Это было у моря...
6.9
6.6
1989, драма
СССР, 1 ч 37 мин
В ролях: Валентина Ананьина, Ирина Аннина, Динара Друкарова, Светлана Крючкова, Иван Кузьмин
и другие
Героини фильма — юные воспитанницы специнтерната для детей с больным позвоночником. В интернате царят довольно жестокие нравы: сильный повелевает слабым, и подобные порядки поощряются педагогическим коллективом. События происходят в курортной зоне приморского южного города — красивого и чужого.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Это было у моря...

год: 1989
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Сергей Юриздицкий
композитор:
художник: Георгий Кропачев
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 37 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Это было у моря...», 1989

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Это было у моря...», 1989

СССР; конец 80-х годов XX века

Света /Ника Турбина/ - воспитанница интерната для детей с больным позвоночником, бунтарка, не желает подчиняться системе и прогибаться под жестоких взрослых

Илона /Катя Политова/ - новенькая в интернате, девочка из богатой семьи, но не зазнайка, добрая и необщительная, чувствующая себя одинокой и брошенной родителями

Зоя Григорьевна /Нина Русланова/ - воспитательница старшей группы, авторитарная, грубоватая, уставшая

Ираида Кузьминична /Светлана Крючкова/ - директор интерната, уверенная в себе, богатая и беспринципная

Ох, как же меня вывернул этот фильм! Как давно я не хотела плакать на протяжении всего просмотра! Как давно я не ходила, словно пришибленная, ещё несколько дней после увиденного! И всё это при том, что ничего сверхужасного, сверхбесчеловечного не происходило на экране, но атмосфера, переданная режиссёром, настолько ощущается кожей и каждым нервом, что становится страшно от этого воздействия.

В очередной раз сталкиваюсь с несоответствием описания картины и её содержимым. Если верить аннотации, то фильм о жестокости между воспитанницами интерната для детей с больным позвоночником. Но этой теме уделено не так уж много внимания, самих жестокостей практически нет, но чувство безысходности и крушения подростковой души настолько явственно, что слышишь хруст от очередного удара по этой душе. При этом удары наносят не сами подростки друг другу, они лишь доламывают там, где уже нанесли свой урон взрослые, система, внешние обстоятельства.

Я прекрасно понимаю, что моё восприятие может разниться с восприятием других, кому-то лента покажется лёгонькой или вообще совершено ничего не несущей. Но людям, которые настолько же впечатлительны, которые помнят атмосферу конца 80-х - начала 90-х, которые боятся возвращаться к этому гнетущему ощущению, я очень рекомендую этот фильм обходить стороной. У меня остались ужасные эмоции и так давно забытое чувство безысходности и отсутствия надежды.

20 июля 2023

Фильм начинается с девочки-подростка по имени Илона. Она, можно сказать, мажорка: модная стрижка, одета в новьё, в наушниках слушает иностранную музыку, у её родителей личный автомобиль. Что называется, полный фарш, как по советским временам. Родители привозят Илону в школу-интернат для детей, имеющих проблемы с позвоночником. Девочка выходит из машины, родители молча уезжают. Всё, выгрузили, избавились, ни тебе прощания, ни эмоций – ничего.

Хоть кино стартовало с Илоны Сергеевой, настоящим протагонистом является другая постоялица интерната – Света Дзугутова в исполнении Ники Турбиной. Вот она сбегает из интерната, приезжает в дом престарелых, ищет свою бабушку, не находит, возвращается в интернат, но не объясняет причину «самоволки». Так что для воспитательницы Света просто нарушитель спокойствия.

Картина забрасывает массу удочек, создавая заделы для сюжетных линий, которые не будут раскрыты. Ни про родителей Илоны, ни про бабушку Светы мы больше не услышим. Кинолента злостно нарушает правило «показывай, а не рассказывай». В интернате есть дети разных возрастных групп, мальчики и девочки, но в центре сюжета только одна, хм, палата.

Самая нормальная из девочек – Ира Римская, только она осознаёт что их тут не «просто заперли», а, вообще-то, лечат. Другие девчонки её не то чтобы буллят, скорее троллят в духе «Римская, ты с ума сошла – начинать утро с зарядки!».

Также делается вброс информации на тему «Директриса – взяточница», что попасть в интернат хотят многие, но очередь двигается, только если директрисе «дать на лапу». Эта новость не меняет абсолютно ничего.

