсом Триером любят друг друга. Видят друг в друге прекрасное. Желают друг другу полного раскрытия их творческих способностей.

Фильм об «Идеальном человеке» у этих режиссеров не получился и не мог получиться. Но вот фильм об их взаимной работе, дружбе и любви у них получился вполне.

18 ноября 2014

Препятствие за препятствием.

«Пять препятствий» — фильм, в котором стараешься не упустить ни единого слова, фильм, который смотришь, склонившись вперед, чтобы быть как можно ближе к экрану и может быть — даже попытаться проникнуть внутрь всего происходящего…

«Пять препятствий» — документальная зарисовка на любителя. Довольно любопытно понаблюдать за диспутами двух мэтров датского кино, за соревнованием художественного и документального направлений. Но сложно представить себе человека, которого это удержит дольше 5 минут. Пожалуй, единственное, что заставляет продолжать смотреть этот фильм, — ожидание нового сюжета от Йогана Лета: каждый непохож на предыдущий, каждый тонок и изыскан по-своему и каждый покоряет зрителя заново

18 ноября 2014

Как падает совершенный человек? Лицом на землю…

Пять препятствий — фильм, снятый Ларсом фон Триером на основе 12-минутной короткометражки «Совершенный человек» 1967 г. датского режиссера Йоргена Лета, повествующей о жизни некоего гражданина, о том, как он занимался делами, ел, пил… Просматривая ленту «Пять препятствий» не стоит забывать о том, что фон Триер и Лет друзья и возможно Ларс знает Йоргена так хорошо, как никто другой.

Этот фильм-противостояние, фильм-борьба, желание Триера сломать границы, смести стереотипы. Почему он выбрал именно «Совершенного человека», что он увидел такого в фильме, перевернувшего ее сознание и побудившего создать ремейк, и не просто ремейк, а что-то совершенно новое, прошедшее через препятствия?Каждый раз он создает Йоргену новые ограничения, ставит в условия, которые неприятны, а порой совершенно выходят за рамки, которые установил себе великий Лет. Он кидает ему вызов, говоря о том, что получится барахло, но ожидая шедевр.

Фильм может показаться однотонным, даже муторным, здесь практически нет музыкального сопровождения, а лишь звуки, которые даже могут вызывать раздражение, щелки пальцами, шорох сигары, гул машин. Но мы видим, как постепенно меняется Йорген Лет, как он принимает каждый вызов, нескромно называя себя гениальным. Но кажется, что Ларсу нужно не совсем это, он просит сделать ему подарок, просит «вымучивать свою роль, как актер», прочувствовать ее. Местами он заставляет Лета делать то, что тот ненавидит. Через весь фильм красной нитью виден вопрос «А достаточно ли совершенен тот самый совершенный человек?», может наоборот, он обыкновенный «человечный человек?».

Некоторые обрывки фраз, слова показывают нам, что Триер действительно любит Лета, он восторгается его талантом и он хочет показать через этот фильм что-то важное, что-то, что сделает Йоргена счастливее.

Йорген Лет воспринимает это как игру, но все же он догадывается, он чувствует, для чего затеян этот большой эксперимент. В какой -то момент он говорит о том, стоит ли вызывать большую шумиху вокруг этого проекта? Возможно нет…

И хотя совершенный человек падает лицом на землю, он все равно поднимается…

17 ноября 2014

Совершенный человек пишет рецензию. Как он это делает? Вот так.

«Пять препятствий» — это фильм о противоборстве взглядов двух старых друзей, режиссеров: Ларса фон Триера и Йоргега Лета. Препятствия — это ограничения, которые Ларс фон Триер ставит перед Йоргеном в попытке создать пять ремейков фильма «Совершенный человек». Целью воссоздания самого известного фильма Йоргена является его перерождение как личности. Ларс фон Триер хочет сломать оболочку Йоргена, «пробиться через его броню», увидеть его истинное лицо, которое он так старательно скрывает под перфекционизмом и режиссерскими шаблонами.

Сначала препятствия кажутся случайными, подобранными таким образом, чтобы поиздеваться, усложнить творческий процесс Йоргена. Затем создается четкая картина, видимость и избирательность именно этих препятствий. Ларс фон Триер вводит ограничения постепенно, начиная от стиля режиссера и заканчивая глубинами его личности.

