Зеленая кобра
Cobra Verde
7.1
6.9
1987, драма, приключения
Германия (ФРГ), Гана, 1 ч 51 мин
В ролях: Клаус Кински, Жозе Левгой, Сальваторе Базиле, Бенито Стефанелли, А. Квеси Компсон
и другие
Авантюрист Франсиску Мануэл да Силва, работающий на оловянных приисках в Бразилии в начале XIX века, убив обидчика, становится бандитом Кобра Верде. Скрываясь от наказания, он попадает в Байию, где, будучи надсмотрщиком на плантациях дона Октавиу Коутинью, соблазняет его дочерей. Разъяренный хозяин отправляет Зеленую Кобру в Дагомею, в Западной Африке, на верную смерть, поскольку безумный вождь Дагомеи убивает всех белых. Но предприимчивому Франсиску удается не только наладить торговлю рабами, но и победить войско вождя.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Зеленая кобра

английское название:

Cobra Verde

год: 1987
страны:
Германия (ФРГ), Гана
слоган: «The slaves will sell their masters and grow wings...»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , , , , ,
видеооператор: Виктор Ружичка
композитор:
художники: Ульрих Бергфельдер, Гизела Сторч
монтаж:
жанры: драма, приключения
Поделиться
Финансы
Бюджет: 800000
Сборы в США: $12 702
Мировые сборы: $12 702
Дата выхода
Мировая премьера: 3 декабря 1987 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 51 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, приключения

Видео к фильму «Зеленая кобра», 1987

Видео: Трейлер (Зеленая кобра, 1987) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Зеленая кобра», 1987

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Зеленая кобра», 1987

Горящий человек

В отношении фильма “Зеленая кобра” удивителен не сам факт его грандиозных съемок с применением сотен темнокожих статистов, но то обстоятельство, что режиссеру Вернеру Херцогу снова удалось найти деньги, собрать команду и организовать сам процесс производства очередного фильма-эксперимента. Стоит напомнить, что всего пять лет назад грандиознейшее предприятие под названием “Фицкаральдо” - фильм, который условно можно отнести к тому же нарративному, идеологическому и стилистическому пласту, что и “Кобру”, оказался во всех отношениях провалом по современным меркам. Натурные съемки доставили огромные страдания как всей съемочной группе, так и огромной массовке статистов, фильм оказался убыточным, а сам Герцог поссорился с Клаусом Кински и своими продюсерами. Сегодня фильм вошел в бессмертную когорту легендарных, но на момент начала восьмидесятых, “Фицкаральдо” мог быть серьезнейшим ударом по карьере любого режиссера. Любого, кроме Вернера Херцога, который решил создать своеобразное продолжение фильма, но в других локациях и под обложкой несколько другой истории.

Как это всегда и бывает у режиссера, нарратив играет второстепенную роль. Между тем, стоит обратить внимание, что “Кобра” снята по мотивам полноценного одноименного романа, в котором задействованы целые культурные пласты, созданы десятки самодостаточных второстепенных персонажей и конкретно ставится вопрос проблемы рабовладения на его излете в середине девятнадцатого века. Херцог практически полностью выпускает из фильма все второстепенные сюжетные линии, давая на них только намеки, оставляя в центре повествования главного героя и одно лицо второго плана, а именно - окружающий мир в виде разнообразных обрядов, танцев, культов, общностей и религий.

Однако, уже по самому сюжету видно, что это авантюрный роман из серии художественных боевиков Балзака или Гюго, где постоянно меняется время и место действия, нанизанные на главную ось повествования - легендарного, таинственного, загадочного, но потрясающе харизматичного героя. С первоначального вступления Херцог безукоризненно обрисовывает внутренний портрет, характер и экзистенциальный образ протагониста всего в нескольких сценах.