Сейчас будет странное сравнение, приготовьтесь. В киноэпопее Озерова «Освобождение» были единичные появления Якова Джугашвили, «Броза» Тито, Андрея Власова, которые по требованию цензуры можно было бы безболезненно вырезать. Такое ощущение, что «У моря» снимали по тому же принципу – несмотря на камерность повествования и ограниченное количество персонажей, подсюжеты не пересекаются. Разница в том, что если из фильма какую линию вырезать, он станет короткометражкой.

Сравним же с другими более известными подростковыми драмами времён Перестройки – «Чучело» и «Куколка». В фильме с Кристиной Орбакайте попытки суицида не было, зато внятно показана травля. Как и в «Куколке», присутствует модная, продвинутая девчуля, «упакованная» в дефицитные заграничные вещи, но на сей раз такая новенькая не становится местной звездой и не возглавляет бунт против системы. Это место занято Светой Дзугутовой.

То тут, то там мелькает единственный здоровый подросток в интернате – Миша, сын одного из медицинских работников (того, кто корсеты делает). Мише очень нравится Илона, но, как выясняется, даже не из-за внешности или характера, а потому что Илона не носит корсет, презрительно именуемый Мишей «намордник». У Илоны лёгкая форма сколиоза, её сюда отправили больше для профилактики (как я уже говорил, похоже родители нашли удобный способ от неё избавиться). Но яркую, бушующую, метущуюся Свету мальчик её возраста просто не может не заметить. Идеальная площадка для любовного треугольника А его нет!

Единственная большая внятна сюжетная линия – конфликт с воспитательницей Зоей Григорьевной. Эдакий «Полёт над гнездом кукушки» на минималках.

Довольно странный фильм без внятного начала и конца.

Настоящей звездой фильма была та самая Ника ТурбинА. Неимоверно хороша. Есть здесь странная сцена, где Света выбирается на карниз второго этажа и стоит там. Григорьевна втаскивает девчонку в палату и отвешивает несколько смачных пощёчин. Ну и к чему это было? Хотела спрыгнуть? С такой высоты хоть и «переломалась» бы, но вряд ли умерла. Хотела позлить воспитателя? А можно это делать, не рискуя остатками здоровья? Учитывая, что случилось с самой Никой, эпизод выглядит мрачным предзнаменованием.

22 мая 2023

Фильм не о том.

Конъюнктура чистой воды. Очередная пересторойская поделка на тему «легко ли быть молодым». Причём, само собой, все симпатии авторов находятся на стороне «молодых».

Получается забавно: все полтора часа нам показывают, как дети издеваются как друг над другом, так и над старшими. Но дети — вроде как — инвалиды. И значит — их нельзя осуждать и презирать за их поступки. И вот — по фильму получается, что серьёзное физическое отклонение — это что-то вроде «зелёной карты», ты можешь быть подлецом и негодяем, но если ты — инвалид, но вряд ли тебя осудят. Именно так и получается «по фильму», где зрителя вынуждают чуть ли ни умиляться жестоким выходкам больных ребят. Мне лично такое раскрытие темы кажется совершенно аморальным.

Но если оставить в стороне этический аспект и внимательно посмотреть на то, как же это всё сделано, становится и вовсе тоскливо.

Потому что — опять конъюнктура. Ничем иным я не могу объяснить наличие в фильме Ники Турбиной, популярной тогда поэтессы, но при этом — ни разу не актрисы. Для чего там Турбина? Образ героини близок к её «литературному образу»? Да, но ко всему прочему — роль же надо ещё и играть. Однако, такое впечатление, что авторы насчёт актёрской игры что Турбиной, что прочих ребят — вообще не особо озаботились.

И чудовищная аморальность фильма порой отходила за задний план, когда я понимал, что он просто чудовищно плохо сыгран. И смотреть там можно без содрогания только на Нину Русланову и Светлану Крючкову. Но, к сожалению, «Это было у моря…» — не про их героинь, не про адовый и неблагодарный труд работников специнтерната, но про «ребячий бунт».

1 из 10

21 марта 2015

Это платиновый шедевр!

Скажу без какого бы то ни было преувеличения: «Это было у моря…» — один из трех моих самых любимых фильмов. Такие фильмы я называю платиновыми. Те, которые не просто мне понравились, а по-настоящему зацепили. Оставили в моей душе неизгладимый след. Два других — это «Ох, уж эта Настя!» и «Гостья из будущего». Но о них поговорим в соответствующих темах.

