Прорва
6.7
6.6
1992, драма, история
Россия, Франция, Германия, 1 ч 48 мин
16+

В ролях: Уте Лемпер, Алексей Кортнев, Сергей Маковецкий, Александр Балуев, Александр Коровкин
и другие
Драма бывшей дворянки, ставшей в 30-е годы женой сотрудника НКВД, и почти анекдотическая история о том, как для парада маршалу Буденному готовили ретивого жеребца и, в конце концов, «подсунули» проверенную кобылу.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Прорва

год: 1992
страны:
Россия, Франция, Германия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Вадим Юсов
композитор:
художник: Владимир Аронин
жанры: драма, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 17 сентября 1992 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 48 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Видео к фильму «Прорва», 1992

Видео: Фрагмент (Прорва, 1992) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Отзывы критиков о фильме «Прорва», 1992

Вопросы-ответы

По столь «мейнстримовому» фильму не получится полновесной рецензии т. к. сюжет -поздняя стилизация времени, столь неоднозначного и отдалённого от нас, что говорить о «жизненности» произведения весьма сомнительное удовольствие, а следовательно и способности творческой группы воспроизвести на экране и передать его зрителю тоже.

Поэтому просто вопросы(если правильно задам — на 80 % ответил).

Если это исторический фильм, были ли использованы другие исторические источники, кроме перестроечного «Огонька»?

Если это фильм-ощущение, фильм-настроение, то на какой метле создатели фильма побывали в тех годах(кроме оператора, чьё восторженно-предвкушающее ощущение-память детства, безусловно, мастерски передано им в видеоряде), чтобы что-то чувствовать и понимать?

Если это фильм-притча о нравственных и социальных взаимоотношениях, зачем столь жёсткая привязка ко времени и историческим личностям? Не лучше было сместить, смешать, потерять временную привязку (Лестница — Алексея Сахарова или Замок — Алексея Балабанова)? Зачем походя плевать в историю своей(?) страны?

А было ли что-то в 1992 году в обществе, верхах общества на что следовало критически взглянуть творцу и высказаться по этому поводу? Или только оставалась возможность оживлять эмоции безмерно уставшего от карамельно-кисельной действительности разнообразными по технической сложности и виртуозности исполнения, плевками в Историю?

Вот Творцы от Тургенева до Айтматова, от Эзенштейна до Рязанова, показывали действительность их окружающую, а не ждали со своей рецензией дцать лет.

Если это коммерческий фильм, где интересные сюжетные ходы и общая занимательность, заставляющее это смотреть?

Если это отработка денег и желание понравиться зарубежным «партнёрам» то..?(?)

2 из 10

10 сентября 2018

История одного парада

«- Кто-то должен его публично осудить. И гораздо лучше будет, если это сделает друг. Ведь друзьями быть легко, а гражданами сложно!» (с)

В постперестроечные годы, когда в России практически окончательно исчезла цензура, кинематографисты получили возможность свободно говорить о страшном периоде правления страной Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Довольно скоро на экраны вышел ряд однотипных, «чернушных» картин обличающих режим «отца народов», и показывающий довоенное и послевоенное время в исключительно мрачном свете. Достаточно вспомнить такие фильмы как «Пиры Валтасара или Ночь со Сталиным», «Десять Лет Без Права Переписки», «Умирать не Страшно» и «Ближний Круг» — спродюсированный американцами фильм Андрона Кончаловского о сталинизме. Во всех этих картинах изображался советский строй того времени во всём его произволе, беззаконии и даже жестокости. Перед глазами зрителей представал государственный строй в котором не было и быть не могло уважительного отношения к маленькому человеку, правам простого служащего и свободе слова. Тоталитарная эпоха страшной, безграничной власти «кремлёвского горца», в которой могли существовать только не о чём не размышляющие люди, а у кормушки власти находились лишь бездушные паразиты, сами рано или поздно попадающие в кровавые жернова сталинского произвола. Нечего удивительного в том не было, долгое время (почти 50 лет) эта тема была под запретом, а как только табу с неё было снято, искусство ринулось изобличать кровавый режим допускавший возможность бесчеловечных, массовых репрессий. Для отечественного зрителя на первых парах это было открытие, шок и вызывало интерес. Точно такой же неподдельный интерес вызывала эта тема и на долгое время враждебном советскому строю Западе. Поэтому подобные киноленты не только были представлены на некоторых, порой весьма престижных киносмотрах Европы, но иногда даже были финансированы заграничными продюсерами, как например в случае с картиной Кончаловского, которую оплачивала и прокатывала в мире голливудская студия «Коламбия Пикчерс».

