Американская история X
American History X
8.3
8.5
1998, драма, криминал
США, 1 ч 59 мин
18+

В ролях: Эдвард Нортон, Эдвард Ферлонг, Беверли Д’Анджело, Итан Сапли, Файруза Балк
и другие
Лидер местной банды скинхедов Дерек Виньярд прочно удерживает авторитет в своём районе. Убеждённый в своей правоте, он беспощадно расправляется с теми, кто имеет не белый цвет кожи. Независимость и смелость Дерека вызывают восхищение у его младшего брата Дэнни, который уже тоже сделал свой выбор. Но совершённое Дереком зверское убийство двух чернокожих парней разделяет дороги братьев: Дерек оказывается в тюрьме, где существует свой расклад сил, а Дэнни на свободе успешно продолжает дело брата. До тех пор, пока их пути не пересекаются вновь.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Американская история X

английское название:

American History X

год: 1998
страна:
США
слоган: «Преступление и наказание»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , , , , , , , ,
видеооператор: Тони Кэй
композитор:
художники: Дж. Кайлер Блэк, Дэн Олексиевиц, Тесса Поснански, Джон Гари Стил, Филл Загаевский, Даг Холл
монтаж: ,
жанры: драма, криминал
Поделиться
Финансы
Бюджет: 20000000
Сборы в США: $6 719 864
Мировые сборы: $23 875 127
Дата выхода
Мировая премьера: 1 июля 1998 г.
на DVD: 14 ноября 2002 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 59 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, криминал

Постеры фильма «Американская история X», 1998

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Американская история X», 1998

Кино для каждого

Мне часто приходилось слышать фразу: “Первое впечатление – самое верное”. И я с этим наблюдением частично согласен.

Но из своего жизненного опыта я вывел другое правило, состоящее в том, что самые сильные и глубокие чувства рождаются не сразу, а приходят постепенно, в процессе осознания, сравнения и привыкания. Как с вином, всегда нужна хорошая выдержка, которая придает дополнительные изысканные ощущения, делая вкус насыщенным.

Точно так же получилось у меня с “Американской историей Икс”. Сначала она мне просто очень понравилась. Но с каждым новым просмотром получаемое от фильма удовольствие усиливалось, пока не достигло максимума. Не подумайте, что для этого надо смотреть одно и то же кино десятки раз. Я уже после второго раза понял, что к чему, а в третий только наслаждался шедевром.

В центре представленной в картине истории – семейство Виньярд. Глава семьи Деннис Виньярд – простой пожарный, его жена Дорис – домохозяйка. Живут эти люди небогато, зарплаты отца едва хватает на то, чтобы прокормить и воспитать четверых детей, на которых родители возлагают большие надежды.

Братья Дерек (старший) и Дэнни очень умны и талантливы. Дерек уже подросток, один из лучших учеников в школе, да и младший тянется за братом, которого боготворит, изо всех сил.

Но человек – существо социальное, легко поддающееся внушению и влиянию таких авторитетов, какими являются для ребенка родители. И отец однажды за обеденным столом дает Дереку информацию к размышлению. Он с недовольством рассказывает о том, как ему в напарники определили двух черных, которые знают и умеют меньше, чем белые претенденты на работу, но им из-за политкорректности не посмели отказать. И теперь эти двое прикрывают ему спину.

Дерек проглотил наживку. А где-то в это время в их город переехал известный писатель и пропагандист неонацизма Кэмерон Александер, который сразу взял в свои руки процесс воспитания подрастающего поколения. Не избежали этого влияния и братья Виньярды.

И так случилось, что очень скоро их постиг страшный удар – во время тушения пожара в районе проживания чернокожих был застрелен Деннис Виньярд. Теперь потрясенного до глубины души Дерека можно было брать голыми руками, а уж такой профессионал, как Кэмерон Александер, никогда не упустит такого благоприятного случая.

Для созданной им в городе организации скинхедов требовался лидер, всеми качествами которого старший из братьев Виньярд обладает в полной мере. С ним фашистское движение приобретает невиданный доселе размах. Злоба и ярость выплескиваются на улицы, оставляя после себя руины.

Но рано или поздно всему приходит конец. Для Дерека он наступил одной из теплых летних ночей, когда трое черных парней решили угнать его машину. Это был очень удобный момент, чтобы выместить на чернокожих весь свой гнев, и Дерек воспользовался случаем, учинив над грабителями жестокую расправу, свидетелем которой стал его младший брат.

И вот перед лидером местных скинхедов замаячила тюрьма. Что изменит она в жизни Дерека и его семьи? Чему научит? Да и научит ли?

Могло показаться, что я рассказал вам большую часть истории. Однако это не совсем так. Таков был замысел авторов картины, включивших все, рассказанное мною, в первые 15 минут.

Фильм начинается как раз со сцен той бойни, которую устроил у своего дома Дерек Виньярд. Затем действие перепрыгивает в настоящее, в день, когда тот выходит из тюрьмы, и опять возвращается в прошлое. Так продолжается до самого конца.

Разбитый на кусочки сюжет складывается весьма причудливым образом. Сначала даже кажется, что в этом нет особого смысла, но потом начинаешь понимать замысел режиссера Тони Кея. Не сказать, что такой ход помогает восприятию картины, но и не мешает. Во всяком случае, никогда не возникает сомнений, в какой последовательности эти частички должны быть собраны.

При этом события, предшествующие выходу Дерека из тюрьмы показаны в черно-белых тонах, а настоящее – в цвете. Что тоже поначалу вносит дискомфорт, но потом привыкаешь.

Определенный символизм есть и в этом тоже. Темное, беспросветное прошлое и яркое, многоцветное настоящее и будущее. Особенно сильно этот контраст заметен при показе рассвета на берегу океана: черно-белого – в первых кадрах фильма и переливающегося всеми цветами радуги – в заключительных.

Затронутая в фильме тема при всей ее серьезности, откровенно говоря, для России пока не так актуальна. И по идее не должна бы вызывать повышенного интереса. Но гениальный фильм собирает людей у экранов независимо от их идеологической подготовки и жанровых предпочтений. Большой мастер способен так обыграть сюжет, чтобы основная мысль проходила сквозь судьбы главных героев, преломлялась в них и отражалась, обогащенная новыми штришками. Тони Кею это удалось в полной мере.

Массовая истерия охватывает обычно большое количество людей, но лишь единицы, иногда десятки, реже сотни, несут потери, будь то материальные, моральные или физические.

В “Американской истории Икс” показана личная драма семьи Виньярд. История Дерека и Дэнни Виньярдов глубоко трагична. Она задевает за живое, и ее принимаешь близко к сердцу. И снята она грамотно и с чувством.

“Американская история Икс” – гордость моей коллекции и одна из самых востребованных вещей. Сколько можно наслаждаться комедией или детективом, в котором нет ничего, кроме интригующего действа? На мой взгляд, до тех пор, пока не запомнил сюжет настолько, чтобы знать, что и как произойдет в следующие минуты фильма. А вот любоваться актерской игрой можно бесконечно.

То, что продемонстрировал Эдвард Нортон в этой картине, поистине феноменально. Его игру даже образцовой назвать нельзя, это что-то запредельное. Мне довелось увидеть Нортона еще до “Американской истории Икс” в “Первобытном страхе” и “Народе против Ларии Флинта”. Именно поэтому меня так потрясла метаморфоза, произошедшая с актером.

Совершенно другой типаж сыгран с такой страстью и вдохновением, что пробирает до мозга костей. Лидер скинхедов Дерек Виньярд в его исполнении харизматичен, фанатичен и жесток. То, что видно в его глазах, говорит больше, чем любые жесты, мимика, позы. Хотя и эти компоненты – на высшем уровне. Игру Эдварда Нортона в “Американской истории Икс” я считаю лучшей из всех виденных мной до сих пор.

А видел я очень много более чем достойных ролей, одна из которых на счету Эдварда Ферлонга, сыгравшего Дэнни Виньярда. Не по годам цельная игра талантливого актера.

Актерский тандем двух Эдвардов – далеко не все, что можно отметить в этой номинации. К примеру, Стейси Китч в роли Кэмерона Александера не намного отстал от своих молодых коллег.

“Американская история Икс” – замечательный во всех отношениях фильм, который вряд ли сразу вызовет восторги у каждого любителя кино. Но его стоит посмотреть всем хотя бы для того, чтобы увидеть великую игру Эдварда Нортона. А увидев её, вы поймете, чего стоят всякие Вины Дизели и Пирсы Броснаны.

17 ноября 2022

То, как нужно делать социальные драмы

Главарь неонацистской группировки Дерек Виньярд воспитывает в младшем брате жестокость к людям с иным цветом кожи. Из-за этого у Дэнни появляются проблемы в учебе. Директор-афроамериканец всячески старается изменить взгляды мальчика, пытаясь привить ему моральные нормы, не прибегая к наказаниям. Но все переворачивается, когда Дерека судят за жестокое убийство темнокожего преступника, решившего ограбить его дом. Дэнни продолжает придерживаться идеологии неонацистов, а вышедший из тюрьмы брат кардинально меняется: Дерек отбросил прежние убеждения и стремится вытащить младшего брата из группировки скинхедов. Что ждет героев дальше?

