Отверженные
Les misérables
7.9
7.6
2000, драма, история
Франция, Италия, Испания
16+

В ролях: Жерар Депардье, Кристиан Клавье, Джон Малкович, Виржини Ледуайен, Энрико Ло Версо
и другие
Франция, 19-ый век. Жан Вальжан, освободившись после 20 лет каторги, куда был отправлен за кражу булки хлеба, поклялся вести честную жизнь. Но инспектор полиции Жавер убежден, что преступник всегда останется преступником, и место Вальжану в тюрьме. До скончания века. Несмотря ни на что, Вальжан становится удачливым промышленником и мэром провинциального города. Но неправедное правосудие вновь настигает его. Вместе с приемной дочерью Козеттой Вальжан бежит в Париж. Но и там ему приходится продолжить борьбу со своим неумолимым преследователем…

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Отверженные

английское название:

Les misérables

год: 2000
страны:
Франция, Италия, Испания, Германия, США
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Вилли Стассен
композитор:
художники: Ришар Кунин, Жан-Филипп Абрил, Фридерик Карали
монтаж: ,
жанры: драма, история
Поделиться
Финансы
Бюджет: 165000000
Дата выхода
Мировая премьера: 4 сентября 2000 г.
на DVD: 13 апреля 2006 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Видео к сериалу «Отверженные», 2000

Видео: Русский трейлер (Отверженные, 2000) - вся информация о сериале на FilmNavi.ru
Русский трейлер

Отзывы критиков о сериале «Отверженные», 2000

Душа человека в поисках правды на улицах Парижа в водовороте событий истории

«Отверженные» — экранизация великого и бессмертного романа Виктора Гюго, поставленная в 2000 году.

В роли Жана Вальжана здесь Жерар Депардье. Жан Вальжан — образ каторжника, просидевшего в тюрьме 19 лет за кражу хлеба для малышки. Каторжник, для которого долгие годы тюремного заключения заставили поверить в то, что он отверженный этим миром. Через 19 лет он выходит на свободу, убежденный в своей греховности, которую уже не исправить. Но это только начало романа, фильма. Жан Вальжан — образ настолько сложный, противоречивый, но важный, через который Виктор Гюго раскрывает торжество добра и добродетели после многого времени терзания в душе между добром и злом, верой в себя и безверием, вдохновением и упадком. Этот образ в разных экранизациях играли такие выдающиеся актеры, как Жан Габен, Жан Поль Бельмондо, Хью Джекман. Здесь эту роль играет Жерар Депардье. И великий Жерар Депардье сумел передать внутренние противоречия этого образа, полные эмоциональности, драматизма. Когда епископ Мирель — представитель Веры показал отчаявшемуся, что добро, милосердие есть, Жерар Депардье показал этот переход к осознанию того, что добро есть. Оно есть несмотря на тюремные стены, нищету, отчаяние. Осознавший будет нести в мир свет, добро.

Если колесо судьбы даст этому несчастному власть, пост мэра, он будет нести свет и добро здесь.

Прийти и сказать правду, защитив несчастного Шаматье, под шум удивления свидетелей.

Осознать боль несчастной Фантины «отверженной» также, девушки, которая мечтала о счастливой жизни матери и жены, но отвергнутой, попавшей круг рутинного, непосильного для хрупкого тела труда, а если падение продолжится. Шарлотта Гесбур с исхудавшим, измученным лицом, но скрытой чувственностью передала красоту души и боль этого образа. В другой экранизации сумела это передать и Эн Хэтуэй.

И помочь несчастной Козете, дочери Фантины, девочке, которую жизнь и нестойкие духом, злые Тенардье сделали «вечной» прислугой, которая в тяжелом труде не имела права на счастливое детство. И Кристиан Клавье тут в образе Тенардье передал двуличие, злость, порочность мещанской души человека. Ровно то, что вложил в этот образ В. Гюго. Но среди ночи появится незнакомец, как луч среди света. Он будет добр, он защитит девочку Козету перед обидчиками. Он сможет подарить ей куклу, большую и прекрасную. А затем и путь в мир добра и света, который кажется недостижимой сказкой. Где будет комфорт, покой, любовь, счастье юности, молодости.

В роли Мариуса актер передал красоту юности, с ее порывом к познанию наук на студенческих скамьях, свободы на улицах, любви. Но Козета и Эпонина, разные по характеру с разными оттенками переживают любовь к Мариусу.

Но есть и инспектор Жавер. Джону Малковичу здесь удалось передать в этом образе черствость, логичность, и сильный интеллект, но непонимание души человека из-за дистанцированности от эмоций, чувств. Но если человек сможет взять себя в руки и стать выше. Нести свет, добро и любовь, не сломившись каторгой, настолько сильно и глубоко, что холодное сердце инспектора должно осознать это. И это переворот в его душе.

Бессмертный образ навеки мальчика Гавроша, как губка впитывающего все с улиц Парижа, но сердце его чисто.

Роман, где душа человека в ее поисках добра и любви вовлечена в водоворот исторических событий, где история творится на улицах, баррикадах. Этот роман вновь прекрасно экранизирован, неся в себе те идеи, мысли, которые заложил Виктор Гюго в свое бессмертное произведение.

10 из 10

26 октября 2020

Если ты отверженный, то это на всю жизнь

Данную экранизацию «Отверженных» смело можно назвать одной из лучших, как минимум после классического фильма 1958 года с Жаном Габеном. Здесь и достаточно подробное изложение событий (с минимальным количеством отсебятины), отличные актеры и, пожалуй, самый достоверный антураж Франции первой половины XIX века. Есть еще фильм Робера Оссейна 1982 года, который многие гурманы очень ценят, но, на мой взгляд, он чересчур мрачный. Это если говорить о самых точных, «правильных» экранизациях знаменитой эпопеи.

Поскольку мини-сериал снимала Жозе Дайан, ранее подарившая зрителям весьма похожего «Графа Монте-Кристо», то само собой напрашивается сравнение. И сравнение, к счастью, однозначно в пользу «Отверженных», хотя бы потому, что вездесущему Жерару Депардье Жан Вальжан пришелся больше к лицу, чем Эдмон Дантес. И сценарий здесь явно ближе к первоисточнику — в «Графе» переборщили с «поправками автора».

Пересказывать сюжет излишне — он в общих чертах известен каждому. Остановлюсь лишь на нескольких пунктах.

Самый заметный ляп сериала это, конечно же, Гаврош — эдакий Питер Пэн французского разлива. Почему он не вырос, хотя прошло шесть лет? Известно это только сценаристам. Да и парню, его игравшему, очевидно, лет 15, а не 12, что тоже бросается в глаза. Хотя кроме этих «мелочей», нареканий на образ нет — очень точно передан. Гаврош получился приятным, обаятельным, веселым мальчуганом с трагической судьбой, но без приторности и пафоса, которые бы раздражали.

Есть два момента, которые откровенно разочаровали — это кукла Козетты и слон Наполеона (вернее, его отсутствие).

В кукле, которой Козетта любовалась на витрине и которую потом ей вручил Жан Вальжан, было сосредоточено всё, о чем мечтала эта маленькая, полуголодная, затравленная девочка. Роскошная кукла — это символ счастливого детства, свободного от жестоких Тенардье. Признаюсь, после того, как я прочитала соответствующий отрывок в романе, мне самой захотелось иметь такую куклу — хотя бы на память о том времени, когда я читала книгу. И что же? Вместо новой, красивой «мадам» в розовом платье, Вальжан «покупает» у мамаши Тенардье старую, потрепанную куклу ее дочерей! И вот этой грязной тряпкой довольствуется Козетта… Обидно.

Обветшалый слон на площади Бастилии, обломок великих замыслов генерала Бонапарта, где прятался Гаврош — тоже важный штрих в романе. Там даже глава такая есть «Как великий Наполеон приютил маленького Гавроша» — о неожиданной пользе никому не нужного, заброшенного монумента, о том, что осталось от грандиозных свершений императора, и в чем, собственно, больше смысла: в победах на поле боя или в заботе о бездомных детях? В сериале же имеем какое-то каретное «депо», ничуть слона не напоминающее. Это, казалось бы, детали, к сюжету не имеющие отношение, но гениальное, порой, кроется именно в мелочах. Жаль, что создатели их проигнорировали.

Кроме того смущают странные намеки на «неотцовское» отношение Жана Вальжана к Козетте. Нет, конечно, можно не зацикливаться на этом, но всё же остается какое-то брезгливое ощущение. И, кажется, Мариус именно так и подумал — потому и поспешил выставить новоиспеченного тестя за дверь.

Плюсом сериала является то, что он действительно интересный — даже для тех, кто буквально только что читал книгу. Как и фильм 1958 года. Это не нудная, тяжеловесная, построчная экранизация, на которой можно уснуть, если хорошо помнишь роман, но и не торжество отсебятины, как американский фильм 1998 года. Мини-сериал 2000-го смотрится на одном дыхании, его не хочется выключить или промотать, а это уже значит, что авторы сумели правильно преподнесли давно известную, «затертую» историю зрителю. Безусловно, есть и минусы, как то, о чем сказано выше, а так же некоторые персонажи, как Мариус, епископ Диньский, «друзья азбуки».

Но самыми удачными я считаю трех других персонажей: Жавера, Тенардье и Эпонину. Это те причины, ради которых, как говорится, стоит смотреть данную версию.

