Мусульманин
7.3
6.9
1995, драма
Россия, 1 ч 50 мин
16+

В ролях: Евгений Миронов, Александр Балуев, Нина Усатова, Иван Агафонов, Иван Бортник
и другие
Рядовой Николай Иванов семь лет пробыл в плену у моджахедов. Когда его вели расстреливать, проезжавший мимо крестьянин выкупил Николая, и тот заменил ему убитого сына. В родное село парень вернулся мусульманином в самом лучшем понимании этого слова. Но понимания среди односельчан и родных он не встретил. Напротив, многие восприняли это враждебно.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Мусульманин

год: 1995
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Алексей Родионов
композитор:
художники: Александр Попов, Регина Хомская
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $518
Мировые сборы: $1 870
Дата выхода
Мировая премьера: 7 сентября 1995 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 50 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Мусульманин», 1995

Видео: Фрагмент (Мусульманин, 1995) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Мусульманин», 1995

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Мусульманин», 1995

Картину непросто смотреть, но не потому, что она вызывает какие-то переживания (нет), а потому что она отображает скучнейшие и примитивнейшие стереотипы о жителях деревни. Никому из героев не хочется сопереживать, герои отталкивающие.

Немало удивляет главный герой — задалась вопросом, как может выжить в плену такой абсолютно неспособный приспосабливаться под среду человек? Был ли он таким диким до плена или же ограничения жизни в плену его таким сделали? Герой молчалив и одинок, но не потому что он отличается вероисповеданием и познал суть духовной жизни, нет, он самостоятельно делает свою жизнь и взаимоотношения с окружающими таковыми, дело не в религии. Конечно, для жителей деревни мусульманин — дело странное и диковинное, и потому отталкивающее. Люди склонны не доверять новому и чужому. А он даже не пытается ужиться с окружающими и показать, что он свой и не стоит его сторониться. Разумеется, быть понятным — не обязательно, никто не обязать объяснять, почему он другой, но тогда, когда человек явно страдает от своей инаковости, и живет во вражде с другими, попробовать протянуть руку другому — важно. И это стоило сделать именно ему, поскольку с истинно верующего человека спрос общества больше. Однако герой предпочел высокомерно гнуть свою линию, нарочито отделяя себя от других людей, чем лишь разжигал их непонимание и раздражение.

Полагаю, если бы картина была о том, как герой, обретший духовный путь, был открыт и любезен к тем, кто его не разделяет, а они бы его все равно отвергали и не приняли несмотря на его старания — картина была бы куда более драматичной. Но в том виде, в котором она существует — я не увидела драмы, мне не за кого переживать. Я увидела просто глупых, ограниченных людей, не желающих хоть как-то понять друг друга.

Если же допустить что отобразить всю нелогичность и нелепость поведения героев в предлагаемых обстоятельствах — и есть замысел картины… Что именно таким и хотелось показать отвергающее непохожего общество — в таком случае, главной мыслью фильма я бы выделила такую: номинальный выбор религии человеком и следование ее формальным канонам — не означает осознания ее сути, и это не принесет покоя душе человека, если у него нет душевных сил понять ближнего, пойти навстречу, хотя бы попытаться.

Картина иллюстрирует то, насколько бесполезна духовность, когда человек просто глуп.

Не раскрыта тема самого нахождения в плену, того, как герой пришел к вере — это было бы интересно. Складывается ощущение, что вера им была принята не осознанно, а в ответ на предлагаемую реальность, трудную, вот такое смирение с окружающей средой.

3 из 10

В целом, не рекомендую к просмотру, ни смысла, ни удовольствия.

25 сентября 2020

Говорят, Бога нет. А кто же под землёй редиску красит?

Фильм насыщен нравственными и религиозными посылами.

Местами смотрится как горькая комедия, пародирующая худшие из стереотипов о российской жизни. Но даже в них нет ни перегибов, ни надругательства, ни ёрничанья, а только глубокий сокрушённый вздох… И «спиртовой» возглас «Райское наслаждение!» звучит, как апофеоз этой умной карикатуры. Незатейливая шутка про «Баунти» представлена, как горький приговор живодёрской политике капиталистического превращения человека в потребителя, медленно, но верно подготавливаемого к решительной готовности во мгновение ока продать первородство за чечевичную похлёбку. Очень метко подмечено!

Фразы — каждое лыко в строку. Очень умело прописанные диалоги и реплики.

Весь сюжет построен на главном герое. Его истые молитвы Аллаху вызывают неподдельное уважение, потому что они, хотя и непонятные по содержанию, но чисты и откровенны, проникнуты настоящими религиозными переживаниями. В противовес этому, каждый раз обращающаяся к традиционной русской религиозности мысль наталкивается на ощущение чего-то утерянного, и всё хуже и хуже осознаваемого с каждым новым прожитым днём. Обыденный ум обывателя внезапно наталкивается на собственную неспособность понимать простые вещи (хорошо обыграно со словом «крестник»). Что виной тому? — фильм недвусмысленно демонстрирует, и это — дремучее невежество, бытовое прозябание и работающий молох политики расчеловечивания. Но вместе с тем, лишь настоящие подвижники веры во все времена оставались ориентирами нравственности и ценностным мерилом всех вещей. Если христианский Бог здесь, на российских просторах, отринут, нужен хоть какой-то другой, но настоящий, реальный, живой, а не поддельный и суррогатный. Кто-то должен поднять факел Истины и понести его дальше, освящая самые тёмные уголки человеческой жизни. Волей судьбы таким подвижником — очень необычным — стал главный герой фильма. (В своей образности и смысловом посыле фильм в чём-то перекликается с замечательной недавней картиной «Иерей сан»).

Молитвами новоявленного Абдаллы наполняется окружающее пространство отошедшей от всякой религиозности, потерявшей Бога русской глубинки. Которая живёт в плену пьянства, бытового воровства и постперестроечного прозябания. Ещё имеющая в своём менталитете советские привычки и уклад, но завистливо взирающая на «доррал», словно на божество, и готовая ему поклоняться. И вдруг, посреди этого российского захолустья, посреди прекрасных русских пейзажей — мусульманские молитвы… Очень необычно! Но главное не в молитвах, а в нравственном образе жизни, и в этом весь смысл показанной драмы. (Не знаю Ислама, но сомневаюсь, что в своей проповеди главный герой верно передаёт её основы. Хотя это и не важно, потому что настоящий смысл — в заповедях любви, и он передан верно).

К сожалению, нелепая ситуация в последнем эпизоде, на мой взгляд, вызвана непродуманностью сюжета в этой части. Похоже, авторы сами не знали, чего хотели добиться посредством этого. Потому история снова помещена в прокрустово ложе дурацких формальных ритуалов, типа «три рюмки на поминках», и — завершилась так нелепо и неискренно. В результате персонаж Николая-Абдаллы не воспринимается как сакральная жертва, как символ примирения или прозрения хоть кого-нибудь. Несчастный случай — это не то, чем должен был закончиться фильм. Даже замполит восклицает в сердцах и по привычке: «Чёрт!» — и в его поведении только животный страх за себя, а не сожаление или раскаяние. Персонаж замполита — мечущийся и осознающий внутри себя «семь духов», борющийся с ними. И эти духи всё ещё владеют им — уже вскоре после примиряющих объятий он снова хватается за пистолет… Весь фильм он, как таинственная мрачная личность, больше похожий на маньяка, и в полной мере раскрывается лишь в конце. Он связан собственной клятвой, данной в эмоциональном порыве, но преступает её, благодаря внутренней духовной работе. Он идёт вослед зову своей совести: с одной стороны, как настоящий офицер, не могущий изменить клятве, с другой, как настоящий человек, не могущий изменить истине. Умная работа в его душе сделала своё дело и обрела форму принятого правильного решения, но именно поэтому финал картины выглядит так нелепо. Увы! Я думаю, что это просто дань общему чернушному тренду в российском кинематографе тех лет — так было модно.

Как бы то ни было, фильм в достаточной степени предоставляет возможность насладиться контрастом мировоззрений — религиозного и обыденного. Первый сопряжён с трудностями осознанного выбора, но он светлый и позитивный. Второй — привычное животное прозябание, тлен и смерть.

Особое. Немного странно, но главный герой видится вначале каким-то «отмороженным»: появление на Родине после долгой разлуки или встреча с родными никак не колышут его строгий внутренний мир. Такой фанатизм кажется излишним, ведь не запрещены же мусульманам простые человеческие радости! А подчёркнутое «монашество в миру», в том числе аналогия со сменой имени, всё равно по ходу сюжета переживают трансформацию готовностью воспринять мирскую жизнь во всей её полноте.