Кажется, что миссия фон Триера провалилась, Лет так ничему и не научился, ничего не понял. В течение всего фильма Йорген прибегает к различным уловкам, увиливая от ограничений Ларса, с помощью которых режиссер пытался сломить его, обнажить его личность. Но именно через свой защитный механизм Йорген и раскрывает своё истинное лицо. Он сам и его фильмы находятся в выдуманном мире, где уродство реальности скрывается за декорациями. Йорген боится потерять свой гений, показывая подлинную картину мира, ударить в грязь лицом. Сам Лет не прибедняется, говоря о своём таланте. Создается впечатление, что сам режиссер ставит себя выше обычного человека. Однако фон Триер видит Йоргена с другой перспективы: по его мнению, фильмы Лета наполнены ложью и притворством, в них мало эксперимента и много шаблонов, но самое главное — в них нет самого режиссера. Фильмы отвязаны от его личности, от событий его жизни и переживаний. После каждого испытания Ларс, кажется, терпит неудачу: он не видит изменений в Йоргене.

В конце концов, мы видим, что в результате данного эксперимента изменился не только Йорген Лет, но и сам Ларс фон Триер. Ларс считал, что Лет скрывает свое я, но на самом деле в этом и есть его личность. Йорген не совершенный человек, он обыкновенный трус, который боится оступиться и подвергнуть сомнениям свои идеалы, однако он прекрасно это понимает, как понимает и то, что он самый обыкновенный человек.

16 ноября 2014

Без границ

Фильм о фильмах или фильм-эксперимент — «Пять препятствий». Картина, безусловно, документальная. И это зритель понимает с первых кадров. Работа оператора как будто небрежная. Он просто ходит за именитым режиссером и наблюдает за процессом съемки. Главной идея фильма — показать, как творческая личность, которую поставили в жесткие рамки, творит, справляется с задачей. Йорген Лет, безусловно, гениальный режиссер, и доказывает это с каждым своим творением.

Что на счет всего фильма… Намного интереснее смотреть ремейки «Совершенного человека», чем главное действие. Здесь нет захватывающего сюжета и моментов, когда «останавливается» сердце. Всё происходит достаточно монотонно. Чтобы досмотреть его до конца, нужна выдержка. Картина получилась авторской. И найдет своего зрителя в лице почитателей Ларса фон Триера.

Несмотря на это идея фильма замечательная. Противостояние двух режиссеров, как двух титанов, похоже на борьбу добра и зла. И как замечательно, что в пятом ремейке Йорген Лету — «совершенный человек», выдержавший все препятствия. Добро восторжествовало! Гения не заточить в рамки и не испугать ограничениями.

13 ноября 2014

Создание совершенного человека

Как же выглядит совершенный человек? Что он ест? Как одевается? Этими вопросами задался известный режиссер-документалист Йорген Лет и найденные ответы он изложил в своей картине 1967 года — «Совершенный человек». Спустя несколько десятков лет этими же вопросами заинтересовался и Ларс фон Триер. Первый в своей карьере документальный фильм он решается снимать при помощи одного из любимейший документалистов. И это оказывается не просто новый фильм, и даже не просто ремейк… А целых пять ремейков короткометражки в главной роли с создателем оригинала.

Анализируя сюжет, мы видим что Триер просто ставит перед Йойргеном какие-то немыслимые условия для переснятия фильма. То оправляя его в неимоверные места; то требуя снимать в Бомбее улицы, полные людьми, но только так чтобы этих людей не было видно; то заставляя Лета самого сыграть этого «Совершенного человека». Триер пытается включить его воображения, прося переснять свой фильм в виде анимации.

Не смотря на все сложности и все негодования Лета, он пытается возможно где-то пересилить себя и заставить, но однако каждый раз справляется с задачей и довольно успешно. Правда просмотрев всю картину до конца мы понимаем, что Ларсу по факту не сильно то и были важны те ремейки, он просто проводит, так сказать, пятиступенчатый курс «психотерапии» для усталого режиссера, выводя его из сезонной депрессии. В итоге, у Йоргена с каждой новой ступенью появляется юношеский энтузиазм и он как будто молодеет на глазах, выполняя даже то, в чем вроде бы признавался сам себе, что не сможет этого сделать.

Триер добился того, что задумал с самого начала — он создал своего Совершенного человека!

13 ноября 2014

В погоне за идеалом

«Пять препятствий» это некая работа над ошибками, которую Ларс фон Триер поручил сделать Йоргену Лету. Подкидывая препятствие за препятствием, Триер заставляет Лета усовершенствовать его же короткометражку «Совершенный человек». В ходе этого процесса выражается истинная «дьявольская» сущность Ларса он Триера, он как бы издевается над своим же учителем Йоргеном Летом, сковывая его во все большие рамки, чтобы достичь совершенства и перфекционизма. В итоге мы видим фильм о фильме, о погоне за идеалом, также пять необычных ремейков старой документалки.

