Откровение Иоанна Первопечатника
5.4
5.9
1991, драма, биография
СССР, 2 ч 27 мин
В ролях: Федор Сухов, Валерий Порошин, Александр Трофимов, Марина Шилова, Рим Аюпов
и другие
О жизни первопечатника Ивана Федорова. В его жизни было много и счастливых, и горестных дней: это и любовь к первой жене Анастасии, погибшей при первом московском пожаре, это и долгая мучительная работа над переводами, которые поручил ему митрополит Макарий. В плодотворную жизнь первопечатника вторгаются политические распри, обостряющие его взаимоотношения с Иваном Грозным. Понимая, что книгопечатание в России пока никому не нужно, Федоров покидает Россию.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Откровение Иоанна Первопечатника

год: 1991
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценаристы: ,
видеооператор: Николай Пучков
композитор:
художники: Альфред Таланцев, Екатерина Гмыря
монтаж:
жанры: драма, биография
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 27 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, биография

Отзывы критиков о фильме «Откровение Иоанна Первопечатника», 1991

Сказание о Иване Федорове

Иван Федоров и Иван IV Грозный… Великий просветитель, положивший начало книгопечатанию на Руси, и великий тиран… Возможны ли здесь какие-либо параллели?

Матушка-история распорядилась так, что эти две столь разноречивые фигуры оказались рядом на плацу одной эпохи.

Впрочем, если в отношении подвижнической деятельности Федорова, его бесценного вклада в развитие культуры (напомню, в 1564 году им была выпущена первая печатная русская книга «Апостол») всегда существовала однозначная оценка, то личность Ивана IV Грозного для нас по сей день неоднозначна. Увы, мало о нем написано в учебниках истории, и в течение многих десятилетий народу навязывалась мысль о якобы правдоискательском и глубоко национальном характере правления царя. Достаточно вспомнить хотя бы нашумевший в свое время фильм С. Эйзенштейна, сделанный, кстати, по заказу Сталина, где образ Грозного был овеян ореолом доблести и мудрости.

Недавно один политик сказал, что Иван Васильевич ну никак не мог убить своего сына, потому как был в то время в Ленинграде. Правда, не уточнил где именно, уж не на 3-й ли улице Строителей, д.25? Ему тут же возразили знающие люди, что во времена Грозного города на Неве, кажется, ещё не было, ну разве что стоял на бреге какой-нибудь небольшой приют убогого чухонца. И с чего бы туда царю ехать, по какой-такой надобности? В общем, не забываем мы Грозного, он всегда с нами, как Ленин в известной песне. А всё потому, что «Чёрная легенда» (как назвал это Гумилёв) именно при Иване Васильевиче и родилась в Европе. Как там стали замечать, что на Востоке не дикие леса и поля со скачущими по ним злыми татарами, а некое государство, которое пугающе растёт не по дням, а по часам, и слушать при том никого не желает, а на латинскую веру поплёвывает, так и перепугались — это что ещё за «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй»? И стали подсылать к царю папских представителей, чтобы Ивана к Риму переманить, а тот ни в какую. У нас, говорит, своя вера имеется, русская. И ушёл Антонио Поссевино, посол папский, несолоно хлебавши и зло затаил: чего ему папе доложить, где успехи? Оттуда и пошло: всё, что писали о Московии и её правителе всякие там Крузе, Таубе, Шлихтинги, Штадены и прочие, в сущности, не более, чем тенденциозная полубрехня на потребу начальству, своего рода предтеча более позднего «великого» сочинения маркиза де Кюстина. У нас историки разделились: одни говорят, что в целом, прогрессивный был правитель, если по результатам, ведь именно при нём Россия стала Россией. Вторые же возражают — «а в итоге что? А в итоге Смутное время? И вообще, если бы Иван посла папского Поссевино послушался и стала бы Россия католической — совсем другая бы жизнь сейчас была. Великолепная жизнь. Европейская! И в холодной войне бы не проиграли. Жили бы себе и насвистывали. Что-нибудь из George Gershwin, Рапсодию в стиле блюз, скажем».

Времена беззастенчивой лакировки истории проходят, и их неизбежно сменяет период переоценки ценностей. Думаю, не ошибусь, если скажу, что результатом этой непростой нравственной переориентации в какой-то мере стал фильм, который на студии имени Горького сняли по заказу Гостелерадио режиссеры Юрий Сорокин и Юрий Швырев. Рабочее название ленты — «Иван Федоров», а сценарий написал А. Лапшин.

Впервые в этой картине судьба и жизнь знаменитого русского первопечатника были прослежены в контексте царствования Ивана IV. Съемки прошли во Львове, Москве, у стен бывшего Ипатьевского монастыря в Костроме.

В заглавной роли — молодой, но уже неплохо зарекомендовавший себя в кинематографе актер Федор Сухов. Несмотря на то, что Иван Федоров, несомненно, его самая значительная роль, нельзя не сказать о том, что исполнителю уже выпадало трудное счастье вжиться в исторический конкретный образ: трижды доводилось ему играть в кино А. М. Горького.