Мне кажется, через персонаж замполита в фильме показана внутренняя духовная работа самих создателей фильма, пытающихся осмыслить основы своих собственных исканий, которые в годы, когда снимали «Мусульманина», были на пике популярности в России, испытывавшей мощный религиозный голод. (И потому так легко и без разбора шедшей вослед любых духовных практик — от единобожия до язычества). Словно знаменитые гоголевские произведения, фильм имеет замысловатые переплетения бесовщины наяву и практики выживания в соприкосновении с ней. Сменяя друг друга, фоном звучат то молитвы, то пушкинские «Бесы», то Евангелие, то общеобразовательные чтения по радио… Очень чётко показано, как направленность личности влияет на результат такого сожительства. В этом смысле несколько бледно выглядит роль православного священника, который никак не влияет на ситуацию бытового религиозного невежества, и лишь формально-фарисейски «проповедует» необходимость следования церковным правилам.

Вывод. Смотрел этот фильм в девяностые, когда он только что вышел. Тогда он оставил во мне сильные впечатления и я мечтал его обязательно когда-нибудь пересмотреть, да всё время не доходило. И вот, на Пасху, пересмотрел. Очень даже в тему получилось. Отличный фильм, с вполне христианскими мотивами, поданными в такой ловкой метафорической форме, и с глубоким нравственным смыслом. Кто не видел — смело смотреть. Кто смотрел — смело пересматривать.

Приятным дополнением оказалось то, что в главных ролях прекрасные актёры (до пересмотра я этого и не знал): Евгений Миронов, Александр Балуев, Нина Усатова и другие. Все — красавчики, очень здорово сыграли!

Понравилась фраза: «Говорят, Бога нет. А кто же под землёй редиску красит?..» Простая правда жизни от юродивых!

9 из 10

13 апреля 2018

20 лет спустя

Заголовок рецензии получился таким, потому что фильм впервые просмотрен лишь через 20 лет после его выхода. Как то пропустил, хотя не раз о нём слышал. Но зато появился повод подвести небольшие итоги о его содержательной части и оценить его уже несколько иным взглядом.

Начну с его художественных достоинств. Первое, что бросилось в глаза — безумно красивая природа, настоящее русское раздолье. Неторопливые живописные реки, утренние туманы, синь небес. Благодатный край, живи — не хочу. В этом отношении работа оператора и режиссёра, на мой взгляд, просто безупречны. Если добавить сюда песни, которые между делом исполняют действующие лица, вообще получается красивая картинка. Игра актёров так же понравилась, она получилась достаточно искренней и, наверно, полностью соответствовала поставленной режиссёром задаче. На этом положительные эмоции заканчиваются, они собственно и отразились в выставленной оценке.

Дальше было очень много вопросов. К содержанию картины, к реалистичности сюжета, к показанным персонажам, к идее фильма. О чём это кино? Если совсем кратко — молодой советский парень служил в Афганистане, попал в плен, в котором пробыл 7 лет, принял там Ислам, освобождён обществом Красного Креста, вернулся домой уже в другую страну. Это прозвучало буквально за минуту в телевизионном сообщении в начале фильма. Хороший приём для завязки, дальше ожидалось, что зрителя будут периодически погружать в воспоминания солдата — как попал в плен, каких тягот он там натерпелся, что толкнуло его принять другую религию, описан быт мусульман. Ничего этого не показано. Может мне попалась урезанная версия фильма? Дальше мы видим, что бывший солдат Николай Иванов, адаптироваться к жизни в родном селе не может. На фоне полного нравственного разложения односельчан он практически единственный положительный герой. И ещё — мусульманин. Хотя окружающих раздражает скорее не это, а то, что Николай лучше и чище, чем они. И, тем не менее, упор сделан на то, что Коля Иванов положительный именно потому, что он Правоверный. Что Мусульманская Вера и, если хотите, идеология, полученная в горном кишлаке, оказалась сильнее и школьно-комсомольского воспитания, и Православной Веры, и либеральных ценностей, которые пропагандировались в то время в стране.

В картине уважаемого режиссёра нет альтернатив. Показано, что бывший солдат вернулся в изуродованную страну, где нет Идеологии, Веры и Ценностей, кроме доллара и водки. Разумеется, в этом случае, только Ислам, может быть жизненным и нравственным ориентиром для него. Так показано. Что это? Взгляды Хотиненко и компании в 1995 году? Выходом в этом фильме показаны только петля или пуля. А что, киноискусство призвано лишь констатировать окружающую действительность, факты нравственного падения людей? Не соглашусь с этим. Кино, литература, музыка, живопись всегда несут нравственную составляющую, даже когда сюжет совершенно нейтрален. Если Художник уходит в некий творческий процесс, понятный лишь ему одному, может образоваться вакуум, который потом заполнят другие «ценности», а деятели искусства потом удивляться, что «нравы упали», «кругом воруют и пьют», что «жизнь дерьмо» и показывать, в общем то, нечего.

Отзывы о фильме исключительно положительные, рейтинг под 90%. Разумеется, каждый зритель вправе высказать свою точку зрения. Но давайте вспомним, что было в тот период, когда создавался фильм и происходили действия, показанные в нём. Вначале была Перестройка, которая провозгласила, что прошлая идеология это плохо, что жить будем по-новому — свободно, не притесняемые сверху, рыночные отношения должны саморегулировать все процессы, происходящие в обществе. Но что-то пошло не так, страна развалилась на удельные княжества. Жить стало проще, быт стал лучше, но в обществе расцвели преступность, пьянство, наркомания и коррупция. В период создания фильма уже полным ходом шла Чеченская война, Кавказ и юг России захлестнула волна террора. Людей массово убивали, похищали и обращали в рабство, примеры исчислялись тысячами. И это было не в далёком Афганистане, а у нас. И происходило это, уж простите за неполиткорректность, под знаменами Ислама. Да и сам Афганистан после вывода наших войск, залило кровью в междуусобицах. Авторам фильма всё это было прекрасно известно, но показали они неприкаянного мальчика, которого воспитали не «злые» советские учителя на классической русской литературе и общечеловеческих ценностях, а «добрые», безобидные мусульмане, которые не воруют, не пьют, не курят, пальцем никого не трогают и в рабство никого не обращают. Для чего это было сделано? Почему показана неправда, вернее — полуправда? А самое главное — с какой целью? Да уж, подобный кинопродукт сильно мог «поднять» боевой дух российских солдат-новобранцев, которых в это время кидали в горные ущелья Чечни и расстреливали на перекрёстках Грозного. Какую мотивацию должен создавать данный фильм, учитывая ситуацию того периода? Мне лично непонятно.

Чему он учит, хотя бы на бытовом уровне? Например, совершенно справедливо показано, что красть грешно, что мусульманин Коля отвергает воровство. Ну и что он сделал, как решил проблему? Никак. В результате мать пошла таскать мешки с кормами сама, где-то их надо брать, эти самые корма, чтоб выращивать скотину и кормить того же правоверного с его братцем-алкашом. Если ты такой правильный, почему не пошёл и не купил зерно в открытую, сказав матери, что отныне только так и будет? Нормальный мужской поступок. Или ещё показательный момент — Николай с братом что-то бурно обсуждают за жизнь, а мама вёдра с водой таскает, то же правильно, по мусульмански? Авторы фильма были явно не в ладах даже с обычной бытовой логикой, поэтому у их главного героя совершенно стерильный мозг и поступки, а у окружающих персонажей, наоборот, поступки и рассуждения граничат с идиотией. Очень трудно в реалии представить бывшего зека, а ныне алкоголика, усердно тычущим в лицо мусульманину иконой. А бывший сослуживец Николая, капитан, заставляющий молиться под пистолетом? Это уже массовая паранойя. А Местный Батюшка? В первых же кадрах фильма он бодро вышагивает по степи, задорно поёт фольклорные военные песни, никаких сомнений не вызывает, что по ходу событий он станет главным Гуру местного масштаба и вместе с Колей-мусульманином они приобщат «местную паству» к нужным ценностям, Бог то один. И действительно, Батюшка таки и приходит в дом Николая, но вся его смиренная речь сводится к банальному — «Ребята, давайте жить дружно». Прямо — Кот Леопольд в рясе.

Можно ещё долго препарировать данное произведение, только смысл? 20 лет прошло, на смену «Мусульманину» пришёл «Левиафан» — морально-нравственный приемник, от нового поколения авторов. Проявился сериал «Родина», где предательство почти оправдано. Спасибо нашей творческой интеллигенции за «высокие» нравственные ориентиры. Но есть и другое Российское кино на эти же темы, поверьте, не всё так печально … и Слава Богу!

4 из 10

27 апреля 2015

Хвалить нельзя ругать

Широка душа русского человека, но тёмен разум его. Я думаю, именно об этом хотел сказать нам Владимир Хотиненко в фильме «Мусульманин».

Я прочитал несколько рецензий на этот фильм, прежде чем писать свою. Люди указывающие на глубокую толерантность и либерализм (к которому автор сей рецензии не постеснялся бы добавить приставку «псевдо-») данной картины получили очень хороший рейтинг их рецензий, но один человек закидавший, пардон, «ссаными тряпками» этот фильм, исходя из своих откровенно правых взглядов, нахватал более двухсот дислайков, хотя я думаю, в чём-то он прав.

