Я сюда больше никогда не вернусь (Люба)
7.9
7.2
1990, драма, короткометражка
СССР, 10 мин
В ролях: Елена Санаева, Нина Гончарова
Шестилетнюю Любу гонит из дома с побоями и проклятиями вечно пьющая мать.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Я сюда больше никогда не вернусь (Люба)

год: 1990
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Георгий Рерберг
композитор:
жанры: драма, короткометражка
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 10 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, короткометражка

Отзывы критиков о фильме «Я сюда больше никогда не вернусь (Люба)», 1990

Вечное возвращение

Фильм 'Люба' ('Я сюда больше никогда не вернусь') снят Роланом Быковым в 1990 году для проекта ЮНИСЕФ о трудных судьбах детей. Перечисленные три факта уже многое объясняют.

Ролан Быков, к тому времени уже снявший свой, пожалуй, самый резонансный фильм 'Чучело', сделал следующий шаг в направлении гиперреализма - он нашёл девочку из маргинальной семьи и показал зрителю десятиминутный концентрат маленькой жизни. Жизнь, как это обычно и бывает, отражена в детских играх, и есть в этих играх всё: и нежная любовь, и взаимная забота, и повседневное игнорирование, и оскорбления, и жестокое насилие, и страх, и боль, и секс, и смерть. Ребёнок включён в жизнь взрослых стопроцентно, он отыгрывает эту жизнь, возясь в одиночестве с куклами, и легко заметить, что основой игры становятся отнюдь не фантастические сюжеты и не воображаемые события: всё, что делает и говорит девочка, до оторопи узнаваемо.

Ролану Быкову как режиссёру интересен мир детства именно с этой стороны - с точки зрения проявленности в нём 'взрослых' проблем морали. Такой интерес можно наблюдать ещё в фильмах 'Внимание, черепаха!', 'Автомобиль, скрипка и собака Клякса' - тоже, по большому счёту, предназначенных не столько для детей, сколько для взрослых, которые должны увидеть-таки в детях проекцию самих себя, отследить собственное влияние на детский характер и судьбу.

90-е годы в российском кинематографе стали, если помните, временем отчаянных творческих поисков, далеко не всегда удачных. Надо сказать, что гиперреалистические тенденции в демонстрации остросоциальных проблем дожили и до наших дней: некоторые режиссёры, которых лишний раз не хочется упоминать, дабы не делать им ни рекламы, ни антирекламы, готовы выворачивать на экран любую физиологическую мерзость, нагнетать под предлогом «привлечения внимания» самые гнусные подробности, буквально ногами стоять на слёзных железах зрителя, выдавливая капли заветной влаги. Ролан Быков был в числе пионеров этого движения, но надо отдать ему должное, всё-таки искал (да, не всегда, повторю, удачно – на мой субъективный взгляд) для достижения своих целей художественные пути. То, что фильм «Люба» воспринимается как запредельно громкий режиссёрский крик, обусловлено форматом картины.

История ленты сложна: снятая в непростой период, она попала в продюсерскую мясорубку, из-за чего до российского зрителя не дошла. Режиссёру даже не была предоставлена так называемая «нулевая копия», по которой, если верить супруге Быкова и исполнительнице одной из ролей Елене Санаевой, можно было судить о скрупулёзной до гениальности работе оператора Георгия Рерберга.

Что же касается Нины Гончаровой - девочки, исполнившей главную роль, - то режиссёр, взяв для съёмок ребёнка, с трудом способного заучить фразу длиной более четырёх слов, довёл свой замысел до конца, и юная актриса сама озвучивала героиню, несмотря на то, что это потребовало немало времени и дополнительных усилий. Нина не связала свою жизнь с кинематографом. После окончания съёмок она попала в детский дом, окончила полиграфический колледж, неудачно вышла замуж в родном Ташкенте, воспитывала одна двоих детей, нигде не работала. Насколько мне известно, журналисты последний раз интересовались судьбой Нины в 2010 году, поэтому о том, как она живёт сейчас, широкая публика не имеет сведений.

В интервью журналисту газеты «Известия» Нина говорила, что фильм «обязательно надо показывать», так как он «затрагивает сердца людей». Причём сама она испытывает стеснение и даже стыд, когда кто-нибудь узнаёт об этом её актёрском опыте. Не знаю кого как, но меня при просмотре фильма охватывали те же чувства - одновременно жалости и стыдливой неловкости, как будто режиссёр заставил меня подсмотреть неприглядную изнанку чужой жизни, на которую мы обычно стараемся не обращать внимания.

27 августа 2022

А если без эмоций?

1. На счёт «матери». Я не знаю её жизненный путь и не могу осуждать её саму. Люди часто пытаются переложить ответственность на окружающих — как «мать» на «дочь» в данном случае. А алкоголь лишь усугубил.

