Сломанный свет
5.9
5.5
1990, драма
СССР, 1 ч 16 мин
В ролях: Вера Глаголева, Светлана Смирнова, Андрей Соколов, Лариса Белогурова, Владимир Эренберг
и другие
Фильм-притча, фильм предвидение. Посвящен судьбе творческих людей в СССР в конце 80-х годов. Одна из немногих лент, рассказывающих о первых признаках великой трагедии великой империи под названием «СССР»...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Сломанный свет

год: 1990
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Игорь Плаксин
композитор:
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 16 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Сломанный свет», 1990

Последний кино-сон Ленинграда

Режиссёрский дебют Веры Глаголевой - фильм-притча «Сломанный свет» похож на фотографии, снятые на цветную плёнку с низкой чувствительностью.

Ленинград. 1990 год. Юная хрупкая актриса, закончив театральную академию, оказывается невостребованной в профессии. Время летит: перестроечные надежды на перемены тают, любимый человек уезжает в Москву, жизнь с видом на Исаакиевский собор, но в небольшой комнате – не до конца налаженный быт, неустроенность… Прожектор жизни направлен где-то не точно, сломанный свет…

Но вот город!.. В этой картине, помимо нежной печальной Оли, в исполнении самой же Веры Глаголевой, есть город. И он здесь не только фон, как это часто бывает, а играет роль. Ленинград… на последнем дыхании: Сгустились сумерки. Весна. Дворы-колодцы. Пушкинская 10. Подпольные концерты с милицейскими облавами. Выставки художников андеграунда. Словно не постановочные кадры, а кинохроника: Сергей Курёхин, обладатель великого дара убеждения, гипнотизирует ввалившихся на выставку милиционеров, виолончелист Сева Гаккель почти плывёт на велосипеде по Пушкинской. Легендарный фотограф Борис Смелов на тусовке художников…

Этот портрет города созерцает молчаливая и в меру скромная рыба Глаголева, вглядывается в абстрактные картины ленинградских молодых живописцев, слушает авангардно-импровизационную группу «Чёрная мама и Дхарма Бэнд».

Советский кинематограф обладал талантом – тонко и точно чувствовать любые ветра и смены настроения любой из своих эпох. Тоже и в «Сломанном свете», сыром, казалось, фильме, не великим по режиссуре и драматургии, скорее в сумбурном видео-дневнике, Вера Глаголева фиксирует предчувствие катастрофы или едва уловимое, страшно интригующее до мурашек, повисшее в воздухе нечто. Так бывает, когда вот-вот ударит молния в наэлектризованное пространство. Героиня ожидает, на что-то надеясь. Хотя интуиция подсказывает - время печали пришло.

Ведь все любимые друзья, коллеги по цеху, утеряв последние чаяния, переобулись – кто ушёл в бизнес, словно Гамлет, попавший не в своё время, кто-то тихо ушёл из жизни, попрощавшись молчаливым взглядом.

И как-то незаметно, вынужденно разменяв актёрскую мечту на душную анимацию, она остаётся в одиночестве. Параллельно гибнет империя, унося с собой все нажитые ценности и тайны. Печальный конец. Sad ending.

И тогда у неё остаётся только он, раньше фон и мираж беззаботной юности, а теперь единственный собеседник, выражающий себя знаками – город. Уже без подпольных тусовок. Тревожный и пустой. Но обреченный на красоту, как и было задумано.

И вот, зыбкое весеннее утро 90-ого года. В нём последний сон предрассветного Ленинграда, в котором небо словно стёрли резинкой.

Фильм был снят киностудией Эдельвейс, что вскоре исчезла, и картина оказалась абсолютно не замеченной и забытой на фоне реактивных политических событий. Спустя тридцать с лишним лет, этот витиеватый полнометражный кино эскиз важен, скорее, с точки зрения истории и перестроечной фактуры: что это был за город, какими были его обитатели, что они чувствовали, когда над ними висело свинцовое небо, уже готовое разразиться бурей. Да что там бурей…

16 февраля 2022

Грустный актерский капустник

Из питерской театральной мастерской в самостоятельную жизнь вышли молодые актеры. Начальная установка: они амбициозны, полны надежд и творческих свершений. Но стоит ли продолжать репетиции, истязать свою тело и душу на подмостках, если их талант вряд ли будет востребован? Мастер им уже не поможет, и тогда дороги ребят начинают расходиться.

Вера Глаголева играет главную героиню — Ольгу, задумчивую и хрупкую особу. Она живет в одной квартире с теткой пролетарского происхождения и постоянно страдает от ее злых подначек.

«- Устроилась бы на работу как люди! Да таких как ты, знаешь, полгорода. Артисты они…

- Тетя Шура, таких как я — полгорода, а таких как вы — полстраны».

На репетиции эмоционального эпизода Оля ударяет коленку. И тут же попадает под критику режиссера:

«- Оля, ну какая коленка? Ты вечно о своих проблемах. Ты в суете пребываешь!»

На самом деле, Оля не суетится, а скорее, тихо наблюдает. Коллега уехал в США и шлет на родину лживые письма, мол, только в дома можно жит и работать. Лучшая подруга собирается выйти замуж за иностранца и тоже уехать из страны. Любимый человек получает постановку в Москве, но Олю с собой не берет. Одни сокурсники начинают подрабатывать на творческих шабашках, другие вообще уходят из профессии. А Оля тихо шепчет: «Я боюсь опоздать». И уходит ее роль другой, более зрелой актрисе.

Вера Глаголева сняла фильм по сценарию Светланы Грудович. В то время обе женщины переживали личные драмы. Грудович родила внебрачного ребенка от режиссера, который так и не ушел ради нее из семьи. Вера Глаголева разводилась с Нахапетовым, который уехал в США и не собирался возвращаться. И этой личной, женской грустью авторов проникнут весь фильм.

Режиссерски фильм получился сырым: ритм повествования то и дело теряется, слишком заметны планы для монтажных перебивок. Музыка заглушает паузы. Но, главное, почему-то совершенно не хочется сочувствовать ни главной героине, ни окружающим ее людям. Понятно, что молодые актеры «так и не смогли найти себя и вынуждены были проживать чужие жизни наяву», как в одном из интервью объясняла сама Глаголева. Но не цепляет…

И даже псевдо-документальные фрагменты с квартирником рок-музыкантов и сходкой художников-неформалов на общем унылом фоне фильма смотрятся чужеродными, вставленными в угоду моде: присутствие Севы Гаккеля и Сергея Курехина должно было понравиться молодой питерской творческой тусовке.

Фильму об актерах, да еще снятому актером, сложно избежать налета «истории для своих». Вот и у Глаголевой этого не получилось.

5 из 10

2 октября 2016

Драма Сломанный свет появился на свет в далеком 1990 году, более 34 лет тому назад, его режиссером является Вера Глаголева. Список актеров, которые снимались в кино: Вера Глаголева, Светлана Смирнова, Андрей Соколов, Лариса Белогурова, Владимир Эренберг, Николай Денисов, Всеволод Гаккель, Варвара Шабалина, Сергей Курехин, Сева Гаккель, Николай Лавров, Нина Антонова, Наталья Дикарева, Людмила Гвоздикова, Фарух Рузиматов.

Страна производства - СССР. Сломанный свет — имеет невысокий рейтинг, от 5,8-5,9 баллов из 10, это значит, что картина зрителям понравилась не особо сильно.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.