Забытая мелодия для флейты
7.7
7.5
1987, комедия, мелодрама, драма
СССР, 2 ч 14 мин
12+

В ролях: Леонид Филатов, Татьяна Догилева, Ирина Купченко, Валентин Гафт, Александр Ширвиндт
и другие
В прошлом студент консерватории и хороший флейтист, а в настоящем - муж дочери «большого человека», и сам начальник одного из подразделений Главного управления Леонид Семенович Филимонов, однажды почувствовал физическое недомогание: прихватило сердце. И это в неполные сорок лет от роду! Сей неприятный случай послужил поводом для знакомства бывшего флейтиста с молоденькой медсестрой из ведомственной поликлиники Лидой. И закрутился бурный роман…

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Забытая мелодия для флейты

год: 1987
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Вадим Алисов
композитор:
художники: Александр Борисов, Наталья Иванова
монтаж:
жанры: комедия, мелодрама, драма
Поделиться
Финансы
Сборы в США: $85 360
Мировые сборы: $85 360
Дата выхода
Мировая премьера: 23 октября 1987 г.
на DVD: 15 сентября 2011 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 2 ч 14 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, мелодрама, драма

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Забытая мелодия для флейты», 1987

Видео: Фильм (серия 1) (Забытая мелодия для флейты, 1987) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фильм (серия 1)
Видео: Фильм (серия 2) (Забытая мелодия для флейты, 1987) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фильм (серия 2)
Видео: Фрагмент (Забытая мелодия для флейты, 1987) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Забытая мелодия для флейты», 1987

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Забытая мелодия для флейты», 1987

СССР; конец 80-х годов XX века

Леонид Филимонов /Леонид Филатов/ - чиновник из «Главного управления свободного времени», метит на пост начальника, хотя в душе тяготится тем, что не может быть открытым и настоящим, а вынужден притворяться, лебезить и зарыть своё «Я» поглубже

Лида /Татьяна Догилева/ - медсестра, играет в самодеятельном театре, живёт в коммуналке, открытая и эмоциональная девушка

Елена /Ирина Купченко/ - жена Филимонова, учёный, её отец всячески способствует продвижению Филимонова по служебной лестнице

Поймала себя на мысли, что в последнее время много пересматриваю. Вот и эта картина уже была мною увидена много лет назад. И просто удивительно, что запомнила я её совершенно не такой, каковой она является на самом деле. Почему-то в моей памяти отпечатался только мистический момент, отчего я думала, приступая к пересмотру, что сейчас меня ожидает нечто сюрреалистическое. Но нет, всё более чем прозаично и даже буднично.

В фильме, который можно воспринимать, как простую мелодраму об адюльтере или как серьёзную драму о выборе между карьерой и настоящими чувствами, много сатиры на бюрократизм и на чиновников, а также показана не самая радужная жизнь простых людей, вынужденных жить в коммуналке.

Подумать только, Рязанов и Брагинский написали пьесу, по которой снят фильм, ещё в середине 70-х, а снять её режиссёр смог только в конце 80-х по понятным причинам. Ещё одной причиной задержки стала занятость Филатова на съёмках другой ленты, а в главной роли Рязанов изначально видел именно этого актёра. Спасибо ему огромное за то, что не нашёл другого артиста, а дождался таки Леонида Алексеевича. Я не могу представить никого в роли Филимонова, кроме него, на мой необъективно-влюблённый взгляд, он идеально вписался в этот образ.

Очень рекомендую картину всем, кто ещё её не видел. Это та самая позднесоветская классика, с которой, по моему мнению, нужно быть знакомым.

20 июля 2023

Забытая мелодия для флейты – лиричное прощание с советской бюрократией в преддверии крутых перемен

Творение великого Эльдара Рязанова отражает перелом эпох. Глубоко философское кинопроизведение во многом дало начало новому направлению, которое разовьется уже в годы перестройки.

1987 год. Народ начинает задыхаться от дефицита и от несправедливости распределения социальных благ. Объектом недоверия, а затем и ненависти становится так называемая номенклатура. Именно к ней и принадлежит главный герой, блестяще сыгранный Леонидом Филатовым. Да, и в этой среде, как ранее у дворян, купцов, бытовало такое явление, как брак по расчету. Герой стал жертвой такого мезальянса – талантливый музыкант-флейтист вынужден был пожертвовать устремлениями души ради карьерного роста. Он у него задался благодаря тестю, ну а дальше-то что?.. Пустота!

Лишенный любимого творчества, женатый на нелюбимой женщине, герой сгорает на работе. И вот закономерный результат: сердечный приступ в неполных сорок… Ну а далее ему, как номенклатурному работнику, «прописали» медсестру для ухода. Между ними вспыхивает яркое чувство. Медработник принадлежит, как сказали бы сейчас, к «глубинному народу». Это извечная история Золушки и Принца.

Между тем над отечественной бюрократией сгущаются тучи. Видимо, Рязанов, как многие художники, обладающие особым духовным зрением, остро чувствовал грядущие перемены. Впрочем, в то время они витали в воздухе, он был ими пропитан. Непонятно было только, во что это выльется.

«Ты прощай, прощай мой кабинет, ты прощай ковровая дорожка…», – поет под аккордеон один из номенклатурщиков… и далее: «Помогите медью трудовой, перед вами жертва ускоренья».

Да, многие из «сильных мира того» стали новой «элитой», приватизировав фабрики и заводы. Но и немалая часть той номенклатуры рангом пониже хлебнула сполна чаши рыночных реформ начала 90-х, выживая, как весь простой народ. Думается, главный герой «Забытой мелодии» в то приснопамятное время пошел бы именно по этому пути. Для того, чтобы стать «акулой капитализма», он слишком раним и интеллигентен.

14 января 2022

Уроки свободы: мечты и надежды «перестроечного» кино (часть 10)

«Забытую мелодию для флейты» некоторые поклонники Эльдара Рязанова считают излишне философской, подразумевая тем самым, что прочие его ленты до и после нее были гораздо проще. Однако, некую абстрактность этой картине придет разве что финал, но никак не весь ее структурный ряд, фирменно по-рязановски сочетающий лиризм и едкость сатирических акцентов. Необычным для этого постановщика в этой ленте можно считать разве что злой сарказм, которым полны диалоги, реплики и само отношение Лиды к Леониду Семеновичу, обычно этот режиссер предпочитает легкую иронию. При первом просмотре «Забытая мелодия для флейты» способна, конечно, удивить и зацепить (что и произошло с миллионами советских зрителей), но сейчас она выглядит скорее, как реликт времени, устаревший именно вследствие своей тогдашней злободневности.

Задача Рязанова — высмеять советское чиновничество и цензуру, людей, в годы «перестройки», ставших «лишними», но не утративших тупости и ненависти ко всему неподконтрольному и свободному (в то же время от режиссера «попадает» и некоторым тенденциям в искусстве тех лет — «чернушности» и эпатажности): в одной из лучших сцен картины — прогулке чиновников по уличной выставке можно услышать спор о том, как, видите ли, безобразно неформальное искусство, на это герой Ширвиндта отвечает: «Но секса-то нет?», на что герой Гафта в свою очередь замечает: «Это хуже, чем секс». Однако, подобных гомерически смешных сцен в фильме мало, ведь режиссер хочет помимо всего прочего художественно доказать духовное ничтожество героя Филатова, которому много раз представляется шанс изменить свою жизнь (это наглядно демонстрируют воображаемые сцены), но ни разу он им так и не воспользуется.