Жавер в исполнении Джона Малковича, возможно, не совсем аутентичный, более мягкий и человечный, чем в романе, но очень убедительный центральный антагонист. Или же просто «охотник», ведь не знаю, кого считать главным злодеем — его, с принципами и своеобразной совестью, или же законченного негодяя Тенардье? Допустим, вряд ли книжный Жавер едва ли не по-отечески предупреждал бы Фантину не идти на панель, но, повторюсь, в контексте данного сериала это было уместно. Справедливо говоря, Жавер здесь сильно напоминает Талейрана того же Малковича в «Наполеоне» 2002 года, и, наверное, он слишком симпатичный и глубокомысленный для Жавера Гюго. Но с другой стороны, эта угрожающе спокойная манера держаться, холодный взгляд и вкрадчивый голос как нельзя лучше подчеркивают фанатичную ненависть Жавера к своей «жертве» — Жану Вальжану.

О Кристиане Клавье можно сказать, что он родился для роли Тенардье! Настолько точного попадания вкупе с неподражаемой экспрессией я ни в одной экранизации не видела. Разве что гнусной бороды до полного счастья не хватает. Наш «сержант Ватерлоо» мог быть лицемерно обаятельным (как при встрече с Мариусом), по-настоящему страшным (как в своей гневной тираде Жану Вальжану — казалось, Тенардье сейчас лопнет от злобы!), немного комичным (как в эпизоде с «бывшим послом»), и даже почти нежным мужем и отцом. Короче говоря, хотя и полностью отрицательная, но по-своему многогранная роль, где можно было развернуться. Кроме того, весьма забавляют все эти отсылки к последней битве Наполеона, особенно доставляет фраза «После Ватерлоо общество мне многое задолжало» — если в курсе, кого Клавье играл два года спустя, можно саркастически хихикнуть!

Его дочь Эпонина так же очень впечатлила. Не помню описания этой героини в романе, может быть, внешне есть различия, но здесь Эпонина искренне тронула — возможно, это самый противоречивый персонаж в сериале. В начале злобная и эгоистичная, потом несчастная, голодная, с воспаленными глазами («Жаба теперь — я, а ты — раздаешь приказания»), жаждущая, как и ее папаша, отомстить Козетте, а под конец — жертвенная. В отличие от романа, Эпонина любила своего отца, до последнего верила в него, и лишь поняв, что он безнадежен — отреклась от него. Трагический персонаж, и на удивление красивая актриса (гораздо эффектнее, чем Козетта).

Изюминкой сериала является так же саундтрек. В первый раз он меня слегка разочаровал, я бы предпочла бы, чтобы музыку писал Бруно Куле (как в «Графе Монте-Кристо»), но после пересмотра изменила свое мнение: музыка красивая, атмосферная, только несколько невыразительная главная тема.

В общем, скорее всего, на шедевр данная версия «Отверженных» не тянет, но это очень качественная, добротная, крепкая работа, которую можно советовать как тем, кто читал роман, так и тем, кто хочет просто приятно и с пользой провести пару вечеров.

9 из 10

1 мая 2018

А стоило ли чего-то ожидать хорошего?

Шедевр есть шедевр, и к книжным персонажам и сюжетам «Отверженных» хочется возвращаться снова и снова любыми способами. Единственное, что нужно усвоить при просмотре экранизации, чтобы не испортить себе вечер, — это то, что ВСЕ экранизации — это сущая лажа, и не ожидать от них чего-то существенного.

Вот я и посмотрел «Отверженных» 2000 года, и совсем не жалею. Действительно, достаточно веселое зрелище, особенно если ты не Виктор Гюго, и совесть не заставляет тебя краснеть из-за своей фамилии в титрах.

Все, конечно-же обратили внимание на главные ляпы фильма. Это и толстый Вальжан, готовый избить прислугу, и солдат-Фошлеван, и сексуальная милфа Тенардье, и махающая пистолетом Козетта. Это расчет на обывателя, тут всё ясно.

«Ничего, что за 19 лет каторги протагонист только толстел — зритель поймет и простит нам, если его будет играть сам Депардье». Понимаю, но не прощаю.

«Выгодно сделать Гавроша сентиментальным в одном эпизоде, поэтому умолчим, что Тенардье была уродливой проституткой, отказавшейся от своих сыновей и забившей, в частности, на Гавроша». Понимаю, но не прощаю.

«Нужно показать, что гнев баррикад не многим больше оправдан, чем террор полиции и армии (а то денег на кино не дадут), поэтому сделаем Фошлевана солдатом и поставим по другую сторону баррикад». Понимаю, но не прощаю.

Кстати о Гавроше, скажите пожалуйста, он в Париже живет, или в Нетландии? Почему с первой своей встречи с Вальжаном и еще маленькой Козеттой, он не повзрослел ни на год? Ведь больше 10 лет прошло, а ему по прежнему 13. Реальный Питер Пэн просто.

Мне за Гавроша и Анжольраса больше всего обидно. Ведь ошибаются читательницы книги — она не о любви кого-то к кому-то, она о нищете, ненависти и революции. Любовь здесь лишь для того, чтобы показать, что ей на самом деле препятствует в мире отверженных. В таких условиях революционеры, будь-то беспечные гавроши, или суровые теоретики анжольрасы — главные символы эпопеи, а фильм забрал у них эту значимость.

Из того, что еще не понравилось, так это Жавер, слишком флегматичный для жертвы собственного когнитивного диссонанса. Рассел Кроу выглядел намного лучше в этой роли, и ненавидел он зэков потому-что канонично, как в книге, родился в тюрьме, а не потому что его отца обокрали преступники.

Но хватит о плохом, мы договаривались не судить строго то, что заведомо должно быть лажей.

Вот на счет того, что понравилось — это Мариус. В отличии от американского мюзикла, в данном фильме он такой же плут, как и в книге: в революционные круги записывается ради сублимации, кидает товарищей из-за любви, такой же жестокий по отношению к старику Вальжану. За это действительно стоит поблагодарить сценаристов. За это, и только за это:

5 из 10

15 января 2016

Любимая экранизация

Начну с того, что посмотрела эту экранизацию несколько лет назад и она с первого же просмотра безумно понравилась мне глубиной чувств, игрой актеров, музыкой, сюжетом. И именно эта экранизация подтолкнула меня к прочтению романа Гюго «Отверженные».

Хочу написать честно, что далеко не все в этом фильме соответствует роману, даже в образах героев, не говоря уж о некоторых несоответствиях сюжета. Фантина в романе гораздо привлекательнее, а Жавер наоборот — страшнее внешне. Мариус должен быть моложе, а с Гаврошем вообще путаница в возрасте.

Зато семейка Тенардье получилась соответствующей роману — хитрые, подлые, жестокие. Здесь я перехожу уже к моральному облику героев. Конечно, очень трогательный образ епископа города Динь. Передано невероятно талантливо. Трогает до слез, когда он разговаривает с Жаном Вальжаном и дарит ему подсвечники. Вообще в экранизации очень мало внимания уделено епископу. Но актеру удалось одним взглядом передать его характер удивительно доброго, бескорыстного человека, почти святого.

И очень хорошо передает Депардье процесс морального преображения Жана Вальжана. Кажется, что до него смутно доходит смысл слов епископа, его взгляд туманный. Но как он преображается на дороге, когда он забывает наставления и грабит трубочиста, а потом глядит на подсвечники. Здесь Депардье показывает силу своего актерского таланта и мастерства. Во взгляде Вальжана отражается отчаяние и боль. Только за эти взгляды я ставлю огромный плюс картине. После истории на дороге Жан Вальжан раскаивается и решает дальше вести праведную жизнь и следовать наставлению епископа. И тут начинается удивительная история, проникнутая щемящей болью, благородством, самоотверженностью.

К сожалению, не очень впечатлила Фантина. Выбор актрисы неудачен. Актриса была не очень приятна внешне (мое субъективное восприятие) и как-то малоэмоциональна. Образ Фантины не впечатлил, а ведь это один из самых пронзительных персонажей романа.

Тенардье — вот здесь очень и очень точное попадание. Прекрасная игра эмоций Кристиана Клавье. Он умеет и прикинуться несчастным и выглядеть жестоким. И как и следует отрицательному персонажу, вызывает отвращение. Это знак того, что актер справился со своей ролью.

Жавер тоже хорош. Таким он и должен быть — хладнокровным и одержимым идеей исполнить свой долг полицейского — поймать беглого каторжника. Так он и шел за Вальжаном много лет.

Эпонина очень порадовала. Привлекательная актриса. А вот в романе она не так хороша. Очень-очень понравилась ее игра, взгляд безнадежно влюбленный, решительный и благородный. Даже не верится, что она дочь Тенардье. А вот Азельма в этой экранизации ужасная. Понимаю, что не самый главный персонаж, но почему такая некрасивая актриса?

Мариус не очень понравился. Не осталось и следа от целеустремленного юноши. Показали нам какого-то ветреного, восторженного парня, который по сто раз на дню меняет свое решение. Улетучилась вся его серьезность и мудрость, которая была у него в романе. По-моему, не очень соответствующий образ создан.

О Козетте сказать особо нечего, кроме того, что актриса хорошенькая.

