Четвертая планета
7.1
6.9
1995, фантастика, мелодрама
Россия, 1 ч 24 мин
12+

В ролях: Юрий Орлов, Анатолий Котенёв, Владимир Привалов, Дэниэл МакВикар, Ольга Беляева
и другие
Международный экипаж космической экспедиции (двое русских и американец) обнаруживают на четвертой от Солнца планете провинциальный советский городок времен застоя. Марсиане гипнотизируют космонавтов, заставляя их поверить, что они уже вернулись с Марса, но угодили в собственное прошлое. Торжественная встреча героев, овации, фанфары и - грязь, мерзость, беспробудное пьянство. Есть ли жизнь на Марсе? Конечно нет - разве ж это жизнь? Именно в этом городке учился в средней школе командир корабля полковник Сергей Беляев, он узнает свой двор, где прошло его детство. И главное, он встречает Таню, девушку, которую он любил и которую ровно 20 лет назад, день в день, убил пьяный подонок. У Сергея появляется возможность спасти свою любовь. Но для этого придется отказаться от возвращения на Землю, чтобы остаться в прошлом вместе с Таней.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Четвертая планета

год: 1995
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , ,
видеооператор: Юрий Воронцов
композитор:
художники: Сергей Коковкин, Нина Крючкова
жанры: фантастика, мелодрама
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 24 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, мелодрама

Видео к фильму «Четвертая планета», 1995

Видео: Фрагмент (Четвертая планета, 1995) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Отзывы критиков о фильме «Четвертая планета», 1995

И может случиться, что высадившегося на далекой планете покорителя пространств вдруг встретит мужичок с банкой в авоське, вопрошающий где взять пивка

«Хорошо, когда с тобой товарищи,

Всю вселенную проехать и пройти.

Звёзды встретятся с Землёю расцветающей,

И на Марсе будут яблони цвести.»

Е. Долматовский

Человек почему-то уверен в своем вселенском миссионерстве, в том что его всюду ждут и только он может распространить свою экспансию на другие миры.

А вот по замыслу Рэя Брэдбери и создателей фильма все обстоит далеко не так просто.

И может случиться, что высадившегося на далекой планете покорителя пространств вдруг встретит мужичок с банкой в авоське, вопрошающий где взять пивка.

Космонавты оказались не готовы к тому, что исследовать будут не они, а их сознание будет препарировано неизвестными существами.

И долгожданный контакт миров произойдет совсем не по тем правилам, по которым на него рассчитывали земляне. Они совсем не ожидали, что станут игрушкой в руках неведомых манипуляторов, которые нащупают самые ранимые и уязвимые струны их душ.

Картины детства и юности, продемонстрированные непонятными инопланетными сущностями капитану корабля Сергею (А. Котенев), его первую любовь, старый двор с растекающимися по нему песнями Робертино Лоретти и Guarda che luna в исполнении Фреда Бускальоне переламывают его личность и он принимает решение остаться на далекой планете, в этом непонятно как устроенном иллюзорном мире, сотканном из воспоминаний о его юношеской любви и первых жизненных переживаний.

Очень мощный, многоуровневый фильм, последний из эпохи великого кино

10 из 10

25 мая 2020

Давай сходим в кино!!!

Есть фильмы, которые цепляют лично тебя, цепляют глубоко и больно, и не отпускают на протяжении многих лет. При этом ты очень хочешь поделиться своими душевными терзаниями, не словами, а как бы кадрами из фильма.

То есть понимаешь, если фильм кроме тебя зацепил кого то еще из твоего окружения, значит у вас есть что-то общее. И не нужно слов, просто сидишь смотришь и это твое, это ты и так спокойно от того что это понимаешь не только ты.

Фильмов которые смотришь не один и как бы в унисон со всеми остальными я за свою жизнь пересмотрел не мало. Но есть один, который странным образом в той или иной степени не смотрели, или не хотят пересмотреть со мной, те кто меня окружают и с кем бы я хотел поделиться этой картиной.

