Люми
6.2
5.9
1991, ужасы, боевик, триллер
СССР, 1 ч 40 мин
В ролях: Андрей Щербович-Вечер, Вита Гребнева, Надежда Бутырцева, Александр Потапов, Алексей Селиверстов
и другие
Полуволк-получеловек более двух метров роста, он появляется один раз в сто лет. Движимый голосом предков, оборотень идет к намеченной цели, не зная пощады, сметая всех на своем пути.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Люми

год: 1991
страна:
СССР
слоган: «Он пришел в мир людей, чтобы убивать!»
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Геннадий Сальников
композитор:
художник: Валерий Лукинов
монтаж:
жанры: ужасы, боевик, триллер, фэнтези, драма, приключения
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, боевик, триллер, фэнтези, драма, приключения

Отзывы критиков о фильме «Люми», 1991

Шарль Перро не придумал сказку про Красную шапочку, он записал неполную версию реальных событий. Почему волк искусно имитировал человеческую речь? Потому что не волк он, а люми – представитель народа, произошедшеего от волков. Раз в сто лет люми выбирают топового воина, который должен совершить ритуальное убийство старушки и её внучки. Этому обязан помешать охотник из рода Гумпертов.

И вот 1991 год. Валерий Гумперт, учёный натуралист, обожающий волков, покупает оружие и отправляется на прибалтийский хутор. Туда уже направляется люми, скрывающий волкоподобную внешность плащом с капюшоном. А вот огромный рост не спрячешь, не замаскируешь. Первый показанный водитель, увидев что автостопщик в два раза выше его легковушки, ударил по газам и стартовал оттуда. Двое следующих водит оказались менее осторожными.

Целью этих двоих является маленькая девочка Марианна. Её родители Инга и Янис интересные личности – за женщиной откровенно ухлёстывает местный врач Имант, а Янис (похожий на Бориса Моисеева) и в ус не дует. Затем приезжает Валерий, на которого уже Инга не прочь залезть. Я могу ошибаться, но, по-моему, это называется «нездоровые отношения».

Не совсем понятно – Валерий мистически скован обстоятельствами ритуала или просто не может помыслить сорвать его? Мужик нарядил Марианну в красную шапку и такого же цвета плащ с капюшоном, хотя мог бы заставить её родителей под любым предлогом увезти девочку. Судя по многочисленным оговоркам, нет никакого рода охотников, а есть только один бессмертный Гумперт (на фотографии столетней давности его полный двойник, даже шрам на месте). В таком случае многочисленная лажа Гумперта не имеет оправданий, ведь получается, что он не сугубо мирный человек, впервые отправившийся на охоту, а опытный истребитель монстров. Попасться в собственный капкан, свалиться в подвальный люк, получить в лицо из балончика от девочки, которую спасаешь – это рок-н-ролл.

Подобные эпизоды изрядно разбавляют атмосферу, превращая смесь «Хищника» и «Пятницы 13» в некоторый фарс. Именно это мне и нравится! Отличный фильм.

22 мая 2023

Песня про дождь для Волка.

В коллекцию осенних фильмов. Когда холодная ночная морось колотит мелкими злыми кулачками в стёкла, и пьёшь обжигающий чай, и есть лампа с жёлтым светом, то даже если один, совсем не чувствуешь одиночества.

Потому что где-то, не очень далеко, проходит Волк. Он шагает по безлюдному шоссе в плаще-палатке. Он её всегда надевает, когда идёт 'в люди'. Обладает разумным злым характером, прекрасным музыкальным слухом и общается на русском, как на родном. Смех у него искренний, он торжествует, и это только с непривычки страшно.

Меня зачаровала его лесная стоянка, с 'сигнализацией' на входе. Есть умысел в том, как лики идолов похожи на самого Волка. Гумперт такими глазами разглядывал тушу оленя со стекающей кровью, а догадаться, что Люми всего лишь добыл себе пищу... Ха-ха-ха-ха! — мне понравилось, как он приложил башкой Сигиса, — за глупость.

Прекрасные обстановочные зарисовки в фильме. Дом-сруб, аккуратные деревянные шкафы под росписью красками, плотные двери. Гумперт в гостях, на койке, одетый в свои охотничьи доспехи, включая шарф. Холодной порой удивительно хорошо отдыхается в верхней одежде из мягкой шерсти. Нет душноты, человек быстро согревается и легко идёт в забытье.

Инга, весь фильм в базовой длинной, разлетающейся клиньями, прозрачно-исподней сорочке. Простоволосая эротика на фоне стен деревянного дома одинаково хорошо смотрится и днём и ночью. А прозаически, Инга просто дома эти несколько дней, и в целом не мёрзнет в свитере на шёлк в пределах своего большого двора. Главное, муж ей так верит, что не видит, как её сотрудник-медик Имант, весь в лихорадочном бреду, околачивается около их поленницы.

Никто ничего не понял (кроме тётушки Эстер). Охотник приехал исполнить своё предназначение, а в в число доверенных вошла только Марианна. Правильно, напарники должны друг другу безоговорочно доверять и думать только о задании.

Инга в общении с Охотником такая потрясающе мечтательно-понятливая и лирично-кроткая, совсем не держится за свой уют, готова следовать за ним, 'быть послушной'. Она с ним гибкая, прозрачная, невесомая, лесная, девическая.

И Охотник её обижает безмерно, благородно выражая ей свою признательность. Он совсем не может удобоваримо объяснить, что все свои силы и концентрацию он должен направить на Волка. И вот Инга, очень страдая, разворачивается от него, снова оказываясь на приколоченном к тёплому деревянному дому — уровне полноправной, разумеется, любимой, своенравной женщины-жены своего мужа Яниса. Как на поводке-рулетке, Инга отбегает назад к своему жилью, снова ощущая земное притяжение своим женским телом 'крови с молоком', и всхлипнув, рвёт на себя дверь.... И её ошарашенный муж/кудрявый Александр Потапов, которого Инга не заметила вообще. Это надо видеть.

