Перевал
7.5
7.1
1988, фантастика, мультфильм, короткометражка
СССР, 30 мин
12+

В ролях: Василий Ливанов, Александр Пашутин, Алина Покровская, Александр Николаев, Григорий Семенихин
и другие
Уже много лет группа людей живёт на чужой планете. Все эти годы они пытались добраться до потерпевшего аварию космического корабля, чтобы подать сигнал SOS, но безуспешно. В очередной поход отправляется их последняя надежда — молодое поколение, никогда не видевшее Земли.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Перевал

год: 1988
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Кабул Расулов
композитор:
художники: Светлана Давыдова, Татьяна Зворыкина, Анатолий Фоменко
монтаж:
жанры: фантастика, мультфильм, короткометражка
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 30 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, мультфильм, короткометражка

Отзывы критиков о мультфильме «Перевал», 1988

Цивилизацию можно только создать

Характерно, что роман «Посёлок», по первой части которой был снят этот мультфильм, появился в СССР в начале 1980-х гг. И помимо социально-философских посылов в работе Можейко-Булычёва явно проглядывал и иной смысл.

Посёлок на какой-то заброшенной и опасной планете, где выжившие люди-земляне медленно, но явно дичают, приспосабливаясь к среде – это один полюс. Другой — потерпевший крушение космический корабль, к которому нужно добраться и послать сигнал в космос, чтобы вернуться в «настоящий» мир. Ничего не напоминает? Разговоры о возвращении в «настоящий мир» к моменту выхода мультфильма уже шли пару лет как по всей той стране. Зная не понаслышке о том, как устроен «творческий процесс» (а писателей-фантастов определенные силы всегда использовали как провозвестников того, что должно случиться), я уверен: в 1984 году «Посёлок» появился совсем не просто так.

Парадоксально, что создатели мультфильма в итоге оказались честнее писателя. Говоря метафорически, можно указать, что «коллективное бессознательное» не обмануло создателей мультика. По сюжету получается, что герои сами не верят в то, что такое будущее – в «большом мире» возможно. Ведь добравшись до корабля и вроде как послав сигнал, команда Олега, Марьяны и Дика возвращается в свой маленький мирок. Для Олега этот поход оказывается не рывком в будущий мир большого космоса и цивилизации, а «возвращением к корням», к месту, где прошли его первые дни после рождения. Мир же будущего, та самая «цивилизация» оказывается как минимум не менее непонятной, чем та реальность, в которой живут сами поселенцы.

Насколько странным оказывается совпадение сюжета мультфильма (если учитывать реальный подтекст того, что писал Можейко) и сегодняшних реалий России, которая тоже как бы «возвращается к себе» (на самом деле — нет), разочаровавшись в «цивилизации» — можно только удивиться. Можно так выразить в реалиях сегодняшнего дня историю мультфильма: к цивилизации нельзя присоединиться, её можно только создать самому для себя.

Конечно, можно возразить, что мультфильм снял только первую часть «Посёлка», однако что есть, то есть. Жаль, конечно, что «Перевал» не отразил самое ценное в книге – социально-философское противопоставление Ума и Силы, Человека и Природы.

Ценным можно в фильме назвать те реминесценции «высокой культуры», присутствовавшие в СССР. Песня на стихи поэта Серебряного века, спетая Градским, звучит как прочувствованный, хотя и несколько экзальтированный романс, странным образом дополняя футуристическую картинку. Приятно слышать у одного из героев голос Василия Ливанова. «Перевал» сегодня резко, выпукло напоминает о той цивилизации, которая далась России огромными трудами и огромной кровью, которая сочетала высокую культуру, отрицание архаики и устремлённость в будущее, и которая была утрачена столь быстро.

Но сегодняшние попытки вернуться в СССР, как показывают авторы «Перевала», тоже безуспешны. То общество ушло безвозвратно, а некоторым из нас лишь стоит радоваться, что мы застали его более позднюю и более гуманную пору, куда более гуманную даже, чем сегодняшняя Россия. В цивилизацию нельзя вернуться – её можно лишь создать. Это пожалуй, главный урок этого мультфильма.