Речь идет о фильме Дмитрия Астрахана «Четвертая планета», как сказал один мой знакомый который на момент просмотра фильма был в начальной школе, я не могу его смотреть у меня голова болеть начинает.

Несмотря на легкость подачи, некоторую несуразность происходящего, это очень тяжелый для погружения в себя фильм. Фильм о восприятии себя в окружающем мире, и о влиянии этого окружения на вашу сущность, на ваш выбор и на ваши действия.

В итоге в финале фильма, каждый герой выбрал свой путь и тяжело сказать кто оказался в итоге прав, главный герой который променял реальную жизнь, на жизнь в некой своей сбывшийся мечте, или два его товарища, которые вернулись в реальный мир понимая что в ней никогда больше не увидят близких людей которых они потеряли.

У каждого есть любимая книга или любимый фильм. Любимой книгой является «Мастер и Маргарита», которая открывается для меня по разному, в зависимости от возраста в котором я ее перечитал. Фильм «Четвертая планета», на протяжении уже многих лет, воспринимается абсолютно одинаково и до сих пор, не дает ответ на вопрос, а что бы я сделал на месте главного героя.

22 марта 2018

Художественный фильм «Четвёртая планета» — отечественная фантастика т. н. постсоветского периода; лента снята режиссером Дмитрием Астраханом в 1995 году. Сразу видно, что картина малобюджетная, снята без спецэффектов. Съемки проходили в городе Шлиссельбурге, обстановка которого точно передает атмосферу 70-х годов XX века. Настоящих актеров в фильме не больше десятка, остальные — местные жители.

Фильм, вызывает много вопросов, на которые очень сложно найти однозначные ответы.

Происходящие события очень похожи на реальность, но у героев часто появляется сомнение: что-то здесь не так. Возможно, они попали в мир мечты, иллюзий? Каждый герой в конце концов должен решить сам: вернуться ему на Землю или остаться здесь навсегда.

Фильм, с одной стороны, добрый, с юмором. Он не вызывает негативных эмоций, но оставляет настроение ностальгии и грусти. С другой стороны, фильм трудный, загадочный. Комментировать его непросто. Герой пытается изменить свое прошлое, но это невозможно. И вроде бы по сюжету конец истории для него счастливый, но это счастье — всего лишь иллюзия, с которой наш герой не захотел расстаться.

А как бы поступили вы? Остались бы со своими несбыточными желаниями или вернулись в реальную повседневную жизнь, пусть и однообразную? Каждый ответит по-своему.

Во всяком случае, причудливый сюжет, нестандартный режиссерский подход, многоплановость образов, неоднозначность ситуаций, в которых оказываются герои, всё это только форма, с помощью которой режиссер заставляет нас попытаться задуматься над самыми главными вопросами нашей жизни.

8 из 10

11 августа 2017

Трава у дома

Долгие годы вы готовитесь к полету на Марс. Ваше тело — сталь, ваш ум — бритва, ваша воля — каменная глыба. Месяцы полета, перегрузки, тоска по родине — и вот, вы, в компании таких же смельчаков, спускаетесь по трапу и ступаете на поверхность безжизненной четвертой планеты.

Тут же к вам подбегает мужик с авоськой и спрашивает, вы ли последний в очереди за пивом?

И удивляется вашей омуниции — скафандры, лазеры и проч.

Герои винрарной «Четвертой планеты» обнаруживают на Марсе застойный российский городок образца двадцатилетнего прошлого. И — вот те на! — это оказывается тот самый городок, в котором рос и взрастал юный капитан корабля. И — представьте себе — ровно двадцать лет назад в жизни будущего космонавта произошли трагические события, которые здесь, на Марсе, он способен предотвратить. В реконструированном виде, конечно же.

