За облаками
Al di là delle nuvole
7
6.4
1995, мелодрама, драма
Франция, Германия, Италия, 1 ч 44 мин
16+

В ролях: Фанни Ардан, Кьяра Казелли, Ирен Жакоб, Джон Малкович, Софи Марсо
и другие
Встречи с незнакомцами, наблюдения, прогулки с фотоаппаратом по улицам французских и итальянских городов вдохновляют режиссера фильма на четыре рассказа о любви. В основе этих историй - желание, убийство, расставание и вера.
Дополнительные данные
оригинальное название:

За облаками

английское название:

Al di là delle nuvole

год: 1995
страны:
Франция, Германия, Италия
режиссеры: ,
сценаристы: , , , ,
продюсеры: , , , , , , ,
видеооператоры: Альфио Контини, Робби Мюллер
композиторы: , , , ,
художники: Мари-Ноэлль Жиро, Дэнис Рено, Биби Зиба Мираие, Тьерри Фламан, Эстер Вальц, Дени Барбье
монтаж: , , ,
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Финансы
Сборы в США: $31 738
Мировые сборы: $31 738
Дата выхода
Мировая премьера: 3 сентября 1995 г.
на DVD: 1 сентября 1999 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 44 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Видео к фильму «За облаками», 1995

Видео: Трейлер (За облаками, 1995) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «За облаками», 1995

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «За облаками», 1995

Будучи зрителем-дилетантом, я часто не понимаю, должен ли я как-то интерпретировать ту или иную сцену или она равнозначна себе? Это касается самого существенного вопроса: что я действительно вижу? К слову, первый же герой, которого мы встретим в фильме 'За облаками', скажет, что он привязан к образам и всю жизнь пытается увидеть, что там за этими образами? А действительно... Вот разворачивается некая красивая сцена. Возможно, она лишь средство эмоционально вовлечь меня в повествование, внушить мне некую эмоцию, создать настроение, а может, инструмент, чтобы передать мне некое душевное послание, ну или же нечто, дополняющее собой сюжетную (смысловую) часть. Как совершить переход от чисто эстетического эффекта к содержательной части? Тем более, что сам фильм, заметку о котором вы сейчас читаете, манит словами про 'визуальные шифры'.

Признаюсь, что не могу ответить себе самому, что же такое этот фильм - галерея образов (вероятно, хотя это и не самый симпатичный вариант), препарирование тех или иных аспектов любви, 'путешествие сознания' или рефлексия режиссёра о своей профессии (те или иные реплики в фильме отсылают к этим вариантам), а может - тоскливая рефлектирущая 'интеллектуальщина' а-ля 'Игра в классики', в которую вляпалась европейская традиция. Но на первый взгляд, Микеланджело Антониони и Вим Вендерс (как будто) рассказывают несколько структурированных историй о перипетиях отношений мужчин и женщин. Но если воспринимать фильм в таком качестве, то он кажется, извините, поверхностным и малоинтересным. Вот эпизод с Софи Марсо. Эстетически он прекрасен: красивые виды, красивые кадры, герои красиво взаимодействуют друг с другом взглядами и минимальным количеством слов, тело молодой Софи Марсо великолепно, - но что в содержательной части? Что именно я увидел? Я не знаю. Пожелай домыслить эпизод, проникнуть в его значение, понять героев (почти безликих), которых ты практически не знаешь, - встанешь в тупик. Возможно, ничего домысливать и не надо, а нужно идти вслед за героем и не философствовать - чувствовать, быть 'привязанным к образам', списать всё на безумие города Феррара. Иначе, весь эпизод кажется буквально эпизодом - проходным случаем, ни к чему не обязывающей интрижкой, магией момента для рефлектирующего персонажа-режиссёра и продавщицы из магазина.

И если первая история (самая красивая) ещё держит каким-то эмоциональным напряжением, химией, в конце концов, обещанием чего-то важного (вторая история частично наследует этот всё более затухающий импульс), то последующие, вроде истории мужчины, который три года обманывал жену и любовницу, смотрятся как рядовые зарисовки и уже не манят, ничего особенного не обещают, в лучшем случае расцветают мелкими деталями, вроде идеи про 'жест гения', досматриваются на морально-волевых, и в целом картина тяжело воспринимается как цельное произведение. Возможно, для катарсиса нужно столкнуть эти истории, полюбоваться тем, как они перетекают одна в другую, насладиться созвучиями, переплетениями, как в некоем модернистском тексте, где важна форма, а не содержание. Но... 'Хоботов, это мелко'. Да и не умею я в такое, и, признаюсь, не люблю. Пусть этот фильм будет манифестацией творческого сознания автора (авторов), его попыткой продемонстрировать, как работает мышление режиссёра, как он видит происходящее вокруг события, попыткой объясниться с прочими людьми. Это вариант, который хоть немного спасает в моих глазах картину. Впрочем, возможно, я просто не понял какие-то тонкости и аспекты. Ну, оставляю за собой право на ошибку.

22 января 2023

Микеланджело Антониони, кинематограф экзистенциальной дистанции (часть 12)

Несмотря на то, что в титрах Антониони указан, как единственный режиссер «За облаками», Вендерс снял все эпизоды с участием Малковича (в титрах они обозначены как «Пролог», «Интерлюдия» и «Эпилог»), более того немецкий режиссер использовал музыку U2 в своих сценах, что добавило фильму не свойственной Антониони неклассической, музыкальной атмосферности (он обычно работал с композиторами, редко используя музыку рок-групп, за исключением «Фотоувеличения»). То, что «За облаками» снят на стыке творческих манер, что это «фильм-кентавр» писали многие, но гораздо меньшее количество зрителей отметили естественность переходов от эпизодов, снятых Вендерсом, к эпизодам, снятым Антониони. В первую очередь стоит сказать о поэтичности миниатюр, вошедших в фильм из достаточно большого сборника рассказов Антониони «Тот кегельбан над Тибром», экранизацией которого «За облаками» и является.

Спустя почти полвека Антониони возвращается к истокам своего творческого метода – к лентам 1950-х, обогатив его киноязыковыми нововведениями и темами всех прошедших лет: здесь и длительные мизансцены, монтажно урезанные для более легкого их восприятия зрителем, здесь и метаморфозы европейского Эроса, прошедшего путь от фрустрированности через сексуальную свободу к новой неудовлетворенности, здесь и сам лирический слог диалогов влюбленных, и раскрепощенность в подаче постельных сцен (наверное, еще нигде у Антониони не было столько обнаженной натуры). При всем при том, первая и последняя новелла в ленте отчетливо рифмует сюжеты и настроение с поздней бунинской прозой, «Темными аллеями».

Быть может, надо прожить действительно большую жизнь, чтобы видеть отношения полов так, как их увидели Бунин и Антониони, - отношения, полные трагических несоответствий и несовпадений, несоединимости противоположностей, духа и тела, ночи и дня, Эроса и Танатоса. Ставя в центр повествования «За облаками» режиссера и показывая те образы, которые его мучают, соединяясь в фильм на наших глазах, Антониони и Вендерс снимают картину не только о себе, но вообще о художнике, мыслящем индуктивно, изнутри своего и вообще человеческого опыта. В этом отличие чувственности их образов от, к примеру, годаровской рациональной дедукции, идущей от идей к фактам и образам.

«За облаками» - кино во многом итоговое не только для Антониони, но и для Вендерса, ибо здесь возникает типичная для него тема путешествия-открытия, узнавания себя в другом человеке, другом образе, другом персонаже. «За облаками» стали для Вендерса способом самопознания посредством другого стиля, с которым его в то же время многое роднит. Ложное, броуновское движение персонажей вокруг событий и событий вокруг персонажей – тема еще «Фотоувеличения». Несмотря на скученность актеров-звезд на пространстве полуторачасового фильма «За облаками» смотрится удивительно легко и естественно, как и любовь, симпатия, привязанность, возникающая между персонажами.

Другое дело, что они не всегда готовы за ней идти. Вернее почти никогда не готовы. Но в этом вина уже не их, а той неустранимой экзистенциальной дистанции, которая простирается даже между самыми близкими людьми, и не устранима в принципе, ибо каждый в конце концов проживает жизнь в своем теле и не может развоплотиться, вселясь в другое, даже родное тело. Таким образом, общение полов для Антониони всегда было попыткой человека выйти за свои пределы, одолеть то, что неустранимо и непреодолимо. Микеланджело Антониони всегда был художником онтологическим, рассуждавшим о бытии человека, бравшимся всегда за самые острые и болезненные проблемы человеческой экзистенции.

Важно, что те семена кинематографа экзистенциальной дистанции, которые были посеяны Антониони, взошли не только в его картинах, но и в лентах многих других режиссеров по всему миру: Вима Вендерса, Атома Эгояна, Нури Бильге Джейлана, Вонга Кар Вая, Цая Мин Ляна. Важно, что это антониониевское древо по-прежнему продолжает плодоносить.