Несомненно, Ларса фон Триера можно назвать провокатором, в чем он и сам признается в данной картине. Его слова: «Мне нравится, когда зрители находят в моем фильме больше, чем я в него вкладываю», — сами по себе являются провокацией, но это не умаляет заслуг режиссера. Его фильмы о нем, о том, что его интересует, а главное, что характеры и герои в них живые.

Зрителю фильм может понравиться или не понравиться, но равнодушным он его точно не оставит, в этом вся суть картин Триера.

13 ноября 2014

Confused Lars

В далеком 1967 году Йорган Лет снял свою 12-минутную короткометражку «Совершенный человек», но вряд ли он знал, что в 2001 он и его работа подвергнется пяти испытаниям, а идея эта будет принадлежать Ларсу фон Триеру, который снял фильм «Пять препятствий».

Не случайно Триер выбрал именно Йоргена Лета для своего эксперимента. Как признался сам Ларс фон Триер, он смотрел «Совершенного человека» не меньше 20 раз и знает Лета лучше, чем он сам знает себя. Весьма самонадеянное высказывание, которое после просмотра «Пяти препятсвий» можно подвергнуть сомнению.

С определенным хладнокровием и Триер заставлял Йоргена Лета переснимать «Совершенного человека», раз за разом ставя новые условия, которые были для режиссера настоящей пыткой: снять ремейк в отвратительном месте, не показывая людей, использовать в одном фрагменте фильма только 12 кадров, создать мультфильм и другие. 87 минут зритель следит за режиссером, который задает себе вопрос: «Как?». Но всегда свои ремейки Йорген Лет демонстрирует с огромным удовольствием, явно собой гордясь. И тогда уже во взгляде Триера заметен вопрос: «Как?». Как сломать Лета? Как вывести его из зоны комфорта и пошатнуть его принципы? Ведь каждый раз Йорген обходит препятствия, доказывая свое мастерство, при этом не предавая себя самого и оставаясь загадкой для Триера.

Какова же идея фильма. Показать ли как рождается гениальное кино? Продемострировать ли творческие метания режиссера? Или доказать, что настоящий мастер сможет создавать в любых условиях и человеческих гений не имеет рамок и не сломается перед условностями? Так или иначе, но Триеру удалось заставить зрителя задуматься, и поставить в тупик и себя, и Йоргена Лета.

Фильм «Пять препятствий» привлекает еще и тем, что Ларс фон Триер предстает в роли учителя и судьи. Весьма интересно слушать его критику в адрес мастеровитого и опытного режиссера, следить за тем, как он преподносит новые препятствия и выдвигает условия.

В итоге, после просмотра остается много вопросов, ощущение, что ты побывал на съемках фильма и близко познакомился с работой режиссера, и увидел Ларса фон Триера в непривычной для него роли. Как следствие, фильм будет интересен для будущих режиссеров или людей интересующихся кинематографом, не стоит обходить стороной эту картину и поклонникам фон Триера, да и любителям рефлексировать на досуге тоже будет полезно знакомство с «Пятью препятствиями».

7 из 10

13 ноября 2014

Вдохновение рождается из провокации

Когда-то Ларс фон Триер посещал лекции Йоргена Лета по кинематографии и восхищался его работами. А в 2001-ом году предложил своему бывшему учителю сделать совместный фильм на основе короткометражки Лета «Идеальный человек», которая некогда вдохновила творчество Триера. Так получился фильм «Пять препятствий» — пять римейков картины, по одному препятствию на каждый фильм.

Триер далеко не первым решил сделать подобный проект. В «Братья Люмьер», например, 40 режиссеров попросили снять киноролики длиной в 50 секунд, используя камеру братьев Люмьер. А в «На десять минут старше: Труба/Виолончель» 15 режиссерам предложили снять собственный 10 минутный римейк на короткометражку 1978 г. «На десять минут старше», оставляя лишь главную идею — понимание времени. Правда, Триер совместил художественное и документальное, показывая в фильме не только готовые киноролики, но и сам процесс обсуждения каждой новой части проекта. В картине он, без сомнения, пытается заставить Лета перейти все границы, нарушить собственные правила, сломать его.

Тот, в свою очередь, старается не поддаваться на манипуляции бывшего студента и приспосабливается к трудностям. В этом смысле «Пять препятствий» — картина скорее о вдохновении. Каждое препятствие, которое ставит Триер(съемки на Кубе и в районе красных фонарей в Бомбее, замена длинных планов на короткий монтаж, перевоплощение в анимацию) вынуждает Лета показывать историю совершенно в новом виде, находить вдохновение в каждой провокации.

Триер отправляет Лета в самое убогое место на земле и отводит ему же главную роль — совершенного человека. Он хочет, чтобы Лет окончательно ушел от того «совершенного», что есть в его фильме 1978 года. Но даже среди трущоб и нищеты Лет не нарушает свои правила.