Режиссер переложил на наши реалии «Марсианские хроники» мистера Брэдбери; получился младшенький брат «Соляриса» с извечными космическими дилеммами, Булычевской эстетикой, чисто Астрахановской склонностью к фантасмагории и той непередаваемой атмосферой постсоветкого кино, когда не было возможности прикрыть срамоту сюжета дорогими спецэффектами.

Всем олдскульным мечтателям, воспитанным на Леме, Булычеве и Брэдбери (вне зависимости от возраста), к просмотру рекомендовано.

Если, конечно, на отечественный кинематограф аллергии нет.

24 февраля 2017

Не оторваться.

Смотрел первый раз в 1995, пересмотрел в 2014.

Прошло двадцать лет, а фильм по-прежнему смотрится на одном дыхании. И не только потому, что Астрахану удается вызвать ностальгию по стране у моего «поколения из СССР». Оказывается есть еще и ностальгия «по советскому кино». А фильм вполне из наследия «советского кино».

Кроме этого режиссеру от начала и до конца удается выдержать нужный стиль, так что от фильма не оторваться, а разум отмечает замеченные ошибки постановщика-оператора-художника только машинально.

Предоставлю слово воображаемым зрителям, которые посмотрели это кино в далеком 1995 году:

-»… ну не понимаю я хоть убейте зачем главный герой остался на Марсе. Я понимаю что он любил её,что забыть не смог, но… Это существо пусть даже и в том же сымитированным Марсианской плесенью белом уморительном фартучке никак не та Таня которую он любил. Это извините меня конечно фантом в котором ну никак по большому счету души быть не может. Настоящая Таня так и спит непробудным сном в своей могиле на земле, а душа её уже либо у Бога, либо у черта, третьего варианта не дано. Склоняюсь к тому что все же у черта, ибо если судить по фильму девчонка вообще не заслуживала со стороны космонавта такого поклонения. Посмотрите как она относилась к нему в детстве, чуть ли ноги об него ни вытирала. И такую любить двадцать лет?и такой поклоняться?да ни за что!И смотрите какая страшная вещь которую почему-то никто из зрителей не замечает. Появляется на Марсе космонавт Беляев весь такой мужественный, положительный идеал мужчины и вот уже Таня-фантом, язык не поворачивается назвать это человеком готова пойти за ним хоть куда, на край света, и жених с которым она собиралась в круиз побоку она уже дает ему отставку!Завтра появиться кто-нибудь покруче Беляева и что?Нет, я склоняюсь к тому что все эти миражи вокруг космонавтов не имеют природы рая это какие-то мерзкие круги ада не иначе. И клянусь, проснувшись однажды оставшийся на марсе Беляев поймет что добровольно исключил себя из прекрасного и яростного мира где он кстати очень нужен, поддавшись на уговоры призраков.»

-»… Таня — инкуб, существо предназначение которого сделать Беляева подобным себе и для этого все средства хороши. Потому то и школьное платье которое по сути одно из главных подсознательных переживаний любого советского мальчишки а не что то иное, потом уже помните в конце появилось и белое платье. Но это уже потому что приманка сработала.»

-»… верно, тридцатилетняя женщина в школьном платье… абсурд. А всё остальное, весь этот «городок безмятежной юности полковника Беляева» — разве не абсурд? Алкаш, организующий митинг и командующий генералом. Управдом зачуханного дворика, мановением руки вызывающий вертолет. Городской ресторан, в который не попасть — но в котором, тем не менее, завсегдатаи — местная алкашня, городской дурачок и алкоголичка из-под магазина — вместе с теми же обязательными Колей и управдомом. Местная гопота, сделанная специально для того, чтоб «парень-паренек» Сережа мог себя показать перед любимой, а потому изящно дающая себя избить по одиночке (навались они всей кодлой — пожалуй, и полковнику бы не поздоровилось)… И опять же — Таня. 17-летняя девушка хороша для 17-летнего же мальчика Сережи. Для полковника Беляева, которому под сороковник, десятиклассница — явный перебор. Точнее — недобор. Она ведь по возрасту ему в дочери годится. И смотрелись бы они — как папа с дочкой. А потому из памяти Сергея был создан адекватный ему образ любимой ровесницы — вот вам и взрослая женщина в школьном платье.