Окончание фильма по радиоэфиру анонсирует новые события, не позволяя фильму завершиться блёкнущим утренним покоем. Я твёрдо верю, что Волк дойдёт, куда ему надо, минуя все заставы и капканы, и останется жив. Он заговорённый, он уцелеет. И в тёмной глубине высокого леса он будет насвистывать 'Песню про дождь'.

9 октября 2022

Волк! Волк! Волк!

«Полуволк-получеловек более двух метров роста, он появляется один раз в сто лет. Движимый голосом предков, оборотень идет к намеченной цели, не зная пощады, сметая всех на своем пути…» — с такой вот примерно аннотацией появился фильм «Люми» то ли в СССР, то ли в России начала девяностых. Фильм ужасов отечественного производства! Взрослые смотрели по телевизору, а посланным спать детям приходилось подглядывать и довольствоваться рекламными роликами, немногими перехваченными ночером сценами и родительскими разговорами поутру, и откровениями школьных сочинителей, якобы допущенных к просмотру. Спустя лет десять-пятнадцать, найдя фильм ради удовлетворения неосуществлённого в прошлом желания, в недоумении задаёшься вопросом — что это такое вообще? — невольно повторяя реакцию матери и отца. Разве это ужасы?

Удивительно, но ещё лет через десять-пятнадцать, пресытившись прямолинейными «ужастиками» голливудского производства и научившись уже просеивать мейнстрим излишне изобильного кинематографа в поисках чего-нибудь эдакого, радуешься случайно встреченному «Люми», как старому доброму знакомому, и получаешь удовольствие буквально от каждого кадра. Как так, почему я пропустил это, что же случилось со мной или фильмом? За всех не скажу, но в моём случае первоначально сработало несоответствие анонсов и личных ожиданий действительности. Почему? Был неверно заявлен жанр, аннотация словно написана к другому фильму, и в ней явно, как понимаю сейчас, использовались западные клише. Поэтому произошло примерно вот что: берёшь в магазине киндер-сюрприз, бежишь домой, вскрываешь, и … по пальцам течёт содержимое настоящего куриного яйца. Где мой мутант?!. Обманули!.. Успокойся, мальчик, ты сам дурак. Сделал бы это над сковородой — ел бы глазунью.

Подумать только, ещё тогда, в 1991-м году, режиссёр и сценарист Владимир Брагин словно предвосхитил идею достаточно известного американского сериала «Гримм» 2011—2017-го годов, «продлённого» уже в 2018-м на возможный спин-офф! Там тоже используется переделка фольклорных сюжетов, но в литературной обработке не Шарля Перро, а Братьев Гримм. Немало правдоподобия этой иллюзии родства придаёт то, что сказку о Красной Шапочке писали и они. Оба произведения, помимо осовременивания устного народного творчества, сходны наличием посвящённой в жуткую реальность легенд семьи, стоящей на страже человечества и защищающей его от монстров, юмором и детективно-драматической интригой. Знаете, вот сейчас даже жаль, что тогда, при всей нашей любви к многосерийным фильмам, у нас не родилось чего-то подобного «Гримму». А ведь могло бы, припоминая финальное обращение к Гумперту в радиопередаче «песня на заказ»…

И всё же, что не так с «Люми»? Почему он вызвал разочарование тогда — и симпатию сейчас? Всё достаточно просто: его нельзя назвать «ужасами», и в нём нет оборотня. Одного огромного мужика в чём-то, напоминающем армейскую плащ-палатку, явно недостаточно. Да, есть несколько тревожащих воображение эпизодов и деталей, но всё самое страшное происходит за кадром и благодаря фантазии зрителя. Про что же тогда фильм? Сложно сказать однозначно. Здесь есть любовный многоугольник, комические персонажи и фантастический для тех времён экшен с подготовкой, выслеживанием, ловушками, стрельбой, погонями и фантастическими «боевыми» сценами, построенными на грубой силе человекозверя. Есть замечательные, развёрнутые и умные диалоги, живая мимика актёров, реальные строения, предметы и вещи в качестве декораций и реквизита. Есть даже пародирование популярных советских и западных фильмов и телепередач. Чего в нём нет, так это завершённости и определённости — смысловой, жанровой и даже сюжетной.

Современный сериал «Гримм» социален, он зрелищнее, жёстче и агрессивнее, и это неудивительно для культуры США. Он легко смотрится и понятен каждому. Можно сказать, его основная идея заключается в компромиссной толерантности, сосуществовании, частичной ассимиляции людей и существ. Это городское фэнтези и ничего сверх этого. Сюжет «Люми», несмотря на куда меньший размер, никуда не торопится, он благодушен, любит дать персонажам погулять, попить чайку, поговорить о себе любимых, о погоде и вечном. Наконец, он высказывает сомнение в том, что известное нам человечество единственное и единственно возможное на Земле, что оно идёт по верному пути развития в правильном направлении. Сомневается, но разделяет обе цивилизации почти непреодолимым барьером границы параллельных миров. Показательная разница, не правда ли?

Интересно, что «Люми» использует «Красную Шапочку» именно Шарля Перро, хотя общеизвестна она в исполнении Братьев Гримм. В чём разница? В значительном смягчении Перро простонародных натурализма и жестокости, в завуалированном порицании им женской «наивности», приводящей к добрачным связям и супружеским изменам, и, специально для тех, кто не понимает иносказаний, в добавлении прямо высказанной морали собственного рифмованного сочинения.

Как видно, поучительные традиции русской литературы в полной мере повлияли на выбор моралите Шарля Перро при создании сценария «Люми», а гораздо более подходящие для экранизации сказки Братьев Гримм пригодились, сообразно развлекательному происхождению литературы европейской, американскому сериалу «Гримм». Что дало это современному российскому зрителю, кроме смутного уже ощущения духовного сродства? Будьте внимательны: что же, в этом неожиданном ракурсе, хотел сказать и показать Владимир Брагин? Где истинный центр сюжета, на противостоянии чудовища и Охотника, равно играющих в жестокую игру, ставкой в которой становится жизнь невинного ребёнка? Или акцент на до сих пор не определившейся в своих предпочтениях давно замужней Инге, доверчиво принимающей опасные подарки маленькой Марианне и бабуле Эстер, тоскующей о «настоящих мужчинах» и сарае времён её молодости? Попробуйте найти «волка» теперь!

