Человек, который сажал деревья
L'homme qui plantait des arbres
8.1
8.5
1987, драма, семейный, мультфильм
Канада, 30 мин
В ролях: Филипп Нуаре, Кристофер Пламмер
Молодой путник – он же – рассказчик – попал в края, которые давно не видели деревьев. Практически пустыня, в которой одинокий пастух упорно и систематически сажает жёлуди. Но это только начало истории, которая проходит почти сквозь полвека...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Человек, который сажал деревья

английское название:

L'homme qui plantait des arbres

год: 1987
страна:
Канада
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
композитор:
монтаж:
жанры: драма, семейный, мультфильм, короткометражка
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 13 мая 1987 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 30 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, семейный, мультфильм, короткометражка

Постер мультфильма «Человек, который сажал деревья», 1987

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о мультфильме «Человек, который сажал деревья», 1987

С высоты птичьего полёта начинается мультипликационный фильм. С высоты, с которой войны, смерти и жизни становятся всего лишь отвлечёнными понятиями, безликими цифрами, сухими словами-фактами в небрежно наспех написанном учебнике по истории. В котором человек- хрупкий «мыслящий тростник» и дело всей его жизни- неприметная былинка, атом, затерянный в бескрайних просторах Жизни Вселенной… Всё ниже спускается камера, от бесстрастного уровня Проведения к человеческому, на котором ресурсы природные (растения и простейшие, животные, насекомые и пресмыкающиеся, моря и горы) и человеческие (мысли, чувства, действия, отношения, жизни) исчерпаемы и требуют постоянного пополнения и обновления.- Что-то получая, необходимо что-то и отдавать.

Итак, автор в лице молодого человека, путешествуя по Провансу, попадает в заброшенное селение в пустынной местности. В поисках воды и места для ночлега, он видит «маленький чёрный силуэт; приняв его за ствол одиноко стоящего дерева», он наугад отправляется к нему. Им оказывается пастух Эльзиар Буфье.

В Землю-загадку он погружал глянец и блеск желудей. Солнца на них когда-то играл луч, умывал дождь, баюкал вихрь, ласкал взгляд, питал сок веток-ствола-корней… Земля ужЕ тогда через корни вверх, через листья вниз Свет и Воздух- все растили их! А теперь же- Тьма, в ладонях Земли: для одних- Жизнь, для других- Смерть… Жизнь, что исторгнет вверх, как копьё, Росток- хватило б сил!- Будто бы Птенец, что пробьёт яйцо, свой недавний дом, — стало тесно в нём!

В почву белых бумажных листов, отряхнув от земли руки свои, погружал Фредерик Бак зёрна мыслей, чувств, частицу души.- Рисовал, словно ткал полотно, под сердца свой стук,- за кадром кадр. Подобно тому, как за вздохом вздох рождает Жизнь; так и думы видны, так и действия, чувства слышны через творчество стали! За окном дышат-шепчут деревья листвой бодрой, со страничек бежит образов рой в сердце, мысли…

Что же зритель встретит в мультипликационной притче?

В ней будет и ирония: разросшийся лес навестил егерь, «этот наивный человек сказал, что впервые видит, чтобы лес рос сам по себе.» А так же посетили различные министры и специалисты, которыми «было сказано много бесполезных слов»; решивших было «что-нибудь предпринять, но, к счастью, ничего не предпринявшими».

И трезвый взгляд на то, что в головах и сердцах людей произрастают не только «цветы» Созидательного Начала, но и «сорняки» Разрушительного (т. к. «слаб человек»). «Если бы кто-то пробовал подозревать его в этом (в возрождении)- ему бы противостояли. Но он был вне подозрения.» Сажает пастух, без претензий на славу, почёт фактически принося их в жертву.

Здесь и история восхождения: после гибели сына и жены, пастух не впал в отчаяние, злобу или апатию. «Он уединился и ему нравилось жить в одиночестве с овцами и собаками. Он пришёл к выводу, что это место умирает потому, что здесь нет деревьев… и он решил исправить положение.» Эльзиар Буфье постепенно восстанавливает разорванную связь, круговорот, одна из составляющих которого- взаимодействие людей и Природы: селяне возделывают землю и разумно расходуют ресурсы, она же кормит и поит их. Таким образом, лес становится его детищем.

Усилие за усилием природа восстанавливается, ресурсов становится больше, условия жизни- легче, что будит добрые чувства в некогда озлобленных людях, изменяя их.