С метафизической точки зрения, это даже нечто большее, чем человек, но отнести ли его к ангелам или демонам, конечно же, также невозможно. Скорее, это нечто близкое к представлениям ницшеанского сверхчеловека, который уже перерос свое человеческое обличие, но в то же время, не нашел в окружающей реальности подходящей “трансцендентной” оболочки - святого, мученика, грешника или сладострастника, поэтому поначалу он довольствуется тем, что его просто называют “бандит”. Встав выше моральных предрассудков, освободившись от страха перед смертью, не ища в мире никакой новой справедливости, он стремится только к одному - найти что-то новое. Однако, путешествуя по африканским просторам, первым делом он попадает в руки государственного управления, которое мгновенно находит применение его неукротимой воле и сопутствующему авантюризму. По поручению правительства, он отправляется в самое сердце Африки в качестве переговорщика для налаживания бесперебойных поставок все новых рабов из африканских племен.

Вся вторая половина фильма является постепенным погружением в монументальную картину жизни африканских общностей - их быта, обрядов, костюмов, законов и государственного устройства (сложно сказать, в каком еще фильме с большей точностью, документальностью и беспристрастностью изображалось бы не только само существование африканцев, но и весь процесс работорговли, ее система функционирования, различные обескураживающие детали и шокирующий аморализм). Спустя некоторое время, отношения с африканскими руководителями начинают ухудшаться и, волею судеб, Кобра вынужден возглавить революционное восстание, в результате которого “ложный” король сменяется на истинного. Отныне поставки совершаются бесперебойно, цивилизованный мир получается огромные прибыли, неистощимый африканский континент предоставляет все новую рабочую силу, пока не совершается невероятное - рабство оказывается отменено на законодательном уровне.

Всю жизнь Кобра ждал чего-то экстраординарного, нового и невиданного (заметим, как на протяжении картины он постоянно мечтает о снеге), и вот, наконец, мир действительно его удивил. Вся прежняя система ценностей оказывается отменена, работорговля клеймится как преступление, а это значит, что нужда в таких людях как Кобра отпадает. Примечательна сцена, где главный герой отчаянно пытается в одиночку спустить на воду огромную шлюпку, чтобы продолжить свое одинокое путешествие. Но только сделать этого он не может, приливные волны сбивают его с ног. Точно также, в глубине души, он понимает и тот неоспоримый факт, что прошло его время - эпоха безумцев, экстравагантных авантюристов, путешествующих сверхлюдей, белокурых бестий с голубыми глазами подошла к концу. Отныне начинается новая эра тотального учета, машинизации и глобального капитализма, в котором нет места таким как он.

Необходимо отметить в первую очередь конечно же, Клауса Кински. Вне всякого сомнения, это его лучшая роль, в которой он сумел показать какое-то внутреннее самосжигание своего персонажа. С одних крупных планов актера можно делать скриншоты и распечатывать их в качестве своеобразных картин. В его глазах светится целая гамма различных ощущений. С одной стороны, он уже оторван от мира и смотрит на него как простой зритель, случайно угодивший на сцену, но отыгрывающий свою роль лучше профессиональных актеров. Он прозревает самую суть вещей, пронзая будто рентгеновским лучом все моральные, порочные и даже святые страты человеческой души. С другой стороны он является чистой, самодвижущейся волей. В каждой сцене ощущается, что он и только он является сам себе господином. При этом вся окружающая реальность, все приключения, в которые он попадает - это просто декорации, в рамках которые разыгрывается настоящая трагедия - борьба Кобры с самим собой, а если говорить еще точнее - самопожирание его горящий воли, которая может сжечь все вокруг, но прежде всего самого своего обладателя. Фильм, как и многие другие картины Херцога, может восприниматься именно как манифест, ода несокрушимой человеческой субъективности, этому внутреннему горению, которое всю жизнь преследовало как самого режиссера, так и исполнителя главной роли.