В конечном счете «Пять препятствий» как раз о человеческой(режиссерской) устойчивости перед, на первый взгляд, невозможными ситуациями. И о том, что все препятствия — лишь формальность.

8 из 10

12 ноября 2014

Совершенство простоты.

Ларс фон Триер… Загадочный, странный и непредсказуемый. Именно таким изначально показался мне сам режиссер. Познакомившись с картиной «Пять препятствий», я еще раз убедилась, насколько необъятным и многогранным является мир режиссуры в целом. Решившись на столь отчаянный шаг — выворачивание наизнанку короткометражного фильма гениального Йоргена Лета «Совершенный человек», господин Триер даже не подозревал, что сможет привнести нечто новое в мир документального кино.

Эксперимент всегда влечет за собой последствия: будь то создание чего-то нового или же, напротив, очередная победа консервативности. А что если эксперимент поставлен над работой мастера своего дела? И способен ли ученик вновь превзойти учителя? на эти вопросы зрителю смог дать ответ сам режиссер этой картины.

Зрителю, доселе не знакомому с творчеством Ларса фон Триера, фильм может показаться непонятным, скучным и местами даже странным. Качество съемки и монтаж на любительском уровне, непонятная суета в кадре, излишняя естественность происходящего. Но это лишь поверхностный взгляд.

Анализируя сюжетную идею «Пять препятствий», можно заметить, что, отметая все недочеты (а может, напротив, умышленные уловки мастера), в картине ярко продемонстрирована сущность понятия «гениальность бытия». Лет совершенно не тушуется перед встающими на его пути «препятствиями» и ловко маневрирует настроениями зрителей, создавая иной поворот его предыдущей картины. Как бы ни старался Триер изощриться в создании новых заданий мастеру, каждый раз Йорген достойно справляется с ними.

Он честно признается, что иногда задания сильно противоречат его внутреннему «я» и, порой, кажутся ему абсурдными. Но стоит заметить, насколько мы все азартны от природы, и в последствии, эксперимент становится некой игрой, все сильнее и сильнее затягивая не только главных героев фильма, но и нас, зрителей. Интерес, движущий Летом и Триером, является смыслом их жизни — взглянуть иначе на очевидное. Казалось бы, есть фильм, есть идея, есть некий вывод. А для чего нам все это? Что же хотел сказать нам режиссер? И стоит ли смотреть то, в чем по сути, мы ничтожно субъективны?

Картина поразила меня своим стилем, своим непревзойденным характером. Ларс фон Триер не стремился собрать единомыслящую толпу зрителей перед экранами, снимая сей фильм. Его навязчивой идеей стало доказать, в первую очередь самому себе, что то, в чем ты можешь быть сто процентов уверен как мастер, может в одночасье подвергнуться изменениям и никогда уже не стать прежним. Гениальность — в простоте. Поразительное умение абстрагироваться от привычной ситуации и взглянуть иначе на привычное, выйти из зоны комфорта — вот то, чего не хватает иногда каждому из нас. Документальный фильм «Пять препятствий», на мой взгляд, лучшее тому подтверждение.

Так чем же способен зацепить сей фильм нашего зрителя? Ответ прост: каждому из нас в жизни стоит пройти через эти «пять препятствий», дабы измениться внутренне. Неважно, мастер вы или новичок, иногда стоит просто посмотреть на вещи иначе и, наконец, понять, что совершенство, оно не далекое и недостижимое… Человек Совершенство таится в каждом из нас.

12 ноября 2014

Режиссерские игры

Кино, как и любое искусство, по своей сути должно быть свободным от рамок, ограничений и других барьеров. Единственным сдерживающим фактором может стать лишь фантазия автора, в данном случае режиссера или сценариста, которая, как правило, безгранично. Но что же произойдет, если искусственно загнать творца в жесткие рамки и заставить его выполнить даже самые нелепые условия?

В течение 90 минут просмотра картины «Пять препятствий» Ларса фон Триера мы наблюдаем фильм в фильме о фильме, прощу прощения за повторы. Оригинальная картина 1967 года «Совершенный человек» Йоргена Лета раскрывается спустя 36 лет самим же режиссером с совершенно других сторон. А всему виной изощренные препятствия, которые ставит Ларс фон Триер перед ним. Мы смотрим фильм о жизни кинематографиста, о его работе, о переосмыслении своего же творения. Мы погружаемся в атмосферу переживаний, связанных с процессом создания нового экранного продукта, видим, как режиссер ищет выход из непростых искусственно созданных ситуаций. И в конце концов мы видим собранный по кусочкам ремейк «Совершенного человека», который уже далеко не так совершенен. Каждое препятствие коварного Ларса меняет смысловую окраску фильма, делает его то футуристичным, то беспощадно капиталистическим, то нуарным.

