Воля Вселенной
6.4
6.6
1988, триллер, драма, детектив
СССР, 1 ч 10 мин
В ролях: Вячеслав Илющенко, Андрей Бабошкин, Денис Германов, Наталья Мурашкевич, Игорь Жигалов
и другие
Как-то один семиклассник нагадал своему однокласснику Диме Коноплеву по «Книге Судьбы», что суждено тому погибнуть в ближайшее воскресенье. Только не сказал от чего. Как не хочется погибать семикласснику в расцвете лет! Тем более что влюблен он в самую прекрасную на свете девушку Лену. А в воскресенье сосед-летчик предлагает мальчику слетать в Ленинград и обратно в пилотской кабине. Дима отправляет прощальное письмо Лене и назло неблагоприятному стечению обстоятельств и «воле Вселенной» принимает мужественное решение...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Воля Вселенной

год: 1988
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Анатолий Калашников
композитор:
художники: Владимир Гавриков, Наталья Сардарова
монтаж:
жанры: триллер, драма, детектив
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 10 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, драма, детектив

Отзывы критиков о фильме «Воля Вселенной», 1988

Забытый шедевр или притча языком кинематографа

Этот фильм лично для меня стал настоящим откровением. Идеальный пример того, как можно и нужно рассказывать историю в кино.

Действия кинопритчи разворачивается в конце восьмидесятых годов, в предсмертных судорогах Советского Союза, накануне суровых девяностых. Страна разваливается, и разочарованные в идеалах светлого будущего советские граждане коллективно впадают не то в радикальный коммунизм, не то в оккультизм, не то в неофашизм. Повсюду господствует тотальное невежество и депрессия.

Фильм идеально передаёт эту атмосферу — одноклассники главного героя, Дмитрия Коноплёва, все как один верят явному аферисту и мошеннику Марику, и добровольно отдают ему свои деньги.

И Дима, и Марик оба влюблены в одну девушку — свою одноклассницу Лену Лукашевич, роль которой исполнила Наталья Гусева (что прямо верх иронии — Алиса Селезнёва на фоне разрушающегося СССР). И вот, результатом гадания по «Книге Судьбы», которая оказалась обычным словарём, для Коноплёва оказывается гибель в ближайшие несколько дней.

И я могу поклясться, как зритель, что ни от одного триллера в своей жизни я не испытывал такого напряжения, как от «Воли Вселенной». Только когда человеческая жизнь висит на волоске, человек действительно понимает, насколько она хрупка и драгоценна. До самых титров я сидел словно на иголках, не зная, что ожидать от финала этого фильма. Спойлерить я не буду, скажу лишь, что концовка остаётся неизвестной до последнего, и этим подкупает.

Мне безумно импонирует главная мысль этой картины — «приметы и суеверия реальны ровно настолько, насколько человек в них верит». казалось бы, простая и понятная мысль, но ещё один фильм до этого не раскрывал её так хорошо.

И это я ещё молчу про множество других приятных деталей, которые по-настоящему подкупают истинного киномана и оставляют после просмотра исключительно приятные впечатления.

Таким образом, «Воля Вселенной» — истинный шедевр.

Вне всяких сомнений 10 из 10!

7 октября 2019

Наука умеет много гитик…

Давно известно, что на стыке эпох и при смене формаций происходит взрыв интереса ко всему непонятному, иррациональному и мистическому. Как пример, в последние годы перестройки на волю вырвались, словно джинны из бутылки, всякого рода «провидцы`и«пророки». А по большому счету- шарлатаны и мошенники, подобно жуликоватому гуру из фильма (С. Векслер).

Мало кто из таких сенсеев серьезно считался с собственным околонаучным бредом. Чаще всего, сквозь слова о предвидении и предсказаниях, явно был слышен смех авгура, заботящегося исключительно о собственном барыше. В фильме сделана попытка показать сущность дельцов от магии, сознательно и хитро вводящими в заблуждение других. Именно в этот момент, волею судьбы, главный герой Дима чуть было не загнал себя в ловушку, благодаря собственной впечатлительности и тяге к непознанному. Отсидеться в укромном уголке, переждав злополучный день, или рвануться навстречу опасности, проверяя на «вшивость» самого себя?