Поймите меня правильно, я не разделяю убеждения этого человека, но в этом фильме Хотиненко шагнул за планку, за которой толерантность заменяется откровенной русофобией.

Но давайте начнём сначала, хоть и пересказывать аннотацию — дело неблагородное.

Участник афганской войны Николай Иванов, простой русский парень из глубинки, возвращается в родную деревню, после семи лет, проведенных в плену у моджахедов. В связи с некоторыми событиями, возвращается он — правоверным мусульманином, что приводит к значительному конфликту, как в семье, так и во всей деревне. Родной брат Николая — Фёдор — постоянно пьёт, и вообще смахивает на Генри Чинаски без женщины (чтоб вы оценили масштаб трагедии). Он не понимает взглядов вернувшегося брата, распускает руки, грозится убить его. Женщины в деревне высказывают своё недовольство матери Николая.

И здесь я вижу первую крупную ошибку в конструкции данной киноленты. Хотиненко, пытаясь показать нам конфликт религиозный, показывает конфликт социальный. Так как большинство разборок происходят на фоне бытовухи. Люди из деревни обозлились на Николая не из-за его религиозных убеждений, а из-за того, что он ведет себя не как маргинал, в месте, где маргинальное поведение не считается моветоном. И это очень важно понять, при просмотре фильма.

Ценности Николая основаны на исламе, в то время, как ценности всех окружающих людей, с которыми конфликтует Николай не основаны на православии, они основаны на их собственных ложных убеждениях и темноты мысли. Николай не пошел воровать с братом, хотя их мать уговаривала его пойти на преступление, мотивируя это тезисами наподобие: «Не мы такие, жизнь такая. Не ты, так у тебя». Но разве это слова православного христианина? Разумеется, нет! Это слова человека жившего всю жизнь без каких-либо ориентиров, либо разочаровавшегося в идеалах. Что, кстати, характерно для русской глубинки начала девяностых — именно в этом временном промежутке разворачивается действие фильма. Конфликт фильма не раскрывает нам разницу культур, религий, не показывает страдания человека, столкнувшегося с непониманием из-за собственных убеждений. Здесь конфликт показан между хорошим и плохим человеком. Причём фильм не ставит особенности ислама во главу угла. Человеку не обязательно быть мусульманином, чтоб быть хорошим. «Не укради» — одна из заповедей и нашей, христианской культуры. Возможно, кто-то посчитает текущую претензию придиркой, но на самом деле это очень важно: хороший человек страдает за то, что он является хорошим среди плохих, а не за то, что он является мусульманином среди христиан.

И здесь можно начать говорить о второй моей важной претензии к фильму: русофобия.

Нет, серьёзно, ну почему? Почему все русские в деревне такие плохие? Есть всего двое нормальных персонажей — батюшка и мать Николая, Соня, мастерски сыгранная Ниной Усатовой.

Остальные же персонажи показаны с худших сторон. Помимо Николая в фильме четверо основных персонажей репродуктивного возраста: брат Николая — алкоголик, человек на восьмёрке — бандит, женщина — проститутка, и, прошу прощения за фарс, председатель колхоза — вор.

Ну вы поняли, да? Алкаш, бандит, вор и проститутка. Русские — что с них взять. Зачем эти архетипы? Зачем выставлять всех асоциальными подонками? Почему не ввести еще пару хороших персонажей? Конечно, было у нас сволочей, но и хороших людей всегда хватало. Не нужно устраивать тлен на пустом месте, что кстати характерно для многих русских режиссёров. Брать самое плохое из окружающего мира, и выдавать это за «реализм». За примером далеко ходить не надо — посмотрите на Балабанова.

Подведу итог: фильм, хоть и претендует на толерантность в своём посыле, но перегибает палку, и чуть ли не окунается в шовинизм под конец. Да, он заставляет проникнуться уважением к мусульманину, за то, что тот остался верен себе, но вместе с тем фильм оставляет неприятное впечатление о русских, за то, что они показаны в фильме такими невежественными маргиналами.

Но если не брать в расчёт эти претензии, то перед нами довольно хороший, отечественный фильм, содержащий в себе много новых идей, сюрреализм, достойный посыл и забавные аллегории. А сцена намаза на фоне православного храма вообще потрясающая.

После просмотра остаётся двоякое впечатление. С одной стороны мы имеем свежий по ощущениям, а с другой очень угловатый и сумбурный фильм.

Но даже оборачиваясь на мои претензии, я не хочу ставить ленте низкую оценку, хотя в какой-то мере, она её, несомненно, заслуживает.

Однако, снять подобный фильм, да во время Чеченской войны — дорогого стоит.

7 из 10

P.S. А запятую в заголовке поставьте сами.

10 декабря 2014

Фильм будет актуален на все времена.

Сильная роль Миронова и других актеров показывает реалии жизни простых людей и насколько может общество пасть низ при отсутствии веры во что либо. Простых людей, отчаявшихся, прекративших бороться, поддающихся своим инстинктам, просто выживающих и существующих. Это не просто жизнь деревенских людей, это реалии жизни, и прошлой, и современной.

Фильм своим примером указывает насколько общество стремительно падает вниз, и что мы никогда не постигнем истинного понимания, доверяя лишь условностям жизни. Духовность просыпает в людях те качества, которые их действительно отделяют от якобы наших предков приматов, и животных в целом. Человек понимает что может сосуществовать, жить в мире и согласии. Не принимать навязанные нам вред и быть действительно людьми. Без всяких табу, пережитков и старых и ненужных традиций.

Создатели фильма сами того не понимая открыли глубокую тему. В фильме есть все. Общество, которая отчаялась надеется на что то, и тянущая за собой вниз, в болото всех, где уже сами оказались. Люди, которые наживаются на невежестве других, старающиеся быть первыми во всем и лицемерно приспособляющихся ко всему. Люди верящие в добро, но не осмеливающихся вырваться вперед, отделиться от остальных. И люди которые не принимают всего этого, в силу принципов и воли.

Фильм заставляет задуматься и оглянуться назад, на свою жизнь и всю тягомотину что он делает, а так же чего он действительно сделал в жизни. В фильме хоть и есть противопоставление, но он совсем не религиозный. Он не делит людей по вероисповеданиям и каким либо другим убеждениям. Здесь спорить не о чем. В мусульманстве есть один из главных законов и целей, объединение людей во всем мире и превращение их в братьев и сестер. Но большинство людей не понимают смысл этого, и пытаются исказить понимание, отчаянно отвергая духовность человека и пользу всего этого. Мы можем бесконечно обманывать себя и остальных, но никогда не признаем того, во что мы превращаемся или можем превратиться. Постепенно люди возвращаются в каменный век, несмотря на все открытия и технологии. Все что мы делаем, делаем лишь себе во вред и угоду другим. Мы должны это понять!

19 сентября 2014

В чём твоя вера ?

Будучи студентом, пришёл я однажды на лекцию по культурологии. А культурологию у нас в институте вёл хороший мужик, с которым всегда можно было поговорить за жизнь. И вот, однажды, придя на занятие по данной дисциплине был приятно удивлён: вместо скучной монотонной лекции, Александр Васильевич решил показать нам кино. Угадайте с трёх раз, как назывался фильм ?Вы не ошиблись, «Мусульманин». Таким вот образом, я открыл для себя актёра Евгения Миронова.

Сам фильм заслуживает только добрых слов, ибо отменная режиссура вкупе с филигранной игрой Евгения Миронова не может не вынести мозг, в хорошем смысле слова. Фильм тяжёлый, это социально-психологическая драма. Понравится он не всем, но тем кто познакомится с данной картиной, придётся некоторое время пребывать в состоянии по меньшей мере задумчивости. В чём же её секрет ?

Русского солдата взяли в плен. И не просто взяли на полгодика, а так сложилось, что провёл он на чужбине 7 лет. И здесь начинается правда. Хотиненко вполне мог показать, что за 7 лет солдат благодаря могучей силе духа не изменился. Но он этого не сделал, за что ему отдельное спасибо. Николай Иванов, так зовут солдата, стал совсем другим человеком. Он стал молиться так как делают это мусульмане и адаптироваться или влиться в повседневную нашу российскую действительность он попросту не может. И это не упрямство, не позёрство, не каприз. Просто у него какой-то свой разговор с Богом, своя тонкая невидимая нить. А ведь люди у нас бывают порой очень жестоки и на чужое горе(хотя как сказать) им бывает наплевать нередко. И те ситуации, которые прописаны в фильме, после возвращения Николая Иванова из плена наглядное тому подтверждение.

Кроме Евгения Миронова нельзя не отметить актрису Нину Усатову, которая сыграла мать солдата, попавшего в плен. Очень точно подобрал актрису Владимир Хотиненко. Её роль и сыграна мастерски.