Быть может, излишне пафосный финал нужен постановщику для того, чтобы показать, что за такую жизнь рано или поздно придет расплата, если не совести, которая растоптана, то Высшей Силы (редко кто в советском кино тех лет говорил о суде Бога над человеком, Рязанов был одним из первых). Лида все понимает про Леонида Семеновича, оттого происходит и ее сарказм (вообще диалоги с ее участием просто блистательны, горьки и беспощадно высвечивают все мерзость души влюбленного в нее чиновника-конформиста). Думается, что еще одной задачей постановщика в этой картине было продемонстрировать, что даже в разгар гласности, «нового мышления», «ускорения» целые слои людей продолжали оставаться рабами, изолгавшимися в своем лицемерии и изворотливом приспособленчестве, оттого и «перестройка» приобретает гротескные, странные формы проповеди свободы в стране людей, так и не научившихся быть свободными.

По-настоящему свободна в картине лишь Лида, но даже она болезненно зависима от сочувствия и жалости к негодяю, от любви к нему: Рязанов тонко, ненавязчиво противопоставляет условия жизни героев — коммуналку, скромную одежду медсестры и хоромы чиновника с одетой в роскошную шубу его женой (кстати Купченко играет здесь в рамках все того же амплуа обиженной жены, которым измучили ее режиссеры в 1970-е, и что, самое обидное, играет все теми же мимическими и интонационными приемами, что и раньше). При этом чиновник Филатова глубоко инфантилен в своей трусливости и подлости, а Лида гораздо зрелее и мудрее его (не материнской ли любовью она его любит?).

Несмотря на всю лирику, порой нарочито подчеркиваемую (например, в совершенно излишних сценах с тамбовским хором), а также грусть режиссера и зрителя от несостоявшейся судьбы главного героя, это достаточно веселое кино и его приятно смотреть, хотя кроме Лиды и ее подруги по коммуналке в фильме по сути нет живых людей, а лишь маски, социальные роли, шаржированные портреты функционеров, не вызывающих никакого сочувствия у публики. В конечном счете Рязанов снял фильм о том, что для того, чтобы любить, надо быть внутренне свободным человеком, не карьеристом, не подлецом, не конформистом, но тем, для кого требования совести непререкаемы. А как любить в стране, в которой почти все ее население целые десятилетия жило в атмосфере лжи и двойных стандартов? Тут никакая «перестройка» не поможет, разве что «перестройка» душ и мозгов, которая, как мы знаем, так и не состоялась.

5 февраля 2021

Что выбрать?

Общее впечатление: На днях посмотрела это тоскливое кино, которое окутало меня волной грусти, захлестнув своим интригующим рассказом. В прошлом студент консерватории и хороший флейтист, а в настоящем — муж дочери «большого человека», и сам начальник одного из подразделений Главного управления Леонид Семенович Филимонов (Леонид Филатов), однажды почувствовал физическое недомогание: прихватило сердце. И это в неполные сорок лет от роду! Сей неприятный случай послужил поводом для знакомства бывшего флейтиста с молоденькой медсестрой из ведомственной поликлиники Лидой (Татьяна Догилева). И закрутился бурный роман…

Честно, мне как женщине было тяжело оценивать ситуацию в которую попал герой картины. И сколько раз говорю себе не делать этого, не анализировать героя с точки зрения — «а чтобы сделала я?», а рассматривать весь сюжет, все равно в глубине души осуждаю. Однако, многое понимаю, стараюсь делать выводы и мыслить объективно.

Герой картины в прошлом творческая личность, но так сложилось, что ему пришлось оставить душевный порыв и удариться в карьеру. По воле случая влюбляется в хорошенькую медсестру Лиду, где по ходу сюжета раскрываются характеры персонажей и их поведение.

Леонид по сути слабый мужчина, он мягок и романтичен, боится выйти за рамки, навязанные обществом. Он, конечно, любит Лиду, но страшится осуждения коллег/знакомых, потери работы. Он как чаша весов, в которую на миг положат что-то — он счастлив, но стоит переместить удачу в другое место, как тут же Леонид бежит в другую сторону. Да, у него есть дом, престижная работа, у него есть жена, которую как оказалось он и не любил никогда, но счастлив ли он? Радует что у героя есть совесть!

Кто сказал что женщины слабый пол?! Лида как раз таки сильный персонаж, эта напористая девушка, влюбившись готова на многое, но готова ли она терпеть выходки из вранья? Догилева-Филатов отличный актерский тандем, с тревожными эпизодами актеры лишь усиливают напряженные моменты, будоража давящую и мрачную атмосферу. Приятно на них смотреть, за хронометраж они стали родными, а на контрасте разных характеров дополняют друг друга и сложно представить кого-то другого в этих ролях.

Фильм искрит интригующими моментами, давая зрителю прочувствовать историю, предлагает несколько вариантов развития, был момент где я даже запуталась где правда, а где фантасмагория, от чего на душе становилось невероятно грустно. Картина поднимает множество злободневных тем, которые будут всегда, не только романтическая линия в виде любовного треугольника, так же соц окружение, метания в муках выбора и многое другое. Ярко, эмоционально, незабываемо.

Помните, мы один раз живем, и если не для любви? То для чего же?!

8 из 10

1 июля 2020

Мы не пашем, не сеем, не строим — мы гордимся общественным строем…

У Рязанова есть три феноменальных достижения: на «Гараж» в кинотеатры ломились и в зале репликам устраивали овацию в прямом смысле — это была искренняя реакция, которую невозможно было сдержать, на «Жестокий романс» обозлились номенклатурные мадамы и жуть живьём не сожрали режиссёра. А из «Забытой мелодии для флейты» почти никто ничего не вспоминает и не помнит, кроме песни из сна:

«Мы не пашем, не сеем, не строим — мы гордимся общественным строем…»

Тогда многие назначали для себя Рязанова вторым народным героем после Высоцкого — просветление мозгов средствами поэзии и песнями было феноменом, народ наградил его званием народного артиста N1.

После ухода в лучший мир Владимира Семёновича советский гибрид пьедестала с эшафотом не пустовал — его почти сразу же занял со своими фильмами Рязанов.

В «Забытой мелодии для флейты» притчи, мистики и фантастики больше, чем в других фильмах Рязанова, но больше и болезненной правды. Как-то незаметно проявилась особенность психологического «слепого пятна» — чтобы не растерять защитно-компенсаторный конформизм, зрителю большую часть фильма или весь следовало забыть.

Почему? Во снах-видениях в протагонисте просыпалась совесть. И зрителям, видевшим в нём частично или очень не частично себя, вдруг становилось ясно, что герой на самом деле каким-то магическим кульбитом становится ещё и антагонистом.

Когда-то такое замечали в «Конформисте» (итал. Il Conformista) — знаменитом кинофильме Бертолуччи, снятом в 1970 году по одноимённому роману Альберто Моравиа.

Вероятно, этот эффект рязановского искусства не угас до сих пор — если попросить знакомых назвать хотя бы пять лучших фильмов Рязанова, «Забытую мелодию для флейты» наверняка не вспомнят. Медицинский факт: если этот фильм до сих пор у нас в «слепом пятне», это значит, что голос совести до сих пор вызывает у нас боль.

9 из 10

7 мая 2020

Талант режиссёра проявляется тогда, когда из обычной, всем известной истории создаётся художественно ценный и интересный фильм. Таким является мелодрама «Забытая мелодия для флейты».