Всё что показывает астронавтам Марс — бред. Морок. Искусственная модель, созданная примитивно и упрощенно, а потому ярко и трогательно — вот как ребенок рисует. Ребенок, да…

Живет на планете Марс огромный, невидимый и всемогущий (в пределах планеты) ребенок… Всё, до чего он мог дотянуться — уже ощупано и попробовано на вкус. Местные игрушки — заиграны и надоели… Чем ему заниматься? Только бури песчаные устраивать, да каналы от скуки рисовать… Скучно. А тут вдруг подарила ему судьба три новые игрушки! Живые, сложные и страшно интересные! Справедливости ради надо сказать — ребенок-то оказался неглупый и не жестокий — не стал он их ломать, сумел безболезненно посмотреть что у них внутри. И даже сперва спросил: «Вы будете со мной играть?» (Странный Мужичонка в кепке, который «Улетали бы вы отсюда, ребята…» — это ж Голос Марса) Игрушки сказали: «Да, будем играть!» Вот игра и началась…

И Сергей, возможно, вовсе не погиб в пустыне — а действительно женился на Тане и т. д. — зачем ломать любимую куклу?»

8 из 10

2 октября 2014

Психоделическая научно-фантастическая драма режиссера Дмитрия Астрахана по сценарию Олега Данилова.

Международная марсианская экспедиция, двое русских и один американец (Котенев, Орлов, МакВикар), совершает посадку на Марсе.

Земляне выходят из ракеты, чтобы взять образцы, снять все на видео и сказать подобающие случаю торжественные слова. Внезапно где-то неподалеку начинает играть музыка, а следом из густых марсианских сумерек материализуется пьяноватый мужик в ватнике и с банкой в авоське. «Эй, мужики, кто крайний за пивом? Я за вами».

Дальше — больше. Похмельный мужичок узнает командира экспедиции полковника Беляева «Серега, ты что ли?!», и вот уже вокруг радостные лица встречающих, торжественный митинг, речи, грохот оркестра и транспаранты.

Родной городок полковника Беляева встречает героев Космоса. Точь-в-точь такой, каким он был двадцать лет назад, в разгар застоя, когда будущий космонавт только сдавал выпускные экзамены. Со всеми его трехэтажными лабазами и запущенными дворами, с алкашами, шпаной и обывателями, со сдвинутыми на затылок мятыми шляпами и сжатыми в зубах мятыми беломоринами, и с незабвенным местным дурачком, вдохновенно, но без особого успеха пародирующим артиста Робертино Лоретти.

Полковник Беляев и его товарищи снимают гермошлемы и с оторопью разглядывают мир, в котором прошло детство командира, школьного неудачника, который даже подтянуться толком не мог, безнадежно влюбленного в «королеву класса». Ее, если верить дате (не той, что показывают приборы ракеты, а той, что называют местные), сегодня вечером должны убить в пьяной драке.

Герои толком не понимают, что происходит. Массовая галлюцинация? Бред? Игры какого-то марсианского сверхразума? Мыслящее поле, подчинившее подсознание космонавтов?

Но для полковника это прежде всего второй шанс — изменить прошлое, попытаться спасти школьную любовь. Сбываются самые смелые грезы юности: недоступная блондинка просит взять ее под руку, в ресторане встречает оркестр (на саксофоне — сам режиссер Астрахан), посетители чествуют героя хоровым исполнением «и на Марсе будут яблони цвести». А вот и гопники, не дававшие проходу в школьные годы — герой раскидывает их без особого труда, милиция берет под козырек, шампанское льется рекой.