1 февраля 2021

Обзор N3 Люми. Жанр Советский хоррор.

Я не поклонник хоррора как жанра в целом. Потому что по настоящему классных фильмов на эту тему не много. За парой исключений, к которым можно отнести и Люми. Вообще хороший вопрос, допустимо ли отнести Люми к так называемому хоррору, потому что фильм по своей природе исключительный, не однородный по жанру. На самом деле это единственный советский фильм ужасов, о котором я знаю, и конечно ужасы это последнее, о чем подумаешь, размышляя о таком явлении, как советское кино.

Да! Я в восторге. Кроме шуток. Фильм классный по всем показателям. В Люми удалось совместить несовместимое — лучшие традиции доброго, чистого и светлого советского фильма и добротного западного готичного хоррора 80—90х. На выходе получилась мрачная страшная сказка, но в то же время и советская, душевная приключенческая комедия. Череда нагнетающих, страшных и, напротив, теплых и забавных моментов.

Самое фундаментальное в этом фильме, его суть и основа, его жизнь — это его атмосфера, нарастающее напряжение и ужас. Атмосфера фильма ужасов получилась в полной мере, но здесь есть и кое что еще — тепло семейной комедии. Борются ли в фильме эти два противоположных начала? Парадоксально, но они идеально гармонируют и дополняют друг друга. Впечатление чего-то целостного и естественного на выходе.

Сюжет фильма интересен и не банален. Даже современная трактовка сказки о Красной Шапочке оказалась жизнеспособной. Фильм смотреть интересно на всем его протяжении.

Актеры. Им просто не повезло с временем и местом в общем и целом, потому что в этом фильме великолепны все. Все образы получились проработанными, колоритными, с яркой индивидуальностью, даже, можно сказать, сложными психологическими портретами. Это далеко не штампованные на конвейере подростки американских хорроров. Персонажей немного, зато каждый из них очень яркий. Особо понравился, конечно, Гумберт. Мощный харизматичный образ охотника на волков, талантливый и симпатичный актер, чем-то на Ливанова немного похож. Интересен психопат-поэт-ревнивый муж Янис. Неоднозначен незадачливый поклонник Имант. Инга, главный женский персонаж, мечта всех героев фильма, и просто хорошая мать. Забавный милиционер Сигис. А вот бабушка и внучка, как то ни странно, более второстепенны, но это и не важно в этой истории.

Чудовище. Люми — получеловек-полуволк. Надо понимать тот факт, что это фильм такого периода российской истории, когда бюджет фильма мог быть только фактически несуществующим. Что сказалось и на качестве спецэффектов. Но… сыграло в обратную сторону, заставив искать другой выход. Люми, засчет удачных ракурсов камеры, избегания показа его во всей красе и подробностях, нагнетения атмосферы при его появлении и прочих умно подобранных деталей и мелких хитростей получился действительно пугающим, страшным и таинственным. Он не похож на примитивный маскарадный костюм, хотя на самом деле физически не мог являться ничем другим. И в этом есть высшее мастерство режиссера и оператора — сделать шедевр из ничего. И это вызывает бурный восторг. Заслуженные аплодисменты!

Что еще важно, это комедийная составляющая фильма, мирно уживающаяся с устрашающей. Это хороший, очень тонкий юмор, который нельзя вписать целиком в рамки черного, хотя конечно без него тут не обошлось. Чего стоит волчий юмор Люми! Все же нагнетающая часть в фильме преобладает, потому забавные моменты особенно радуют.

Что касается страшной части, то безусловным плюсом фильма является то, что здесь проявили хороший вкус, оставив все страшное атмосфере, а не шокирующим и кровавым деталям, что, к сожалению сейчас модно. За что мой личный респект фильму.

Итог следующий. Минусов не выявлено, плюсы в изобилии. Фильм наглядная иллюстрация того, как можно много сделать малыми средствами. Пара избушек, глухие лесные дебри, серая плащ палатка и военная каска, 10 человек актеров, топор, и старый запорожец, или кто он там. И это все необходимое и достаточное для классного хоррора. Русского Хоррора с большой буквы. Эй, вы там, в Голливуде! Смотрите и учитесь, как можно сделать хороший и интересный, атмосферный фильм ужасов, не имея на руках буквально ничего кроме примитивной бутафории и идеи. Какие там компьютерные спецэффекты! Фильм — гениальный финальный выстрел умирающего советского кинематографа.

Ах, да…

10 из 10

20 марта 2017

Люми, братцы, Люми! Люми, братцы, жив!..

В нежном возрасте я был озадачен рассказом моего ровесника из семьи моих дальних родственников, будто есть такой страшный-престрашный ужастик по типу «Красной Шапочки», где, однако же, вместо волка — какое-то чучело огородное, а вместо дровосека — охотник с топором… Найти и своими глазами увидеть, напугает ли меня кинокартина так же, как этого парня, я, честно сказать, и не мечтал, потому что интерпретаций «Красной Шапочки» наснимали великое множество и в т. ч. — «ужасных» адаптаций.

Прошло лет 20, и я, просматривая рецензии одной моей здешней подруги, специализирующейся на отзывах на старые ужастики, в т. ч. редкие и малоизвестные, узнал о фильме «Люми», снятом русскими о таком доживающем свои последние месяцы государстве, как Советская Латвия. Вот, оказывается, какой фильм напугал моего родича! Надо будет ему, если его увижу, напомнить…

Посмотрел — и убедился, что это просто такой всевдолатышский ситком, напоминающий не столько ужастики про оборотней, сколько вышедшие на несколько лет после самого «Люми» фильмы про особенности охоты и рыбалки. Действительно, кроме имён персонажей, ничего латышского в фильме вроде бы и нет: даже снято не факт, что в Латвии, — вполне возможно, на банальной подмосковной турбазе. Но что поделать, если для русских Прибалтика исторически ассоциировалась с чем-то нездешним, европейским! Не случайно многие крутые шпионские детективы и холодные юридические триллеры (чего стоит хотя бы фильм «Авария» с Ростиславом Пляттом!) снимались в советское время прибалтами. Но здесь было уже не до совместных с латышами съёмок: осенью 1990 г., когда происходит действие «Люми», напряжение между русскими и «лояльными» латышами с одной стороны и латышами-националистами с другой нарастало, что в следующем 1991 г. даже вылилось в небольшие перестрелки, омрачившие в целом бескровный распад Советского Союза…

Здесь есть свои плюсы, но зачем было преподносить фильм как один из немногих наших «ужасных» кинокартин, когда тут нарочно упор делается на интересные, порой гротескные и фарсовые, ситуации, на чёрный юмор (не обошлось даже без обыгрывания классической сцены Гамлета с черепом; только здесь в роли Гамлета — вурдалак Люми, а в роли бедного Иорика — какой-то сгинувший в латышских болотах Гансик из гитлеровской Германии) и, чуточку, на «сладкий запретный плод» нашего кино — на перчик взаимоотношений полов?