Наряду с главным действующим лицом, огромное внимание уделяется и второстепенному - африканскому обществу. Как и ранее, в своих фильмах Херцог делает решительный упор на все вне-цивилизованное. Удивительно, что он не пытается найти и представить каких-то готовых решений, в данном случае, его сила именно в строгой документальности, объективизме, беспристрастности. Гениальная сила картины в том, что все происходящее на экране - не художественный вымысел, режиссерское допущение или драматический прием. Нет, это сама бьющая через край жизнь, которую нельзя как-то однозначно оценивать, критиковать, интерпретировать. За ней следует только внимательно наблюдать, постигать и уважать во всей непознаваемой полноте.

Резюмируя, стоит сказать, что это один из самых монументальных, эпических и, безусловно, красивейших фильмов Херцога. Редкий пример того, как в его чисто экспрессионистский стиль проникает довольно развернутая история, правда, без всяких надежд обосноваться в картине как следует. Вопреки всем техническим проблемам, зрителю подарены потрясающие кадры и совершенно беспрецедентная, сверхчеловеческая игра Кински. Остается только одно - уважительно отнестись к титаническому труду создателей.

28 марта 2023

Завершая книгу джунглей

Этнический кинематограф Вернера Херцога явление уникальное и неповторимое ввиду опасности подражания подобным экспериментам по исследованию человеческих возможностей посредством работы в нечеловеческих условиях. Ницшеанская гигантомания баварского кудесника, достигнув апогея в «Фицкарральдо», потихоньку начала идти на спад, однако невероятная сила духа Херцога подспудно ощутима в его фильмах и по сей день.

Фактически Херцог является не только последним настоящим трагиком мирового кино, но и последним представителем нацистского кинематографа, но не в идеологическом смысле (постановщик всегда был гуманистом и придерживался либеральных взглядов), а в сакральном. Постоянные съёмки в труднодоступной местности с частым использованием альпинистского снаряжения плюс сквозная тема безумцев, бросающих вызов силам природы, роднит Херцога с «горными» фильмами Арнольда Фанка, столь популярными в Третьем Рейхе. Одной из звёзд тех фильмов была опально-гениальная бестия Лени Рифеншталь. Постановщица «Триумфа воли» на старости лет увлеклась фотографией и одними из самых ярких среди её работ были снимки нубийцев, в которых многие исследователи усмотрели на первый взгляд абсурдное в данном случае любование расовым превосходством. На самом деле, не увезённые в рабство африканцы и, как следствие, не смешавшиеся с представителями других племён обладают более яркими и выразительными чертами лица, нежели их менее удачливые собратья. Таким образом, для Рифеншталь открывалась лазейка для непрямой пропаганды собственных взглядов.

Вот и Вернер Херцог, подобно ей, ярко живописует красоту представителей различных африканских племён сначала в гипнотической документальной ленте «Фата-моргана», а затем в фильме «Кобра Верде», который можно считать завершением своеобразной трилогии, начатой в фильме «Агирре, гнев божий» и продолженной в «Фицкарральдо».

Бандит Франсишку Мануэл да Силва по прозвищу Кобра Верде в результате череды происшествий отправляется к невольничьим берегам Дагомеи словно бы на верную смерть, так как местный вождь убивает всех белых. Однако предприимчивому и изворотливому разбойнику удаётся не только избежать смерти, но и наладить работорговлю, а также устроить при помощи местных амазонок государственный переворот.

Достаточно захватывющий сюжет реализован, однако, без былой страсти, что била через край в «Агирре» и «Фицкарральдо». Отчётливо ощущается своего рода экзистенциальная усталость баварского тигра, всё ещё сильного и способного совершить смертельный прыжок, но словно бы лишённого былой мотивации. «Кобра Верде» стал своеобразным мостиком, по которому Херцог осознанно и добровольно перешёл из когорты крупных художников в ряды крепких ремесленников. Что говорить, даже истеричное неистовство Клауса Кински, всегда очень точно использовавшееся расчётливым Херцогом в качестве сюжетно-эмоционального детонатора, здесь скорее забавляет, нежели пугает. Зато по-прежнему сильны и завораживающи «этнические» эпизоды. Ритуальные танцы дагомейцев занимают в фильме ключевое место и являются самыми яркими и колоритными его моментами. Херцог в который раз укрывается от ненавистной ему цивилизации среди милых сердцу дикарей, при чём, в этот раз, концентрируясь не на преодолении различных трудностей, сопряжённых со съёмками в дикой местности, а именно на любовном запечатлении племенного быта и ритуалов местных жителей.