7 из 10

3 сентября 2023

Провал на перевале

Никогда не был поклонником этого мультфильма. Лично на мой взгляд, создатели «Перевала» очень-очень сильно хотели сделать нечто глубокомысленное и высокохудожественное, нагруженное многоплановыми смыслами и ассоциациями, но в итоге получилась бессмысленная мешанина из образов и подтекстов, аллюзий и псевдо-цитат. Да, в современной, с позволения сказать, культуре предостаточно «высокообразованных экспертов», которые могут часами рассуждать о невероятной значимости подобных произведений, но ни разу ни от одного из них я не слышал простого и понятно разъяснения — так, а что же значат эти образы и аллюзии? На самом деле? С высоты их высокой высоколобости?

Так вот, с низоты моей деревенской бочковой философии — нет ничего эдакого в данном конкретном «Перевале». Это попросту вычурное нелепое изделие, появившееся на свет вместо отличного космического мультфильма. Если бы не ошмётки вполне себе нормальной приключенческой фантастики Кира Булычёва — смотреть это вообще было бы нельзя. Но кое-что от первоисточника — от первой части повести Кира Булычёва «Посёлок» — в мультфильм попало.

В первую очередь в мультфильме есть эта невероятно перспективная история о космическом кораблекрушении, об экипаже с Земли будущего, вынужденном выживать в условиях, максимально приближенным к раннему бронзовому веку. Казалось бы — богатый сюжет, его можно сверх-здорово нарисовать в деталях, с красивыми видами инопланетных гор, леса и реки. Жилища, построенные людьми будущего из материалов прошлого. Луки, стрелы, копья, ножи и даже томагавки, созданные с учётом знаний о том — как это всё эволюционировало и развивалось, и с новой выдумкой талантливого и высокообразованного космического робинзона, с использованием особенностей как местных, так и привнесённых материалов. С качественно проработанным космическим кораблём, его интерьерами, следами катастрофы и панического бегства экипажа, брошенные каюты, склады, рубка. Эх, товарищи, это же мультфильм, можно было нарисовать такое, что Лукас бы от зависти ушёл бы в запой, ведь талантливых людей было полно на «Союзмультфильме», умеющих и рисовать, и придумывать. Нет, нарисовали что-то эдакое, что-то, мягко говоря, «не для всех», точнее — не понятно для кого, но уж точно не для детей.

Ну ладно, это же наша советская культура, тут важны идеи и важно высокое искусство. Ну, хорошо, в качестве допущения признаем видеоряд «Перевала» за нечто гениальное. А что у нас с идеями? Основная идея сего произведения взята, конечно, из первоисточника. Вкратце пересказать её можно так:

- Мы кто? Представители человечества Земли, летающего в космос и знакомого с устройством Вселенной и атомного ядра, и с прочими глубокими научными знаниями? Или мы — новые дикари, зародыш будущего разумного населения данной дикой пока ещё планеты? И если второе, то мы обязаны спуститься с сияющих вершин цивилизованного образа мысли к простым и примитивным чаяниям дикаря — где добыть еду, как лучше построить поселение, кем можно пожертвовать ради выживания общины, а кем — нет, кому из охотников достанется эта сильная молодая женщина, а кому вообще не достанется женщины. А если первое — мы должны давать земное образование детям, должны всеми силами стремиться к воссоединению с другим человечеством, рискуя драгоценными жизнями и драгоценными ресурсами.