Все пугалки здесь основаны сугубо на эффектах неожиданности, уже в следующем кадре оборачивающихся не тем, чего ждёшь при испуге, а чем-то безобидным и шуточным. Потому любители натуралистичного насилия и кровавого зла в кино будут явно разочарованы. Кому из ценителей кровавой резни бензопилой, к примеру, понравится, что когда оборотень затаскивает егеря на дерево, то розово-белёсое месиво, падающее с веток, — это не раскромсанные мозги несчастного, а всего лишь ошмётки бахчевых плодов, которые странноватый егерь имел обыкновение таскать с собой?

Поэтому в который раз убеждаюсь: мало какой жанр я могу назвать настолько не подходящим мне, как ужасы. Если фильм хоть сколько-нибудь позитивный в смысле игры актёров и поворотов сюжета, то мне не хватает «жести». Такова псевдолатышская сказка для взрослых «Люми». Если же в плане «жести» всё более чем, то отталкивает откровенно мерзкий и глупый сюжет. Таков псевдословацкий снафф «Хостел». Монстры же, для меня лично, — это вовсе не гиганты-оборотни и маньяки-людоеды (моё сознание прекрасно знает, что их нет или они крайне редки, а потому вот ничуть не страшно!), а вполне реальные и встречающиеся довольно часто крупные рыжие мокрицы, летающие американские тараканы и кровососущие клопы (однако, коль скоро у меня на таких существ чуть ли не фобия, смотреть про них фильмы я точно не буду).

Итак, вердикт фильму «Люми»: за ситком ставлю «5», а за собственно ужастик — «неуд».

3 декабря 2014

Российский кинематограф: «Люми»

В российском кинематографе фильмов ужасов не так уж и много, да и те, что есть, хочется придать огню. Я не знал ни одного фильма, который не вызвал бы нареканий; пересматривая один за другим наши ужастики, я выключал большую часть из них еще на половине, жалея об убитом времени. И уж тем более наши киноделы не породили ни одного действительно пугающего фильма ужасов. Вот что странно — обычно со временем происходит прогресс, а вот наше кино исключительно деградирует. Я говорю это, потому что фильм «Люми» — низкобюджетная лента 1991-го года выпуска — даст фору любому современному российскому фильму ужасов.

В основу сюжета положена сказка о Красной Шапочке, переделанная на современный лад. Жутковатая интерпретация выполнена довольно качественно, и нить сюжета тут не пропадает и не обрывается. Если кратко описать сюжет, то: «Охотник, чей род каждые 100 лет должен останавливать приходящих на землю созданий, называемых «люми», начинает разыскивать его; тем временем на отгороженному от цивилизации хуторе живет семья с маленькой девочкой, которым и суждено стать новыми жертвами монстра».

С технической точки зрения фильм выполнен качественно, а иные моменты получились довольно жутковатыми. Общая осенняя картина подкидывает перцу в общий котел. А еще фильм крепко так держит в напряжении.

Подводя итог, можно сказать, что фильм «Люми» — превосходный образец российских фильмов ужасов. В фильме соблюдены все каноны, и большинство сцен, призванных пугать, действительно пугают. Общая атмосфера фильма впивается в Вас с первых минут фильма и не отпускает до самого конца. Если собрались посмотреть отечественный ужастик, то отвернитесь от того, что было снято, как минимум, с 2010-го (я бы сказал что с 2000-го, но там попадаются редкие исключения), и посмотрите «Люми» — на моей памяти единственный достойный фильм подобного жанра.

10 из 10

29 октября 2014

Городок

Современный украинский писатель Юрко Издрык в недавнем интервью сказал, что считает нынешних тридцатилетних потерянным поколением. Дети, выросшие в лихие девяностые, но сломе эпох, под аккомпанемент аудиосборников «Союз», фильмов Эйрамджана, под мягкий шелест страниц SPEED-инфо. Оковы пали и свобода взяла и встретила у входа, в результате чего на экранах отечественных кинотеатров мистер Секонд сменил мистера Фёрста. Все это безвозвратно поломало несформированное сознание детей перестройки. Невиданные звери начали выползать из своих нор, и одним из них стал чудовищный мертворожденный гибрид под названием «Отечественный Хоррор», который худо-бедно недобит и по сей день.

Не будем поминать всуе «Вия», дабы ненароком никто не провел параллели. «Люми» — это осовремененная версия «Красной Шапочки», густо замешанная на ликантропии, абсурде и внезапных вспышках псевдофилософии. Серый Волк — трехметровый гигант-оборотень в плаще и каске — рыскает по лесному поселку в Прибалтике, заезжий Охотник бегает то за ним, то от него, маленькая девочка в красной шапочке идет через лес к бабушке, мама девочки ищет, к кому бы прыгнуть в постель, пока муж не смотрит, а недотепистый полицейский мечтает арестовать хоть кого-нибудь, ибо в этой глуши правонарушителей днем с огнем не сыщешь. И все вместе они бестолково мечутся по трем локациям, натужно изображая подобие сюжета, подобие актерской игры и подобие смысла.