Поговорим о плюсах:

Отличная игра актёров, те эмоции, который Дерек демонстрирует после убийства восхитительны, в одно и тоже время мы видим злость, граничащую с удовольствием, и то, как это продемонстрировано, производит сильное впечатление, это действительно высшее актерское мастерство.

Грамотно освещается природа фашизма, не только демонстрируют насилие, но и раскрывают психологию мысли нео-нациста.

Фильм не делит людей на черное и белое, не прибегает к стереотипам, а грамотно истолковывает обе стороны. Так, например, неприязнь к мигрантам возникает не только из-за цвета кожи, но и больших привилегий, которых они не заслуживают.

'Теперь мою спину прикрывают двое негров, хотя их взяли не потому что они черные, а потому что они лучшие' - эта фраза из фильма прекрасно передают всю проблематику либерализма.

Прекрасно передана личность Дерека, то, почему он поменялся, его мотивы и переосмысление ценностей в связи с пониманием всей лживости веры, использования идеологии и пропаганды во благо собственных целей некоторых личностей.

Замечательная концовка, которая прекрасно передаёт последствия расизма, дискриминации и как общее - нацизма.

А теперь о минусах:

Второстепенные персонажи несколько стереотипны.

Слабо обоснован мотив изменения социальных установок Дэнни, будучи нео-нацистом он мог поменять своё мнение, но в фильме его мотивы недостаточны, ведь для человека выросшего в такой культурной среде, разве история может в один миг повлиять на его мировоззрение? Довольно субъективный момент, но всё же я считаю, что это недостаточно продемонстрировано для того, чтобы быть правдой.

По итогу, имеем отличную картину, хоть и имея минусы, которые я озвучил выше, она не пытается быть стереотипной, показывает разные взгляды, разные стороны, имея чёткую концовку, с понятной моралью, отличных актёров, чувствами которых проникаешься я думаю, что это определённо сильная работа.

8 из 10

1 июня 2022

Преодоление кармы ненависти и расизма: Чему учит нас фильм «Американская история Х»?

«Американская история Х» — почему именно Х? Как вариант, потому что это отсылка на американского общественного деятеля Малкольма Х. Напомним, что Малкольм Х был черным расистом. Он рассматривал белую расу как некий второй сорт. И считал черную колыбелью цивилизации. Но эта кинокартина не намекает на сочувствие его взглядам.

Но намекает она совсем на другое. На первый взгляд, может показаться, что данный фильм — в первую очередь про белый расизм. Но, приглядевшись, можно заметить одну тонкую, но стальную нить. Как ни старайся, такую практически невозможно разорвать.

Балансируя между черно-белым и цветным рассказом, «Американская история Х», играя на высоких эмоциональных нотах, вводит нас в заблуждение главного героя. Мы начинаем разделять его ненависть, потому что слышим крик его боли. Его волна распространяется и охватывает нас в свой радиус. Против нашей воли она вынуждает сочувствовать герою Эдварда Нортона.

И столь же виртуозно «Американская история Х» ломает наши заблуждения, как пресловутые «розовые очки». Только в данном случае очки черно-белые. Она показывает, что реальность даже не во множестве оттенков серого. Нет, она имеет разноцветную палитру и настолько многовариативна, что ей нельзя дать окончательную оценку.

Таков, собственно говоря, и конец фильма. Он беспощаден, потому что пытается кровавыми чернилами поставить жирную точку. Но все выходит так, что эта точка превращается в кляксу. И в ее растекающихся очертаниях карма расовой взаимоненависти замыкает свой порочный круг.

Вновь и вновь вместе с героем мы вынуждены встать лицом к вопросу: «Что сильнее во мне — милость или гнев?». И коварство состоит в том, что мы понимаем, что гнев может быть обусловлен. Он всегда обусловлен большими страданиями. Фактически, гнев имеет право на жизнь. И это одновременно справедливо и страшно.

Справедливо, потому что фильм заставил нас понять героя. И страшно, потому что гнев имеет последствия, в поле боя которых попадают люди, не успевшие понять, что происходит. Которые не успели никак с этим соотнестись. Так карма воспроизводит себя.

Остается лишь вопрос. Где и когда уместна милость? И в каких самых непростительных случаях она способна оказать максимальный эффект?

10 из 10

13 марта 2022

Фильм — проповедь миролюбия

Смотря этот фильм волей неволей зритель начинает отождествлять себя той или иной стороной конфликта. Правильный ли это подход? Я считаю, что нет, ведь мы должны сконцетрироваться на высказывании режиссера, на том, что он хотел нам сказать.

При просмотре сразу бросается в глаза выдающийся, талантливый образ Эдварда Нортона. Очень уж харизматично играет, его персонаж получился калоритным. С одной стороны он предстает перед нам одним из главных героев, вокруг которого двигается сюжет. Но этот герой — антагонист фильма.

Картина не проповедует фашизм, но она также не проповедует толерантость, скорее она проповедует пацифизм. Дружбу, единство, нечто большее, чем мы можем увидеть в противостоянии левых и правых. При всей жесткости происходящего фильм говорит нам «нет войне», «нет распрям», «нет вражде». Это такое же антивоенное произведение, как, например, картина Верещагина «Апофеоз войны».

Жесткость порождает жесткость. Все мы это видели и слышали уже тысячу раз, но почему-то вновь натыкаемся на те же грабли. Вот и в фильме, мы можем наблюдать в каком-то смысле приемственность поколений в этой глубокой проблеме общества. После просмотра напрашивается просто вывод «За все в этом мире нужно платить, причем по-большому счету».

В целом фильм является очень глубоким, и понравится как внимательному зрителю, ценящему художественные, тонкие высказывания. Так и зрителю попроще, который ценит динамику происходящего на экране. С детьми фильм смотреть не советую.

8 из 10

1 ноября 2020

#сел_посмотреть «Американская история Икс»

Вы можете поставить мое мнение под вопросом, но тем не менее, я замечаю одну деталь. Вам не кажется чем-то лицемерным, что BLM и им подобные обвиняют в расизме фильмы «Унесенные ветром» и «Прислуга», а «Американская история Икс» как-то пролетела мимо этих скандалов? То есть, упомянутые киноленты в какой-то мере исторические, а в истории было полно дерьма. «Американская история Икс» не может считаться чем-то архаичным, все происходит в наших реалиях и плюс ко всему герои половину хронометража выражают открытую неприязнь к чернокожим. Поэтому, не знаю, на эту тему у меня возникает масса вопросов.

В фильме, который открыл дорогу в большой Голливуд режиссеру Тони Кею и сценаристу Дэвиду МакКенне, особое внимание уделено теме, к которой кинематограф того времени обращался не так часто, как сейчас — расовое пренебрежение. Главный герой Дерек (Эдвард Нортон), пропитан идеей национал-социализма и это неспроста — его отец был убит в одном из «ниггерских» кварталов. Но если зритель подождет чуть немного, то поймет, что позиция Дерека отчасти обоснована юношеским максимализмом. Мол, раз папа заявлял, что Америка уделяет больше правового внимания неграм, то его слова принимаем за истину.

Доходит все то дело до того, что Дерек залетает на нары за убийство двух чернокожих, а его «правым делом» увлекается его младший брат Дэнни (Эдвард «Как ты ухитрился спустить свою карьеру» Ферлонг). Побритый налысо, с татуировкой «Апостолов Христа», он проводит время в компании таких же скинхедов, как и его брат. Их жизнь пропитана самоотверженностью Дерека, пивом, вечеринками и верой в то, что районы Лос-Анджелеса принадлежат только белым. Но вот Дерек выходит из тюрьмы, кардинально поменяв свое мировоззрение. Осталось только брата вытащить из этого болота, а то учитель не в восторге от того, что Дэнни написал сочинение не про Пушкина или на худой конец, Буковски, а про «Майн Кампф».

«Американская история Икс» — неплохая работа для дебютантов. Каким бы противоречивым не было повествование, не стоит забывать, что для рассказа используется язык кино. История охватывает две временные ветки, где события настоящего показаны цветной съемкой, а прошлое Дерека и его тюремные будни — черно-белой. Иногда камера берет приземленный ракурс, дабы в напряженной ситуации мы были наравне с героем. Сцены жестокости характеризуют персонажа Нортона, превращая его из ярого нациста в примерного человека. И можно было сказать, что картина работает, но как по мне, кое-что не дожали.

Понимаете, ключевой момент история Дерека, а именно — его перевоспитание, выглядит слишком расплывчато. Что я понял про Дерека, когда он сидел в тюрьме — его подрядили помощником к чернокожему и по ходу общения с ним понимает, как он ошибается. Вот только ключевой разговор происходит не на тему рас и превосходства, а женщин, и то, как их не хватает. Вроде как должны свести персонажей из двух областей, но я бы больше поверил в то, что Дерек перестал быть нациком после того, как его в душе жестко прижали к стенке.

