Друг
8.2
7.5
1987, мелодрама, драма
СССР, 1 ч 23 мин
В ролях: Василий Ливанов, Елена Соловей, Игорь Ясулович, Галина Польских, Татьяна Кочемасова
и другие
Невероятная история о дружбе пьяницы и говорящей собаки, которая лучше людей понимает, что значит быть настоящим человеком.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Друг

год: 1987
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Евгений Гуслинский
композитор:
художник: Евгений Черняев
монтаж:
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 10 мая 1988 г.
на DVD: 9 апреля 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 23 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Постеры фильма «Друг», 1987

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Друг», 1987

Мне глубоко омерзителен главный персонаж ДРУГА, который (как видно по физиономии) и по жизни был конченой мразью и бе3просветной быдлотой советского “пошива“. Наитупейшие дегенеративные диалоги настолько фальшивы и бездарны, что хочется прекратить просмотр этого “шедевра“. Сюжет фильма банален и абсурден до безобразия: алкашу кажется, что собака говорит с ним, желая избавить от зависимости. Зачем ей это надо, умалчивается. Как и то, что люди с подобной степенью падения априори не способны противопоставить какие-либо радости жизни водке. Вообще. Никак. Никогда.

Из такой глубины деградации выхода нет!

Основная ложь данного сюрреализма в посыле менять себя посредством переосмысления жизни.

Во всех бедах алкаша собака винит только алкоголь (в соответствии идеологии того времени). Однако, мы видим, что это только следствие невежества, ментальной пустоты и душевного уродства.

Когда женщина начинает охмурять ханурика словами: “Вы меня поразили, вы - чудо“. Тут моё терпение подходит к концу…

Далее такой бредятиной захломлять мозг не хочу. Избавьте.

21 мая 2023

И никто нам не поможет и не надо помогать...

Мастерство режиссера сказать максимально просто о самых сложных вещах. А что ещё может быть сложнее человеческой души.

Фильм берет за основу именно описание мрака человеческой души. У каждого человека есть определенный запас моральных сил с помощью которых он, казалось бы, мог выбраться из самых тяжелых ситуациях. Но есть определенный момент, когда человек 'заканчивается'. Все силы души человек уже отдал этому миру. И кем он был до этого, кем станет потом уже в принципе и не важно. Остается только оболочка, существование которой в социальном смысле уже не имеет и смысла. Причины этому могут быть самые разные. Алкоголизм здесь выступает просто наиболее ярким примером, тем более что происходит это в разгар антиалкогольной компании.

И несмотря ни на что, появляется тот, кто может что-то изменить, и казалось бы одной его преданности и природной мудрости будет достаточно. Но человек уже преступил черту и бессилие его выше любого, даже самого благого намерения.

Но концовка остается открытой, потому что при всем многообразии оттенков мрака, свет от этого менее ярким не становится...

22 ноября 2022

За душу берущий фильм

Отдельные фрагменты, монологи, песни вытаскивают из подсознания и подсвечивают собственные переживания, которые в суете и повседневности мы заталкиваем подальше и поглубже, чтобы не мешали «жить», зарабатывать деньги и добиваться самому себе непонятных целей.

Тот, кто столкнулся с похожей ситуацией в жизни, смотрит этот фильм не как красивую сказку, а как вполне жизненный рассказ о человеке, который до 35—40 лет беззаботно в своё удовольствие жил, расслаблялся, позволял себе хамское отношение к окружающим, не вкладывал душу ни в кого, не воспитывал детей, не помогал жене, унижал её, ничем и никому не жертвовал, ни с кем не выстроил нормальных человеческих отношений. Не умел и не хотел.

А когда, в силу естественного порядка вещей, стал никому не нужным — спился. Пёс, пришедший его спасти, только обнажил и сказал человечьим языком простую истину: человек — это не животное. Собака в такой ситуации сможет нормально жить дальше: увидел самку — твоя, нужна нора — вырыл и живи. А человек — нет. И своими советами пёс спасти его не может. Спасти себя может только сам человек, если успел в своё время понять хоть чуть-чуть смысл жизни. А если нет — ничто не поможет.

А посмотреть фильм стоит. Для профилактики.

5 из 10

1 сентября 2019

Достаточно незаметное кино для советского кинематографа, но показательная граница между двумя эпохами, когда от предыдущей хочется задохнуться, а новой никак не дождаться в том виде, в котором бы ты хотел её ощущать.

Сергей Шакуров здесь виртуозно играет запойного пьяницу, голос Василия Ливанова озвучивает доставшуюся герою собаку по кличке «Друг», которая фэнтезийным образом мещает продолжающейся попойке и практически проводит человека к своему изначальному, достойному виду. Вот он советский магический реализм, во всей красе!

Эта лента Леонида Квинихидзе совершенно прямолинейна, проста в каждом диалоге между алкоголиком и собакой, в каждом их движении, в каждом кадре. Даже кадры, которые демонстрируют времена года на фоне больнице. Так и проходит время Колюни, который живёт без причины, не считая дни в их однообразии. Собраться, выпить, забыться.