И если сначала «Люми» еще пытался маскироваться под хоррор — тягучая зловещая атмосфера, гигантская фигура оборотня на шоссе, неясные тени за окном, — то чем дальше в лес, тем больше фильм скатывается в чернушную комедию с гротескными персонажами, карикатурным Люми и полнейшим отстутствием старого доброго ультранасилия. Чудовище изображали два актера — один садился другому на плечи. И если в статике закутанная в плащ огромная фигура производит впечатление, то в движении весь образ буквально разваливается на части, верхняя половина живет отдельно от нижней, и оборотень больше напоминает клоуна на ходулях, а не древнее зло, раз в сто лет пробуждающееся ради того, чтобы крошить и убивать. Впрочем, остальной погорелый цирк не сильно отстает, персонажи теряются, находятся, толпятся, переигрывают, и в общем и целом кажется, что в той порноверсии «Красной Шапочки», что снял Лука Дамиано (там еще такая Бабетта, ух, какая Бабетта) больше сюжета, больше интриги и актерских достижений, чем в этом злополучном «Люми».

Для Владимира Брагина этот фильм так и остался единственным опытом в режиссуре, первый блин вышел как обычно, а далее он и вовсе забросил эту кухню, со временем закончив сценариями для российских ментовских сериалов, то есть абсолютным кинематографическим дном, где даже уже снизу не стучат. Пестрый и безумный мир русского кино девяностых сменился глубоким застоем нулевых. Фильмы, подобные «Люми», сменили фильмы, подобные «С. С. Д.», и это еще вопрос, что хуже — непреднамеренный, неумелый, но забавный и искренний фейл из прошлого или просчитанная коммерческая пустышка нового времени. Ужасы нашего городка, вервольф в глухую полночь обернулся то ли болонкой, то ли солонкой, вот такой конфуз. Конечно, это никакой не хоррор, и если бы такой сюжет опубликовали в выпуске «Интересная газета. Магия и мистика», то только в этом случае он попал бы на свою целевую аудиторию. Всем остальным же просто смешно.

10 июля 2014

Все уже предрешено…

Люми… Страшные, огромные волки-оборотни, вечные враги людей, и вечно же преследуемые ими. Раз в сто лет люми приходят в мир людей, чтобы отомстить им. Это целый ритуал. Нужно найти бабушку и внучку в красной шапочке где-нибудь в избушке, затерянной в лесу, и съесть их. А потомственный Охотник на люми должен помешать оборотню и спасти девочку с бабушкой. Давным -давно даже была написана сказка об этом. Проходит время, меняются страны и люди, но ритуал остается неизменным всегда. Девочка — бабушка — люми — охотник… В этой цепочке у каждого своя роль и свое предназначение. Раз в сто лет разыгрывается один и тот же сюжет с одними и теми же персонажами-масками. Если победит Охотник — люми уйдут на сто лет в свой мир. Если победит люми — он станет вожаком и приведет в наш мир свою стаю.

В начале 90-х, в доживающем последние дни СССР, было снято несколько фильмов ужасов, жанре, которого в советском кинематографе как бы почти не существовало до этого. «Вий», «Майская ночь, или утопленница» — они были, конечно, но воспринимались в первую очередь как экранизация классики Гоголя, а не как жанр хоррор в самостоятельном его виде. Но открывающиеся по стране видеосалоны показали, что наш народ до ужасов очень даже охот, а перестройка в стране, в экономике, культуре, позволили советским режиссёрам попробовать себя в жанре хорорр-мейкеров. В разное время в прокат вышли «Господин оформитель», «Пьющие кровь», «Семья вурдалаков», «Люми», «Прикосновение» и другие фильмы ужасов. Они были не равны по художественному уровню, но вызывали огромный интерес у зрителя в любом случае. Общее у фильмов было то, что сняты они были скромно, без излишеств и особых спецэффектов, но главное в них было: крепкие сюжеты, часто с литературной классической основой, сильные актерские составы с профессиональной игрой и нужная мрачная, безысходная атмосфера, которая царила не только на съемочной площадке, но и вообще в стране.

«Люми» из этого ряда выделяет то, что это была, наверное, единственная «черная комедия». Первая и единственная режиссерская работа сценариста Владимира Брагина, написавшего позже сценарий еще к одному фильму ужасов — «Хаги -траггеру», сочетает в себе и элементы боевика, мистики, сказки, хоррора, комедии и приключений. Вольный и очень своеобразный пересказ «Красной шапочки» в реалиях современной жизни латвийского хутора. Все персонажи со своими странностями. Это поэт — романтик и идеалист Янис в исполнении Александра Потапова, и его жена — красавица, подуставшая от его стихов и заинтересовавшаяся мужественным Охотником Гумпертом. Их милая дочурка Марианна, с подаренной тем же Охотником красной шапочкой. Охотник, идущий по следу люми, и сам люми — двухметровый волк, пахнущий псиной, насвистывающий популярный шлягер, услышанный по радио, и щеголяющий в немецкой каске, найденной в лесу и огромной плащ-палатке.

Все персонажи сказки на местах, и должны выполнить свою роль, хотят они этого или не хотят. Тем более что топор у тетушки Эстер уже пропал, страшный люми бродит возле избушки, а Охотник зарядил свое ружье. Атмосфера фильма пропитана скорее не страхом, а сюрреализмом сказки с долей юмора, основными носителями которого выступают врач Имант (Алексей Селиверстов) и милиционер Сигис (Александр Мохов), яркая игра которых — украшение фильма, так же как и диалоги и фразы героев, то философские, то афористические, то просто комичные, как фраза Сигиса: «Всем стоять!!! Лицом к стене, руки за спину, пожарная инспекция…». Или его же излюблено-профессиональное: «Всем стоять!!! Лицом к стене, руки за спину!» в лесу, среди деревьев. Эпизод такой, кстати, несмотря на всю его комичность, имел место в реальном захвате шестого отдела полиции, об этом писали в популярной латвийской газете. Не исключено, что именно таким путем эпизод и попал в фильм.