Резюмируя: такие фильмы просто необходимо показывать, потому как они формируют сознание и являются неким фундаментом зарождения личности. Сильный фильм, в которой показана русская правда!

10 из 10

1 января 2014

Опыт анализа репрезентации религиозной толерантности

Действия фильма разворачиваются в русской деревне начала 90-х, в которую возвращается из афганского плена рядовой Николай Иванов. Считавшийся без вести пропавшим, на чужбине он пробыл семь лет и принял ислам и мусульманское имя Абдулла. Дома его встречают мать и брат алкоголик (Александр Балуев). Поначалу терпимое отношение к мусульманину перерастает сначала в насмешки а затем в устойчивую неприязнь.

Режиссер, используя особые способы съемки, помогает зрителю вчувствоваться в эту картину, проникнуться ее атмосферой. Весь фильм снят как будто через специальный фильтр, придающий кадрам в киноленте да и всему, что видит зритель, зеленоватый оттенок. Таким образом, обращаясь к символизирующему ислам цвету, режиссер помогает зрителю проникнуться к главному герою, переживать вместе с ним, доверять ему и принимать его точку зрения. Сильное влияние оказывает образ самого главного героя, который тоже символичен: мы видим светловолосого молодого человека с голубыми глазами, явно представителя русского этноса, одетого, однако, в мусульманскую одежду. Тем самым подчеркивается свобода и доступность ислама не только для арабов и тем самым объясняется «предательство веры» с точки зрения тех, кто противостоит Николаю.

Режиссер призывает к вере, в которой прослеживается залог мира. Зрителю показывается крупный план православного священника, который обращается к брату-алкоголику главного героя: «А ты то, Федор, в храм ни разу не придешь…». Взгляд батюшки обращен на зрителя, создается ощущение, что эти слова и дальнейшая проповедь не для Федора, а для каждого из тех, кто собрался перед экраном. То же самое делает главный герой чуть позже, обращаясь к односельчанам, но взгляд его опять направлен за пределы экрана на нас: «Не можете верить Христу — не верьте, не можете верить Мухаммеду — не верьте… Но знайте придет Сатана, и вы поверите ему, потому что он заставит поверить ему. И будет плохо».

Надо сказать, что фильм очень хорошо отражает социальную и религиозную ситуацию того времени. Здесь затрагиваются многочисленные проблемы русской деревни как модели всего российского общества. Ярко звучат такие вопросы, как разорение колхозов, коррупция в органах местного самоуправления, массовое пьянство, безработица бывших заключенных, рост суицида, сексуальная анархия, бедность пенсионеров; воровство же здесь представлено как осуждаемая со стороны норм морали, но единственная верная мера для выживания. Однако самая главная тема данного произведения сквозит на протяжении всего фильма — проблема религиозной толерантности в поликонфессиональном обществе.

Хорошо видна дискриминация по религиозному принципу, которая выражается в наплевательском отношении членов семьи мусульманина к нормам морали его веры. Так отказ главного героя воровать воспринимается как неуважение по отношению к матери, а запрет ислама на поминание, воздержание от алкоголя воспринимается как оскорбление памяти отца. Это непонимание — не результат отказа, а результат непонимания норм иной культуры. Когда православный батюшка отказывается выпивать только потому что за окном среда (постный день), это не вызывает никаких вопросов со стороны православной семьи мусульманина. За то мировоззрение, которого придерживается ключевая фигура фирма существует наказание — жестокое избиение со стороны родного брата, нанесение словесных оскорблений («чурка!»). Драки, которые с завидным постоянством вспыхивают между братьями — символ столкновения православной и исламской культур, которое имеет место в современном мире.

Другая сторона анализа проблемы затрагивает аспект социальной политики религиозной толерантности. В одном из сюжетов представитель местной власти говорит главному герою картины о равенстве конфессий в России, хотя на деле его высказывания остаются всего лишь громкими словами. Единственный интерес депутата — личное обогащение. То есть, несмотря на демонстрацию готовности защиты конституционного права представителя ислама на свободу совести, практика показывает полное бездействие. Такую же картину мы можем увидеть и сейчас в нашей действительности — законы не работают.

Режиссер этой картины видит основную проблему религиозной интолерантности в отсутствии веры и культурной непросвещенности. Ведь единственным человеком, вставшим на защиту мусульманина, стал православный священник: «к Господу дорог много» — фраза, сказанная им в оправдание «чужой» веры. Кроме того, именно в вере находятся корни религиозной терпимости, о чем нам повествует фраза все того же батюшки «Богу нужна мирная и согласная жизнь». Сам главный герой также позиционирует ислам как мирную веру, основанную на принципах уважения к другим конфессиям: «Аллах — имя Бога… Бог один, у него много имен…».

Кроме того, вера оказывает свое спасительное действие, когда главный герой вытаскивает своего решившего свести счеты с жизнью брата из петли. Режиссер словами своего героя говорит о спасительной силе самой веры: «Не вешайтесь… потому как нет такой причины, потому что это грех… а грешить легко, так легко, как войти в воду, когда деньги плывут по реке…». В этот момент молитва помогает мусульманину вырвать из потолка висельный крюк. Все это выступает отражением предлагаемого автором решения проблем межконфессионального взаимодействия — терпимое отношение к иноверию, так как «Бог один, у каждого к нему свой путь». Сам режиссер так комментирует свою позицию: «Там (в Коране) могут быть этнические традиции, свои какие-то отклонения, но общих, магистральных установок, вот тех ценностей, тех заповедей, которые есть в христианстве, они практически присутствуют во всех религиях». И действительно, в своих ценностях веротерпимости ислам и христианство находят сходные позиции.

Еще один фактор религиозного экстремизма, которому уделяет внимание режиссер — религиозный фанатизм, основанный на свободной интерпретации священных текстов. По этой причине возникают крайние религиозные течения и группировки и развивается религиозный экстремизм. Радикализм в религии всегда содержит в себе элементы интолерантности. Примером может послужить исламский фундаментализм, идеология которого «противостоит модернизации и его самым важным принципам — правам человека, плюрализму и демократии», и экстремизма, выраженного в «продолжении борьбы до тех пор, пока божественный порядок не будет сооружен», активно обсуждается в Западной Европе. В то время, когда деятельность чеченских крайних группировок держала в страхе все население России, когда развивались крайние формы экстремизма, такие как исламофобия, ксенофобия и русский неонацизм, взгляд на религию, представленный в этом фильме, оказался особенно важным. В итоге главный герой, практически принятый среди населения деревни, погибает от рук своего бывшего сослуживца. Причиной смерти выступает не первоначальное желание мести, а религиозный фанатизм убийцы: смена веры интерпретировалась им как предательство, как измена Родине.

Картина «Мусульманин» освещает множество факторов религиозной нетерпимости, среди которых мы находим неверное толкование священных писаний, отсутствие веры или религиозный фанатизм и отсутствие адекватного представления о морали другого вероисповедания.

10 из 10

12 июля 2013

Как жить

Каждый выбирает свою веру: веру в деньги, в удачу, в Бога… И поступки каждый совершает такие, которые соответствуют выбранной вере. Возможно ли жить в обществе, руководствуясь святыми заповедями, строя свою жизнь согласно им? Об этом в фильме «Мусульманин».

Зачем сидеть и молиться, когда нечего есть, когда не на что жить. Молитвенный шёпот когда ещё только дойдёт до Него. Гораздо легче… пойти и украсть, продать, убить, обменять, обмануть. Зачем верить так, закрыв глаза, перебирая чётки и переходя на язык непонятный, странный, трудный?.. Гораздо легче таиться ночью и воровать то, чего не имеешь. А если надоело жить впроголодь, можно повеситься. Всё закончится мгновенно. Зачем о чём-то просить у того, кого представить не можешь?

На протяжении всего фильма остаётся только поражаться выдержке и мудрости главного героя. И ещё — умению прощать. Это делает бывшего афганского пленного почти святым.

Крупным планом камера часто показывает его лицо. Обыкновенного человека. Но светящегося изнутри. И ничем этот свет не скроешь. Ничем не затушишь.

Финальный сюжет во многом повторяет библейский: Иуда целует Христа перед тем как предать. Замполит «Крещёный» обнимает своего «мучителя» — виновника бессонных и беспокойных ночей в обдумывании убийства.

Николай Иванов — «Христос нашего времени»? Парадокс. Но реально ли с правилами веры, — смеси христианской с мусульманской — жить среди общества? Веруя, и в то же время — закрывая глаза на происходящие конфликты внутри общества?

Герой только рвёт себе душу тем, что наблюдает. Восприятие мира отличное от восприятия мира окружающими вызывает уж слишком много болезненных эмоций. Песнь-молитва над рекой — эти порывы души. Её будто ничего не держит, она дрожит как тонкая паутина и… звенит. Вместе с молитвой.