3 августа 2022

Так не бывает

Ванильная мелодрама с высокопарно-философскими диалогами героев и необъяснимыми симпатиями персонажей. Двадцатилетняя продавщица ослепительной красоты может влюбиться в лысого мужчину 50-ти лет. Фантазии Антониони это допускают, но вот приостановка неверия исчезает сразу. Неуклюжая эротика, где актёры усиленно изображают «чувственную страсть», старательно прикрывая ногами половые органы — добавляет ощущения фальшивки. Ни Малкович, ни Софи Марсо, ни Жан Рено не спасают фильм. В плюсы можно записать разве что красивые улочки и виды из окна Европы 90-х, без арабов и негров.

Такое бывает: в музыке, в литературе, в кино: творец делает свои лучшие вещи до 40—50 лет, а затем… всё. Лучшие фильмы Антониони остались в 60-х.

4 мая 2021

Режиссёр путешествует по Италии и Франции в поисках сюжетов и персонажей для нового фильма. И он их находит в каждом городе: двое полюбили друг друга с первого взгляда, а спустя годы — новая случайная (хотя на самом деле предопределённая судьбой) встреча, но не смогли быть вместе ни с первого, ни со второго раза; режиссёр полюбил годящуюся ему в дочери девушку-отцеубийцу; герой любит двух женщин и врёт обеим и мучает их; парень, кажется, влюбился, а девушка на следующий день уходит в монастырь.

Актёры все прекрасны, как ангелы Боттичелли, одеты по плечистой моде начала девяностых, когда пиджак будто велик на два размера, говорят притчами и блестящими афоризмами Тонино Гуэрры — и совершенно бесталанны, кроме великих — Малковича, Фани Ардан и Мастроянни с Моро, благородно состарившихся за 35 лет после его же, антониониевской, великой «Ночи», заглядение. Он пишет маслом пейзаж, а она стоит за плечом и говорит, что всё это не ново, этот пейзаж уже написан Сезанном, а он объясняет, что картина тем и хороша. Собственно, в этой сцене Антониони ответил на все возможные упрёки в адрес этого фильма.

7 из 10

16 января 2018

«Последнее кино»

1. Общее впечатление

Название идеально подходит для этого фильма. Оставляет пищу для размышлений, которая приводит к разным выводам, если посмотреть фильм в разные периоды жизни. Заметно, что какие-то части (новеллы) режиссировал Антониони, а какие-то (пролог, эпилог) Вендерс.

2. Режиссерское решение

В режиссерском решении выбрано отрезание быта и вознесение чувств человека, его внутреннее «я». Манера съёмки и повествование остается такой же, как и в предыдущих работах Антониони.

3. Операторская работа (динамика/статика)

Первое, что бросается в глаза, так это туман, который проводит сравнение между туманом и облаками. «За облаками», тем самым автор хочет сказать, что туман, как и облака. Такие же расплывчатые, в них теряешься. Появляется внутреннее чувство неопределенности и некой напряженности. Фильм сам по себе статичен, соответственно и камера плывет неспешно в кадре, она показывает всю неспешность жизни, событий и повествований.

4. Цветокоррекция

Цвета специально подобраны холодные, чтобы создать впечатление отдаленности и отчужденности. Хоть и здесь показана физическая близость, но при помощи цветокоррекции передается одиночество каждого человека, что физическая любовь не поможет достигнуть платонической.

5. Декорации

Главными декорациями в этом фильме, как практически во всех фильмам Антониони, служат пейзажи. В каждой новелле сменяется место повествования, но при этом в каждой новелле есть свое сочетание и перетекание действия от одного к другому предмету. Здесь предметы взаимосвязаны, они передают события и атмосферу. К каждой декорации, к каждому реквизиту есть свое оправдание, есть свой смысл.

6. Костюмы

Костюмы подобраны с изысканностью. В каждом костюме читается определенный статус, определенное окружение. Из чего делается вывод, что все персонажи имеют высокий социальный статус, живут в достатке. Складывается впечатление, что данными проблемами, поднятыми в данной картине интересуются только определенный круг лиц. Но видно, что каждый костюм проработан и детализирован мелочами. В основном, это монохромные или в одной цветовой гамме решения.

7. Сценарий

Сценарий достаточно проработан в мелочах и в психологической линии персонажей, их внутренней жизни, но не хватило оправданности поведения в данном месте и в данном событии.

8. Актерская игра

На хорошую 8, не было моментов, когда не верилось актером и не переживал их героям. Достаточно четко выполняли задачу поставленную перед ними: показать всех людей в целом и их проблемы, а не конкретного человека.

9. Саундтрек

Музыкальное сопровождение было на достойном уровне. Музыка не была навязчивой, а приглашала, настраивала к рефлексии.

10. Отсылки

Явных отсылок при первом просмотре не увидела, но пересмотрев еще раз, уверенна что найду. Отсылки были к предыдущим работам Антониони (Затмение, Красная пустыня) при помощи актеров и заявленной проблеме в фильме.

11. Зрительское восприятие

Зрительское восприятие зависит от его настроение, способности к анализированию и личных пристрастий.

22 ноября 2017

Последний фильм итальянского режиссера Микеланджело Антониони (если не считать новеллу в триптихе «Эрос» (2004) с Кар-Ваем и Содербергом), снятый совместными усилиями с немецким режиссером Вимом Вендерсом, ярым почитателем и последователем Антониони, рассказывает несколько не связанных друг с другом историй, имеющих, как правило, общий лейтмотив.

Лейтмотив Антониони, особенно позднего, как будто подуставшего, распознать не трудно — все та же отчужденность, невозможность или нежелание полноценной идентификации как самого себя, так и других людей. По форме — еще больше эротики, но меньше монотонности и молчаливости. Сценарий написан самими режиссерами — Антониони и Вендерсом, а также Тонино Гуэрра — постоянным сценаристом первого, поэтому все довольно стандартно.

Главный герой, сыгранный американским актером Джоном Малковичем, снова, как и главный герой предыдущего фильма Антониони — «Идентификация женщины» (1982), — режиссер. А начинается фильм с его довольно продолжительного монолога о постижении реальности, в чем отчетливо видны следы «англоязычной трилогии», а также портрет самого Антониони. Истории являются как реальными, так и выдуманными главным героем. Антониони и Вендерс намеренно выстраивают нарратив таким образом, что до конца разобраться в том, реальна та или иная история или нет, попросту невозможно (да и необходимости в этом нет). Режиссер гуляет по улицам городов, пытаясь зафиксировать реальность с помощью фотоаппарата (а вот тут уже отчетливо проступает творчество Вима Вендерса — в особенности его фильма «Алиса в городах» (1973), где главный герой, журналист, странствовал по Европе, не вынимая из рук фотоаппарат); эти прогулки, включающие в себя разговоры и наблюдение за людьми, за течением жизни, столь обыденной и необычной одновременно (смотря с какой стороны посмотреть), наталкивают его на мысли, мгновенно выливающиеся в художественные зарисовки.

Сыгран этот фильм куда более искренне, чем два предшествующих ему фильма Антониони (отсутствие монотонности, излишней молчаливости и приторной многозначительности; разговоры не пусты — их не в избытке и не в переизбытке), что, безусловно, можно считать хорошим финальным штрихом в карьере (опять же — если не учитывать новеллу в триптихе «Эрос»).

К слову, забавен тот факт, что в начальных титрах при перечислении актеров, исполнивших центральные роли, Жанна Моро и Марчелло Мастроянни (сыгравшие супружескую пару в антониониевском фильме «Ночь» (1961), а здесь — роли второго плана) упоминаются не как остальные актеры, а с уточнением: «а также по дружеской просьбе в фильме участвовали…».

27 июня 2017

Та самая ситуация, когда все попытки спасти работу от практически полного смыслового провала, предпринятые Вендерсом, практически не увенчались успехом в виду изначальной слабости сценария, предложенного Антониони. На самом деле, если хочешь загубить ленту — обратись к Антониони, хоть и грустный, но вполне верный факт, потому как в конечном счёте от драматической составляющей останется в лучшем случае парочка монологов, а на сцену всему наличествующему морально-нравственному контексту придёт эротика, притом даже не граничащая с, а именно что на уровне затрапезной пошлости.

Однако же данный цикл новелл всё же заслуживает, пожалуй, минимального внимания со стороны зрителя в силу того, что авторы попытались отразить самые распространённые варианты развития взаимоотношений между мужчиной и женщиной (по меньшей мере, в той форме, в какой они представлялись Антониони) — начиная с увлечённостью идеалом, не имеющим, чаще всего, ничего общего с действительностью, заканчивая вполне тривиальными семейными союзами, основанными на взаимной равнодушии и отчаянном желании хоть кого-либо, помимо самого себя, контролировать.

К сожалению, за исключением сцен пустопорожней ревности, излишней навязчивости, эгоцентризма, граничащего практически с бредом, и, что много хуже, монологов, направленных в неизвестность и произносимые с практически остекленевшими глазами, в этой работе и нет ничего, за что может зацепиться взор.

Потому — это пример того самого псевдоклассического кинематографа, который необходимо бы просмотреть для расширения общего кругозора, однако же после просмотра, пожалуй, никакого впечатления — ни позитивного, ни негативного — не остаётся.