Примерно это в эмоциональной, но упрощённой форме озвучивается волшебным голосом Ливанова в мультфильме, примерно это постоянно обсуждают герои Булычёвского рассказа. Но в рассказе явственно показано: старшие, помнящее космическую цивилизацию Землю, стремятся во что бы то ни стало сохранить свою самоидентификацию и непременно передать её детям. Один из подростков обещает стать прекрасным охотником, он уже не чувствует себя чужим на этой планете, он уже потихоньку начинает следовать законам, продиктованным реалиями первобытного образа жизни охотника-собирателя. И лидер старших понимает, что со временем именно этот мальчик может возглавить колонию, и старший этого не хочет, даже страшится, так как никаких лошадей, никакого ананаса, никакого Некрасова и прочей ненужной для выживания информации правильный вождь первобытного племени хранить и передавать потомкам не станет. В фильме это не показано, оставлено за скобками, а, между тем, это очень важно, так как поход к месту крушения — через тот самый перевал — это, по сути дела, последний шанс сохранить колонию, как часть цивилизации Земли. И в этот самый поход отправляется, в том числе, и тот самый юный охотник — мальчик по имени Дик. И девочка Марьяна И, конечно, третья вершина подрастающего любовного треугольника — мальчик Олег, в котором хочет видеть своего преемника лидер старших. Два лидера, два образа будущего, и одна девочка. Как приз победившему будущему?

Мотивация этого самого лидера старших, озвученного Ливановым, на самом деле невероятно цинична, если иметь в виду реалии, показанные в первоисточнике — дети-то приспосабливаются к планете, не все и не на все сто, но приспосабливаются. Неизбежной гибелью им, младшим, планета уже не грозит. А под предводительством такого вождя как Дик — так и подавно. Но старший лидер настаивает трогательным голосом Ливанова, что «надо идти», потому что «другого шанса может не быть» и, к тому же «непременно найдите бластер». Бластер на космическом корабле, следовательно, один? Или надо найти только один? Что ты задумал, старик с голосом Ливанова? Неужели применить бластер как аргумент при выборе дальнейшего пути развития колонии? У кого бластер, тот, значит, и поведёт всех в единственно правильном направлении? Случайность ли, что бластер и найдёт, и применит именно Олег? И что Дик с Марьяной предпочтут не ночевать на борту полумёртвого космического корабля, а Олег останется в каюте родителей? И именно выбор Олега окажется спасительным для детей?

Кир Булычёв писал не такую уж и простую фантастику — детскую и не очень, в первоисточнике всё очень непросто было связано между собой в единую сеть согласий и противоречий. В мультфильме же есть только это — подлый старикашка с добрым голосом Ливанова посылает детей в опасную экспедицию за «главное — найдите бластер». А позиции младших и их неформального лидера Дика — нет, отсутствует, есть только её слабый след в самом начале, когда Дик сетует, что «слишком быстро прибежали» на выручку, он бы, мол, и сам справился бы.

Ничего не проясняет даже эта очень громкая песня, которую кричит по своему обыкновению Градский и которая не абы оно что, а аж на стихи Саши Чёрного. А, кстати, зачем она там, эта дивная песня в дивном исполнении? Нет ответа. Равно как и нет ответа на вопрос — зачем же вы сняли этот фильм, уважаемые товарищи Владимир Тарасов и Анатолий Фоменко? Чего сказать-то хотели? Ах, да, чтобы бластер же не забыть.

5 августа 2019

«Ответь им!» Марьяна

«Перевал» — это меланхоличное, холодное ввиду окружающего мира и населяющего его опасностей приключение, конечная цель которого расплывчата, а множество бед и неурядиц вовсе заставляют всё более укрепиться в вере, что эта самая цель — лишь фикция. Впервые данное депрессивное и очень атмосферное шествие сквозь снег и голод, обуяв его притом в границы научно-фантастической вселенной, описал Кир Булычев в 1980-ом году. Это была крайне выразительная, если не сказать больше, повесть, где соприкасались темы робинзонады, фантастического вымысла, человеческой психологии в границах экстремальной ситуации и измышлений о вере ни как ожидания чуда, а как философии существования цели, к которой человек движется. То есть философии, помогающей двигаться к этой самой цели. Само по себе это произведение прекрасно. Однако вместе со своей второй частью, с повестью «За перевалом» 88-го года, они формируют роман «Посёлок», который — вовсе незабываемое, прекрасное, глубокое и захватывающее творение, которое прочесть однозначно стоит всем, даже тем, кто не в восторге от жанра фантастики.