Конечно, такие герои были осудительны и не должны были появляться на экране, однако складывающийся портрет населения всё больше напоминал их лицо, причём не лицо вредительствующего персонажа, а облик человека, к которому испытываешь жалость. Введённый в сюжет подобного бесцельного существования пёс начисто убирал социальные аспекты и рассуждения о слабости характера. Он избавлял от ненужного драматизма, пафоса и проповедей, перетягивая смысловую часть в том числе и на дружбу между человеком и животным. В такой диспозиции не нужно никаких метафор, переосмысление может произойти и непосредственно при демонстрации подсознательного.

И пусть финал подобной истории преисполнен трагедией, в нём жива надежда на благополучный исход, поскольку у дружбы есть такой необходимый функционал выручки и спасения. Дружеские отношения всегда являлись мостом между комедией и трагидией. В этом простодушном советском магическом реализме они вызывают в зрителе самое главное и самое широкое чувство, которое завязано на соотношении грустного и весёлого. Отсюда же и Розенбаум, который серый цвет собственных песен умудряется сделать романтичным.

8.7.2019

8 июля 2019

Только ли друг?

Из Шакурова получился очень убедительный алкаш, а из собаки, говорящей голосом Ливанова, очень убедительный друг. Действительно, фильм более глубок, чем кажется это на первый взгляд и снят в то самое время, когда антиалкогольное законодательство уже тыркало во всю мощь не только тела, но и сознание. Чем еще поддержать людей, которые впервые протрезвели с шестидесятых годов, посмотрели вокруг и трезво содрогнулись. В чем, собственно, корень пьянства? У всех они разные, но, полагаясь на собственный богатый опыт по этому поводу, я думаю, что главное здесь — безысходность и определенная среда. Если в общем и целом первое является результатом деятельности государства, то второе уже создается нашими руками и, что более ужасное, на наших же глазах. Вот была там добрая хорошая женщина из соседнего подъезда, мы ее навсегда запомнили такой, поэтому не воспринимаем ее уже нынешней, выползающей каждое утро с трясущимися руками к открытию «Пятерочки».

Время застывает и простая мысль, что народ спивается, не приходит в наши головы.

Собака же не только спасает от одиночества, она возвращает человека в систему социальных отношений. Даже если не придавать значения тому, что наличие живого существа, которое тебя ждет и любит, хотя это и есть главное, бодрит любого человека и вытаскивает его из руин — часто самые простые действия меняют кого угодно. Сходить за кормом для пса, налить ему воды, выгулять. Все это занимает время и, что еще более важно, заставляет этим заниматься систематически.

Фильм получился трепетный, какой-то щемящий сердце и, конечно, вызывающий отвращение к каким-то вещам. В данном случае — это пьянство. Но пьянство как нечто большее, потому что в фильме «Друг» рассматривается гораздо больший спектр проблем. Сам я считаю, что люди от природы получают разный набор качеств, поэтому кто-то более социально устойчив, а кто-то менее. Узкие места есть у каждого и именно здесь скрывается корень всего того, что делает человека человеком. Розембаума хвалить не стану, но песни здесь очень в кассу.

«Друг» получился лебединой песней Квинихидзе, это последний его значительный фильм, но он несколько теряется на фоне «Мэри Поппинс, до свидания», ибо это первое, что вспоминается при упоминании этой фамилии. Режиссер умер весной нынешнего года в 80-летнем возрасте.

17 ноября 2018

Нет выхода из порочного круга и человек в нём хуже собаки. Опусти руки, сдайся — ничего нельзя изменить.

Случайно нашёл этот фильм через интернет, не зная содержания. К сожалению, мне не повезло с фильмом.

Фильм о жизни опустившегося совершенно человека, пьяницы, которому попадает в руки фантастический разговаривающий пёс Друг, который старается наставить его на путь истинный и победить свой порок. Казалось бы, посыл хороший. Но фильм пропитан безысходностью, в процессе некоторого возрождения главного героя радостных красок не наблюдается.

Картина очень грустная, это один из тех клиньев, которые вбили в основание культуры и идейности СССР и которые по сути уже добивали его. Сравнить можно, например, с последней серией сериала «Следствие вели знатоки» советского периода — «Мафия».

Cобаку озвучивал Василий Ливанов, тем самым смягчая то, что показано в фильме, и его голос отчасти способствует отключению защитных информационных фильтров в голове, потому что он ассоциируется у всех со светлыми образами из кино и мультфильмов. Друг — единственный однозначно положительный герой в этом фильме. Как женские, так и мужские образы в фильме не вызывают положительных эмоций. Нет в фильме даже близко никого, кого можно было бы назвать Советским Человеком, который раньше был почти во всех фильмах, и во множестве..

В итоге основная мысль фильма — нет выхода из порочного круга и человек в нём хуже собаки. Опусти руки, сдайся — ничего нельзя изменить.

Фильм не рекомендуется к просмотру.

Фильм нацелен на:

- антипропаганду советского строя и общества;

- идейное и нравственное разложение общества;

- пропаганду пьянства и курения.

24 января 2018

Это очень горькое кино. Другое слово трудно подобрать.