В конечном итоге получается серия хороших набросков и череда мощных сцен, направленных на изменение персонажей. От сюжета я ждал большего, повествование иногда спешило, пытаясь показать слишком много пространства за определенное время, подводя к финалу, но и без того получается хорошая картина. Насчет Нортона — не скажу, что он достоин был «Оскара», но его игра была заметна. Главное, что стоит извлечь — не бывает сплошь хороших белых и плохих черных. Ублюдки есть в любых слоях общества, и презирать кого-то за цвет кожи глупо, не подкрепляя свою точку зрения достаточно весомыми аргументами. Я ненавижу расизм, но еще больше ненавижу моральных уродов. И у них нет никакой отличительной внешней черты, чтобы их распознать. Хотя, нет, на сегодня известны одни такие — те, кто ставит свои группы меньшинств выше, думая, что им все дозволено. Разве то, что в свете последних новостей происходит, не похоже на форму нацизма со своей идеей «высшей расы»?

16 сентября 2020

Фильм филигранно разобрал феномен расизма во всех его проявлениях и грамотно опровергает все его постулаты.

Агрессия всегда порождает ещё большую агрессию. Или, как было сказано в фильме, «ненависть — слишком тяжёлый багаж», и если копить его всю жизнь, то он постепенно превращается в огромный снежный ком, разрушающий твою жизнь. Эту метафору очень хорошо олицетворяет данный фильм. Он очень хорошо показывает, как люди приходят к расистским взглядам, прослеживая всю цепочку событий и радикализацию взглядов человека.

Фильм привлекает своими разнообразными и выразительными монологами. Ненависть и мрак Дерека контрастирует с жизнерадостностью и комичностью негра в тюрьме (к сожалению, не помню как его зовут, если у него вообще было имя). Также выразительные диалоги пленяют своей напряжённостью, а иногда трогательностью. Они отлично раскрывают как главных, так и второстепенных персонажей и обрисовывают их взаимоотношения.

Система повествования, на мой взгляд, интересная и довольно таки сложная.

Однако благодаря визуалу, закадровому голосу и постобработке всё это смотрится легко — не приходится напрягать нервы мозга, чтобы всё разобрать. Также сам порядок сцен очень хорошо подобран, наилучшим раскрывая проблему фильма.

В дополнение, как вишенка на торте — блестящие актерские работы Эдварда Нортона и Эдварда Ферлонга. Также второстепенные актёры отлично справились со своими задачами.

Таким образом, все составляющие фильма отлично взаимодействуют, и раскрывают главную тему, превращая лекцию о расизме в гениальное произведение искусства.

10 из 10

20 августа 2020

Как никогда актуально

Могут ли мимолётно брошенные слова близкого человека изменить жизнь? Как по мне, картина Тони Кэя отлично это демонстрирует. Ужин обычной американской семьи, во время которого отец решает высказать свою мнение о мигрантах в стране. Но так уж сложилось, что послушный старший сын, после смерти отца, воспринимает его слова в штыки, в дальнейшим превращаясь в скинхеда.

Однако, по изначальной задумке Тони Кэй не планировал того, что Дерек должен будет перевоспитываться. Фильм должен был быть более жёстким, что не понравилось студии. Сценарий пришлось переделывать и это заметно сказалось на фильме.

Например, момент, когда Дерек уходит из банды, а бывшие товарищи и девушка, которые минуту назад считали его своим идолом, уже готовы пристрелить его. Конечно, можно предположить, что это должно показать насколько ненадёжные были его соратники, но неужели настолько?

По Дэнни особо не было заметно, что он очень уж близок с братом до его ареста. Он также был в ужасе и когда Дерек совершал преступление. Однако после того, как последний садится в тюрьму, Дэнни становится копией старшего брата, хотя остался на воспитание сестре и матери, которые вроде как придерживались относительно либеральных взглядов. Когда же Дерек выходит из тюрьмы, ему удаётся на 180 градусов развернуть мировоззрение Дэнни всего за один разговор. Обычно для этого подросткам нужно хотя бы немного времени, а тут он сразу же, обнявшись с братом, бежит срывать плакаты со свастикой в своей комнате.

Конечно было бы интересно взглянуть на то, что было бы, получись фильм ровно таким, каким его и задумывал режиссёр изначально. Но и сейчас назвать фильм плохим язык не повернётся. Он отлично демонстрирует нам проблемы расизма в обществе, что сейчас актуально, как никогда. Он о том, как ошибки молодости могут загубить всю жизнь. О том, как просто стать плохим примером для подражания. Фильм стоит смотреть, хотя бы ради великолепной игры Эдварда Нортона.

8 из 10

22 июля 2020

Человечество — это один вид, разница лишь в условиях адаптации. Но высшая глупость в ненависти к признакам адаптации.

Довольно переоценённый фильм, который довольно поверхностно исследует причины расовой неприязни. История рассказывает о жизни Денни и Дерека Виньярдов, их взаимоотношениях, семье, перевоспитании.

И фильм довольно отталкивающий… Всё довольно шаблонно, лишь бы правительство не трогать с социальной несправедливостью. Дерек вполне мог использовать свой авторитет среди скинхедов, чтобы создать что-то лучшее для общества. Он мог использовать свой интеллект, о котором так пели в начале фильма. И всё это скатилось в банальное — среди белых и среди чёрных есть подонки. Финал фильма просто дико притянут за уши. Поэтому фильм воспринимать довольно тяжело, он как и «Бойцовский клуб» показывает лишь какое-то разложение и без толкового перерождения главных героев. Грязь в начале фильма, потом небольшой просвет в середине и опять уныние в финале. Хоть и фраза Денни вполне толковая, но опять же эти фразы уже говорились многими противниками расового деления. Так что не ново.

Также можно увидеть в этом фильме, насколько ненависть и озлобленность Дерека разрушительна для него самого. Он причиняет боль всем, кто рядом. Потом эта боль возвращается к нему стократно. Можно сказать, что это более приземлённая версия «Заводного апельсина» Кубрика. Структура фильма практически одинакова. Ну любят режиссёра подобного жанра проявление ультранасилия. Но такое смотреть довольно тяжело и после просмотра становится невыносимо тяжко на душе от восприятия агрессии на экране. Чем больше показывать насилия на экране, тем больше веры в реальность этого насилия.

Поэтому не рекомендую фильм, потому что реальную причину расовых проблем он не показывает. Единственная героиня, которая была интересна, так это сестра Дерека и Дени, которая видит расовую проблему в социальной несправедливости. Но это быстро заминают дикой выходкой Дерека, который начинает бить своих родных. Я уж молчу про сцену курения при ребёнке. Мало кто из героев вызвал симпатию.

2 из 10

11 мая 2020

Неоднозначно

Фильм показался мне достаточно нелогичным и нереалистичным.

В начале нам показывают просто сущее зло, этот взгляд полный ненависти — просто что-то с чем-то. Бесчеловечность.

И вот это сущее зло попадает за решетку (удивил кстати срок). И по сути, ничего особого там с ним не происходит. Я ждала какого-то осознания, что вот — все мы люди, каждый хочет быть счастливым, что-то в этом роде. В итоге все произошло нелогично и смазано.

Так же интересно, что за книги он там читал? Про что?

Раскаяния в нем я не увидела вообще, путь его осознания (если оно вообще было) не прочувствовала.

Ощущение, будто он не осознал ничего, а просто хочет свою пятую точку защитить.

Конец фильма вообще ужасный и портит все. Никакой логики. Можно вложить в это конечно смысл, но это все очень натянуто.

Актерская игра понравилась, в целом смотреть было интересно.

5 из 10

17 апреля 2020

Культовое кино

Культовое кино о человеке, отдавшем весь свой потенциал, все свои силы и исключительность гневу, ярости и жажде мести.

Качество изображения — чистота, композиционная выверенность, верно подобранные ракурсы каждого кадра, цвет — отличается исключительным вкусом.

Интересное преподнесение самого сюжета — режиссёр рассматривает историю не прямо, а через воспоминания и размышления героев. Благодаря этому будто варишься внутри истории.

Фильм поднимает важнейшие вопросы, о проблеме которых многие могли и не знать, раскрывает людей того времени изнутри, их эпоху, их реалии, их убеждения.

3 февраля 2020

Расизм для самых тупых

В общем, я посмотрел «Американскую историю Хэ».

Я много ожидал, рейтинг фильма всячески подогревал интерес, а получил я полнейшую нелепицу, которая плоха в любом рассмотрении.

Ощущение, будто я смотрел или плохую непрофессиональную документалку, или просто посредственный российский сериал, предназначенный для вечного показа в прайм-тайм на НТВ. Обдумав все еще раз, я так и не смог найти в этом фильме ничего хорошего.