Фильм неоднозначен. Он предлагает нам право выбора жизненных опций, не навязывая никаких своих мнений и идей. Фильм не даёт точного ответа на вопрос о том, как же всё-таки нужно жить. Но предлагает несколько решений: нельзя отвергать что-то, бескомпромиссно отрицать существование чего-то. Нужно пробовать жить иначе или… оставлять всё так, как есть.

11 мая 2013

Разгадывание символов и образов фильма

Начну с того, что литература и кино — виды искусства, идущие рядом, особенно сейчас, в период всяческих экранизаций художественной литературы. Но нужно разделять кино развлекательное и кино-искусство, также, впрочем, как и литературу.

Режиссерам при экранизации какого-либо произведения (сложного произведения) приходится сталкиваться с невероятными сложностями, ибо передать все, что хотел автор практически невозможно. К чему я веду. Данная картина словно снята по литературному произведению, и на протяжении всего фильма я не могла избавиться от этого ощущения. Очень «литературно» снятый фильм. В каждом кадре, в каждой реплике мы видим символы, образы; каждый раз мы пытаемся понять, с чем связано то или иное появление символа, что нам хотел сказать автор, и таких «зацепок», своеобразных подсказок к пониманию фильма, к пониманию ИДЕИ режиссера, действительно много. Кино словно делится на два слоя — верхний слой, доступный всем, и скрытый, тот, что таится ПОД верхним. Верхний слой — это сюжет, довольно противоречивый и сложный, это персонажи, их поступки, конфликт главного героя с окружающим миром; думаю, что каждому зрителю есть что сказать насчет и сюжета, и персонажа, и прав этот персонаж или неправ… Для меня этот слой явился как бы сопровождением, фоном для того скрытого слоя, на котором и ведет свой сокровенный диалог со зрителем режиссер.

Итак, что же это за скрытый слой. Есть моменты, которые не относятся к сюжету повествования, да, выражусь именно так, потому что «Мусульманин» для меня, словно литературное произведение, и эти моменты можно было убрать, и зритель все равно бы получил душещипательную, душеволнующую картину.

Во-первых, герой, который указывается в титрах как Неизвестный. Он явно олицетворяет собою Дьявола, довольно яркого, заметного, но почему-то невидимого. Он повсюду следует за Николаем, постоянно покушаясь на его безопасность. Заметьте, что абсолютно все в деревне видят незнакомое лицо, но словно бы его не замечают. Николай ощущает его присутствие, но не чувствует тревоги, я бы объяснила это его уверенностью в силе своей веры.

Во-вторых, мать Николая. Она олицетворяет собою саму Родину, Россию, любящая своих сыновей крепко, «душевно», но немного неуклюже. Она не может ничего поделать со своим сыном Федором, не в силах изменить его буйный нрав, поэтому решает, что Николаю лучше покинуть деревню. Скорее всего, это своеобразная ссылка на повальную эмиграцию русских в Америку, символы которой тоже довольно часто мелькают на экране. Какая разница, осталось ли верным Родине твое чадо, главное, чтобы ему хорошо жилось.

В-третьих, брат Николая. Он олицетворяет собою русский народ, каким-то злым роком обреченный на несчастливую жизнь. Вряд ли у Федора было счастливое детство и внимательные, любящие родители, также нам известно, что он бывший зэк, что тоже неслучайно. Только в СССР была (и есть) так развита тюремная субкультура. Вспоминаются слова Гумилева: «Полстраны уже сидит, полстраны готовится». Однако из слов матери мы слышим, что без воровства они бы не выжили, словно сама Россия снисходительно оправдывает грехи свои и своих горячо любимых детей. Итак, Федор не мог быть другим. Это его судьба. Бытие определяет сознание. Крепостное право, царизм, революции, войны, голод — все это не могло не оставить следа на народе России.

В-четвертых, сам Николай. Николай — олицетворение веры. Естественно, режиссер не говорит нам о том, что именно ислам — ключ к возрождению России. Достоевский, один из самых РУССКИХ писателей, неустанно призывал к тому, что спасение России — в христианстве, то есть в религии, В ВЕРЕ. Хотиненко как-то раз приезжал в институт, студенткой которого я являлась, и из его уст прозвучала примерно такая фраза: «В темницах человеческой души Достоевский копнул глубже всех. Поверьте, больше там ничего нет».

Вера. Прообразом Веры, конечно же, является Дева Мария, которая, как нам известно, была порочной женщиной. Вера могла изменить свою жизнь, когда Николай сказал, что хотел бы жениться на ней, но она отказалась. Я считаю, что из-за того, что считала себя слишком грешной. Наутро она ныряет в озеро, пытаясь достать до его дна, но у нее не получается, мы видим, как быстро она сдается, в отличие от Неизвестного, жаждущего смыть свои грехи, очиститься, однако он Дьявол, и нести зло — его вечное бремя (вспомним Демона М. Ю. Лермонтова). Есть еще один момент. Вера готовит яичницу. Одно яйцо разбивает, а второе подносит к лицу. Не правда ли очень напоминает на языческий обряд очищения от злых духов, бытующий среди многих народов? Яйца могут символизировать двух братьев. Один уже, считай, поджаривается в кипящем масле, а второй может ее, то бишь Веру, очистить, спасти. Кстати, сравнивание двух яиц с двумя братьями происходит еще в сцене, где Федор заставляет Николая целовать икону. Разливается молоко, и одно яйцо падает со стола, а следом за ним, через некоторое время, скатывается и другое. Тут уже зритель может догадаться о том, что счастливого конца не будет.

Ну, и еще один интересный персонаж — Пастух. Довольно сложно определить, какую функцию несет на себе этот персонаж. Начнем с того, что он человек с психическими отклонениями, на Руси таких считали БЛАЖЕННЫМИ, считалось, что они лицезреют Бога на небесах. Слова «пастырь» и «пастух» являются исконно-родственными. Бог — наш небесный Пастух, а мы его стадо, посему я склоняюсь к довольно смелой мысли, что он олицетворяет собою Бога. Коровы и овцы — это люди, а он тот, кто является их «поводырем» в этом мире и не дает заблудиться, указывает верный путь в жизни. Однако в его руке кнут, который, однако, не причинил вреда на протяжении всего фильма никому, и этот кнут символизирует наказание, которое каждый человек получит за свои грехи. В конце фильма нужно обратить внимание, что около Пастуха, сидящего возле дерева, находится белая козочка, а это аллегория на образ Чёрта с козлиными рожками и копытами. Тут я предположу, что и добро, и зло одинаково творение рук Бога.

Сама я по национальной принадлежности мусульманка, а Хотиненко мой земляк, он родился в городе Павлодар. Я всегда считала себя атеисткой, но после этого фильма, мне кажется, что-то все-таки изменится.

21 февраля 2013

В нём что-то было.

Евгений Миронов классный актер и мой любимый. Вжиться в роль Абдуллы, т. е. рядового пленного в Афганистане Николая. И быть истинно верующим. Точнее мне кажется фильм не о вере или религиозных вопросах. А именно о грехах человека, или даже человечества. Каждый имеет в себе психологический недуг и условно не признает его в себе. Николай, как белая ворона, то что трудится и некогда за медалью ехать, не пьет на поминках, ибо нельзя и все и прощает брата чуть его не убившего.

Те времена, как жили худо бедно сёлы и деревни, здесь все ясно видно, как на ладони. Мать вынуждена воровать, он Абдулла отказывается — нельзя; брат в тюрьме сидел, а он его терпит побои его смиренно, Верка (Евдокия Германова) его в постель ложит, а о ей про детишек. Одним словом добрый и святой человек, а его никак не поймут ибо погрязли все во лжи лицемерии и пусто богатстве. Лишь местный священник благосклонно принимает его мнение — «Бог един, а имен у него много» и рассказывает притчу в поучение зэку Феде (Александр Балуев роль выдержал на отлично), но увы. А тётка Соня (Нина Усатова) — ипостась русской матери как она есть, плохие ли хорошие — всех любит.

Неизвестный (замполит Коли в Афганистане) все это время следит за Николем, но глядя на него, его мнение о смысле жизни меняется. Как у остальных в деревне, но как известно не до конца и жада искушения берёт свое. Все говорили о добре, но делали зло. Абдулла по сути не делал ничего, а был уже добрым светлым.

«Не можете молиться — не молитесь, не можете поститься — не поститесь. Не можете верить в Христа — не верьте. Не можете верить Мухаммеду — не верьте. Но знайте: придет Сатана — и вы поверите ему, потому что он заставит вас поверить ему. И будет плохо…'

9 августа 2012

рецензия на фильм «мусульманин»

Война в Афганистане. 7 лет прошло, как семья отправила своего сына в далекую страну. Уже все потеряли надежду на то, что Николай жив: отец повесился, брат спился, а мать, как настоящая русская женщина, работает не покладая рук. Но неожиданно, в 1995, советский солдат возвращается из плена в родную деревню, к семье, в свой старый дом, к старым знакомым, но с новой верой и с новыми взглядами на жизнь.