Такая же ситуация и с рассматриваемым в этой рецензии фильмом режиссёра Ивана Дыховичного. Картину эту частично финансировали дружественная российскому кинематографу 90-ых Франция и Германия, частично независимые отечественные киностудии, а помогал в реализации проекта «Мосфильм». Это позволило найти достаточные средства для относительно масштабной, качественно воссоздающей минувшую эпоху ретро — картины. Художники — декораторы смогли отыскать старинные автомобили, трамваи и пароходы, пошили модные в 30-ые мужские и женские костюмы, были реконструированы станции метрополитена, аутентично созданы интерьеры помещений госучреждений и квартир. На экране ожил вычурный, преисполненный пафоса сталинский ампир: с позолоченными фонтанами, гигантскими статуями, небоскрёбами и красотами «новой» Москвы. Признаться, поначалу создаётся впечатление, что ты смотришь цветную хронику тех лет (и действительно, лента открывается продолжительной хроникой одного из тогдашних пышных спортивных парадов): на лицах прохожих улыбки, все будто светятся от счастья и гордости за свою эпоху победившего коммунизма. Роскошь дорогих ресторанов и помпезность чиновничьих хором, шик государственных приёмов и красоты московских улиц (в особенности тщательно «загримированной» под фото и хронику довоенных лет станция ВДНХ) с красными флагами, марширующими взад — вперёд пионерами и сверкающими хромом дисков и фар чёрными «воронками» — всё это на первых минутах обескураживает, заставляя зрителя погрузится в этот мир сталинского ретро с головой. Оставив логику где то на задворках своего анализа картины. Поначалу фраза одного из кинематографистов о том, что сегодня при всём желании не получится снимать кино о сталинской эпохе в духе снятых в те годы «Весёлых Ребят» и «Волги-Волги» была беспочвенна. Но ближе к середине сюжет фильма начинает вводить в картину малопривлекательных персонажей, которые с самым невозмутимым видом начинают творить ещё менее привлекательные вещи. Тогда становится понятно, что это любопытный режиссёрский ход: показать то страшное время, как бы сквозь призму внешнего лоска и мнимого счастья живших тогда людей — фальшь быстро сходит, оставив черноту и непроглядный мрак эпохи. Ложь, утопическая вера в правящий режим отдельных личностей доходит до откровенного абсурда. Это показано на примере молодого не то писателя, не то поэта, которого его же товарищи — коллеги из Союза Литераторов публично клеймят, а одна девушка которой он (по её собственному признанию) когда то даже посвящал свои стихи — просит его расстрела! Лицемерные друзья, трусливые мужья — офицеры, неспособные заступиться за свою жену, унижающие девушку только за то что она дворянского происхождения, а потому не имеет гражданских прав в советском государстве, погрязший в пороке адвокат способствующий освобождению из под стражи отъявленной преступницы, свора трясущихся за свои шкуры сотрудников грозного НКВД — которые не могут объездить ретивого жеребца, доставленного в столицу специально к предстоящему параду, лично для маршала Будённого. Откровенный абсурд и комизм ситуаций чередуется и переплетается с неприглядными историями из частной жизни сталинских чиновников, каждодневно рискующими впасть в немилость Хозяина и его порочной системы. Дорогие кабаки с шансонетками, пьяные выкрутасы чекистов, изнасилования и угрозы физической расправы, поездки по Москве на кабриолете, романы с роковыми красотками и другие атрибуты жизни богемы тех лет — как раз и составляют в общем то бессюжетный сюжет этого фильма.