Гаврош! Вот здесь отлично. Кроме одной детали, которая меня смутила. Во-первых, почему нам не сказали, что он сын Тенардье? Во-вторых, довольно серьезный промах. Когда Жан Вальжан прибыл в Париж с маленькой Козеттой, Гаврош был такого же возраста, как она. А когда Козетта выросла, Гаврош остался таким же! Ну почему? Его ввели в сюжет слишком рано. Он родился у Тенардье позже.

Из того, что не понравилось еще. Объяснение Вальжана с Мариусом, когда Вальжан говорит, что любит Козетту. Это очень странный ход. У Гюго нет ничего подобного. Да, Вальжан любил Козетту, но как дочь и как единственное живое существо, ради которого он жил.

Финал. Это то, что заставило рыдать, хотя показано и не так драматично, как в книге.

Итого, в экранизации есть недостатки и несоответствия роману, но это не слишком портит впечатление. Игра актеров гениальна и трогает до глубины души. Музыка лично меня очень впечатлила. И не смотря ни на что, эта экранизация — моя любимая. Французский роман лучше всего удается экранизировать французам и Жана Вальжана должен играть француз. И я пересматривала эту экранизацию несколько раз после прочтения романа. Очень достойно, не смотря на недочеты.

9 из 10

(только из-за некоторых недочетов!)

18 октября 2015

Vive la France!

Думается мне, многие из вас смотрели одноименный американский мюзикл двенадцатого года, или даже британскую экранизацию с Лиамом Нисоном. Но почему-то все забывают о нетленке Виктора Гюго и о французских ее интерпретациях, в которых живо становится перед глазами дух французской свободы, равенства, братства — самой революции.

Радует формат фильма — мини-сериал. Книгу от корки до корки не передаст, но и не два часа срезанного до основания сюжета. Картинка впечатляет: картины роскоши сменяются картинами нищеты, но и те по-особенному красивы.

Во всевозможных адаптациях книги всегда возмущают два поворота линий отношений — любовь Жана Вальжана к Фантине, которую здесь успешно обошли, да «отцовская» любовь Жана Вальжана к Козетте, которая, увы, в наличии. Это, пожалуй, единственный минус экранизации, но, господа хорошие, это же разрушает некоторое смысловое единство образа не только этого отверженного каторжника, но и Мариуса Понмерси, который благодаря этому маленькому штришку предстает совсем в ином свете.

Жавер просто вездесущ. В этом мире его интересуют только две вещи — Жан Вальжан и все, кто с ним хотя бы мало-мальски связан. Образ немного сужен и однонаправлен, но в условиях адаптации сюжета лучшего ожидать не следует.

Актерский состав пленяет (не без некоторых оговорок, разумеется). Жан Вальжан (Жерар Депардье) должен быть невесть каким сильным, а не полненьким. Несмотря на этот пустячок актеру удалось создать образ сильный и внушительный. Мариус Понмерси (Энрико Ло Версо) напоминает больше цыганенка, нежели тонко чувствующего юношу. Тенардье (Кристиан Клавье) приводит в восторг — именно таким образ плута и возникал в голове. Жавер (Джон Малкович), этот многослойный излюбленный персонаж в очередном своем воплощении, Малковиче, который всюду к месту и всюду хорош. Козетта, Фантина, Эпонина радуют глаз, особенно ярко-красного цвета платьишко последней под стать революции. Что-то непонятное сотворили с ростом и развитием Гавроша, но это все мелочи. Детали всякого рода искажены, но этим грешит любая постановка. И да, фильм может показаться несколько наивным.

Баррикада величественна, события, непосредственно связанные с революционной группировкой, отображены сочно и размашисто, дух захватывает!

7 сентября 2015

Самые подробные «Отверженные»

Многие скажут, что данная экранизация классического романа лучшая из всех — и будут правы, но только насчёт её первой, второй и четвёртой серий. Все серии, кроме третьей, в данном мини-сериале показывают самую подробную картину жизни героев романа Виктора Гюго, а вот третья серия — непонятно, что, как и зачем. Она выглядит абсолютным бредом на фоне по-настоящему шикарных остальных серий. Которые превзошли даже мою самую любимую экранизацию «Отверженных» 1998 года своим развёрнутым повествованием. Но если выбирать между фильмами 1998 и 2000 года, то я однозначно выберу первый. Во-первых, в нём нет ни одного неясного момента, и смотреть могут даже те, кто книгу в руки не брал, и весь сюжет более чем захватывающий, что очень важно для любого фильма. Во-вторых, уважаемому мной Лиаму Нисону я поверил больше, чем Жерару Депардье, наверное, просто потому, что видел его во многих фильмах, и привык видеть его в ролях защитников справедливости. Будучи плохо знакомым с французским кино, Жерара Депардье я не видел ни в одном фильме, если не считать двух новых картин про Григория Распутина, которые лучше бы и не смотрел. И в-третьих, техническая сторона фильма 1998 года идеальна, как и сюжет: декорации, воссоздающие город времён французской революции, и качественные экстремальные сцены, сделали своё дело. Впрочем, если бы не нудная непонятная третья серия фильма 2000 года, я бы не стал снижать мини-сериалу оценку за малобюджетные декорации. Отдавая предпочтение кинотеатральному фильму, я не побрезговал телевизионным, дабы увидеть ещё одну экранизацию романа, которым заинтересовался особенно после просмотра блокбастера 1998 года; к тому же, получившую самый высокий рейтинг из всех фильмов про Отверженных, знакомых мне.

Первые две серии мини-сериала смотрелись на одном дыхании, и все отношения между героями были показаны идеально — диалоги впечатлили на все сто, они вызвали жалость к тем, кого обозначает название литературного первоисточника; и негодование на отрицательных героев произведения. Отдельно историю Козетты я читал ещё в далёком детстве, видел даже религиозный спектакль по мотивам этой истории. Но там не было таких страстей, какие показаны в этой экранизации, например, намерение выдрать зубы у несчастной сироты, чтобы продать их.

Из пяти экранизаций бессмертной французской классики, фильм, о котором идёт речь, я ставлю на второе место. На третье — ещё один блокбастер, только совершенно новый, с участием Хью Джекмана, оказавшийся мюзиклом, в котором чрезмерное обилие песен немного смутило, ну и совершенно не устроило полное отсутствие в сюжете развития отношений Мариуса и Козетты, которому посвятили много времени и в кинофильме 1998 года, и в телефильме 2000 года. Да и сам Хью Джекман, по-моему, не очень подходит на роль Жана Вальжана, хотя бы по возрасту. Для меня лучшим Вальжаном был и останется Лиам Нисон, ну а Жерара Депардье ругать тоже не за что. Просто не особо отложился в памяти. Как и две старые экранизации 1936 и 1958 годов, в которых ни бельмеса не понятно тем, кто не читал книгу. Здесь же понятно было почти всё, за что и моя высокая оценка.

9 из 10

6 декабря 2014

Спорная экранизация, но смотреть стоит

В процессе просмотра фильма мнение о нем менялось. Менялось так, что периодически хотелось поставить то 0 из 100, то 100 из 10.

У фильма есть один огромный минус. Это сценарий (хочу заметить, что написал его Дидье Декуэн, уважаемым мой после «Наполеона»). Первые две серии меня просто воротило от многих отвратительных изменений. Позже я стала понимать, что некоторые моменты было необхомо изменить, так как автору сценария нужно было выполнить невероятно трудную задачу — вместить те огромные авторские отступления и размышления, которые занимают как минимум половину книги, в сюжет, и как-то показать их. Это коверкает исходный книжный сюжет, но помогает дать более точное представление о нравах Парижа того времени. Поэтому постепенно минусы сценария стали в моих глазах уменьшаться. А вторая половина сериала снята весьма близко к тексту, поэтому ее я смотрела с особенным удовольствием. При этом надо заметить, что многие мелкие подробности соблюдены.

Актерский состав. Здесь я могу лишь похлопать в ладоши, так как 90% актерского состава меня полностью удовлетворяют. Причем не поверила бы, что Джон Малкович может сыграть Жавера, а Жерар Депардье казался мне слишком большим (извините за прямолинейное слово) для Вальжана. Однако…

Начнем с главного героя. Возможно, герой Депардье излишне много говорил (что опять же можно понять с точки зрения сценария) и маловато выражал эмоции. Но достаточно вспомнить, что Жан Вальжан старался ни с кем не делиться своими печальными мыслями и эмоциями, и обычно никто не мог бы догадаться по внешнему виду о том, что происходит в его душе. Так что Депардье на удивление хорошо справился с ролью, кроме того, мои подозрения насчет внешности не оправдались — актер благородной внешности и такого сложения, какое должно быть.

Жавер. Ну здесь мне даже ничего не хочется говорить. Джон Малкович в своей роли идеален. Сцена самоубийства — одна из самых сильных сцен фильма, вызвавшая у меня слезы — потрясающе сыграна Малковичем.

Тенардье. Вероника Феррес излишне привлекательна для роли мадам Тенардье, но сыграла ее отлично. А Кристиан Клавье блистательно исполнил роль ее муженька. Казалось бы, актер с такой обаятельной улыбкой и невероятной харизмой не может сыграть такого отвратительного, мерзкого и слизкого героя, но это не про Кристиана. Ему подвластна любая роль. Жаль, что драматических ролей у него так мало…

Я не разделяю негодования некоторых насчет Энрико Ло Версо в роли Мариуса. Мне он кажется весьма подходящим на роль и отлично ее сыгравшим. Козетта в исполнении Виржини Ледуайен — сама красота и нежность, что и требовалось.