Своя программа и для других участников экспедиции. Доводы главного скептика пошатываются, когда местные предлагают ему вертолет — слетать повидаться с его умершей лет 15 назад матерью.

Американец, сев за руль «уазика», пытается осмотреться и выяснить — если что-то вообще за пределами этого городка? Проезжает через какой-то туннель, а за ним — ночь и особнячок в духе семейки Аддамсов. Там он вступает в борхесовский диалог с окутанным сигарным дымом зловещим двойником, который говорит ему «здесь все возможно», «здесь сбываются мечты». И в подтверждение тезиса немедленно предъявляет — и карусель, на которую когда-то не пустили родители, и любимого дедушку с банджо и даже сексуальную медсестру из подростковых фантазий.

Бортовой компьютер не ошибается: все правильно, они на четвертой планете от солнца. Они на Марсе. Но ведь на нем нет жизни! — восклицают космонавты, желая рассеять окружающее их наваждение. А местные им в ответ: «ну конечно, разве ж это жизнь!»

Красная планета не рада гостям. Воспринимая землян как захватчиков, она защищается как умеет — опутывая их паутиной видений, погружая в пронизанную светлой ностальгией и счастьем уже нежданных встреч виртуальную реальность.

«Ну и зачем все это?! Эти рожи, эти приключения?» в состоянии, близком к панике, бормочет один из героев.

Мыслящее поле, в котором заблудились земляне, способно исполнять желания, но люди сами толком не знают, чего хотят. И совершенно непонятно, как поступить в этой ситуации — отдаться на волю иллюзии, заблудиться в сконструированной сверхразумом фальшивой реальности или вырваться из нее любым способом? «У нас лазеры, нас трое», повторяет, как мантру, американец.

Но возможно ли это в принципе — вырваться из этой ловушки, в основе которой лежит то, перед чем не устоит ни один «гомо сапиенс» — первая любовь, живое детство, потерянные близкие? То, что делает людей — людьми.

6 сентября 2012

Экранизация «Марсианских хроник» Р. Бредбери

Р. Бредбери оказал на меня очень сильное влияние в школьные годы, а «Марсианские хроники» были зачитаны просто «до дыр».

Конечно сюжет фильма Астрахана достаточно сильно отличается от книги Бредбери, но что-то общее, более важное, чем простая линия событий их объединяет. Может дух, а может даже душа фильма?

Именно поэтому, я назвал свой отзыв «Экранизацией». Разве что, у Бредбери, всё несколько мрачнее, у Астрахана светлее.

Вообще фильм вызывает много ассоциаций, например «спор» Лема и Тарковского в отношении Соляриса, здесь тоже присутствует и Астрахан явно на стороне Тарковского.

Марс в данном фильме напоминает «Шар желаний» из «Пикника на обочине», даже формой. Наверное, из вышесказанного понятно, что к сценарию у меня серьёзных претензий нет.

Актёры играют очень неплохо, может быть для многих, это одни из лучших их ролей в кино. Интересно было бы узнать, у актёров, как снимался этот фильм, больно уж командно и весело они играют.

Так получилось, что это первый фильм Астрахана, который я посмотрел, предыдущие мелодрамы, на несколько лет позже. Этот фильм мне понравился больше. Он явно сложнее и «умнее» и, на мой взгляд, светлее.

Несмотря на то что фильм мне очень понравился, я не могу ему поставить 10. Т. е., конечно, на общем фоне тогдашнего российского кино он явно выделяется по всем параметрам. Сталю твёрдую 8, учитывая, что 10, это «Андрей Рублёв».

8 из 10

1 июня 2010

Есть ли жизнь на Марсе?