Пастух врачует и наставляет своим примером автора, солдата-пехотинца, только что вернувшегося с войны. Которому совсем недавно «некогда было думать о деревьях», относившемуся к посадке их, как к некой блажи.

И гимн человеку: «когда я размышляю о том, что одинокий человек, возможности которого были сведены к собственным физическим и моральным силам, смог возродить из пустыни эту землю Ханаана. Я прихожу к выводу, что несмотря ни на что, предназначение человека достойно восхищения. Но когда я начинаю перебирать, сколько ему понадобилось упорства, величия души и самоотверженности в доброте, чтобы добиться такого результата, меня охватывает чувство небывалого уважения к этому пожилому малообразованному крестьянину, которому удалось довести до конца творение, достойное Бога.»

Почему рисовка, образы в художественном полотне нечёткие и мерцающие?- Они словно наполнены пульсом Движения и Жизни. Это не рассказ, изображающий конкретных людей и событий, но притча о Сеятеле. Собирательные (потому и размытые) образы Природы и событий, Учителя и Ученика; Живительного Начала, Веры, Сочувствия и Упорства в лице Эльзиара Буфье. Разрушительных, потребительского отношения к друг другу и Природе поселян, эгоизма, амбиций; их борьбы всех со всеми.

«Я никогда не видел его ни сдавшимся, ни сомневающимся. Бог ведь знает, в чём его рука. Я ничего не сказал о разочарованиях этого человека, но можно себе представить, тем не менее, что для подобного успеха, пришлось победить невезение. Что для того, чтобы добиться победы такой страсти, надо было побороть разочарование… Если вспомнить, что всё это сделано его руками и душой без каких-либо технических средств, то понимаешь, что человек может быть так же эффективен, как Бог, и не только в разрушении… Эльзиар Буфье не бросал своих замыслов, о чём свидетельствовали буки, разросшиеся до самого горизонта.»

6 декабря 2016

Творение, достойное Бога

Короткометражный фильм «Человек, который сажал деревья» был создан в 1987 году великим аниматором Фредериком Баком на основе одноименного рассказа французского писателя Жана Жионо. Благодаря необыкновенному сюжету и простому, но живописному визуальному оформлению, фильм смотрится на одном дыхании, заставляя восхищаться каждым кадром.

Обладая необыкновенной широтой души и бескорыстным желанием изменить мир к лучшему, главный герой фильма, Эльзеар Буффье, дерево за деревом, выращивает новый мир, полный жизни. Этот выдающийся человек не стремится к власти, богатству или самоутверждению. Он абсолютно свободен и живет в гармонии с собой и окружающим миром. В этом и заключается высшее предназначение человека — оставить что-то важное после себя, что-то, что принесет пользу миру и будущим поколениям. Главный герой фильма воплощает в себе образ человека-созидателя, самоотверженного, чистого душой и благородного в стремлениях.

«Человек, который сажал деревья» — красивый вдохновляющий рассказ, заставляющий верить в безграничность человеческих возможностей, самоотверженности и силы духа.

10 сентября 2015

Время бросать камни и время сажать деревья

Получасовой мультфильм Фредерика Бака, по рассказу Жана Жионо «Человек, который сажал деревья».

Трогательная история о человеческом предназначении, о человеческих возможностях, о времени, которое мы зачастую всерьёз не воспринимаем и о счастье, но не только личном, но и общественном.

Герой этой истории, /мы так и не узнаем его имени, да и какое это имеет значение/, путешествует по Франции, в частности по Провансу. В опустевших, уже почти нежилых местах он встречает одинокого пастуха, Эльзеара Буффье. Одинокий человек, разводит овец и сажает в неласковую землю жёлуди. По 100 желудей, каждый лень. И так из года в год.

Этот человек сажает деревья.

Пробыв у Эльзара Буффье пару дней, молодой человек, возвращается домой, а после попадает простым солдатом на войну, /Первую мировую/.

А жизнь не прекращает своего течения, где-то кто-то кого-то убивает, а где-то кто-то сажает деревья. Кто-то живёт днём сегодняшним, кто-то задумывается о большем.

Вот только отвечаем мы за себя. И выбор в жизни мы делаем только свой. Попытаться изменить мир, или стать частью этого мира, достичь гармонии. Возможно, путь к гармонии будет непрост, потребуется полный перелом сознания, душевный катарсис, я не знаю. Я знаю другое, жизнь человеческая не так длинна, как кажется и поступки наши, суммируясь в днях и годах способны выстроить смысл, или бессмыслицу нашей жизни.