2. На счёт «дочери». Она проецирует. Для неё это реальная жизнь. Если смотреть внимательно, то «дочь» придя в свой «домик» сначала была максимально ласковой и проявляла любовь. Есть два варианта — она это видела извне и второй её «мать» поступала точно так же. Если вариант два, то ближе к 100% причина в алкоголе. «Мать» приходит трезвой с работы, а потом напивается и превращается… далее по сюжету.

3. Порыв «дочери» удался, т. к. в она стояла рядом с обрывом в минуту нахлынувшей «бури» эмоций. Не было бы обрыва и этого мгновения, то скорее всего она бы вернулась домой к «маме».

Мне жаль в данной ситуации и «дочь» и «мать». Рядом с ними не было человека более сильного духом, чтобы «вытащить» их из этой бездны. Бывает эту роль берут на себя родители (бабушка и дедушка). Я не оправдываю «мать». Ни в коем случае. Точнее я не оправдываю её деяния показанные в фильме.

17 января 2021

Гениально, но вульгарно.

Звездный состав: оператор Рерберг, режиссер — Быков. Можно конечно много и долго ругать эту короткометражку, есть к ней с эстетической точки зрения претензии конечно, но если учесть, что фильм, скорее всего, идет как социальная реклама, да и снимался, скорее в сжатые сроки и за небольшие деньги, то можно отнестись к нему снисходительней.

Для меня очень странно выглядела сцена «вознесения». Очень наивно и даже, с высоты нашего времени, пошловато что-ли, но вспомним, что фильм снят в 1990 году, после 70-ти лет идеологического атеизма. В то время со всех экранов неслось различное мракобесие, и тогда отнесение к каким-то религиозным мотивам ассоциировалось с духовностью. Вот, я думаю, поэтому так и сделали. Постановка «вознесения» сделана, конечно, неуклюже, но метафорические кадры, сопровождающие его, смягчают этот эффект.

Еще немного натянуто выглядело все в начале (когда истерит мать). На заднем фоне мы слышим крики девочки. Оба крика сливаются в голосовую какофонию, и возникает ощущение даже, что это девочка сама виновата, что мать так себя ведет.

Но зато все остальное сделано так, что позволяет нам отнести эту короткометражку к шедеврам.

Авторы избежали излишнего натурализма и показали ужасы детской жизни остраненно — отобразили их через детские игры. Но впечатления от этих игр не менее ужасные, чем от натуралистических подробностей жизни. Музыка из «Сказки странствий» придает эмоциональности сюжету.

Актрису подобрали отлично (я о девочке). На мой взгляд так и нужно подбирать актеров. Это не профессиональная актриса, а ребенок с похожей судьбой и типажом (отчего все очень правдиво и жутко получилось).

Мастерство оператора добавляет свои находки. Интересна сцена, где девочка оборачивается на эхо голоса матери на высоком берегу реки (в начале), помните этот резкий, немного угловатый наезд? А ведь это самое начало девяностых! Про Догму 95 Ларс и не заикался еще!

В общем и целом получился очень сильный фильм, хоть и пафосный.

8 из 10

28 сентября 2017

Фу!

Не помню когда, но до того, как увидеть на ютубе, я эту… ну я даже не знаю как назвать, что это такое… видел по телевизору на каком-то дециметровом канале. Не понял, чего это девочка бьёт свои игрушки, она что, псих больная? И только сегодня узнал, что снял эту дрянь никто иной как великий Ролан Быков.

Но посмотрев на год выпуска, я в общем-то не удивился. В те годы не было таких режиссёров, кто не отметился чем-то остросоциальным, животрепещущим. Когда по телевизору показывали благо, добро, и вдруг неожиданно разрешили показывать и такое.

На что автор рассчитывал? Что все прям ужаснутся? Ах ты Господи, бедная девочка, которую затюкала мать-алкоголичка, сама такая же маленькая хабалка, которая ничего другого не знает, смотрите, смотрите, как она падает с обрыва! И рыдайте! Да погромче!

У меня один вопрос — какое имеет право на существование эта гнусь? Представляете, если это дети увидят? Как девочка летит вниз, бьётся о скалы! Что? Это для взрослых? Чтобы посмотрели и ужаснулись?! И не делали так, как эта пьяная мамаша? Да всех, кто эту гадость смотрел, вытошнило!

У великого Ролана Быкова есть другие гениальные фильмы, про детей и о детях, и комедии, и драмы. Зачем было сделано ЭТО?! Ролан Антонович, видимо, хотел как все, быть модным, да только одним идёт, а другим нет. Именно тот случай.

Заказ ЮНЕСКО. Именно тот случай, когда заказуха оказывается крайне бездарной.

18 июня 2017

Разумеется, проще родить очередной трэш (тем более, что время самое подходящее — 1990 год), сыграть на низменных чувствах зрителя, испугать особо впечатлительных, показав, мол, вона как бывает в жизни — родители-маргиналы детей тиранят. Ну хорошо, а делать с этим что будем? Видимо, будем продолжать плодить бессмысленный шок-контент (наподобие «Волчка»), не несущий в себе ни художественного, ни иного посыла. Чем попытаться вывести какую-то мораль, лучше еще разок вывесим во всю длину это грязное бельишко.