27 января 2017

Не знаю, насколько это польстит романтично настроенным натурам, но в своём последнем полнометражном фильме Антониони, заручившись поддержкой Вима Вендерса, решил с нами поговорить о любви. О любви во всех её проявлениях. О любви возвышенной и земной, воодушевляющей и поражающей насмерть, о том самом чувстве, которое в состоянии хоть на миг объединить людей. Но в состоянии ли? Подобная развёрнутая формулировка употреблена здесь вовсе не для красоты слога, а именно что для раскрытия намерений Мастера. Сам фильм организован как снабженные межсюжетными связками 4 новеллы, по отдельности подобные нотам, лишь совместное звучание которых в состоянии сложиться в полноценную мелодию. Но так как описываемая симфония не особо пространна, обратить внимание на каждую составляющую не будет зазорным да и не займёт много времени.

Итак, первая новелла изображает любовь как основополагающую иллюзию, одну из составляющих мировоззрения, отказ от которой весьма болезнен. Любовь как набор идеалистических установок, любовь как слепая вера в непогрешимость и возвышенность избранного идеала, любовь как высшее проявление (необходимого ли?) альтруизма и чуть ли не религиозного самобичевания. Новелла не столько напоминает о «классическом» понимании любви, корнями уходящем в средневековое рыцарство с обожествлением «дамы сердца», сколько ненавязчиво демонстрирует несостоятельность подобного идеалистического и наивного подхода.

После возвышенных эмпиреев вторая новелла делает ощутимый шаг к спуску на грешную землю. Мы уже оставили хорошего и воспитанного мальчика, в детстве начитавшегося сказок, запертым в детском шкафчике. Мифы давно развеяны и в качестве единственной альтернативы остаётся реальность, от которой так не терпится поскорее чего ухватить. Во второй новелле любовь — всего лишь одна из форм экспрессивного самоутверждения. Не оттого ли оно настолько яростное, как не от того, что внутренней его мотивацией является бескомпромиссное отречение не только от упомянутого мира красивых сказок и возвышенных слов, но и каких бы то ни было рамок вообще? Не поэтому ли девочке так не терпится стать женщиной, что она в лучших традициях дедушки Фрейда сметает все препятствия на своём пути? Что ж, вполне закономерное развитие темы.

Быть может, опыт и возраст принесут успокоение и заблуждения юности полноправно будут соответствовать своему определению? Антониони констатирует: возраст приходит один. Третья новелла лишена душещипательной романтичности первой или страстной чувственности второй. После будоражащих воображение и интригующих локаций первых двух новелл (подернутые бременем времени строения явно не новомодной архитектуры, переоборудованные под жилые комплексы, или лабиринтообразные улочки приморского городка) мы входим в гораздо менее экзотическую (правда, лишь для обеспеченного европейца) среду городских квартир, ставших прибежищем для любви как объекта сомнения. Именно в этих стенах сойдутся вместе мотивы предыдущих двух новелл. Сексуальное удовлетворение не как символический акт протеста-перехода в иное качество, а именно удовлетворение потребностей и выставленный напоказ крах надежд на то, что за словом «любовь» скрывается что-то масштабное и величественное. Любовь — всего лишь звук, но люди упорно не воспринимают этот ясный факт, ибо, если вкратце перефразировать Антониони, больно резвые.

С земной любовью вроде как всё ясно и прозрачно. Может стоить обратить взор наверх, ещё выше, чем глядел робкий романтик первой истории? Разобраться в этом попробует четвёртая новелла, выступающая эдакой квинтэссенцией и обобщением происходившего. На контрасте с третьей новеллой она нарочито затрагивает вопросы глобального содержания, от второй заимствует лабиринты улиц Италии, и пытается дать глобальные ответы, развивая вопросы, поднятые в первой. Любовь как отрешение того, что любишь и что приемлешь. Достойно ли чувство называться любовью, если в итоге оно несёт увядание и смерть? В качестве ответа Антониони делает равнозначными понятия «жить» и «любить», причём второе он распространяет не столько на конкретного человека, сколько, что называется, «вообще». В четвёртой новелле любовь сравнивается с жизнестойкостью, внутренней энергией, стимулом к созиданию. Любовь не как буйство гормонов, без упоминания которых представление о второй (и частично третьей) новелле будет неполным. Любовь не как неумение находить компромиссы, что видно в третьей. Любовь не как воздушные замки — эталонный (но, наверно, из реальности полностью исчезнувший) пример в первой новелле. Для частично парализованного к 1995-му году Антониони любовь — это, прежде всего, тяга к жизни, к «единственному, что точно есть», как он выражается посредством одного из своих героев. Но для несогласных, конечно, есть первые три новеллы.

P.S. А что там, собственно, забыл Вендерс? Мудро рассудив, он не пытался добавить что-то к сказанному своим Учителем, а лишь ненавязчиво обозначил своё присутствие как прилежного Ученика, заверяющего нас в том, что его попытки «повторить жест гения принесут ему гораздо большее удовлетворение, чем собственные мазки».

9 сентября 2015

Пять историй с другой стороны облаков

Самая «звёздная» картина Антониони, полна знакомыми лицами актёров; и самая романтично — удобная для восприятия, в отличии от всего, чтобы было снято раньше: Ночь, Фотоувеличение, Забриски Пойнт, Красная Пустыня…

Но стиль его всегда узнаваем, всегда вьётся подобно дымке или туману, предпочитая не трогать, а лишь чувствовать; не писать прозу, а создавать поэзию. Поэзию бытия.

Связующий образ странствующего в поисках вдохновения режиссёра, объединяет несколько историй, которые словно бы не имеют начала, и совсем уж не умеют конца, недосказанные, воздушные, заоблачные. Случайные прохожие, улочки и даже необычные двери рождают привязанных к ним людей, их встречи и расставания. Без ритма, как приглушённые импровизации на рояле, томные и странные, рождаются из небытия пары, играющие в любовь.

Первая пара, встретившись в туманном и печальном городе, полюбила друг друга, потерялась на три года, и продолжала помнить о неслучившейся ночи. Случайная встреча стала продолжением этой духовной любви, так и не ставшей платонической, не позволившей дотронуться до кожи и погубить более высокое чувство. Это история любви.

Вторая пара, наш режиссёр и девушка, зарезавшая своего отца. Это история внезапной страсти, чувственности и убийства.

Третья история — о любовном треугольнике, мужчине и двух женщинах, которым он врёт и между которыми не может выбрать; история обмана.

Четвёртая пара, сведённая судьбой, мстят ушедшим от них супругам друг с другом, — история измены.

И последняя история, самая целомудренная, венчающая возможно неспроста все предыдущие, взмывая от земного к небесному, о любви к богу. — Что если я влюблюсь в тебя? — Это всё равно, что зажечь светильник в комнате, полной света. (с). Это история о вере.

«За облаками» — фильм-настроение, ничего конкретного; снятый на узких улочках Италии и Франции, с их чарующим старинным, потёртым временем обликом. И конечно же режиссёр символов не забыл упомянуть о своей профессии устами героя Малковича, может быть это была исповедь самого Антониони о себе, о жажде творца найти за образами ту самую «абсолютную действительность».

8 из 10

14 апреля 2015

В облаках и за облаками

В этом фильме сразу обращаешь внимание на все — облик героев, их речь, красоту силуэтов, звуки… Нет четких акцентов, есть наполненность. Фильм создает легкий туман из песчинок времени, случайных взглядов, неверных звуков, с самого начала погружая в себя, как героя Джона Малковича в облака. Четыре новеллы — это словно миражи, которые удается подсмотреть в виде облачного отражения земных страстей.

Здесь нет привычной нам динамики, но есть завораживающая интрига. Начинаешь смотреть и уже не хочешь оторваться, вынырнуть из иллюзорного, и в то же время, такого обманчиво настоящего, мира. Движения Сильвио в первом сюжете будто намекают, что этот фильм, равно как и рассказывающий его персонаж, останется для зрителя чем-то отстраненным — из желания сохранить мечту, из непонятной скованности или уважения не позволить себе вторгнуться в наше личное пространство? Завлекая, предоставить выбор — идти или не идти за повествованием.

Также и истории любви — вам только кажется, что здесь любовь есть. На самом деле, здесь только мираж, воспоминание, представление о любви. Любовь здесь — это то, что зритель угадывает за пределом сюжета, то, что сказано между строк.

Фильм размерен и красив, тишина в нем объемна, а звуки наполнены смыслом. Настоящее удовольствие для людей, ценящих гармонию в восприятии, и способных воспринимать всеми органами чувств. Поэтому

10 из 10

1 ноября 2014

Прощальный подарок

«За облаками» — европейская мелодрама с привкусом драмы талантливых режиссеров Микеланджело Антониони и Вима Вендерса 1995 года. Данный фильм получился нежным, чувственным, очень тонким. Он раскрывает разные истории любви, в каждой из которых герои страдают, борются с чувствами, и каждый находит свой путь. Фильм прекрасный, но он будет по вкусу не каждому зрителю. Эта кинолента для тех, кто любит и ценит европейский кинематограф, зная его правила, традиции, атмосферу и двойственность.