«Это было у моря…» — фильм очень грустный, но… совсем не оставляющий после просмотра неприятного, горького осадка. Такой осадок оставило большинство кинокартин, которые мне доводилось когда-либо смотреть. Особенно современные. Некоторые из них — даже заявлены как комедии. Но осадок — горький.

Нет, я не из тех людей, кто привык утверждать, что всё новое — плохо, бездарно и бесталанно, а всё старинное — гениально и «шедеврально». И некоторые новые фильмы мне нравятся (хотя очень мало), и некоторые старые ничем не цепляют. А этот — зацепил. И не отпускает. Смотрел его два раза (в конце 2011 и 2 сент. 2013) и, чувствую, близится третий просмотр.

Да и фильм-то, прямо скажем, не такой уж старый — уже и не советский (в привычном понимании этого слова), а перестроечный. В нем даже улавливается эта удивительная грань эпох… С одной стороны, вроде, всё по-старому: те же люди, те же проблемы, те же декорации. С другой стороны, теперь можно показать всё это как есть, без приукрасов, без обещаний светлого будущего…

Мне понравилось, что фильм именно такой — серый. Что серые краски жизни не были специально выбелены, а были переданы в своих, первозданных тонах…

Сколько светлой грусти в этих образах, сколько в них красоты и… простоты. В хорошем смысле этого слова. Обаяние чего-то с виду простого, заурядного, повседневного… Но только с виду. Ведь за внешним, казалось бы, простым и обычным обликом каждой из этих бедных девушек таится целый мир… Но этот внутренний мир в суровых условиях бытия не может раскрыться. Он не может вписаться в строгие рамки передачи «Новости»…

Однажды решили устроить себе праздник, хоть немного скрасить серые будни, так нет ведь: «Что это за шехерезадница?» Да и воспитатели, что уж говорить — тоже жертвы обстоятельств. Видно, что в глубине души они добродушные и честные люди (по крайней мере, Зоя), но суровая реальность делает их черствыми «тетками».

Обо всем этом можно рассуждать сколько угодно долго, но пришло время сказать о том образе, который стал для меня в этом фильме ключевым. Да нет, почему же только в этом фильме? Теперь и в моем собственном воображении и, с позволения сказать, творчестве.

Илона… Трудно сказать, кто был в фильме главным героем — она или, всё же, Света Дзугутова… Скорее всего, главного героя вообще не было: главными были все вместе… Но она…

В этой девушке было что-то особенное. Может быть, мне только так показалось, но она отличалась от остальных. Не могу уловить, чем именно, но отличалась.

К тому же, она приехала в интернат только на время, но в итоге (если я правильно понял) была вынуждена остаться… Может быть, из-за этой «временности», или по другим причинам она всегда держалась как-то особняком, гуляя и общаясь в основном только лишь со своим другом (кажется, его звали Коля). Вспомните, хотя бы, ту сцену, где все, как единый организм, накинулись на Надю Римскую и стали ее бить, что той даже пришлось с одеялом убежать в ванную (или ее «вынесли», я уже не помню), а Илона во всем этом не участвовала…

А сцена дороги в самом начале фильма! На старой «Волге» вдоль берега моря, потом по узким улочкам… Илона в наушниках, из плеера иностранная песня… Она как будто находится в своем собственном мире, который неведом никому, кроме нее. В своей стеклянной колбе. Но потом машина подъезжает к зданию школы-интерната, наушники заставляют снять, и стеклянная колба разбивается о серый камень мироздания…

Меня всегда притягивали и интересовали такие люди — нелюдимые, закрытые, зажатые в себе. Интроверты, одним словом. Может быть, потому что я и сам такой. После первого же просмотра «Это было у моря…» Илона стала для меня не просто героиней малоизвестного фильма — ее образ остался в моей душе навсегда. И существует теперь уже отдельно от кинокартины. Таких ярких чувственных образов, как она, всего три. Илоне (как образу) было посвящено два стихотворения, в которых она представляется уже совсем в другом времени и в других декорациях: то она княжна, то вообще лесная фея…

Казалось бы, при чем тут это? И зачем в рецензии к фильму говорить не о самом фильме, а о своих дешевеньких стишках «по мотивам»? Просто главное для меня в любом фильме — вызывает ли он прилив вдохновения или нет. И если сила вдохновения после просмотра не на нуле — значит, фильм зацепил. А силу вдохновения, которую дал этот фильм, даже после повторного просмотра, невозможно описать словами.