Даже не знаю, что расстраивает меня больше — сама короткометражка или тот факт, что ее снял талантливейший Ролан Быков.

23 июля 2016

Отчаяние и безысходность, это первые слова, которые пришли мне в голову при просмотре данного фильма. Отчаявшийся маленький человек, преданный самым родным и близким человеком, мамой. Мамой, которая должна оберегать, а не осыпать проклятиями в пьяном угаре, мамой, которая должна быть эталоном женственности и доброты, мамой…

Мать для ребенка, это весь его мир, а у маленькой Любы нет этого мира, у нее есть только скромный уголок в лесу, где её преданно ждут старые зашарпанные игрушки, именно к ним она прибегает, как маленький загнанный зверек, спасаясь от пьяных выходок обезумевший матери.

Быков снял свой фильм вне времени, такие матери и такие Любы были и в девяностые и в двухтысячные и сколько их будет еще…

Для кого Ролан Антонович снял этот наполненный музыкой Шнитке, разрывающий душу, десятиминутный шедевр? Уж, не для тех ли пьянчужек, что орут по ночам под окнами и дерутся со своими вторыми половинками за последний глоток водки? А может для тех женщин со «стеклянными» глазами, которые за дозу готовы продать своего ребенка первому встречному? Нет, он снял этот фильм для нас с вами. Для нас вечно бегущих на работу и с работы, для нас, по выходным ездящих копать картошку на даче, для нас детально продумывающих предстоящий отпуск, для нас вечно занятых всем и не чем. Для того чтобы мы видя маленького, беззащитного, затравленного человечка, уж если не обогрели и пригласили домой, то хотя бы покормили и не пожалели сказать доброе слово, быть может, став для кого-то тем самым «уголком в лесу», быть может, подарив кому-то, надежду и веру, что все еще будет хорошо. Быть может… Но Любе неоткуда было черпать веру и надежду в будущее, а там где умирает Вера и Надежда, умирает и Любовь…

10 из 10

6 июля 2016

Жестокая Правда

Я давно слышала об этом фильме, да все никак не решалась его посмотреть. Не помню уже, какие отговорки я себе придумывала, а просмотр все затягивался на неопределенное время. И вот, в один прекрасный день, придя с работы, я открыла старые закладки и решилась нажать на кнопку «PLAY».

Все. С этого момента можно считать, что меня не стало. Меня в прямом смысле размазало об стенку, мне было дурно смотреть эту короткометражку, и понимать, что это все — правда. Самая настоящая правда, жестокая, пугающая, страшная.

Я не думала, что буду плакать над этой картиной. Я, надо признать, плачу настолько редко, что слезные каналы в моих глазах уже давно могли бы высохнуть и рассыпаться. Но на этот раз в моей душе будто прорвало плотину. Я крепилась, крепилась до последнего, но этот яркий душераздирающий крик «Я больше сюда никогда не вернусь!» — он-то и стал спусковым крючком.

Я помню, что плакала долго. Нина сыграла эту роль настолько реалистично, настолько правдоподобно, что не могла не задеть особые струны в моей душе. Я смотрела фильм в напряжении, а под конец не выдержала.

Мне ужасно жаль, что такие ситуации — не вымысел. Очень многие дети страдают от того же, от чего пострадала и сама Нина в детстве. Это глобальная проблема, и Ролан Быков смог показать ее во всей «красе». И я считаю, что эту короткометражку должен посмотреть каждый уважающий себя человек, чтобы понимать, что дети — это не просто игрушка, которую можно время от времени выпотрошить и выбросить, а потом заново собрать и сшить.

10 из 10

12 июня 2016

Побег из реальности…

Просмотрев фильм Ролана Быкова «Я сюда больше никогда не вернусь!», у меня остались самые негативные впечатления от этого произведения. В первую очередь мне очень жалко девочку, которая сыграла эту роль. Побродив в интернете, я узнал, что она воспитывалась в детдоме. Понятное дело, что жить там трудно. Я вот одного понять не могу, ведь это живой маленький человек, зачем ей переживать повторно такое? Ведь это психологическая травма на всю жизнь! Конечный вариант, наверное, ЮНЕСКО удовлетворил, раз это оказалось достоянием общественности.

Я никогда не уважал, можно сказать ненавидел, таких родителей, которые вымещают собственную ущербность и низменность на собственных детях. Но в тоже время мне их было жалко. Несчастные люди становятся родителями и производят на свет новых несчастных. Они не могут быть счастливы, они просто не знают, как это быть счастливым. А дети повторяют модель поведения, усвоенную с младенчества.

В момент, когда девочка начала топить мишку, я подумал, что девочка своими глазами видела, как мать убивала её родного брата. Было очень больно на это смотреть, особенно, когда Люба начала «оживлять» мишку, набивая его песком. Наверное, мать в это время сидела и причитала около мёртвого ребёнка.