Мы видим режиссера, который ищет вдохновения и находит четыре истории любви, каждая из которых разная. В них раскрываются желание, убийство, расставание и вера…

В картине сыграло очень много замечательных актеров и первых лиц европейского кинематографа. Дуэт и история героев, которых сыграли Джон Малкович и Софи Марсо, был необычным и чувственным. Все было пропитано желанием и нежностью. Марсо такая милая в этом фильме, было приятно на нее посмотреть. Она чудесно заполняет кадр, и ее не полюбить не возможно. Из четырех историй мне больше всего понравилась с героями, которых сыграли Фанни Ардан и Жан Рено. Именно их героев мне было жаль больше всех и хотелось, чтобы они нашли друг друга. Фанни Ардан как всегда шикарно тоже сыграла, и сцены с ней хочется пересматривать и пересматривать. Нужно заметить то, как ее героиня была всегда красиво одета в фильме. В небольших ролях было приятно увидеть Марчелло Мастроянни и Жанну Моро. Они уже легенды европейского кинематографа и только лишь скрасили этот фильм своим присутствием. Трогательная история парня и монашки, в которой сыграл Венсан Перес, мне тоже запомнилась, было необычно, интересно и показано чудесно. Этот фильм чистый и соблазнительный, он является прощальным подарком одного из режиссеров, и данная картина несомненно имеет кинематографическую ценность.

Посмотрите «За облаками» и прочувствуйте нежность, красоту, любовь, боль и силу этой необычной, туманной картины.

P.S. l`amour est le centre de l`univers…

28 октября 2014

За Облаками.

Фильм мне не понравился.

Представьте, что монаха после пьянки разбудили и заставили снимать фильм про любовь.

Почему монаха? Они у меня ассоциируются с молитвами, медитациями и другими не очень целесообразными делами. Смотрите сами: качели качаются, мужик молчит, а время идёт… Насыщение кадра смыслом стремится к нулю. Хотя возможно, что в координатах комплексных чисел у него большие значения (искателям глубокого смысла посвящается).

Почему с похмелья? Да ведь в таком состоянии ничего путного не снимешь. Ты зол на весь мир, а выливается это ненавистью к теме работы — любви. Она в фильме сплошь низменная, козлинная и не нисёт ничего положительно, кроме телесного удолетворения. Да и этот момент показан, дабы вызывать отвращение. Постельные сцены происходят примерно каждые 20 минут, до, во время и после которых мы имеем возможность наблюдать оголённые телеса актёров. Но поверьте, эти тела того не стоят.

В общем, как вы понимаете фильм нуден, пошл и имеет десятки минут пейзажей.

Хотя актёры своё отыграли… наверное.

4 из 10

30 мая 2014

Сон и истории с продолжением

Каждый, уверен, сможет вспомнить несколько моментов своей жизни, когда какой-то мимолётный взгляд или случайная неожиданная встреча, вдруг наполняются колоссальным количеством энергии и как будто обещают невероятное продолжение. Но обыкновенно ничего на самом деле не происходит, морок рассевается, и два человека расходятся в разные стороны. Не происходит в физическом мире… а за облаками? Вспомните, ведь внутри нас продолжения таких мгновений есть. Именно поэтому мы долго помним мимолётные взгляды, встречи, нелепые объяснения, случайные знакомства — иногда запоминаем на всю жизнь.

Микеланджело Антониони и Вим Вендерс принимают интересную концепцию. А что, если показать в кино продолжения этих коротких мгновений? Если сыграть по новым правилам, показать «заоблачную реальность»? Как будто продолжение всегда возможно: будь то три часа, три дня или три года? Так рождается фильм, собранный из серии коротких историй с продолжением. А может быть, это просто эксперименты? Например, воображаемые «рабочие» эскизы в сознании кинорежиссёра, отправляющегося за вдохновением в новые места — красивые и таинственные города Европы. Тема «потерявшегося» художника, уезжающего за новыми историями и смыслами в туманные города, нашла продолжение в фильмах Вендерса «Лиссабонская история» и «Съёмки в Палермо». Фильмы очень разные, но эскизная проработка, найденная когда-то совместно с пожилым Антониони во время изготовления «За облаками» явно присутствует и там и там. ССъёмки в Палермо» Вендерс посвящает Антониони. Кстати, в основу этого фильма положена ещё и классическая цветная антониониевская лента «Фотоувеличение». «За облаками» вышел в прокат на пару лет позднее «Лиссабонской истории», так что тут, наверное, уместно говорить о параллельной истории.

Фильм «За облаками» сделан тонко и мечтательно, метафизическое отстранение иногда достигает высоких пределов, красота лиц и пространств завораживает. Высокий стандарт, заданный Антониони работами 1960-х гг., выдерживается полностью. Только теперь фильм лишён модернистской строгости и чёрно-белого рафинирующего каркаса. Это уже узнаваемая стилистика кинематографа девяностых, основательно подкреплённая модными вещами бренда «Армани» — ставшего в девяностые, наряду с «Версаче» и ещё несколькими марками лейблом нового романтизма, новой серьёзности и неоакадемизма.

Что касается лично меня, то мне здесь повезло увидеть визуализацию своего сна… не подумайте, что это конкретно какая-то из историй, показанных в этом кино. Я говорю только о настроении. Этот сон был у меня недавно и не был похож ни на что, виденное ранее. Спустя месяц, оказалось, что его фрагменты по крупинкам рассыпаны в фильме Антониони «За облаками». Редкая удача!

9 февраля 2014

За и под облаками

Про этот фильм мне рассказали как про шедевр искусства. Режиссерский состав заинтересовал сразу — доселе неизвестный мне Антониони и хорошо знакомый Вим Вендерс, один из любимейших. Красивое название, цепляющий синопсис…

Что и говорить, фильм определенно красивый и в каком-то смысле даже легкий, ненапряжный, в определенной степени рассказывающий о режиссерской деятельности. Главного героя здесь нет, их много. Случайно встретившиеся парень и девушка, которые так и не стали ни парой, ни любовниками. Сам режиссер, поймавший вдохновение при разговоре с девушкой, за которой давно следил. Мужчина, морочащий голову сразу двум женщинам. Молодой парень, пытающийся изо всех сил подружиться с очаровательной девушкой. При всем при этом в фильме есть целых две восхитительные эротические сцены без секса, как такового, которые оставляют крайне приятное впечатление. Это истории не о любви, а скорее о милых моментах, которые оставляют замечательные воспоминания на всю жизнь героев.

Кроме того, картина снята в весьма приятных декорациях. Первая история происходит в туманных улочках красивого городка, что практически помогает зрителю проникнуться подобной атмосферой. Наиболее проникновенной является вторая история режиссера и странной женщины, убившей отца, происходящая на природе. Настолько живы эти водные пейзажи с летающими птицами, что зритель вполне может начать ощущать запах воды где-то рядом. Да и последняя история девушки, уходящей в монастырь происходит на дождливых вечерних улицах, отливающих янтарным цветом.

И все было бы замечательно, если бы не одно но. А именно — тягостные разборки мужчины, который обманывает и жену, и любовницу. Непонятно, зачем было вставлять сюда эти житейские эпизоды сканалов и измен. Неприятное ощущение оставляет сцена между этим мужчиной и его любовницей, в которой они собрались заняться оральным сексом. Хотя довольно забавный вышел момент, когда обманутая жена приехала к обманутому мужу, снимать квартиру. Если бы не это, то картина была бы замечательной во всех отношениях.

Итак, в целом совместный фильм Антониони и Вендерса получился весьма удачным. Жаль, что скандальная история несколько испортила общее впечатление. Но тем не менее, кино смотрится на одном дыхании и должно понравиться всем мечтателям.

10 января 2014

Я когда смотрю какой-то фильм и обязательно в это время или после просмотра пребываю на Кинопоиске, иной раз читаю разнообразные рецензии пользователей. Пару зелёных, пару нейтральных, пару отрицательных, если таковые попадаются, в общем, выборочно. Но, наверное, впервые я прочитал абсолютно все рецензии на фильм «За облаками» от начальной буквы до последней точки. Очень хотелось узнать, что каждый зритель понял для себя. Потому что я, честно говоря, понял очень немного. Практически ничего.

Не буду строить тут из себя искушённого ценителя «кино не для всех», ибо я абсолютный профан в этом жанре, да и это первый фильм Антониони, с которым я ознакомился, в следствие чего оставляю за собой право во что-то «не въехать». Правильного ответа всё равно никто не скажет, поэтому каждый может трактовать увиденное исходя из собственных предположений. И даже в рецензиях пользователей, которые поболе знакомы с творчеством Антониони я встречал тоже разные точки зрения на ту или иную сюжетную линию.

Например, я понял первую историю просто как некое подленькое отмщение. Она два года назад ушла на работу, не сказав ни слова, он спустя два года ввёл её в состояние «сейчас тебе будет очень хорошо», встал и тоже пошёл, не сказав ни слова. А ей обнажённой стоять у окна. Такой вот гордый отмщенец. Хотя уйти от такой девушки… это нужно быть идиотом.

Вторая история — вообще тёмный лес. Марсо и Малкович ходят-ходят, вдруг она подходит, рассказывает про убийство, а он думает, насколько количество нанесённых ударов совершенно. Всё мимо меня.