Издевательский финал, впоследствии перифразировано повторённый в фильме «Крик камня», — словно насмешка режиссёра над былой неистовостью, фанатичным перфекционизмом и одержимостью своими киноодиссеями, представляющими опасность для всей съёмочной группы. Херцог словно окончательно пасует перед величием природы, но с позиции силы и мудрости, представляясь своего рода смиренным Одиссеем. Пора возвращаться домой.

9 апреля 2016

Гениальный режисер, гениальный актер, эпический сюжет

Клаус Кински в этой картине не играет, а проживает роль бразильского крестьянина, золотоискателя-неудачника, превратившегося в бандита и работорговца по прозвищу Зеленая Кобра (Кобра Верде). И после первых кадров фильма — вымершая от засухи деревня, Кински с выражением отчаяния на лице — уже можно пускать финальные титры.

В фильме неторопливо, на фоне красивых бразильских и африканских ландшафтов, рассказывается история авантюриста, отправленного властями на верную погибель в Африку — налаживать хиреющую торговлю рабами. Игра Кински превращает практически документальный фильм Херцога про Бразилию и Африку в художественное кино высшей пробы. Когда работорговец начинает готовить к восстанию армию, составленную из африканок, то фильм неожиданно превращается в фэнтези, а заботливо развешанные в его первой части ружья начинают стрелять, и ближе к финалу возникает ощущение: «Верю».

Как и в «Агирре», здесь звучит музыка любимой группы Вернера Херцога «Popol Vuh», помогающая режиссёру создать уникальную атмосферу фильма.

Херцог работает с эпическими образами — Африка, Бразилия, крестьянин-разбойник, работорговля, деспотизм.

Мне кажется, в подтексте фильма — размышления режиссера о Германии в XX веке. Герой Кински постепенно вызывает симпатию, но постоянно подчеркивается, что вся его энергия направлена на организацию работорговли, и он обречен на поражение…

21 октября 2013

Когда боги смеются

До «Кобры Верде» я смотрела всего несколько фильмов Вернера Херцога, и он оставался для меня «закрытой книгой». С первых кадров в нем чувствовалась сила и самобытность, но лишь после этого фильма для меня будто открылась его жилка, фишка, его логика и его тема.

Герои Херцога, как и он сам, отличаются силой, выносливостью, бесстрашием и редкостной самобытностью. Они подавляют и привлекают окружающих. Но самое главное — героев Херцога «ведет». Несмотря на то, что им кажется, будто они — хозяева судьбы, дыхание рока ощущается за их спинами. Очарование героев немецкого режиссера — это ореол осужденных на смертную казнь.

Это галерея убегающих Орестов. Херцог, несмотря на свое новаторство во многом, не нарушает архетипов. Преступление имеет последствия. Избегнуть их не удается никому, даже героям — а то, что да Силва принадлежит к «героям», несомненно. Он полностью отвечает за свою жизнь и самонадеянно распоряжается жизнями других, потому что уверен, что ему «нечего терять». Однако на земле (или, по крайней мере, в культуре) еще не было случая, чтобы судьба не доказала человеку обратное, поставив его в еще худшее положение…

Как уже было справедливо отмечено в предыдущей рецензии, да Силва пытается прыгнуть выше головы. Он, безусловно, отличается от многих: своим бесстрашием, переходящим в приступы безумия, своей властностью, энергией. Он выделяется даже внешне — ростом, одеждой, цветом кожи. Главное же в том, что он полностью отдает себе отчет в своей деятельности, в том, что она преступна. У него нет сладкой веры в «звериную природу черных», превосходство белой расы, Божью волю, социальное неравенство и т. д. Кобра Верде от начала и до конца знает, что он совершает преступление.