Когда девочка убежала из дома от кричащей матери и остановилась около несущегося поезда, у меня сердце сжалось, я думал, она бросится под поезд. Не очень люблю наблюдать последствия аварий или несчастных случаев.

Девочка убежала в лес и начала играть с уже припрятанными там игрушками. Видимо уже не первый раз она скрывается лесу. По фильму заметно, что поляну, где Люба играет, она убирает. Там лежит в укромном месте веник, игрушки, к тому же речка рядом. Лес для неё это дом. Здание, где она живёт с матерью — это просто место для еды и сна, хотя спит она, возможно, из-за буйства матери иногда в лесу.

В лесу девочка ведёт себя, как её мама. Она так же разговаривает, ругается, злится, рыдает. Не знаю, что сейчас с её родными детьми, надеюсь, конечно, на лучшее…

Вот написали мы свои впечатления от фильма, восхитились или нет работой Быкова, посочувствовали девочке, некоторые поплакали. И всё, забыли. Возможно, кто-нибудь подумает о решении этой проблемы. Но я уверен, что никто ничего не будет делать. Всё как было, так и останется. Да и что можно сделать, один против большого количества людей, которые думают, что им хорошо и ладно, что их никогда это не коснётся, не попрёшь.

Покончив жизнь прыжком в бездну, девочка облегчила жизнь в первую очередь себе. Она избавилась от каждодневных издевательств и побоев. Мать я думаю, будет не очень переживать по этому поводу, она найдёт успокоение в очередной бутылке водки. И через несколько дней даже и не вспомнит, что у неё была дочь.

Подводя итог, хочется сказать, что страшны не ужастики с ожившими трупами, страшны такие вот фильмы. Страшны тем, что они отражают реальное. Реальное, которое очень трудно изменить. А в наше время изменить просто невозможно.

8 из 10

7 февраля 2016

Яблочко катится от яблони

Так бывает. Пересмотрев практически всю фильмографию фон Триера и Балабанова, смело пропустив через себя антиэстетику «Зеленого слоника», найдя что-то примечательное в кровожадных ужасах «Человеческой многоножки» и «Сербского фильма», думаешь, что знаешь о киночернухе абсолютно всё и чувствуешь себя в ней, как рыба в воде. А потом случайно натыкаешься на 10-минутную короткометражку, которая кладет тебя на лопатки. Сходу, навзничь. До дрожи и тремора, почти до истерики.

И создал этот натуралистичный в своей абсолютности бытовой кошмар не какой-нибудь больной маргинал из Скандинавии или Японии, вовсе нет. Прославленный отечественный актер Ролан Быков в 1990 году снял по своему же сценарию нечто такое, что не может ассоциироваться с понятием советского кино даже отдаленно. Вывернутый кишками наружу ужас неблагополучной семьи. Восклицательное испражнение всего самого гадкого, извращенного и губительного, на что только способно больное, заспиртованное литрами дешевой водки разрушенное сознание неудавшейся матери, отраженное растресканным кривым зеркалом детского восприятия.

Фильм-крик, фильм-агония, в котором главными героями становятся маленькая девочка и ее игрушки, вынужденные играть в похабные игры про разврат, насилие, разруху и личностный коллапс. Хрупкая, еще не сформировавшаяся, но уже разбитая на осколки личность маленького человечка, способного лишь копировать грехи и пороки старшего поколения, падает в грязную жижу вместе с набивкой выпотрошенного в порыве озлобленного отчаяния плюшевого медведя. Потрепанная кукла лихорадочно пытается закрыть глаза, чтобы больше не видеть, не помнить и никогда не возвращаться.

А возвращаться куда? Мишку не возьмут в школу, Мишка не станет генералом, Мишка похоронен. Остальные безжизненно сидят, склонившись у импровизированной могилки с крестом из прутьев. Пьяный зов матери звучит из ниоткуда, заглушаемый гудком тепловоза. Куда бежать, Люба? Люба… Любовь. Любовь — это жизнь. А тут уже всё умерло.

10 из 10

15 мая 2015

Я сюда больше никогда не вернусь.

Несмотря на маленький хронометраж, за какие-то 10 минут режиссер вывернул наизнанку всю ту душевную боль, ненависть, одиночество, каплю детского тепла вкупе со злостью и обидой на жестокую мать, показал жизнь такой, какая она есть, без глянцевой обертки, как принято снимать подобные фильмы сейчас(исключение, пожалуй, «Волчок»).

Из-за пьянок и побоев матери, Люба вынуждена прибегать к эскапизму, где с постепенно нарастающим психологическим напряжением, проецирует материнское обращение с ней на свои игрушки.