«Мусульманин» — глубокая картина, показывающая многогранность человеческой души. Наверное, не каждый из нас задумывался, какое большое значение играет в жизни человека именно вера и религия, насколько тяжело и трудно принимать что-то новое и незнакомое в родных людях, как быстро можно увязнуть в грехах и совсем нелегко от них избавиться. Но именно ответив на эти вопросы, можно понять и увидеть, во что веришь ты, и какие у тебя ценности.

Посмотрев этот фильм, невозможно определить одну тему, ведь это разносторонняя картина, показывающая все сферы жизни человека: социальную, политическую, духовную. Главный герой Николай, которого великолепно сыграл Евгений Миронов, попав в плен в Афганистане, принимает ислам; во спасение или от скуки — непонятно. Но вернувшись в свою деревушку, где все воруют и пьют не просыхая, где у каждого Бог — Христос, он стал по-новому смотреть на мир. Было ли этого предательство своей веры или нет, решает каждый для себя. Но главным образом стоит обратить внимание на то, что Николай стал чужой и лишний среди своих, что родной брат избивал его за то, что он не имел права выпить, помолиться русскому Богу, разделить постель с женщиной до свадьбы.

Так же, эта картина показывает все убожество и нищету России 90-х годов, деревню, в которой живут «грязные» люди, у которых нет ценностей и смысла жизни. Они живут, просто чтобы жить, или даже существовать. Показывает людей, у которых единственная радость каждый день — это водка или еще хуже — чистый спирт. Сразу хочется отметить игру Балуева, которая поражает до глубины души. Представ в новом амплуа, а именно виде пьяницы и дебошира, Александр Балуев показывает всю сущность и природу деревенского мужика того времени.

Посмотрев эту картину, так или иначе начинаешь сравнивать российскую деревню и другой мир, в котором есть правда, свет, чистота и главное, смысл жизни и то, ради чего ты вообще живешь. Сразу надо предупредить, что в этой картине Россию опять суют лицом в грязь, показывая упадок нравственности и всю гниль общества. Во всяком случае, в этом фильме каждый найдет для себя что-то свое. Ведь темы, поднятые в этой картине, остаются актуальными и по сей день. Кто-то задумается о своих ценностях, в то, что верит он, что является святым для каждых из нас. А для кого-то, фильм послужит причиной, чтобы изменить свои взгляды на жизнь и окружающих людей.

«Мусульманин» — фильм, который заставляет тебя задуматься, посмотрев который, ты никогда не пожалеешь.

12 марта 2012

- А дедушка Амредин говорит: «Рай находится, под ногами, ваших матерей.» (с.)

Когда война в Афганистане заканчивалась, Николай попал в плен, с тех пор прошли годы, СССР уже нет, его семья похоронила Николая, отец повесился, мать осталась со вторым сыном, который периодически оказывался в тюрьме. Но неожиданно, в 1995 г. мать увидела по телевизору репортаж из Афгана, где рассказывали о судьбе пленного советского солдата, она узнала в нем своего сына. Николай вернулся в родную деревню, которая как и многие другие в те времена, не напоминало жилое селение, скорее, глядя на людей, можно было подумать, что они находятся на оккупированной фашистами территории: все что можно было утащить — воруют, беспробудно пьют, доводя себя до полного окостенения. На этом фоне, Николай разительно выделялся, он не перестал носить афганское одеяние, не пил как другие, потому что в плену, он принял ислам, причем принял его, не по необходимости, а добровольно, всем сердцем впитав слово Аллаха.

«Мусульманин» это очень многогранная работа, затрагивающий все сферы жизни человека: социальную, культурную, религиозную, политическую. Поэтому, мне трудно сказать о чем этот фильм, он о вере; о том, как трудно людям принимать что-то новое; о том, как легко погрязнуть в грехе, и после того, как он станет нормой, человек перестает замечать грех, теряя всякое представление о добре и зле; о любви; о прощении… Великолепная работа актеров. Сильная картина, о просмотре которой, вы однозначно не пожалеете.

14 октября 2011

Не секрет что про Бога чаще вспоминают в минуты большой беды или несчастья. От привычной и незатейливой жизни не станешь лишний раз вдаваться в теологию, не будешь искать сокровенные ответы на извечные вопросы, жаждать духовной гармонии и успокоения.

Рассуждая философски, Николаю можно сказать повезло, пускай через лишения и страдания, насильственно или от полной безнадеги, но он сумел прикоснуться к мудрости и красоте единственно доступной на время плена религии, а именно к Исламу. И точно не стоит считать его предателем или вероотступником, так как уверен, что до армии деревенский паренек Николай был не особо верующим человеком, а не исключая младенческое крещение, был максимум обычным православным атеистом, чем не сильно то отличался от безалаберного брата (и вообще от местных мужиков), если бы не такая прискорбная оказия на чужбине…

Сложен был его путь к вере, многое пришлось пережить чтобы обрести смысл жизни, найти направление и искреннюю связь с Богом. Но еще сложней и тернистей окажется проверка этой веры, и ни где нибудь, а на Родине, среди друзей, родственников и старых знакомых. Теперь его праведный быт, добродушная отзывчивость, непривычная одежда и чуждые обряды станут мешающим бельмом в глазах обывателей, давно уже потерявших своего Бога в душе. Кем же вернулся переменившийся Николай — образцом чистоты и напоминанием о праведности среди распущенных нравов, пьянства и затаившейся ненависти, или все же нестерпимой занозой в совести жителей российской глубинки. И во что выльется противостояние всепрощающего смирения и осатанелой узколобости?!

Не имеет особого смысла высказывать восхищение задействованным у Хотиненко актерам, все они уже десятки раз доказывали свое трудолюбие и талант, да еще так, что теперь их гениальность и блистательную самоотдачу почитаешь за данность и как само собой разумеющееся. Про самого Хотиненко — так это вообще отдельный разговор, который думаю приберечь до разбора его нового фильма «Достоевский».

За фирменный диск, который в эру DVD почитал за честь купить и иметь в коллекции —

9 из 10

31 мая 2011

Истина и Жизнь

«Мусульманин» — первый и единственный русский фильм, который мне понравился.

Во многом из-за отсутствия пафоса, ура-патриотизма, бравады, слезливости и фальши.

Этот фильм показывает то, что творится в нашей стране (хотя «патриоты» и любят закрывать на это глаза), и то, как человек может спастись в этой ситуации — только своей глубокой верой и моралью.

Да, русский человек стал мусульманином, но глубокая истинная вера — мусульманская ли, христианская, или ещё какая — всегда будет помогать в жизни истинно верующему человеку. Да, и среди мусульман, как мы все хорошо знаем, есть огромное количество бессовестных людей, истолковывающих религиозные принципы самым приятным для себя способом, оправдывая своё бандитское существование, но гораздо больше людей находят в своей вере правду, Истину и Жизнь, и живут в соответствии с заповедями — то есть, по закону.

Так и наш Мусульманин — он был, как и большинство его соотечественников в России, атеистом. Но неожиданно, волею судеб, приобщился к мусульманству. Да, во многом это произошло насильно, но это, как показывает нам дальнейшее повествование фильма, лишь пошло ему на пользу.

Вернувшись к себе в деревню, что он находит там? Абсолютно безнравственное общество — опустившихся, спивающихся людей, хитрых проходимцев, воров и приспособленцев, то есть, всех тех, кого мы видим вокруг себя ежедневно.

Нужно обладать высокой моралью от рождения, чтобы справляться самостоятельно с искушением «приобщиться» ко всем этим ценностям и не стать такими же, как и большинство людей, что нас окружает. Наш Мусульманин получил прививку, приём взял, как и положено честному верующему человеку, самое лучшее, что могла ему предложить его религия безо всяких хитрых казуистических уловок и самооправдания.

Однако односельчане неожиданно вспомнили, что они — русские люди, причём православные. Это не значит, однако, что они стали добрее, честнее, перестали бухать, воровать и бить друг другу морды. Нет. Всё осталось на своих местах. Зато Мусульманина, этого «предателя», каждый уважающий себя житель деревни решил поучить уму-разуму и приобщить к «истинным ценностям православия». То есть: не поцеловал икону — в морду! Не идёшь вместе со всеми воровать — ты «предатель». Молишься по-своему — бей его!

Фильм заставляет задуматься о России и пересмотреть свои взгляды на жизнь.

Ставлю

10 из 10

27 марта 2011

Потрясающий фильм

Фильм решила посмотреть только из-за Евгения Миронова, ибо называю себя поклонницей, а ассортимент еще не смотренных мною картин с этим актером неуклонно снижается. Но фильм потряс в целом.