Отдельно хочется сказать про мальчика, сыгравшего Гавроша. Настоящий маленьй хулиган, отверженный с благородным сердцем ребенок. И внешне именно таким я представляла Гавроша.

Единственный, кто не понравился — это архиепископ. Представляла совершенно не таким. Фантина же и Эпонина достаточно хороши, если не считать, что Эпонину превратили в какую-то совсем непривлекательную по характеру героиню, опошлили ее.

Музыкальное сопровождение красивое, хотя его могло быть побольше.

Фильм снять действительно очень качественно. Многие моменты — просто блестяще. Несколько раз проронила слезу. Если бы авторы сохранили сюжет таким, какой он в книге, картина была бы просто шедевром.

Сейчас самая трудная задача — оценить фильм. Вот честно, не знаю, как его оценить. Я понимаю негодование тех, кому так дорога книга. Но понимаю и тех, кто в восторге от фильма. Мое мнение — в экранизации есть плюсы, есть минусы, которые не дают полностью ее принять. Если в начале просмотра я бы написала отзыв, растерзывающий картину на мелкие кусочки, то после есть даже некоторое чувство восторга. Не могу оценить фильм высоко — слишком много минусов, не могу оценить его низко — слишком иного плюсов. И все-таки, выношу вердикт:

7 из 10

21 октября 2014

I dreamed a dream

Я огромный фанат книги.

Так вот — «мне снился сон» о том, что хотя бы в шесть часов экранизации можно логично и правильно вместить всё великолепие романа месье Гюго. Знаете, ещё никогда я так не ошибалась.

Шесть часов, господа! У вас было шесть часов! И что вы сделали? Экранизация мюзикла даже вобрала в себя больше изящества и тонкостей романа, нежели шесть часов французской работы. А не мучает ли вас совесть, товарищи создатели? А спокойно ли вы спите по ночам? Месье Гюго не навещает ли вас в страшных кошмарах? О сюжетных странных решениях я расскажу по ходу, легче начать с персонажей.

Who am I? I`m Jean Valjean Для начала: чем создателей не устроил номер 24601, культовый и известный? Зачем 9430? Но это ещё половина беды. Персонаж исковеркан до безобразия. Где тот сильный, мятежный человек, которого Гюго медленно и торжественно рисовал на страницах романа? Кто этот круглый со всех сторон, порой истеричный нытик? Месье Депардье, разрешите спросить у вас — кого вы вообще играли? Как Жан Вальжан мог поднять руку на слугу? Почему от игры Депардье складывается ощущение не всепоглощающей доброты Вальжана, а то, что он слабоумный? Персонаж, культовый персонаж, вышел картонным, непонятным увальнем. Для сравнения — Хью Джекман великолепен в этой роли, не смотря на то, что поёт паршиво. А сравните с мюзикловыми Вальжанами — тот же Колм Уилкинсон или Рамин Каримлу, эти великолепные актёры воплотили в трёхчасовом мюзикле именно того Вальжана, которого хотел показать Гюго. Как Вальжан мог сказать, что любит Козетту не как дочь? Просто объясните мне логику этого хода?

And I`m Javert. Do not forget my name. Пожалуй, игра Малковича даёт балл этой картине. Т. к. объём рецензий ограничен, я лишь скажу, что крайне недовольна работой сценариста, но очень довольна игрой актёра.

I never did no wrong. Фантина. Мне этот персонаж и в книге, и в мюзикле довольно-таки скучен. Но в отношении её особо криминальных отступлений от образа не было, Генсбур справилась относительно неплохо (хотя героиню Хэтеуэй было намного жальче). В разделе с Фантиной хочу отметить великолепную сестру Симплицитию — самую красивую актрису сериала, которой верить хочется с первой минуты.

My name is Marius Pontmercy… Мариус — мой нелюбимый книжный персонаж, меня раздражает быстрая скачка его идей и вкусов. Он абсолютно беспомощен, на протяжении всей книги его выручают — Легль, Курфейрак, Эпонина, Вальжан. У Ло Версо Мариус вышел красивым, видным. Он более целостен, более прямолинеен. Почему же Мариус жил у Анжольраса — это другой вопрос. Но, насколько поведение Мариуса касательно Вальжана меня бесило в книге, настолько я его понимаю в экранизации. Старик заявляет, что он любит его жену «не как дочь». Не вините себя, барон Понмерси, лучше приснитесь сценаристам, которые такое сотворили с Вальжаном. Вообще-то он нормальный. И даже девственник, да.

…and mine`s Cosette! Козетта — мой нелюбимый персонаж номер два. Недалёкая, переменчивая, да, при этом любящая. У Виржини Ледуайен в принципе получилось сыграть роль так, что она меня не раздражала. Но и симпатии не вызвала. О том, что Козетта каким-то образом начала хвататься за пистолет — я промолчу, и оставлю это на совести сценаристов. Зато я оценила то, что всё-таки её реакцию на уход Вальжана сделали более болезненной, нежели в книге.

«Ponine… She knows her way around. А вот Эпонина вызывает у меня невероятную злость. При чём актриса же фактурная. Но от оригинальной Эпонины в ней мало что осталось. Откуда у неё вдруг появилась любовь к папаше? Разве не она дерзко ему заявила: «Я не сука, потому что я дочь волка. Вас шестеро, но что мне до того? Вы мужчины. Ну так вот: я женщина. Говорят вам: вы — не войдете в этот дом, потому что мне это не нравится.», когда Тенардье и его банда пытались ворваться в дом Вальжана? Так вот, в экранизации Эпонина уже вопит, что не хочет, чтобы её отец был убийцей. Логика? Уважение к Гюго? Да пусть идут лесом, у режиссёра свой карнавал. Почему Эпонина требует от Мариуса секс в обмен на адрес Козетты? Почему она приходит к Козетте просить еды и обещает отомстить? Где душераздирающая сцена, где Эпонина отказывается от денег Мариуса или просит называть её на «ты»? Так вот, товарищи, что не читали книгу — Эпонина не та, как её показали в этой экранизации, и это бессовестно так поступать с таким персонажем. Она — грустное, отверженное дитя, которое любило и допускало ошибки. Но Эпонина не была злой. Злой её сделали сценаристы.

Red. The blood of angry men! И вот наконец, Друзья Азбуки. Самое страшное разочарование экранизации. Во-первых, куда дели красивого, холодного и непреклонного блондина-Анжольраса? Невнятный студент, живущий с Мариусом (вы уверены, что читали книгу? Ничего, что единственным другом Мариуса был Курфейрак?), который по непонятным для всех причинам возглавляет баррикаду (при чём в экранизации он даже проспал начало революции, вместо того, чтобы стать во главе). Где великолепные сцены с казнью шпиона? С тем, как Анжольрас один оборонял отступление? А великая сцена смерти плечом к плечу с Грантером (о том, что этого персонажа вырезали я вообще молчу. О том, что его любовь к Анжольрасу просто убрали из сюжета — тоже)? Почему Анжольрас становится дураком, который игнорирует присутствие шпиона полиции на своей баррикаде? Куда делось его пуританство, его строгость к нравам? А он вообще хотя бы умер? Нам так и не сказали.

Неужели так сложно было убрать кучу ненужных сцен, и назвать хотя бы по именам тех из Друзей Азбуеи, кого удосужились вписать в сюжет? Поэт-Прувер, которого убить должны были печально и эпично? Простудившийся Жоли? Неудачник Боссюэ? Любитель-Польши-Фейи? Экранизация без них стала скучнее, серее и безвкуснее. Они так прекрасно оживляют страницы романа, а создателям сериала было куда важнее вписать лишние сцены.

Это печально, крайне печально. В этой книге речь идёт прежде всего о любви: Вальжана к Козетте (ОТЕЧЕСКОЙ, прошу подчеркнуть), Фантины к дочери, Эпонины — к Мариусу, Грантера — к Анжольрасу. В итоге — половину этих нюансов просто бездушно растоптали. Почему Фошлеван явился на баррикаду? В чём логика этого момента? Откуда, откуда бралась половина поступков героев и чем они мотивированы — непонятно.

Музыка не запоминается. Операторская работа — среднего качества.

Вкратце, крайне неприятный осадок. Мне придётся немало пересмотреть достойных Вальжанов прежде чем я избавлюсь от привкуса Депардье.

За Мариуса, Жавера, и очень хорошеньких Козетту и Эпонину -

4 из 10

31 мая 2014

Отвратительная экранизация

Это самая худшая экранизация великого романа…

На мой взгляд если уж взялся режиссер снимать экранизацию то как минимум характеры героев должны быть сохранены! Тем более что в данном сериале была попытка воплотить передать практически 90 процентов сцен из книги. В результате получился неинтересный, скучный, отвратительно снятый фильм с сохраненным сюжетом НО ПОЛНОСТЬЮ ИЗМЕНЕННЫМИ СЦЕНАМИ, что просто выбивает из колеи людей читавших роман, и вводит в ступор людей сперва посмотревших этот сериал!!!. Самым странным является то что снимали все это безобразие французы, полностью осквернив произведение В. Гюго.