История любви богатенького и удачливого мужчины и бедной медсестры, живущей в коммуналке. История о том, как иногда нерешительность и страх потерять пригретое место толкают людей на отказ от искренних чувств. Главный герой действительно полюбил медсестру, это не увлечение, об этом свидетельствуют некоторые эпизоды.

Он становится подонком, потому что не может принять решение. Потому что врёт жене. И лишь тонкая игра Филатова позволяет отнестись к герою снисходительно, как к хорошему творческому плоду талантливого артиста. Он получился мягким, нерешительным, мечущимся. Догилевой досталась роль бойкой женщины, втайне мечтающей о большой и светлой. Но она не романтик, она больше прагматик, поэтому метания главного героя заставляют её отдалиться, а не впадать в истерики. Она сильнее его. Она живёт так, как хочет, хоть у неё и нет столь классной квартиры, как у него и такого солидного дохода.

В фильме отчётливо ощущается настроение надвигающейся Перестройки, словно тучи сгустились над городом, обещая грозу. Мрачные моменты, включая инфернальный эпизод — штрих картин конца 80-х.

Всё это вкупе сделало фильм эмоциональным и по-осеннему грустным.

В холодных пустынных комнатах давно заброшенного дома звучит мелодия флейты…

7 из 10

6 июня 2019

Катаняны и Катанянши.

Первые отзвуки грядущего веселья уже распространились в нашем воздухе и кинематограф, не получив еще дешевой вседозволенности, разродился проблемным(даже по тем временам) и противоречивым (до сих пор) фильмом «Забытая мелодия для флейты». Целая бригада разномастных звезд советского кино обслуживала этот фильм и он с гордо поднятой головой вошел в нашу историю. Причем, вопреки своей болезненной памяти, здесь тот самый случай, когда я доподлинно не помню, когда именно смотрел этот фильм. У меня такое ощущение, что на экраны его выпустили значительно позже объявленного 1987 года.

Фильм, помимо целого вороха злободневных тем, которые всегда были для Рязанова нормой, вытаскивает на свет божий некий философский вопрос — где мы сами, стоит ли строить из себя нечто принципиально иное и в чем вообще смыл этой единственной жизни. С одной стороны надежная жена с еще более надежным тестем, гарантированная карьера и элитный дом, с другой — комната в коммуналке с молоденькой медсестрой и игра на флейте по выходным. Как мне видится, герой Леонида Филатова еще и перетянут другими неоднозначностями — его любят там и здесь только за те качества, что он, грубо говоря, принес со стороны. Героиня Догилевой видит в нем высокий полет начальника, а Купченко — романтичного флейтиста.

Филатов органично вписался в эту роль по причине того, что играть ему в основном пришлось самого себя и сюжет предполагал в нем чиновника. Уверен, что у настоящего Филатова не возникло бы сомнений по поводу какой-то там молоденькой девушки, ибо он всегда видел свой долг перед обществом и, самое главное, перед самим собой. Догилева сыграла лучшую свою роль, хотя на нее ходили и благодаря откровенным съемкам. Дань времени. Бригада чиновников, юмористическая и очень органичная, идеальна и именно она мне больше всего нравится. Санаев, Ширвиндт, Гафт, Волкова, Арцыбашев. А чего стоит один тамбовский хор! Сейчас все брошу и возьмусь фильм смотреть. Это как всегда.

Отдельно хочу вспомнить Елену Майорову, оригинальную актрису с ужасающей трагической судьбой. А бабушка-соседка, открывающая дверь (она ведь под дверью подслушивала) и приглашающая спрятаться! Музыка прекрасна, песни чудесны, Гафт в электричке велик. Ширвиндт на Новом Арбате неподражаем. Смотрите фильм, пишите письма.

10 из 10

17 января 2019

Забытая мелодия сердца

Эльдар Рязанов и после своего ухода до сих пор остается триумфатором всевозможных рейтингов фильмов и опросов, кажется, что не фильм, то хит. Даже нет смысла перечислять их сейчас здесь. Но и в его фильмографии есть картины, которые бы вроде бы скромнее остальных, незаметнее — о них не вспоминаешь в первую очередь, когда речь заходит о режиссере.

«Забытая мелодия для флейты» — именно такой фильм. Вышедший в 1987 году он состоялся благодаря идеологическим послаблениям времен перестройки и стал грустным взглядом вслед уходящей эпохе. Не то чтобы в новой российской реальности Рязанов не смог состояться (в период с 1991 по 2006 год он снял 8 фильмов), но все-таки его время — это тучные годы застоя — времена дефицита и очередей, горькой иронии и какой-то особенной кинематографической теплоты.

В «Забытой мелодии» отчетливо видны элементы фирменного режиссерского стиля. В первую очередь, это социальная сатира: Эльдар Рязанов тонко высмеивает бюрократию, мелкое чиновничество, строгую регламентированность и «заорганизованность» жизни (чего стоит только название учреждения — «Главное управление свободного времени»). Его взгляд обладает особым ракурсом: герои ровно настолько же верят в правильность происходящего, насколько сам режиссер не верит в нее. Из этого несоответствия вырастает такой комический эффект, который становится стилистическим приемом, частью авторского почерка. Анализируя фильм, хочется вновь аплодировать Эмилю Брагинскому — сценаристу, работавшему с Рязановым на многих картинах. Его человеческая и профессиональная тактичность проявляется не только в безошибочном выборе темы и материала, но и в том, как он к ним подходит, что выносит на первый план, что оставляет в подтексте, в том, как он пишет образы героев, какими качествами их наделяет.

Герои — это еще одна режиссерская фишка: Рязанову удается сделать их удивительно трогательными в тех ситуациях, в которые их ставит жизнь. Они не избегают ошибок и не лишены недостатков, они часто кажутся смешными то в силу своей наивности, то в силу неловкости. Но неизменно всегда одно — та любовь, с которой к ним относятся создатели картины, человечность и правдивость в их изображении — кажется, что они не придуманы, а срисованы с реальных людей. Все это ярко выражено и в «Забытой мелодии для флейты»: и режиссер, и сценарист и актеры любят своих героев, они могут над ними посмеиваться, но это вовсе не то же самое, что высмеивание. Говоря об актерах, в первую очередь, конечно, хочется сказать о Леониде Филатове. Его Леонид Филимонов вызывает то жалость, то раздражение, но слишком уж он понятен и словно бы хорошо знаком. И это ощущение с каждым героем возникает — и с медсестрой Лидой (Татьяна Догилева), и с женой Еленой, и с чиновниками-коллегами Леонида (Всеволод Санаев, Валентин Гафт, Ольга Волкова, Александр Ширвиндт), и даже с соседкой-сплетницей Лиды (Елена Майорова). Все они очень типичны, но в тоже время в них есть индивидуальность, которая во многом стала возможной благодаря безукоризненным актерским работам: хочется разобрать по эпизодам этот фильм и наслаждаться видео цитатами.

Особое место в фильмах Рязанова занимает музыка: его многолетнее сотрудничество с Андреем Петровым и сегодня не дает покоя меломанам, а темы к «Служебному роману», «Гаражу» или «Иронии судьбы» — источник вдохновения не только для диджеев, но и для нас, простых и преданных зрителей. Но здесь в «Забытой мелодии» у музыки совсем иной статус — это не просто музыкальный фон, это сквозная метафора, которая проходит через весь фильм — от названия до эволюции образа главного героя. И сама сама флейта, и музыка, и возвращение к ней — это символ возрождения Леонида, преображения его сердца, возвращения к самому себе. И понимание этой тонкой грани женщиной, которую он любит, еще раз говорит нам о том, что способность чувствовать и жить сердцем — это иная привилегия, нежели покровительство высокопоставленного отца или ученая степень.