В этом фильме каждый увидел что-то свое. Одни — противопоставление честности и порядочности героя приземленности обывателей, другие — разруху постперестроечной России. Для меня же это — фильм о «лишнем» человеке. В классической литературе, к примеру, есть масса произведений о «лишних» людях, которые не встречали понимания общества, а здесь мы видим картину кинематографа. Сюжет, блестящая режиссёрская работа и талантливейшая игра актеров — вот что заставляет зрителя смотреть, не отрываясь, заставляет фильм пробирать до мурашек. Актёры, на мой взгляд, справились с работой на высший балл, особенно удивил Балуев, потому что предстал в непривычном для меня амплуа. Роль пьяницы и пропащего человека была сыграна блестяще, и это заставило ещё раз убедится в его актёрском таланте. Миронов как всегда великолепен (не судите строго, если посчитаете эти слова субъективной оценкой), искренне растрогали эти кроткие взгляды и чуть наивная улыбка его героя, и даже эта почти-абсолютная положительность, которую обычно я (опять же, здесь идёт субъективное мнение) обычно не приветствую в образах. Быть может именно это «почти» и привлекает в герое: да, он честен, он порядочен и чист сердцем, он нравственен, он верует, но то, что в его жизни имело место предательство, в какой-то степени ставит печать на образе героя в целом, делая его противоречивым и потому завораживающим. Режиссерская работа, повторюсь, великолепна, и просто блестящая находка — колокольный звон на заднем фоне и частые вставки с картинами небес.

В общем, подытожу — фильм понравился и, как говорится, «зацепил». Смотреть, смотреть и ещё раз смотреть, ибо картина не о религии, не о войне и не о разрухе. Картина о ЛЮДЯХ.

4 октября 2010

О таком говорят — глубокий фильм

Этот фильм можно отнести ко взрослым фильмам, где основной акцент делается не на зрелищности, а на всех сложностях психологических, моральных, духовных и душевных взаимоотношений между людьми.

Сила режиссерского мастерства, на мой взгляд, проявляется когда режиссер не предлагает тебе законченного ответа но разносторонне подводит к принятию самостоятельного решения или оценке. В этом отношении фильм удался.

При своем названии, нравственно и вероучительно фильм исключительно православный. В нем четко подмечена особенность страстной, падшей человеческой натуры увлекать в духовную грязь за собою всех и вся. И напротив особенность духовной чистоты оставлять людям вокруг себя свободу выбора.

Три ярких персонажа — три психологических линии.

Федька, Мать и Николай

Федька (Александр Балуев) как воплощение гнетущей страстности (мучения) души.

Мать единое связующее звено между братьями, мятущаяся между ними, смотрящая в сторону чистоты, но оправдывающая себя и Федьку, потому и без возможности выбраться самой и вытащить сына из жижи падения.

И Николай как голос совести — острый жалящий. Мешающий всем

Показателен эпизод с предательством, где предатель не обязательно тот кто предал, а тот кто просто не такой как ты. Не в мелочах не такой, а принципиально. По тому что эта инаковость ранит там, где гниёт и требует коренного изменения своего Я.

8 из 10

17 сентября 2010

Тяжелый фильм, который очень сложно описывать

Николай Иванов возвращается домой, после долголетнего плена в совершенно другой стране, с другими законами и обычаями. Однажды он принял эти законы — ради спасения собственной жизни, но продолжает их исповедовать уже добровольно, потому что эти законы и обычаи стали родными. И это не просто слова — это действительно необходимость его души, это основа его мира, дающая ему силы сопротивляться порокам и искушениям. Но вот родная деревня, которую он считает домом, оказалась совершенно не такой родной, как хотелось увидеть, как ожидалось увидеть. Даже больше того — он здесь чужой, несмотря ни на что. Что бы ни делал, как бы ни поступал — он не находит ничего родственного в том и в тех, кто окружает его дома.

В фильме речь идет о вере. С одной стороны, тема веры в фильме всеобъемлюща, а с другой стороны — довольно узконаправленна. Вообще же это тонкий момент, и режиссеру удалось показать драматизм ситуации в этой непримиримости — столкновение двух вероисповеданий. Режиссеру много чего удалось в фильме, и после фильма есть над чем задуматься в целом. Много вопросов ставится в фильме, на которые ответы находит каждый свои. Какая она, верность человека тому, во что он искренне верит, что есть добро, что есть зло, как следует жить, чтобы жить правильно, чем следует руководствоваться в жизни, что стоит делать, что не стоит делать — очень глобальные вопросы поднимаются в фильме. А показанная деревня где-то в глубинке, как раз во время полным ходом идущих преобразований в стране вообще — очень благодатная почва для таких вопросов. Ведь идет заново переосмысление всех ценностей, новая расстановка приоритетов — на фоне этого внутренняя борьба героя с искушениями выглядит болезненней и глубже.

А искушений ой как много. Топор, удачно подвернувшийся во время ссоры с братом — и злость на него. Верка, лежащая рядом в кровати — такая доступная, такая близкая. Комбикорм, который можно свободно прийти и взять в колхозе — ведь корова никак не раздоится. Доллары, плывущие по реке из чемодана председателя колхоза — ведь деньги же, настоящие, заморские. Самогон, которого в деревне залейся — ведь все пьют, а ты что, бусурманин, что ли?..

Да, бусурманин. И имя у него — Абдулла, которое стало роднее, чем данное от рождения Николай. И от всего деревенского радушия веет чем-то темным и насильственным. И почему-то все вокруг постоянно требуют от Абдуллы-Николая каких-то ответных проявлений того, что называется здесь «уважением». «Не пьешь, значит? Понимаю, уважаю. Но и ты меня уважь — по нашему закону положено, значит, пей.» «Я поцеловал. А теперь ты целуй. Что, не хочешь? Не уважаешь, значит?»

И сколько таких моментов в фильме! Никто, никто не хочет понять, что не в том уважение состоит, не в том вера значится. «Ведь Бог — един, просто имен у Него много», — пытается объяснить Николай, но его никто не слышит. Да и не хочет слушать — потому что за налетом привычности мало чего осталось от самой веры в сердцах людей. Даже слова матери Николая, искренне полагающей молитвы и заговоры одним и тем же, об этом говорят. Разве что батюшка, который единственный попытался понять, что же за человек такой, Николай, каким он вернулся.

Когда мать Николая и Федора пригласила священника, чтобы тот попробовал повлиять как-то на братьев, «ведь убьют же друг друга до смерти», встреча происходит несколько напряженно, чему немало способствует демонстративное неприятие Николаем христианских обычаев. Рассказанная священником притча о двух праведных женах привносит в дом немного мирного спокойствия, и искреннего желания Федора, старшего брата, примириться. Однако путь, который он предложил, оказался невозможен для Николая, младшего брата, и это чуть не стало причиной не просто новой ссоры, но трагедии.

Актеры подобраны на роли просто потрясающе. Александр Балуев (Федор), Нина Усатова (мать), а уж за Игоря Бортника (крестный) и говорить нечего. Каждая роль, хоть главная, хоть второстепенная, прописаны и показаны с неповторимой характерностью персонажа, это не просто актеры для массовки, это действительно живые люди, это действительно наша жизнь, пусть и с очень неприглядной точки отображения.

Евгений Миронов, сыгравший Николая — пожалуй, это лучшая роль Миронова во всей его фильмографии. Он немногословен, но выразительность образа не в этом. Момент, когда он вырывает из потолка крюк, на котором повесился его отец и пытался повеситься брат, и когда он зачитывает при этом почти целую проповедь столпившимся сельчанам — наиболее сильный момент в фильме. Потрясающая сцена. В этом моменте нет противопоставления двух вер, как было до, и как будет после, именно здесь начинаешь понимать все, сказанное Николаем, словно бы он говорит какое-то откровение, тогда как на самом деле то, о чем он говорит, знакомо всем, все слышали и все знают эти слова, но не задумываются, не дают себе труда вникнуть в них. Здесь же слова наполнены большой болью, которая проникает внутрь и долго носится отголосоком в сознании…

Единственное, что хочет Николай — жить честно, в согласии со своими внутренними устоями, но даже этим он становится чужой в родном доме. «А что делать», — говорит ему мать. — «Воровать грех, а по-другому никак не проживешь.» И вот эта безнадежность пропитывает весь фильм. И в самом деле, там, где его дом, по-другому никак не выходит. Он вернулся чужим, и так и останется на всю жизнь чужим, потому что обычаи дома стали для него чужими. Единственный выход — уехать. Да, уехать из родного дома — туда, в Афганистан. Жестокая ирония — и там чужой, и здесь не родной…

Единственный герой в фильме, который получился довольно наигранным — неизвестный на «восьмерке», в исполнении Александра Пескова. Мотивация этого героя объяснена недостаточно убедительно, да и финальная речь его неискренняя, ненастоящая и маловыразительная. И поэтому развязка фильма выглядит несколько нелепо в своей трагичности. Трагедии в фильме и так было достаточно, чтобы прибегать к таким театральным драмэффектам, лишнее это. Вообще без этого персонажа свободно можно было обойтись, он не нужен в картине, несмотря на рассказываемую им историю.

