Чёрная кошка
Il gatto nero
5
4.8
1990, ужасы, фэнтези, мелодрама
Италия, 1 ч 29 мин
В ролях: Урбано Барберини, Луиза Манери, Алессандра Аччаи, Джада Коцци, Мишель Марсина
и другие
Известный кинорежиссёр Марк Равенна собирается поставить заключительную часть трилогии ужасов о ведьмах, начатую фильмами Дарио Ардженто «Suspiria» и «Inferno». На главную роль колдуньи Леваны — Матери слёз — он приглашает свою жену Энн. Магистр оккультных наук предупреждает его, что глубокое погружение в мистику чревато самыми непредсказуемыми последствиями. Но поздно — Левана уже откликнулась на зов и покинула свою гробницу…
Дополнительные данные
оригинальное название:

Чёрная кошка

английское название:

Il gatto nero

год: 1990
страна:
Италия
слоган: «Between dreams & nightmares... between reality & fantasy... lies the terror of»
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Паскуале Ракини
композитор:
художники: Марина Пиндзути Андзолини, Донателла Каццола
монтаж:
жанры: ужасы, фэнтези, мелодрама, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 8 апреля 1989 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 29 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, фэнтези, мелодрама, драма

Отзывы критиков о фильме «Чёрная кошка», 1990

ВеликЫй режиссёр спагетти-триллеров Марк Ровенна собирается снять заключительную часть трилогии ужасов о ведьмах, начатую Дарио Ардженто в фильмах «Suspiria» и «Inferno», в свою очередь навеянную трудами Томаса Де Куинси «Дыхание бездны». При этом даже не обговорив этот ход с именитым режиссёром. Видимо, так у них, итальянцев, принято. На главную роль кошмарной ведьмы Леваны (или Матери слёз) Марк выбирает свою жену Анну. С готовностью Анна окунается в едва намеченный костяк сценария, и тут её начинает дичайше шторить. Сама Левана оказывается недовольной таким кастингом!

Луиджи Коцци, давнему соратнику Ардженто, долго за идеей для сценария ходить не пришлось. Что есть на экране, то же проделывается хитрый Коцци и на практике. Когда у Ардженто что-то не срослось с постановкой задуманной «Матери слёз», Коцци подхватил идею и под видом сценария по Эдгару Алану По (чёрные кошки здесь повсюду, но никакой роли они в фильме не играют, просто права имелись на данное название под рукой) протолкнул задумки Дарио, постмодернистски подмигнув между делом. Ардженто же режиссёру, скрывшемуся под псевдонимом Льюис Коутс (только дурак не догадается, ха-ха), спасибо не сказал и обиделся, а сильно позже снял свой вариант. А уж если добавить к этой истории ещё и то, что и данный фильм чьи-то руки приплели к эпопее «Демоны» (может из-за участия Урбано Барберини), выставив ему на кассетах название «Демоны 6: Чёрный кот из ада», то башка у вас вообще распухнет от творящегося маразма.

Но в стороне от происходящего, надо заметить, кино вышло довольно таки неплохим. «Чёрная кошка» наследует (хм, наверное слишком громкое слово для Коцци) предыдущим картинам и идейно, и стилистически (подсвеченные огоньками окошечки и детали интерьера, магические спецэффекты, дичайший натурализм). При этом на экране творится уже такой привычный глазу шизофренический бред ужратого бегемотика. За пару прочитанных строчек у Анюты (к слову, Флоранс Герен очень здесь похожа на Роуз Бирн) капитально съезжает чердак и начинает подлинная «медвежуть» (то ли явь, то ли глюк, то ли кошмар, не разберёшь). Мать слёз, смахивающая внешне на прыщавую бабку Вангу, выпрыгивает из зеркал и чего-то всё сварливо покряхтывает под руку, люди то появляются, то пропадают, неизвестный убийца пришпоривает сопричастных к горе-сценарию, а вспотрошённые покойники порой оживают. К финалу уже начинают по-мерлински метать молнии. Самое забавное, что при этом всё происходящее кажется несколько логичнее, чем порою фильмы самого Ардженто. Ведь не поддающееся логике сюрреалистичные похождения Анны ярко символизируют всего лишь богатую фантазию актрисы и её способность с головой погружаться в сценарий. К примеру, первое явление неочерченной ещё толком Леваны кажется пока что лишь комичным, но в дальнейшем позиции упрочняются. Что до техничной стороны, Коцци даёт стране мясца. Тошные морды, пускающие зелёную гноищу, резня, кишочки, взрыв грудной клетки!, разнос людей на куски, да ещё и под панковский саундтрек. Ахтунг, например. А то, что копипаст, взращённый на чужом поле, так это пережить можно.