И вот зная оригинал очень трудно отстранённо от него оценивать данный небольшой мультфильм. Честно, растяни авторы повесть «Перевал» на более длительный хронометраж, вышло бы явно хуже и абсолютно скучно. В рамках короткометражного мультфильма история выглядит незаурядно, интересно с точки зрения визуального исполнения и, что самое главное, атмосферно. Однако эту самую атмосферу создатели кое-где сильно сбавляют, жуткую меланхолию окружающего героев мира наполняя музыкой. Воодушевляющей — да. Но такая динамика куда больше подходит концовке, чем середине пути. И главное: в финале она тоже присутствует. И да, там она выглядит, звучит и ощущается куда более органично.

Однако это ли особенно портит впечатление? Да нет. Портит иное, неотрывное от впечатлений после романа: глубина проработки самих героев. Они слабо прописаны в мультфильме. Через фантасмагорию жутких, неуютных образов не видно тех личностей, которые были явственно видны в печатном варианте повести. Более того, один из ключевых моментов драматургии в тексте, переписан и показан по-новому в мультфильме. И когда в тексте, несмотря на то, какую роль в этом моменте сыграл главный герой, его переживания и чувство вины не давали покоя, хоть обвинить его в чем-то было нельзя, здесь же всё совершенно иначе. Роль главного героя опять же не велика, но всё-таки куда более ясна, чем прежде, а главное, в конечном итоге никакого эмоционального конфликта за этим не рождается. Создатели словно «в сухую» прорабатывают сюжетную линию повести, закрывая притом глаза на то, что делало её столь проникновенной и запоминающейся.

Однако, стоит отдать должное, они идут по другому пути и делают свой короткий метр столь же оригинальным и запоминающимся, но уже иными способами. Визуализация самых смелых задумок, самых гротескных образов, самых психоделических картин и пейзажей незнакомой, чужой планеты поражают и вгрызаются в память настолько сильно, что не пожалеть человека, который видел данный мультфильм в детстве лично я не могу, ибо сам увидел его впервые именно в том нежном возрасте. И, честно — впечатления просто неописуемые. Притом нельзя сказать, в каком смысле. Тогда — скорее в плохом, ибо спать было тяжело. Однако время прошло и сейчас я всё-таки скажу, что в хорошем: такое буйство форм и их переплетений очень мощно развивают творческое мышление. По-иному смотришь на мультипликацию, на изобразительное искусство. Четко и ясно является понимание, насколько богатым может быть не только человеческая фантазия, но и сколь богатое буйство она способна порождать на суд иным людям.

И потому в итоге получается богатый на образы, наполненный визуально мультфильм с проникновенным антуражем и интересным сеттингом, однако слабыми межличностными и внутриличностными конфликтами, да что там, со слабыми личностями во главе этих конфликтов. Притом слабыми не только в сравнении с повестью-первоисточником, но и вообще, что не даёт проникнуться трагедией героев основательно и получить от многообещающего финала должный эмоциональный катарсис. А потому и не хорошо, но и ни в коем случае не плохо.

P.S. Спасибо за внимание.

28 июля 2018

Перевал Фоменко

По сути «Перевал» — это уникальная вещь. В основу мультфильма легла жесткая, очень сильная повесть Кира Булычева. Но авторы мультфильма взяли лишь костяк сюжета повести, позаимствовав скорее мощную, мрачную атмосферу, утрировав её бескомпромиссным дизайном основанным на картинах математика Анатолия Фоменко.

Профессор математики Фоменко был талантливым художником-сюрреалистом. Его черно-белые апокалиптические картины-сны можно было увидеть в рамках ежегодных тематических конкурсов на страницах журнала «Техника-молодёжи», на выставках «Ученые рисуют» и на обложках его собственных учебников. К сожалению, в 1990-х Фоменко забросил искусство и его захватила «новая хронология». «Перевал» редчайший пример оживления его графики, так и не случившийся если бы не режиссер Владимир Тарасов, любивший эксперименты (стоит взглянуть на его фантастические мультфильмы: «Контакт», «Возвращение» и др.). Сам Тарасов не рисовал, но в орбиту его интересов часто попадали одаренные художники.