Это тяжелый фильм как для восприятия, так и по остающемуся впечатлению. И пересматривать его можно, заново открывая в нем что-то новое для себя, однако он, пожалуй, из тех фильмов, которые пересматривать очень часто просто таки противопоказано, потому что это картина вдумчивого просмотра для души, а от частого пересмотра она затрется, и все впечатления, равно как и мысли, просто обесценятся.

10 из 10

31 августа 2010

Бог един, путей много.

В прошлом веке еще на видеокассете, ставил этот фильм каждую субботу и смотрел вечером, каждый раз выискивая и осмысливая все новые и новые детали, суть. Хорошие актеры практически все, особенно Н. Усатова, Е. Миронов, А. Балуев, А. Песков. Интересно, но вера православная и ислам — западные религии, исходят из одного корня — иудаизма. Т. е. киногерои братья как и их вероисповедания, фильм не о исламе, а о вере человека, о его противостоянии массе искушений (секс, деньги, память об отце через табу на алкоголь) Какая красивая природа показана, так и хочется с героем Пескова, окунуться в прохладные воды котлована. Интересен момент, когда в гостинице не оказалось стакана, приняв решение выпить вино из майонезной банки, но увидев, что социально нижестоящие из принципа не пьют из посуды годной для анализов, продемонстрирована целый эксперимент с использованием законов физики. Взять эпизод с председателем колхоза — легкие «бабки» рано или поздно к добру не приведут. Аллегория с дракой Коли и Феди, где последний с ведром, как рыцарь-крестоносец. Смирение о котором объяснял батюшка, слишком прямолинейно воспринято Федей, прямолинейно заявившего и покусившегося на священное — веру, вновь оборачивается очередным мордобоем. Исповедь Феди, о том что действительно физические страдания не идут ни в какое сравнение с душевными, и прав батюшка, что в аду души страдают, а тело на земле остается. Отличный фильм, с глубоким философским смыслом, счастье — уходить и приходить с работы в дом, где тебя ждут и любят — жена и дети, и закончить жизнь вместе, приходя в гости к своим многочисленным детям. Предательство Коли Иванова с точки зрения капитана в том, что изменил веру, хотя на самом деле он отрицает жизнь по законам безверия, жизнь по правилам человека жаждущего удовольствий, и вот это он не приемлет. Согласен, люди не могут простить Коле его непоколебимость и всячески высмеивают его, права героиня Н. Усатовой указав на бревно в их глазу в магазине. кино супер выставляю:

10 из 10

19 июля 2010

«А теперь ты поцелуй!»

Или «Теперь и ты перекрестись!» Или «Уважаю… Но и ты уважь!» Потрясающая логика! Как не вспомнить Кащея из «После дождичка в четверг»: «Если ты мне то, я тебе это, если ты мне это, я тебе то!» Базар!

В принципе, неплохое кино. Если не стесняться того обстоятельства, что твою страну (русскую деревню в данном конкретном случае) в очередной раз макнули головой в дерьмо, выставили (пусть и справедливо и честно даже — не об этом разговор) в самом что ни на есть неприглядном виде. И если попытаться абстрагироваться от того, что речь идет о религии. Не об убеждениях в целом, а «узконаправленно». А это, признаться, мудрено.

Опять я удивлен работой А. Балуева. То он у меня всё как-то с «кирпичом в гимнастерке» ассоциировался, а выходит, что были у него и более интересные роли. Тут вот, к примеру, он очень даже занятного персонажа изобразил — насквозь проспиртован парень, такое ощущение. Один только эпизод с велосипедом чего стоит. Неплохо.

Про Е. Миронова много говорить не буду — хорошо сыграл: веришь. Понятно, что Н. Усатова — это попадание, но тут, скорее, типаж уже режиссеру на руку играет. И, тем не менее. И. Бортник не понравился, к примеру — слишком плоско показалось, поверхностно. Героя В. Ильина тоже не понял — честно признаюсь: кто такой, зачем был нужен в кадре. В общем, неоднозначно всё с точки зрения актерских работ, но главное, всё-таки, я считаю, не это.

Меня больше всего привлекла идея. Верность человека выбранным ценностям, принципам. Вопреки всему и несмотря ни на что. Сильно! Особенно вдохновили сцены обуздания им собственного гнева. «Шайтан!» — только и можно разобрать — следом, я так понимаю, идет молитва. Здорово! Вот это выдержка — на зависть многим.

Финал, хоть и неожиданный (всё-таки уже почти поверилось в то, что кровопролития удастся избежать), но лишь отчасти. Если взглянуть на ситуацию чуть шире, становится понятно, что такие люди обречены на гибель — слишком непохожи они на окружающих, слишком сильное раздражение вызывают в них они своей правильностью и нравственной чистотой.

И, повторюсь, тем досаднее, что речь идет о религии. Не конкретно даже о мусульманстве, а вообще о поклонении кому бы то ни было. На мой взгляд, это как-то принижает ценность отстаиваемых человеком идеалов. Выходит, что они верны, истинны не сами по себе, а в силу ниспослания их свыше. Что-то вроде ссылки на авторитет получается. Так неинтересно.

А в остальном — очень даже показательно всё. И попытка противостояния повальному пьянству, и отношение к воровству (тут особенно слова про государство понравились), самоубийству, семье, наконец. Чрезвычайно содержательно. Интересно.

Полагаю, стоит посмотреть, если не видел. Есть над чем подумать, даже если и не доведется в итоге согласиться.

8 из 10

5 мая 2010

После 7 лет в афганском плену Николай возвращается в родную деревню. В плену он принял ислам, и теперь чужой в своей глухой деревушке, где все воруют и никто просыхает. И вроде и не верует никто в его деревне, а принять Николая все равно не могут, поскольку тот «басурманин», не пьет и по бабам не ходит, следовательно, по всем статьям «не наш».

Николай как голос совести для всех этих людей, пример и укор, перед которым уже нельзя грешить по-прежнему и чувствовать себя «в своем праве». Мать оправдывается перед Николаем, говоря, что «даже дом наш из ворованного дерева, а иначе бы и не построились» «по-другому не выживешь» и «у государства украдешь — на том свете зачтется». Мать пытается найти оправдание тому, что всегда считалось нормой, но все-таки сознает, что воровство в любом случае грех. За это Николая и ненавидят. Ведь вроде бы и есть все, и церковь, и мудрый батюшка, и заповеди, а все равно, «темен народ», во грехе погряз, и нужно нечто совершенно чуждое, иноземное, чтобы служить примером и голосом совести этим людям. К своей религии они привыкли настолько, что грехов своих не видят совершенно, а если и видят, то равнодушны к ним и каяться даже не пытаются.

Очень интересен Федька (Александр Балуев), настоящий Митька Карамазов, страшный человек, подверженный всем страстям. Наверное, самый сильный персонаж фильма, вмещающий в себе дикость, жестокость, страсть, порок, неистовость и, в месте с тем, некую необъяснимую покаянную духовность.

9 из 10

15 февраля 2010

«О вере, терпимости, людях…».

А что же никто не пишет ни слова о главном в фильме?

А главное в нем то, что убогой и отвратительной русской жизни противопоставляется ну прямо таки ангельская чистота бывшего односельчанина, ставший таким лишь благодаря тому, что стал мусульманином и отрекся от своей Родины.

Это же откровенная ложь!

Предлагаю создателям этого фильма пожить хоть какое-то время сначала где-нибудь в российской глубинке, а потом, к примеру, в Чечне.

Вот тогда то и почувствуете разницу!

Впрочем совет мой вряд ли пригодится. Радует одно — этот фильм никто не будет смотреть. Мне этот диск вручили как подарок в супермаркете.

27 января 2010

О вере, терпимости, людях

Каждый персонаж наделен живым характером и темпераментом. Роли двух братьев Федора и Николая сыграны просто блестяще. Мясо, никаких костей. Тем, кто считает Балуева протокольным военным из телевизора, рекомендую, ибо здесь он актёрище. В равной степени радует Евгений Миронов, медленно, но верно соскальзывающий сегодня в формат.

Вопрос о том, что есть добро, зло, истинная вера, здесь ставится гораздо шире, чем в «Острове». Ведь на самом деле неважно какой ты веры, какому Богу молишься, куда важнее умеешь ли ты прощать и жить в мире с теми, кто с тобой рядом.

12 января 2010

Драма Мусульманин в кино с 1995 года, дебют состоялся более 29 лет назад, его режиссером является Владимир Хотиненко. Список актеров, которые снимались в кино: Евгений Миронов, Александр Балуев, Нина Усатова, Иван Агафонов, Иван Бортник, Евдокия Германова, Александр Песков, Варвара Шабалина, Валентина Светлова, Сергей Тарамаев, Владимир Ильин, Леонид Окунёв, Владимир Бухарев, Пётр Зайченко.

В то время как во всем мире собрано 1,870 долларов. Страна производства - Россия. Мусульманин — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.