Одна из идей этого фильма-оставаться, прежде всего,Человеком. Не столь уж важно-какой год на дворе;какой социальный строй;что за чудеса в моде… Главный герой смог это усвоить в столь юном возрасте- и ему повезло, что рядом оказались и правильный мужик-пилот, взявший его с собой в рейс;и неравнодушный учитель; и друг;и, конечно, любимая девушка. Все те, кому он был реально небезразличен, и кто дал ему возможность поверить в себя и в свои силы, а не в потустороннюю ересь. Жаль только, что постановщиками не проработана до конца идея, не расставлены глубже акценты на характерах героев; да и конфликта, как такового, не ощущается- практически все как бы по верхам…

Запомнилась фраза Димы, при встрече с Леной в парке-«Но, согласись, жизнь полна необъяснимых вещей- йоги,Бермуды, неопознанные летающие объекты, гости из будущего,Несси- наконец!»-какая в тот момент улыбка на лице героини, и уже только за одно это поставишь фильму лишний плюсик… Это ведь не Лена Лукашевич, это уже сама Алиса Селезнева слушает и загадочно улыбается…

Так и хотелось в самый первый раз после просмотра фильма крикнуть ему: «Парень- ты уже идешь рядом с Необъяснимым,Немыслимым и Невероятным- такое случается только раз в жизни, только с ничтожной долей людей на Земле»… А если даже просто взглянуть на главную героиню, как на самую обыкновенную школьницу Лену, все равно проникнешься к ней уважением, и уже невольно подумаешь(после встречи в аэропорту) что такая не предаст.

Красивой музыке от Эдуарда Артемьева-респект. Лишние баллы этот малоизвестный и до конца не проработанный сценаристами фильм получает за наличие известных актеров- В. Ильичев(учитель физкультуры),бабуля(М. Виноградова),бабушка(А. Климова),учительница (Л. Германова) ну и… Наташа, та самая… Превратившаяся с момента «Гостьи из будущего» в очаровательную девушку с теплым светом синих глаз… Некоторая схематичность образа, немногословность, какая-то внутренняя «застегнутость на все пуговицы»- все уравновешивает застенчивая улыбка, гласящая: «а я не могу иначе»…Оценка, с с поправкой на то трудное, пережитое как сон, но до конца не понятое время.

7 из 10…

22 сентября 2019

Хоть глазочком заглянуть бы, заглянуть в грядущий век

Всему — своё время, и фильмы не исключение. Бывают, конечно, шедевры, для которых не существует их эпоха: они актуальны всегда. Бывают поделки и на один просмотр. В 1985 году мы писали письма Алисе Селезнёвой в Космозоо, потом Наташе Гусевой в Останкино… И оказалось, что Наталья снималась не только в экранизациях произведений Кира Булычёва, но и в таких редких фильмах, как «Воля вселенной». Ни в детстве, ни в юности найти этот фильм не удавалось. Удалось лишь сейчас, когда мы, алисоманы конца 1980-х, повзрослели, загрузились работой и семьёй. Прикоснуться к ушедшей эпохе и захотелось, посмотрев этот фильм.

Тематика «Воля вселенной» снималась в разгаре перестройки, когда говорить о сексе в СССР уже стало можно, но самого секса ещё не было. В отсутствие технической, научной и популярной информации вакуум быстро заполнили гадалки, экстрасенсы и знахари. Помню, мы тоже с семьёй перед телевизором заряжали тазики от Алана Чумака и глазели на «чудеса» Кашпировского. Очень похоже, что одна из идей фильма — опрокинуть перестроечное мракобесие людей. Другая идея — показать, что при любом, самом чудовищном, предсказании у человека всегда остаётся выбор. Даже многие религии делают на этом акцент.

Человек вправе знать, как можно поступать, но выбрать, как поступить, должен сам.

Через весь фильм идёт мысль, что решительность и любовь сильнее, чем воля судьбы, хотя и страшно, конечно. Эта мысль подана в красивой обёртке чувств Димы Коноплёва к Алисе, то есть, Лене Лукашевич и замечательно обыграна.

Игра актёров не пять звёзд, но и фильм снят не для придирчивой взрослой современной публики. Хотя сам фильм совсем не детский. Герои говорят искренне, не переигрывают, но некоторые реплики лучше бы переозвучили. Хотя, если сравнивать с другими фильмами той эпохи, «Воля вселенной» — великолепное произведение искусства. Вячеслав Илющенко (Дима Коноплёв) стал для меня открытием. Жаль, что этот замечательный талантливый актёр не связал свою жизнь с кинематографом, но это значит, что он тоже сделал свой, единственный правильный, выбор. Наталья Гусева (Лена Лукашевич) ослепительной улыбкой порадовала, но её амплуа в точности совпадало с Алисой из «Гостьи» и «Лилового шара». Жалко, роль-то совсем другого плана. Профессиональные актрисы бабушка (Александра Климова) и бабуля (Мария Виноградова) очень порадовали. Хотя эпизод с выбиванием двери плечом и замороченной бабулей напомнил фильм «Вам и не снилось», снятый на 8 лет раньше.

Очень приятно вспомнить антураж конца 80-х. Интересно было посмотреть на «кухню» работы пилотов и сравнить кабину старинной Тушки с кабинами современных Аирбасов, напичканных электроникой. Производство кино, когда машину физически швыряют под откос, а сейчас бы просто нарисовали. Старая советская квартира и старинная кухня с тюлем и занавесками в цветочек, гадалка и гуру (по-советски, так просто шарлатаны и спекулянты), на которых в перестройку многие были готовы смотреть, затаив дыхание, как на вестников истины, и много чего ещё в этом фильме.