Ужас в фильме, в основе своей, обусловлен даже не страшным обликом монстра, который в кадре появляется нечасто, а тем самым чувством неотвратимости, безысходности, когда все предрешено, и люди, которые просто живут своей обычной жизнью, верящие и не верящие во все эти страшные сказки, все они — лишь пешки на шахматной доске, где у каждого в этой партии своя роль. Персонажи должны сойтись в намеченной точке: люми должен съесть Марианну и бабушку Эстер, назначение которых — быть съеденными, и Охотник, который должен убить волка и спасти их. Даже если он не хочет убивать и чувствует себя виноватым перед люми. А люми надоело мстить. Все уже решено за них очень давно. Таков ритуал. И каждые сто лет он будет повторяться вновь и вновь. Такова участь и людей, и люми. И никто не в силах этого изменить.

6 из 10

27 мая 2014

Сила Люми в том, что в него никто не верит!

Современные фильмы ужасов настолько приучили зрителя к зрелищным спецэффектам, что, прочитав описание данной картины, и увидев, что она отечественная, я решил, что смотреть её не стоит. Однако, по советам знакомых, любителей фильмов ужасов, я её всё-таки посмотрел. И как оказалось не зря.

Несомненно, никакого даже подобия спецэффектов в фильме не присутствует, однако режиссёру удалось подобрать такие образы, что и без всяких эффектов становится страшно. Главной изюминкой фильма является сам Люми, и его образ оказался, пожалуй, самым удачным. До сих пор не могу забыть высоченного зверочеловека, облачённого в плащ-палатку, который носит немецкую каску на голове, передвигается огромными и неуклюжими шагами, и смеётся диким рёвом. Кроме того, режиссёр выбрал очень удачный способ предоставления чудовища зрителю. Мы видим Люми не всего сразу, а лишь по частям. Благодаря такому приёму, появляется давящая на психику атмосфера, и становится реально жутко.

Что же касается остальных героев, то они получились очень колоритными и запоминающимися. Особенно понравился Андрей Щербович-Вечер, в роли писателя, являющегося ко всему прочему ещё и потомственным охотником, цель которого не дать монстру осуществить свой кровавый ритуал. Его герой получился особенно притягательным и запоминающимся. Хотя и остальные актёры сыграли здорово, что не удивительно для отечественного кинематографа, в котором спецэффектов обычно по минимуму, но зато актёрская игра на высоте.

Так же стоит выделить и сюжет, который очень необычен, благодаря сказочной завязке. По сути, перед нами знаменитая сказка про Красную Шапочку, только в современных условиях.

Подведя итог, хочу сказать, что перед нами очень качественный отечественный фильм ужасов, качество которого определяет, прежде всего, прекрасная актёрская игра, великолепно снятые пугающие сцены, и необычный сюжет. Кроме того, в картине нет сцен насилия и убийств, и присутствует юмор, что делает фильм вполне пригодным для семейного просмотра.

8 из 10

6 июля 2013

Люминатор

Есть такой жанр «пост-перестроечный фильм ужасов». Жанр этот возник в девяностые, там же благополучно и загнулся. Появился он потому что почувствовав запах свободы, а также, имея запрос на нечто новое и западное, отечественные режиссеры принялись осваивать не паханное поля мейнстрима.

Получалось не очень хорошо, что вполне ожидаемо. Не имея ни опыта, ни школы, ни кадров, ни элементарного представления о типовых необходимых качествах персонажей в жанре хоррор, невозможно получить нечто похожее на западный фильм ужасов (Все же несмотря на все это, иногда получалось неплохо, например, фильм «Прикосновение» и сегодня выглядит весьма оригинально).

Поэтому оценивать «Люми» как фильм ужасов совершенно невозможно. Один только уровень нелогичности всего сюжета, странных персонажей не вписывающихся в общее повествование и тормозящих действие, ужасающего грима и много чего еще, наглухо закрывают фильму двери к оценки выше двух.

Тут перед нами скорее авторское кино, где в отличие от бандитских боевиков того же времени, эксперименты с жанром режиссеру были простительны, просто потому, что мало кто знал как к ним относиться и оценивать. «Люми» это это фильм того времени когда снимать уже было можно все, но не все знали как. Кстати, до сих пор не знают. На дворе 2013 год, не могу вспомнить ни одного российского фильма ужасов.

2 февраля 2013

Волк, охотник и красная шапочка.

Для начала хотелось бы сделать отсылку к английскому слову trash. Обозначает оно мусор или хлам. Так как в кинематографе непосредственно нет такого стиля, люди приспособились обозначать этим словом непотребный либо просто плохой фильм.

О таком вот фильме и пойдет речь. Несмотря на то, что в «Люми» нет кишков или массовых убийств, этот фильм является трешем по определению — плохой фильм. До этого я говорил, что в начале 90-х годов была эра ужасного, убогого кино, именно к такому вот кино и причисляется фильм «Люми».

Фильм этот повествует о расе огромных оборотней, один из которых раз в сто лет выходит из своей общины для того, чтобы переделать сказку «Красная шапочка», то есть сожрать бабушку и внучку. После этого самец возвращался туда, откуда пришел и становился вожаком своего племени. Совершенно не понятно, каким образом они выбирали своих будущих жертв и уж тем более не понятно как охотник, в фильме это какой-то писатель-натуралист, понял за год до событий, происходящих в фильме, куда этот Люми пойдет и кого будет убивать.

Удивительно то, что создатели кино видимо, не знали или посчитали не нужным уточнить по поводу самой сказки о Красной шапочке. Охотник говорит, что Люми мечтает переиграть сказку Шарля Перро, что странно, потому что именно сказка Перро заканчивается смертью Красной шапочки, а хорошее окончание этой сказке придумали братья Гримм. В общем, в фильме мы имеем красную шапочку, ее маму, бабушку, охотника и, соответственно, волка. Кроме них несколько совершенно ненужных персонажей, которые добавляют лишний маразм в этот шедевр.

Строго говоря, непонятно, что именно хотели снять создатели «Люми». Это вроде фильм ужасов, но со временем он скатывается во что-то вроде «Шоу Бенни Хилла», где все бегают по кругу под совершенно безумную музыку.

Насчет музыки. Такой дикой вакханалии звуков я давненько не слышал, было бы намного лучше, если бы ее здесь не было вовсе.

Актерская игра не просто плоха — она убога, поэтому у меня нет ни малейшего желания о ней говорить.