Сюжет глуп настолько, насколько он прост. Я ожидал от фильма увидеть историю про нелегкую жизнь нациста в США, про его моральные выборы, про его быт, про то, как его идеалы сталкиваются с реальностью. В итоге я увидел то, что Нортон достал всех вокруг, убил двух негров, а его нелегкое пребывание в тюрьме круто изменило его идеалы. Я ровным счетом не понимаю, почему добрая четверть фильма состоит из чертовых монологов, преимущественно Нортона, про то, какие же плохие негры. Вот тупо десятиминутная сцена, в которой за семейным столом Нортон толкает речь про то, что негры — плохо, негры надоели, а еще они на социальные пособия живут. И таких сцен две-три, серьезно. А чудесные кардинальные метаморфозы с главным героем во время кульминации фильма — это целая отдельная тема, которую очень хочется разобрать детально, но не получится, так как спойлер. Скажем так, обоснование для перемен в главном герое, причина для этих перемен — это настолько смехотворная и неубедительная череда событий, что во время просмотра я отказывался воспринимать происходящее всерьез. Происшествия, которые должны быть ключевыми во всей киноленте, сильными и беспрекословными аргументами для движения всего сюжета, на самом деле похожи на глупый анекдот, который заканчивается звуком «ба-дум-тсс». И это все на фоне общего серьезного посыла фильма про радикальный расизм! Я не понимаю, кого фильм хотел высмеять: расистов или либералов.

Картинка этого фильма — это тоже бред. Ощущение, будто фильм снимал оператор российских сериалов, которые я упомянул вначале: слишком много очень крупных планов. Это не нормально, когда половину фильма занимают рожи героев, даже не влезающие в кадр.

Про звук ничего сказать не могу, там ничего примечательного.

Актеры тоже играют достаточно странно. В фильме вообще всего лишь два запомнившихся в хорошем ключе момента, оба с Нортоном.

Скукота, глупость и недоразумение. Я не понимаю, почему у фильма такой высокий рейтинг.

5 из 10

16 декабря 2019

Мячи, отправленные в обе корзины

Приступая к этому фильму, я, признаюсь, имел несколько скептические и пессимистические ожидания. Дескать, вот, опять нам покажут, какие плохие белые нацисты, и какие хорошие, какие угнетённые их жертвы — чёрные люди-ангелы.

Отчасти, конечно, эти ожидания оправдались — люди-ангелы в фильме действительно только чёрные: школьный учитель и партнер Дерека по тюремной прачечной. Но, вместе с тем, общее течение сюжета оказалось вовсе не таким простым и определённым!

Белые неонацисты в фильме, разумеется поданы как воплощение зла, и Дерек, будучи одним из них, совершает преступление, получает наказание, и духовно перерождается, выздоравливает. Всё по канону Достоевского, между прочим. Добивают же его идейность сами же белые, продажностью и, в конечном итоге, сексуальным унижением. И даже на этом расплата не заканчивается — в финальном акте создатели фильма подготовили особенную и окончательную кару.

Но между строк социально-обличительного заказа, раскрываются и реальные проблемы, которые порождают вот такие драмы. В сцене за обеденным столом, перед потасовкой, главный герой в полный голос и на полном серьёзе проговаривает все основные тезисы даже не неонацистского движения, а просто реальные мысли, которые возмущают очень многих людей, и являются правдой. И такие заявления — не идеология адских копей, а то, что существует в действительности, и ничем эту действительность не прикрыть — ни последующей потасовкой, ни переходом взвинченного Дерека к антисемитизму.

Этим оппозиционную штатовской толерантности проповедь авторы картины не заканчивают, а только расширяют её — за рамками основного дискурса. Так вот, за рамками этого центрального антинацистского дискурса, яркими, широкими мазками, они выдают уже чёрный расизм, они являют его во всей его убийственной и преступной полноте. За исключением двух негров-ангелов, мы наблюдаем лютый разгул цветной ненависти и расового насилия и с противоположной неонацистам стороны. И, если в случае последних, мы получаем объяснение мотивов их чувств и действий, то чёрный расизм в фильме подаётся не менее чудовищным, но ничем не объяснимым.

Поверхностно посмотрев на это кино, мы увидим одно, но когда внимательней всмотримся, то уже станем наблюдать, как мячи залетают в обе корзины, и трагический финал нам не преподносит никакого ответа, никакой надежды.

Так что, ответы зрителям придётся вырабатывать самим и надежду искать самостоятельно.

9 из 10

23 октября 2019

Раньше б сказали — не послушал бы

Для США вообще тема расизма очень острая и популярная — обсасывают её часто, много и со смаком. Но далеко не всегда говорят о том, как расизм отражается на жизнях самих расистов. Так вот — «Американская история икс» как раз об этом.

Тут и демонстрация молодых и бестолковых любителей «движухи», которым в принципе-то без разницы кому накостылять — важен сам процесс. И раскрытие темы социальной несправедливости под нагнетанием извне. Дерека, главного героя, ведь по-сути использовал очень мутный гражданин с сомнительными мотивами — и на ту же удочку впоследствии клюнул Дэнни, совершенно не осознавая куда он влип и чем всё это кончится. А ещё фильм о том, что осознание ошибок-то приходит слишком поздно, слишком болезненно и слишком внезапно — оказывается что мир не такой уж монохромный, как рассказывают идеологии, а фанатиков ждёт очень незавидная участь.

17 августа 2019

История американской семьи

История. Странная штука история. История Америки сложна, как и любой другой страны. В фильме показывают частичку истории страны на примере обычного человека. Но так ли уж он обычен. И это правда, не бывает обычных людей. И история здесь тоже не банальна.

Главных героя-два. Два брата, старший Дерек- националист, со своими твердыми убеждениями превосходства белой расы. Он потрясающий оратор и привлекает внимание.

Младший же Дэнни поддается влиянию брата, но что-то все равно его смущает. Он-другой, более закрытый и в тоже время открытый новым идеям, он воспринимает вокруг себя все по своему. И сложно сказать чему он верит, а чему нет. Такой загадочный парень, не определившейся, но брат для него беспрекословный авторитет. Хотя иногда и тут есть сомнения.

Дерек проходит сложный путь: отказ, гнев, страх, принятие. Его убеждения подвергаются сомнениям и сталкиваются с реалиями в жизни. Все стадии человеческой трагедии он проходит не через самые приятные обстоятельства, но самостоятельно. Единственное, как тень, на протяжении всего фильма двух братьев сопровождает Свинни. Он и наставник, и друг, и иногда отец. Он понимает, что может им помочь, что эти ребята просто заблудились, но все можно исправить, кроме одного. И Свинни старается сделать так, чтобы избежать трагедии.

Над сюжетом и проработкой героев потрудились. Особенно хочется выделить стилистику: то что показывают в прошлом-черно-белое, а настоящее-цветное. Как будет Дерек все видел как черное и белое раньше, а теперь стал различать цвета в жизни.

Эвард Нортон захватывает внимание и невозможно оторваться, его харизма и текст сценаристов создают сложного героя. Но и Дэнни, сыгранный Эдвардом Ферлонгом, не отстает, да он еще подросток, у него нет того багажа, но харизма и другое видение жизни, другие мысли и логика действий-противоположна и схожа с Дереком.

Американская история Х- история одной семьи как частичка истории целой страны, со своими взлетами и падениями, разными взглядами, грустью и радостью, у каждого своя философия, свое понимание хорошего и плохого.

Приятного просмотра и изучения истории американской семьи Х.

8 из 10

18 апреля 2019

«Мы не враги, а друзья. Мы не должны быть врагами. Хотя узы нашей дружбы не всегда прочны, они не должны порваться. Память об этой дружбе возьмет свое, когда в сердцах, с неизбежностью, возобладают наши лучшие чувства.» (Авраам Линкольн)

Один из мощнейших фильм девяностых годов, который точно не оставит никого равнодушным. Лично для меня не было чем-то необычным, что оскаровская кино академия обделила эту картину своей премией. Уж слишком тонкие струны человеческого общества были затронуты работой Тони Кэя. К этому можно добавить бесчеловечную жестокость(что уже сильно отталкивает рядового зрителя), тяжесть мыслей(опять же не для каждого кино это способ подумать о вечном) и такая острая тема как нацистская идеология одного из главных героев фильма. Но обо всем по порядку.

Повествование ведется от лица подростка Дэнни — брата главы банды скинхэдов — Дерека Виньярда. Он решил пойти по стопам своего брата. Чтобы заслужить его уважение, Дэнни ввязывается в перепалки с «черными»(так именуются афроамериканцы в картине), что не может пройти бесследно. На протяжении всего фильма младший брат ловит «флэшбеки» о поступках старшего. В одном из них мы узнаем о том, что Дерек убил двух «черных», которые пытались обокрасть его машину. Он получил срок и отправился в тюрьму. По возвращению он сообщает брату, что собирается порвать все связи в бандой скинхедов, будет защищать свою семью от всех разборок и просит Дэнни поступить также.

