Призраки зеленой комнаты
6
6.2
1991, мелодрама, детектив
СССР, 1 ч 29 мин
В ролях: Ирина Скобцева, Виталий Беляков, Роман Филиппов, Анна Фроловцева, Артем Карапетян
и другие
В Зеленой комнате города Бартон-Спа, своеобразном театральном музее, перед премьерой собрались актеры Лондонского театра. Драматург Мартин Чиверел высказывает свои сомнения о том, что театр способен обрести былое очарование. Оставшись один в Зеленой комнате, Чиверел видит актеров прошлого века и становится свидетелем драмы, происшедшей здесь сто лет назад...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Призраки зеленой комнаты

год: 1991
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Владимир Дмитриенко
композитор:
художники: Борис Комяков, Борис Голодницкий
монтаж:
жанры: мелодрама, детектив
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 29 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, детектив

Отзывы критиков о фильме «Призраки зеленой комнаты», 1991

Как передать жизнь несколькими сценами?

Когда я узнал, что по данному произведению Пристли был снят фильм, я очень удивился: как? Нет, к Пристли вопросов не было, его роман пробирал до слез, но как подобное можно передать на экране? В «Опасном повороте» все же была детективная составляющая, «31 июня» цеплял жанром рок-мьюзик, к тому же сюжет там сильно изменили, очаровательно сместив акценты на романтизм и не потеряв при этом исходного юмора, а вот что делать режиссеру здесь? Неужели на экране можно всего несколькими урывочными сценами пробудить призрак трагической судьбы позабытой актрисы, и сделать это так, чтобы более часа в наше динамичное время фильм можно было смотреть не отрываясь? Из аналогов — ну могу вспомнить «Театр» о Джулии Ламберт — но он

трехсерийный, с полным правом главной героини занимать 90 процентов экранного времени, с громадным количеством незабываемых саркастических диалогов, или еще из созвучных далеких родственников — «неоконченная пьеса для механического фортепиано», ну а здесь-то как? Насколько мимолетно гений Пристли набросал в нескольких штрихах судьбу актрисы, сплел ее линию с линией «погибающего театра», и передал это так тонко, что выразить на экране мне это казалось невозможным. Вот, наверное, и главная моя мысль — люди, работавшие над созданием этого фильма, совершили невероятное — в год, когда на экраны хлынули тонны коммерческой низкопробное кинопродукции, они создали маленький шедевр, оставшись верны исходному очень тонкому стилю выдающегося британского драматурга. С момента съемок фильма прошло 30 лет, и на фоне издевательств любителей политкорректности и толерантности (вроде «Шерлока Холмса» Дауни, или «Острова сокровищ» 2011), кино подкупает своей честностью по отношению к оригинальной книге и упором на режиссуре и игре актеров, которые сейчас воспринимаются просто как глоток свежего воздуха.

3 апреля 2021

Глядя на год создания фильма, прежде всего думаешь, для какой аудитории он был предназначен в свое время. Кажется, десятью годами ранее, это был бы стандартный телефильм (назвать его по-настоящему художественным язык не поворачивается, бюджет очевидно микроскопический, и сама стилистика больше соответствует тому, что зовется спектаклем), не плохой и не хороший, снятый для того, чтобы оказаться в сетке вещания и благополучно уйти в архив. Но в начале 1990-х он выглядит очевидным анахронизмом. Нет, я не утверждаю, что в это время нужно было снимать именно «черные» криминальные фильмы, предельно глупые комедии и тому подобный доминирующий тогда в нашей стране эстетический трэш. Но специфика кинематографа неизбежно связана с тем, что каждая лента должна быть соориентирована на определенную аудиторию, самое авторское кино все равно подразумевает ее как имплицитную категорию. В этом смысле данное искусство наиболее ангажированное из всех, более того, едва ли не привязанное к дате премьеры как приниципиальной меже, где и решается, что будет с конкретным произведением дальше.

«Призраки зеленой комнаты» скорее репрезентируют самую ситуацию распадающейся системы кинопроката. Ясно, что первоначальный импульс у картины имелся, бюджет все же выделили, но вот о дальнейшей судьбе уже не думали. Единственное, что связывает фильм с актуальной ситуацией, — акцент на условно мистической составляющей сюжета Пристли: стареющему автору пьес мерещится далекое прошлое театра, с настоящими страстями и трагедиями, перетекающими со сцены в жизнь и возвращающимися обратно. Практически стерильное в плане мистики советское кино в последние годы своей агонии выдавало мистику и ужасы с завидной регулярностью адепта культа карго. Понятно, что это не выдерживало сравнения даже с самыми посредственными жанровыми лентами США или Западной Европы, потому и воспринимается сейчас как неловкий казус.

Однако, если настойчиво искать скрытый месседж, то он все же обнаруживается. Очевиден намек на перемену времен, слом традиций и прочие катастрофы подобного рода. Истинное искусство ушло, но его еще можно спасти — вот, что акцентируется в фильме. Однако при всей своей наглядности данный тезис легко оспорим. Советское кино хоть и было одной из ведущих мировых школ, но существовало в искусственной обстановке планового производства и господдержки. Коммерциализация системы привела к тому, что весь этот контекст стремительно ухнул в бездну. Поэтому воспринимать претензии создателей фильма на некий категорический императив несколько неудобно, особенно если помнить, сколько тенденциозных однодневок снималось, и сколько ныне признанных шедевров ждало своего времени в архивах или шло крайне ограниченным показом. Поневоле получается эффект ложной антитезы, который не может скрыть ни участие замечательных актеров, ни авторитет британского драматурга, ни общая культуроцентричность сюжета.

6 из 10

22 ноября 2018

Мелодрама Призраки зеленой комнаты впервые показанa в 1991 году, дебют состоялся более 33 лет назад, его режиссером является Юрий Борецкий. Кто снимался в кино, актерский состав: Ирина Скобцева, Виталий Беляков, Роман Филиппов, Анна Фроловцева, Артем Карапетян, Галикс Колчицкий, Нина Крачковская, Нина Меньшикова, Владимир Неяченко, Дмитрий Писаренко, Глеб Плаксин, Александр Пономарев, Владимир Прохоров, Игорь Пушкарев, Павел Винник.

Страна производства - СССР. Призраки зеленой комнаты — получил оценку кинокритиков равную 5,9-6,1 балла из 10 по версии Кинопоиска.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.