Что же хорошего можно отыскать в этом фильме? Пара забавных шуток, которые меня заставили хмыкнуть, но они не стоят просмотра этого кино. Единственное хорошее в «Люми» это то, что, будучи ребенком посмотрев это фильм, я не мог спать от страха. Я уверен люди, рожденные в 80-х и тоже в детстве посмотревшие «Люми» меня поймут. Сейчас этот фильм, бесспорно, выглядит смешно и глупо, но за детские воспоминания и страхи ему большой пребольшой плюс.

По шкале послесоветского кино

4 из 10

24 декабря 2012

А я хотел ужасы. А не какую-то комедию без единой «пугалки». Разочарован.

Хотя, признаться, первые минут сорок фильм вполне может смахивать на этакий советский триллер. Но как только этот самый Люми встречается с Имантом — тут становится как-то и не страшно, и не смешно, и вообще хотелось завершить просмотр. Потому как Люми начал этого Иманта кидать, а тот снова поднимается и смотрит на человековолка влюблёнными глазами. Это ни в комедии, ни в трагедии не будет украшением. Хотя приподнял волк человека эффектно. Вот кабы он насадил его на какую-нибудь веточку и зажурчала бы кровищща. Если бы Сигиса не только эффектно схватили с земли и утащили в небеса, но и скинули бы его не совсем живого — вот это был бы настоящий фильм ужасов! Советский слэшер с ужасным, страшным, огромным человеком-волком. А аллюзия на «Красную шапочку» сделала бы фильм ещё более зловещим. Вот если бы, если бы…

Но увы, режиссёр сам запутался в жанрах и меня запутал — настроил на одно, а показал совсем другое.

5 из 10

15 октября 2012

Небольшой прибалтийский фольварк притих в ожидании надвигающегося страха. Раз в сто лет здесь происходит ритуальное действо, знакомое каждому с малолетства. Страшный серый волк загрызает бабушку и маленькую девочку в красном капюшоне, предварительно проведя канонический диалог: «Почему у тебя такие большие зубы?». Знающие люди всегда читали Шарля Перро и братьев Гримм как хронику. Но большинство жителей оказалось не готово встретить на пустынной дороге гиганта в закрывающем лице потертой плащевке. И «Песня про дождь» для кого-то прозвучала в последний раз. Но потомственный охотник на люми Гумперт гостя ждёт во всеоружии. Развязка в глубоком погребе неумолимо приближается.

Фильмы, которые поразили в ранней молодости, обречены на ностальгический флёр. Им прощаешь несовершенство кадра и наивность сюжета, радуясь соприкосновению с далёкими впечатлениями. «Люми» не суждено забронзоветь в ареопаге картин-мастодонтов, переворачивающих мир. Ранние шаги уходящего советского кино по влекущей тропе жанра «психологической мистики» не могли быть уверенными. По сути, только классический «Вий» и готический «Господин оформитель» могли служить слабыми вешками на этом зыбком пути. Ну и, конечно, кассеты с дешевым забугорным трэшем, светлая память его праху.

Владимира Брагина не смутило отсутствие денег, именитых актёров, поддержки агонизирующего государства. Его единственный фильм сплавил ледяную дрожь висящего в воздухе страха и мгновенно разряжающего звенящую обстановку лёгкого, незлобивого юмора. Слабую бутафорию оборотня съемочная группа элегантно скрывала такими оригинальными штрихами, как проржавевшая каска времен Отечественной или ботинки с высокими берцами. Неприхотливые декорации замаскировали языческими капищами и таинственной лесной поветью.

Персонажей в картине не более десятка. И все они запоминаются своей выверенностью. Вот суровый романтик Андрея Щербович-Вечера — волки и только волки. Вот нескладный поэт-графоман Александра Потапова — лысеющий мужичонка с душой подростка. Инга Надежды Бутырцевой горела последним костром неразделённой любви, Имант Алексея Селиверстова балагурил вослед уходящей молодости, деревенский полицейский Александра Мохова изображал техасского рейнджера. И завершали гармонический круг единого актёрского ансамбля девятилетняя Вита Гребнева (Красная Шапочка) и восьмидесятисемилетняя Капитолина Ильенко (бабушка Эстер).

А львиную долю внимания завороженных зрителей приковывала к себе фигура люми, получеловека-полуволка, пришедшая в наш мир для выполнения загадочной, непонятной миссии. Механически трансформирующийся голос, рыжая лохматость, резкий запах псины, виртуально слышимый с экрана, впечатывал образ в память на долгие годы. Даже впоследствии шеренги оборотней от николсоновского волка до Фенрира Сивого не смогли затенить образ двухметрового исполина в плащ-палатке.

Как и положено незаурядной ленте, «Люми» не движется по узкоколейке. Кроме триллерной парадигмы, в картину вплетена лёгкость черного юморка. Шутят не только вертопрах Имант и недотепа Сигис, но даже сам люми, по-своему, по-волчьи. Вообще, во второй раз просмотра фильм предстает больше комедией, чем ужастиком, что только раздувает потянутые пеплом угольки интереса.

Мы с возрастом всё больше со скукой смотрим на продуманную и запрограммированную действительность. А в детстве сказки переносили нас в мир, где непослушных детей сажают в печь кривозубые ведьмы, и под кроватью жили призраки чудовищ. А вдруг сейчас в редком перелеске можно набрести на непомерно большой собачий след, который приведет в страшно интригующий загадками другой мир. Мир люми.

29 апреля 2012

Люди против Люми

Советский мистический триллер «Люми», вольный пересказ «Красной шапочки», вышел в прокат в 1991 году — как раз на середине временного промежутка между двумя выдающимися образцами советско-российского мистического кино начала девяностых — мрачной «Семьёй вурдалаков» (1990) и безысходным «Прикосновением» (1992). Именно с этими двумя картинами о загадочных тёмных силах, чьё существование и влияние на людей невероятны, но при этом вполне очевидны, его и можно было бы сравнить, если бы не одна отличительная особенность — элементы комедии, которыми в тех лентах даже и не пахнет. Основными источниками юмора в картине являются поэт Янис («Ты можешь радоваться: я живой труп»), врач Имант («Кто здесь только не ходит — одни с топорами, другие с автоматами!») и милиционер Сигис («Всем стоять!!! Лицом к стене, руки за спину, пожарная инспекция…»): появится кто-нибудь из них в кадре — уже становится весело, а злобное чудовище, давшее фильму название, поневоле забывается. Кстати, встреча с ним ни для кого из этой троицы не прошла даром — выражение «отделаться лёгким испугом» здесь явно не подходит. Особенно это заметно в сцене, заканчивающейся следующими словами:

- Ну и кто же из вас Люми?