Преступление, как обстоятельно доказывал Достоевский, действует на душу разрушающе. Герой Херцога ощущает, что перестает быть человеком, потому что не испытывает ни одного светлого чувства: дружбы, привязанности, любви. Это угнетает его. Он подобен полковнику Курцу, но, в отличие от последнего, не теряет своей мечты, превращающейся в несбыточную грезу: хочет забросить работорговлю, вернуться к цивилизации, жениться и увидеть прекрасные снежные вершины, символизирующие чистоту и покой… Но именно в этот момент судьба да Силвы и разворачивает свой хвост, подобно кобре. И она смеется над ним, над его беспомощностью, и доказывает, что он был неправ. Ему было, что терять — свое будущее. Раньше у него не было «настоящего», он прозябал в нищете и одиночестве; теперь у него исчезла и надежда когда-нибудь это исправить. Он потратил свою жизнь на дело, которое ненавидел и презирал, ничего не приобретя взамен.

1 сентября 2013

Сила на коротком поводке

Фильм «Кобра Верде» последняя совместная работа Клауса Кински и режиссера Вернера Херцога. После этого фильму, Клаус сказал: «Меня больше нет».

Кинолента показывает, как власть имущие способны иссушить и погубить тех, кто сильнее, но чье сердце открыто и благородно. Суровый и сильный одиночка стремится к своей мечте. Ради ее достижения он не останавливается ни перед чем. Он не боится смерти, не боится замарать руки. Его даже не гнетет его одинокий путь. Он так с ним смирился, что его не страшит то, что у него нет ни друзей не родных. Одиночка, который бредет по дороге жизни. Он смотрит лишь только вперед, не замечая, что в его спину уже направлены копья. Он видит только цель, к которой он движется. Но дойдет ли он?

Люди пользуются силой и благородством, пользуются теми, кто привык держать слово. В какой-то степени эта кинолента о том, как силу можно держать на коротком поводке. А потом им же начать душить, когда она исчерпает себя.

22 мая 2013

Кобра Верде

Вернер Херцог и Клаус Кински… совместная работа этих двух гениальных безумцев породила множество легенд. Известно, что Кински всегда отличался эпатажным поведением, и ни один режиссер не мог с ним нормально работать, а Херцог стал первым, кому удалось обуздать его буйный нрав. Но это не исключало постоянных трений и даже буйных скандалов на съёмочной площадке, когда каждый из них активно «тянул одеяло на себя». Ходили слухи, что во время съёмок «Агирре, гнев божий», Херцог наводил на Кински заряженный пистолет всякий раз, когда тот выходил из-под контроля. В общем, остаётся только гадать, как эти люди уживались друг с другом, но факт остается фактом — на их счету пять совместных проектов. И это — последний.

Херцог всегда снимал кино на грани человеческих возможностей. Он всегда шёл на крайности. В нем кипела настоящая страсть. Но при этом, его фильмы сохраняли идеальный повествовательный ритм. Но тут он, увы, немного подорвался. Дело в том, что перед созданием этого фильма, значительно поменялся состав съёмочной группы. Херцогу пришлось работать с новым оператором и новым монтажёром. Возможно, он не сразу смог адаптироваться к работе с новыми людьми, и повествование стало немного провисать. Очень мощные эпизоды периодически сменялись достаточно скучными и лишенными той гипнотической силы, которая так свойственна Вернеру Херцогу. Положение спасла концовка, а точнее — финальная сцена. Не рискну пересказывать её содержание, скажу лишь то, что она пропитана тем пронзительным чувством, когда человек отчаянно пытается прыгнуть выше головы, и терпит неминуемое поражение. Это свойственный мотив для творчества Херцога, тут он может восприниматься вторично, однако меня очень проняло.