Если всматриваться в персонажи, то волосы просто встают дыбом:

Как писал ранее Karrdigan, Жан Вальжан пузатый это нонсенс! Такое ощущение, что 19 лет он был не на каторге, а в санатории. По-мимо внешности характер… Полностью осквернён образ преобразившегося человека. Депардье преподносит его как эгоистичного, самовлюбленного и довольно-таки пафосного нытика, и даже, прошу прощения — похотливого (исходя из сцены где он говорит Мариусу, что любит Козетту не как дочь! Что за бред?!)

Жавер — судя по этому фильму, единственная мысль у Жавера с момента встречи с Вальжаном это о нем! Суровый образ представлен каким-то маниакально настроенным фанатиком! Жавер был фанатиком, но он боролся исключительно за закон и про Вальжана вспоминал, только в моменты встречи или когда был повод вспомнить.

Фантина похожа на неадекватную девушку а-ля современные мадамы. Внеземная радость что у нее ребенок от мужчины не являющимся ее мужем и сразу же необходимо всем об этом рассказать! Месье Гюго перевернулся в гробу…

Козетта в фильме представлена как пустоголовая кокетка! А Мариус мерзким и отвратительным персонажем, который просто раздражает…

Эпонина просто проститутка…

Если есть экранизация которая поспособствовала прочтению книги (в частности Тома Хупера), то этот посмотрев первый раз этот сериал не захотелось бы ни смотреть ни читать ничего связанного с отверженными…

Товарищи, не смотреть!!! Бред полный! Кто читал зря потратит 6 часов своей жизни, кто не читал в принципе тоже…

Видимо снимался этот сериал для озлобленных людей, не верящих в счастье, любовь и будущее… собственно это основное на что вдохновляла книга…

1 из 10

19 августа 2013

Достойная экранизация великого романа

Я смотрел несколько фильмов, снятых по роману Виктора Гюго «Отверженные», но эта французская экранизация моя любимая. В ней показано все именно так, как я и представлял, читая книгу.

Мы видим судьбы людей, которые измучены и издерганные жизнью, и то как они справляются с трудностями, которые были в то нелегкое и мутное время. Жерар Депардье играет в «Отверженных» весьма достойно и чрезвычайно талантливо. Он один из самых выдающихся актеров в мировом кинематографе и одна из самых ярких звезд Франции. Мне его герой понравился больше всех в этом фильме. Роль очень сложная, но Депардье с ней справился и показал этого героя именно так, как я и представлял, читая этот роман. Французская актриса Виржини Ледуайен в этом фильме прекрасна. Она такая милая и утонченная, и ее игра радует глаз. Было приятно смотреть на ее героиню в этом шедевре. Шарлотта Генсбур в этой исторической драме играет крайне эмоционально. Ее героиню жалко больше всех, ведь ее жизнь очень нелегкая и тяжелая. Эта актриса играет талантливо, и на месте нее я не представлял другую актрису, если только Энн Хэтэуэй, которая недавно сыграла в американской версии «Отверженных».

Это кино показывает доскональную правду романа великого писателя. Всем, кому нравится роман «Отверженные», это кино не может не понравится. В этом фильме играют лучшие актеры Франции, и я могу смело сказать, что это кино достойная экранизация великого романа.

9 из 10

1 июля 2013

Отверженные в пересказе пятилетнего

Сразу хотелось бы честно признаться: не досмотрел до конца даже первую серию. Простите, не смог. Можно сколько угодно рассуждать о ценности данного фильма, об актерских работах и подборе звезд, но не заметить факта, что отсебятина хлещет через край, невозможно.

Если есть люди, прочитавшие книгу, они поймут моё отношение к данной экранизации. С самого начала идут какие-то придуманные диалоги и реплики, которых не должно быть по сути. Задача сценаристов была сложная, но её облегчили донельзя. Ни одна сцена не избежала изменений. Прежде чем снимать, нужно было, во-первых, несколько раз прочитать роман, во-вторых, глубоко понять его психологию. О чем можно говорить, если у Фантины одна подруга, она знает о беременности и вовсеуслышание это говорит? Господа, у Гюго и близко такого не было! Минус 5 из плюс 10 возможных.

Обратимся к образу епископа. Он в книге никогда не поручал другому то, что мог сделать сам, он описан совершенным ангелом во плоти (со своими маленькими мсинусами, естественно). Он бы не стал говорить кому-то посмотреть что происходит в саду, а проверил бы лично (к слову, он и матрасы бы собственноручно перетаскал, наверное). Неужели так сложно было подумать над образом?

Ладно, перейдем к образу Жана Вальжана. Первое: нельзя брать на роль каторжника актера, пусть и заслуженного, но с таким явным пузом и отъетой ряхой. Чтобы зритель поверил в 19 лет каторги не достаточно побрить голову Депардье наголо. Второе: он какой-то обиженный и надувшийся хлюпик, толстячок, у которого отобрали бутерброд, а не обозлившийся человек со сложной судьбой, переживший в душе множество метаний то в одну, то в другую сторону. Об остальных персонажах писать не буду, так как не досмотрел. В общем, троечка всем.

Подводя итог хотел бы пожелать сценаристам, режиссеру и актерам читать оригинал, много раз читать, прежде чем браться за столь монументальное полотно, которое они опрометчиво перекроили как душе было угодно. Картина вызывает ассоциации шедевра величины микеланджеловского Давида, которую дети попытались сделать в песочнице. Ставлю 3 из 10.

26 мая 2013

Сегодня имя Виктора Гюго известно по всему миру, а мы с удовольствием постигаем его произведения не только в бессмертной печатной форме, но и благодаря экранизациям, передающим слова автора в виде визуальных образов.

Бывший преступник Жан Вальжан, который провел девятнадцать лет на каторге за кражу ломтя хлеба для голодных детей, возвращается в свободный мир. Из вещей у него только паспорт отличительного цвета, чтобы его не приняли за порядочного человека. Инспектор Жавер не верит в исправление бывших заключенных и жаждет вернуть Вальжана за решетку. Фильм является экранизацией одного из известнейших произведений своей эпохи. Не даром на многих изданиях этого романа, значится: «главное творение автора». Действие этой истории охватывает несколько десятилетий истории Франции первой половины 19 века. Благодаря мастерски поставленному стилю, эта картина передает атмосферу не только романа, но и исторического наследия Франции, включая революционные движения, карательную систему, социальные взаимоотношения. При просмотре каждой серии хочется верить, что вместе с героями действительно посещаешь прядильный цех, а позже и Париж, раздираемый гражданскими беспорядками. Множество сюжетных линий и судеб людей переплетаются в одном действии. И хотя общая продолжительность сериала около шести часов, время, проведенное за просмотром, даже не замечаешь в самом хорошем смысле. Если вас увлекла эта история, после окончания каждой серии, вам будет хотеться продолжения. Важной особенностью является и то, что к созданию фильма был привлечен ряд стран, в частности, конечно, Франция. Все диалоги на французском языке, но факт того, что вы слышите их, как фон к русской звуковой дорожке, только придает нужную атмосферу — язык, на котором говорили настоящие герои Гюго. Отдельного уважения заслуживают актеры. Жерар Депардье в роле бывшего каторжника Вальжана преображается в течение всей истории. Джон Малкович просто блестяще сыграл инспектора Жавера — беспристрастный, упорный, непоколебимый. Американский актер десять лет прожил во Франции, поэтому прекрасно говорит на языке.

Одна из лучших экранизаций литературных произведений. Прекрасно поставленная игра актеров, глубокая атмосфера Франции начала ХIX века.

8 из 10

10 апреля 2012

Преступление непоколебимого инспектора

Среди киноманов бытует мнение, что французы не умеют снимать экранизации произведений классиков-соотечественников, и с ним нельзя не согласиться. Достаточно вспомнить, какие бездарные фильмы ставили французы по романам Дюма и насколько выигрышно рядом с ними смотрятся отечественные и российские экранизации.

Итак, начиная смотреть четырехсерийный фильм «Отверженные», снятый французами по одноименному роману Виктора Гюго, я была убеждена, что он, несмотря на внушающий уважение актерский состав, все же меня разочарует. Сказать, что я ошибалась, значило бы ничего не сказать.

С самых первых минут фильма я не могла оторвать взгляда от экрана. Несмотря на неоднократные отступления от текста и, возможно, недостаточную натуралистичность изображаемых голода, грязи, нищеты, отбросов общества фильм, однозначно, не может не пленить. Актерский состав заслуживает троекратного «ура»: никого не оставят равнодушными образы исправившегося, благородного Жана Вальжана, циничных и бесчеловечных супругов Тенардье, благородной и жертвенной Эпонины, ослепленных любовью Козетты и Мариуса и многих других.

Но, пожалуй, более всех остальных меня поразила мрачная, даже демоническая фигура инспектора Жавера (Джон Малкович): шикарный, величественный и зловещий, он являет собой принявшее человеческий облик проклятье, Дамоклов меч, нависший над бывшим каторжником Жаном Вальжаном. По факту он — олицетворение правосудия, но, однако, скорее напоминает не справедливого полицейского, а механизм, запрограммированный умереть, но найти и арестовать Вальжана. Глядя в бесстрастное лицо гениального Малковича, облаченного в черное, всегда появляющегося под торжественную и зловещую музыку, невозможно даже предположить в его герое духовный мир: он и не человек вовсе, он ищейка, машина. Он не знает усталости, страха и боли, он всегда холоден и спокоен, ему чужды любые чувства и эмоции.