Тем не менее мы видим борьбу и надежду. Главный герой то верит Другу, то его полностью отвергает. Наблюдать это, в какой-то мере, мучительно. Ведь мы знаем, что Друг преисполнен желанием спасти человека. А вот человек не хочет себя спасать.

Самый обнадеживающий эпизод фильма, конечно, связан со знакомством героя с женщиной. Однако исход этого знакомства вселяет тревогу, что что-то в герое окончательно надломилось.

Отсылки к прошлому главного героя показывают нам, что у него была жизнь, а существование. Алкоголь же использовал его слабость, заняв собой весь горизонт мысли этого человека.

Вызывает ли жалость главный герой? Отчасти, да. Если принимать его как больного человека. В случае заболевания уже мало наставлений Друга, нужно лечение. И по ходу повествования это становится отчетливо понятно.

Дальше остается только зависимость и тяга к алкоголю.

Мне кажется прекрасным решение использовать в качестве Друга собаку. Согласитесь, трудно представить человека (особенно в той реальности, описанной в фильме), который бы пошел на самопожертвование ради алкоголика. Но пес, наделенный способностью говорить, становится чем-то средним между бредом затуманенного сознания и спасителем. Помимо способностью к разговору, Друг обладает и немалой мудростью. Словно все то хорошее, что могло быть в главном герое выкристаллизовалось в фигуре Друга. Поэтому ни Друг, ни главный герой не могут уйти друг от друга. Они могут только принять друг друга, спастись став единым.

Особое восхищение вызывают песни Розенбаума. Сложно найти фильм, где все песни подобраны абсолютно точно к эпизоду.

После просмотра, признаюсь, в душе, в потоке мыслей остается ощущение несбывшейся надежды. Остаются вопросы. Об алкоголе и алкоголизме ли этот фильм? Ведь зачастую абсолютно нормальные люди способны исступленно преследовать только им видимые цели, забывая о действительно важных составляющих жизни. Много людей отказываются от борьбы и находят утешение лишь в прошлом и собственных грезах, упускают возможности реально изменить свою жизнь. Такие же нормальные люди предают, обманывают, лгут. Другие же также беззаветно жертвуют собой во имя спасения других. Это можно увидеть всегда и везде. Просто обстановка зависимости обостряет и оголяет эти стороны нашей жизни. Спасибо фильму.

10 из 10

20 сентября 2016

Огненная вода

Фильм о гнилых людях, гнилом времени и гнилых мыслях. Он впитал в себя атмосферу той эпохи, когда великая страна пала жертвой косности и маразматичности своей предыдущей верхушки и продажной, увидевшей зарубежный банан адидасов, верхушки нынешней. Наблюдая за разворачивающимися событиями, я вспоминал своё детство прошедшее на развалинах Советского Союза. Вокруг всё красиво, чисто, никакой рекламы, у всех есть работа, но надежды никакой впереди не видишь — потому что скука кругом беспросветная, сплошной розенбаум и потому что тебя уже ничего не спасёт.

В фильме есть несколько интересных моментов — Москва начала конца, бабки у подъезда, Шаболовская вышка, будничность советских алкоголиков. Кроме того, в нём есть небольшой, удивительно красивый и романтичный отрезок повествования, после того как герой получает деньги «на коктейль» и когда он невероятным образом осознаёт глубину и невозвратность своего падения. Мы то, как зрители понимаем, что он спокойно может вернуться к нормальной жизни, но… слишком сильно влияет гнилая атмосфера вокруг.

Считаю, что это кино можно смело показывать детям в школе, чтобы у них сложилось представление о стране в середине 80-ых и осторожное отношение к алкоголю.

13 декабря 2015

Друг в беде не бросит

В так называемые «перестроечные» годы в СССР вышло не так много по настоящему хороших картин. Связано это было не только с тем, что в профессию пришло множество новичков-неумех, но так же и потому, что власть впервые развязала художникам руки. Можно было снимать абсолютно всё что угодно. В результате на экранах началось засилие «чернухи», и зритель предпочёл отечественному кинопрому, только что появившийся на видео западный. Именно в те годы был подорван авторитет отечественного кинематографа, который в 90-ые и вовсе упал ниже плинтуса…Но всё же, всегда есть исключения. Это касается и нашего кино, в стане которого во все времена, так или иначе появлялись время от времени достойные представители родной школы. В конце 80-ых, в годы горбачёвской борьбы с пьянством, по пропагандистскому госзаказу о вреде алкоголя был снят этот замечательный фильм. Который доказывает, что для настоящего творца не важно про что снимать, а главное как. Что и из чистой воды «заказухи» можно создать искреннее, цельное, глубокое и берущее за душу произведение. А именно таким фильмом и является рассматриваемый в данной рецензии «Друг».