Но после просмотра остается вопрос: «Кто с кем играл?». То ли Ларс фон Триер, грубо залезая в душу Лета, заставляя его пройти через самые страшные и неприятные для него эпизоды; то ли Йорген Лет, почти покорно выполняющий указания, но тем не менее поражая и собственноручно задавая тон эксперименту.

Если вы хоть чуточку заинтересованы в процессе создания кинокартин, хоть немного креативны и ищете что-то новое, то такая режиссерская игра придется вам по вкусу.

12 ноября 2014

Проверка на гениальность

Фильм «Пять препятствий» 2003 года является хорошим примером документального кино, где зритель как бы становится участником действия. И в этом прелесть этой картины. Зритель с легкостью может почувствовать себя частью съемочной группы, создающей испытания. Кому из нас не захочется проверить мастера на прочность, в этой игре на слабо есть своя изюминка. Кто кого. Зритель, дающий оценку работе или мастер, делающий все возможное, чтобы хоть как-то удовлетворить запросы аудитории.

Основной интерес, конечно же вызывает содержание и основная идея фильма. Так как и в любом документальном фильме здесь актерская игра нулевая, т. к. режиссеры, выступающие в роли актеров играют самих себя. Операторская работа на уровне любителя. Иногда, правда, отсутствие качества в видеосъемке отвлекало внимание от происходящего, но что поделать, такой уж жанр, надо передать происходящее как можно естесственнее.

Особо уникальна основная идея этой картины. В чем она состоит? Однозначного ответа дать нельзя. Одна из идей — это фиксация определенного эксперимента на камеру. Эксперимент везде находит свое право на существование, особенно в искусстве, более того, искусство и есть эксперимент, просто зрителю чаще всего показывают результат тщательно спланированного эксперимента, просчитанного до мелочей. Здесь же мир переворачивается на изнанку и перед режиссером ставятся определенные препятствия при создании очередного шедевра.

Получается, в данном эксперименте искусство становится не плодом чьего-то воображение, а испытанием. Главный герой признается, что ему неприятно творить против собственной воли. В данном эксперименте искусство представляется как плод насилия. А кто занимается в жизни искусством из под палки. Это противоестественно. Отсюда появляется определенный интерес к картине. На сколько далеко может зайти эксперимент? Где находятся грани возможностей талантливого режиссера и где искусство теряет свою ценную значимость и перестает нести какой-либо смысл? Достаточно много вопросов появляется для думующего человека после просмотра данной картины. Ответы же у каждого будут свои.

В конце хотелось бы дать ответ на вопрос, стоит ли смотреть данный фильм. Ответ на этот вопрос будет зависеть от нескольких моментов. Вам будет интересно, если вы интересуетесь киноискусством. Будет интересно, если вам нравится само понятие эксперимент, если вы любите мысли интересных людей больше, чем зрелищные картинки, созданные теми же самыми людьми.

Или хотя бы, если вы просто любопытны и не перестаете искать ответы, придумывая для этого все новые вопросы.

Приятного просмотра.

12 ноября 2014

Зависть богов

Уникальный, как все у фон Триера, опыт психоанализа в рамках кинопроизводства, причем кто психоаналитик, а кто испытуемый, не станет ясно даже в конце картины. Однако роскошного триеровского финала это не испортит.

Не ясен характер взаимоотношений персонажей. Если Ларс фон Триер — ученик Йоргена Лета, то даже с учетом его успешности не становится понятнее, почему манипулятивный диктат ученика безропотно принимается учителем. Видимо, некая кинематографическая сделка, условий которой нам не считают нужным сообщить. Даже догадываюсь, почему.

Предмет изысканий Триера в фильме — его (Триера) отношения с совершенством. Именно Йорген Лет — воплощение совершенства для Триера, который имел когда-то сильнейшее кинематографическое впечатление от летовской маленькой документалки «Совершенный человек». Этот эстетический удар был, видимо, настолько силен, что требуется разобраться с его автором. Автору предлагаются самые немыслимые идеи для воплощения, которые тот с невозмутимостью совершенства методично и блестяще реализует. Даже сама форма подчинения Лета Триеру — она не унизительна (как бы ни настаивал на этом великий провокатор) — она совершенна. Йорген Лет безупречен во всем. В итоге Триер, не будь он Триер, конечно же, находит способ выстрелить в небо фейерверком собственной значительности (и это правильно, он же гений), но, клянусь, уверена, что Йорген Лет так и остался для него неразгаданным и недосягаемым эталоном.