И здесь вырисовывается еще один штрих, по которому безошибочно узнаешь Эльдара Рязанова — необыкновенный лиризм его повествования. Кажется, сквозь такую бытовую беспросветность, банальности и стереотипы прорастает в его фильмах лирический мотив, который расставляет все по своим местам.

2 августа 2017

Напрасно забытые ценности

Случайно увидел отрывок фильма по телевизору, и после почему-то очень захотелось посмотреть его целиком, с начала. Просмотром в итоге был удовлетворен. На мой взгляд, «Забытую мелодию для флейты» можно смело отнести к хорошему советскому кино, потому что картина располагает к себе и от нее веет душевной чистотой, несмотря на то, что в основу сюжета положена далеко не самая нравственная история.

Может ли измена в исключительных случаях быть оправдана?

Что лучше: жить с нелюбимым человеком, но за счет его связей подниматься по карьерной лестнице и иметь привилегированный статус, или жить по сценарию «с любимым и рай в шалаше»?

Вероятно, такими вопросами задавался Эльдар Рязанов, когда режиссировал данный фильм. Причем четкого ответа на них зритель так и не получит: видимо, посмотрев со стороны, он должен будет решить сам, что же для него ближе. А «Забытая мелодия для флейты» лишь дает почву для размышлений, предлагая несколько вариантов развития событий.

Что еще в плане содержания фильма задевает, так это тонкая, едкая сатира в адрес «бюрократической машины». «Марш бюрократов», песня в вагоне электрички и акцентирование внимания на табличке «Главное управление свободного времени» — все это очень точно обличает абсурдность некоторых инициатив той эпохи. Хотя, с другой стороны, лента пропитана моральностью, культурностью того времени: это проявляется и в грамотной речи героев, и в их увлечениях, и в окружающей атмосфере, где порицается малейшее проявление бестактности.

Нельзя не отметить и потрясающую игру актеров. Леонид Филатов блестяще сыграл свою довольно неоднозначную роль, очень правдоподобно изобразил сердечные приступы, комично пытался выкручиваться в непредвиденных обстоятельствах. Образ юной Татьяны Догилевой, пожалуй, запомнился более других. В этом фильме она олицетворяла собой настоящую, искреннюю и бескорыстную любовь, какую в жизни часто найти бывает довольно трудно.

Таким образом, стоит сказать, что картина «Забытая мелодия для флейты» определенно заслуживает внимания публики. Фильм очень жизненный и очень глубокий, с умеренной долей юмора и долей горькой правды. Я бы сказал, что после его просмотра в сознании человека остается что-то важное.

8 из 10

25 января 2016

Любовь, смерть и перестройка…

Эльдар Александрович Рязанов вошел в историю отечественного кинематографа, прежде всего как комедиограф, хотя, разумеется, ему всегда в своих картинах было, что еще сказать зрителю, а уж совсем в зрелые годы, когда Советский Союз столь ненавистный, свободолюбивой натуре автора, доживал последние дни, фильмы Рязанова буквально на глазах становились все более мрачными. В некоторых из них комедия полностью уступает дорогу драме. «Забытая мелодия для флейты» ярчайший тому пример.

В центре сюжета высокопоставленный чиновник Леонид Семенович Филимонов. Он трудится в управлении свободного времени. Устроится на эту должность, ему помог его влиятельный зять. Супруга у него строгий врач, пишет, как полагается докторскую диссертацию. Особых чувств ни к жене, ни к своей работе Филимонов не испытывает, он и на личном и на профессиональном фронте вынужден жить под маской смирения, всей душой веря в то, что когда-нибудь он наконец встанет с колен, выпрямит спину и скажет всю правду матку и от этого мир полностью перевернется. Однажды когда жена уехала в очередную командировку, Филимонов знакомится с молодой медсестрой Лидой. У них случается молниеносный роман. Но как только возвращается супруга, Леонид Семенович тут же превращается в старого доброго подкаблучника.

В 70-е во времена так называемого застоя, появилась целая плеяда фильмов о лишнем человеке, интеллигенте, который вынужден жить в постоянной депрессии, видя всю абсурдность советской действительности и при этом неукоснительно блюсти ее устои. Больше всего рязановская картина, в этом отношении, напоминает, наверное, «Осенний марафон» Георгия Данелии. Здесь также главный герой никак не может выбрать между женой и любовницей. На самом деле Рязанов задумал фильм даже раньше, за десять лет до фактических съемок, но тогда строгая советская цензура запретила его снимать, не добавив к сценарию кучу правок. Естественно дождавшись своего часа Рязанов камня на камне не оставил от той советской системы.

Во всех заметных ролях, Рязанов задействовал, без преувеличения великих актеров. Солирует Леонид Филатов, на тот момент, просто находившийся в ранге суперзвезды. И роль чиновника Филимонова ничуть не уступает по своей значимости инженеру Варакину в «Городе Зеро» Шахназарова. Весь фильм он бегает от строгой жены к молодой медсестре. Когда-то он был подающим надежды молодым флейтистом, сегодня же он наоборот вынужден запрещать всякое антисоветское творчество. С одной стороны вспыхнувшая любовь в душе художника, с другой меркантильность материального мира, который не позволяет эту любовь взять, все это приводит его к клинической смерти. Супругу играет Ирина Купченко, а молодую медсестру Татьяна Догилева. Для всех троих 80-е были пиком карьеры. На вторых ролях, так же знакомые все лица. Рязановские любимцы Александр Ширвинт, Валентин Гафт, Всеволод Санаев и конечно Елена Майорова в маленькой почти эпизодической, но очень яркой и самой комедийной роли в фильме.

Самое сильное впечатление оставляет, конечно же финал. Впервые лично я увидел его, кода мне было лет пять, и потусторонний мир с душами умерших родителей, которые жалуются сыну, на то что он совсем перестал их навещать, навсегда в печатались в мою память. Наверное, именно после просмотра этого фильма, я узнал и даже визуально представил, что же такое смерть. И если любовь практически в каждом фильме Рязанова является центром всего, то к смерти так близко автор не подступал ни до, ни после.

Все это говорит лишь о том, что «Забытая мелодия для флейты» это, пожалуй, самый автобиографичный, самый личный фильм Эльдара Рязанова, а герой Леонида Филатова его альтер эго. Пожалуй, на сегодня это и его последний однозначный шедевр уровня «Берегись автомобиля» или «Иронии судьбы». С развалом столь ненавистного ему Советского Союза закончилась и эра его всенародных шедевров. Ко временам современной России он, со своим наивным взглядом, так и не смог приспособиться. Картины, которые были сняты им в 90-е и 00-е кажутся просто неудачными во всех отношениях. Но хочется верить, что может просто их время еще не пришло, и когда-нибудь суровый быт материального мира отступит перед наивной романтикой автора и эти забытые и добрые фильм еще не раз тронут в людях душевные струны, подобно тому, как это делает и в сегодняшние темные дни, «Забытая мелодия для флейты».