6 из 10

23 августа 2017

Занятное кино, вызывающее двойственные чувства. Во-первых, внесённый в заглавие классик Эдгар Аллан По и его произведение не имеет ничего общего с фильмом. Никакая это не экранизация даже по самым отдалённым мотивам. Во-вторых, лента также известна под названием «Demons 6: De Profundis», делающим отсылку к популярной дилогии о демонах от Ламберто Бава, однако прямой или косвенной связи не наблюдается. В-третьих, сюжет вертится вокруг автора ужастиков и его жены-актрисы, запланировавших ставить продолжение реально существующей пары картин Дарио Ардженто: культовой «Суспирия» («Suspiria») и её сиквела «Преисподняя» («Inferno»). «Висконти насилия» тогда ещё не выпустил завершающую ленту «Мать слёз» («La terza madre»), посему этот фильм какое-то время считался эдаким полуофициальным завершением темы о Трёх легендарных ведьмах.

Вот такое запутанное вступление, однако, на деле всё проще некуда. Остовом вообще всего и вся будет персона режиссёра. Луиджи Коцци — хитрец смекалистый. Ярче всего представляет его в профессии лента «Столкновение звёзд» («Starcrash»), что является фантастической халтуркой, навеянной известной сагой о джедаях. Там всё очень глупо, наивно и бестолково из-за чего в силу вступает закон «настолько плохо, что даже хорошо», ведь можно искренне посмеяться от происходящей нелепицы на экране. Здесь, пускай, уровень абсурда снижен, но общий подход схож. Автор откровенно старается похватать отовсюду, откуда можно и нельзя, состряпав из этого аляповатое, но весёленькое лоскутное одеяло. Упомянул фамилию Ардженто, с которым как-то работал и который тогда ещё не начал сдавать позиций — получил пользу привлечением внимания зрителей, желающих узнать о Матери слёз. Черканул классика литературы в начальных титрах — вторая выгода, терзающая любопытством взглянуть на очередную экранизацию. И, попробуй, обвини режиссёра в обратном, ведь чёрная кошечка-то имеется, раза два мелькнув на экране. Демоны? Демоны 2? Демоны 6? Хоть Демоны 69! Ладно, не «демоны» никакие, зато грим у злодейки в чём-то похожий и — главное! — плюётся одинаковыми зелёными сгустками она, а когда какая-нибудь жуть творится, то тот же приём используется, врубающий рок-музыку в самые устрашающие моменты. Да и Урбано Барберини в главной роли имеется, набивший руку в схватке с демонами в кинотеатре.

В целом, получается, что сачкует режиссёр, и поругать его можно, вот только не охота. Схалтурил он, зато с особой задумкой, когда действительно интересно взглянуть на проделанную работу. И если, например, не испытывать любопытства из-за всех этих нелепых отсылок к чуждым культовым произведениям, куда Коцци неловко пытается пристроиться, а всё равно автор демонстрирует творческую сообразительность. Дело в том, что сам сюжет глуповат, чья фабула вертится вокруг пробуждённой могущественной ведьмы, донимающей основных членов съёмочной группы за нахальство делать жанровое кино о её зловещей персоне. События балансируют на частом абсурде, герои не слишком достоверны в мотивах, иные сцены логически конфликтуют меж собой. Только вновь не поспоришь с итогом, если действо нарочно перемешивает воедино выдумку и реальность, правду и ложь, кошмары и явь, банальное безумие и метафизическое Зло вселенского масштаба, превращая историю в набор сюрреалистических ужасов при страшной магии да оживших мертвецах, что могут трактоваться простым наваждением родом из дурного сна. Сон во сне, видения в грёзах, репетиция сценария для хоррора, параллельный мир зазеркалья, добрая фея из телевизора, не мёртвая и не живая колдунья, чей уродливый лик затмевает целую луну на ночном небосводе, а эхо голоса охватывает космос и другие планеты… Сюрреализм с запоминающимися образами неплохо используется автором, оттеняя смысловую абракадабру.