8 из 10

15 октября 2013

Von Trier,s games 6,5/10

Ларс фон Триер заставляет бедного Йоргена Лета переснимать Det perfekte menneske aka Perfect Human пять раз подряд, на каждый раз ставя определенные ограничения и запреты, которые Йоргену предстоит преодолеть.

Препятствие за препятствием, Йорген делает свое творение все более совершенным, обворачивает в новые формы от 12 кадровой съемки до мультпликационной версии, а насмешки Фон Триера становятся все более уязвительными. Мне кажется, Ларс таким образом хотел скрыть свою слабость перед Йоргеном, креативно уламывающим каждое из пяти препятствий.

Йорген Лет сделает ремейки собственной картины на Кубе и в Бомбее; будет падать на мягкий ковер, дабы подстроится под установленные злым гением, Ларсом Фон Триером, нережиссерские рамки, ограничивающие реальные возможности Лета. И он это сделает, черт! Он не сломается, как ожидает Ларс.

Lars sucks!

На мой взгляд, Пять препятствий — идеальное пособие для начинающих режиссеров о том, как надо, и как можно снимать фильмы в суровых условиях.

6,5 из 10

20 июля 2013

Кинематографический самоанализ по Триеру

Не стоит и говорить, что Ларс фон Триер, равно как и его творчество — одна большая провокация. И этот фильм является тому подтверждением.

Желая вывести своего коллегу по цеху — режиссера Йоргена Лета из депрессии, Триер предлагает ему пять раз переснять короткометражку «Совершенный человек», в соответствии с пятью различными препятствиями. С помощью них Триер хочет увидеть совершено человечного человека в Лете (или самом себе).

Препятствия или правила игры определяют степень свободы художника, у каждого свое табу, которое позволяет быть абсолютно свободным в указанных рамках, с одной стороны, и творчески обыгрывать препятствия, с другой. Это утверждением справедливо и для исследователя (Триера) и для исследуемого (Лета), достаточно вспомнить триеровскую Догму, сравнение препятствий с которой так и напрашивается.

7 из 10

14 марта 2012

Банзай, режиссер!

Крайне любопытный эксперимент. Товарищ Ларс фон Триер (как в принципе и любой другой толковый режиссер) и раньше тяготевший к познанию сути Кинематографа, путем порой откровенного садизма (см. художественный кинофильм «Догвилль»), на сей раз переплюнул сам себя и снял одну из лучших работ за всю свою карьеру.

Взяв за основу одну из своих любимейших лент, короткометражку «Совершенный человек», снятую его наставником и другом Йоргеном Летом (между прочим, одним из вдохновителей идеологии «Догмы-95»), Ларс затеял крайне хитрый и одновременно бессмысленный эксперимент, заставив беднягу несколько раз переснимать свой же фильм, но преодолевая всевозможные трудности (вроде задачи сделать каждый монтажный кадр меньше секунды или не использовать людей но показать ужасное место), тем самым (в теории) добиваясь полного совершенства.

Но не все так просто. И дело даже не в том, что требования к каждой новой попытке отдают абсурдом и откровенным издевательством над беднягой (который к слову, от процесса даже получает определенное удовольствие). Вскоре не только бедняга начинает понимать бессмысленность затеи (хотя в то же время проникается ею), но и сам затейник, заранее понимая обреченность всего проекта, начинает задумывать нечто несколько иное, чем ожидалось.

Что же вообще такое Кино? Проекция движущегося изображения со звуком, рассказ истории, развлечение, прибыльный бизнес, самовыражение режиссера, показ реальности или же ее возвышение над реальным миром? Возможно, что-то одно из этого, или все сразу, или даже вообще ничего из этого. Но одно мы знаем точно, кино это один из способов поиска (и возможно даже создания) совершенства.

Совершенство мы ищем везде. Даже когда человек рождается, родители уже хотят, чтобы их драгоценное чадо стало идеальным, так сказать, совершенным. Усилия, конечно же, остаются тщетными, что-то все равно выходит не так как хотелось бы, а если даже и выходит, то все равно какое-то неудовлетворение остается. И то же самое происходит во всех сферах жизни. Кино (вроде бы) позволяет добиться полного совершенства, можно во всех деталях продумать сценарий, выжать все соки из актеров, подобрать идеальную музыку и при помощи всевозможных визуальных ухищрений довести все до победного конца.