8 из 10

16 сентября 2015

Истинная любовь

Смотрела данную картину, по меньшей мере, шесть раз. Каждый раз она воспринимается по-новому. Но одно остается неизменным — послевкусие. Тяжелое время, безработица, отсутствие денег. Казалось бы: история любовного треугольника стара как мир, но нет, в этом фильме всё по-иному. Можно бить себя в грудь и кричать: любовь всегда стоит на первом месте! Но карьерный рост и деньги в кошельке чаще всего берут верх над любыми, даже самыми сильными чувствами.

Для меня — это не просто фильм известного режиссера, это нечто большее. Блестящая игра актеров будто переносит в то далекое, серое, унылое время. Чувствуется сырая осенняя погода и холодный мелкий дождь.

Уверена: еще не раз его пересмотрю картину и испытаю довольно смешанные чувства. Советую каждому в свободный вечер посмотреть сей шедевр и просто задуматься над тем, как и для чего мы живем, что для нас в жизни стоит на первом месте.

10 из 10

25 августа 2015

релаксация для души* (*Или материалистам вход воспрещен)

Из всех виденных лент советской эпохи «Забытая мелодия для флейты» с невероятным актерским ансамблем во главе с Леонидом Филатовым занимает в моей коллекции почетное место и очень важное. Это кино, близкое мне по духу, передает великолепную атмосферу той поры, когда культуроведческие кружки были в почете, а любые ответвления от советской иерархии ценностей претерпевали порицания и насмешки (в данном случае что-то наподобие «если есть жена, ты же смотри, никуда не ходи. После работы-сразу домой»)

Довольно занимательно всматриваться (а не просто механически и малодушно лицезреть) в игру артистов: насколько точно они передают эмоции героев и действия в той или иной сюжетной ситуации. Кажется обыденная проблема: мужчина со статусом и положением в обществе нашел себе любовницу, но именно этот факт запускает всю негативную череду последствий для прообраза Филатова.

Как бы там ни было, а жить надо так, как сердцу угодно.

Замечательная постановка с сочными актами действия, четко прописанные диалоги и антураж картины, как мне кажется, делают ее незаменимой и весомой в общем фонде госкино.

18 февраля 2015

По моему мнению, этот фильм китч — взяли и типа комедийно прошлись по жизни людей. Гафту и Ширвиндту в общем-то в фильме делать нечего — если обгадить типа советскую действительность, то зачем так сильно стараться. Фильм из серии перестроечных прожекторов перестройки. Всё до кучи свалили — и Тамбовский хор и чиновников типа бюрократов. Рязанов славно постарался на потребу перестройки — все его комедии — это подкоп под государство. Жалко Филатова, что он поучаствовал в этом вертепе. А медсестра такая диссидентская попалась ему. Короче все старались в этом фильме очернить и изображали сатиру и только двое Филатов и Купченко играли людей. Согласитесь, есть большая яма между тем, что играют Ширвиндт, Гафт и Волкова и тем, что блестяще играют Филатов, Купченко и Догилева. Потому и производит фильм странное впечатление. Даже режиссёр не смог состыковать эти два направления.

Что-то мне подсказывает, что Лида любит Лёню опять же по политическим соображениям. Эти вопли: «Лёнечка, не умирай» уже больно смахивают на желание возврата времён Леонида Ильича, когда была стабильность, она же трактуемая как застой. Ну ладно там чиновники чувствуют перемены. Их типа не жалко. А вот Лидочка, медсестра, девчонка из коммуналки. Что с ней-то такое? Что она чувствует? Почему её тянет в прошлое? А потому. Медсестра в министерстве — это фигура. А кто она в новом времени? А эти разборки с Лёнечкой — это разборки чиновничьей власти со своими социально близкими. Лидочка по сути дела объясняет своему любовнику, почему она не может его защитить от перестройки. Недодал Лёнечка благ даже той же медсестре.

Действительно хочется отмести ту дурацкую политику, которая дурашливо, по-клоунски в лице актёров Ширвиндта и Гафта выпячивает себя на экране, а вот эту скрытую тонкую политику, запрятанную в отношения Лёнечки и Лиды хочется копнуть. Чиновники обставили свою жизнь с удобством, приблизив к себе обслугу — магазины, медицина и т. д. То есть была такая комфортная спайка чиновников-управленцев с обслугой. Когда началась перестройка, то чиновников кинула и обслуга тоже. Ведь это тонкий вопрос, кто кого с социальной точки зрения кидал. Где была социлогия с политэкономией, с теориями общественных классов?. Были только управленцы и социально близкая к ним обслуга. Вот они и делили пирог. Лидочка и Лёнечка — это и есть та самая спайка, которая пошла вместе в перестройку, предварительно, конечно выяснив отношения на стрелке и покопопавшись в подсознании друг у друга, чтоб кидалова не было. А все эти клоны-чиновники — это семантический шум, он же декор. Вспомните персонаж Ольги Волковой с её сыном. Это метафора рэкета, который готов отступить перед более высокой мафией, которую представляет Лёнечка, взявший дудочку, то бишь флейту опять поиграть, да мышей повести за собой. Так что не романтика там, а выяснение отношение, проверка личного состава, построение перед марш-броском. Все эти заходы в потусторонний мир к матери-отцу — это выпрашивание благословения на перестройку. Вспомните эту деваху из охраны в исполнении Елены Майоровой, которая весело отдаёт честь Лёнечке. Охрана всегда всё знает и найдёт место в новом обшестве и отдаёт честь, кому надо. Елена Майорова, царство ей небесное, была великолепной актрисой. Как она умела метко, гениально расцвечивать свои эпизодические роли! Вот весёлая, разбитная вахтёрша из охраны встречает Лёнечку. Уж она-то знает, про стрелки чиновника с социально близкой обслугой, знает в чём тайна заговора и будущего раздела собственности. И знает, что надо и о себе заявить, чтоб пирогом не обделили. Охрану действительно пристроили к делу, уж больно она пригодилась. И забытая мелодия для флейты реанимирована не ради романтики, мол забыл, что я был музыкантом, а ради мобилизации мышей под новую мелодию для флейты, она же облагороженная старая, верная в таких делах дудочка.

Филатов сыграл в этом бардаке и шабаше силу глубокого человека, Догилева блестяще использовала свой, наверное, один из главных шансов сыграть драму на экране, Купченко и Майорова великолепно вжились в образы.

Все остальные играли сатиру, гротеск, вычурность, кому что в голову взбрендит.

10 из 10

29 ноября 2014

Сгорающий метеор карьеры мастера

Бюрократия в стране существовала всегда. В эпоху расцвета советского кинематографа не принято было демонстрировать малоприглядные нюансы деятельности чиновников различного ранга. Однако с наступлением перестройки, ранее запретное стало разрешенным, на роток перестали накидывать платок, и даже маститые режиссеры не отказались от возможности ставить кино, где на первый план вышел реальный, а не завуалированный быт граждан. К концу 80-х годов Эльдар Рязанов несколько отошел от жанра лирической комедии и все чаще стал задумываться о том, что главному герою совсем не обязательно быть рафинировано честным. Куда интереснее преподнести зрителю персонажа, который живет в тех же реалиях, имеет те же человеческие пороки и наделен таким количеством граней, что сходу и не определишь, положителен ли он вообще. Роль человека, разрывающегося между карьерой и чувствами прекрасно подходит Леониду Филатову. Каждое появление этого невероятного дарования артиста на экране даровало советскому зрителю героя, которого в течение фильма неоднократно хочется как жалеть, так и презирать. Пика подобного актерского двуличия Леонид Алексеевич добился в исключительно грустной и такой пронзительной «Забытой мелодии для флейты» мэтра Рязанова.