Отсутствие сколько не будь известных зрителю артистов способствует подспудному доверию довольно сумбурному, сценарному материалу. Хотя сегодня многие из засветившихся в ленте Дыховичного вполне состоявшиеся в профессии личности, даже «звёзды». Среди исполнителей ролей можно увидеть совсем ещё молодых, только начинающих свой путь в кино: Александра Феклистова, Евгения Сидихина, Сергея Маковецкого, Александра Балуева, и даже лидера музыкальной группы «Несчастный Случай» — Алексея Кортнева! Ещё большая роль у иностранной, малоизвестной актрисы Уте Лемпер. Но выделить из общий массы их можно только сейчас, тогда же, в год выхода картины их некто не знал и они благополучно слились с остальным коллективом не примелькавшихся артистов… Сценарий к фильму был написан Надеждой Кожушаной (философское «Зеркало Для Героя») совместно с самим Иваном Дыховичным, и центральным его местом является та самая подготовка к предстоящему параду. Имеет место быть и важный эпизод приёма представителей офицерства, дружественного Советскому Союзу Третьего Рейха и пышный банкет с общим фотографированием в их честь, на котором выпивший маршал будет как дурак отплясывать по народную музыку, в то время как так и не сумевших угодить ему с конём чекистов арестуют и увезут за город на расстрел… Завораживающая работа выдающегося советского оператора Вадима Юсова («Я Шагаю по Москве…», «Они Сражались за Родину», «Андрей Рублёв» и др.) порой многое теряет из за низкого качества киноплёнки, но этот недостаток присущ очень многим отечественным картинам начала 90 -ых. Не считая этого, к картине Дыховичного в чисто техническом плане больше не может быть претензий. Он снял любопытный кино-эксперимент опередивший своё время. Потому и неоднозначный.

10 сентября 2015

Московский парад: добро пожаловать в ад

Для военного парада на Красной площади НКВДэшная элита готовит маршалу Будённому ретивого жеребца, который плохо обучен и не слушает наездника. Опасаясь выходки упрямого животного во время парада, предусмотрительные холуи в последний момент меняют коня на спокойную и проверенную кобылу. Но такая рокировка расценивается наверху как спланированная провокация… Помимо основной — конской — интриги, фильм знакомит с реалиями жизни верхушки Госбезопасности, их «сладкой» повседневностью: радостями, изменами, интригами, маленькими и большими трагедиями, предлагая, своего рода, фильм-концерт о тоталитарной эпохе.

Картине в равной степени подходит и экспортный вариант названия — Moscou Parade, поскольку её образное решение наследует классические традиции большого европейского стиля, заставляя вспомнить в первую очередь Висконти и позднего Фассбиндера, в чьих лентах, исследовавших природу фашизма, в нерасторжимом единстве сосуществовали — авторское видение, Высокий Стиль и декаданс. Кроме того, «Прорва» напоминает о фильме Кавани «Ночной портье», обнажившем природу непреодолимого влечения узницы концлагеря к своему палачу.

Дыховичный сорбировал тут витальную энергию и инфернальный экстаз, которые были разлиты в московском воздухе в конце 1930-х годов. Это нашло своё выражение в оголтелом и почти тотальном празднестве, в позолоченных фигурных композициях ВДНХ, в мозаичных панно метрополитена и белоснежных фасадах сталинского ампира. Но климат страха и вседозволенности обернулся духовной коррозией главных опричников власти — высших чинов НКВД, над которыми начал сгущаться тягостный морок, предвещающий скорый конец.