Ко всему прибавим прекрасную работу художников-мультипликаторов: оригинальная рисовка персонажей, оживление фоменковских фантазий. Плюс до боли знакомые голоса актеров. Под стать картинке и музыка Александра Градского, с великолепной экзистенциальной песней «Театр» на слова Саши Черного.

Итог: Перевал — шедевр мультипликации, заслуженно входящий в списки самых безумных космических аниме всех времен и народов.

2 марта 2016

Спасибо вам, г-н Ливанов!

Я знаком с произведениями Кира Булычева «Поселок» и «Перевал». Этакий вариант «Робинзона Крузо» в космической интерпретации. Звездолет потерпел аварию на далекой планете, и уцелевшим людям приходится там выживать. Присутствуют в них, конечно, некоторые нелогичные моменты. Выходя на чужую планету, люди ЗАБЫЛИ оружие. А что такое НАЗ (набор вещей для выживания) в век космических перелетов, похоже, никто и не слышал (хотя таковые были на судовых шлюпках еще в 19 веке). Но это ничего, в целом произведения интересные, можно было снять на их основе хороший мультфильм.

Однако то, что мы видим в данном мультфильме, можно характеризовать двумя словами — абстрактное искусство. Ну, это знаете, когда на холст выливают банку краски, грубо размазывают, и говорят, что эта картина изображает вечерний закат и наполнена глубоким смыслом (а кто не понял, сам дурак). Вот и здесь тоже самое — какие-то галлюцинации больного человека, не имеющие никакого отношения к творчеству Булычева. Единственный момент, когда картина становится более-менее адекватной — сцена в каюте звездолета. А потом все вновь погружается в хаос, сюрреализм и абстракционизм. Похоже, этот вид «искусства» близок персонально Василию Ливанову. Поскольку тоже самое мы видим в ужастике «Синяя птица», к созданию которого он приложил руку.

Остается только поблагодарить руководство «Союзмультфильма» и персонально В. Ливанова за то, что в «Тайне третьей планеты» его участие ограничилось лишь озвучкой. Страшно представить, в какой галлюциногенный бред превратились бы приключения Алисы Селезневой, если бы г-н Ливанов участвовал в написании сценария.

24 сентября 2014

Я научусь. И мы придем сюда снова

Очень стильный мультфильм.

Повесть Булычева я не читала. Мультфильм — скорее притча, чем фантастика. Как легко слетает налет цивилизации с человека, оказавшегося вне ее, но как неустанно человеческий разум ищет путь к прогрессу.

На планете Перевала все представляется почти лишенным цвета, округлым, изменчивым. Для нового поколения это, впрочем, привычно, и лишь старик Томас живет мечтой о возврате к разбившемуся кораблю — через геометрические формы наружности корабля, еще лишенные цвета, к его сердцу — привычному для землян и цветному.

Первым делом на пути к прогрессу человек находит вкусную еду, потом оружие — это довольно характерно. И только потом — и то не может сразу разобраться — средства связи как залог пути к цивилизации. Собственно, мы в двадцатом веке средства связи и нашли (изобрели, конечно). Дальнейший путь — учиться.

8 из 10

21 сентября 2013

На пыльных тропинках далеких планет…

Повесть «Перевал» обязательна к прочтению тем, кто думает, что Кир Булычев — автор подростковой фантастики, где «Алиса, миелофон у меня!», а жители Великого Устюга за руку здороваются с инопланетянами и приглашают их в гости на чашечку чая. Несмотря на то, что главные герои «Перевала» — также дети, содержание повести способно произвести впечатление даже на взрослого человека. Чуждый человеку мир другой планеты, где застряли люди с разбившегося космического корабля, на восьмидесяти страницах выписан объёмнее, чем во многих многословных романах. Кроме того, здесь есть смерть, пронизывающий холод, монстры, словом, безоблачное детство не так и безоблачно, а приключения сулят не только веселье.