Но главный плюс фильма — это Кински. В своей последней совместной работе с Херцогом, он исполнил свою роль с абсолютной отдачей. Тут он играет лихого разбойника, отчаянного авантюриста, которому было суждено ощутить как вкус сладкой победы, так и горькой неудачи. Для актера исполнить роль подобного плана совсем не впервой, поэтому он вложил в неё не только талант, но и богатый опыт. После съёмок, Кински заявил, что «сгорел дотла без остатка», что стало завершающей ноткой в сотрудничестве этих двух безумно талантливых людей.

Этим фильмом и завершается классический период Вернера Херцога. Тут он объединил свои излюбленные темы — глухие и нецивилизованные уголки земного шара, общение с аборигенами, а так же социальное неравенство в обществе. Последующие годы он почти не снимает художественных фильмов, предпочитая документальные. Только в 2006-ом году Херцог, что называется, «тряхнул стариной», сняв свой экзистенциональный приключенческий фильм «Спасительный рассвет». Но это уже совсем другая история.

3 июня 2012

герой, но не победитель

Эпичная историческая кино-притча. Даже в какой то мере байопик, так как прообраз главного героя, которого очень эмоционально и оригинально играет Клаус Кински реально существовал.

Кино о многом, о чём то конкретном, и в то же время обо всём глобально исторически, политически и социально. Очень сложная работа, которую сложно оценить, так как в принципе не с чем сравнить. Происходящее иногда кажется абсурдным театром, а в другой раз отчётливо понимаешь всю правду событий.

Трудно сказать, о человеке ли кино или о человечестве. О противопоставлении личности жерновам истории или потоке времени, который сминает всё и приносит новое. Что может один человек? Многое ли, то что в последствии пожинают другие? И что это для самого человека? Зачем это ему и есть ли вообще смысл в метаниях? Масса, масса вопросов. Ответов, как таковых нет. Есть определённые факты.

Автор своим творением, совместно с актёрами показывает некого героя своего времени. Человека который сделал то, что другие не смогли бы никогда. Но вопросы остаются, а ответов на них не найти никогда.

И в то же время этот фильм наверное нельзя назвать авторским в классическом понимании. Авторское историческое кино. Такую категорию можно приплести.

Опять же не могу сказать надо ли его смотреть. Наверняка многим не понравится из-за неудобного представления. Но фильм по своему уникальный в своём жанре, поэтому киногурманам думаю стоит обратить на него внимание.

По своей структуре фильм яркий и показывающий самобытную природу и нравы африканского населения и колонизаторов. А это то же очень интересно, тем более когда это показывают мастера.

Опять же режиссёр Вернер Херцог (Агирре, гнев божий, На десять минут старше: Труба, Носферату: Призрак ночи, Спасительный рассвет) и актёр Клаус Кински (На несколько долларов больше, Агирре, гнев божий, Носферату: Призрак ночи) имена культовые, имена на которые кинолюбители не могут не обратить внимание.

Вернер Херцог участвовал при создании сценария, который является переработкой произведения Брюса Чатвина, путешественника, археолога, искусствоведа и признанного писателя.

20 октября 2011

Драма Зеленая кобра появился на телеэкранах в далеком 1987 году, его режиссером является Вернер Херцог. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Клаус Кински, Жозе Левгой, Сальваторе Базиле, Бенито Стефанелли, А. Квеси Компсон, Stella Torgbede, Diobeth Guerra, Сантьяго Гарсия, Марсела Ампудия, Мария Эльвира Чавез Мейя, Луз Марина Родригез Молина, Леон Боланьо, Josué Ángel, Mario Gomez Vignes, Маурицио Родригез.

На фильм потрачено свыше 800000.В то время как во всем мире собрано 12,702 доллара. Производство стран Германия (ФРГ) и Гана. Зеленая кобра — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.