Третья и четвёртая истории тоже особо ничем меня не тронули. Понравился лишь диалог между художником и ценительницей прекрасного. Диалог интересен и даже остроумен.

В общем, вроде я и настраивался именно на артхаусное кино: перед сном, в спокойной умиротворяющей обстановке, с кружечкой чая в руке, прямо вот настроенный на неспешное повествование, но фильм меня не тронул, а напротив оставил очень много непонятностей. Хотя это же не сюрреализм, не «Голова-ластик» Линча. Так что непонятности тут несколько другого рода. Но разве от этого легче.

5 из 10

6 мая 2013

Это точно Антониони…

Наконец-то нашёл два часа для Антониони… Вернее, вовремя подловил то состояние души, когда хочется смотреть кино Мастера. Вы же знаете, фильмы Микеланджело Антониони нельзя смотреть всуе, иначе это ничего не даст…

Выбрал «За облаками» — последний его фильм. Помню, эту работу ждали многие. Из-за тяжёлой болезни Антониони не снимал уже более десяти лет. Минуточку, сколько там лет было режиссёру тогда в 1995? Восемьдесят три? Как много… Несуразно много… Не верю!

В основе сюжета несколько новелл о любви. Точнее, рассказов об отношениях между мужчиной и женщиной. То есть, о жизни…

Не могу, в который уже раз, не сказать пару слов об этой знаменитой манере Антониони разговаривать со зрителем. Только на уровне намёков, на уровне чувств, на уровне подсознания… Когда наибольшее впечатление приходит не сразу, а спустя какое-то время… Кто не привык к такому общению, тот может и приснуть во время просмотра с поп-корном (или без) в руках. И даже захрапеть ненароком. Что ж, пожелаем ему спокойного сна с Ди Каприо или Бандерасом в главной роли.

Мою «башку» снесло буквально с первых кадров. Потом я долго искал её у себя под кроватью, когда отключил компьютер. Я бы так и уснул без неё, если бы не необходимость поцеловать на ночь ту, что рядом … Шучу.

С начальных сцен фильма красота неописуемая… Первая новелла гармонична почти до беспредела. Юная пара настолько красива (итальянец Ким Росси Стюарт в роли Сильвио и испанка Инес Састре в роли КАРмен — одна из самых красивых пар, которых видел в кино), что возникает мысль о китче и приторной сентиментальности… Если бы не Антониони. Он вновь обращает внимание зрителя на детали, нюансы… На экране магия молчания и тайна слов. Притяжение и отторжение. Запутанность и неоднозначность чувств. Невозможность возможного… Как, кажется, всё знакомо, и как всё изящно! Одни вопросы. Без ответов.

Одним словом, Антониони.

Где-то прочитал, что этот фильм о «загадке женщины». Неплохая мысль. А, главное, «свежая» какая… Тем более, что на экране — целая галерея женских образов, красивых актрис. Одна француженка Софи Марсо чего стоит… Да ещё обнажённая. Да ещё с такой фигурой.

Конечно, особый колорит фильму придаёт участие в нём целой плеяды актёров из разных стран — Испании, Франции, Италии, США… Одним из режиссёров « За облаками» является немец Вим Вендерс, который взялся помочь немолодому Антониони. Целый интернационал!

В роли рассказчика-режиссёра снялся известный американец Джон Малкович. Это, пожалуй, моя единственная «претензия» к Антониони. Каюсь, мне не дано понять ценность данного актёра. А тут ещё в одной постели с Марсо… Ну, знаете ли… Хотя… Может, у меня просто такой специфический вкус, а всем остальным он нравится. И даже (о боже!) красотке Софи…

На протяжении всего фильма (так мне показалось) витает атмосфера одного из первых фильмов Мастера «Ночь». « За облаками » — как бы продолжение, о том же спустя тридцать лет… И, когда на экране появляются уже старенькие М. Мастрояни и Ж. Моро, что-то ёкает в груди. Их эпизод, небольшой диалог — одна из жемчужин фильма.

Очень хороша последняя немного грустная новелла. Любовь и Вера. Сколько вариантов, какой насыщенный смыслом обмен репликами Её с Ним… Наверное, таким и должно быть завершение этого яркого неспешного художественного полотна с прекрасным музыкальным обрамлением. Именно заключительная и начальная новеллы показались мне наиболее интересными.

Читал, что многие критики считают фильм далеко не самым лучшим в фильмографии режиссёра, говорят о его невнятности, о том, что Мастер уже не тот, что был раньше. Мол, эпоха шестидесятых уже прошла, и не стоило к ней возвращаться.

Знаете что? Посмотрите фильм сами. Во всяком случае, это точно Антониони. Со всеми вытекающими.

9 из 10

12 декабря 2012

Профессия: режиссёр

«За облаками» представляет собой набор короткометражек, сюжетно почти друг с другом не связанных. Общее лишь то, что в большинстве своём они являются как бы визуализацией впечатлений персонажа, сыгранного Джоном Малковичем. Главный герой-режиссёр становится очевидцем каждой из историй, а в одной вообще принимает самое что ни на есть непосредственное участие, соблазняя Софи Морсо. С учётом того, что фильм является экранизацией давней книги Микеланджело Антониони «Тот кегельбан над Тибром», можно предположить, что персонаж — альтер-эго итальянского классика.

В каждой из зарисовок повествуется история какого-нибудь случайного романтического знакомства, но т. к. больше ничего общего в них нет, приходится отзываться о всех в отдельности. Для первой Микеланджело словно вышил ленту из тончайшего флёра, по которой мечтательный Сильвано и неправдоподобная Кармен балетными па проносятся меж облаков. Неземная элегия, сюжет, высеченный из некой параллельной вселенной, и кажется, будто спрятанный в насупившихся лазурных туманах городок Феррара — отнюдь не поселение на севере Италии, а место мистическое, где не только скрещенья рук, скрещенья ног, но и судьбы скрещенья.

Однако чем дальше, тем прозаичней. Конечно, нельзя назвать уж совершенно обыденной историю страсти Софи Морсо и Джона Малковича, который покоряет француженку одним взглядом, но в ней нет атмосферы потусторонности первой новеллы. Режиссёр словно гипнотизирует, с ходу толкая незнакомку на всякого рода откровения, что даже напоминает бред из фильмов 80-х годов мужа Морсо Жулавского, где любой персонаж мог сказать что заблагорассудится и когда заблагорассудится. Но ввиду того, что сама история не затянута, а также оформлена в ностальгически-пасмурных тонах прибрежного итальянского городишки, подобный сюжет воспринимается скорее не как ересь, а некая причуда Антониони, фантазия, зашедшая чуть дальше, чем обычно.

А вот дальше — хуже. Роман парижанки и американца только завязывается оригинально, а в остальном это прозаичная история семейной ревности, которую не спасает даже то, что в качестве ревнивой супруги выступает Фанни Ардан. Ну а подключение к этому делу линии персонажа Жана Рено вообще отдаёт какой-то инфантильностью. Четвёртая история, в которой плейбой пытается покорить набожную Ирен Жакоб, скучна и несколько нелепа. Яркая точка не удалась, фильм кажется совершенно недоработанным, а, возможно, стоило просто поменять местами некоторые из короткометражек.

Несмотря на очевидные сценарные недостатки «За облаками» завоевал несколько фестивальных наград, в том числе и приз ФИПРЕССИ в Венеции. Быть может, критики в ностальгическом порыве отметили бесспорное визуальное совершенство работы мастера, а, возможно, это не более, чем дань уважения. Для Антониони, у которого к тому моменту уже десять лет как была парализована правая сторона и потеряна речь, это выстрел после долгого перерыва. Конечно, не обошлось и без помощи со стороны, в качестве соавтора выступил не кто-нибудь, а Вим Вендерс, к тому моменту уже сам ставший классиком. С учётом того, что всё-таки большую часть работы делал сам Микеланджело, «За облаками» можно назвать последним полнометражным фильмом итальянца, в котором он, обычно предпочитавший отмалчиваться и оставлять массу загадок и возможностей для интерпретаций своих лент зрителю, впервые лично берёт слово и напрямую раскрывает суть собственного понимания профессии «режиссёр».

8 из 10

24 мая 2012

Варианты любви.

Наверное, режиссер со всем своим жизненным опытом, знает о любви поболее нас с вами. И в фильме «За облаками» — он с нами своим знанием делится. Какой бы любовь не была — взаимной, безответной, счастливой, несчастной, обманутой, преданной, верной — она преходяща, но, в любом случае — прекрасна. Даже если заставляет человека, ею болеющего, страдать.

На мой дилетантский взгляд, фильм хорош, в первую очередь тем, что в нём сочетается и интеллектуальная, философская, и чувственная, более приземленная и человеческая, составляющие. Традиционная для Антониони манера — созерцательность (события на экране разворачиваются текуче, обилие немых сцен, долгие планы панорам — необходимо для того, чтобы зритель погрузился в фильм мысленно, как можно глубже), сочетается с частыми, прекрасно снятыми постельными сценами. Чувственными, порою натужными, порою страстными, порою более нежными. Девушки, актрисы в них снимавшиеся, — как на подбор прекрасны телом и игрой. Сняты эти сцены, что естественно, мастерски (так как были сняты мастером).