Сюжет картины рассказывает об опустившимся на дно жизни, одиноком и некому (а главное самому себе) ненужном алкоголике Колюне. Для него смысл бытия -выпивка, а потом поиск средств на опохмелку. Неухоженный, не мытый, не бритый, вечно «косой» от не просыхания, и тем не менее исхитряющийся так или иначе раздобыть на бутылку. И приобрести её, минуя километровую, советскую очередь в гастрономе. Некоторые выкрутасы героя вызывают улыбку, некоторые способны даже рассмешить. Но сам персонаж, как и история -вовсе не комедийного жанра. Тем более странно видеть имя режиссёра. Им является Леонид Квинихидзе, до того известный преимущественно по несерьёзному, практически водевильному жанру: популярный мюзикл «31 Июня», детская «Мэри Поппинс, До Свидания» и «Крах Инженера Гарина», комедии «Небесные Ласточки» и «Соломенная Шляпка». В то время, как «Друг», в отличии от прошлых его работ -настоящая драма, лишь слегка разбавленная юмором. История начинается с того момента, как гуляющему по рынку с целью «настрелять» рубли на опохмелку Колюне, некий мужчина отдаёт пса породы ньюфаундленд по кличке Друг, дав в придачу четвертак на бутылку. А после поблагодарив пса и простившись с ним, таинственный незнакомец исчезает в толпе. Отныне Колюн не сможет больше выпить. Друг не даст. И будет всеми силами стараться вернуть нового хозяина (или подопечного?) в общество. Как спросите вы? Да очень просто -Друг умеет разговаривать! Причём делает это харизматичным, интеллигентным голосом Василия Ливанова. Пёс заставляет мужчину задуматься о своей жизни, о будущем и о том, что есть в его жизни самого дорогого. Под влиянием положительного «друга» Колюн начнёт бороться с «зелёным змеем»: ухаживать за собой, делать утренние пробежки по парку, готовить здоровый ужин, займётся уборкой квартиры и даже задумается о работе (с последнего места службы-из химчистки его уволили за пьяную драку), и о знакомстве с женщиной…

Вроде как видно же, что на экране агитка: мол живите в пьянстве и грязи, или будьте трезвенниками и почувствуете все прелести жизни. Однако на экране не агитка, а настоящая судьба несчастного человека, который однажды по какой то причине дал слабину, позволил проклятой заразе себя одолеть и в результате лишился всего что имел (в ходе повествования мы узнаём, что у Коли есть жена и маленькая дочка, вернее были когда то раньше). Встреча с бывшей и маленькой дочуркой вышли самыми тяжёлыми в картине. При виде отца, вернее когда Коля сказал девочке кто он такой (сама она его не узнала), та стала плакать и звать маму, а прибежавшая на плачь ребёнка женщина начала в истерике проклинать героя и умалять оставить их в покое. После, вернувшись к себе в квартиру Коля скрежетал зубами и сам скулил как пёс, признаваясь, что на трезвую голову не может перенести всего этого кошмара…Очень сильно играет эту сцену Сергей Шакуров. Вообще, в любом фильме и в любом образе этот актёр достоверен до невозможности! Жаль, что в последние годы он так редко появлялся на экране. «Друг» же можно счесть его бенефисом, или мастер-классом актёрского мастерства, для начинающих артистов, в котором наглядно продемонстрировано умение удерживать и концентрировать внимание зрителя на собственной персоне в течении 1,5 часов практически «соло». Так как прочие исполнители появляются и стремительно исчезают из сюжета. В центре остаются только Колюн и его чёрный ньюфаундленд Друг…

Сценарий о необычной дружбе собаки и алкаша написал Эдуард Акопов, в том же году из под своего пера выдавший другой хит перестройки -«Человека с Бульвара Капуцинов», а до этого писавший текст «курортной» комедии «Будьте Моим Мужем» и мелодрамы «Воскресный Папа». Сюжет «Друга» вышел несколько жёстким, при всей его сказочности. И фильм скорее напоминает некую притчу, ибо сложно отнести его к какому то конкретному жанру (безусловно, к драме он тяготеет больше всего). Во время просмотра картины веришь в то, что герой исправился, что он бросил пить. И то насколько сильным и болезненным оказывается финальный эпизод трудно передать словами. Прова поговорка -придать могут только люди. В данном случае -променять на бутылку водки… Поразительно точно на картину легли грустные песни барда Александра Разенбаума. В особенности «Вальс-Бостон» и «Нарисуйте мне дом…» -действительно, очень сильные композиции очень удачно вписались в картину. Но всё таки финал у истории, что называется светлый. Будем считать, что Николай «завязал», а из клиники его в квартире встретил тот самый Друг, который тогда всё же смог убежать от тех нехороших людей. Да и кино заканчивается стоп-кадром человека и пса…

Думаю перестроечного «Друга» можно рекомендовать к просмотру не только алкоголикам, но и всем у кого есть какая-либо пагубная зависимость. Но самое главное не отворачиваться от таких людей, а протянуть им руку помощи в трудную минуту (речь не о том, что бы занять на опохмелку). А это самое трудное, ведь благодарности за подобное сразу ждать не следует, даже на оборот. Но если удастся спасти человека, то поблагодарит он после обязательно. Кино о том, что не надо быть равнодушным. Ведь как это верно кто то заметил -любить человечество легко, но вот полюбить человека -трудно. И так же не стоит забывать открывающую фильм цитату Ивана Бунина: « Не, всё ли равно про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле.»…

8 из 10

6 января 2015

Колюн законченный алкоголик, нет, он еще не потерял человеческий облик, у него есть более-менее чистая одежда, работа, на улице люди от него не шарахаются. Но он достаточно близок к этому. Когда Колюн сшибает деньгу на птичьем рынке (разводит людей очень простым способом, якобы ему не хватает денег на подарок сыну), к нему подходит незнакомец и со словами «я сам был таким» дарит ему собаку по кличке Друг. Собака оказывается непростой, она способна общаться с хозяином мысленно и к тому же, не дает Колюну выпить (а псина здоровая, против её мнения не попрешь).