И оттого как странно и неожиданно его первое усомнение в смысле своей жизни и последующая за ним его трагическая кончина. Когда он, связанный и беспомощный, но, как всегда, холодный и бесстрашный, смотрел на наведенное на него дуло вальжановского пистолета, он ни за что не посмел бы даже предположить, что его злейший враг не спустит курок, более того — что он поможет ему бежать. И вот Жавер на свободе, но одна мысль терзает его холодный бесстрастный рассудок: почему? Почему Вальжан не убил его, ведь тогда бы кончились все его, Вальжана, беды и гонения? Почему Вальжан отпустил его? Разве Жавер так же поступил бы на его месте?.. Итак, перед непоколебимым инспектором встает, по его собственным словам, самый тяжелый выбор в его жизни, и он разрывается между двумя преступлениями — отпустить Вальжана или арестовать его. В этот момент непознанная прежде истина явственно встает в мыслях Жавера: закон, служению которому он посвятил все свое существо; закон, которому он позволил сделать из себя бесчувственный механизм, — лишь глупая, ничтожная формальность. Все письменные законы мира — ничто перед лицом другого, нравственного закона, о существовании которого Жавер никогда прежде не знал. Какое чудовищное заблуждение! Он продал себя во имя государственного закона и привык смотреть на людей лишь как на потенциальных преступников, вне зависимости от их возраста и пола, но лишь сейчас, на склоне жизни, этому слепому рабу закона открылась истинная ценность человеческой личности и души.

И он отпускает Вальжана. Он не совершает преступления против нравственности, но… совершает преступление против закона, а стало быть — против самого себя. Для Жавера эта лотерея была безвыигрышной: еще не приняв рокового решения, он уже знал, что в любом случае сведет счеты с жизнью, ведь, как бы он ни поступил, он в любом случае стал бы преступником, а с этим не мог смириться его правильный, до бесчеловечности правильный ум. Какая печать немого трагизма лежит на уже безразличном к жизни, вновь холодном и бесстрастном лице героя Джона Малковича, когда он подходит к воде и заковывает себя в наручники!

Жавер спас Вальжана, как когда-то тот спас его. Жавер вернул радость юной Козетте и раненому Мариусу. Жавер сделал правильный выбор. Жавер, может быть, этим благородным поступком спас свою душу, которая, несмотря ни на что, все же у него была. Но Жавер, полицейский, отпустил не кого-то, а каторжника, и поэтому Жавер — преступник. Может, никто никогда и не узнает о его преступлении и не осудит его, но от себя он скрыться не сможет: ни один преступник не ускользнул от прежнего Жавера. И потому, как истинно справедливый человек, Жавер сам осуждает себя, надевая на себя наручники, и карает себя смертью. Все же он не изменяет самому себе: он всегда делил окружающих на людей и преступников, всегда был безжалостен к последним и порой с сатанинской жестокостью осуждал их на смерть — достаточно вспомнить, как он поступил с несчастной падшей женщиной Фантиной.

Время сомнений прошло, и он по-прежнему непоколебим. С той же безжалостностью он отнесется и к этому преступнику, имя которому — инспектор Жавер.

25 августа 2011

Отверженные, но не зрителем

Один из немногих впечатливших меня сериалов за последние десять лет. Одна из самых блестящих, по моему мнению, экранизаций эпического полотна Виктора Гюго. Формат сериала позволил передать все главные акценты, полно, в деталях раскрыть характеры персонажей, причем как основных, так и второстепенных. Конечно, ряд моментов остался за кадром, но для столь масштабного литературного произведения это было, неизбежно. Чтобы до мельчайших подробностей перенести на экран этот роман, возможно, было бы мало и ста серий.

Большой удачей и залогом успеха сериала считаю, в первую очередь, хорошую режиссуру Жозе Дайан, которая с большим уважением отнеслась к первоисточнику, ограничив сценарные коррективы до минимума. Отсебятины тут очень и очень мало. И это не может не радовать в эпоху массовых экспериментов над классикой, масштабы которых растут с каждым годом. Но к счастью, снимаются и такие фильмы /сериалы/, как «Отверженные», где во главу угла ставится уважением к книге, любимой миллионами читателей во Франции и за ее пределами, а не сиюминутное желание стяжать славу экспериментатора, часто не подкрепленное талантом и мастерством. Очень важным мне представляется и то, что, похоже, Жозе Дайан нашла «своего» актера в лице Жерара Депардье, а тот, соответственно, нашел одного из действительно «своих» режиссеров. Их творческий дует уже ранее дал великолепный результат, например, в сериале «Граф Монте-Кристо». Пересеклись пути этих двух творческих личностей и в сериале «Проклятые короли» по произведениям М. Дрюона /но этого сериала я еще не видел, поэтому пока от оценок воздержусь/.

Разумеется, велика заслуга и собственно Ж. Депардье — на мой взгляд, одного из самых талантливых французских актеров всех времен. Он сыграл роль Жана Вальжана просто великолепно, очень органично и потрясающе вжившись в образ! Переживаниям этого героя действительно веришь, ему сопереживаешь, ему сочувствуешь и понимаешь глубину его трагедии просто-таки с пугающей ясностью. Но Жан Вальжан в исполнении Ж, Депардье — это не только трагедия, но еще и торжество. Торжество веры, силы духа, терпения, доброты и сострадания у человека, так мало проявлявшихся по отношению к нему самому. Такая интерпретация образа бывшего каторжника, считаю, наиболее близка к книге. Конечно, тут трудно избежать неизбежных сравнений с фильмом 1958 года, где главную роль исполнил Жан Габен, по мнению многих — лучший Жан Вальжан в истории кино. Думаю, тут бессмысленно спорить и остается только согласиться с этим мнением. Но мне кажется, Жерар Депардье, играя Жана Вальжана, уступил Габену очень и очень немного. На мой взгляд, если бы не было Ж. Габена в роли Вальжана, лучшим несомненно стал бы Депардье, настолько последний сумел попасть в образ.

По другим основным и не основным ролям к фильму Ж. Дайан у меня мало претензий. Так, Кристиан Клавье просто блестяще сыграл Тенардье. Не уставал восхищаться его мастерством. Не могу сказать, что Бурвиль в ленте 1958 года смотрится в этой роли хуже. Просто К. Клавье уж очень хорош. А вот кто в фильме 2000 года однозначно смотрится выгоднее, так это Джон Малкович, не менее удачно вошедший в образ Жавера, чем Ж. Депардье — в роль Ж. Вальжана. Жавер же Бернара Блие в картине 1958 года мне показался неубедительным — слишком уж подвижным и даже вертлявым, а я себе этого сыщика представляю совсем другим. Очень милой, чистой, доверчивой до наивности и неиспорченной выглядит и Вирджиния Ледуайен в роли Козетты. Несколько слабее Мариус Понмерси, роль которого исполнил Энрико Ло Версо. Тут вопросы больше по фактуре и выбранному имиджу. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет, но лично мне кажется, что Мариус — несколько иной типаж. Актер же, скорее, напоминает мне в этом фильме молодого А. С. Пушкина. Хотя что касается собственно игры, то замечаний у меня к Энрико, в общем-то, минимум Одна из любимых моих сцен в сериале «Мариус -Тенардье», когда последний, сам того не подозревая, рассказывает первому правду о том, как спас его Жан Вальжан, отыграна просто потрясающе! Накал эмоций просто зашкаливает! Искренне и очень достоверно! Хороши и все без исключение сцены, в которых сходятся Вальжан с Жавером. Фильм вообще богат очень тщательно «прорисованными», «очерченными», если так можно выразиться, диалогами, где не присутствует буквально ни одного лишнего слова и лишнего жеста.

Остальные актеры тоже не подкачали. Очень глубоко и проникновенно сыграла Шарлота Генсбур роль Фантины, хороши Вероника Феррес в роли мадам Тенардье и Азия Ардженто в роли ее дочери Эпонины.

Запомнились и эпизодические роли Штеффана Винка (Анжольрас) и Джерома Хардлэя (Гаврош). Удачны и все детские роли. Ну и, безусловно, Отто Зандер в роли монсеньора. Очень сильная роль, пускай и не первого плана.

Нельзя не упомянуть и хорошую музыку Жана-Клода Пети, начиная от заставки и до берущего за душу финала. Ряд очень отдельных хороших тем вместе составляют очень и очень неплохой санудтрек.

Подытоживая, хочу выразить благодарность за этот замечательный фильм всем его создателям. Он заслуживает, по моему мнению, самых высоких оценок. Поэтому

10 из 10

30 января 2010

На дне жизни. На вершине кинематографа

Монументальное полотно французского классика Виктора Гюго, «Отверженные», ставшее одним из величайших достижений литературного реализма, наверное, читали все. Хотя слово «все» в данном случае несколько ограничено — не знаю точно, но, по-моему, в школе его сейчас не проходят, и вряд ли многие подростки захотят по своей воле погружаться в мир этой тяжелой, сложной, многогранной и пугающе толстой книги. Но мне трудно представить, что много найдется взрослых, образованных взрослых, кто никогда не слышал о Гюго и его книгах. Гюго — это один из символов Франции, как и Эйфелева башня, как Арка Бонапарта, как Лувр, как Наполеон или Луи Де Фюнес. Его книги — это эпические описания французской жизни, охватывающие десятилетия французской и мировой истории, сотни характеров, сложнейшие политические и социальные преобразования. Представить без Гюго французскую литературу — это как нашу без Толстого или Достоевского, а Гюго без «Отверженных» — это все равно, что Толстой без «Войны и мира».

