Под небом голубым…
6.4
6.2
1989, драма
СССР, 1 ч 27 мин
16+

В ролях: Анна Яновская, Нина Усатова, Борис Лагода, Георгий Волчек, Елена Внукова
и другие
История любви юноши и девушки, страдающих наркоманией.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Под небом голубым…

год: 1989
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Владимир Калашников
композитор:
художник: Евгений Игнатьев
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 27 мин

Постеры фильма «Под небом голубым…», 1989

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Под небом голубым…», 1989

Пожалуй, многие видели фильмы, посвященные проблеме наркомании, вроде «Реквиема по мечте» или «На игле». Однако мало кто знает, что задолго до появления этих картин, в далеком 1989-ом, когда СССР был еще сравнительно жив, подобную проблему по-своему пытались раскрыть в солнечной Белоруссии. Получилась, в итоге, темная и довольно противоречивая история с жизнеутверждающим названием «Под небом голубым».

У этой истории нет начала. Нет ярких улыбок, солнечной погоды и того самого голубого неба, разрекламированного в названии. По умолчанию, здесь никто не был счастлив, вернее, когда-то, может, и был, но сейчас об этом уже никто не помнит. Не тратя время на различные прелюдии, Виталий Дудин бросает зрителя на самое дно жизни — прямо в будни «опытных» наркоманов — людей, которые принимают наркотики уже не ради кайфа, а чтобы не умереть; которым уже нечего выносить из дома; которые попали в банальное рабство к своим барыгам. Фильмом правит безысходность, она пронизывает его с самых первых кадров. Всю картину мы скитаемся по мрачным белорусским улицам непонятного времени года, подворотням, подвалам, стройкам, безмебельным квартирам, переделанным под притоны. Все это выглядит очень безнадежно, как и сами герои, превратившиеся из людей в ходячие трупы. Дудин не дает своим персонажам ни единого шанса выкарабкаться, подбрасывая им новых и новых проблем, он будто топит их, как котят, но не одним рывком, а каждый раз в последний момент вытаскивая из воды и снова окуная. В этом плане фильм куда более силен, чем, например, тот же самый «Реквием…», вышедший 11 годами позже. Именно такой безнадегой и надо пугать, именно это дает всю ту атмосферу, после которой уже не задумываешься: «А может, все-таки было бы неплохо попробовать». Картина бьет по голове, но делает это в течение всего фильма, а не только в определенные его моменты.

Но не одной безнадегой жив фильм. Атмосферу, ее, конечно, не отнимешь, однако картина подобного плана — это не только окружающая обстановка, это еще и хорошо раскрытые характеры героев, да и сама идея, которую хотел донести автор до зрителя, играет не последнюю роль. Здесь фильм начинает хромать на обе ноги. Единственное представление, которое получает зритель о главных героях — они наркоманы. Всё. Лишь однажды режиссер вроде бы начинает говорить о ярких и светлых мечтах своей главной героини, начинает показывать ее, как личность, но потом, немного очнувшись от романтических настроений, возвращается к темным переулкам и непонятному месиву на асфальте. Казалось, режиссер сам пытался убедить себя в неверности своей позиции, но потерпел неудачу. Понимание Дудиным своих персонажей ровно такое же, как у одной женщины из этого же фильма, представляющей сравнительные «силы добра» — очень топорное, поверхностное, излишне морализированное. Оно по-обывательски больное, безапелляционное, и оттого неинтересное. Дудин говорит нам о том, что мы миллион раз слышали на лекциях о наркомании, от учителей и родителей, миллион раз видели в социальных репортажах. «Наркомания — плохо, наркоманы — нелюди» — зачем нам это? Не стоит ли сказать что-то еще, возможно даже в том же самом направлении, но поинтереснее?

Дудинское видение проблемы отразилось и на актерской игре. Актеры, способные явно на большее, сыграли ровно то, что от них потребовали и ни капли свыше, отчего сохранилось ощущение того, что где-то зрителя обманывают, нисколько не стыдясь этого. Слишком игрушечными оказались все сцены драк, да и вообще многие сцены, где герои делают что-то, кроме того, что разговаривают. Разговоры в картине тоже довольно специфичны. Большую часть экранного времени молодая пара главных героев упрашивает кого-то дать в долг или подождать еще немного времени. Похоже, сценаристу просто не хватило фантазии проработать диалоги, и во все пустые реплики он с энтузиазмом вписал «Ну, пожалуйста, завтра отдам», хотя с другой стороны, эти постоянные просьбы хоть и слегка надоедливы, зато усиливают эффект той самой безысходности, о которой мы говорили вначале.