Как бы родная мать не относилась к ребенку, в сердце его всегда горит огонек надежды на ее исправление, поскольку дите инстинктивно тянется к матери, нуждается только в ее любви, она опора и защита. Весь окружающий ребенка мир — это часть мамы. С потерей материнской фигуры разрушается мир ребенка. Издревле считается, что мать должна любить собственное дитя по определению, что по-другому и быть не может, то есть женщины изначально воспринимают это, как обязанность и аксиому, но, как показывают исследования в данной области, зачастую все совсем иначе. Люди не любят свои долги и обязанности. Мать Любы вряд ли понимала, что из себя представляет элементарная ответственность за своего ребенка. Вернее, она вообще не принимала Любу за свою дочь. Скорее, за тявкающего и мешающего под ногами щенка, которого можно пнуть без зазрения совести.

К сожалению, в России проблема недоразвитых мамашек очень актуальна. Это общественная катастрофа, связанная с мозговой и душевной патологией. Я считаю, что подобных убогих просто необходимо стерилизовать или расстреливать. Человеку дан разум, чтобы он думал, а он все делает наоборот. Нужно понимать, что ребенок, в первую очередь — огромная ответственность, которая лежит лишь на женщине и только на ней. Дите — зеркало матери. То, из чего она должна слепить полноценную личность, одарить любовью и обеспечить существование, ребенок не должен знать нужды ни в чем. В противном случае — ребенка быть не должно. Некоторые недомамки, плодящие детей аки фабричные игрушки, сами нуждаются в воспитании и обеспечении. Это весьма печальное зрелище. Особенно, частое явление в провинциях, где каждый второй пребывает в извечном запое по причине своей лени вперемешку с жалобами на поганую жизнь, а маленькое создание принадлежит самому себе и улице. Это еще в лучшем случае, а то и подвергается насилию как физическому, так и психологическому, что в будущем обязательно даст о себе знать.

В столь нежном возрасте(6 лет) дети импульсивны, спонтанны и поступают по текущей ситуации — что чувствуют, то и делают. Личность ребенка очень легко ломается, а вот починке уже не подлежит. Может, это прозвучит цинично, но финал фильма логичен. Лучше смерть, чем такая жизнь. Всем известно, что «цветок жизни» получающий в детстве отменную порцию родительского презрения, впоследствии не будет от них отличаться и проекции его отразятся на будущих детях.

Человек, униженный психологически(что нередко проявляется в виде психических расстройств), неосознанно замыкается в саду собственного ада, где выращивает и поливает цветы своей боли. Быть счастливыми способны лишь благополучно развивающиеся дети, нежный мир и иллюзии которых не переехал грузовик жизни своими грязными и смачными колесами.

Настоящая и всегда свежая пища для размышления будущим матерям. Была бы способность размышлять…

18 ноября 2014

Я… больше… сюда… никогда… не… вернусь…

Мне было больно смотреть. А потом страшно. А потом снова больно. Хотя ведь, в сущности, кто-то скажет — обыкновенная российская «чернуха». Даже где-то банальная и такая узнаваемая. Но это вам не какой-нибудь «Зелёный слоник», где кроме отвращения ничего не испытываешь. Здесь именно боль и страх…

Возможно ли вложить эти два компонента в одно десятиминутное действо? Да. Что и доказал великий Ролан Быков. Нужно ли это смотреть? Каждый решит сам, но в погоне за сильными впечатлениями даже не думайте пропускать. Ни один триллер-ужастик-боевик по силе своей не сравнится всего лишь с этими какими-то десятью минутами. Нигде больше не увидеть столько насыщенной страданием краткости, где немного обрывисто, но с творческим душевным накалом разворачивается убийственная по своей несправедливости история.

Вы вообще видели ребёнка, падающего со скалы?

О да, можно заявлять, что бывают ситуации и похлеще с детьми алкоголиков. Однако не нужно. Короткометражка создана вовсе не для того, чтобы восполнить коэффициент зла на земле или наглядно продемонстрировать воздействие пьянства родителей на малолетнее поколение. И всё же она имеет место быть. Просто чтобы мы не забывали. Оставались людьми. Особенно по отношению к своим детям…

«Я… больше… сюда… никогда… не… вернусь…»

Не возвращайся, не смей, детка.

9 из 10

5 мая 2012

Режиссер Ролан Быков не побоялся снять десять минут жестокого зрелища под названием «Я сюда больше никогда не вернусь». В фильме «Внимание, черепаха!» можно увидеть надежду в лице орущего Фунтика с криком «Там черепаха!!!», в «Чучеле» луч света в темном царстве еще тоньше, то в короткометражке «Я сюда больше никогда не вернусь» вообще нет никакой надежды, кроме как, может быть, на Бога.

Нам показывают пьющую мать, избивающую свою родную дочь, которая ничего плохого ей не сделала. Миру все равно на них и на их страдания. Девочка убегает из дома к своему тайнику, где прячет свои игрушки. Ее игра с игрушками есть воспроизведение ее реальной жизни. Она бьет их по лицу, орет на них, используя нецензурную лексику, изображает половой акт… Сопровождается это музыкой из моей любимейшей «Сказки странствий», за что Быкову большое спасибо.