Первым пунктом будет чрезмерная жестокость(физическая жестокость), что не позволила фильму получить оскар. Как человек, который смотрит на любые жестокие сцены в кино и не испытывает ни малейшего отвращения могу сказать, что сцена убийства «черных» выглядит слишком реально. За секунду до сцены ты осознаешь что сейчас произойдет, что и вызывает мурашки по коже.

Второй пункт — такое тяжелое слово как расизм. Идеология Дерека была ему мастерски навязана наиболее отрицательным персонажем картины — Кэмероном, который намного старше всех членов группировки. Наиболее яркий пример того, как большая ложь и немного правды становятся новой правдой. Тема расизма и эмиграции (как показывает время) всегда была тяжелой для общества.(ДАЛЬШЕ БУДЕТ МОЕ ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ) К сожалению, встречаются эмигранты, которые не хотят придерживаться правил страны, в которой прибывают. Их просят с уважением относиться к культуре и быту «новой родины», но им не интересны желания других людей. Из-за подобных личностей люди похожие на братьев Виньярдов не замечают других эмигрантов, которые благодарны людям за желание помочь и всегда отвечают взаимностью. Таким образом и вербовал в свои ряды новых «бойцов» Александр. Люди не должны судить друг о друге по цвету кожи, языку, или культуре и быте. Потому только так можно построить нормальное общество, но все понимают, что это утопия. Всегда найдутся те, кто не будут мириться друг с другом ради собственной выгоды.

Третий и последний пункт — это вопрос исправления и прощения. Лично для меня Эдвард Нортон является гениальным актером. Далеко не каждый способен так вжиться в свою роль, сыграть двух совершенно разных личностей так, чтобы ты не думал о том, что это все съемки. Многие ошибочно считают, что тюрьма это просто место отбывания наказания за свои деяния, но Дерек доказал нам обратное. Человек способен измениться в лучшую сторону, на это дана целая жизнь — на самосовершенствование. Дерек и Дэнни Виньярды — запутавшиеся люди, которые допустили в своей жизни серьезную ошибку. Они осознали это. Это позволило им стать ЛЮДЬМИ.

10 из 10

но особо слабонервным к просмотру не рекомендовано.

28 февраля 2019

Культ, частично или полностью провалившийся в прокате #3

- Сделал ли ты что-нибудь, чтобы жизнь стала лучше?

Американская история X

Расизм. Практически невозможно изучать историю, прочитать статью в газете или журнале, или начать политическую дискуссию без того, чтобы это слово не проскакивало в тот или иной момент. Белая ярость имеет множество форм — от Ку-клукс-клана до бритых голов и свастик современных апостолов Гитлера. Эта конкретная социальная проблема не ограничивается Соединёнными Штатами. Это общемировая проблема, с антецедентами в каждой цивилизованной стране. На сегодняшний день, одним из самых мощных фильмов о современной расовой ненависти является «Американская история X». Практически невозможно посмотреть этот фильм и не испытать нравственных страданий. Несмотря на желание стать проповедническим, этот фильм, режиссерский дебют Тони Кэя, не является простой частью пропаганды. Он признаёт, что, когда дело доходит до расовой и этнической ненависти, никто не имеет ответов и нет безопасных мест. Некоторые из его аргументов, несущих в себе уверенность и разочарование, кажутся правдоподобными. Конечно, бывает и такое, что такая доктрина часто принимает суть истины, но и, к сожалению, искажает её в гротескную ложь.

Фильм чередует воспоминания, показанные в черно-белом цвете, и события сегодняшнего дня, показанные в цвете. Он начинается с сцены в средней школе Дэнни, в одном из районов Лос-Анджелеса. Дэнни попросили написать статью на любую тему, связанную с расовым равенством, но он превратил её в эссе, в котором он похвалил Гитлера, как героя гражданских прав. Директор, который не готов отказаться от мальчика, даёт Дэнни специальное домашнее задание: написать новый отчет о своем брате Дереке и его расистском влиянии на Дэнни. Директор считает это неформальным ежедневным курсом, который он называет» Американской историей X». В мире бритоголовых неонацистов, лозунги заменяют мысль, подпитывая бессмысленную ненависть, которая поражает своей интенсивностью. Дерек Виньярд является одним из самых ярых участников подобных движений. Признанный ненавистник всех, кто не является белым протестантом, он поднялся на вершину ушатанной группы ненавистников. Последователи Дерека — его младший брат, Дэнни, который поклоняется ему, его подруга, Стейси, и толстяк по имени Сет, который находит определенную силу в группе, на которую он не способен самостоятельно. Вероятно, «Американская история X» не является всеобъемлющим взглядом на расизм, ненависть или насилие. Но, фильм подчеркивает, что действия имеют последствия, и, что для достижения искупления не достаточно сказать: «Я сожалею.». Цена за принятые решения, может быть, и часто бывает, жестокой. Примечательно, что концовка фильма шокирует не потому, что она неожиданная, а потому, что она доходчиво иллюстрирует эту истину.

Главная слабость фильма заключается в том, что нам представлен только один действительно трехмерный характер. Его изобразил Эдвард Нортон, одна из лучших ролей года, Дерек — полностью сформированная личность. Мы видим тонкие моменты, а расистские отношения следуют за событиями, которые толкают его через край, а затем мы наблюдаем за траекторией его жизни, когда его ненависть выходит из-под контроля. К сожалению, никто в фильме не приближается к тому, чтобы быть таким же реальным, как Дерек. Большинство других персонажей — это тонко очерченные стереотипы (либеральная сестра, усталая мать), или карикатуры (скинхеды). Такие актеры, как Эдвард Ферлонг, Беверли Д`Анджело, Файруза Балк и Эвери Брукс делают всё возможное, но, как ни крути, всё ложится на плечи Нортона. Пока мы говорим о Нортоне, есть несколько сцен с его персонажем, которые я считаю особенно примечательными. В одной ретроспективной сцене, бритоголовый Дерек выдаёт тираду против нелегальных мексиканских иммигрантов, объединяет своих коллег-белых и ведет свою группу в продуктовый магазин, где они разрушают собственность и мучают работников, представителей меньшинств. В другом воспоминании, Дерек честно выражает свои пренебрежительные мысли о «не белых», глубоко беспокоя остальную часть его семьи за обеденным столом, причём до такой степени, что его младшая сестра накидывается на него, а мать выгоняет его из дома. Это сцены, за которыми, конечно, трудно наблюдать, но только наблюдая их, мы можем смело смотреть на проблему расизма, не отводя глаза.

В принципе, данное кино — это история человека, который увидел, как он ошибался. Это иллюстрация того, каким разрушительным может быть расизм, для человека и для всех, кто связан с ним. По мере того, как фильм продолжается, речь идет о чем-то еще, что гораздо важно: искупление. Замечательно видеть, как много хорошего может появиться даже в самой развратной душе. Это, для меня, настоящий посыл этого фильма. Эдвард Нортон действительно поразил меня, мастерски играя три версии одного и того же персонажа. Чего еще говорить, у фильма есть сердце, не говоря уже о послании. Реалистичен и решителен, с большим количеством беспрепятственного грубого языка и некоторым запредельным насилием.

12 февраля 2019

Вся твоя злость всего лишь задана…

Я решил назвать эту рецензию строчкой из песни «Не спеши» группы «Lumen». Данная песня вместе с вырезанными из фильма «Американская история X» моментами использовалась в любительском видео. Всем советую с ним ознакомиться перед просмотром. Когда-то благодаря этому любительскому клипу я и узнал про существование такой превосходной картины.

Сюжет. События развиваются вокруг обычной американской семьи. Два брата (Дерек и Дэнни Виньярды) увлекаются идеями неонацизма и примыкают к экстремистской группировке «Апостолы Христа». С этого времени многое в семье идет наперекосяк…

Понравилась идея, в которой прошлое показывается в черно-белых тонах, а настоящее представлено цветными кадрами. Сама история — интересная и поучительная, многие эпизоды сняты максимально реалистично. Несколько сцен вообще принесли мне ярчайшие эмоциональные переживания (в основном негативные, но в драматическом кино это нормально). Можно, конечно, удивляться глупой самонадеянности Дерека в тюрьме, ведь он показан смышленым человеком. Все-таки вспыльчивость и своенравность одержали верх над осторожностью и инстинктом самосохранения. Есть вопрос и к концовке. Я прекрасно понимаю, что хотели донести авторы до зрителя («за все надо платить», «все возвращается бумерангом» и т. д.). Но, на мой взгляд, в финальной сцене показывается неоправданная жестокость. Она имеет право на существование, но мотивация виновника остается за кадром.

Атмосфера. Мрачная и злобная в начале ленты, она постепенно меняется на философское переосмысление ценностей главным героем. Большой вклад в атмосферность драмы внесла превосходная актерская игра Эдварда Нортона (Дерек). Отдельных слов восхищения и ужаса заслуживает сцена у бордюра, где прекрасно показана ослепляющая ненависть Дерека. Остальные актеры тоже справились с задачами на «отлично», но на фоне вышеупомянутого лица выглядят немного тускнее.