И очень удачна концовка. Дима сделал свой выбор, перечеркнув волю вселенной и бабкины сказки. И правильно сделал!

Техническая сторона соответствует эпохе перестройки. Спецэффектов почти нет, но они и не нужны. А вот робкие попытки изобразить компьютерную графику режут взгляд. В Советском союзе мы и такого не видели, но сейчас заставки, словно из самой первой программы по рисованию красивых букв, выглядят смешно и дёшево.

Посоветовал бы посмотреть фильм нынешним старшеклассникам в качестве экскурса в историю. От фильма не следует ждать суперзрелищности «Аватара» и глубины сюжета «Легенд осени». Это фильм о том, какими были мы, поклонники Алисы, тогда, в перестройку. И если современными ребятами фильм будет понят и принят, значит, не так уж мы и постарели.

Не за Алису. За всё вместе.

8 из 10

16 марта 2014

Что день грядущий мне готовит?

Нагадали пятнадцатилетнему мальчишке скорую смерть, вот он и идет наперекор судьбе.

Вот уже три года как в стране хозяйничает перестройка и у людей развилось новое мышление. Теперь они не настроены атеистически и не идут славной поступью к победе коммунизма и светлому будущему. Теперь их будущее далеко не светлое и они хотят узнать, что будет завтра. Помогают им в этом маги и экстрасенсы.

Чтобы показать, что из себя представляют все эти оракулы нам решили показать авторы фильма. Ушли от одной пропаганды, пришли к другой.

Все-таки сценарист не того уровня, чтоб на почве идиотизма сделать если не шедевр, то по крайней мере что-то увлекательное. Под стать ему и никакие актеры, даже милота Наташи Гусевой не спасает положение.

Про предсказание будущего предпочитаю читать про вещего Олега и мифы Древней Греции, но никак не этот фильм.

2 из 10

4 января 2014

Алиса стала взрослой, ей уже шестнадцать лет

Единственное ради чего можно и даже нужно посмотреть эту картину, это увидеть последнюю детскую/подростковую роль в кино Наташи Гусевой. Здесь ей уже шестнадцать и повзрослевшая на четыре года со времен своей первой картины, сделавшей ее суперпопулярной во всем Союзе, она из симпатичной девчонки, в которой были очарованы сотни тысяч советских мальчишек, превратилась в по-настоящему красивую девушку. Как тут не вспомнить слова популярной примерно из того же времени песни:

Не плачь Алиса, ты стала взрослой

Праздник наступил, и тебе уже 16 лет

Если вы не знаете, кто такая Наташа Гусева, то лучше не тратьте время на просмотр. Честно. Рассуждать о художественных достоинствах данного фильма нет смысла.

Сюжет, возможно весьма актуальный для того времени, напичканный мистическим смыслом, сейчас покажется нелепым даже для нынешних ровесников героев картины. Да и тридцати- и сорокалетним, чье детство и юность пришлись как раз на тот период, никакая ностальгия не позволяет поверить, что весь этот бред можно воспринимать всерьез.

Актеры-школьники играют хуже некуда, и, даже что там скрывать, это касается и Наташи Гусевой. Взрослые смотрятся весьма неплохо, особенно порадовал молодой Сергей Векслер, в нехарактерной для будущего себя роли мелкого мошенника и проходимца. Приятно было увидеть и Виктора Ильичева, к сожалению, недавно скончавшегося в эмиграции. Его отъезд в Штаты в 90-е был серьезной утратой для российского кинематографа. И хотя здесь у него роль вроде как бы драматическая, но персонаж Ильичева хоть немного забавляет в этом чересчур серьезном фильме. А вот Александр Денисов (матрос Гамаюн из «Государственной границы») хорош в военно-героических образах, коих в его карьере было немало, здесь же в роли гражданского пилота самолета он не очень-то убедителен.

Работу режиссера положительными эпитетами оценить сложно. Вкратце можно сказать просто — перемудрил. Из художественных достоинств картины следует также отметить музыку Эдуарда Артемьева, весьма характерную для творчества композитора. Вот впрочем и все. Так что только из-за любви на всю жизнь к «гостье из будущего» ставлю

5 из 10

25 октября 2010

Триллер Воля Вселенной появился на телеэкранах в далеком 1988 году, его режиссером является Дмитрий Михлеев. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Вячеслав Илющенко, Андрей Бабошкин, Денис Германов, Наталья Мурашкевич, Игорь Жигалов, Сергей Савчук, Диана Красницкая, Александр Денисов, Виктор Ильичев, Сергей Векслер, Александра Климова, Любовь Германова, Иван Мацкевич, Александр Лабуш, Валерия Богук.

Страна производства - СССР. Воля Вселенной — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.