Вербовщик
5.8
5.7
1991, боевик
СССР, 1 ч 30 мин
16+

В ролях: Александр Михайлов, Любовь Полищук, Спартак Мишулин, Борис Токарев, Михаил Жигалов
и другие
В начале 70-х годов во время войны на Ближнем Востоке самолет советского военного летчика Олега Зорова был сбит. Офицер остался жив, но в бессознательном состоянии попал в плен. После выздоровления американцы предоставили ему политическое убежище. Двадцать лет Зоров, ставший Алексом Фредом Келли, работал на ЦРУ. И вот теперь, спустя годы, он возвращается на родину, где у него осталась родная сестра и любимая женщина...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Вербовщик

год: 1991
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператоры: Сергей Гаврилов, Инна Зарафьян
композитор:
монтаж:
жанр: боевик
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 30 мин
Другие фильмы этих жанров
боевик

Отзывы критиков о фильме «Вербовщик», 1991

О «подстрелянном» обществе, о раненной стране

- Я встречал его однажды. Карлу. В 1955-м. Московский центр разваливался буквально на кусочки. Большая часть его агентов дезертировала, а я ездил по свету и их вербовал. Сотнями, Питер.

Один из них называл себя Герстманом. Он собирался вернуться в Россию, и мы были уверены, что его там уничтожат. Самолёт задержался в Дели на сутки, и именно столько у меня было, чтобы убедить его перейти к нам, а не возвращаться за смертью назад. Н-да. В маленькой комнатке… Я сидел здесь, а он напротив меня… Американцы его пытали, должно быть. У него не было ногтей. Стояла такая жара. Я был очень измотан и хотел всё закончить, чтобы вернуться домой… И я предложил стандартный набор: приезжайте на Запад и мы сделаем Вашу жизнь лучше. Но после допроса.

- А он что?

- О своей жене подумайте. У Вас ведь есть жена, верно?… Мы можем воссоединить Вас снова. У нас есть что Вам предложить. А если Вы вернётесь она будет осмеяна. Подумайте о ней. Подумайте о…

Я продолжал развивать тему о его жене, а рассказывал больше о себе. Конечно, я мог остановиться, но по какой-то причине мне это казалось важным и я говорил и говорил. Он не ответил мне. Он промолчал. А на следующий день он сел на самолёт. Он вернул мне пачку сигарет нетронутой, хотя был заядлым курильщиком… Он забрал мою зажигалку. А это подарок. «Джорджу от Энн». «С любовью».

- Это был Карла. Он лучше умрёт, чем кому-то продастся… А как он выглядел?

- Как молодой старичок…

«Шпион, выйди вон!», 2011, реж. Т. Альфредсон

«Вербовщик». И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, — скорее всего речь пойдёт о разведке. Это её прерогатива. Это её вотчина, по большому счёту. Бывают, конечно же, и исключения, как например — Headhunter (2009, Дания) — «Охотник за головами» или «Hodejegerne»(2011) — «Охотники за головами», но всё это вполне легальная, профессиональная сфера с переманиванием ТОП-специалистов высшего менеджмента. Впрочем, и там и тут механизмы схожи. И там, и тут психологическая интуиция во всесторонней проработке, «прокачке» подцепленного на крючок.

«Вербовщик». И лучшие образчики в жанре шпионской стилистики, ожившими образами «учителей». Конечно же Михаил Тульев (он же Георгий Жженов в трилогии «Ошибка резидента», «Судьба резидента» и «Возвращение резидента»), конечно же Константин Ладейников (он же Донатас Банионис из «Мёртвого сезона»). Конечно же Джордж Смайли (он же Гэри Олдмен в «Шпион, выйди вон!), а равно и Натан Мьюр (Роберт Редфорд, «Шпионские игры»). Их почерк, их перевоплощение, их стилистика сравнительными характеристиками разворачивающихся событий здесь и сейчас.

«Вербовщик». И необычная судьба советского лётчика переметнувшегося в стан противника. Был ли выбор? Что заставило пойти именно по такому пути? Усмешка малодушия Родины? Дескать — не знаем такого, отрекаемся заранее от него, не ведаем кто таков? Не мог он оказаться в «горячей точке», ведь и нас там не было и нет… Так что ли? А раз так — руки развязаны. «Большой» брат предал. Выбирайся как знаешь. Если «выплывешь», если сможешь… И Олег Зоров смог. А Витя Гордеев, между прочем, нет. И растоптан в своей стране. И втоптан в грязь. И доведён до отчаяния. А с отчаяния куда? Так у русских завсегда так — в горлышко бутылки…

«Вербовщик». 1991 год. Страна на распутье. Страна корчится в муках. То ли смерти, то ли рождения. И ущербные персонажи в ряд. Что не женщина, то простреленная на вылет душа. Проституция, желание «свалить» за бугор, «червивость» в отчаянии, «монашеская» келья дачи вдали от людских глаз. Вот они три дамы в портретах. Подстать им мужское племя — кто-то за птицей счастья в далёкую даль, кто-то на нары за разгульную жизнь.

А положительные? А правильные? Есть и они. Люди из «органов» — те, что «ГэБэ — ЧеКа», и те, что полковничьим мундиром со звёздами на плечах. Вот такое разделение было тогда. В том самом, 91-м году. Одни, криком заходятся, от беспросветности существования, другие — что тот воздушный шарик в лёгком парении, со смешком на губах (В. Смирницкий — «босс» с Лубянки). Игрив, улыбчив, беззаботен. Впрочем, он «фигура». Ему можно. А вот «аппарат», в напряжении. Все, словно борзые собаки стелются в беге — слежка, сбор информации, бдительное око не дремлет. На страже государства пребывают. Работать-работать-работать… В добыче сбора необходимого, полезного, значимого пластаясь. Как это было у В. Суворова в «Аквариуме»?