Но до поры повсеместное разложение ловко прикрывает опасливая бдительность. И если томные рассуждения о романтической любви в этой среде позволительно завершать садистским глумлением и сексом в наручниках, то уже пьяный трёп друг с другом о «бабах-с» энкэвэдэшникам всякий раз приходится ретушировать настороженным песнопением о «Могучей и кипучей, никем непобедимой»… Это время каверзно соединило вчерашних аристократов и плебеев, выслужившихся до новых патрициев, но не утративших люмпенского сознания. И их угарный экстаз — это не что иное, как пир во время наступающей чумы.

Пожалуй, впервые в нашем кино была сделана попытка реконструировать сталинскую эпоху через стиль, чтобы вызвать в итоге восторженное отвращение. Эстетизация сталинизма в стилистике близкой державному кичу и сакральной романтике тоталитарного искусства обнажила суть воинствующей пошлости того времени. Уделив основное внимание форме, Дыховичный, как поначалу могло показаться, вывел историю за рамки нравственного императива, чтобы в итоге получилось свободное кино о несвободе.

Даже на фоне неровного и разрозненного ландшафта постсоветского кино эта картина продолжает стоять особняком. Её проигнорировал Каннский фестиваль, чутко реагирующий на изменения конъюнктуры, не взяв ни в одну из программ как раз по причине несоответствия ленты стандартным представлениям о социально-разоблачительном российском кино, которые были сформированы «Покаянием» и «Замри-умри-воскресни». Директор фестиваля Жиль Жакоб сообщил режиссёру в письме, что считает появление «Прорвы» несколько преждевременным. «Преждевременностью», скорее всего, объяснялось и то нескрываемое предубеждение, с которым отнеслись тогда к картине и в самой в России.

Молодые постмодернисты ждали от неё (и не дождались) модного в тот период стёба на тему пырьевских «Кубанских казаков», или, высокой иронии по поводу Большого стиля комедий Александрова. А шестидесятники так и не обнаружили тут внятного разделения персонажей на палачей и жертв. Как итог: при распределении «Ник» этой неординарной картине досталась единственная статуэтка — за выдающуюся работу оператора Вадима Юсова.

7 декабря 2013

Гибель богов

Наверное, самый оригинальный и стильный взгляд на сталинскую Россию, великий террор 1937 года.

Дыховичный не угодил никому: ни тем, кто проклинает эти действительно страшные времена, ни, тем более тем, кто видит в них — некий ориентир. Не угодил он и Западу, потому что эта эпоха в фильме выглядит очень красиво. В виде шикарных парадов, солнечного света и улыбок на устах.

Оригинальность сценария и сюжета в том, что «Прорва» впервые коснулась быта, повседневной жизни и личных проблем элиты сталинского «ампира». Фантастический, по сравнению с общей массой, бытовой комфорт и так называемая их «аморальная» жизнь, не заменяет страха перед будущим, которое темно и страшно.

Не заменяет он и реальных страданий художника, понимающего, что говорить правду — в такой атмосфере — равно физической гибели, и выбирающего иной путь.

Это очень смелое и талантливое произведение искусства, идущее наперекор всем канонам, в котором, возможно сыграли свои лучшие роли тогда еще малоизвестные Евгений Сидихин, Александр Балуев, Сергей Маковецкий

22 ноября 2012

Драма Прорва на экранах кинотеатров с 1992 года, премьера состоялась более 32 лет назад, его режиссером является Иван Дыховичный. Список актеров, которые снимались в кино: Уте Лемпер, Алексей Кортнев, Сергей Маковецкий, Александр Балуев, Александр Коровкин, Сергей Чекрыжов, Виктор Махмутов, Владимир Ровинский, А. Жаркова, Андрей Николаев, Наталья Шульгина, Игорь Угольников, Леонид Платонов, Алена Антонова, Юрий Одиноков.

Производство стран Россия, Франция и Германия. Прорва — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.