Сумерки ледяных нимф
Twilight of the Ice Nymphs
5.9
5.8
1997, фэнтези, мелодрама, детектив
Канада, 1 ч 31 мин
В ролях: Паскаль Бюссьер, Шелли Дювалл, Элис Криге, Р.Х. Томсон, Найджел Уитми
и другие
Место действия - мифическая страна Мандрагора; действие происходит в сказочном лесу. Несколько персонажей оказываются вовлечены в роковую вязь отношений...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Сумерки ледяных нимф

английское название:

Twilight of the Ice Nymphs

год: 1997
страна:
Канада
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Майкл Маршалл
композитор:
художники: Режан Лябри, Донна Сцёке, Гордон Уидлинг, Йен Хандфорд
монтаж:
жанры: фэнтези, мелодрама, детектив
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 6 сентября 1997 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 31 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, мелодрама, детектив

Постер фильма «Сумерки ледяных нимф», 1997

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Сумерки ледяных нимф», 1997

Заходит ли в Канаде Солнце…

Мне нравится ходить на попкорн.

(с) Гай Мэддин

К четвертому полнометражному фильму известнейшего канадского режиссера Гая Мэддина редко добавляют прилагательные «самый» такой-то или такой. Противоречивая вариация романа Кнута Гамсуна «Пан», в которой неповторимая форма оттеняет содержание и вовлекает в мифологическое странствие по стране, где не заходит Солнце.

Проблематика фильма искусственно крутится вокруг единства природы и человека, наличия обожествленного начала, которым пропитано все живое. Но даже какого-то направления мысли в сторону этого в фильме немного. Видим ли мы возможное сближение со Вселенной? Попытки героев познать мир - открыть неповторимую уникальность текущей жизни? Или же сцен соития на фоне природных красот достаточно? Хотя конечно, пантеизм здесь не связан непосредственно с природой. В данном случае, это представление о Боге, создавшем этот мир Любовью, которая понимается как всепроникающая, творческая, космическая сила, изначально присутствующая в Боге и формирующая этот мир. И тут эта сила сводит с ума.

В оригинальном романе главный герой бежит от цивилизации в норвежский лес - в фильме же Мэддина все это превращается в фантастическую страну Мандрагору. Здесь вместо полярных ночей пространство, где нет ничего и нигде и единственный символ ночи – шрамы на запястье главного героя.

Наш герой возвращается к себе домой на страусиную ферму к сестре Амелии. В доме, казалось бы, налажено хозяйство, но главный помощник Амелии пытается избавить самого себя от оков рабской жизни и выделить себе часть собственности. Эта проблема прямо-таки разрывается в фильме на самом высоком эмоциональном градусе. К ней постепенно возвращаются, требования то удовлетворяются, то не удовлетворяются – но помощник по дому здесь вырван из среды. Он пуст и жалок, его мотивы, хоть и меркантильны, но повешены в воздухе и не работают на единство фильма. Персонаж, без которого в картине можно было прийти к тематическому консенсусу, связности и последовательности.

Главным бензином в сюжетном двигателе можно считать заунывные любовные метания героя между двумя женщинами, каждая из которых извращена своими представлениями о природе, желаниях, Боге. Важный божественный символ фильма – статуя Венеры. Этот сюжет позаимствован из новеллы Проспера Мериме «Венера Илльская» - надетое на статую кольцо превращается в клятву верности богине Венеры и приводит героя к роковому исходу.

В нашем случае роковой исход у зрителей, которые рассчитывают получить связный рассказ. Казалось бы, к чему претензии, не всегда сюжет и захватывающая история определяет успешность фильма (да и кто вообще знает, что его определяет), но здесь как хотелось бы верить сюжет и сама история важны. Ведь нас погружают в фантастическую атмосферу – в мифологическую страну, но в воображении автора она может и сложилась, но до зрителя не дошла. Невозможно прослеживать перипетии любовных желаний героев, как простое переливание из пустого в порожнее. Любые символы здесь не дополняют и усложняют историю, делая ее глубже, а перетягивают на себя все внимание, оставляя итоговую сухость. В фильме нет самого важного – человека, только поток нескончаемых порывов.

Но нельзя все подытоживать на такой плохой ноте! Для тех, кто не знаком с творчеством Мэддина – это отличный старт привыкнуть к тому инструментарию, с помощью которого создается сюрреалистическая атмосфера. Иногда она перетекает в черную комедию, философскую драму или сказку, и как ни странно часто остается цельной. «Сумерки ледяных нимф», в отличие от сделанного раннее «Архангела» (1990) - цветной фильм. И с цветом здесь разошлись на славу. Выдуманный мир позволяет сочетать самые кричащие цвета, окутывать их в блестящий футляр и выдавать, как самую привычную комбинацию. Рассеянный свет сюрреалистической реальности, невозможное в обычном понимании движение Солнца и изменение его оттенков, а также карикатурное художественное небо. Выстроенное пространство в фильме действительно достойно внимания. Сложно найти аналогии. Тут режиссер использует свой излюбленный прием – стилизацию под фильмы времен зарождения кинематографа. Здесь это не так явно, не так открыто, но считывается. Словно цвет – только появившийся инструмент в арсенале и его можно применять, не ограничиваясь разработанными правилами и сложившимися традициями.