Впечатление фильм оставил, прямо скажем, двойственное. С одной стороны — прекрасная атмосфера, с другой — никакущий месседж. Однако, не думаю, что многоуважаемый Виталий Дудин в этом виноват. Он совсем даже не виноват. Просто все это он представляет именно так и никак иначе. И наркоманы — вне сомнения, конченые люди, не имеющие права на личность, мечты, мысли, жизнь.… И кто ж осудит многоуважаемого Виталия Дудина за такую позицию? Пусть себе и дальше думает, как пожелает. Только вот к чему, в таком случае, называть фильм настолько красиво и многообещающе — «Под небом голубым»? Его определенно стоило именовать «Их грязные душонки заслужили все это». Честнее было бы, что ли.

7 июня 2012

Дорога в дивный сад

Под небом голубым есть город золотой,

С прозрачными воротами и яркою звездой.

А в городе том сад, все травы да цветы;

Гуляют там животные невиданной красы.

А в небе голубом горит одна звезда;

Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.

Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят;

Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад.

Это вовсе не история любви двух советских наркоманов. В фильме скорее ставится вопрос, почему вдруг вполне себе обеспеченные люди стремительно катятся вниз по дороге наркозависимости и нищеты, и почему родители не могут спасти своих детей от этой страшной беды.

Сложно вспомнить, где именно я наткнулась на название этого фильма, но почему-то его сразу захотелось посмотреть.

Начало фильма было довольно вялым, но всё поменялось с того момента, когда отец главного героя пришёл домой. Его сын, наркоман в тяжёлой степени, судорожно вымогает денег. Отец, в бывшем большой начальник, совсем обеднел и отдаёт ему последние три рубля, которые берёг на хлеб.

Далее мы наблюдаем будни наркомана — поиск наркотика, попытка грабежа с целью наживы, связи в мире наркотиков, долги, страх перед авторитетом.

Русас, парень, который шурует в этом бизнесе, запугал до смерти своих «подчинённых» и безжалостно учиняет расправу над всеми, кто запоздал с отдачей долга. Судя по всему, он является выходцем из небогатой прослойки, обеспечивая сносную жизнь себе и детям своего брата, которые остались без отца.

От этого самого Русаса зависит, получит ли наркоман свою дозу, или будет корчиться в муках ломки. Русас не умеет жалеть: «Пожалеем её, потом тебя, что же так всех жалеть?». Таким образом он вершит судьбы опустившихся людей, подобно беспристрастному палачу.

Лена, которая влюблена в главного героя, в принципе, доброго парня, хоть это и скрыто за его помутнённым наркоманией рассудком, в своей «прошлой» жизни была «элитой», дочкой богатого и влиятельного человека. В отличие от отца главного героя, её родители не пускают дочь на порог, и она шляется где попало, ища сострадания у незнакомцев, либо, как мы можем понять, отдаваясь за очередную дозу «шестеркам».

Нам не рассказана история о том, как именно герои становятся наркоманами, да это и не важно: теперь всё равно. Им некуда идти, случайный человек их пожалеет, а иной пройдёт мимо. И, как поётся в песне, выхода нет.

По атмосфере фильм гораздо тяжелее нашумевшего «реквиема по мечте», хоть и снят не так красиво и профессионально, но именно благодаря этому складывается ощущение, что мы смотрим со стороны. Как и в жизни, окруженные далеко не одной такой историей падения на дно.

Фильм очень грустный, навевает много мыслей о судьбе человеческой, потому

9 из 10

8 декабря 2011

История не о любви юноши и девушки, страдающих наркоманией.

Перед просмотром возлагала большие надежды на этот фильм, так как неоднократно читала о нем в сети, да и статус «обязательного к просмотру» в СССР тоже чрезвычайно интриговал.

Очень хотелось увидеть историю любви, омраченную героином и заключенную в рамки советской действительности (мол, не только Дженнифер Коннели и Джаред Лето умеют вызывать сострадание).

Не получилось.

На протяжении всего фильма чувствовалась раздражающая скомканность сюжета. Кино без начала. Без начала истории, которая могла бы внятно что-либо объяснить зрителю, сразу брошенному на дно наркоманской жизни. Чернушная безысходность, подернутая криминалом, вечная однообразная осень картины происходящего, которая ничем не будет отличаться ни в начале, ни в конце — всё всегда будет грязно и плохо.

О героях внятно можно сказать только одно — они наркоманы. Никаких других особенностей, позволяющих зрителям приблизится к персонажам, нет — у них нет ни увлечений, ни чувств. По крайней мере, мы их не видим.

Поэтому окончание фильма не производит абсолютно никаких впечатлений — даже пресловутого кома в горле не удается зафиксировать. Полное равнодушие.

2 из 10

(за отчетливо показанное ощущение безысходности)

16 августа 2011

Драма Под небом голубым… появился на телеэкранах в далеком 1989 году, его режиссером является Виталий Дудин. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Анна Яновская, Нина Усатова, Борис Лагода, Георгий Волчек, Елена Внукова, Михаил Мелешко, Владимир Шелестов, Галина Кухальская, Александр Суцковер, Виктор Мережко, Юрий Черкасов, Виктор Молчан, Лидия Вележева, Игорь Фурманюк, Юозас Будрайтис.

Страна производства - СССР. Под небом голубым… — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.