Правда ли то, что показали в этой картине? Моя личная вера состоит в том, что мы живем в эпоху, которая куда страшнее. А такие короткометражки не порождают новые глобальные проблемы человечества, они бросают им вызов. Если, конечно, сделаны так, чтобы возмутить зрителя. Нередко они снимаются так, что у зрителя возникает желание скорее подражать происходящему на экране. Но тут зрителю может реально стать стыдно. А это есть плюс.

Каждому родителю, теряющему контроль над собой в отношении своих детей, стоит посмотреть эту короткометражку, потому что это возможность посмотреть на себя со стороны. Советую каждому.

12 февраля 2012

10 минут

10 минут жизни, 10 минут судьбы человека, 10 минут ненависти, 10 минут боли!

меня поразил этот фильм! Как точно Ролан Быков показал жизнь в неблагополучной семье. Пьяница мать, которая ненавидит свое дитя и в пьяном угаре готова убить за любую провинность. Зато когда у нее наступает трезвый просвет, она извиняется, любит, просит прощение… Но все это до первой рюмки.

Психологи говорят, что дитя любит свою мать, какой бы она не была и как бы она к нему не относилась!

Всегда была несогласна с этим утверждением и данный фильм еще раз это подтвердил. Люба предпочла смерть, такой жизни. Нет! Слово — жизнь не подходит! Существование и выживание — вот подходящие термины для этой «семьи». Вымышленный мир Любы представляет не что иное, как уменьшенную копию ее реального мира. Но в нем уже она на месте матери-алкоголички, она унижает свои игрушки, бьет, истерит, а потом плачет и извиняется перед ними.

Кто мог вырасти из этого ребенка? Только такая же женщина, как и ее мать! Возникает резонные вопрос: Что лучше смерть или такая жизнь?

10 из 10

12 апреля 2011

«Фильма КУСОК…»

Сегодня по чистой случайности пришлось посмотреть данный фильм. Хотя сложно назвать это фильмом. После окончания 10 минут возник вопрос: «Это что был кусок из фильма?». Для куска — нормально, для фильма, пусть и короткометражки, — не окончено и вырвано из контекста. Перейдём уже к самому «фильму».

Первое, что можно отметить — это эстетически неприятную «картинку». Дело тут даже не в грязи и т. п., а в том, КАК это показано. Ладно, на это можно закрыть глаза, так как, предположим, этим пытались добиться эффекта реальности и присутствия.

Во-вторых, кто бы сколько ни говорил, что это не игра, а реальность, я в это не поверю. А, если эта девочка не играла, а реально проживала данную ситуацию, то тут как минимум можно было засудить создателей, так как они влезли в личную жизнь и нарушили все правила конфиденциальности. Да и где вы там увидели «проживание» роли? Все 10 минут на нас изливается такая наигранность, что только фанаты театра могут назвать это изображением реального человеческого поведения, которое по какой-то странной случайности выражается в размахивании руками, внимании к камере и почти монотонным произнесением фраз. Вы часто встречали такое в жизни?

В-третьих, данный фильм в очередной раз подтвердил, что многие пытаются привлечь внимание хамством и обнаженным телом. Но знаете, важно даже не ЧТО ты используешь в своём «творении», а КАК ты используешь. Зачем я буду смотреть на голого ребенка в грязи чуть ли не 10 минут? Это уже не считается извращением? Зачем мне смотреть, как ребенок ругается матом и выливает всякую грязь на экран — этим что в наше время можно удивить? Безусловно, можно сказать: «Если ты пишешь об этом фильме, значит тебя что-то тронуло!». Конечно. Тронул непрофессионализм и бессмысленность данного творения.

Скажите, для чего на весь экран первым кадром показывать имя режиссёра? Чтобы не дай бог никто не полил грязью сиё творение, так как Быкову надо приклоняться, так же как полмира готовы ходить в чём угодно, лишь бы это был дизайнерский бренд? Смешно.

В-четвёртых, сюжет безусловно банальный, а сам фильм не вызывает никаких эмоций, хотя, в принципе, нацеливался данный фильм на то, чтобы открыть людям глаза на жестокость и пробудить не сочувствие, а именно некое стремление что-то изменить и задуматься. Ну-ну… В итоге нам показывали половину времени извращенные игры ребенка, которые, конечно, перенесены из окружающего её мира, в частности, матери. Это удивляет? Откройте любую книгу по возрастной психологии, и там вы найдёте миллионы примеров о том, как дети переносят сюжет из жизни в игру — этим уже никого не удивишь. Кто-то заметил в данном фильме состояние аффекта у девочки. Кто-то будет переживать: «Как же так, такая тяжелая жизнь. Бла-бла-бла мать такая сякая до такого девочку довела».

