Вы чье, старичье?
7.6
7.2
1988, драма
СССР, 1 ч 39 мин
12+

В ролях: Михаил Пахоменко, Лев Борисов, Елена Мельникова, Евгений Крыжановский, Татьяна Шаркова
и другие
По одноименной повести Бориса Васильева. Трогательный рассказ о двух стариках, в одиночестве доживающих свои дни в богом забытой деревеньке.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Вы чье, старичье?

год: 1988
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Юрий Шайгарданов
композитор:
художник: Виктор Амельченков
монтаж: ,
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 6500000
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 39 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Вы чье, старичье?», 1988

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Вы чье, старичье?», 1988

Данный фильм был снят когда в Советском кинематографе наметилась тенденция снимать фильмы о сторонах жизни общества ранее не попадавшие под свет «софитов», только если в своей пиковой форме — криминальной драме — как бы однозначно говоря зрителям — вот эти проявления соц. жизни плохи, посмотрите на отвратительных персонажей их представляющие.

Далее степень одиозности представления этих проявлений в культуре снижается и мы видим фильмы снятые в конце СССР с той или иной степенью правдивости — по простому с «чернухой», ну или экстра-неореализмом. Что примечательно, на мой взгляд, первой ласточкой этого направления стала дипломная работа Пичула от 1982г. по лит. источнику же рецензируемого фильма.

Есть ли отличие от других фильмов волны у рецензируемого? Про «правду жизни», а по сути о «маленьких» людях, их трагедиях, драмах и немногочисленных радостях? Есть — своим отношениям к гг., если другие авторы профессионально отстранены от своей работы — препарирования через экран соц. несправедливости, то здесь удалось провести через всю картину чувство причастности и сопереживания к судьбе гг. Но несмотря на значительно более мягкое препарирование действительности все же не даётся ответ — как восстановить правду и не допустить несправедливости в жизни. Впрочем как ни одному из авторов экстра-неореализма, если не считать за выходы непротивление и терпение или замыленное «начни с себя». Вот и в фильме авторы подводят под ответ чтобы все сопресоры активно влияющие на жизнь гг, единовременно возлюбили бы «миленьких старичков» и тогда бы образовалось вселенская благодать. Да только невозможна сия трансформация ни тогда ни сейчас, ибо за декорациями декларируемых ценностей разного, казалось, ассортимента позднего СССР и «развитой» РФ имеем одинаковые социально-личностные установки, что доказывается нахождением «маленьких людей» в похожем положении, что в разбираем фильме, что в современных нам фильмах Быкова или Звягинцева. Есть, правда, основополагающее отличие по отношению к представленному на экране — по эпохе конца СССР делается вывод о полной несостоятельности всей социальной сис., а в оценке же моментов из ныне бытующей системы преобладает лейтмотив об коверканье в отдельных случаях, в общем-то и целом, «замечательной» системы. Странные искажения логики на основе одних и тех же ситуаций, вероятно обусловленные искажением мысле-процессов у определённого «облака» творцов при столкновении с их внутренней взвесью мнений и смыслов «-Ну, все же знают». Ведь если оглядеться вокруг можно увидеть и в нашей жизни тех обусловленно-отрицательных героев: милиционера и соседей по коммуналке, Зинку, воришку на доверии и Верку. Ой, сомневаюсь, что они живут сейчас иначе чем по фильму. Видимо дело в столкновении декларируемых целей и реальной жизни — одно дело когда ничего и не обещается, и другое когда продолжаются ритуальные действа в одном ключе, а жизнь существует по своим законам. Отчего разошлись идеология и жизнь в позднем СССР — тема сложная и сильно в сторону от кино, замечу лишь что данная тематика была полностью отдана на откуп деятелям культуры, не науки, в отличие от запада где над овладением умами и порывами общества хорошо поработали учёные, как на коммерческой ниве, так и на политической. Ну, а у нас в это время культура привычно рефлексировала не давая ответов, опережающе меняясь с социумом и ведя последний к смыслам и идеям радикально отличающимся от декларируемых на словах. А, вот молодая культура острова свободы наоборот стремилась разобраться в движениях социума более с научным подходом о чём можно увидеть в кинематографе, к примеру и в полу-документальном «Так или иначе» или даже в интерпретации знакомого произведения — «12 стульев».

Несмотря на отсутствия решений конфликтов, картины советских авторов дают многочисленные ассоциативные и смысловые линии для размышления над прошлым, будущим и настоящим, что вызвано как мастерским переносом реальной жизни на экран, так и более широким охватом подмножества идей, особенно в сравнении к произведениям кино выходящем ныне. Вот, ведь, как можно решить проблему в «Левиафане» (ну, предположим, она всё-таки существует) — избрать «хорошего» губера — так? Или «Простой карандаш» — весь заявленный конфликт решается назначением толкового участкового. Всё, больше подтекстов и смыслов в этих картинах нет, глубина достоверности — пол штыка лопаты, смыслов — половник.

