Порзус
Porzûs
5.5
1997, драма, военный, история
Италия, 2 ч 1 мин
В ролях: Гастоне Москин, Джузеппе Чедерна, Бруно Билотта, , Лоренцо Флаэрти
и другие
Дополнительные данные
оригинальное название:

Порзус

английское название:

Porzûs

год: 1997
страна:
Италия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Джулиано Джустини
композитор:
художники: Андреа Фаини, Раффаэлла Фантазия, Кристина Онори
монтаж:
жанры: драма, военный, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 31 августа 1997 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 1 мин

Отзыв критика о фильме «Порзус», 1997

Журналистское расследование

В истории Итальянского Сопротивления есть одна мрачная и темная страница о которой долго и упорно замалчивалось. В феврале 1945 года, незадолго до окончания войны, одно из подразделений знаменитой бригады Гарибальди, контролировавшейся коммунистами, напало на отряд из бригады Озоппо (Osoppo), сторонников свергнутого Муссолини короля Виктора Эммануила III, и подчистую его уничтожило. Позднее эти события получили известность как «Резня при Пордзусе» (по названию горной деревушки во Фриули), а ответственность в начале 50-х, в самый разгар холодной войны, возложили на командовавшего отрядом гарибальдийцев Марио Тоффанина (боевой псевдоним — Джеко). Тот даже успел было получить за это военное преступление без малого четвертьвековой срок, но власти решили не дразнить гусей в стране с традиционно сильным левым движением, и наказание для бывшего партизана оказалось символическим. О трагедии Пордзуса же предпочли просто забыть. Более того, если бригада Гарибальди осталась в истории овеянной романтическим флером многочисленных песен и преданий (достаточно вспомнить знаменитую «Bella, ciao» и послушать альбомы замечательной группы из Фриули «Дзуф де Жур» (‘Zuf de Zur)), то память о бойцах Озоппо постепенно стирается из памяти.

Фильм, снятый Ренцо Мартинелли в 1997-м году, претендует на то, чтобы восстановить историческую справедливость. Но, как в любом подобном случае, когда за давностью лет и противоречивостью свидетельств, установить истину становится невозможно, режиссер отталкивается от своих собственных политических взглядов. То есть, придерживаясь правых убеждений, берет за основу материалы суда над Тоффанином 1951-го года, проходившего в обстановке антикоммунистической истерии и едва ли способного быть объективным. Единственное, что тот суд установил как непреложный факт — отряд под командованием Джеко уничтожил отряд озоппистов. А вот на вопрос, почему это произошло, существует множество диаметрально противоположных ответов.

Но мы сейчас говорим не об истории, а о кино. В котором синьор Мартинелли во всем обвиняет не только и не столько Марио Тоффанина, сколько коммунистическую идеологию, которая превратила вспыльчивого и неуравновешенного партизанского командира в жестокого и безжалостного убийцу. Картина начинается с того, что отряд Джеко попадает в засаду, часть его бойцов гибнет, другая попадает в плен и казнена фашистами. Командир видит причину этого в предательстве связной Эльды Туркетти, которая бежит в горы и прячется у озоппистов. Вслед за ней отправляются и оставшиеся у Джеко бойцы, чтобы покарать коллаборационистов, даже не пытаясь разобраться кто прав, кто виноват. Движимые чистой ненавистью к «классовым врагам». После войны, уже в 80-х, чудом выживший в той «резне» боец озоппистов находит доживающего свой век в словенской деревушке Джеко, чтобы отомстить. Но вместо этого начинается долгий и трудный разговор в поисках истины. Разговор, в котором вспышками памяти будут возникать эпизоды далекой и страшной войны. Разговор, в котором коммунизм будет приговорен наравне с фашизмом. Разговор, в котором у Джеко не будет ни единого шанса для оправдания.

Естественно, что в носящем откровенно публицистический характер фильме художественной стороне внимание уделено минимальное. В том, что образ молодого Марио Тоффанина получился достаточно ярким, целиком и полностью заслуга актера Лоренцо Креспи, который сумел уйти от навязываемой одномерности образа и сделать своего героя живым и мятущимся человеком. Остальные персонажи — просто иллюстрации к исторической реконструкции. Которой лента Мартинелли фактически и является. Причем иллюстрации эти, порой, выглядят заимствованными из некой общей базы. Вот одна карта: дикий «красный» по имени Христо, маньяк-убийца в шлеме с огромной красной звездой на лбу. Этот персонаж явно из той же колоды, что и звери-нацисты из советских (да и нынешних российских) фильмов, безжалостные душегубы-франкисты из недавнего «Спящего голоса» и еще многих современных испанских картин и так далее и тому подобное. Достаем новую картинку: совестливый сторонник Джеко, пытающийся образумить озверевшего от убийств командира даже собственной жизнью. Еще одна: честный, заботливый, но нерешительный и не ждущий предательства от «союзников» по борьбе командир «озоппистов», предпочитающий погибнуть, но не проливать кровь таких же, как и он, итальянцев. И так далее, и тому подобное. Просто фишки на доске, с помощью которых журналист рассказывает о своей версии событий. Довольно интересно и увлекательно рассказывающий. Главное при этом не забывать, что на любую журналистскую версию найдется противоположная.

27 апреля 2012

Драма Порзус в кино с 1997 года, дебют состоялся более 27 лет назад, его режиссером является Ренцо Мартинелли. Актерский состав, кто снимался в кино: Гастоне Москин, Джузеппе Чедерна, Бруно Билотта, Salvatore Calactura, Лоренцо Флаэрти, Пьетро Гисланди, Мариэлла Валентини, Лино Каполиккьо, Gaston Gortan, Пако Реконти, Николя Руссо, Чиро Эспозито, Федерика Мартинелли, Джанни Кавина, Массимо Бонетти.

Страна производства - Италия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.