Так думал и сам Триер, но однажды стал в тупик, и (вроде бы) нашел выход, выдал манифест «Догма-95», пусть и заранее обреченный на провал, но все же идея довольно любопытная и в перспективе благодаря ней можно добиться настоящего совершенства, путем его внешнего отсутствия (!). Но тоже не сложилось, идея вымерла через пару фильмов, да и правилам соблюдать в полной мере все равно не получается. Выходит, может никакого совершенства и нет вовсе? Или же действительно оно находится только в его отсутствии? Да и вообще стоит ли игра свеч? Вопросы остаются без ответов и фильм заканчивается. Занавес, все расходятся со своими никому не нужными гипотезами.

2 сентября 2011

Мой добрый глупый Ларс

Пожалуй, главной причиной выбора этого фильма стал Ларс фон Триер. Его картины и его личность. Из интервью актёров, работавших с датским режиссёром, складывалось впечатление, что фон Триер — злой гений и просто сумасшедший. После просмотра его фильмов впечатление укреплялось. И вот «Пять препятствий». Мы наблюдаем за тем, как фон Триер заставляет Йоргена Лета снять своего рода ремейки на фильм «Совершенный человек», фильм, являющийся Библией фон Триера. Он заключает Создателя в определенные рамки. Фон Триер признается, что смотрел фильм больше 20 раз, что он считает Лета гениальнейшим режиссером, но при этом режиссёр подвергает его своего рода пыткам. Датчанин пытается разрушить свой же идеал.

Препятствие первое. 12 кадров, ответы, Куба, никаких декораций. «Догма 95». Наверное, самое простое испытание для Лета, самое, я бы сказала, обычное, несмотря на всю сложность поставленной фон Триером задачи. Лет — совершенный режиссёр своего фильма.

Препятствие второе. Ужасное место, не показывать это, Йорган Лет — совершенный человек, еда. Йорган Лет не справляется с этим заданием. Именно во втором фильме он становится Совершенным человеком, играет его роль, находится на его месте. Из роли «режиссер» переходит в роль «актёр». Лет — совершенный актёр.

Препятствие третье. Не справившись с заданием, Йорган отправляется снимать фильм без препятствий. В этом фильме его роль — создатель чего-то нового, не по подобию «Совершенного человека» 1967 года, а сквозь подобие этого фильма. Лет — совершенный режиссёр нового фильма.

Препятствие четвёртое. Анимация. Лет должен снять мультфильм, т. е, работать в совершенно не свойственном ему жанре. Ему удаётся справиться и с этим препятствием. Лет — совершенный режиссёр анимации.

Препятствие пятое. Прочитать написанный Ларсом фон Триером текст. Здесь он выступает в роли Создателя совершенно нового фильма, он является Автором письма, адресованного фон Триеру, которое написал фон Триер. Он прикладывал меньше всего усилий к прохождению пятого препятствия, но влияние его больше всего остается на пятом фильме. Лет — совершенный человек.

Фон Триер считает себя Создателем, заранее зная, что он не прав. Он ставит себя выше Лета, но при этом признаёт в Лете гения, берёт на себя роль Бога, который поможет Йоргану Лету, откроет глаза, «поможет расправить крылья». Он признаётся, что знает Лета лучше, чем он сам. Вообще, чтобы выразить всю идею фильма, достаточно процитировать то самое письмо от начала и до конца.

«Гением надо управлять» — заявляет фон Триер. И мы действительно видим, что он дает Лету понять своё совершенство (совершенный режиссёр, актёр и т. д.), он пытается открыть в нём это совершенство. Фон Триер ставит препятствия, зная о своём будущем поражении, но, проигрывая, он выигрывает — открывает Лета. Сам признаётся, что задумал всё это с целью помочь Йоргану Лету.

Очень много мыслей после просмотра, и все они таковы, что, цепляясь друг за друга, хоть и составляют цельную композицию, но выражению не поддаются.

Непривычно наблюдать за Ларсом фон Триером, за его мимикой, за его дьявольской, безумной улыбкой, за его непоколебимостью. Непривычно видеть его на экране. Он — Хозяин, Создатель, а Йорган Лет — Совершенный человек. Не зная работ фон Триера, я бы думала, что он, как говорится, слишком много о себе возомнил. Но он прав.

«Добрый глупый Ларс». Лет читает письмо, написанное фон Триером, написанное якобы Летом. Говоря за Лета, Триер пытается открыть Лету глаза, сказать за него то, что должен сказать Лет, что должен понять. Именно Лет читает, потому что после этих препятствий он может сделать это, он расправил крылья. Хотя фон Триер и считает, что проиграл, но, зная о проигрыше заранее, он преклоняется перед Летом. Другой возможности нет. Все пять препятствий делают из Лета совершенного…

1 мая 2011

Игра в бисер

90-минутный сеанс садомазохизма между широко известным в узких артхаузных кругах Ларсом Фон Триером и менее известным в тех же кругах Йоргеном Летом. В роли садиста — первый, в роли мазохиста — второй. Каждый справляется со своей ролью блестяще. И пусть этот фильм анонсирован как документальный, в том, что он сыгран на четко прописанных ролях не приходится.