Музыка. Великолепное музыкальное сопровождение в некоторых моментах фильма может довести вас до экстаза, до дрожи. Мало того, что вашему слуху предстанут достойные композиции, так они еще будут попадать максимально точно в нужную ситуацию.

Итог. Замечательное кино на остросоциальную тему с шедевральным сценарием и наглядными примерами. Выводы после просмотра каждый для себя сделает сам.

9 из 10

(92%), умейте отличать добро от зла.

21 января 2019

Все твои мысли кто-то другой уже выразил, лучше тебя. Так что, если не знаешь, что сказать — позаимствуй у Великих.

Дерек — лидер банды скинхедов. Он ненавидит «цветных» и с радостью готов даже на убийство. Всё это впитывает в себя его младший брат — Дэнни.

Повествование начинается с момента хладнокровного убийства Дереком нескольких черных парней. Его сажают в тюрьму и последующие три года братья не видятся. Несмотря на это, Дэнни растет и становится таким же, как и Дерек. Казалось бы, для старшего брата это должен был быть повод для гордости, однако, вернувшись из тюрьмы, он совсем не рад такому развитию событий.

Фильм не только о нацизме, но и о человеческой природе. О том, что ради убеждений люди готовы убивать. Наблюдая за развитием Дерека, я поняла, что на нас сильно влияет наше окружение, люди, с которых мы берем пример.

Отдельный поклон такому замечательному актеру, как Эдвард Нортон (Дерек). Шикарно сыграл двух абсолютно разных людей. И да, я верила ему. Я верила в его счастье в тот момент, когда он осознал, что убил. Убил черных парней. Этот триумф в его глазах — нечто. Я так же верила ему, когда он лежал на больничной койке и плакал. Слезы боли, страдания, понимания своей собственной вины, я прочувствовала это.

Концовка замечательная, в плане того, что на хэппи энд я и не рассчитывала. Фильм мне понравился, но вот рекомендовать его или нет? Очень много сцен насилия, во многих моментах я просто закрывала глаза. Спишем на мою впечатлительность. Решайте сами.

Нет плохих наций/цвета кожи — есть плохие люди.

10 из 10

3 января 2019

Тема, которая сложна в любые времена

«Американская история Х» — достаточно тяжелый фильм для меня. Это не то кино, которое с удовольствием пересмотришь еще раз. Но оно очень хорошее. Я был под впечатлением долгое время после просмотра.

Тема, которая затрагивается в фильме, щекотливая и опасная. Она на все времена, актуальна в любом обществе. Это тема нацизма. Мне кажется, что любой взрослый человек однажды думал, как он относится к тому, что одни считают себя выше других по расовому признаку. Это опасный путь, ведущий к бесконечным дебатам. Это можно увидеть и в данной картине режиссера Тони Кэя.

В фильме прослеживается сразу несколько идей. Одна из них — пример старшего брата. Для меня она была актуальна, потому что я сам старший брат и, посмотрев фильм еще в подростковом возрасте, сделал для себя выводы о том, что необходимо думать и анализировать свои поступки на несколько шагов вперед, потому что ты можешь подать пример младшим. Главный герой, кажется, думает о подобном на экране, но в другом ключе. Он считает, что, действуя так, как он действует, подаст пример брату, как быть сильным, уверенным в себе, правильным и авторитетным в обществе. Но только спустя время он понимает, что не все так однозначно и просто.

Актерский состав отличный. Эдвард Нортон и Эдвард Ферлонг прекрасно справляются с образами. Нортон демонстрирует своего героя очень умело. Он непреклонен, непредсказуем, верит в свои идеалы, считает, что все представители его движения такие же самоотверженные, как он. В сцене нападения на его дом Нортон откровенно меня испугал. Я даже на минуту поверил, что это не актер играет, он на самом деле такой жестокий. Его взгляд просто поразил меня. До сих пор помню ту душераздирающую сцену. Считаю, что это истинный профессионализм актера.

Ферлонг шикарно показывает взрослеющего мальчика, который вот-вот вступит во взрослую жизнь и готов подрожать своему старшему брату во всем. Герой начинает копировать того, принимать его мысли, выдавать их за свои, все глубже погружаясь в пучину ненависти. Отличная игра.

Персонажи хорошо проработаны, ты понимаешь их мотивы, видишь причинно-следственные связи, которые приводят к финалу фильма. Обстановка накаляется с каждой минутой. Это чувствуется, это настораживает, это заставляет пристально следить за происходящим на экране.

Особенно заметны изменения в старшем брате, Дереке. В тюрьме он осознал, понял, что все его идеалы, которые он так яростно защищал, вдруг оказываются не тем, что нужно. Его рвение, устои, цели, непоколебимость в итоге приводят к краху от тех, кого он считал близкими по духу. Немаловажную роль сыграл товарищ, чернокожий товарищ, который показал, что нет никакой разницы между людьми, пусть даже они разные по цвету кожи. И спустя время Дерек видит своего младшего брата и ужасается. Тот стал его молодой копией, но к чему приведет эта метаморфоза? Дерек уверен, что к тому, что случилось с ним самим. А этого допустить нельзя. И этот оголенный нерв буквально режет зрителя в каждой последующей сцене. Финал заставляет смотреть последующие титры с открытым ртом.

Фильм прекрасен. Он затрагивает неудобную тему, заставляет задуматься каждого зрителя над тем, каково его видение данной темы, что он испытывает, когда речь заходит о теме нацизма. И какие выводы можно сделать для себя. Прекрасная картина, достойная внимания для всех думающих людей.

10 из 10

14 декабря 2018

Один из лучших фильмов на осросоциальную тему.

«Американская история Х» занимает одно из верхних мест почти во всех списках лучших фильмов в истории кинематографа. И это еще как оправданно.

Данная картина затрагивает сразу несколько важных социальных вопросов не только в западном обществе, но и в мире в целом. Проблемы социального расслоения, расизма, реставрации нацизма, качества образования, воспитания молодого поколения явно проиллюстрированы в фильме.

«Американская история Х» показывает нам все вышеперечисленные проблемы нерешенными, да и в худшем их проявлении, после чего шокирует нас результатами. Ненависть здесь — главная причина всех бед.

«Узри реальность своими глазами, когда ненависть ослепляет тебя».

Проблема воспитания молодых людей одна из важнейших в произведении. Где-то в середине фильма нам рассказывают о влиянии семейного круга и ближайшего окружения на формирование мировоззрения главного героя, Дерека. Именно это повлекло цепь дальнейших событий, в том числе и объясняет связь молодого человека с радикальными группировками.

«Его отец учил его ненависти. Его друзья учили его ярости. Его враги дали ему надежду».

Фильм вполне актуален и по сей день, причем не только в западном обществе, но и у нас на постсоветском пространстве в условиях развития новых систем.

10 из 10

6 октября 2018

Черно-белая Америка — черно-белое кино

Дерек (Эдвард Нортон) — неонацист, отсидевший 1,5 года в тюрьме за убийство 2 негров, забравшихся в его машину у его дома. Его брат Дэниэл считает Дерека героем и идёт по его стопам, но отбыв наказание, сам Дерек не хочет жить прежней судьбой и хочет вместе со своим учителем вытащить из фашизма Дэниэла. Поэтому они вместе пишут Американскую историю Х.

Прошло почти 20 лет как вышел этот фильм Тони Кея, но, как ни банально прозвучит, актуальности не потерял. А в сравнении с условными Скрытыми фигурами так и вовсе приобрёл — абсолютно без патоки, хоть и с заметным, но не передергивающим пафосом, внушается мысль о политкорректности. И что действительно вкручивает мозги на место, так это диалог отца с Дереком — держу пари, что так думают не только американцы, но и наши соотечественники, наблюдающие за политкорректным вроде бы бредом в США. Кей, причем не благостно, а сурово вбивает гвоздь в сознание, что политкорректность — это необходимость — как путь к равенству, а не искусственное неравенство, и что любовь лучше ненависти.

Есть и ещё одно достоинство — при всей «правильности» идейной подкладки, сам фильм на компромиссы ни со зрителем, ни с кем бы то ни было ещё не идёт. Чёрно-белое изображение, чёрно-белые герои, которые расцветают только после освобождения Дерека… И лучше всего эту бескомпромиссность и цвет фильма передает и не художник вовсе и не оператор, а Эдвард Нортон, сыгравший пока что лучшую свою роль. Ненависть, раскаяние, любовь и трагедия — недобрых 70 процентов фильма держатся именно на его харизме. Ума не приложу, как он пролетел мимо всех американских премий в тот год?! Тут, правда, надо заметить, что Тони Кей скандалил по «резьбе» фильма, а продюсеры не особо по этой причине вкладывались в его раскрутку — коммерческую и премиальную. Не верили в успех. А зря…

31 августа 2018

Даже эту историю, весьма эгоцентричные американцы сподобились назвать своей (а для пущей важности ещё и «X» прибавили). Несомненно, в делах расовой дискриминации Соединённые Штаты занимают ведущее место в мире. Но сам национализм, который является основополагающей сюжета данного фильма, проблема глобального характера и делать из этого что-то «личное», не правильно, как по мне. Но отбросим в сторону терминологию.