Поэтому и двойственные впечатления. Чего-то логически внятного ожидать не следует, на продолжение/экранизацию известного тем паче рассчитывать не приходится. Зато ярко да сочно, забавно местами, хаотично в духе навязчивого кошмарного сна, и ряд жанровых актёров узнаваем, например, приятно встретить на экране Бретта Хэлси в амплуа зловещего продюсера, «Королеву крика» Кэролайн Манро в виде красавицы-актрисы, одержимой тёмными силами, или Микеле Соави играющего режиссёра ужастиков, то есть почти самого себя.

6 из 10

7 октября 2015

Игра воображения или… ?

Известный кинорежиссёр Марк Равенна собирается поставить заключительную часть трилогии ужасов о ведьмах, начатую фильмами Дарио Ардженто «Suspiria» и «Inferno». На главную роль колдуньи Леваны — Матери слёз — он приглашает свою жену Энн. Магистр оккультных наук предупреждает его, что глубокое погружение в мистику чревато самыми непредсказуемыми последствиями. Но поздно — Левана уже откликнулась на зов и покинула свою гробницу…

Упоминание в сюжете фильма имени итальянца Дарио Ардженто, которого на родине нередко называют «Висконти насилия», не случайно. Режиссёр картины «Чёрная кошка» Луиджи Коцци долгое время сотрудничал с ним и в дань уважения к мастеру вставил эпизод с обсуждением его прошлых заслуг. «Чёрная кошка» до недавнего времени считалась неофициальным завершением киноисторий маэстро ужаса о Трёх сатанинских матерях, пока в 2007 году Ардженто сам не поставил фильм «Мать слёз», в котором, правда, имя Леваны вообще не фигурировало. Картина, перенасыщенная шоковыми, одиозными сценами, свидетельствовала об очевидном кризисе постановщика, который не нашёл ничего лучшего, как подогреть интерес к своей работе смачным воспроизведением насилия.

Луиджи Коцци, напротив, с начала 90-х годов в кино появлялся лишь дважды, для создания документальных картин о творчестве Ардженто, а после — благополучно выбыл из съёмочного процесса по сегодняшний день. «Чёрная кошка» осталась его последним игровым фильмом, который по нынешним меркам считается раритетом. На рубеже 90-х в итальянской киноиндустрии произошли глобальные перемены, связанные с финансированием проектов для большого экрана. По драконовским условиям тогдашнего руководства, съёмки кинофильма могли произойти лишь в том случае, если именно телевидение обеспечит ему гарантированную продажу. В этот переплёт и попала «Чёрная кошка» — картина не имела полномасштабной рекламы, не поступила в розничную продажу, более того, стала причиной длительной размолвки Коцци с Ардженто, который посчитал, что соратник Луиджи присвоил себе его идею. Лишь спустя почти десяток лет видеокопии фильма появились в Англии и США. Знаменателен факт — в 1991 году лента Луиджи Коцци оказалась в прокате перестроечного СНГ и демонстрировалась с завидной регулярностью более шести месяцев. Американская дистрибьюторская компания «21st Century Film Corporation», специализирующаяся на трэше, выпустила целый пакет дешёвых «окололитературных» экранизаций Эдгара Аллана По и полностью реализовала его в кинотеатрах бывшей Страны Советов — помимо «Чёрной кошки» Луиджи Коцци в релизе имелись средневековая натуралистическая сага «Колодец и маятник» Стюарта Гордона, а также две посредственные криминально-готические истории Алана Бёркиншо «Падение дома Ашеров» и «Красная маска Смерти».