Это — платина нашего кинематографа. Просто шедеврально, как говорят на шоу «Ледниковый период».

Очень обидно, что этот фильм не показывают по телевизору. Я наткнулся на него случайно на степных просторах Интернета. Показали бы хоть раз, да в субботу вечером, в самый телевизионный час-пик, вместо всяких стрелялок-убивалок…

Ставлю 10 баллов. Хотя, нет: 12.

P.S. Наверное, это один из первых наших фильмов (если не первый), в который была «встроена» реклама. В начале, например, где кадры из автомобиля, секунды две крупным планом показывают надпись «Marlboro». И оно понятно: если б не реклама, фильм было бы не на что снимать. Спросом такие ленты, как видно, среди широкого круга зрителей пользуются небольшим… Но, хорошо, что сейчас у нас есть новые технологии, и мы можем посмотреть это кино в сети, и фильм не обречен на вечное лежание на полке…

10 декабря 2013

А море зовут Черное…(с)

В заглавии поставила цитату из одного любимого фильма, чтобы дать название рецензии на другой любимый фильм. Начну с того, что очень обидно за наш кинематограф. У нас есть замечательные фильмы, просто волшебные и по настрою и по посылу, но почему же о них мало кто знает, где они, почему не выходят на большой экран. Почему наше юношество потчуют суррогатом и дебильными подделкам на шедевры, вместо того, чтобы показывать настоящие добрые и интересные фильмы!? «Это было у моря…» такой фильм: добрый, нравственный, местами очень грустный, заставляющий мыслить и сопереживать. Он рассказывает нам о нелегкой жизни ребят в специальном интернате на берегу моря, где по идее должна царить радость и беззаботность, ибо это море и юг, но основным в этом месте является печаль, боль и борьба. И все потому, что там живут дети, у которых проблемы с позвоночником. У них свой мир, свои законы и своя правда. Они борются или сдаются, любят или предают, ненавидят или смиряются. Жизнь идет своим чередом, но не таким, как у других ребят. Поэтому здоровым в этом интернате не место.

В фильме снялась замечательная поэтесса Ника Турбина, о которой сейчас к сожалению тоже мало кто знает. Оказывается она была подающей надежды актрисой, ведь ее героиня самая неоднозначная и характерная. Она словно море, окружающее интернат, то буйное, то спокойное, и беспощадное и ласковое одновременно. Судьба самой Ники не менее трагично сложилась, но об этом не здесь.

От себя скажу, что фильмы снятые на юге, практически всегда беспроигрышные в плане атмосферы, ведь нет ничего печальнее и безнадежнее, чем южные города осенью, зимой. Вспомним пальмы под снегом в «Ассе», и море от которого веет холодом через экран, во всем этом есть предчувствие и безнадежность. В «Это было у моря» все так же, серые улочки, пустынные, без туристов и отдыхающих, пляжи без людей, интернат такой отчужденный от всего мира, что кажется что он находится на краю света и детям никогда не выйти оттуда. Дрожь пробегает по телу, когда видишь железные кровати, на которых вывозят детей подышать посмотреть на море и открывающих ворота людей на костылях, это те, кто так и не вышел в большой мир. От фильма пахнет лекарствами, тот самый запах, который если раз почувствуешь останется в памяти навсегда, еще есть нотки соленого моря, чужого и одинокого и совсем незаметный и еле-еле ощутимый запах пошлого, чего-то ушедшего навсегда. Фильм будоражит прошлое и вселяет надежду. Смотреть всем, кто еще не утратил воспоминаний детства и тем кто любит хорошее, но забытое кино.

10 из 10

28 октября 2011

- Все смотрим программу «Время», в тишине.

Посмотрел этот фильм, чтобы освежить свои былые воспоминания. Сам по себе он не ахти, но что-то в нем меня тогда все-таки впечатлило. Скорее всего, та самая особенная лагерная атмосфера и некоторые похожие ситуации. Как ни как в свое время оттрубил в летних пионерских и в лечебно-оздоровительных, а в зимнее время проходил профилактику даже без отрыва от школьной программы. Поэтому все показанное было до боли знакомо.