Грандиозный роман, полный боли и ненависти, приводил читателей в ужас и одновременно в благоговейный трепет, проводя их сквозь десятилетия через смрад войн и революций, через каторги и баррикады, через канализационные трубы, через нищету, болезни, смерть, несправедливость. Он пугал читателей своей реалистичностью, своей безжалостной правдой, которая беспощадно уничтожала положительных героев и цинично давала торжествовать отрицательным героям, вызывая у читателей волны возмущения и протеста. Это была бесстрашная правда, которая косила всех без разбора, правда, похожая на саму смерть. Немногие владели той правдой, что владел Гюго — Бальзак, Достоевский, Горький, Лесков, Драйзер… Главными героями этих мастеров, и самого Гюго, были люди, которыми мало кто интересовался, те, до судеб которых никому не было дела — отверженные, народное дно, презираемые и ненавидимые прочими социальными кастами, — каторжники, бродяги, нищие, калеки, сироты, убогие, преступники, ярмарочные шуты, — те, кто не могут бороться, те, кто ни во что не верит, потерянные, лишние люди, выпавшие из жизни, из истории, из памяти.

В поражающем своей масштабностью эпике он описывал падение нравов, несправедливость закона, жизнь низов, жуткий моральный упадок, жажду преобразований и неспособность достичь их. Миры Гюго ужасны — жестокость, часто неоправданная, кровавость, ненависть, страх. И люди его мира еще ужаснее. Что здесь, что в «Соборе Парижской Богоматери» — хорошие, честные, удержавшиеся от страшных дел люди — это лишь жалкие островки среди бушующего моря отчаянных, озлобленных, порочных, низких людей. Поэтому читать Гюго трудно. Особенно «Отверженных», читаешь и сам проникаешься болью писателя-демократа, глубоко страдавшего за весь тот ужас, что творился и творится на его Родине. Но это произведение высокого искусства НАДО прочитать, потому что именно такие книги способны формировать взгляд на определенные вещи, а не всякие бульварные книжонки, которые хоть и читаются легко, но и действуют только как слабительное.

* * *

Едва появился кинематограф, режиссеры и сценаристы стали искать вдохновения у Виктора Гюго. Тем более, что кино возникло во Франции, и французам принадлежало первоочередное право перенести свой культовый роман на кинопленку. Первые экранизации (скорее, стилизации) — практически ровесницы 20-го века. А последние на сегодняшний день наверняка еще где-нибудь снимаются, потому что роман этот, как и шекспировский «Гамлет», будет привлекать кинематографистов еще не одно десятилетие — слишком в нем много всего, он не под силу ни одному режиссеру, поэтому каждый режиссер, каждый сценарист находит в нем что-то своё, какую-то одну свою линию, по которой следует, предоставляя другим экранизаторам возможность снять по роману совершенно другое кино.

За сто лет, прошедшие со дня первой экранизации, кто только не пытался воссоздать миры Гюго и воплотить на экране образы его героев — режиссеры-классики, мастера пера и мастера камеры. Жана Вальжана, одного из основополагающих героев реалистической литературы, в разные годы играли величайшие звезды французского и мирового кино — Жан Габен, Ричард Джордан, Лино Вентура, Жан-Поль Бельмондо, даже Лайам Нисон. Это далеко не полный список, но я думаю, этих легендарных имен достаточно, чтобы понять, как актеры тянулись к этому роману, к этому герою. Ведь сыграть Вальжана хорошо — это, все равно, что хорошо сыграть Гамлета, 80%-я гарантия того, что твое имя останется в анналах истории мирового кино! А кто не хочет обессмертить свое имя? Кто угодно, только не Жерар Депардье.

Впрочем, ему меньше, чем кому бы то ни было стоит беспокоиться о своем имени — его сейчас в мире знают гораздо больше, чем Гюго и его роман. Имя великого французского актера идет далеко впереди его самого. На заре 21 века Депардье наконец-то удостоился чести стать новым Жаном Вальжаном, эта роль канонизировала Депардье в пантеоне богов экрана. Нет, это не лучшая его роль в кино, но одна из лучших. Нет, она не сделала его звездой, потому что трудно быть звезднее Депардье, но она перевела его из одного века в другой лицом не просто известным — лицом хрестоматийным. Я видел несколько экранизаций «Отверженных», но эта — лучшая после гениального фильма Жана-Поля Ле Шануа, где Вальжана играл Габен, и именно его манера игры наиболее близка Депардье. А быть лучшим за полвека — тоже достижение не для бездарей.

Впрочем, вряд ли можно сказать, что Депердье «наконец-то доверили» сыграть Вальжана. К этой роли он себя почувствовал готовым сам, и сам стал одним из инициаторов грандиозного международного проекта «Отверженные», превратившегося в 4-х серийный мини-сериал, собравший столько потрясающих актеров. Он стал продюсером фильма, он же позвал в фильм своих старых знакомых. Сначала Кристиана Клавье, с которым он составил блестящий комедийный дуэт в фильмах «Между ангелом и бесом» и «Астерикс и Обеликс против Цезаря», и который как раз на пороге 21 века изъявил желание отвязаться, наконец, от ярлыка «второго Луи де Фюнеса», и сыграть что-нибудь по-настоящему серьезное. Потом — Джона Малковича, с которым он работал над фильмом «Человек в железной маске» и который, благодаря своему поистине «европейскому» таланту все чаще стал появляться в европейских фильмах, где ему предлагали настоящие роли взамен Голливуда, где в Малковиче видят лишь харизматичных злодеев и негодяев в боевиках не лучшего качества. Но обо всем по порядку.

В последнее время французские мини-сериалы удивляют меня своим высочайшим качеством постановки. Мало какой высокобюджетный голливудский суперблокбастер может похвастаться таким качеством — и, главное, создателям этих мини-сериалов, как правило, не больше 5-и серий удается добиться и масштабности повествования, и воссоздать эпоху, и найти настоящих звезд, которые будут играть, а не халтурить, и не изменять первоисточнику, и сохранять интригу — и все это без крупных капиталовложений и грандиозных спецэффектов. Может быть потому, что в некоторой степени этот проект для многих слишком личный? Не знаю, но знаю, что такие фильмы, как «Отверженные», «Наполеон», «Робинзон Крузо», несмотря на огромную длину метража, не отпускают от экрана ни на минуту, заставляют сопереживать героям и полностью растворяться в их мире. «Отверженных» я посмотрел «залпом» — за один день, я сел, хотел просто узнать уровень ленты, но не смог оторваться. То же самое со мной было и на «Наполеоне», когда 400-минутная сага Ива Симоно пролетела просто незаметно. Кстати, в «Наполеон», снятый несколько позже, но который я посмотрел раньше, в полном составе перекочевала основная троица Депардье-Клавье-Малкович, только на этот раз солировал Клавье, а Депардье и Малкович были на подпевках… Остается только ждать что-нибудь того же уровня с Джоном Малковичем в главной роли. Впрочем, я отвлекся.

Итак, 4 серии, которые получились из великого романа, уложились в моей голове. Я думаю, что меньше фильм делать было просто нельзя — иначе элементарно не почувствуешь духа книги, атмосферы времени, а просто будешь следить за схематично обрисованными событиями и главной интригой. Режиссер Жози Дайан снимала Депардье в других французских эпиках — сериале «Граф Монте-Кристо» и фильме «Бальзак», и прекрасно знала его возможности. Она предпочла сохранить не только фабулу романа, но и по максимуму передать нюансы, которые большинство режиссеров предпочитает упускать, памятуя об объеме книги. Так вот — «Отверженные» образца 2000 года — это не схематичная иллюстрация к книге Гюго, сделанная для школьников, это вполне самостоятельное художественное произведение со своими отклонениями от книги и своей стратегией.

Можно долго спорить — насколько удачен фильм, как экранизация, но несколько вещей удались режиссеру блестяще. Во-первых, мир романа воссоздан с любовью и точностью в мелочах. Конечно, кроме профессиональных историков, никто не может сказать уверенно относительно фильма, но все, что в фильме есть, выглядит абсолютно достоверно — от цилиндров до происходящих событий. Мы переносимся во Францию начала 19-го века, видим ее не глазами стороннего наблюдателя, а участника событий — мы проживаем вместе с Вальжаном его долгий путь «очеловечивания», ненавидим вместе с ним инспектора Жавера, презираем низость и подлость Тенардье, сочувствуем оставленной умирать на улице Фантин, всей душой болеем за унижаемую бедняжку Козетту, и едва ли не кричим знаменитому Гаврошу, которого вот-вот должна сразить вражеская пуля: «Беги, глупый, прячься!» Каждый герой вызывает у нас свое отношение, потому что они очень разные и схематизма в изображении основных героев актерам и режиссеру избежать удалось, как это ни странно.

Во-вторых, роман Гюго был сперва о перерождении человека, а потом уже обо всем остальном — и актерам удалось сделать так, чтобы мы поверили в логичность и необходимость их поступков. Фильм, как и роман, очень психологичен, события его давят на психику, а героев не только видишь, их начинаешь чувствовать, пытаешься понять и объяснить. Режиссер не пошла по легкому, голливудскому пути «все объяснить, упростить и разжевать». Здесь нет ни одного однозначно хорошего и однозначно плохого героя, а страдают в фильме абсолютно все! В-третьих, прекрасно показан весь этот деградирующий мир, окружающий героев, фильм неутомимо борется с лицемерием, хамством, подлостью, невежеством и заставляет нас таки поверить хоть во временное торжество добра.