Если Сухов пока еще не был избалован широкой популярностью, то имя Иннокентия Михайловича Смоктуновского могло служить звонкой рекламой грядущему фильму.

Обращает на себя внимание и тот факт, что впервые в фильме была показана сцена убийства Иваном Грозным своего сына. Несомненно, в былые времена подобные режиссерские замыслы вряд ли оказались бы реализованными.

Большую поддержку и помощь кинематографистам оказало духовенство Костромского края, любезно предоставившее право съемок на территории любого из костромских храмов и благословившее творческий коллектив на добро и удачу. Это был акт святости, ведь Иван Федоров — лицо прежде всего духовное, религиозное, и именно в таком ракурсе (и тоже впервые!) предстал он перед зрителями в картине.

16 августа 2018

Сказание о Иване Федорове

Иван Федоров и Иван IV Грозный… Великий просветитель, положивший начало книгопечатанию на Руси, и великий тиран… Возможны ли здесь какие-либо параллели?

Матушка-история распорядилась так, что эти две столь разноречивые фигуры оказались рядом на плацу одной эпохи.

Впрочем, если в отношении подвижнической деятельности Федорова, его бесценного вклада в развитие культуры (напомню, в 1564 году им была выпущена первая печатная русская книга «Апостол») всегда существовала однозначная оценка, то личность Ивана IV Грозного для нас по сей день неоднозначна. Увы, мало о нем написано в учебниках истории, и в течение многих десятилетий народу навязывалась мысль о якобы правдоискательском и глубоко национальном характере правления царя. Достаточно вспомнить хотя бы нашумевший в свое время фильм С. Эйзенштейна, сделанный, кстати, по заказу Сталина, где образ Грозного был овеян ореолом доблести и мудрости.

Однако времена беззастенчивой лакировки истории проходят, и их неизбежно сменяет период переоценки ценностей. Думаю, не ошибусь, если скажу, что результатом этой непростой нравственной переориентации в какой-то мере стал фильм, который на студии имени Горького сняли по заказу Гостелерадио режиссеры Юрий Сорокин и Юрий Швырев. Рабочее название ленты — «Иван Федоров», а сценарий написал А. Лапшин.

Впервые в этой картине судьба и жизнь знаменитого русского первопечатника были прослежены в контексте царствования Ивана IV. Съемки прошли уже во Львове, Москве, у стен бывшего Ипатьевского монастыря в Костроме.

В заглавной роли — молодой, но уже неплохо зарекомендовавший себя в кинематографе актер Федор Сухов. Несмотря на то, что Иван Федоров, несомненно, его самая значительная роль, нельзя не сказать о том, что исполнителю уже выпадало трудное счастье вжиться в исторический конкретный образ: трижды доводилось ему играть в кино А. М. Горького.

Если Сухов пока еще не был избалован широкой популярностью, то имя Иннокентия Михайловича Смоктуновского могло служить звонкой рекламой грядущему фильму.

Обращает на себя внимание и тот факт, что впервые в фильме была показана сцена убийства Иваном Грозным своего сына. Несомненно, в былые времена подобные режиссерские замыслы вряд ли оказались бы реализованными.

Большую поддержку и помощь кинематографистам оказало духовенство Костромского края, любезно предоставившее право съемок на территории любого из костромских храмов и благословившее творческий коллектив на добро и удачу. Это был акт святости, ведь Иван Федоров — лицо прежде всего духовное, религиозное, и именно в таком ракурсе (и тоже впервые!) предстал он перед зрителями в картине.

27 ноября 2016

Исторический телесериал

Шикарное кино. Очень развернутая картина общественной мысли не только Княжества Московского, но и Восточной Европы показана в нем. О чем думали мыслители той эпохи, о чем говорили, чем жили — об этом поведает нам «Откровение Иоанна Первопечатника». В выразительных средствах, характеризующих эпоху, быт и важнейшие события, недостатка тоже не наблюдается, особенно, если учесть год создания)

Вот только смотреть это нужно в «сериальном» пятисерийном варианте! Киноверсия, длительностью в два с половиной часа, дает совсем другой эффект. Киноверсия, это совсем другое кино. Я уверен, что, за пятичасовую версию оценки бы стояли более высокие.

В общем интересуйтесь культурой и историей, смотрите и наслаждайтесь!

7 из 10

8 сентября 2012

Драма Откровение Иоанна Первопечатника впервые показанa в 1991 году, дебют состоялся более 33 лет назад, его режиссерами являются Юрий Швырев, Юрий Сорокин. Кто снимался в кино, актерский состав: Федор Сухов, Валерий Порошин, Александр Трофимов, Марина Шилова, Рим Аюпов, Александр Борисов, Ирина Чериченко, Олег Демидов, Никита Джигурда, Геннадий Горячев, Владимир Ивашов, Анатолий Котенёв, Валерий Козинец, Василий Кравцов, Юрий Макаров.

Страна производства - СССР. Откровение Иоанна Первопечатника — имеет совсем небольшой рейтинг, всего 5,1-5,5 баллов из 10, а это значит, что критикам фильм не сильно уж и понравился.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.