7 из 10

19 апреля 2020

История людей без прикрас

Очень русский, очень жизненный и очень трогательно серьезный.

Каждый раз, когда я, переключая каналы, вижу, что идет этот фильм я непременно перестаю щелкать пультом. Потому что такие фильмы надо смотреть обязательно! Это фильм о нашей Реальной истории страны без прикрас и спецэффектов.

Для меня фильм словно пощечина — невольно сравниваешь с понимаешь, что люди, жили, работали, но и мечтать не могли о том, что у нас есть в повседневной жизни.

Сцена, где герой отдает последний рубль мошеннику и ему не за что купить кефир для внука настолько сильная, что каждый раз у меня слезы текут рекой. И это не вымышленная картина о спасении мира в 2053 году, когда ты плачешь потому что погибает лысый спаситель планеты Земля…

Фильм поднимает в душе все то человечное и ранимое, что мы теряем или подавляем в потоке ежедневной суеты.

Для меня фильм достаточно тяжелый, но смотреть его надо обязательно!И можно часами говорить об этом шедевре, но лучше посмотреть.. и не один раз.

6 мая 2012

На что нас хватает?

Борис Васильев, по одноименной повести которого снят этот фильм — один из моих любимых писателей. Он очень душевный. Он очень честно рассказывает нам о человеческих судьбах. Он искренне сопереживает им. Его герои — простые, живые люди. Его сюжеты — жизнь. Экранизировать его произведения — сложно, ибо сделать лучше невозможно, а сделать достойно литературному оригиналу — сложно. В данном случае, в общем, получилось. По крайней мере, получилось не испортить.

Очень горькая тема. Очень болезненная. Очень актуальная, к сожалению. К сожалению, давно и все еще актуальная…

Много лет назад, когда, кажется, передача «Жди меня» еще называлась «Ищу тебя», там был сюжет про бабушку, приехавшую из деревни в город к родственникам. Она вышла из поезда на вокзале, но никто ее не встретил. Она не знала адреса, не знала города, знала лишь, что ее должны встретить, поэтому она села на скамейку и стала ждать. Ждала она долго, очень долго, а было это осенью или зимой, я уже не помню, давно, очень давно был этот выпуск, помню лишь — было холодно… На вокзале в ожидании она провела два или три дня, простыла, заболела, в итоге сотрудники вокзала вызвали скорую, и женщину отвезли в больницу. Там она прожила еще три дня. Своих родственников она так и не увидела.

И история повторяется. Повторяется постоянно. Я уже писал в отзыве к фильму «Бабуся» про бабушку у входа в магазин, но таких историй десятки и сотни ежегодно. Повесть «Вы чье, старичье?» Бориса Васильева, фильм «Бабуся» Лидии Бобровой и много-много-много других тому подтверждений. Забывают про стариков. Как дети, вырастая, забывают об игрушках, как забываем мы о старых вещах. Долго решают, с кем же старики будут жить, и все-то неудобно, и никто-то не может потесниться… Матери и отцы, бабушки и деды, дяди и тети. Сделали свое дело: обеспечили настоящее мира, создали нас. Молодцы. Престарелые дома заполнены постояльцами, у которых есть дети и внуки. В сотнях квартир живут одинокие старики, которым здоровье даже не позволяет их покинуть, выйти на улицу.

Другой случай. В магазине самообслуживания на одной из касс бабушка выбивала какие-то продукты — не знаю, может, хлеб и молоко. А денег расплатиться не хватило. Кассир раздраженно кричала на весь магазин: «у вас не хватает! еще семь рублей тридцать копеек!», а старуха что-то растерянно мямлила себе под нос: «как же, что, разве молоко подорожало?», люди, стоявшие в очереди за ней сердились — они же спешат, а тут эта рухлядь задерживает всех, нет бы дома сидела! В итоге бабушке пришлось отказаться от чего из своей корзины.

Это не вопрос общественных нравов. Это вопрос личности каждого из нас. Но ведь нам хочется считать себя нравственными, вернее мы, в большинстве своем, не считаем себя безнравственным. А получается… что многих из нас хватает только на то, чтобы посетовать на то, как же все несовершенно.

Или все-таки не так? И мы не пройдем мимо? Мы не будем думать только о своих проблемах? мы будем вечно благодарны нашим родителям, нашему прошлому? Мы не будем равнодушными? И наше неравнодушие будет не только в мыслях, но и в делах?

На что же нас хватает?

21 мая 2011

Драма Вы чье, старичье? появился на телеэкранах в далеком 1988 году, его режиссером является Иосиф Хейфиц. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Михаил Пахоменко, Лев Борисов, Елена Мельникова, Евгений Крыжановский, Татьяна Шаркова, Евгения Ковалева, Ирина Ракшина, Анатолий Котенёв, Александрс Петуховс, Андрей Филиппов, Виктор Веселкин, Ю. Голубев, Владимир Зубенко, И. Качалова, С. Ластовка.

На фильм потрачено свыше 6500000. Страна производства - СССР. Вы чье, старичье? — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.