В чем отступления фильма? Как мне показалось, фильм грешит излишней романтизированностью персонажей и событий. Вся человеческая скверна, описанная в романе, немножко грешит «Твенизмами» (как у Марка Твена — помните, был Геккльбери Финн, совершенно ирреальный, романтический мальчик-бродяга), слишком многое поставлено не на службу обличению, а любви. В фильме много красивых слов о любви, много лирики и достаточно много художественных приукрашиваний. И, хотя смотрится это естественно, полноценной картине, создавшейся после прочтения романа, это немного мешает.

В плюсах картины, безусловно, целостность повествования, чудом сохраненная во всех 4-х сериях. Все они смотрятся, как одно целое, и ничего лишнего здесь нет.

И, конечно, один из самых больших плюсов — непревзойденная актерская игра. В этом фильме довольно трудно выделить одного ЗАГЛАВНОГО ГЕРОЯ. Здесь есть блистательный ансамбль, который не только оживляет героев, которых никогда не было, но и создает видимость объективной реальности. Конечно, среди 2-х десятков блестящих актерских работ, особняком стоят 5.

Жерару Депардье не привыкать играть персонажей культовых и эпических — Сирано де Бержерак, Ватель, Бальзак, Видок, граф Монте-Кристо и т. д. — все они требуют огромной самоотдачи и невероятного таланта, ведь сравнений здесь никак не избежать. Эпические роли близки Депардье, но роли, равной по важности Жану Вальжану, он еще не играл. Но ведь побеждают те, кто продолжает «езду в неведанное», идут в своих поисках за своей интуицией, через неудачи и трудности приходят к новому успеху… Депердье почувствовал себя готовым к этой роли, сыграл ее и не ошибся. Как я уже сказал, со времен Жана Габена никто не смог так точно и глубоко раскрыть сущность Жана Вальжана, и его многолетнее перерождение.

Депардье предстояло не просто сыграть роль — ему нужно было пройти со своим героем 40 лет сложной судьбы, полной лишений, горестей и постоянной борьбы. Но Жан Вальжан у Депардье — не столько лидер и борец, сколько человек, глубоко уверовавший в силу добра. Это неуклюжий увалень, 20 лет просидевштий на каторге за кражу буханки хлеба, и смотрящий на мир исподлобья — с ненавистью и обидой, начинает жизнь заново — с нуля, борется с самим собой, делает все, чтобы остаться человеком, хотя его путь проходит по дну жизни, среди отъявленных подонков и негодяев. А потом в его жизни всходит Солнце — это солнце — спасенная им от негодяев девочка Козетта, на которую вылилась вся невостребованная любовь его большого сердца — все то теплое, все хорошее, все честное и благородное, что в нем было. И, скрываясь от преследования, он без памяти любит свою Козетту, превращает ее в того человека, кем сам никогда не стал и уже стать не сможет — в чистую, незопятнанную никакими злыми помыслами душу, непорочную, ангельски прекрасную. Он не верит в закон, но он верит в человека, он верит в свою Козетту… И вот перед нами уже старик, единственная большая любовь которого сама влюбляется и собирается покинуть отчий дом, и это вызывает у старого Вальжана бурю негодований — он не может ее потерять, но он должен сделать все, чтобы она была счастлива! И ради нее он идет на баррикады, отыскивает ее любимого, спасает его от смерти… Героизм этого человека несколько эгоистичен, но огромен. Все наши симпатии на стороне этого бывшего каторжника, который сохранил главное — достоинство и честь. И Депардье сыграл все это великолепно.

Кристиан Клавье и Джон Малкович составили ему достойное противостояние. Клавье сыграл просто восхитительно самого мерзкого, порочного и отвратительного человечка, какого только можно вообразить. Этот подлец с бегающими глазками, готовый продать за золотую монету не только друзей, но и собственную дочь — это и есть то самое дно жизни, та самая людская скверна, та грязь, которая никогда не была человеком, и не нищета делает Тенердье злодеем — нет, богатство делает его еще более грязным и мерзким. В этом его сущность — он не понимает добра, во всех людях он видит только плохое, его гадкая душонка не может найти успокоения — он мстителен, мелочен, продажен, лицемерен… Это самый страшный герой фильма, он гораздо страшнее любого Жавера и любого буржуа, ненавидящего нищих, потому что, в отличие от Жавера, имеющего свою, пусть и черную цель, этот человечишка не имеет никаких целей, никаких принципов и убеждений. Он живет как крыса — питаясь отбросами и тут же в них гадя, да еще и обвиняя в этом всех вокруг. И Клавье становится олицетворением этой крысиной душонки — бегающие глазки, презрительный взгляд, готовый в любой момент стать либо зловеще жестоким, либо просящим и жалостливым, быстрые движения коротких рук, искривленный в подобострастной ухмылке рот, растрепанные волосы, громкие и пустые слова, визгливый голос. Трудно поверить, что это чудовище заставляет хохотать весь мир. Трудно поверить, что через 2 года этот актер сыграл самого Наполеона, причем так, что затмил всех, когда либо игравших императора! Кристиан великолепен — он играет того же Жакуя Пройдоху из «пришельцев», но на последней стадии морального разложения. И, если Жакуй был в своем невежестве и лицемерии смешон, то Тенардье — действительно страшен, потому что, в отличие от Жакуя, все свое зло он творит с умыслом.

Джон Малкович был прекрасен и отвратителен в роли инспектора Жавера. Его Жавер превратился в человека-тень, который есть всегда и везде, который не гнушается никакими грязными методами, но сам считает себя олицетворением закона. Жавер — это сумасшедший, псих, в котором ничто не может выдать его сумасшествия, ибо он всегда каменно спокоен. Что бы ни случалось вокруг, революция или чума, его голос не повышается, его руки не дрожат — у него всегда ледяной взгляд, твердая и неспешная походка, недвижимое лицо, не изображающее ровным счетом ничего, тихий и ровный голос, который говорит тем не менее так, что по лопаткам пробегает холодок и безразличие ко всему, кроме одного — погони за Жаном Вальжаном. И тут проявляется сумасшествие Жавера. Вальжан — это его идея фикс, его фишка, он всю жизнь, все цели, все положил на то, чтобы заточить Вальжана на каторгу. Жавер — это демон, это черный ангел Вальжана, не дающий ему забыть о том, что жизнь — это вовсе райский сад. Ему нет дела, виноват он или нет, он просто ДОЛЖЕН это сделать. Больше его не интересует ничего — пока Вальжан на свободе, Жавер живет и активно распространяет вокруг себя запах смерти. Он может все. Его энергия в правильных целях, его сила, его ум, его возможности — они вернули бы горы… Но все ушло в пустоту, истратилось на одну единственную идею больного рассудка. Это невероятный человек — едва речь заходит о Вальжане, его глаза приобретают безумный блеск, он превращается в дьявола, он меняется на глазах. И все это Джон Малкович. Никто не смог бы сыграть эту роль так точно и так ярко, как он.

Я бы был несправедлив, если б сказал, что в фильме больше нет заметных ролей. Это не так. Заметны здесь все. Прекрасная Шарлотта Гинсбур, сыгравшая несчастную мать Козетты, вынужденную торговать своим телом ради дочери, страдающую от этого очень глубоко. Ангельски, божественно прекрасная Вирджиния Ледуайен, сыгравшая взрослую Козетту, ставшая самим воплощением бескорыстной и настоящей любви. Азия Ардженто, сыгравшая Ипонин Тенардье — плебейку с черной душой, которая лишь на смертном одре осознала, сколько горя она причиняла и старалась причинять невинным людям. И многие, многие другие. Чтобы назвать картину «полотном лучших мастеров французского экрана» не хватает только Жана Рено и Пьера Ришара.

Я посмотрел «Отверженных». Это, без сомнения, настоящее произведение искусства. Значение этого фильма действительно велико — великолепная экранизация шедевра французской литературы, заставляющая думать, вспоминать, догадываться, — не должна оставить равнодушным ни одного человека! Это потрясающий эпический фильм про настоящих людей, лишенный «голливудского лоска», шума и помпезности. Он станет настоящим театром, находкой среди голливудских блокбастеров, похожих на цирк. Но к этому фильму нужно быть готовым, так же, как и к прочтению романа — надеясь развлечься, лучше не прикасаться к «Отверженным» в любом варианте!

10 из 10

13 января 2008

Драма Отверженные впервые показанa в 2000 года, дебют состоялся более 24 лет назад, его режиссером является Жозе Дайан. Актерский состав, кто снимался в кино: Жерар Депардье, Кристиан Клавье, Джон Малкович, Виржини Ледуайен, Энрико Ло Версо, Шарлотта Генсбур, Азия Ардженто, Вероника Феррес, Жанна Моро, Джованна Меццоджорно, Штеффен Винк, Леопольдин Серре, Джером Хардлэй, Мишель Дюшоссуа, Кристофер Томпсон.

Расходы на кино составляют примерно 165000000 (входит в список самых дорогих кинокартин в мире). Производство стран Франция, Италия, Испания, Германия и США. Отверженные — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.