Что до деревьев. Герой рассказа встречает Эльзара Буффье, в возрасте 55 лет. Мне по совпадению или по стечении обстоятельств тоже 55. И я вот подумал, что не могу похвастаться, тем, что посадил, хоть одно дерево. Просто так, бескорыстно, для людей. И чем-то же я всё это время занимался, чем-то жил, к чему-то стремился, а вот дерева не посадил.

Я тоже мог бы рассказать, /написать/ другую подобную историю, про маленькую девочку, которая собрала в лесу жёлуди и посадила их на пригорке, где ничего не росло, и земли почти не было, только камни. Там ничего никогда не росло, но один дубок пустил корни и неуверенно потянулся к солнцу.

А потом эта девочка заболела и умерла, /так бывает в жизни/. А дубок тот стал уже молодым дубком и бывает, когда я прохожу около него, присаживаюсь рядом просто отдохнуть, подумать о жизни, вспомнить о былом.

Мог бы написать, но скорей всего не напишу, на всё своё время. Время жить и время писать истории, время разбрасывать камни и время собирать камни.

Но вернёмся к фильму. Кончилась война и молодой человек сняв военную форму, возвращается к мирной жизни. И отправляется в Прованс. И снова встречает Эльзара Буффье. Эльзар Буффие всё так же сажает деревья. А вокруг шелестит молодой лес.

А потом и власти замечают перемены и начинают изучать феномен. Но ничего не поняв, /а может, и не было желания понять/, бросают это дело. А потом снова война, теперь уже Вторая мировая.

Да жизнь идёт, мир бурлит, то войны, то революции. Одни из нас, убивают себе подобных, другие же наоборот сажают деревья. И не стоит мир без праведника. А когда деревья стают большими, приходят в ту местность люди и начинают там жить.

Чтобы жить там долго и счастливо.

И дай им Бог счастья.

27 июня 2015

Человек, Который Сеял Надежду и Пожинал Счастье

Посвящается Фредерику Баку (8 апреля 1924 — 24 декабря 2013)

Молчаливый, немолодой и одинокий после смерти жены и ребёнка провансальский пастух по имени Эльзеар Буффье, герой рассказа французского писателя Жан Жионо «Человек, который сажал деревья», каждый день в течение 35 лет терпеливо высаживал в безжизненных и заброшенных пустошах у подножья альпийских гор жёлуди и семена деревьев, из которых со временем вырос величественный густой лес. Привлечённый подвижнической миссией Буффье, рассказчик, познакомившийся с ним в ранней юности, возвращается снова и снова к отдалённым горам и поражённо наблюдает, как открытая всем ветрам угрюмая и бесплодная пустыня с годами постепенно преобразуется в цветущую долину и становится мирным приютом для тысяч поселенцев, под тенистой сенью леса, выросшего благодаря несгибаемому тихому упорству одного самоотверженного человека.

Восхищённый провидцем из Прованса, Жионо называет его человеком, который открыл секрет счастья, потому что труд Буффье на благо родного края, где прошла вся его жизнь, сделал его счастливым. В качестве лучшей награды ему было суждено увидеть результат своего 35-летнего добровольного деяния, о котором он мог бы сказать, что Это — хорошо. Большинство читателей искренне верили, что рассказ описывает реальные события, свидетелем и летописцем которых автор был на протяжении десятилетий. Жионо очень долго не разубеждал их в реальности Эльзеара Буффье, потому что «стремился пробудить в людях любовь к деревьям, а точнее, любовь к посадке деревьев».

Канадский режиссёр-мультипликатор Фредерик Бaк, энтузиаст высаживания и выращивания деревьев, которые он называл «чудом жизни», посадивший собственноручно более 30 000 деревьев, воспринял рассказ Жионо близко к сердцу. Его привлекли сдержанная страстность и красноречие простой, но вдохновенной и вдохновляющей истории. Бак решил экранизировать рассказ об Эльзеаре Буффье, скромном и малограмотном пастухе, потому что не только безумство храбрых достойно песни и не только в нём мудрость жизни. Её мудрость — в выборе своего пути, в следовании ему до конца, в душевной щедрости, в безразличии к известности, признанию и наградам. И в любви к деревьям.

Работая над фильмом, Бак стремился к тому, чтобы кинозрители прониклись положительным зарядом текстa Жионо и вслушались внимательно в его слова. Это определило выбор художественного стиля, сдержанного, строгого в отборе деталей, но выразительного, утончённого и пластичного, проникнутого внутренним ритмом. Бак работал над фильмом практически в одиночку почти четыре года. Подготовка к съёмкам включила создание огромного множество рисунков и скетчей, выполненных восковыми карандашами и пастелью на матовом целлулоиде.

