Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Призраки зеленой комнаты |
год: | 1991 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Юрий Борецкий |
сценаристы: | Елизавета Смирнова, Дж. Б. Пристли |
видеооператор: | Владимир Дмитриенко |
композитор: | Евгений Птичкин |
художники: | Борис Комяков, Борис Голодницкий |
монтаж: | Евгения Квятовская |
жанры: | мелодрама, детектив |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Когда я узнал, что по данному произведению Пристли был снят фильм, я очень удивился: как? Нет, к Пристли вопросов не было, его роман пробирал до слез, но как подобное можно передать на экране? В «Опасном повороте» все же была детективная составляющая, «31 июня» цеплял жанром рок-мьюзик, к тому же сюжет там сильно изменили, очаровательно сместив акценты на романтизм и не потеряв при этом исходного юмора, а вот что делать режиссеру здесь? Неужели на экране можно всего несколькими урывочными сценами пробудить призрак трагической судьбы позабытой актрисы, и сделать это так, чтобы более часа в наше динамичное время фильм можно было смотреть не отрываясь? Из аналогов — ну могу вспомнить «Театр» о Джулии Ламберт — но он
трехсерийный, с полным правом главной героини занимать 90 процентов экранного времени, с громадным количеством незабываемых саркастических диалогов, или еще из созвучных далеких родственников — «неоконченная пьеса для механического фортепиано», ну а здесь-то как? Насколько мимолетно гений Пристли набросал в нескольких штрихах судьбу актрисы, сплел ее линию с линией «погибающего театра», и передал это так тонко, что выразить на экране мне это казалось невозможным. Вот, наверное, и главная моя мысль — люди, работавшие над созданием этого фильма, совершили невероятное — в год, когда на экраны хлынули тонны коммерческой низкопробное кинопродукции, они создали маленький шедевр, оставшись верны исходному очень тонкому стилю выдающегося британского драматурга. С момента съемок фильма прошло 30 лет, и на фоне издевательств любителей политкорректности и толерантности (вроде «Шерлока Холмса» Дауни, или «Острова сокровищ» 2011), кино подкупает своей честностью по отношению к оригинальной книге и упором на режиссуре и игре актеров, которые сейчас воспринимаются просто как глоток свежего воздуха.
3 апреля 2021
Глядя на год создания фильма, прежде всего думаешь, для какой аудитории он был предназначен в свое время. Кажется, десятью годами ранее, это был бы стандартный телефильм (назвать его по-настоящему художественным язык не поворачивается, бюджет очевидно микроскопический, и сама стилистика больше соответствует тому, что зовется спектаклем), не плохой и не хороший, снятый для того, чтобы оказаться в сетке вещания и благополучно уйти в архив. Но в начале 1990-х он выглядит очевидным анахронизмом. Нет, я не утверждаю, что в это время нужно было снимать именно «черные» криминальные фильмы, предельно глупые комедии и тому подобный доминирующий тогда в нашей стране эстетический трэш. Но специфика кинематографа неизбежно связана с тем, что каждая лента должна быть соориентирована на определенную аудиторию, самое авторское кино все равно подразумевает ее как имплицитную категорию. В этом смысле данное искусство наиболее ангажированное из всех, более того, едва ли не привязанное к дате премьеры как приниципиальной меже, где и решается, что будет с конкретным произведением дальше.
«Призраки зеленой комнаты» скорее репрезентируют самую ситуацию распадающейся системы кинопроката. Ясно, что первоначальный импульс у картины имелся, бюджет все же выделили, но вот о дальнейшей судьбе уже не думали. Единственное, что связывает фильм с актуальной ситуацией, — акцент на условно мистической составляющей сюжета Пристли: стареющему автору пьес мерещится далекое прошлое театра, с настоящими страстями и трагедиями, перетекающими со сцены в жизнь и возвращающимися обратно. Практически стерильное в плане мистики советское кино в последние годы своей агонии выдавало мистику и ужасы с завидной регулярностью адепта культа карго. Понятно, что это не выдерживало сравнения даже с самыми посредственными жанровыми лентами США или Западной Европы, потому и воспринимается сейчас как неловкий казус.
Однако, если настойчиво искать скрытый месседж, то он все же обнаруживается. Очевиден намек на перемену времен, слом традиций и прочие катастрофы подобного рода. Истинное искусство ушло, но его еще можно спасти — вот, что акцентируется в фильме. Однако при всей своей наглядности данный тезис легко оспорим. Советское кино хоть и было одной из ведущих мировых школ, но существовало в искусственной обстановке планового производства и господдержки. Коммерциализация системы привела к тому, что весь этот контекст стремительно ухнул в бездну. Поэтому воспринимать претензии создателей фильма на некий категорический императив несколько неудобно, особенно если помнить, сколько тенденциозных однодневок снималось, и сколько ныне признанных шедевров ждало своего времени в архивах или шло крайне ограниченным показом. Поневоле получается эффект ложной антитезы, который не может скрыть ни участие замечательных актеров, ни авторитет британского драматурга, ни общая культуроцентричность сюжета.
6 из 10
22 ноября 2018