Очевидно, тридцать минут хронометража — очень мало для полноценной экранизации повести, ибо «Перевал» очень насыщен, несмотря на малый объем. Но Владимир Тарасов и не снимал экранизацию. Сохранив все ключевые моменты, он создал вокруг них свою поэтическую фантазию на тему похода троих детей и одного взрослого за припасами и оружием через перевал к кораблю, потерпевшему крушение полтора десятка лет назад. Опасная, хищная планета готовит опасности на каждом шагу, мир вокруг иллюзорен, но неиллюзорно жесток, он зыбок и переменчив, чужд и непонятен человеку. Только дети, выросшие здесь, умеют находить красоту в непостоянстве пейзажа, умеют дружить с немногочисленными мирными животными, которых по старой доброй традиции называют «козлами». Умеют выживать.

Один из парней родился на корабле, и это путешествие для него превращается в возвращение к детству, к маленькой погремушке, к бутылочке недопитого молока, к кроватке, на которой сейчас он бы не уместился, даже свернувшись в клубочек. Небольшая каюта, ставшая когда-то для него местом рождения — то единственное, что выглядит знакомо, по земному, привычно нашему взгляду. Потому что поверхность планеты постоянно меняет очертания, козел похож на помесь броненосца с мухой, а космический корабль футуристичен до полной геометрической абстракции.

Итак, мы имеем крайне непритязательное сюжетно (четверо ушли к кораблю, трое вернулось, вот и всё), но виртуозное и эмоциональное произведение. Мультфильм исполнен в желто-черных красках, он рассыпается в руках, убегая из ладоней сквозь пальцы, как пески Сахары. Здесь люди живут в пространстве, которое ни секунды не сохраняет своей формы, и даже огромный параллелепипед звездного ковчега ежесекундно грозится обернуться супрематическим раем Малевича. И только память помогает протянуть нить Ариадны, создать нечто постоянное, надежное, и только негромкий звук детской погремушки слышно в оглушающей космической пустоте.

13 июня 2013

Школа экстремального выживания

«Посёлок» — моя любимая книга Булычёва. А «Перевал» — лишь первая её часть. Сначала я посмотрела этот фильм, и лишь затем прочла книгу. Тем, кто хочет узнать, «что было дальше», советую сделать то же самое.

Томительно-грустная история выживания горстки людей в экстремальных условиях незнакомой планеты.

Почти двадцать лет назад здесь потерпел крушение космический корабль — далеко в горах. Несколько выживших семей преодолели опасный горный перевал, чтобы спуститься в долину и основать Посёлок — новый дом для себя и своих детей.

Образованные, воспитанные развитой цивилизацией бывшие космонавты, учёные, врачи вынуждены каждый день бороться за существование, строить скудный быт, день за днём теряя товарищей.

Без надежды на возвращение, без связи, без помощи извне.

Несмотря на трудности, поколение старших — Старый, Томас, мать Олега и другие — изо всех сил стараются сохранить то немногое, что у них есть — обрывочные знания, собственную культуру, а главное — память о «другом» прошлом и надежду на «светлое будущее» детей.

Дети — Олег, Марьяна, Дик — в чём-то опередили родителей: они лучше приспособлены к выживанию в диких условиях, они лучше знают Планету и даже умеют её любить.

Год за годом жители Посёлка пытаются вновь и вновь штурмовать Перевал — чтобы наладить связь в покинутом корабле. И знают, что дойти смогут не все. И надеются, что дойдет хотя бы один.

И вот они отправляются в поход к Перевалу, за которым, заброшенный, но не забытый лежит корабль. Этакий Ковчег, спасший небольшую часть человечества в космическом Океане, а теперь — лишь символ старой, позабытой, но такой прекрасной жизни, которую нынешнее поколение детей может увидеть только в мечтах.

Трудный, полный опасностей, путь для кого-то станет последним, а для других — лишь началом нового пути — к Надежде.

Этот мультфильм, с его особой фантасмагорической стилистикой, так замечательно передаёт и атмосферу книги, и её философию, и традиционный для русской фантастики вопрос морального выбора, как не смог бы ни один кинофильм.