Изображение на экране меняется каждую секунду, и каждый последующий кадр — это новая картина. Плавно сливаясь, переходя один в другой, образы заполняют экран и создают эффект непрерывного цикличного движения самой жизни, рождающейся из произносимых за кадром слов у зрителей на глазах. Цветовая палитра фильма, от приглушённой, почти выцветшей сепии, которую Бак использовал в изображении забывшейся неспокойным сном, лишённой красок бесплодной пустыни первых кадров, преобразуется в нежные, светящиеся цвета вечной весны, подобные тем, что с триумфом были запечатлены на полотнах «чистейших» импрессионистов, Моне, Сислея, Моризо и Писсаро.

Жизнеутверждающая история, проникновенный голос актёра, который, кажется, обращается к каждому зрителю в отдельности, и образы, созданные добрым и мудрым видением режиссёра, гармонично соединились в фильм, редкий по эмоциональному, душевному и эстетическому воздействию. Тридцатиминутный «Человек, Который Сажал Деревья» вместил в себя целый мир. Это и размышления о том, что в своей способности созидать и преобразовывать, пусть и не всю планету, но всего лишь малый её уголок, человек подобен Творцу. Это и призыв заботиться о природе, нашем общем доме. И это — истинное произведение искусства, простoe, как глоток воды, и деликатно изысканнoe, как резной кленовый лист. Eщё долго после того, как экологи, теологи, киноведы и философы сломают копья в дискуссиях о его метафорических, аллегорических и религиозных аспектах, красота и поэтичность его останутся запечатленными в памяти.

20 февраля 2014

Невозможное — возможно

Задача N 1.

В пункте А 50-летний человек сажает деревья. Сажает по 100 семян в день. Сколько деревьев вырастет, когда человеку исполнится 100 лет, если из 100 семян 20% вырастают? Сколько деревьев вырастет, если овцы съедают дополнительно из 20% ежедневно 3 саженца? Сколько деревьев вырастет, если пункт А — пустыня?

Познавательное кино. И самое интересное, ты знаешь, в том, что я об этом не задумывался в школе… на уроках математики.

История о том, как количество может перерасти в качество.

О том, что способности человека творить добро еще более безграничны (к счастью), чем способности к злым деяниям.

Жизнеописание героя картины показывает, как несмотря на многочисленные преграды и тяготы, человек может изменить мир простыми действиями, приложив упорство, силу воли и доброе намерение.

К минусам версии фильма я бы отнес лишь, то что русские титры отвлекают от просмотра картинки, и если быть до конца честным, то само рисованное действо лишь местами притягивает взгляд. Но спишем огрехи на далекий 1987 год. А история сама по себе очень даже читабельна и слушать, зная французский ее было бы не менее интересно.

28 октября 2010

Короткометражная анимационная лента, получившая премию «Оскар» в своей категории, поставлена по рассказу французского писателя Жана Жионо и повествует о некоем персонаже-пастухе, который на протяжении долгой своей жизни сажает деревья в бескрайней высохшей пустыне, пытаясь восстановить на ней зеленый покров.

Проникаясь этой историей, многие стали строить предположения, что ее персонаж Эльзеар Буффье существовал на самом деле, а вся история, являясь реальностью, была запечатлена писателем, когда он ее лично наблюдал. Долго автор поддерживал такое мнение, но однажды опроверг его своим письмом, в котором написал, что просто хотел пробудить в людях стремление и любовь к посадке деревьев.

Однако как бы просто не звучало это оправдание, думаю, что смысл раскрывается в несколько ином ракурсе. Выступая в качестве аллегории, история строит тождество, которое выглядит следующим образом: деревья — жизнь. Ведь они так же растут и развиваются, цветут и увядают. Поэтому идея не в том, чтобы просто садить деревья, а в том, чтобы таким образом зарождать жизнь. И в данной анимационной ленте это ясно прослеживается и подводится в конце.

Прекрасная история, из которой можно выделить достаточно много тем для споров и философских размышлений при желании, с другой стороны просто порадовать себя просмотром.

8 из 10

30 декабря 2009

Драма Человек, который сажал деревья появился на телеэкранах в далеком 1987 году, его режиссером является Фредерик Бак. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Филипп Нуаре, Кристофер Пламмер.

Страна производства - Канада. Человек, который сажал деревья — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.