Очень хороший фильм, с отличной режиссурой, замечательными актерами, нелинейным сюжетом, глубоким сценарием и большим количеством афоризмов, коими часто говорят уста персонажей. Хотя принадлежат эти мысли, несомненно, Антониони, и, наверное, именно их и хотел донести он через этот фильм.

8 из 10

4 марта 2011

Ускользающая реальность

Где та реальность, что как сон, скользя, мелькнёт неуловимо?

И ту тоску, печаль, и боль не отразит как в зеркале незримом?

Есть ли творец, в глазах огнём которого сверкнёт всё это как цирконий?

Ответ: он есть, вечно ничей, один для всех — Микеланджело Антониони

Удивительное сочетание итальянского и немецкого мастеров кинематографа подарила нам эту, безусловно, выдающуюся, невероятно красивую, страстную, глубокую и проникновенную ленту. В одной из последних своих работ Микеланджело Антониони, достигший в 1995 году возраста 82-х лет, демонстрирует помимо как всегда стильной подачи действия и кадра, то за что его называли певцом отчуждения и некоммуникабельности. «За облаками» — определённо картина, достойная самых хвалебных отзывов.

Четыре маленькие истории, наполненные любовью, страстью, душевной болью, сливающейся с успокоением и принятием мира таким, каков он есть, раскрывают для нас затворки души великого мастера, возложившего в этом фильме на плечи Джона Малковича миссию своего альтер-эго. Изысканность, откровенность, тонкая душевная организация внутреннего мира героев, минимализм в диалогах и монументальность в отражении красоты мира в сочетании с раскрепощённой, невероятно искренней и в тоже время простой игрой актёров — вот лишь некоторые из многочисленных достоинств этого произведения.

«Я приехал сюда в поисках персонажа, а нашёл сюжет. В этой жуткой цифре было как раз то, что должно быть в сюжете — была правда…'

На мой взгляд, Виму Вендерсу с блеском удалось поймать ту тонкую грань чувственности, томной печали, но в тоже время безмолвной радости от ежеминутного ощущения настоящего, которые итальянский творец хотел донести до зрителя, ведь фильм снят по его собственной книге. Два гения в этом творении, я думаю, разговаривали на одном языке, а сходство в стиле изобразительных средств только облегчило эту задачу.

«Трагический взгляд девушки, так поразившей меня в магазине, остался во мне, наполнив меня печальной иронией. Той иронией, с которой лучи солнца на закате прикасаются ко всему вокруг, укрывая всё на прощанье подобно снегу Джойса; всё: и живое, и мёртвое»

На редкость проникновенные и столь искренние диалоги и фразы фильма потрясают зрителя своей всеобъемлющей мудростью, но в тоже время и лаконичностью. Герои этих историй не кричат, а лишь передают тот внутренний порыв, который больше не может находиться внутри, вырываясь в словах, так и просящих принятия, понимания и тепла.

«Они шли так быстро, что обогнали свои души. Ведь когда мы бегаем по разным делам мы тоже теряем свои души и иногда нужно подождать, пока они нас догонят. Иначе всё станет бессмысленным»

Первая история повествует нам о том необычном ощущении, когда от переполняющей красоты своего же собственного чувства мы порой боимся прикоснуться к объекту желания, рождающие действия, ведущие к непониманию. Лирика и романтизм выходят на первый план, затмевая решимость к шагу навстречу собственному счастью. Тайком нам возможно и хочется ощущать себя в чём-то несчастными и при этом в чём-то счастливыми…

«Когда попадаешь в сети очарования — невольно желаешь остаться пленником»

Вторая история, пожалуй, является самой мимолётной, как мимолётны порой образы, мелькающие в голове великих создателей. Антониони показывает всю глубину творческого поиска режиссёров, намекая на то, что иногда созерцатель может становиться участником.

«Чтобы ты ни вообразил, я сама тебе расскажу, кто я такая»

Третья часть картины несёт в себе идеи судьбы, одиночества и двойственности чувств, в чём-то даже зависимости от них, ревности к любимым людям в боязни их потерять. А одиночество, двух брошенных людей выглядит в своей взаимосвязи трагично, но в тоже время красиво.

«Средство есть от всего. Это-то меня и смущает…'

Последняя история, пожалуй, больше всего и отражает мир Антониони — мир отчуждения, интроверсии и наслажденья от созерцания круговорота вещей, сталкивающихся, в попытках найти своё собственное счастье.

«По-моему, чтобы стать счастливым, нужно отбросить все мысли»

Конечно, чтобы понять картину до конца, надо стать и Вендерсом и Антониони. Но никто не мешает нам открывать для самих себя что-то близкое, ценное и дорогое своему сердцу. Такой фильм не скопировать, но нам приятно быть участниками, узнающими в образах героев копии себя.

«Почему наше общество так увлечено копиями? Очевидно, оригиналы слишком дороги»

Последнее о чём хочется упомянуть — это о том, что даже в свои далеко не молодые годы, режиссёр сохранил в душе восхищённое чувство от созерцания женском красоты, не боясь показать её даже в самом откровенном виде без тени пошлости, сохраняя хрупкость и тонкость изображения.

«Но мы знаем, что за каждым найденным образом кроется другой, который ближе к реальности, за ним ещё один, ещё и ещё и та далее до самого подлинного образа той бесконечно таинственной реальности, увидеть которую не дано никому…'

Эта реальность, которую мы видим каждый день, поёт нам о том, что мы видим лишь ту ничтожную часть, доступную нашему глазу, а истинная реальность, кажущаяся рядом — далеко, она где-то там, где-то за облаками…

9 из 10

27 января 2011

Сотворение

Хотела смерть, в ожесточенье зла,

Прервать высоких подвигов звучанье,

Чтоб та душа была не столь светла, -

Напрасный труд! Явили нам писанья

В ней жизнь полней, чем с виду жизнь была,

И было смертной в небе воздаянье.

Микеланджело Буонарроти

В высоком свободном пространстве — там, куда не долетают людские жалобы, а слышны только молитвы, там, где лазурь и звезды немыслимы друг без друга — там рождаются самые светлые мелодии, там создаются самые мягкие линии, там сочиняются самые нежные стихи. За облаками и над облаками — неистощимая синева небес, иногда мелькнет что-то, но поздно мы осознаем, что это было не птичье крыло. Что был это ангел, который спускался к кому-то из своих подопечных, своих избранников — к тому, кто лучше всех сможет рассказать миру новую сказку.

Микеланджело Антониони, уходя, решил рассказать о том, как приходят к художнику его образы, как они проступают в его сознании очертаниями и набросками, как обретают форму, словно превращаясь в барельеф, как барельеф становится скульптурой. Он приоткрывает дверь, и в щелочку мы можем увидеть лишь танец теней на стене, который рисуется свечой и движениями руки художника. Мы видим причудливые очертания, в его сознании уже составившие картину, которой только предстоит появиться.

Режиссер ищет сюжет своего нового фильма… он едет за ним в Феррару. Не потому что их нельзя найти там, где ты сейчас, — сюжеты есть повсюду, мы можем встретить их в любую минуту на улице, в кафе, на работе… Но Режиссер едет в Феррару, чтобы привычный глазу пейзаж не помешал увидеть и рассмотреть то, что может стать сюжетом. И в красивых осенних кадрах мы видим лишь наброски, черновые записи — четыре истории. Да, их условно можно обозначить такими словами как «ревность», «измена», «гордыня», но все это сейчас не важно. Режиссер может и вовсе не использовать их в своем новом фильме, но именно они создают замысел еще задолго до создания фильма. Сейчас нужно нащупать пульс, который сможет дать фильму жизнь. Сейчас важен не сюжет — важны ощущения, краски, запахи, ассоциации, которые наполнят картину. Надо точно запомнить свет вечернего неба, запах прибитой дождем пыли в узком переулке итальянского городка, ощущение утра за столиком уличного кафе.

Микеланджело (Антониони) проходит по узким улочкам, смотрит с балконов отелей, гуляет по окрестностям и точно видит, планы, где будет разворачиваться будущий сюжет. Он видит лица незнакомых прохожих, чтобы потом по памяти нарисовать карандашом портреты и превратить воспоминания в Жанну Моро, Ирэн Жакоб, Фанни Ардан, Венсана Переса, Марчелло Мастрояни.

Микеланджело (Буонарроти), проходя мимо мраморной глыбы, замечает в ней знакомые ему одному линии и очертания. Вновь и вновь они тревожат его — до тех пор, пока он не отсечет от этой глыбы все лишнее. Мир затаил дыхание, увидев творение, потому что боится спугнуть чудо причастия к несказанному. Но лишь Художник знает, что рассказать он должен был гораздо больше — он лишь приблизился к сказке, которую синим вечером нашептал ему грустный ангел.