Начнем с «жертвы». Йорген Лет — как пишут в разных интернет-источниках, выдающийся датский документалист-экспериментатор, о существовании которого многие, однако, узнали благодаря Триеру.

Давным-давно (в 1967 году) Лет снял 12-минутную ленту «Совершенный человек», о достоинствах которой лучше каждому судить самостоятельно. Мнений на счет этого кинопроизведения существует множество, и все они очень разные — проще и быстрее составить свое собственное (12 минут все-таки). В общей сложности Лет снял около сорока киноработ, самые известные из которых «Жизнь в Дании» (1971), «Добро и зло» (1975), «66 сцен из Америки» (1982), «Гаити. Без названия» (1996). Также он пишет стихи и комментирует велогонки для телевидения. А еще он последние 20 лет живет на Гаити, что называет «экспериментом над собственной жизнью».

Вот там-то на Гаити и находит его Ларс фон Триер и в свою очередь предлагает еще один эксперимент. Точнее не один, а целых пять: снять пять римейков на «Совершенного человека». Причем римейки эти должны быть не простые, а снятые с учетом определенных условий, автором которых будет Триер. Лет же в свою очередь будет их беспрекословным исполнителем.

Лет: «Ларс признавался, что, когда был студентом, считал меня высокомерным, заносчивым сукиным сыном, и на этот раз ему хотелось отыграться. Ларс любит вспоминать свои личные травмы и превращать их в сюжеты». Вот из такого вот «сора» и произрастают некоторые кинематографические эксперименты.

Римейки получились, как римейки — сюрреалистические вариации на любителя. Тот же «Совершенный человек», только в профиль — в разные профили. Условия-препятствия от Триера — хитроумны и зловредны. Например, снять фильм на Кубе (почему нет? тем более Лет там никогда не бывал ранее), или снять сцену поедания пищи в самом отвратительном, по мнению Лета, месте на земле (Лет выбирает трущобы в Мумбаи и на глазах у — наверняка голодных — детей совершает изысканную трапезу с ножом и вилкой). И все это, по словам Триера, что бы «ухватить что-то человеческое».

Сценой, которая наиболее адекватно отображает суть происходящего в этой картине, является сцена «призрачного балета со стульями». Ее мы видим в третьем римейке, в котором Триер воплотил свой самый «дьявольский замысел» — оставил Лета без правил, предоставив полную свободу действий. Лет в ужасе: «Это удар ниже пояса!». Сцена выглядит следующим образом: какие-то люди передвигают красивые белые стулья на какой-то террасе, приговаривая: «Это стулья. Их можно передвигать как угодно, как захочется. Чтобы получилась новая, более интересная расстановка. И главное — никакой паники». И при этом «как стулья не передвигай, он придет и посадит свою задницу на любой стул». Кто он — непонятно, но концепция получилась стильная.

В перерывах между римейками Триер и Лет ведут беседы, пьют водку и прочие спиртные напитки, закусывают икрой и прочими снэками, которые для своего гостя приготовил Триер. Гостя, потому как сам он как бы является хозяином дома, беседы, места, положения — в общем, эксперимента в целом. Во время этих непринужденных реприз звучат фразы типа «сними какое-то дерьмо», «это лечение, а не киносоревнование», «это невозможно», «это еще одна суицидальная ситуация», «мне нужно наказать тебя». Наверное, это все — ирония. Очень слабо верится, что Лет на самом деле хотел, чтобы кто-то сделал ему больно. «Я же гений кинематографа», — не то утверждает, не то вопрошает он, заглядывая Триеру в глаза…

Да, кажется, это — ирония. Или попытка переставить какие-то стулья…

6 декабря 2010

Документальный фильм Пять препятствий на экранах кинотеатров с 2003 года, премьерный показ состоялся более 21 года назад, его режиссерами являются Йорген Лет, Ларс фон Триер. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Клаус Ниссен, Майкен Альгрен Нильсен, Дэниэл Эрнандез Родригез, Жаклин Аренал, Вивиан Роза, Йорген Лет, Патрик Бошо, Александра Вандернот, Мари Дежайер, Паскаль Перез, Мешелл Перез, Бент Кристенсен, Андерс Хове, Шарлотта Зилинг, Ян Новицкий.

В то время как во всем мире собрано 279,032 доллара. Производство стран Дания, Швейцария, Бельгия и Франция. Пять препятствий — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.