Но все же, как фильм это до конца не работает. Больше всего это напоминает запись театральной сказочной пьесы для детей, которые лет сорок сидели в зрительном зале и уже стали достаточно взрослыми для постельных сцен. Но в любом случае, такой киноопыт (по нашему мнению), как и любой, полезен. Творчество Мэддина – неспроста одно из самых изучаемых в Канаде, своеобразие и неповторимость сюрреалистического экспериментатора достойно таких разбирательств.

Даже сам режиссер в небольшом фильме о фильме «В ожидании сумерек» не предвещал ничего хорошего из этого творения. Он считал, что это будет его последний фильм, так как продюсерское давление выбьет его из-под него фундамент. Но благо все пошло немного по другому сценарию.

14 апреля 2022

Фильм, хотя и имеет некоторые мэддиновские мотивы, является наименее выдержанным в его выразительных средствах. Нереализованные отношения героев, острые углы любовных треугольников — специфический набор, присущий Мэддину и его фильмам. Но здесь отсутствуют те особенности его визуального языка, которые делают картины узнаваемыми с первого кадра.

Визуальная стилистика фильма апеллирует к прерафаэлитам и французским символистам. Экстравагантные и немного декадентские пластические мотивы сплетаются с иррациональным нарративом и музыкой в духе Яна Сибелиуса — такие картины вполне могли бы иллюстрировать «Сон в летнюю ночь».

За основу истории взята повесть Кнута Гамсуна «Пан» (1894), повествующая о лейтенанте Томасе Глане, который постигает мир в его пантеизме, растворяется в «незакатных днях» северного лета и в окружающей его природе. Это состояние включенности в единство окружающего перекликается с неустойчивой и полной гордыни историей любви к Эдварде, дочери местного промышленника и торговца. Параллельно развиваются отношения с Евой, бедной женой кузнеца. Неспособность главных героев прийти к пониманию друг друга и усмирить свою гордость приводят к трагическим результатам.

Место, где происходит действие фильма, как стало традиционным для Мэддина, не существует на карте. Это выдуманная страна Мандрагора, где «нет ничего и нигде; дневной свет кричит тебе прямо в ухо, а солнце никогда не уходит с неба».

Название «Мандрагора» неслучайно. В одном из эпизодов фильма рассказана история рождения Джулианы. Она появилась на свет благодаря оплодотворению проститутки семенем казненного преступника. Эта история заимствована из романа Ганса Гейнца Эверса «Альрауне», где в тех же обстоятельствах была рождена героиня, а ее имя связано с мифологическими существами, обитающими в корнях мандрагоры.

Соответствие героев Гамсуна и Тоулса/Мэддина прослеживается довольно четко, за исключением вводных персонажей: Амелии, сестры Глана и Кэйна Болла. Тем не менее дух и настроение Гамсуновской повести впечатано в пленку явственно и точно, несмотря на фильтрацию сквозь постмодернистский пастиш.

6 июля 2013

Даже не знаю, с чего начать. Фильм очень необычный. Красивые, яркие, сюрреалистичные пейзажи, странные наряды героев.

Здесь сказка переплетается с былью, а сон с реальностью. Всеми персонажами владеют таинственные силы и неуемные страсти. Несмотря на то, что нет четкого сюжета, картина смотрится на одном дыхании.

Сразу вспомнилась новелла Проспера Мериме «Венера Илльская». Та же упавшая на ногу статуя, кольцо, одетое ей на палец…

В общем, рекомендую к просмотру. Маддин, как всегда, неподражаем.

10 из 10

12 марта 2009

Фэнтези Сумерки ледяных нимф в кино с 1997 года, дебют состоялся более 27 лет назад, его режиссером является Гай Мэддин. Актерский состав, кто снимался в кино: Паскаль Бюссьер, Шелли Дювалл, Элис Криге, Р.Х. Томсон, Найджел Уитми, Фрэнк Горшин, Росс МакМиллан, Фрэнк Ковальски, Бриэнн Доуэн.

Страна производства - Канада. Сумерки ледяных нимф — имеет невысокий рейтинг, от 5,8-5,9 баллов из 10, это значит, что картина зрителям понравилась не особо сильно.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.