За облаками два Микеланджело теперь смотрят вниз, один, наверно, вспоминает время, когда ему одному было известно, какой должна быть Пиета, другой сам порой удивляется, насколько Софи Марсо похожа на Пиету в кадре, который он выбрал для обложки своего последнего фильма. Два Микеланджело теперь сами спускаются, чтобы напеть новые строки своим избранникам…

P.S. Режиссер — очень специфическая профессия: мы все время стараемся усваивать новые эмоции, находить новые образы… Мы никому не можем рассказать о том, что с нами произошло, о том, чего нет ни в фильме, ни в сценарии — о воспоминании, но довольно странном — вроде предчувствия фильма, которому суждено было сбыться лишь наполовину. Полный отчет о котором наше сознание завершает лишь в тот момент, когда снова начинаются поездки с места на место, чтобы опять смотреть, задавая вопросы, и мечтая о том, что хотя бы в следующем фильме от нас ничего не ускользнет. Но мы знаем, что за каждым найденным образом кроется другой, который ближе к реальности, за ним еще один, а за тем — еще и еще… И так далее, до самого подлинного образа той бесконечно таинственной реальности, увидеть которую не дано никому.

Микеланджело Антониони

4 июля 2010

Совершенство? Это большой вопрос

Не помню абсолютно точно, но смысл примерно такой: в любви все ясно, а если не ясно, если какая-то муть, туман, то это не любовь. Это все, что угодно, но только не любовь.

Так сказал один из величайших гениев — Лев Ландау.

Мое мнение таково — если ты любишь человека, дари ему счастье и радость и будь счастлив сам. Все остальное — от лукавого.

Да, фильм красив, но только если говорить о красоте декораций. Я, честно скажу, купилась на звездные имена. И была страшно разочарована.

Первая история вызвала просто раздражение. Какой-то ну абсолютно никакой молодой человек и «скромная» учительница… Глядя на этого недокормленного цыпленка, хочется сказать только одно — слабак и эгоист! Он любит свои собственные эмоции и себя, больше никого.

О какой совершенной красоте вообще можно говорить? Это, простите, НОНСЕНС! Интересно, кому и в каком бреду это приснилось? Девушка? Да таких толпы, причем не только в Италии. Молодой человек? Ну да, этакая никакая аморфная симпатичность, ангельская красота, но она не вызывает эмоций. Ничего от мужественности. Ни внешности, ни характера, укачанная, а точнее, уснувшая рыба. А внутренние метания никому не интересны, это вещь в себе.

Встретились, а дальше что? Девица теперь будет с тоской заглядывать в глаза каждому встречному, в надежде встретить этого… у меня слов нет. А он ходить с прокисшим видом, мучаясь от своих только ему известных переживаний. Жалкое зрелище. Но только пожалуйста, не надо называть это любовью, ради бога!

Все новое — хорошо забытое старое. Вспомните А. Блока и его жену, которая была вознесена на пьедестал и названа Прекрасной Дамой, музой, но от которой поэт фактически отказался. Земная любовь — о, как это грязно! Она же ведь богиня!

История в фильме — просто вариация на все ту же тему. Но суть от этого не меняется!

Любовь — прежде всего радость и счастье. Это ясные, яркие и чистые краски. Это фейерверк, это жажда жизни каждую секунду, это мощь и сила, которая может своротить горы. Любовь способна вернуть человека к жизни, вернуть из небытия. А то, что показано тут — путь в никуда, гибель. Депрессия и постоянная прописка у психиатра таким «влюбленным» обеспечена.

А весь этот липкий, серый туман — мазохизм какой-то. Это называется гордыня. Самолюбование. Тщеславие. Если, конечно, хватит смелости назвать вещи своими именами. Если хватит смелости быть честным хотя бы с самим собой. А если искать оправдание собственному ничтожеству и несостоятельности, то — да, можно назвать это высокими чувствами и душевными метаниями, такими тонкими, что эту тонкость и сам мечущийся не понимает.

Честно скажу, дальше смотреть у меня никакого желания не возникло. Жизнь — штука очень интересная, но при этом очень короткая. И она достойна того, чтобы проживать ее ярко и с пользой, не размениваясь на всякую липкую, серую муть.

Не знаю даже, что можно поставить этому фильму. Липкий он какой-то, паутину напоминает.

30 июля 2009

Истории о любви, которой никогда не было

«Двенадцать ударов ножом. Именно двенадцать ударов и придают этой истории совершенство, потому что два или три удара уже изменили бы все.»

Eщё в 1985 гoду с Mикeланджелo Aнтониони, нaходящимся ужe в вeсьмa прeклонном вoзрасте, случилcя инcульт, кoтoрый пpивёл к паpaличу прaвой пoлoвины тeла и неoбратимой пoтеpе речи. В течeние десятилeтия пoслe этoго Aнтониони нe снимaл полнoметражных картин.

В 1995 году при помощи немецкого режиссера Вима Вендерса и жены Микеланджело — Энрики Антониони был поставлен «За облаками». В свое время фрaнцузские кpитики пpизнали этoт фильм бoльшим событием в кинo. В oснoве сцeнария «Тот кегельбан над Тибром» — книгa Антониони, нaписанная в семидесятых.

Сюжетная канва представляет собой несколько коротких историй, объединённых между собой рассуждениями стороннего наблюдателя — режиссёра какой-то гипотетической картины, путешествующего по Европе в поисках новых персонажей, историй, чувств. Может быть, режиссёр (его исполнил Джон Малкович) — никто иной, как альтер эго самого Микеланджело Антониони? Достоверно ответить нельзя, но это первая мысль, возникающая при просмотре.

Истoрии о мужчинaх и жeнщинaх, крaсотe и бoли, любви и рeвнoсти, жeлании и стрaхе мoжно уcловно oбъединить в чeтыре катeгории: желание, убийство, расставание и вера. В каждой из четырёх историй играют лучшие европейские актеры: Инес Састр, Софи Марсо, Фанни Ардан, Жан Рено, Кьяра Каселли, Марчелло Мастроянни, Жанна Моро, Венсан Перес и Ирен Жакоб.

Мoрской туман и долгие тихие кадры со старыми итальянскими городами обрамляют отношения героев историй. Первая новелла рассказывает о целомудренной любви, по-своему прекрасной и по-своему бессмысленной. Идеально красивая пара. Они случайно встретились на улочках Феррары и были влюблены друг в друга несколько лет, но никогда не обладали друг другом — гордыня оказалась сильнее искушения.

Второй эпизод с молодой и прекрасной Софи Марсо рассказывает не столько про убийство, сколько про совершенство правды. Почему двенадцать ударов совершеннее, чем два или три?

Третья история об измене, тяжести расставания и проблесках надежды. Здесь, как история в истории возникает ещё одна — рассказ юной девушки из парижского кафе о проводниках-потомках инков, которые не могли спешить, потому что их души не поспевали за ними. Если ваша душа отстала — просто подождите её.

Четвёртая новелла, завершающая повествование, объединяет все предыдущие. Она о вечной любви, но о любви к Богу. «А если я в вас влюблюсь?» — «Это всё равно, что зажечь фонарь, в комнате залитой светом». История о вере.

В своей ленте Микеланджело Антониони глубоко вторгается в самые интимные зоны отношений мужчины и женщины. В фильме множество эротических сцен, но сняты они в холодной синеватой гамме, что даёт возможность, не скатившись в пошлость, показать всю красоту женского тела. Наверно это и есть настоящее искусство эротики.

Хотя по хронометражу фильм совсем не длинный, во время просмотра кажется, будто время остановилось. Всё сюжетное действо, которое и не действо, а скорее полное бездейство можно растягивать до бесконечности, как гармошку. Здесь нет героев, которым зритель сопереживает, здесь нет чёткой линии событий, на которой обычно строятся фильмы.

Есть только короткие, разрозненные, кажущиеся случайными истории и наблюдатель с отрешённым взглядом. Микеланджело Антониони, находясь в преклонном возрасте, получил возможность беспристрастно взглянуть на отношения мужчины и женщины, но даже так он не даёт никаких пояснений: взгляд режиссёра размыт и отстранён, он не осуждает и не поощряет, не морализирует и не философствует и даже не даёт подсказок.

Картина «За облаками» оказывает ощутимое гипнотическое воздействие. Какое-то oсoбое сoстояниe нeсвeршeния и нeзаконченнoсти истoрии, кoгда всё вoкруг хрупкo и нестерпимo нeжнo. Этo невoзможнo oбъяcнить, но мoжно прочувствовать. Cтоит только отключить рациональное мышление — и все глубокие истины откроются Вам через чувственное восприятие. Лишь в темноте появляются образы и только в тишине различимы звуки.

В прологе, из уст Малковича-режиссёра, зритель узнает, что смысл зашифрован в некие визуальные шифры, которые не представляется возможным распутать логически. Кто может знать, как иначе? Антониони? Но он уже где-то там, за облаками…

25 февраля 2009

Первая история. Идеально красивые мужчина и женщина.

Я — раб твоего молчания.

А ей нужны слова. Ей нужна физическая любовь. Он боится дотронуться до нее, боится спугнуть то высокое очарование, которым наполнены их отношения (отношения, длившиеся много лет, но фактически не существовавшие), тот элемент незнания, который оставляет простор фантазии и может сотворить из незамысловатой истории шекспировскую трагедию. Мужчина обожествляет женщину и боится опустить до уровня простой смертной настолько, что решает отказаться от нее совсем.