Но, подождите, мы же смотрели ФИЛЬМ, который предполагает как минимум наличие чего-то нового в сюжете, раскрывать те грани, которые ещё не были отражены в других произведениях. Зачем нам показывать банальную хронику из передач по ТВ, при этом ужасно переигранную?! Вы не видели сюжетов страшнее, как детей запирают в сараях, превращая из в «маугли»; когда показывают ужасающие квартиры, где дети просто на грани гибели из-за родителей-алкоголиков и т. п. Вы не видели сюжетов про издевательства над детьми? Именно эти ужасные реальные сюжеты должны вызывать у всех нас чувства ужаса и «вырывать» сердце от боли и страха за то, что происходит в нашем мире! Насколько мы разучились смотреть правде в глаза. Нам проще закрыть глаза на реальность, посмотреть фильм с придуманным, пусть и страшным, сюжет, немного попугаться, а потом сказать себе: «Фууф…как хорошо, что это не правда и что это не про меня! Пойду дальше жить своей счастливой жизнью!».

Посмотрите вокруг. Разве ненастоящая, пусть и страшная, судьба несуществующей героини страшнее, чем страдающие судьбы настоящих детей?

1 из 10

1 ноября 2010

Поразило, что в фильме реальность изображена в отражённом виде, как проекция, построенная в пространстве детского опыта, тех 6 лет пополам с болью, страхом, унижением. Артистичная, тонкая, восприимчивая натура, — малышка перенимает все эти образы, срисовывает с окружающих её людей. Искаженное понимание значения всех происходящих явлений уже бесповоротно сформировано, Люба получила весь доступный код, который проявляет (подсвечивает) реальность, с её причинно-следственными связями, необратимостями, неизбежностями, обязательствами. Словно заведённый механизм, она никогда уже не поверит (реальность не знает веры, вера в реальности есть самообман); никогда не откроется (реальность не требует откровенности, реальность имеет конечное число вариантов, все комбинации могут быть просчитаны); она никогда не простит (реальность не отпускает от насущного). Всё, что составляло различие между девочкой и взрослым миром, теперь стёрто. Люба не сможет вернуться в детство: «я сюда больше никогда не вернусь». Всё потому, что детства у неё просто не было, она не познала того, что сохраняет нас теми младенцам с открытыми доверчивыми глазами, из которых мы выросли. Материнский дом, семейный очаг, молоко матери, её любящие руки, прикосновения, защита, любовь к самому близкому на свете существу — это прививка счастья, вакцина добра и естественный ход жизни, продолжение жизни как подарок. Вот на такие примерно мысли наталкивает этот фильм.

Убедительной эту историю делает доля автобиографичности. Маленькая Нина рассказала нам о себе. Это единственная её работа в кино. И пусть жизнь её пока складывается не самым лучшим образом, этот человек знает чего стоит слеза ребёнка, и я уверена, что она достойно воспитает своих малышей.

8 из 10

2 сентября 2010

Редкий полнометражный фильм оставит столь глубокое и тягостное впечатление от просмотра. А уж сделать подобное за 10 минут — дано не каждому мэтро. В 2005-м вышел в свет фильм «Невидимые дети», социальный проект ЮНИСЕФ, состоящий из короткометражек, снятый состоявшимися режиссерами и посвященный крайним проблемам детей. Фильм Быкова, снятый, на 15 лет раньше, по заказу той же организации, разбивает в пух и прах всё впечатление от двухчасового просмотра проекта 2005-го года. Последний подобный шок-эффект я испытал после рассказа Вячеслава Рыбакова «Зима», тесктом всего в 10 страниц.

«Я сюда больше никогда не вернусь» — не просто кино, а глубокий шрам нашего общества. После которого остаётся чёткий зеркальный посыл: Мы — это наши дети. И то, какое отражение мы увидим напротив себя, в наших детях, зависит только от нас…

10 баллов

25 июня 2010

Этот фильм выворачивает душу наизнанку. Трагедия ребенка — это нож в сердце. Эти глаза девочки, столько в них отчаяния и безысходности! Маленькое затравленное беззащитное существо! Мама для ребенка — это нечто священное и чистое. Любая мать в глазах ребенка Бог. И когда она отворачивается от чада, весь мир становиться чужим, враждебным… и не нужным.

Мать не просто убила бедную Любу, она делала это медленно и изощрено. Изо дня в день она твердила ей о никчемности, унижала, оскорбляла. Такая женщина недостойна называться матерью.

И вот Люба бежит и поезд перекрывает ей дорогу, назад нельзя. Бедное дитя зажали с двух сторон, загнали в ловушку. «Я больше сюда никогда не вернусь!» — это крик израненной души, который адресован всем нам. Нам! Люба не одна такая. Мы ведь почти каждый день видим таких как она. Просто предпочитаем не замечать и не вмешиваться. Равнодушие — один из самых страшных грехов. И Ролан Быков демонстрирует нам его страшные необратимые последствия…

Эту картину невозможно оценить. Любите детей, не важно своих или чужих. Не стойте в стороне, когда им нужна помощь. Взрослых не должны оставлять равнодушными слезы ребенка…

21 июня 2010

Все эти 10 минут я пребывала в состоянии сильного напряжения, с самого первого кадра. В горле застыл какой-то неприятный ком.