Так для Колюна начинается новая жизнь, он бросает пить, даже начинает заниматься спортом. Он прекращает общаться с прежними друзьями, с которыми у него было общим только одно — бутылка, в его жизни появляется женщина. И все это благодаря Другу и его помощи.

Историй об опустившихся людях куча, и большую их часть роднит одно — хэппи-энд, людям нравится, когда истории хорошо кончаются. Вот только, в реальности, сказок со счастливым концов очень мало. Если человек вошел в штопор (у алкоголиков называется «упал в синюю яму»), то редко когда ему удается оттуда выбраться. И преодолеть свой порок, он может только сам, найдя силы прежде всего внутри себя, страстно пожелав оставить прошлое позади. А насильно мил не будешь, не получится человека, который опустил руки, заставить найти в себе желание поменяться. Лента очень сильная, Шакуров здесь играет бесподобно, создавая уникальный персонаж. Радует, что создатели ленты не впали в морализаторство и сделали картину очень жесткой, без розовых соплей.

9 из 10

28 ноября 2014

«Не все-ли равно про кого говорить? Заслуживает того каждый из живших на земле.»

Не хочу, что бы моя рецензия превратилась в оду, но эта кинолента одна из немногих которые навсегда оставили след в моем сердце.

Еще с подросткового возраста, в мою голову врезался эпизод с какого-то фильма, где человек идущий по ступенькам в подъезде напевает песенку: «На ковре, из желтых листьев, в платьице простом…». Спустя годы, повзрослев, я захотел выяснить, что это за картина и посмотреть ее. Получилось признаюсь на сразу, но все же проявив находчивость при составлении запроса в поисковике, мне удалось.

Позже для себя я подметил, что данная работа почему-то не вошла в список тех популярных отечественных фильмов, которые каждый год население бывших советских республик неоднократно имеет возможность просматривать по центральным и не только, телеканалам. Можно даже сказать, что творение Леонида Квинихидзе «Друг», прошло мимо многочисленной советской теле-аудитории несколько незаметно, несмотря на большую популярность у кинокритиков, да и просто у тех, кто имел замечательную возможность все-же его просмотреть. Почему так произошло? Может из за неудачного времени его выхода, несмотря на актуальность показанного зрителю сюжета, после 1987-го, огромная страна двигалась к своему распаду и смене политического строя, испытывая огромные финансовые проблемы. Может не до кино было? Или социальные вопросы подняты слишком остро? Возможно это слишком простое объяснение, но от этого далеко не лишенное смысла. А между тем снятая Квинихидзе картина получилась на славу.

Фильм-эмоция, вот как в двух словах можно охарактеризовать данную киноленту, на протяжении которой гениальный Шакуров играет чувствами зрителей, заставляя то улыбаться то грустить, то смеяться то плакать…

Главный герой повествования, Колюня — человек довольно типичный для того (да и этого) времени.

Полу-алкоголик преследующий одну лишь задачу — найти деньги на выпивку. Но при этом проявляя большую смекалку, за что можно отдать ему должное.

Он ходит на работу, что до поры не дает ему обрести целостность в своем алкоголизме и окончательно спится. По вечерам же упивается в грязь, что бы утром снова начать нескончаемый в своей однообразности день. Мимо такого каждый пройдет и не заметит. Что может быть интересного в таком человеке? Что может вызывать жалость? Прошел бы наверное и я, но после просмотра фильма для меня все не выглядит таким однозначным.

Картина начинается довольно легко и даже весело. Находчивый Колюня клянчит деньги, попадает в переделки, держась при этом довольно невозмутимо и уверенно. Лишь прекрасно подобранная музыка Александра Розенбаума и окружающий антураж, намекает зрителю на дальнейшее драматическое развитие событий. Отдельно хочется выделить то настолько прекрасно в картине передан дух того времени, смотря ее сейчас, понимаешь, что все было именно так. Эти бесконечные очереди в магазинах, простецкая одежда, старые троллейбусы, авоськи с бутылками…

Говоря о музыкальном сопровождении, на ум приходит лишь одно — лучше сделать было просто невозможно. Каждый трек настолько удачно вписывается в картину, что восприятие драматизма происходящего увеличивается в бессчетное количество раз, а песни «Нарисуйте мне дом», «Холодно» и вовсе заставляют плакать. Видится, что от части именно музыке можно отдать львиную долю от успешности фильма. Хотя выделять в гармоничном, что-то не имеет смысла, ведь гармония предполагает органичное сочетание равноценных по значимости элементов. Сценарий, актерская игра, музыкальное сопровождение — вот те составляющие, которые делают картину Леонида Квинихидзе в своем роде уникальной и одной из лучших снятых в советское время.

После довольно легкого начала, события на экране резко меняют настроение киноленты и перед глазами зрителя предстает настоящая жизненная драма.