Самый обычный советский лечебно-воспитательный интернат, который правит неокрепшие детские позвоночники, и в тоже время ломает неокрепшую детскую психику. Ведь дети, несмотря на свой дефект, хотят чувствовать себя полноценными, которым не чужды простые радости жизни. Им не понять воспитательницу, которая, практически находясь на пределе своих нервов, продолжает держать детей в рамках лагерного режима, но с каждым разом ей это удается все хуже и хуже и она понимает, что скоро она не сможет их удержать.

Фильм повествует о моменте, когда противостояние детей и воспитательницы достигает своего апогея. Дети могут возмущаться и кричать по поводу, как они считают, произвола и неуважения по отношению к ним, бастовать под ночным дождем с требованием к самоуправлению, но когда всплеск эмоций пройдет, и крики недовольных утихнут, будет слышно только урчание в животе, которое скажет детям, что они были не правы.

Может в этом есть вина воспитательницы, которая не смогла найти подход к каждому ребенку и причесывала их под одну гребенку, а может и заведующей интернатом, которая кроме выговоров и угроз не знала других методов воспитания.

3 из 10

23 июня 2011

Чего-то не хватает…

Обратил внимание на это фильм случайно, т. к. решил посмотреть, что собой представляет тот фильм, в котором свою единственную роль в кино сыграла юная поэтесса Ника Турбина. Раньше я о нем не слыхал никогда.

Первое, что бросилось в глаза, это то, что первые пятнадцать минут фильма произвели впечатление того, что я, еще живущий в СССР, смотрю по четвертому образовательному каналу центрального телевидения, так называемый, «научно-популярный фильм» (был такой телевизионный распространенный термин), посвященный повседневным будням пансионата для детей, имеющих те или иные заболевания позвоночника. Т. е. в первые пятнадцать минут фильма показываются те или иные внешние виды пансионата, процедурные кабинеты, утренная зарядка, прибытие новых пациентов… Звучит музыка, за кадром звучат случайные реплики, дети поют песенку… И только ровно через пятнадцать минут фильм начинает оживать: становится ясно, что героиня Турбиной не просто зашла в душевую комнату, а собралась совершить побег из пансионата через окно этой душевой комнаты. И только после этого фильм вступает в свои художественные (т. е. не научно-популярные) права.

В дальнейшем также периодически появляются такие же кадры, лишенные динамики, но уже кратковременные. Не исключено, что именно вышеуказанные особенности фильма и послужили тому, что фильм не имел практически никакого успеха, хотя актеры — и взрослые и дети — очень старались сыграть своих героев. А значит, фильм неохотно пускали в прокат. Например, фильм тех лет «До первой крови», также посвященный жизни и взаимоотношениям подростков, имел громкий успех благодаря насыщенности быстро разворачивающихся и меняющихся неожиданных сюжетов от начала и до конца. Чего не скажешь о данном фильме.

Согласно задуманному по фильму замыслу, можно однозначно предположить, что фильм можно было бы доработать какими-либо дополнительными художественными сценами, чтобы получилась полноценная завершенная и успешная картина. Но этого не произошло. Хотя согласно всевозможным Интернет-форумам получается, что героини Ники Турбиной, Кати Политовой, и Ани Екатерининской, тем не менее, стали для определенного количества зрителей (которые смотрели этот фильм в момент его появления) своего рода кумирами, причем до сих пор. Здесь главным образом фигурируют зрители — и мальчики и девочки — являющиеся ровесниками, или почти ровесниками, вышеуказанных юных актрис. Конечно не такими оглушительными кумирами, как Наташа Гусева из «Гостья из Будущего», но всё-таки кумирами, как таковыми. Значит из фильма можно было бы сделать шедевр, получается.

8 из 10

10 января 2010

Драма Это было у моря... появился на телеэкранах в далеком 1989 году, его режиссером является Аян Шахмалиева. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Валентина Ананьина, Ирина Аннина, Динара Друкарова, Светлана Крючкова, Иван Кузьмин, Николай Лавров, Алла Мещерякова, Даниил Мишин, Екатерина Политова, Нина Русланова, Валентина Титова, Ника Турбина, Валентина Воилкова, Анна Екатерининская, Евгений Зуев.

Страна производства - СССР. Это было у моря... — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.