Как оказалось, есть. Удивительно, как можно обыграть не новую, в общем-то, тему. Да, сюжет был взят у Рэя Брэдбери. Да, калька. Да, всё те же «астраханские» Журавлёв и Беляева (которая, кстати, была первой женой Астрахана). Но…

С первых же кадров, с первых звуков забываешь обо всём этом. Фильм захватывает и уносит целиком, без остатка. Я не знаю, что именно меня так зацепило: может песня («Жители, ведь это замечательно…»), может актёрская игра. О, об игре стоит сказать отдельно. Браво актёру, сыгравшему Робертино, этакого местного «крейзи». Браво актрисе, сыгравшей алкоголичку у магазина («Есть ли жизнь на Марсе? Конечно нет — разве ж это жизнь?»). Молодцы и основные артисты — Котенев, Орлов, МакВикар, Беляева. Хотя вот тут есть одно но — Беляева, которой был 31 год на момент съёмок, ну никак не тянет на школьницу (чисто внешне, актёрски всё замечательно).

Вроде бы лёгкий, незамысловатый фильм, но… Помните эпизод, когда пьяный подонок напал на Таню? Её убивали, но НИКТО не сдвинулся с места, чтобы помочь девушке. Никто, кроме Серёжи. Вот они, советские реалии. Люди просто боялись лезть не в своё дело.

А момент в начале фильма: алкоголик с авоськой, «мужики, кто последний за пивом». Ну просто высший пилотаж! Это невозможно описать словами, это надо видеть! Ну представьте, прилетаете вы на Марс, и тут такое «явление». Отвисшая до пола челюсть вам гарантирована.

В общем, браво, аплодисменты и низкий поклон режиссёру! Ай да Астрахан, ай да сукин сын!

10 из 10

3 февраля 2009

Те же друзья, те же знакомые лица, словно никуда не уезжал и не было двадцати лет разлуки, нравы знакомых людей и их поведение осталось прежним, так же как не изменилось название города детства «Зареченск «!

Всё, то же самое, те же узнаваемые переулки; тополя; кафе на углу; управдом, который вечно лезет к тебе в душу со своими советами; дом детства и притягивающие магнетизмом окна квартиры в которой должна была жить первая любовь детства, Татьяна. Но, как же это странно, неужели время не всесильно, как может всё оставаться прежним? Как может сейчас выйти ему навстречу, та красивая блондинка, с озорной чёлкой?, ведь это она, Татьяна, но она же умерла!. Стоп! Но этого не может быть по определению, ведь это не Земля, это четвёртая планета от солнца — Марс, здесь вообще не должно быть жизни!

Словно весы для принятия решения, на знакомой, но чужой планете для Сергея Беляева встают вопросы, на которые необходим ответ, что пересилит! На одной стороне мечта о взаимной любви, только сейчас такая достижимая и веская, которую нужно спасти и сохранить. На другой стороне двадцать лет стремления к осуществлению мечты — покорения космоса. Только одно уже воплотилось в жизнь, а на другое словно насмешкой судьбы, предоставляется второй шанс, когда нужно через очень многое переступить. Что же в конце концов он выберет, что окажется для него важнее, все эти вопросы найдут своё воплощение в конце фильма.

Для меня данная картина, стала своего рода откровением — честно сказать не ожидал, что в 1995 году, в период дегродации и упадничества нашего кинематографа, на свет могла появится такая лента, в ней нет прозападного копирования, она не срисована калькой, с картин Голливуда — это наше кино, с нашей душой, для нашего зрителя!

10 из 10

12 июня 2008

Фантастика Четвертая планета в кино с 1995 года, дебют состоялся более 29 лет назад, его режиссером является Дмитрий Астрахан. Список актеров, которые снимались в кино: Юрий Орлов, Анатолий Котенёв, Владимир Привалов, Дэниэл МакВикар, Ольга Беляева, Анатолий Журавлёв, Геннадий Воропаев, Игорь Иванов, Валерия Киселёва, Ирина Коровина, Оксана Скачкова, Владимир Лелетко, Николай Стоякин, Геннадий Свирь, Женя Алшиц.

Страна производства - Россия. Четвертая планета — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.