Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.6 |
IMDb | 4.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Десять негритят |
английское название: |
Ten Little Indians |
год: | 1989 |
страна: |
Великобритания
|
режиссер: | Алан Биркиншоу |
сценаристы: | Джексон Хансикер, Джерри О’Хара, Агата Кристи |
продюсеры: | Майкл Хартман, Ави Лернер, Гарри Алан Тауэрс |
видеооператор: | Артур Лэвис |
композитор: | Джордж С. Клинтон |
художники: | Джордж Кейнс, Дайана Силлерс |
монтаж: | Пенелопа Шоу |
жанры: | триллер, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $59 405 |
Мировые сборы: | $59 405 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 мая 1989 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Ещё одна экранизация образцовой классики английского детектива. Впрочем, вновь не книги, а пьесы «And Then There Were None», переводимой на русский «И не осталось никого», подвергнувшейся авторской корректировке от самой Агаты Кристи, дабы облегчить кульминацию и разогнать тучи мрачного фатализма литературного первоисточника. Именно в таком «хэппи-эндовом» варианте на Западе стало принято ставить фильмы по произведению писательницы, видимо, дабы не утруждать публику суровым вердиктом человечеству — виновны все. Да и, честно говоря, экранизация вольной получилась настолько, что её легче отнести к «по мотивам». Однако на то есть причины и самую ключевую следует искать в персоне режиссёра, говорящей о многом.
У постановщика Алана Биркиншоу в активе имеется троица картин, где он берётся за литературную классику: данная по Агате Кристи и ещё две по Эдгару Аллану По. Так вот, берётся-то он берётся, но делает это своеобразно. Одни авторы стараются взять сильный материал и донести до зрителя вложенную идею чрез призму своего собственного взгляда, добавив личные акценты в некоторых дискуссионных местах, иные просто придерживаются детальному следованию первоисточника, не вторгаясь в конфликт написанного, а Биркиншоу другой. Он наоборот выводит в центр всего и вся тотальное упрощение истории. Например, в этом же году и со схожим актёрским составом он выберет многогранный рассказ с уймой аллегорий о красной маске смерти, превратив его в банальный слэшер. Да, по-своему неплохой для нетребовательного направления, но уж слишком огромна художественная пропасть меж ним и классическим первоисточником. Посему вынеся в заглавные титры имя писательницы, режиссёр намеренно всё упрощает, коверкая шикарный английский детектив до стандартов неприхотливой приключенческой байки о сумасшедшем и девяти жертвах.
В чём-то он снова вызывает аллюзии на слэшер, используя демонстрацию крови с бутафорскими гротескными убийствами, удивляя привнесением дурного вкуса туда, куда явно не следовало из-за чуждости направлений. С другой стороны, до обнажёнки дело не дошло, а ведь все предпосылки были, поэтому хоть в этом спасибо режиссёру. Не случайно говорят, что два человека прочитают один рассказ и перескажут его каждый по-своему. Нынешний автор увидел лишь кровавую убивалку в филигранном мастерски выписанном детективе про идеальное преступление, посему исчезла из сценария масса важных поистине роскошных сцен или диалогов меж персонажами. Даже тонкий британский юмор вычеркнули за ненадобностью, видимо, попросту не ухватив его. Зато внесли топорных нововведений, превращающих историю в ритмичную мясорубку на свежем воздухе, где думать или выстраивать дедуктивные цепочки совсем не надо. Вон, повар всё время страшные гримасы корчит — может он убийца? А тот руки окровавленным полотенцем протирает — значит, он душегуб?
Естественно, где-то смело и свежо поменять серый каменный остров на жаркое африканское сафари, только по факту страдает развитие дел. Убрали огромный особняк с мрачными комнатами, поместив «десять негритят» в палаточный лагерь — пиши пропало! Несколько просвечивающихся палаток, костёр посередине, обеденный стол под открытым небом и пара деревьев в округе — как там можно убийце умудриться действовать незамеченным? Увы, без частых ляпов это невозможно. И, само собой, следует попрощаться с важными сценами из-за организованного пикника, где нет той самой бильярдной, погасшего света, починки генератора, а если их нет, то, например, союз судьи и доктора выходит сомнительным. А он ключевой в книге и пьесе! Объединение ещё двух важных персонажей для неожиданного апогея? К сожалению, нынешняя девушка умеет только громко кричать, а её предполагаемому кавалеру не дано убеждать. Фигурирующий единственный револьвер, породивший ряд догадок и подозрений? Тут сценаристы всем раздали по ружью! Не забыли и про диких зверей, капкан, переход через опасную пропасть, задвигая детектив на второй план, отдавая место приключениям по саванне.
И даже уже как-то не особо охота перечислять все традиционные лишённые логического присутствия поправки оригинального материала в угоду излишней политкорректности, указывая на смехотворные нововведения, вроде замены вины персонажа в убийстве двух десятков членов африканского племени на… убийство двух десятков индейцев, потому что все мы знаем насколько на Западе щепетильна тема «белый/чёрный», а до несчастных коренных жителей континента из резерваций и дела нет, или что добавлена лесбийская нотка, как корове седло. Очень быстро забывается подобное, если актёров позвали поработать над розыгрышем мастеровитого детектива упрощённого до подросткового уровня, где у талантливейшего Дональда Плезенса самая яркая сцена заключается в неожиданном падении сверху с кетчупом на лбу, а опытный Херберт Лом изображает генерала, чей персонаж и так далеко не блистает в книге/пьесе, а тут вообще представлен фоновым дедулей со старческим маразмом. Вот Фрэнк Сталлоне на своём месте, пускай как музыкант он намного лучше, чем актёр. Он тут, как Индиана Джонс, правда, гармоничен, если забывать литературные мотивы нелепо выписанному сафари, которое посмотреть, естественно, можно, но исключительно, как простенький триллер в колоритном антураже, с большим усилием выбросив из головы память о роскошном детище Агаты Кристи или иных удачных экранизациях.
5 из 10
23 октября 2015