Из Лёни Филимонова мог бы получиться первоклассный флейтист. Но выгодная женитьба вмиг перевернула мироощущение молодого музыканта. Он едва ли безумно любил Елену, скорее это был классический брак по расчету. Женщине-ученому нужен был мужчина под боком, а сам Лёня вместо туманных творческих перспектив получил видный пост в «Главном управлении свободного времени». Теперь его величают Леонидом Семеновичем, он правая рука пожилого начальника с архаичными убеждениями, у него есть команда единомышленников, и не сегодня-завтра влиятельный тесть «сделает» его главным в управлении. Лёне глубоко противна его бестолковая деятельность, направленная на «подрезание крыльев» вольнодумцам. В мечтах Филимонов выплескивает все свое презрение старику-шефу в лицо, но на деле он никогда не плюнет против ветра, он хорошо познал прелести своего статуса и не хочет к «низам». У молодого мужчины оказалось слабое сердце. Приступ отправляет Леонида на больничную койку, где он сходу влюбляется в молоденькую медсестру Лиду. Мечты о подлинном счастье захлестывают Филимонова, а тут еще как нарочно жена отчалила в командировку…

- «Как вам не стыдно? Пользуетесь служебным положением!»

- «Лидочка! Так служебное положение для того и создано, чтобы им пользовались»

О том как шикует номенклатура, рядовые граждане конечно подозревали. Но разница в материальных условиях сомнительного чиновника и простой медсестры все равно впечатляет. У него — роскошная многокомнатная квартира, холодильник набитый дефицитными яствами и престижный в те годы «Москвич-2141». У нее — лишь крохотная клетушка в коммуналке, с вечно шумными и любопытными соседями. Вероятно, это была любовь с первого взгляда. Леониду по долгу службы положено быть бесчувственным. Его «друзья» заискивают перед ним лишь потому, что знают о его покровителе. На самом деле, они охотно фиксируют его слабости. Иметь компромат на перспективного работника всегда полезно. Цену коллегам Лёня понимает прекрасно, жену он скорее терпит, а Лида стала для него просто порывом свежего воздуха в затхлой душе. Ее открытая улыбка, чисто девичий азарт в театральной постановке, заставляют чиновника впервые задуматься: а на правильную ли дорогу он свернул? Малоимущая девушка, чья молодость была растрачена на танцплощадке, она не имеет никаких перспектив, даже врачом ей не быть. Лида однако, живет и радуется, ее оптимизм заражает всех окружающих, а бывший музыкант, не будь сухарем, открывает ей сердце.

Любовь или карьера? Вечная дилемма человека, который ничего в жизни не достиг самостоятельно. Расплата за минутную слабость настигает Филимонова оперативно. Елену не назовешь красавицей, она жесткий, но не бесчувственный человек. Поведение муженька не стало для нее откровением, скорее ее возмутило, на кого он ее променял. Любовный треугольник предстает во всей красе. Сытый по горло женой, Леонид переселяется к Лиде, молодые люди начинают строить рай в шалаше. Но как же суровы последствия порыва сердца! И впрямь можно схватиться за голову: сегодня у тебя машина, власть, положение в обществе, а назавтра всеобщие пересуды, насмешки, порой откровенные издевки. Поведение коллег Филимонова в этой ситуации весьма показательно. Рязанов привлек для этой цели маститых Валентина Гафта, Александра Ширвиндта и Ольгу Волкову. Сыгранные ими, солидные на первый взгляд люди, демонстрируют низменные качества. Будто не наигравшиеся бойскауты они подсматривают, подслушивают, шепчутся. Неужели всем настолько интересна частная жизнь? Дело конечно, не в Филимонове, а в его карьерных перспективах. «У нас все можно, только шепотом». Вот ответ. Каждый блюдет честь мундира, каждый понимает всю фиктивность «Главного управления», а следовательно боится потерять теплое местечко.

Характерной особенностью фильма является показ грез, фантазий и размышлений главного героя, который помогает лучше понять его душу. Леонид кажется, вот-вот и решится, порвет со своей жалкой деятельностью, которая попросту устарела. Но всякий раз страх его удерживает. Трусливость — пожалуй, главное качество Лёни. Какая участь ждет подобного субъекта, режиссер нам великодушно поясняет. Картина загробного мира потрясает одинаково сильно даже после двадцатого просмотра. Перед ликом смерти блат не работает, а строгие взоры умерших родителей Филимонова продирают сознание любого. Никакие материальные блага не заменят души. Той самой, что любит изымать у свободно мыслящих людей «Главное управление». Помпезное здание, как уродливый памятник системе, едва не похоронившей умы людей, которых государственная машина вела не туда. Страшный суд настигнет любого. Благодаря созданной Рязановым картине не стоит забывать о чем-то, гораздо более важным, чем уютное место и светлые карьерные перспективы.

«Забытая мелодия для флейты» — одно из последних по-настоящему больших творений Эльдара Рязанова. Остросоциальная мелодрама вознесла на вершину популярности Татьяну Догилеву. По сути, роль Лиды так и осталась для нее главной. Она воплотила образ доброй, наивной, чуткой, но при этом очень твердой женщины, которую не испугать жизненными коллизиями. Подобные ей люди и строили пресловутый социализм, при этом оставшись на обочине. В этом и есть подлинная трагедия, продемонстрированная Рязановым. Малодушный Лёня Филимонов и ему подобные не заслуживают сочувствия. Его заслуживает Леонид Филатов — гениальный актер с очень печальной судьбой. У него немного знаковых ролей, но работа с Рязановым позволила реализовать на экране характер человека, который является срезом со всей жизни, царившей тогда в стране.

Все гениальное просто. Серьезные вещи, о которых стоит поразмышлять, Эльдар Александрович доносит в яркой, сатирической манере. Образы его героев карикатурны, но они по-прежнему актуальны и наше время. Открытый финал фильма далеко не случаен. Путь нашей страны по-прежнему не определен, а режиссер при поддержке блистательной труппы лишь только напоминает, в какую сторону нам идти точно не стоит. Смотрите и помните, что наше счастливое будущее только в наших руках. А счастье всегда останется для каждого своим.

10 из 10

21 октября 2014

С Днём Рождения, Леонид Алексеевич !

В нашей стране мало найдётся людей, кто бы не видел прекрасный фильм «Забытая мелодия для флейты». Немного огорчает тот факт, что очень мало отзывов на такой тёплый и трогательный фильм, но радует, что нет ни одной отрицательной рецензии. Это и правильно, поскольку фильм на самом деле удивительный. Если театр начинается с вешалки, то кино начинается с режиссёра. А режиссёр фильма «Забытая мелодия для флейты» в рекомендациях и пиаре не нуждается. Его все прекрасно знают и любят. И надо сказать, есть за что!Эльдар Рязанов уверенными мазками художника, скульптура как угодно можно назвать, вылепил настоящий шедевр!Это я ещё не беру те реплики, те фразы и мысли, которые стали крылатыми и вошли в нашу повседневную жизнь. Мы сами того не замечая, нет-нет, да и употребим выражения из этого фильма. А это между прочим, дорогого стоит.