Дерек (Эдвард Нортон), авторитет местной группировки скинхедов. Тут все по канону: они со своей бандой всячески презирают «понаехавших в демократическую страну» лиц, крушат точки, которые содержат нелегалы и вступают в политические дискуссии со своей семьей. Что касается последнего, то в данном случае, помимо основного сюжета, это как драматический атавизм на теле детища Тони Кэя — ответвление от основной истории, порождает сам смысл всей работы. Но об этом детальней можно узнать лишь ближе к концу просмотра.

У Дерека есть младший брат Дэнни (тёзка Ферлонг), подражающий своему «брательнику» во всем. В следствии определенных событий, «скин» попадает «за решетку», что, в прочем, предсказуемо. Вот тут и начинается сама драма. Пути главных героев расходятся на три добрых года, за которые люди меняются до неузнаваемости, способствуя рождению философского конфликта.

Смысл данной картины прост, а потому и так тяжёл для быстрого анализа — в любом месте, где сталкиваются люди разных национальностей, конфессий и цвета кожи, немедленно вызывается какая-либо реакция. Зрителю даётся возможность взвесить все «за» и «против» и выбрать (и слава богу), кто же в этом вопросе более не прав.

Выбор осложняется тем, что на любое происходящее в фильме действие, имеет противодействие, словно чаша весов постоянно пытается уровнять своё положение. Посыл Тони понятен и вполне обоснован — тема злободневная, а потому, нужно решать эти вопросы. Не сказал бы, что режиссёр «тыкает публику носом» в д*рьмо, но несомненно заставляет подумать о последствиях.

Тут вы не увидите дикого экшена, излишней жестокости (хоть Кэй и пытается подражать Тарантино, что сложно скрыть даже за националистическим подтекстом), картина думающая и более способствующая к рассуждению, что зайдёт не всей аудитории. В целом же, 7-ка крепкая.

7 из 10

22 августа 2018

У зла нет цвета

Для меня основным критерием качества фильма является желание думать о нем после просмотра, находить для себя ответы, к которым не успели подойти герои. Об этом фильме я буду думать и говорить долго.

Прописная истина о том, что у зла нет нации/цвета кожи/религии, вроде бы. Но не все так просто. «Черные» бьют слабых «белых» толпой, «белые» разносят «желтых», «черные» помогают «белым» встать на мирный путь, «белые» прозревают благодаря «черным», но глобальный процесс запущен и практически необратим.

Каждому ведь ясно, что подонок может быть чернокожим, азиатом, может быть ярым нацистом или просто от них защищаться. Никто не рожден ублюдком, это, в большей или меньшей степени, сознательная модель поведения. Тот самый выбор, который влечет за собой последствия. Последствия, за которые придется отвечать. Мне кажется, Дерек пришел к этому в финале.

Концовка фильма заслуживает особого уважения: ты не получаешь готовый ответ. Ты должен решить для себя, кто прав. Так, как это делали в течение фильма герои.

Лично мое открытие в этом фильме — Эдвард Нортон. Пусть сейчас возмутятся поклонники «Бойцовского клуба», «Иллюзиониста» или любой другой ленты. Но именно здесь Нортон покорил меня.

10 из 10

27 февраля 2018

Такое чувство, как будто выстрелили прямо в меня.

И я, по правде говоря, неделю точно после просмотра фильма ходила с этой дырой.

Тяжелые ощущения и очень много мыслей.

И снова в голове: ненависть порождает ненависть, зло порождает зло.

То, что нам привили из детства, каким бы малейшим не было это слово или действие, оставляет огромный отпечаток на всей нашей жизни. Разобраться в себе и быть критичными ко всему? Да. Но как сказать это молодому уму, свежим мыслям. Они ведь впитывают как губка, они не фильтры.

Опять же вопрос в воспитании, тема «отцы и дети», тема равенства всех людей, идея баланса в мире (говоря о балансе я подразумеваю такую неприятную цепочку как «око за око…») и многие-многие другие аспекты из реальной жизни затронуты в фильме.

Концовка открытая. Как Дерек поступит дальше? Вернётся ли он к своим старым убеждениям? Простит ли он убийство..?

Я надеюсь, что да. Мы в ответе за то, что говорили и совершали.

Это проблема. Не многие смогут понять это.

Давая жизнь, мы обязаны воспитать Человека.

Но есть еще мнение, что Человека воспитает сама Жизнь. Опыт придёт со временем.

Но нужно ли тратить это время, доходя до всего самостоятельно?

9 из 10

25 февраля 2018

Умная история X

Посмотрев на днях фильм «Американская история X» я подумал, что он актуален в настоящее время даже больше, чем во время своего выхода на экраны, ввиду всплеска неонацистcких течений и огромного потока лжи, который льется на нас от «либеральных» западных и некоторых российских СМИ.

Сразу скажу — фильм неожиданно хорош. Очень понравился Эдвард Нортон, персонаж которого прошел эволюцию от закоренелого и убежденного националиста до человека, осознавшего, что насилие и неприязнь к другим людям — это путь в никуда. Хотя, конечно, Нортону не совсем удалось спрятать свой природный интеллект и даже с татуировками и бицепсами он был больше похож на ученого — физика, чем на зверюгу — бандита. Но, талант есть талант, а его у Эдварда Нортона хоть отбавляй.

Понравились флешбеки, которых в фильме много и все они к месту. Стройное, логичное повествование не дает зрителю заснуть и потеряться в сюжетных ходах даже в моменты возвращения в прошлое.

Но главное достоинство фильма «Американской истории X» — это его мораль и его смысл.

За все в этой жизни нужно платить, и герой Нортона платит за свои действия особенно высокую цену. В финале картины он отказывается от своих прежних убеждений, но его поступки уже совершены и перст судьбы указывает совсем не на то, что можно было бы ожидать. И вышло, что Дереку Виньярду дальше жить со своим горем и разрушением внутри себя. Хаос, который он творил долгие годы своей жизни, ответил ему многократно, ибо ненависть порождает только одно: еще большую ненависть.

Этот бы фильм, да показывать пустоголовым неонацистам и прочим скинхедам из России и с Западной Украины, особенно ту самую сцену в тюрьме. Глядишь, и зародились бы зерна сомнения в правильности своего образа жизни в их неокрепших мозгах. Глядишь, и поняли бы они что разрушение — это смерть, отчаяние и безысходность. А быть мужчиной — это значить созидать и оберегать.

Карма это ведь не только про буддистов. Но и про всех людей.

7 из 10

15 февраля 2018

Пару слов о белой рубашке

Начну с конца — финал «Американской истории Х» был предсказуем примерно с половины фильма. Вопрос был только в том, кто. К последним минутам двадцати уже и этого вопроса не осталось. Это драма, а не детектив, потому, безусловно, подобный нюанс мог бы быть не замечен особо пытливым зрителем, если бы не один момент в самом финале, который не дал забыть, что все это заранее было понятно.

Нет, я не о пресловутом сочинении в руке Дэнни, которое то появляется, то исчезает. Я о рубашке Дерека, которая почему-то оставалась белоснежной, только пара пятен на рукаве и воротнике. И сам он был подозрительно чистым для такой ситуации. И именно эта рубашка сбивала весь трагический настрой, почему-то навязчиво напоминая белоснежную выглаженную рубашку гламурно намакаяженной Моники Беллуччи, когда она бегала по джунглям с Брюсом Уиллисом в «Слезах солнца». В общем, что-то как-то с финалом у режиссера Тони Кэйя не задалось. А ведь именно на нем строится весь трагизм истории о том, что ненависть никогда не остается безнаказанной. Она порождает новую ненависть, новая — следующую, в итоге ненавидящий попадает в замкнутый круг, вырваться из которого невозможно.

Теперь о сюжете. Длинно. И хотя эта растянутость повествования играет на напряженность атмосферы, местами я бы все-таки подсократила. Но то такое, это я бы, режиссер видит рассказ таким. Хороший ход с раскручиванием сюжета с конца, хотя понимание этого происходит только в финале. Такой прием несколько усиливает основной посыл «Американской истории Х» — ненависть не только убивает. Она превращает людей в зверей, которые в процессе ненавидения не понимают, чем все в итоге закончится, а когда таки понимают, все уже действительно закончилось — и изменить ничего нельзя.

Об актерах говорить сложно. Они вроде бы все сыграли правильно, основную мысль до зрителя донесли, но… У Эдварда Нортона это не лучшая роль, несмотря на номинацию на «Оскар». Как по мне, второй Эдвард, который Ферлонг, был интереснее и более, скажем так, на своем месте. Нортон явно в некоторых моментах чувствовал какую-то некомфортность себя в роли, что в том же финале хорошо оттенила рубашка. Главная беда не то, что она была чистой, а то, что актер был убедителен не настолько, чтобы рубашку не заметить. А ведь это кульминация сюжета, момент, ради которого все и затевалось.