Колюня с появлением «Друга», меняется на глазах. Фильм заставляет нас понять, открыть глаза — да, это тоже человек! Плевать, что он алкоголик, ведь он так-же чувствует боль, ему так же страшно. И он может быть другим, может даже лучше, чем многие из тех, кто его презирает и осуждает, но та боль в душе, которую он постоянно чувствует, не отпускает, не дает ему, что-то изменить. Нам так до конца и не объясняют, как именно Колюня докатился до такой жизни, но этого в принципе и не надо. Достаточно того немногого, что создатели открыли любопытному зрительскому взору. Появляется осознание, ведь человек же не рождается с бутылкой водки в руке и в порванных штанах — он таким становится, становится под давлением обстоятельств, тягучей жизненной рутины. Он был одним из нас, но совершил ошибки, оступился, сломался…

Фантастическая составляющая фильма проста и незатейлива.

К ней быстро привыкаешь и начинаешь воспринимать совершенно нормально. Именно часть этой невероятной фантазии, собака породы Ньюфаундленд, становится единственным, а главное настоящим другом Колюни. Друг пытается его спасти, спасти любой ценой, спасти от самого себя. Разве не так должен поступать настоящий друг. А если бы у Колюни был такой друг раньше… Может все было бы иначе? Может он бы не опустился так низко?

Концовка фильма заслуживает отдельной похвалы. Дружба, самопожертвование, предательство… Но кажется иногда в нашей жизни именно осознание ужаса содеянного, может навсегда заставить человека изменится. По настоящему этого захотеть, а «Друг» в последнем кадре, дает такую теплую для каждого из нас надежду и такое желанное прощение…

Подытоживая все написанное, можно сделать вывод, что кинолента «Друг», одна из тех прекрасных советских фильмов которые заставляют думать, переосмысливать отношение к жизни, к людям. Она несет в себе сильное послание о настоящей дружбе, милосердии, доброте, сострадании, о том настоящем в нашей порой циничной жизни и именно в этом заключается главная ее ценность.

10 из 10

Гениально

6 декабря 2013

Дружественная

Данное кино нашёл случайно! Он сильно напоминает песню гр.«ноль» «Человек и кошка» и В. Высоцкого «Песня про чёрта», фильмы «Белый Бим чёрное ухо», или «Хатико», где животные очеловечились, где люди и звери дружат преданно и искренно… Этот фильм снят своевременно, с пропагандистской целью в тему антиалкогольного законодательства в СССР, к тому же он имеет нравоучительную сторону, ибо это фильм-баллада не только о вреде алкоголя, а главное о дружбе и родственности душ на вид разных существ, несмотря ни на что: ни на трудность, ни на предательство! Фильм = 1,5 часа трагичной и немного ироничной о судьбе потерявшегося в этой жизни человека и поверившей в него собаки! Люди отдалились от природы, первоестества, стали чужды к своей прародительнице, матери-природы! Они испортились алчностью и современностью…

Если вдуматься мы и животные похожи: хотим быть любимы, в уюте, тепле и сытости! Зачастую у животных (собак, коров или лошадей) глаза добрые, умные, жалостливые и проникновенно добрые, а у людей зачастую завидущие и волчьи… Порой с ними можно поговорить вслух, поделишься радостью или тоской, и кажется, что они слушают внимательнее, чем люди и сочувствуют или радуются наравне с тобой… Людям есть чему поучиться у животных: естественности, искренности, бескорыстью, верности и чистоте помыслов! Порой кажется, что у животных есть душа, как и у людей! Они будто людскими глазами смотрят на нас, о чём-то думают, размышляют, но сказать ничего не могут… Понятное дело, что в данном фильме говорящая собака и диалоги между героями — это метафоричное сравнение! Фильм довольно-таки добрый, ироничный и заставляющий задуматься и улыбнуться… Герой Шакурова, как и многие из нас не осознают доброты по отношению к себе, и всё также предают друзей, и поздно осознают сделанные ими ошибки… Фильм и жизнь показала, что алкоголики и наркоманы неисправимы! Хотя если люди и бросают пагубные привычки, то они преображаются, изменяются к лучшему, становятся ответственнее и добрее… Фильм показал, что жизнь прекрасна и без алкоголя, можно радоваться ей и без него! Сразу по иному мыслишь и ведёшь себя, кардинально меняешься сам и всё вокруг… Человек меняется с алкоголем и без него, с женщиной и без женщины, с обществом или в одиночестве… Алкоголь не решает проблем, как впрочем и молоко с печеньем…

Философский фильм с долей грусти, иронии и надежды…

Любите братьев наших меньших и будьте сами Людьми, господа!

20 августа 2013

Я — Друг.

Спасение утопающих.

Говорят, человек лучше животных, выше, ведь он имеет разум. Закон животного мира таков: если подкидыша не съели сразу, то будут воспитывать как своего. Человек — другое дело! Человек, он выше всего этого!

Человек сперва приласкает.

А потом убьет.

Кто в этом тандеме был животным?

Но вывод все же другой.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Если человек хочет утонуть — просто позволь ему это сделать.