История о том, как жена уехала, а муж увлёкся молодой медсестрой может и не нова в сюжетном отношении, но как она подана, как восхитительно она обыграна. В этом фильме нет слабых мест, нет за что можно было бы придраться. Возьмите героев, разве они не потрясающие ?Все персонажи, все образы прописаны от и до!А музыка ?Да, что там говорить…

Картина Эльдара Рязанова не просто комедия или мелодрамма. Это органичное переплетение жанров, которое очень тонко и точно развеивает бюрократическую систему в пух и прах. Это и сатира и ирония и самоирония в одном флаконе. Разве можно забыть персонаж Валентина Гафта разгуливающего по электричке с музыкальным инструментом и распевающего песню:«Если есть на свете сирота, это гражданин без кабинета».

«Так сказал и вышел по ковру, уходил всё дальше он и дальше, и слеза катилась по бедру, по бедру крутому секретарши». Если только на миг вообразить эту сцену, то будет реально смешно, ну, а тому, кого уволили, наверно грустно. В этом и парадокс нашей жизни.

Неоднозначный образ у героя Филатова. С одной стороны изменник, трусоватый чиновник, а с другой человек то он неплохой!Бюрократ ?Возможно. Но не в той степени, как скажем тот же герой Всеволода Санаева. Изменяет ?Да. А кто без греха, пусть бросит камень. Самое важное то, что к его герою не испытываешь антипатии, нет отторжения, нет неприятия. А почему ?Да потому что он такой же, как мы с вами, человек из народа. В его ситуации побывало большинство из нас, и те чувства, тот раздрызг и раздрайв понятны каждому. В этом и есть сила искусства. И сила таланта Филатова и компании. Браво Эльдар Рязанов, браво Леонид Филатов, браво Ирина Купченко, браво Татьяна Догилева, браво Валентин Гафт, браво Александр Ширвиндт!Если кого забыл, простите великодушно.

10 из 10

24 декабря 2013

Начинаю писать отзыв, не зная, что напишу в следующий момент, ибо так и не выносил этот фильм под сердцем достаточное количество времени, чтобы облечь мое впечатление с слова. Но тем не менее…

История чиновника, работника утрированной организации под названием «Главное управление свободным временем». На фоне этой режиссерской гиперболы, высмеивающей советскую действительность, один из высокопоставленных людей упомянутой организации, увлекшись местной медсестрой, мучится и метается, не в силах решить, уходить ли ему из семьи. Филимонов в исполнении Филатова — персонаж слабохарактерный и трусливый. За все время он самостоятельно не принимает ни одного решения. Сильные волевые поступки всплывают в его фантазии то тут, то там, и ближе к концу, когда мы видим, что герой, наконец, собрался с духом и делает то, чего желает и что считает правильным, уже интуитивно задумываешься, не фантазия ли это Филимонова?

Актеры играют прекрасно. Никто не тянет одеяло на себя. Интересно смотреть на оба характера. Мои аплодисменты Филатову и Догилевой. Хороший персонаж получился и у жены Филимонова, Елены в исполнении Ирины Купченко. Отдельный восторг вызывает сцена с поющим Гафтом, шагающим по электричке и просящим милостыню.

Жаль Филимонова, очень уж он был не уверен, поэтому где-то не хватило твердости Лиде, где-то Лене. Люди — сложные существа. Иногда все не может сложиться как хочется, и то тут, то там возникают вездесущие «непреодолимые обстоятельства».

Интересное кино. Люди постарше говорят, что Рязанов тонко передает дух времени. Но искусство остается таковым во все времена, и я могу это подтвердить.

5 ноября 2013

В фильмографии Рязанова «Забытую мелодию для флейты» принято считать переходным звеном от всенародно любимых советских его шедевров к его же постсоветскому, тем же народом многократно оплеванному «неликвиду». На самом деле, разумеется, это мнение есть ничто иное как общественный приговор двум эпохам народной жизни, из которой одна сменила другую аккурат после январского пленума 1987 года — режиссер-бытописатель просто оказался одним из крайних в этой непростой ситуации. Ведь Рязанов как никто другой умел ощущать и передавать на экран дыхание времени — именно не монументальную поступь эпохальных событий, а легчайшие, почти невесомые, неопределимые почти вдохи-выдохи («это гулкое хлопанье двери, этот счастья неприбранный вид, то, что кроме высоких материй, так и мучает нас, и роднит»). А посему не его вина, что в дыхании этом сивушный рыночный угар перебил нехитрые домашние запахи — зубного порошка, щей, колбасы за два двадцать. Со всей возможной снисходительностью к обывателю, для которого искусство — оно всегда вроде «горчички на сосиску» (М. Анчаров), Рязанов продолжал работать ему на потребу («как он хочет — чтоб в ногу с веком, чтоб прогрессивно, и чтоб модерн, и чтоб непонятно, и чтоб с намеком, и чтоб красиво по части манер»). Другое дело, что советский монолит его целевой аудитории в какой-то момент рассыпался в пост-индустриальную социальную мозаику, в которой зачастую даже соседние ячейки плохо представляют себе жизнь, помыслы, устремления, а главное — бытовые ориентиры друг друга. В мозаичном же обществе бытописателю остаться народным режиссером — затруднительно.

Как бы то ни было, но в «Забытой мелодии для флейты», говоря другое и о другом, Рязанов очень точно схватил сам момент перестроечного общественного распада. Это особенно заметно, когда сопоставляешь «Мелодию» с «Вокзалом для двоих» — предыдущим социальным полотном мэтра, тем более, что сюжетно фильмы до такой степени близки, что впору подивиться художественному мужеству автора, снявшего подряд две вариации на одну и ту же тему. Интеллигентный музыкант, не понятый и чужой в своей семье — и женщина из народа, с не сложившейся личной жизнью и сердцем такой щедрости, что ее хватает на всех, обделенных любовью — не только сирых и убогих, но и обласканных фортуной. Она причащается тайн бытовой утонченности тогдашних избранных, он плюхается в лохань бытовухи для большинства и не без своеобразного, сродни этнографическому, удовольствия полощется в ней некоторое время. А потом приходит ее время спускаться за ним ниже некуда — с сумой, в тюрьму, на тот свет — и вытаскивать ледащенького всей мощью русского бабьего, слезно-утробно-расхристанного существа…

Дальше начинаются различия. Главный герой из безупречно благородного служителя искусства, жертвующего собой наотмашь и бескорыстно, превращается в бюрократа от культуры, прикипевшего к своим власти и привилегиям, профессионально извилявшегося до полной атрофии несущего личность хребта. Заявленная авторская позиция предельно ясна: последние только тем и заняты, как бы половчее вставить первым палки в колеса. «Раскройте лишь ладонь — и птица будет петь!» Все так, но не стоит забывать, что птичка Божия не знает ни заботы, ни труда, а творческому работнику нужны таки и стол, и дом — все то, чем его худо-бедно, но обеспечивали чиновничьи свиномордия. Более того, филимоновы освобождали рябининых от бремени принятия решений, которое во всех странах, во все времена было эквилибристикой над пропастью — и расплачивались печенью, сердцем, положенным под сукно талантом, уважением к самим себе. Рязанов недаром вкладывает рецепты обеспечения свободы творчества (всем в 87 году очевидные — как просто тогда было жить на свете!) в чиновничьи профанные уста: он-то сам уже, кажется, убедился в том, что в заявленном виде эти рецепты не подействуют. Не знающий, кому (под)петь, уподобится вопиющему в пустыне…

Четко отслежена Рязановым и трасформация народных представлений о номенклатурных привилегиях. Если провинциальная привокзальная официантка Вера имеет о них мнение пусть и абстрактное, но адекватное, медсестра Лида, работающая в московской (!), ведомственной (!!!) поликнике уже рассуждает о них с позиций чистой мифологии («так ваша жена к косметичке в Ленинград ездит!»). Жизнь «верхов» уже уподоблена пещере Али-Бабы и никакое личное знакомство с реалиями здесь не помеха: стереотипы всегда окажутся сильнее несредственных впечатлений. Цементирование полупроницаемой мембраны между социальными слоями вот-вот завершится окончательно (в «Дорогой Елене Сергеевне» уже годами тесно знакомые между собой люди не смогут понять азов чужого мироощущения).