Кажется, что в «За облаками» женщина представляет собой более приземленное существо, нежели мужчина, и вот почему. Режиссер и вообще каждый кадр наслаждается женскими изгибами, женским телом, женской физической красотой: взмахом волос, походкой, грудью, животом — всем, что составляет ее внешний образ. И очертания столь прекрасны, что за ними может почудиться высокое и духовное, некое содержание. Но здесь за невидимым барьером взгляд останавливается, не уходит вглубь, не в состоянии оторваться от ослепительной красоты. Слишком уж он смакует ее. Именно поэтому мне больше всего нравится четвертая часть фильма: поиски красоты и духовности, связи между красотой и духовностью обрели некоторую законченность. В последней части нет ничего чувственного, ничего земного, а мужское и женское начала достигли равновесия.

В чем заключается духовный поиск в фильме «За облаками»? В обретении истины через красоту? Во второй части режиссер-Малкович говорит, что 12 ударов ножом это почему-то лучше, чем 2 или 3. Почему он так думает? Потому что 12 — это отчаяние и страдание, а 2 или 3 — холодный разум контрольных ударов? 12 — это съехавший с катушек человек, убийца, не осознающий, что он делает. Может, духовный поиск заключается в проведении тонкой грани между добром и злом, в определении добра и зла, проступивших в красоте? Как вот эти 12 и 2.

На протяжении всего экранного времени нарастало ощущение пустоты и в третьем эпизоде достигло апогея. Люди не просто оставили души где-то позади, как говорится в притче в самом начале повествования, они растратили их на страсть и ревность. Они в этом любовном не-знаю-сколько-угольнике измучили, извели друг друга, хотя под конец и обрели подобие покоя в чужих объятиях. Мне кажется в третьей части меньше всего речь идет о духовном поиске, скорее о возвращении утраченного.

Да, все четыре эпизода — о невозможности любви, но только нет в них безысходности, не увидела я ее тут. Любовь, существующая пусть даже в форме расставания, существует все равно — и этого должно быть достаточно для того, чтобы не бросаться с крыш.

10 из 10

22 декабря 2008

кое-что о двоичной системе

У Антониони занимающиеся сексом люди очень красивы. Они похожи на добрых сказочных зверей.

Обездвиженный на протяжении десятилетий художник остановил время: фильм кажется снятым в начале 70-х годов. Интересно, что в данном случае цветное кино смотрится как чёрно-белое. Возможно, по той причине, что Автор, обращаясь непосредственно к Вашей душе, непостижимым образом устанавливает с ней диалог. Феллини вроде бы говорил о том, что Настоящее может быть показано только двумя цветами, а Вендерс поместил своих ангелов в черно-белое пространство, т. е. можно предположить, что наши души читают лишь черно-белый формат: плохо — хорошо, красиво — безобразно, правда — ложь. Двоичная система.

Сам факт того, что режиссеру в создании фильма помогал другой режиссер, может послужить поводом к проведению эксперимента над своим сознанием, который с известной долей иронии предлагал Борхес в статье «Пьер Менар, автор Дон-Кихота». Можно сначала посмотреть фильм, снятый Микеланджело Антониони, а спустя некоторое время посмотреть кино, которое будто бы снял Вим Вендерс. Этим допущением у Антониони мы ничего не крадём, зато имеем шанс расширить границы собственного восприятия.

Имеющийся в фильме лирический герой автора подглядывает за своими будущими персонажами пристально, иронично и абсолютно безоценочно с этической точки зрения. Взгляд человека, не отягощенного злом. Антониони вроде бы указывает на собственное восприятие искусства кино как процесса аморального и порочного. Этот message автора понятен, но как-то… немножко странно.

История, прочитанная в фильме одной из героинь, про душу, отставшую от движущегося тела, имеет интересное продолжение: рассказанная героиней с явной целью познакомиться с «интересным мужчиной», она перетекает из географического журнала в ткань самого фильма — эстетический диалог провоцирует события в жизни героя, этой историей обозначенные.

Если чувствуете, что душа где-то отстала, просто подождите её.

17 сентября 2008

Пустозвон на фоне красивых пейзажей

Да, безусловно, фильм снят в очень приятных тонах, обманно дающих некий романтический настрой, который потом, увы, упирается в… сами знаете что.

Фильм, вроде бы глубокий, но если вздуматься- какой смысл закладывал режиссёр в сцену, когда мужчина качался на качелях минуту пять, всё было без звука, без жестов, и никакой эмоциональной нагрузки? Да, пейзажи Италии и в правду прекрасны, но сюжетная линия не совсем ясна. Я тоже любила и люблю, но тем не менее зачастую не понимаю поступков главных героев.

Единственный сюжет, который действительно сам по себе глубок, красив и духовен — последний с Венсеном Касселем и ещё одной молодой очаровательной особой.

Ну а что касается актёров, да, тут задействована звёзды первого эшелона, да и сам Антониони- великий режиссёр. Но в этом фильме нет того, что первоначально хотелось увидеть. Конечно, меня тоже привлекли известные имена и красивое краткое описание сюжета. Однако на самом деле оказалось, что, говоря по- итальянски «film no tiene ni ton ni son». Разговоры на непонятные темы, отрывчатые действия, странные вставки…

В общем, вместо 10 из 10 увы приходится ставить

6 из 10

30 апреля 2008

Фильм-музыка. Медленная, размеренная, приправленная шелестом морских волн на побережье, изумительными пейзажами, настроением рассветов и закатов. В нем мало диалогов, и совсем нет стремительных действий, скорости развития событий.

Если смотреть не в соответствующем настроении — будет скучно. Психология взаимоотношений, если не сказать философия от Микеланджело Антониони. Но — плеяда прекрасных французских актеров: Фанни Ардан, Кьяра Каселли, Ирэн Жакоб, Джон Малкович, Софи Марсо, Венсан Перес и Жан Рено… И еще раз — Софи Марсо, обнаженная Софи Марсо и не только она. Они делают этот фильм настоящим произведением искусства. Картиной, написанной рукой Великого Художника.

Случайные встречи — четыре истории любви, ничем, казалось бы, не связанные. Но Любовь, которая бывает такой разной, — в разлуках, во встречах, в изменах, в боли, разрывающей сердца, в страсти, ласкающей тела, — вот что общее между всеми ни ми.

Очень интересный фильм, если не ожидать от него ярких всплесков и развлечения.

4 апреля 2008

Прекрасный, завораживающий своею первозданной красотой фильм великого мастера кино — Микеланджело Антониони. Словно его великий тезка, великий режиссер рисует картины — их несколько, они просты, они разные, они необычайно красивы, их объединяет только одно — любовь. Каждая картина дышит любовью. Это позволяет им объединиться в удивительную фреску под названием «За облаками».

Что интересует мастера? Случайные встречи, случайные взгляды, которые могут никогда не повториться, а могут навсегда изменить судьбу, люди, оказавшиеся под властью любви и зависящие от нее, словно покорные рабы. Он рассматривает городские картинки, заглядывает в окна чужих домов, снимает кусочки чужой жизни, его интересует все. Без определенной цели, без сюжета, фабулы и конца эти истории. Ведь они просто маленькие кусочки в бесконечной мозаике человеческих судеб.

Счастье, потери, горечь расставания — режиссер всего лишь наблюдатель, он не может и не хочет критиковать своих героев. Они свободны и безумны. А кино — это только иллюзия, которая может донести эти картинки до других людей.

Это фильм с душой. Этот фильм — ветер, он может лишь всколыхнуть ваши волосы, а может в чудовищном урагане закружить все ваши чувства и эмоции. Это фильм-песня, протяжная, заунывная песня старика-горца о былой любви о былом счастье.

Это фильм Мастера, которому подвластно все, а актеры — только послушные шахматные фигурки на его доске. И пусть это сам Жан Рено, или Джон Малкович. Пусть это самые красивые, сексуальные и талантливые актрисы Европы. Пусть это даже само совершенство Инес Састр, красивее которой нет никого в целом мире… Пусть. Все они лишь воплощение грез великого режиссера, который делает кино.

1 июня 2006

Необыкновенно красивый фильм — туман, море, камни, старые итальянские города — каждый кадр прекрасен сам по себе. Смотрела, задержав дыхание, не отрываясь.

3 января 2006

Мелодрама За облаками в кино с 1995 года, дебют состоялся более 29 лет назад, его режиссерами являются Вим Вендерс, Микеланджело Антониони. Список актеров, которые снимались в кино: Фанни Ардан, Кьяра Казелли, Ирен Жакоб, Джон Малкович, Софи Марсо, Венсан Перес, Жан Рено, Ким Росси Стюарт, Инес Састре, Питер Уэллер, Марчелло Мастроянни, Жанна Моро, Энрика Антониони, Алессандра Бонаротта, Лоуренс Калабрезе.

В то время как во всем мире собрано 31,738 долларов. Производство стран Франция, Германия и Италия. За облаками — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.