10 из 10

27 апреля 2013

Неизвестный шедевр. Борьба с пьянством во время перестройки должна была состояться хотя бы ради этого фильма. Тема пьяненького человека выросла до темы человека маленького, но никак не лишнего

Порой смешной, трогательный фильм об одиночестве, дружбе, предательстве и верности

Собака говорит голосом Василия Ливанова, а Сергей Шакуров придумывает прекрасную походку, творит на экране ещё одно чудо

Песни Розенбаума как нельзя кстати. И музыка эта, и стихи, которые хочется проговорить

Ни капли морализаторства. И после этого фильма — хочется верить — плохой человек станет лучше, а хороший никогда не станет плохим. Хочется кинуться в воду за утопающим человеком, как кидаются большие черные собаки. Потому что честное и настоящее кино

В финале режиссер с оператором и Александром Розенбаумом творят чудо. Последние 10 минут вытягивают фильм на недосягаемую планку. Удивительно, как обыденная тема вознеслась до высот авторского кино. Шаболовка чернеет за окном

12 апреля 2013

«Снова с неба падают звёзды, снова загадать не успею».

По снегу, летящему с неба,

Глубокому белому снегу,

В котором лежит моя грусть,

К тебе, задыхаясь от бега,

На горе своё тороплюсь.

Несмотря на исключительную комичность завязки фильма, «Друг» передан в достаточно мрачных красках, свойственных тому времени, что вполне объяснимо — он есть самое правдивое отражение реальности. Однако сама картина имеет свою исключительную атмосферу. Убедительно зрителям демонстрируется, как может опуститься человек, когда смыслом жизни становится бутылка. В нём уже и нет ничего человеческого.

Огромный нравственный и моральный смысл заложен в этой картине, по-настоящему цельный и достоверный образ перед нами. «Не все ли равно, про кого говорить?..» Действительно. Говорить будем о Колюне — пьянице, с такой безвозвратно и напрасно сломанной судьбой. Он не просто начал пить, а именно сдал в какой-то трудный момент, сдал и его не спасли. Теперь он и сам себя спасти не может. Весь его нынешний образ жизни — поиск денег и всех доступных средств для приобретения выпивки. Кроме его извращенной реальности для него уже не существует никакая другая. И поражаешься тому, насколько изворотлив может быть ум помешанного, больного человека, одержимого лишь одной целью — выпить. Ничего ему не страшно и никого ему не жаль. И нет у него ни-че-го. Совсем ничего. Жизнь пуста.

- Вы должны поклясться самым дорогим.

- Мне нечем поклясться.

- Да… далеко Вы зашли.

За всё время не появляется ни одного человека, являющегося примером того как надо жить, как правильно жить. Кто попытался бы помочь и вытащить несчастного из алкогольного болота, в котором он давно уже увяз по уши. Потому что всем всё равно, общество равнодушно. Оно может лишь только осуждать, а помогать не умеет. И как противопоставление безучастности толпы — собачья безоглядная преданность.

- Я не шавка облезлая.

- А кто же ты? Мухтар? Джульбарс?

- Я Друг.

Самый, что ни на есть настоящий Друг, верный, готовый всегда прийти на помощь. Единственный, кто пытается вернуть Колюню на истинный путь, отказаться от пагубного пристрастия. Он «не продает друзей» и при этом он слишком добр и доверчив, искренне считая, что в ответ тоже должен получить отзывчивость.

Гениальность Сергея Шакурова, очевидно, не знает границ. В который раз я восторженно аплодирую его таланту, умению полностью перевоплощаться и вживаться в роль. В течение всего фильма он заставляет наблюдать за собой с особой внимательностью и невозможно отвлечься ни на секунду, так увлекает это удивительное преображение.

В высшей степени ярко переданная трагедия главного героя не дает и шанса остаться равнодушным. «Друг» давно вошел в число моих самых любимых фильмов. Спасибо за это одаренному способностью так выразительно рассказывать истории Леониду Квинихидзе.

«Только человек дивится своему собственному существованию, думает о нем. Это его главное отличие от прочих существ, которые еще в раю, в недумании о себе. Но ведь и люди отличаются друг от друга — степенью, мерой этого удивления». И. А. Бунин.

10 из 10

19 января 2012

Вкратце, чем оригинален фильм (без этих ваших философствований). Единичный фильм, где показан «правильный» алкоголик! Такой, какие действительно бывают в жизни и которых мы видим во дворе. А то сейчас в фильмах показывают какие-то нереальные картины жизни, когда герои живут в каких-то дворцах, пьют как ханурики и при этом ездят на крутых машинах и всех побеждают.

Фильм очень жёстким покажется тем, кто родился уже после перестройки с этими «ужасными» реалиями. И ещё, здесь символично, но ясно показано как предаются и продаются за бутылку настоящие друзья (было у меня такое в жизни)…

10 из 10

5 мая 2011

- Зачем я тебе? — Чтобы спасти…

Безумно трогательный фильм. Фильм, который не подойдет для фона, чтобы выпить под него чашку чаю или кофе — его смотришь внимательно, вдумчиво с самого начала и до конца.