Наконец, на смену мощному корсету железных дорог, осязаемым символом намертво сцепившему воедино могучую страну в «Вокзале», в «Мелодии» приходит неприкаянный тамбовский хор, посылающий стихами Евтушенко последние метафизические приветы Ласточкину Гнезду (Крым, ныне — незалэжна Украина), Тянь-Шанской обсерватории (ныне — суверенный Казахстан), авианосцу «Киев» (ныне — продан на металлолом). «Пусть я не там с тобой, а где-то вне, такой далекий, как в другой стране, — заклинает Центр голосами хора, — но все равно, ты думай обо мне.» И действительно, что еще оставалось Центру в 87 году, как не заклинать окраины — подумать, и вспомнить, и не рубить по-живому…

16 июля 2012

Один из любимейших фильмов

Один из любимейших фильмов. Как много в нем поднято разных тем. Здесь и любовный треугольник и отношения с вечностью и коммунальный быт и зависимость людей от системы. Здесь так остроумно продернуты все перегибы чиновничества, представленного Управлением свободного времени. Столько юмора, иронии, столько разных состояний человека, живущего в обществе: малодушие, подлость, жертвенность, одиночество, глупость, корысть, любовь, предательство, всепрощение.

Потрясающий, многоплановый, умный фильм. Обязательно смотрите, наслаждайтесь талантами режиссера и актеров.

1 июня 2012

Иногда, кому-то из нас приходится делать нелегкий выбор…

Фильм понравился, смотрела впервые и открыла для себя еще один шедевр советского кино. Интересно, что действие происходит в первые годы Перестройки, историческая канва -это фон, но фон необходимый, без которого невозможно было бы понять всей драмы происходящего с главным героем.

Блистательное трио актеров Филатова, Догилевой и Купченко вкупе с непревзойденной режиссурой Рязанова погружают нас в непростую историю отношений мужчины и двух женщин, полную тонкого психологизма, сомнений, самых сокровенных переживаний героев.

Филимонов сначала вызывает презрение своим малодушием, душевной трусостью, метанием между двумя женщинами, карьерой и своими чувствами. Но потом понимаешь, что он не такой уж и плохой или подлый, просто ему в его годы так трудно сделать выбор между привычной устоявшейся жизнью, которую он давно вел, его отношением к жене, и новыми очень сильными чувствами к другой женщине, которая живет немного в другом мире. Хотя были моменты, когда Филимонов вел себя отвратительно — не по-мужски, в других эпизодах он вызывает жалость, но его нельзя судить однозначно, он вполне обычный человек… Как в жизни! Молодец Э. Рязанов!!!

Лида (игра Догилевой поразила!) сильная, независимая, гордая, острая на язык, но в то же время такая одинокая и ранимая… и ее любовь сильная и искренняя… Она вызывает большую симпатию!

Лена — жена, ее поведение вполне объяснимо в подобной ситуации, все же она оказывается преданной и любящей женой. Возможно, в чем-то она и перегибала палку, но эта история точно ее многому научила.

Вообще, чтобы понять все тонкости отношений между главными героями, фильм нужно пересмотреть не раз!

Второстепенные персонажи оживляли фильм юмором в забавных ситуациях, О. Волкова бесподобна!

Об этом фильме можно говорить много: оригинальная режиссура и построение фильма, прекрасные актеры, музыкальное оформление, даже финал оригинален. Режиссер оставляет нам некую недосказанность, дает возможность самим поразмыслить над тем, а что дальше, какой выбор сделает наш герой (и сможет ли сделать его вообще!), и как бы поступили мы сами на его месте!

9 из 10

9 сентября 2010

Противоположность альтернатив или животворящая любовь

Только что увидел эту картину впервые. Как всегда Рязанов на высоте. Фильм оставляет смешанное чувство радости и горечи. Наверное в этом и есть сила гения — указав только полюса так явно обозначить целое. Заслуг актёров перечислять не вижу смысла.

Ставлю 10 из 10 в том числе потому, что фильм идёт 2 с четвертью часа, а после титра «конец фильма» кажется, что кино как-то слишком быстро кончилось.

Рекомендую картину тому, кто хочет посмотреть фильм головой и сердцем, а не только глазами и ушами.

6 февраля 2009

Этот фильм я с завораживающим каким-то чувством смотрела в детстве — никогда не пропускала, очень любила его. Мне не достовало жизненного опыта, чтобы в полном объеме понять, что же там произошло — но было очень интересно. Особенно сцены загробного мира и поющий хор!

И вот вчера, спустя 15 лет, я посмотрела этот фильм — можно сказать впервые. О, сколько он затронул тем, сколько граней в нем переплетаются — какая глубина, отображающая процесы того времени, тем не менее актуальные и сейчас. И конечно же Любовь. Любовь, которая превыше всего. Догилева в роли Лиды так непосредственна, легка, красива и привекательна. Филатов в роли Леонида Семеновича осторожно — безрассуден, искренен и вынужденно — наигран одновременно. Любовь, тем не менее проявленная сквозь социальные преграды и карьерные искушения. И то, как показал это Рязанов — не покажет больше никто и никогда. Рязанов просто ГЕНИЙ.

Кто еще не смотрел — посмотрите этот фильм, в котором так много сказано без слов.

15 апреля 2008

Празднуем десятый пересмотр за три месяца!!!

Очень иногда хочнтся покритиковать что-нибудь иным. .. Разнести в пух и прах… Здесь хоть желай, хоть нет… Выпьем за фильмы, которые заставляют злоязычников забыть о своем странном хобби.

Особенно меня порадовали эпизоды, показывающие смелого и решительного Филатова. Как подумаешь, что каждый миг все быстрее отдаляешься от единственно верного пути, чтобы получить однодневное спокойствие в своей серости и посредственности — становится страшно, грустно, слезливо…

Таких сцен в фильме четыре, и если бы хоть в одной из них Рязанов показал не два, а, например, три пути развития, стало бы еще страшнее смотреть на это…

А еще в (не этом первом) фильме вновь и вновь провозглашается древняя истина: любовь не должна быть прекрасна внешне, она должна быть беспокойна внутри…

P.S. Хор просто умиляет… А ведь скажите, как замечательно поет! А голосом Гафта («Марш к плите! Жарь рыбу!») я часто в шутку обращаюсь к своей подруге, когда дома беспорядок, посуда грязная, ну и все такое…)

8 июля 2007

Комедия Забытая мелодия для флейты появился на телеэкранах в далеком 1987 году, его режиссером является Эльдар Рязанов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Леонид Филатов, Татьяна Догилева, Ирина Купченко, Валентин Гафт, Александр Ширвиндт, Елена Майорова, Всеволод Санаев, Вацлав Дворжецкий, Александр Панкратов-Чёрный, Пётр Меркурьев, Елена Фадеева, Евгений Воскресенский, Капитолина Ильенко, Татьяна Агафонова, Нина Агапова.

В то время как во всем мире собрано 85,360 долларов. Страна производства - СССР. Забытая мелодия для флейты — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.