Потому ощущение от «Истории» двойственное. Фильм добротный, цельный, правильный и нужный. Он заставляет задуматься о том, о чем надо постоянно задумываться. И потому посмотреть его имеет смысл, тем более что в силу происходящего сегодня в мире он становится более чем актуальным и через 20 лет после производства. Я даже много добрых слов могу сказать о тех, кто постарался дотошно исследовать природу ненависти и ее последствия, сняв это полезное кино. Но вот только ота рубашка в финале…

6 из 10

30 января 2018

Тяжкое перевоспитание

Эту киноленту необходимо посмотреть каждому человеку. Откровенный, непредсказуемый, трагический фильм, который раскрывает остросоциальную проблему неравенства в обществе. Независимо от того, встречались ли вы с данной трудностью или нет, эта картина не оставит вас равнодушной.

С первых кадров сюжет поглощает внимание и заставляет сопереживать главному герою — Дереку. Хоть он и поначалу являлся противоположным. Думаю, эта печальная история опиралась на уже пройденный этап, через который прошла Америка.

Проблемы, которые затрагиваются в фильме, обширны. Это и пересмотр ценностей, когда нужно, и проблема воспитания, и политическая пропаганда, и беспричинное насилие. Для меня эта кинолента не является открытием, но лишний раз убедила в том, каким образом можно воздействовать на сознание людей, подавляя их мнение.

После просмотра задаешься вопросом: «Неужели люди настолько жестокие и эгоистичные?». Может быть режиссёр перегнул палку: некоторые сцены выглядят нелогично. Ну а концовкой я немного разочарован, ибо действия отдельных персонажей неоправданные.

8 из 10

19 декабря 2017

Рыба гниет с головы

Американская история Х ярко демонстрирует как зарождаются предрассудки и, что важнее, как семья влияет на становление человека. Сильный герой по имени Дерек до определенного момента был самым обычным подростком, но в один прекрасный момент слова отца, а после, его гибель, все изменили…

Дерек стал членом нацистского движения, а вскоре чуть ли не его предводителем. Однако, безнаказанность не могла продлиться долго и главный герой попадает в тюрьму.

Собственно, огромный посыл скрыт именно в тех эпизодах, враг может оказаться другом, а друг, соответственно, врагом. О пересмотре своих принципов и идеалов, а действительно ли все так как мне кажется?

Фильм небезосновательно можно назвать шедевром кинематографа за его глубину и объективность. Тут поднимается не одна идея, заслуживающая внимания. Я рад, что потратил 2 часа жизни на его просмотр, без тени сомнений,

10 из 10

16 декабря 2017

Ненависть — тяжелый багаж.

Расизм, национализм — темы, уходящие своими корнями в историю. Всегда какой-то народ, нация чувствовала свое превосходство над другими, выражая это в самых разных формах насилия и унижения. Все мы люди, у каждого свои взгляды, жизненные позиции и убеждения, которыми мы живем. Порой они не всегда правильны и человечны, опять же, для многих, но не для всех. Найдется тот, кто тебя поддержит и разделит твою точку зрения. Но мне кажется, понимать, что такое хорошо, а что такое плохо должны учить с самого детства.

Каких-бы ты не был взглядов, самое страшное, когда за твои поступки, принципы страдают дорогие тебе люди. Потом ты поймешь, как был не прав, как был глуп, творя чудовищные вещи, но пострадавшие близкие уже никогда не оправятся от боли и ран, причиненных тобой. Тема расизма тому явный пример. Можно бесконечно много говорить об этом, приводить примеры за и против, но посмотрев «Американская история Х» у многих отпадут сомнения и вопросы, связанные с этой деликатной и острой темой. Главный вывод, который можно сделать — никогда не поздно поменяться, повернуть свои убеждения в правильное русло и начать жить нормальной жизнью. К сожалению, ко многим это приходит через боль и страдания, и люди не учатся на чужих ошибках, а испытывают все это на собственной шкуре.

В центре внимания глава группировки скинхедов Дерек Виньярд, тертый качал, прочно удерживающий свой авторитет. Грабежи, побои, драки, алкоголь — неотъемлемые составляющие образа жизни этого парня. Живя в определенном социуме, своей семье, его влияние и ярость затрагивает и их, из-за чего в семье всегда хаус и анархия. Младший брат Дерека Дэнни, подросток, не имеющий еще устоявшихся жизненных позиций, берет пример с брата — националиста, восхищается его жестокостью и хладнокровием. После определенных обстоятельств — убийства двух чернокожих молодых парней, пытающихся ограбить машину Дерека, дороги братьев разошлись, старший отправился в тюрьму, где получит свой урок жизни и разочаруется в своих собратьях, младший остался один на один со своими мыслями и выбором дальнейшего пути.

Режиссер фильма Тони Кэй, на мой взгляд, умело дает зрителям кашу для ума. Ведь чернокожие ребята пришли грабить машину с пистолетами, и в любой рисковой для себя ситуации стали бы стрелять. Жизнь школы тоже воспринимается двояко, сцены, когда толпа чернокожих афроамериканцев издевается над одним белым вызывает бурю эмоций. Создатель фильма, пропускает все это через наше сознание, чтобы мы вместе с главным героем за время, которое длится фильм поняли все, о чем он пытался нам сказать и сделали выбор каждый для себя, вместе с бритоголовым Дереком. «Американская история Х» художественный фильм — учитель, благодаря которому многие подростки да и взрослые люди, не имеющие конкретной точки зрения получат урок, чтобы потом не испытывать боль и разочарование на себе.

Об актерках много говорить не буду, не имеет смысла. Эдварт Нортом сыграл того самого печально известного скинхеда Дерека. Глубокая драма оказалась ему по зубам и он благополучно справился с ролью. В конце хотелось бы привести вам цитату из фильма, которая лично меня задела и заставила задуматься:

«Ненависть — тяжелый багаж. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на зло. Оно того не стоит».

10 из 10

30 ноября 2017

Сделал ли ты что-нибудь, чтобы жизнь стала лучше?

Вот как ни пытайся в двух словах описать, почему стоит или не стоит посмотреть этот фильм — всё равно получится неоправданно завышенное ожидание в одном случае либо явное недоооценивание в другом.

Что мы имеем на примере этого кино? Прямую и очень простую историю, которую, зная некоторые особенности миграционной политики США и суть взаимоотношений между полицейскими и афроамерикацами на почве многочисленных правонарушений, связанных с посягательствами на частную собственность либо личное пространство белых людей, мог бы выдумать каждый. С другой стороны, невозможно отрицать, что такая история могла произойти на самом деле и истоки её брались непосредственно с улиц.

В фильме нет героев, каждый представленный нам персонаж — либо жертва, либо преступник, в конце фильма, несмотря на трагичный конец, невозможно никого жалеть, потому что осознаешь, за что каждому воздалось и в какой форме. Жертв жалеть хочется ещё меньше, потому что они либо совершенно не пытаются бороться, либо слишком уныло и глупо подставляются в процессе так называемой борьбы.

Эдвард Нортон и его тёзка Фурлонг как актёры постоянно борятся за время на экране, причём ни один из них не пользуется этим временем так, как стоило бы, постоянно сдерживаясь в выражении эмоций, чего не скажешь об актерах на второстепенных ролях.

Борьба с чем-то конкретным по ходу фильма низвергается и превращается в борьбу с чем-то выдуманным, подтверждения чему не находится в реальной жизни, которая здесь представлена почему-то именно тюрьмой. Этот психологический приём через заигрывания с пенитенциарной системой идеализирует саму тюрьму, и видимо понимая это, в сюжете создан искусственный твист с насилием. Пусть даже это и станет впоследствии важным триггером для персонажа Нортона, равно как и внезапно очень симпатичный и альтруистичный напарник по сбору трусов в прачечную из числа афроамериканцев, которые до этого были представлены одними лишь обозленными маргиналами (или это так воспринималось лишь сознанием Дерека).

Получилось ровное вполне спокойное кинцо с небольшой долей подмененных понятий и обидно сжатой внезапной концовкой. Смотреть или нет — решайте сами.

6 из 10

20 ноября 2017

Драма Американская история X впервые показанa в 1998 году, премьера вышла более 26 лет назад, его режиссером является Тони Кэй. Кто снимался в кино, актерский состав: Эдвард Нортон, Эдвард Ферлонг, Беверли Д’Анджело, Итан Сапли, Файруза Балк, Эйвери Брукс, Эллиотт Гулд, Стейси Кич, Уильям Расс, Гай Торри, Джо Кортезе, Антонио Дэвид Лайонс, Керам Малики-Санчес, Джонатан Фаулер мл., Кристофер Мастерсон.

На фильм потрачено свыше 20000000.В то время как во всем мире собрано 23,875,127 долларов. Страна производства - США. Американская история X — имеет очень высокую оценку среди кинокритиков, более 8 баллов из 10, его просто необходимо увидеть. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.