«Меня проверяют. Меня всю жизнь будут проверять. Такая работа. Меня проверяют на уравновешенность, на выдержку, на сообразительность, на преданность… Кому улыбаешься, кому не улыбаешься, с кем пьёшь, с кем спишь. А если ни с кем, опять же проверка: а почему?»

Если уж «свои» так пекутся о «своих», то что говорить, когда под колпаком «объект разработки»? Наверняка, «потрошат» до костей.

А что же кино? Что же «Вербовщик»? Увы и, ах! Иначе и быть не могло. Это же всё ещё «почти» Советский Союз, хотя и в руинах. И русская сентиментальность, морем разливанным с экрана… До слёз. Нет, ни персонаж Александра Михайлова такой (вдруг, почти, впавший в детство, отчасти поглупевший), «костюм» характера, пошитый ему режиссёром Эдуардом Гавриловым, явно из портняжного цеха какой-нибудь «Ударницы» или «Славы Коммунаров». Тогда это воспринималось догмой, сейчас вызывает сомнения и усмешку.

Вся атрибутика «смутного времени» прилагается. От джинсы «варёнок» аж изжога. От водочных паров сцен мы все немного пьяные. И идолопоклонство перед мечтами о «забугорье» поганками и мухоморами из каждого… Да, 91-й год. 1991-й.

7 из 10

20 ноября 2019

«Остин Пауэрс» по-русски. Миссия невыполнима

Возможно, это последний советский шпионский фильм. Его премьера состоялась спустя два месяца после ГКЧП и ровно столько же оставалось до распада СССР. Но не поэтому он такой откровенно слабый и неправдоподобный.

В первую очередь причина в том, что картина поставлена по сценарию, написанному людьми, не разбирающимися в работе спецслужб. Специалистов разведки/контрразведки к производству фильма, очевидно, не привлекали. Главным консультантом в титрах указан генерал-майор А. П. Бугаев, являющийся, по данным Интернета, ветераном органов внутренних дел, а не государственной безопасности. И этим все сказано. Милицейским душком в фильме пронизана вся оперативная часть сюжетной линии. Причем душок этот кинематографический и навеян в лучших традициях «Инспектора Лосева».

В то же время, «Вербовщик» не из самых худших фильмов, созданных в тот нелегкий для отечественного кинематографа перестроечный период. Я все же смог досмотреть его конца и даже за один заход. Но если откровенно, это случилось лишь благодаря небольшому хронометражу картины, а также возникшему вдруг у меня под настроение желанию посмеяться над его художественным примитивизмом.

Что первое бросается в глаза? Сама ситуация о том, что ЦРУ приняло к себе на работу перебежчика может соответствовать реальности (в истории шпионаж такое бывало не раз). Но что его отправили нелегалом в Москву вербовать для нужд американской науки — это перебор (думаю разъяснять почему, не нужно). А именно с этой сверхсекретной миссией герой Михайлова и прибывает в родной город, где числиться пропавшим без вести. Не менее забавляет зрителя работа местной контрразведки. Советская спецслужба в картине весьма странная. Её сотрудники внешне вроде чекисты, а функции и стиль работы милицейские (оно-то ясно — кто консультант..). Так особое «удовольствие» мне доставляло наблюдать за совещаниями руководителя якобы контрразведки (исполняет Смирнитский) с подчиненными сотрудниками, поставленные по шаблону фильмов о работе уголовного розыска. Складывается впечатление, что в этом суперподразделении шпионов выявляют и упаковывают ежедневно к тому же пачками. И все это у них с непринужденной легкостью выходит, как в магазин за хлебом сходить.

Не менее забавными выглядят образы и действия американских агентов в Союзе. Автор, конечно же, приписал их к криминалитету, не учитывая многочисленные аспекты природы самого шпионажа. Уморительно наблюдать за их «слаженной» работой. Постоянно возникает только вопрос — как эти клоуны-костоломы вообще были привлечены самой сильной спецслужбой мира к такой хирургической работе? Вопрос конечно риторический.

Итог: не смотря на серьезность заявки, картина получилась низкосортной и может составить конкуренцию разве что только самым слабым фильмам обсуждаемого жанра. В ходе ее просмотра зрителя не покидает чувство несерьезности и неестественности происходящего. Возникает сомнение в правдоподобности событий. Я бы сказал, происходящее напоминает фарс. Ценителям жанра особо смотреть не рекомендуется — будет жаль потраченного времени.

2 января 2016

Боевик Вербовщик впервые показан в 1991 году, дебют состоялся более 33 лет назад, его режиссером является Эдуард Гаврилов. Кто снимался в кино, актерский состав: Александр Михайлов, Любовь Полищук, Спартак Мишулин, Борис Токарев, Михаил Жигалов, Ирина Чериченко, Андрей Градов, Мария Селянская, Герман Качин, Владимир Прокофьев, Валерий Носик, Петр Щербаков, Ирина Дитц, Владимир Высоцкий, Валентин Смирнитский.

Страна производства - СССР. Вербовщик — имеет невысокий рейтинг, от 5,8-5,9 баллов из 10, это значит, что картина зрителям понравилась не особо сильно. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.