Белый шар
Badkonake sefid
7
7.6
1995, драма, семейный
Иран, 1 ч 25 мин
В ролях: Айда Мохаммадхани, Мосен Кафили, Фереште Садре Орафай, Анна Борковска,
и другие
Несколько человек пробуют использовать в своих интересах наивность маленькой девочки, чтобы взять деньги, которые ее мама дала ей, чтобы купить золотую рыбку.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Белый шар

английское название:

Badkonake sefid

год: 1995
страна:
Иран
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Фарзад Джадат
художники: Джафар Панахи, Hamid Reza Ashtianpou
монтаж:
жанры: драма, семейный
Поделиться
Финансы
Бюджет: 150000
Сборы в США: $924 940
Мировые сборы: $924 940
Дата выхода
Мировая премьера: 1 февраля 1995 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 25 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, семейный

Постеры фильма «Белый шар», 1995

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Белый шар», 1995

«Белый шар» — дебютный фильм ныне уже отсидевшего мастера иранского кино, пришедшего на смену Киаростами и Махмальбафу, Джафара Панахи, который идеально раскрывает и даёт трафарет для его последующих работ. В свете камеры — его привычная микропроза с однодневным сюжетом жизни, проходящей через простые рабочие слои иранского населения и представления о традициях и культуре.

В центре этой картины — история маленькой девочки, уровня первого класса, которая хочет себе на персидский новый год в подарок небольшую, но очень красивую золотую рыбку. Проблема в том, что рыбка стоит дорого — 100 туманов, и девочке вместе с братом приходится уговаривать мать. Но праздник на то и прекрасный день, чтобы чудеса сбывались. Мать даёт ей пятисотенную бумажку и разрешает сходить за рыбкой. С этого момента начинается трогательное и увлекательное путешествие по кварталу, где девочка охотится за то и дело выскальзывающей из её рук купюрой.

Уникальное, кино, конечно. Невероятно доброе, милое и трогательное, от которого просто невозможно не получать удовольствие. К слову, можно считать его деятельностью двух иранских величин — Киаростами принимал участие в написание сценария к этому фильму — тонкого и одновременно объёмного. Когда-то на глаза попадалось сравнение с итальянским реализмом и в частности с «Похитителями велосипедов». В создаваемой атмосфере натуральной, неписанной детской наивное доброты они движутся в действительно братском направлении — вот вам и идеальный пример для школьной программы. Мультикультурализм и правильность человеческих чувств.

Но поражает больше всего наличие столь огромной палитры в столь маленьком действии. Тут и захватывающее, ничуть не уступающее приключениям в дальних странах путешествие по собственному кварталу, и многообразие персонажей, которые составляю пласт обычной, рабочей жизни Ирана. Люди относятся друг другу с уважением, даже если им внутренне не хочется этого делать, а маленькая девочка сглаживает их характеры, с утекающим временем продолжая мечтать о чуде и празднике.

Взгляд Панахи равен взгляду ребёнка. Долгий, гаснущий и загорающийся с новой силой, с восторгом внимающий всё вокруг и не видящий за ним ничего более, чем собственное представление и собственную фантазию.

30.4.2019

6 мая 2019

Белый шарик афганца

Это прекрасно — видеть увлекательную историю, где финальный кадр, мгновенно и неожиданно, «катапультирует» в совершенно иное пространство, к другому, важному и вечному смыслу. Подбирать слова, чтобы описать чувство, которое при этом испытываешь, не получится. Это надо видеть, пройти всё накопление и выйти на финальный кадр. Тогда сработает в одной точке, беспомощность девочки, мальчик иранец, мальчик афганец и его посох с белым шариком, всё сработает, как взрыв после часового механизма. И этот взрыв обогатит Вас противоядием к расовой надменности и человеческой неблагодарности.

4 октября 2012

Белый — цвет невинности или «Колобок» наоборот

Иран. Страна до сих пор закрытая и непонятная для европейского человека. Там хранятся традиции и философия Персии — одного из величайших и древнейших государств мировых цивилизаций. Колорит народа, религия и вековые устои переплетаются в изумительно красивом притчевом языке иранского кинематографа. Ограждение от европейского влияния на киноискусство способствовало рождению феномена мирового масштаба. Благодаря строгой внутригосударственной цензуре иранские фильмы полны всевозможных цветов и оттенков всего хорошего, что есть в человеке.

«Белый шар» — история маленькой девочки живущей с семьёй в Тегеране. В городе полным ходом готовятся к празднику Новруз («Новый день»). Горожане по традиции раскупают золотых рыбок в прозрачных, наполненных водой сосудах. Всё чего желает девочка, это купить необычную белоснежную золотую рыбку, которую вот-вот купит кто-нибудь другой. До наступления Нового года остается несколько часов. Выпросив у матери последние деньги девочка берёт сосуд и отправляется за рыбкой.