Не буду оригинальна, если скажу, что Р. Быков — гений, он смог показать очень многое за этот крохотный отрезок времени, в сей короткометражной (при этом бесспорно вполне полноценной) драме есть всё то, чего не хватает многим современным 2-часовым фильмам на остросоциальные темы.

Хотелось бы, чтобы «Я сюда больше никогда не вернусь» был просто качественным чернушным арт-хаусным триллером. Но это не триллер и не арт-хаус — это самая что ни на есть жизнь, без прикрас. Сколько таких семей, таких сирот при живых родителях, как 6-летняя Люба? В России, в странах СНГ, вообще в мире (ибо я не привыкла смотреть на реалии даже самых успешных западных стран через розовые очки) ?.. Да проще пересчитать звёзды на небе.

Несмотря на жестокость и грязь окружающего мира, Люба всё равно остаётся ребёнком, который не желает верить в то, что всё так беспросветно — прямо что-то сдавливает голову железной рукой, когда сразу после избиения скотиной-матерью она бежит в небольшой лес у реки и как бы перемещается в свой мирок. С игрушками, звонко журчащим ручьём и лесной земляникой.

Кстати, Нина Гончарова, исполнительница главной роли, практически сыграла тут саму себя. Поэтому всё выглядит настолько натурально и, казалось бы, просто с актёрской игрой ничего общего не имеет. Она воспитанница ташкентского детдома, дочь алкоголиков, которые были лишены родительских прав. Так что «Я сюда больше никогда…» можно смело назвать фильмом-биографией.

Оценка… А как можно оценить нашу жизнь? Её нужно просто принять, осознать, что такие проблемы действительно существуют, и со своей стороны пытаться как-то влиять на их решение. Как влиять? Усыновлять таких детей или строить для них элитные детдома и интернаты?.. Необязательно. Достаточно одного — не быть равнодушным и не проходить мимо, если вы видите, как кто-то издевается над заведомо слабым существом (ребёнком или животным), которое неспособно ответить хотя бы просто потому, что сильно привязано к своему мучителю — потому что это мать, отец или хозяин. Потому что вроде как он должен любить.

И ещё: не заводите детей и животных, если не уверены, что сможете их любить и заботиться.

18 марта 2010

Фильм, как выстрел

Ослепляет на некоторое время. Скульптор сознания. На протяжении 10 минут усердно и мастерски отсекает все «наросты». После — остается кристально чистый разум, как идеальная скульптура, от которого чудодейственным образом отсечены все «неправильные мысли». Лишь квинтэссенция дороты, добродетели и веры.

Лента уже в начале раскалена до предела. И сразу же ставит тебя на дыбы, потому что совершенно безжалостно и неожиданно выбрасывает в нечеловеческое, противное всему естеству недопустимое детское горе. Землянички — переломный кадр. Это слишком наивно, непринужденно, просто, весело и подаобающе обычному детству, что до судорог и дрожи в руках несоответствует предыдущим душным, чуть ли не спирторазящим, грязным кадрам. Несмотря на то, что девочка уже осталась одна, абстрактное повествование ее жизни продолжается, но она сама выступает в роли матери, матери своих игрушек. То, что она говорит вводит в какой-то транс, от этого невозможно оторваться. Детский, трогательный голос, произносящий то и дело грязные ругательства, совсем не характерные для существа, от которого подсознательно ожидаешь чистоты и неиспорченности. Они были сказаны ребенку человеком, призванным учить : любви, ласке, жизни, а не убивать желание существовать.

Девочка жила в двух мирах — мир, созданный её матерью и мир, созданный ей самой. Несмотря на то, что один был реальный, а другой — вымышленный, она глубоко чувствовала их оба, а наверняка второй — больше, ведь он был для неё спасением, способом ухода от реальности. И когда трагедия одного мира (убитый ребенок — мишка)наложилась на трагедию другого (хаотически повторяющиеся пьяные ругательства) прозвучала дикая фраза — Я больше сюда никогда не вернусь.

2 февраля 2010

Отличный короткометражный фильм, драма шестилетней девочки заключается в том, что она рано поняла жестокость этого мира, тем более ужасает, что через свою мать… Но финальная сцена предназначена не для того, чтобы мы закрыв глаза говорили как это ужасно, а для того чтобы поняли что все закончилось хорошо, намного ужасней было бы, если бы она этого не сделала…

Социальный подтекст здесь имеет место быть, но стоит далеко не первым.

Хорошая режессура Ролана Быкова и превосходная работа оператора Георгия Рерберга.

18 июля 2009

Драма Я сюда больше никогда не вернусь (Люба) появился на свет в далеком 1990 году, более 34 лет тому назад, его режиссером является Ролан Быков. Список актеров, которые снимались в кино: Елена Санаева, Нина Гончарова.

Страна производства - СССР. Я сюда больше никогда не вернусь (Люба) — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.