Это история взаимоотношений спивающегося человека и пса, появившегося в жизни главного героя, чтобы его спасти. От чего спасти? От горечи жизни, от одиночества, от самого себя, от саморазрушения…

Подкупает еще и то, что в фильме нет навязчивого морализаторства: зритель сам делает выводы и сам подводит итоги.

Безусловно, нельзя не отметить хорошо подобранную музыку: песни Александра Розенбаума гармонично вплетены в общую канву фильма и еще ярче помогают передать атмосферу происходящего.

Финал картины — слов нет!.. только слезы в глазах стоят…

6 августа 2010

'… Нарисуйте меня, да такого, чтоб в крик…»

И этот крик в фильме действительно был. Нарисован, сыгран, спет, снят. Фильм-крик, фильм-боль, фильм-горечь на губах…

Так уж сложилось, что собака для человека становится синонимична понятию друг. Если исходить из этой концепции, то и название картины более чем символично, а если копнуть поглубже, то во взаимодействиях пес-человек можно обнаружить поразительные моменты, что и было показано. И в этой картине «внутренние качества» пса оказываются гораздо человечнее людских.

Тандем сценарист-режиссер в фильме «Друг» использовали «вечное зло» — алкоголизм, в данном случае русского разлива. Типичная история, с точно подобранным эпиграфом-цитатой Бунина: «Не все ли равно, про кого говорить?..», со всей горечью указывает на последующую банальную неприглядность. Да, отдохнуть при просмотре этого фильма не удастся — фильм тяжелый, вытаскивающий человеческий порок на поверхность, подвергающий его пристальному рассмотрению, заставляющий поверить не в художественный вымысел, но в правду жизни — горькую, противную и грязную. И огромная заслуга в том Сергея Шакурова, настолько «несыгравшего», но прожившего эти полтора часа в образе забулдыги так, как может только талант его уровня.

Его персонаж Колюня, в пору советской действительности работающий алкаш, то есть общение с людьми имеющий, тем не менее, оказывается глубоко одиноким человеком. И единственный, кто становится ему настоящим другом, оказывается пес, наделенный способностью говорить. Настоящий друг, который не позволяет Колюне окончательно пропасть, уйти в алкогольный туман небытия, но изо всех сил возвращающий его к нормальной жизни.

Собственно, эта линия и является основной сюжетной. Обрастая второстепенными персонажами, дополняющими нелестный человеческий образ, на фоне которого Друг проявляет наилучшие человеческие качества. Те, которых не будет, пожалуй, ни в одном из героев картины.

Создатели картины, внесшие фантастический элемент в реализм бытия, нашли верный тон в разговоре со зрителем. Не менторствуя напыщенно, не морализируя уныло, но показывая пагубу отдельного человека, его личную историю, как типичный вариант многих других, показывая картину распада, одновременно с тем и тропу, по которой можно выйти на свет. И, возможно, для кого-то этот фильм окажется новой точкой отсчета…

Собственно, получилась сильнейшая психологическая драма. И даже трудно отдать кому-то приоритет, поскольку каждый оказался на своем месте, скорее всего это простое правило здесь и сработало. А заключительная пара минут, когда слились воедино и постановка кадра, и гений Шакурова, и песня Розенбаума и, конечно, сам Квинихидзе, собравший в единую картину все ее составные части, как последний мазок кисти живописца, оттеняющий свет тенью…

Так и хочется выдать банальное: «сейчас такое не снимают», как дополнительный аргумент в пользу этого фильма, как показатель его честности, его качества, его искренности — банальную историю в небанально-гениальном воплощении. Историю дружбы, верности, предательства, падения и возрождения.

11 июля 2010

… И в кольце его солнечных рук понял вдруг, что я умер…

Такие фильмы уже не снимают… Фильм, который вызывает боль в душе, сострадание, грусть.

Говорить об актерских работах этого фильма бессмысленно, это и работой нельзя назвать, это ЖИЗНЬ. Жизнь горького пьяницы и большого доброго пса.

Ну и, конечно, великолепная музыка А. Розенбаума. Все это вместе представляет грустный шедевр под названием «Друг»

10 из 10

23 декабря 2009

Я бы тоже хотел вновь посмотреть этот фильм. Странно, что такие глубоко осмысленные фильмы советского времени ТВ почему-то не повторяет.

С. Шакуров всегда поражает своей актерской честностью — когда играет скрипичных дел мастера, воровского авторитета, следователя, пьяницу. Я всегда ему верю.

Песня А. Розензаума «Нарисуйте мне дом» стала дополнительным украшением этого фильма.

10 из 10

8 июля 2007

Мелодрама Друг появился на телеэкранах в далеком 1987 году, его режиссером является Леонид Квинихидзе. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Василий Ливанов, Елена Соловей, Игорь Ясулович, Галина Польских, Татьяна Кочемасова, Наталья Коренченко, Софья Горшкова, Мирча Соцки-Войническу, Александра Харитонова, Александр Стариков, Зоя Исаева, Татьяна Степанова, Екатерина Куравлева, Сергей Шакуров, Виктор Уральский.

Страна производства - СССР. Друг — имеет очень высокую оценку среди кинокритиков, более 8 баллов из 10, его просто необходимо увидеть.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.