Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Чума |
английское название: |
La peste |
год: | 1992 |
страны: |
Франция,
Великобритания,
Аргентина
|
режиссер: | Луис Пуэнсо |
сценаристы: | Эрик Альтмайер, Норман Ди Джованни, Сьюзэн Аше, Альбер Камю, Луис Пуэнсо, Роберт Кац |
продюсеры: | Cristine Levraud, Джонатан Принц, Кристиан Шарре, Сирил де Рувр, Оскар Крамер, Рауль Оутеда, Джон Пеппер, Ларри Шуга |
видеооператор: | Феликс Монти |
художники: | Хорхе Сарудянский, Хуан Карлос Диана, Мария Хулия Бертотто, Грасиэла Одериго, Орасио Пигоцци |
монтаж: | Хуан Карлос Масиас |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 августа 1992 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 28 мин |
Современный город в Южной Америке, начало 1990-х годов. Давно побежденная медиками чума накрывает город. Власти действуют оперативно — все входы и выходы заблокированы, объявляется карантин. В закрытом городе остаются люди — врачи, сотрудники бюро статистики, журналисты и просто аферисты. Кто-то хочет вырваться из города, кто-то, верный долгу, решает остаться добровольно. Количество жертв между тем растет. Чума не щадит никого и каждый день люди умирают десятками. Врачи борются с болезнью, но победить ее не в силах. Но это еще полдела. Оказывается, в городе есть те, кто приветствует чуму. Такова в общих чертах экранизация романа Альбера Камю «Чума».
Если роман Камю мог прочитываться как приговор антигуманистическим идеологиям, ибо чума Камю вполне могла означать фашизм, нацизм или коммунизм, то в этом фильме политический контекст не чувствуется совсем. Чума не столько метафора, сколько прямолинейное проявление дикой бунтующей природы. Чума разводит священников и врачей по разные стороны баррикад. Пока священники с церковных кафедр сыпят проклятиями, почти призывая ангелов чумы, врачи пытаются облегчить участь зараженных. Врачи объявляют бога несостоятельным и даже несуществующим — ибо как объяснить, что чума забрала жизнь, например, безвинного юного певчего? Священники в ответ защищают бога и призывают верить сильнее.
Чума приводит к эстремальной ситуации, в которой обнажается истинная природа людей. И место среди них находится не только для филантропов-врачей, но и для откровенных подонков. Один такой аферист по имени Коттар обманывает желающую уехать журналистку. Обещая ей свободу за деньги, он в итоге приводит ее на стадион, где в неволе содержатся здоровые и больные. Так журналистка становится узницей. Коттар один из немногих, кто приветствует чуму. Даже когда она кончается, он решает продолжить ее дело, стреляя со своего балкона по людям. Чума нужна ему как воздух. Иначе жить слишком скучно. Обыденность жизни ему настолько осточертела, что он рад уже страданиям.
«Чума» — это одна сплошная экзистенциальная драма, в которой переплетаются судьбы людей. Каждый решает здесь с чумой свои проблемы. Врач, разлученный с семьей, остается добровольцем, чтобы помогать больным. Он ненавидит чуму и считает ее абсолютным злом, которое почему-то просмотрел всемогущий бог. Журналистка пытается любой ценой выбраться из города в Париж. Коттар беснуется, радуясь растущему числу погибших. Сотрудник бюро статистики мирно ведет счет жертвам и мечтает о написании идеального романа, из коего он пока написал только первое предложение. Чума вторгается в каждую жизнь и ожидает ответа.
«Чума», очевидно, снималась с весьма посредственным бюджетом. Роскошных и дорогих крупномасштабных сцен здесь нет. Однако содержательно эта работа вслед за Камю ставит важный экзистенциальный вопрос — почему бывает так, что не только безразличная природа, а сам человек желает зла? Ответ приходит к нам из Бордрийяра: человек не выносит «ада того же самого», то есть обыденности. Римские зрелища нужны человеку и поныне. И значит, по-видимому, чума всегда будет появляться и находить поклонников.
8 из 10
12 января 2017