Отдельным персонажем действия становится музыка, она прекрасно оттеняет скупые диалоги и неуютный пейзаж. Великолепно поработали художники — несмотря на скупую палитру красок, образы стали только чётче и ярче.

Очень качественный фильм, сделанный в лучших традициях советской мультипликации.

Рекомендую всем любителям российской фантастики.

8 из 10

23 декабря 2010

Одно из лучших свойств картин любого характера — это открытая концовка. Не всегда она сочетается с общим настроением, и делается красиво и соизмеримо со всем произведением, но может помочь. Здесь вся картина есть фактически описание состояния пленения планетой некогда потерпевшей крушение на громадном корабле космической экспедиции.

Наиболее тревожные моменты для команды во время пути по поиску корабля сопровождаются роковыми советскими композициями, пейзажи в стиле байкерских death-metal рисунков смотрятся непревзойденно, несмотря на беспристрастность рецензента к этому виду творчества-искусства, а моменты наивысшего трепета героев при виде невероятных размеров и во многом усложненного устройства корабля музыкально еще обрабатывают зрителя самым известным произведением Баха.

Почти в каждом моменте сюжета трагедия не просто потерянности оставшихся в живых людей, а более того чувствуется просто невероятное расстояние, на которое сам корабль ушел от Земли, видна вся сложность выживания и безвыходность ситуации, в которой тем не менее удается растить детей и уже подростками настраивать их на отважные походы и отдавать им отчасти неопытным всю полноту решений, от которых будет зависеть не только существование дальнейшее, но и возможность выбраться из этих затерянных мест Вселенной.

При минимальных недоработках в визуальностях, когда на пути путешественников не встречается множества преград, когда нет, казалось бы, насыщенности того мира, куда занесло космических странников, картина сильна именно атмосферой борьбы и легкой советской патетикой покорения космоса, радует многими оригинальными подходами в художественном описании, и уделением внимания чувствам некоторых героев. Сочетание мрачности окружающего мира, мрачности самого существования экспедиции с надеждой и стремлением вырваться из плена планеты, а не каких-то инопланетных культур, крайне идет мультфильму и делает картину если не как произведение, то фантастически и эмоционально достаточно сильной. Воздействует.

24 августа 2010

Единственное, что мы больше всего знаем на этой планете — это Человек…

Очень тернистым был мой путь к просмотру мультфильма. Года два назад я, на одном из каналов ТВ, успел застать лишь конец фильма. Потом какое-то время (несколько месяцев) я пытался разузнать название. В общем я посмотрел «Перевал».

Очень интересная работа. Похоже в основу был положен один из лучших фантастических рассказов 20-го века. Когда смотрел, то испытал немало переживаний. Огромную роль сыграла музыка: идеально подобранная, заполняющая почти весь хронометраж, она буквально играет доминирующую роль. Сам мультфильм местами утопает в артхауз, что нисколько не мешает, а наоборот предлагает зрителю домыслить историю.

Содержание картины имеет очень большой и глубокий смысл. Это, кстати, излюбленная тема российских (советских) писателей фантастов. Я имею ввиду гордое шествие земного человека (человеческого социума) по дальним уголкам вселенной и встречающего на своём пути мощные испытания. Но, не смотря на то, что тема не нова, это никоим образом не влияет на зрительский интерес.

Вообще, я порекомендовал бы посмотреть «Перевал» абсолютно любому зрителю, мне кажется он никого не оставит равнодушным. У меня даже есть предложение включить мультфильм в школьную программу, так как эмоции рождающиеся в процессе просмотра только «очищают» человеческую душу.

4 ноября 2009

Фантастика Перевал появился на телеэкранах в далеком 1988 году, его режиссером является Владимир Тарасов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Василий Ливанов, Александр Пашутин, Алина Покровская, Александр Николаев, Григорий Семенихин , Нина Горенбейн, Александр Кайдановский.

Страна производства - СССР. Перевал — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.