- Теодор Амадей Гофман…

Пугающие эпизоды, связанные с появлением монстра, в фильме, конечно, присутствуют, но они умело чередуются со смешными и нелепыми (как приказ «Лицом к стене!» в густом лесу, где кругом одни деревья). Страшная и напряжённая атмосфера триллера большей частью сведена на «нет» (спасибо юмору). Никакого драматизма. Крови почти нет. Противостояние людей и люми (не случайно слово «люми» созвучно слову «люди»), двух враждебных друг другу племён, которые уже не одно столетие подряд делят между собой эту землю и никак не могут поделить, выражается автоматными очередями, прорезающими тишину глухого леса на отдалённом прибалтийском хуторе, и лирическими откровениями очередного охотника, призванного уничтожить очередного волкочеловека: «Я ведь не убийца, я просто хочу знать — почему? Люми — это большая тайна. Я найду их и спрошу — может быть, и они что-нибудь знают о человеке? И если мы попросим их, они простят нас». А зловещие слоганы «Он пришёл в мир людей, чтобы убивать» и «Трепещите, пока вас не загрызли» нисколько не пугают. Зато радует актёрская игра: сыгравшие комичных персонажей Алексей Селивёрстов (Имант), Александр Мохов (Сигис) и Александр Потапов (Янис) отлично справились, да и Андрей Щербович-Вечер (Гумперт) хорош в роли отважного охотника.

И вообще, из какого языка пришло слово «люми»? Вероятно, из того же, что и слово «форзи» из «Прикосновения».

Вывод же относительно идеи «Люми» напрашивается лишь один: против злых сил потустороннего происхождения у людей есть мощное проверенное оружие — юмор (пусть и чёрный). Однако в борьбе против зла, имеющего не сверхъестественную, а человеческую природу, это вряд ли подействует.

24 февраля 2011

Все советско-российские фильмы ужасов того периода характеризуются отсутствием спецэффектов и внешней простотой. Ты сначала даже не понимаешь, что тебя в них завораживает, но, начиная смотреть, ты не можешь оторваться. «Люми» из таких.

Отдалённый прибалтийский хутор, свой изолированный мирок. Все персонажи странноватые: кто просто чудак, а кто и вовсе с придурью. Каждый из них — и Люми, и охотник, и неудавшийся философ-поэт, и его жена, и не выбравшийся из детства врач, и маленькая девочка, и туповатый военный, и даже тётушка Эстер, словно бы сошедшая с картины, изображающей чопорную английскую аристократку начала 20-го века, — сплетены в единую, неразрывную цепь событий. Здесь будет уместно вспомнить функции сказочных действий по Проппу (ведь мы же помним, что это история о Красной Шапочке). Функция Люми — найти и умертвить Красную Шапочку, функция Гумперта — убить волкочеловека, функция Яниса и Сигиса — стать препятствием, пусть и невольным, для осуществления задачи Гумперта, функция Марианны — встретиться с Люми.

Для всех фильмов ужасов того периода характерно обращение к теме неумолимости встречи со злом, неизбежности его победы. Здесь это оборачивается мыслью о цикличности времени: и через сто лет встретится новый Люми с новым Гумпертом, и новая Марианна станет целью для зверя.

Никто из нас не знает, кто тут прав: Гумперт, стремящийся остановить волкочеловека, или Люми, чьих предков когда-то люди изгнали со своей территории. Может, это мы должны просить у них прощения?

«Я ведь не убийца, я просто хочу знать — почему? Люми — это большая тайна. Я найду их и спрошу: может, и они что-нибудь знают о человеке? И если мы попросим их, то они простят нас».

9 марта 2009

Очередная экранизация сказки про Красную Шапочку в русском исполнении… порадовала. Фильм уже довольно старый — 91-ого года. В нем и штампы советского кино, но уже так тонко осмеянные, что прям прекрасно.

Вот охотник Гумперт идет по следам волка люми, который раз в сто лет возвращается, чтобы переписать старую историю. Глаза — крупным планом, как у Бандарчука-старшего в «Войне и мире». Он холоден, он знает свою цель. К нему тут женщина кидается на шею (мама Красной Шапочки) со словами «Ты такой необычный. Забери меня на свою планету!». Но он — настоящий советский охотник, отвечает: «Спасибо тебе, Инна. Я тут про волка хотел рассказать».

Юмор прекрасный. Истинно русский. Знаете, что делает волк, пока ищет Красную Шапку? Громит отечественный автопром в лице старого запорожца. А что делает Красная Шапка, когда волк ее находит? Увидите! Выражение «зал лежал» именно про этот фильм.

Всем советую, особенно тем, кто, как я, не любит отечественный кинематограф.

10 из 10

14 октября 2008

'- У тётушки Эстер топор украли.

- А зачем тебе топор, ты и так хорош…»

Довольно качественный советский «ужастик» с элементами тонкого чёрного и не очень юмора. Этакая вариация на тему сказки о Красной Шапочке. Не смотря на «ужасы» почему-то действует умиротворяюще, примерно как фильмы Масленникова о Шерлоке Холмсе. Рекомендуется смотреть вечером, в уютном кресле, за чашечкой вечернего кофе.

9 октября 2008

Ужасы Люми впервые показан в 1991 году, дебют состоялся более 33 лет назад, его режиссером является Владимир Брагин. Кто снимался в кино, актерский состав: Андрей Щербович-Вечер, Вита Гребнева, Надежда Бутырцева, Александр Потапов, Алексей Селиверстов, Капитолина Ильенко, Александр Мохов, Алексей Малюков, Юрий Сенкевич, Вячеслав Родин, А. Топоров, Владимир Зимин, Андрей Зайков, Владимир Белоусов.

Страна производства - СССР. Люми — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.