Следует отдать должное, «Чёрная кошка» (таково оригинальное название ленты — «Il gatto nero», тогда как в большинстве случаев распространено англоязычное заглавие — «Demons 6» или «Demons 6: De Profundis») выгодно отличается от вышеупомянутых американских постановок стильностью изложения, аскетичностью формы, уместными цитатами классического хоррора от Поланского и Фридкина. Картина местами действительно способна вызвать чувство страха, несмотря на довольно простые даже для того времени спецэффекты. В этом отношении особенно показателен эпизод с появлением колдуньи Леваны из разбитого зеркала, которая набрасывается на ничего не подозревающую героиню и орошает её лицо светло-зелёной блевотиной. Либо виртуозная по исполнению сцена со взрывающейся грудной клеткой женщины-профессора по оккультизму.

В отличие от Ардженто, зачастую скрывающего невнятность фабулы за эстетизированной атмосферой действия, Коцци даёт чёткий линейный сюжет, лишь приправленный двояким толкованием своей истории. Всё могло почудиться молодой женщине, усиленно работающей над опасным для психики образом, всё могло стать для неё источником кошмаров иль вдохновения. В конечном итоге, Энн столь глубоко погружается в работу, что уже полностью идентифицирует себя со страшной, покрытой струпьями и язвочками ведьмой в траурной газовой накидке, которая буквально заставляет её расправиться с семьёй. Но всякий раз, когда видения героини начинают трансформироваться в реальность, им находится вполне обыденное толкование.

Можно рассматривать ленту и как жуткую историю о профессиональной ревности коллеги Энн кинозвезды Норы, которая, мечтая сыграть ту же роль, добровольно вступает в контакт с тёмными силами и даже соглашается принести в жертву маленького сына подруги. А можно — как метафизическую притчу об изнанке творчества, где любая попытка детального исследования потусторонних явлений чревата самыми непредсказуемыми последствиями (достаточно вспомнить трагедию с женой Романа Поланского Шэрон Тейт). Даже в киноинститутах преподаватели по сценарному и актёрскому мастерству заранее предостерегают своих студентов осторожно подходить к столь щекотливому материалу, а то и вовсе не браться за него.

Тем не менее, подведя двусмысленный сюжет под параметры элементарного фильма ужасов, что особо заметно в не очень-то логичном и убедительном финале, картина Луиджи Коцци по праву может считаться реквиемом по старому доброму итальянскому трэш-хоррору, который ныне превратился в лощёное компьютерное действо. Натурализм его ленты не вызывает ни омерзения, ни тошноты, актёры — обаятельны и играют вполне сносно, хороша работа гримёров и светотехников, но особенно удачно музыкальное оформление с доминирующей композицией «глэм-метал»-группы «Bang Tango» «Someone Like You», звучащей в самых напряженных моментах. Вроде бы всё ненатурально, понарошку, «как будто», без «цифровых наворотов» и псевдодокументальной стилистики. Но почему же тогда, чуть ли не наизусть зная каждый кадр, поневоле вздрагиваешь и с опаской посматриваешь на зеркало? Игра воображения или… там действительно кто-то есть?..

Оценка: 7 из 10

30 августа 2010

Ужасы Чёрная кошка появился на свет в далеком 1990 году, более 34 лет тому назад, его режиссером является Луиджи Коцци. Список актеров, которые снимались в кино: Урбано Барберини, Луиза Манери, Алессандра Аччаи, Джада Коцци, Мишель Марсина, Микеле Соави, Флоранс Герен, Кэролайн Манро, Бретт Хэлси, Карина Хафф, Жасмин Маймоне, Антонио Марсина, Маурицио Фардо.

Страна производства - Италия. Чёрная кошка — имеет рейтинг ниже среднего, который равен ниже, чем 5 балла из 10.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.