«Белый шар» — фильм дороге, дороге в более широком смысле — жизненном пути. Какого попутчика мы встретим на нём? Захотим мы пройти с этим человеком какой-то отрезок жизни или нет? Чего ждать от попутчика добра или зла?

Зритель почувствует взаимодействие с сюжетом от начала и до конца. Будет то и дело обманываться, несмотря на богатый жизненный опыт, переживать и сочувствовать. Да, этот фильм не развлекательный, этот фильм о вечном.

10 из 10

22 февраля 2011

Специально для Канн: предновогодняя суета из Ирана.

Прежде чем Джафар Панахи получил значительный тюремный срок, он порадовал Европу вначале несусветно естественной добродетелью иранского народа («Белый шар»), а затем дискриминационной жестокостью того же иранского народа («Круг»). За оба ракурса получил множество призов, стал в один ряд с Киорастами и Махмальбафом и продолжил уже без разделительного нагнетания смешивать «приятное» и «неприятное» глазу, в зависимости от движений флюгера определяющего вкусы фестивальной публики.

Возможно, как политический деятель у себя на родине, Панахи и свершает важные дела, но на большинстве его режиссёрских опусов лежит очевидная печать торгаша. Только все эти непосредственные в своих эмоциях детишки, женщины в чадре, тиранические мужчины и добродушные обыватели давным-давно ушли с молотка по пятаку за штуку и нынче вызывают одну скуку.

Данный фильм снят 15 лет назад, является дебютом и, вроде бы, многое можно простить. Вроде бы. На деле, ретроспективный взгляд лишь обнажает спекуляционную структуру и продуманную фальшь каждой сцены. Незатейливая история про то, как семилетней девочке вздумалось иметь под Новый Год красивую золотую рыбку из магазина и предсказуемые злоключения в этом «нелёгком» желании, рассказана со всеми штампами плохого Голливуда.

У сценариста фильма (классика Аббаса Киорастами) есть режиссёрский экспортный альманах «10» состоящий из набора клишированных этнических новелл. «Белый шар» смотрится, как одна из короткометражек аналогичного ряда, растянутая до полного метра. В этом плане «роуд — муви» очень удобен, пусть и масштаб его в паре закоулков. И хоть с самого начала нам говорят, что до Нового Года (конечной точки истории) осталось полтора часа, тянуть сюжет можно до бесконечности. В ходу вся прилавочная этника с персидскими коврами, заклинателями змей, народными обычаями: она завлекает зрителя узорами неведомой ему жизни. А, между делом, Панахи вкрапляет социалку с дискриминацией женщин и милитаристской политикой властей. Контрольным выстрелом служит образ симпатичной девчушки, которая, в силу возраста, ещё не понимает, в какой стране живет, поэтому, умеет быть открытой в своих наивных оценочных суждениях. Остальные механические типажи, попадающие в сюжет, подыгрывают ей, проникаясь искренностью порывов скромного желания иметь на праздник золотую рыбку за 100 туманов. Всё это выглядит достаточно прямолинейно, чтобы быть притчей и, слишком витиевато, чтобы стать честным высказыванием.

Восторг по поводу, так называемой, «естественности» игры актёров явно преувеличен. Непрофессионалов в кадре, как бы, не замечающих камеру можно увидеть в любом проекте с тематикой «из жизни народа без прикрас». Для Ирана, выпускающего, в основном, подобное кино, игра в псевдодокументализм давно обернулась потоком шаблонов. Но Панахи и тут пережимает, впадая в излишний сентиментализм на крупных планах.

Совершенно необязательная экспортная поделка про чудного зверька, (каким авторы преподносят собственный народ) увиденного, как бы, глазами ребёнка. Для любителей дешёвой экзотики.

2 из 10

27 декабря 2010

Драма Белый шар в кино с 1995 года, дебют состоялся более 29 лет назад, его режиссером является Джафар Панахи. Список актеров, которые снимались в кино: Айда Мохаммадхани, Мосен Кафили, Фереште Садре Орафай, Анна Борковска, Mohammad Shahani, Мохаммед Бахтияр, Aliasghar Smadi, Hamidreza Tahery, Asghar Barzegar, Hasan Neamatolahi, Bosnali Bahary, Mohammadreza Baryar, Shaker Hayely, Homayoon Rokani, Mohammad Farakani.

Расходы на кино составляют примерно 150000.В то время как во всем мире собрано 924,940 долларов. Страна производства - Иран. Белый шар — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.