Инициированный продюсером Доном Бойдом проект представляет собой новеллистический сборник, составленный из 10 арий популярнейших опер. Ограничивая во времени (максимум — 9 минут), Бойд поставил перед создателями исключительно творческую задачу: снять сюжет так, чтобы изображение не являлось прямой иллюстрацией содержания арии. В итоге получился крайне неоднозначный по результату фильм.
Роберт Олтмен снял зал, скучающий на опере Рамо. Николас Роуг взял арию из оперы «Бал-маскарад» и с её помощью рассказал историю неудачного покушения на короля Албании в Вене в 1931-м году. Жан-Люк Годар выбрал арию из «Армиды» Люлли и перенёс действие из 17 века в настоящее время, в клуб культуристов-качков, где неодетые молодые дамы занимаются бодибилдингом, но не в состоянии привлечь к себе внимание сильной половины. Столь провокативное и даже вызывающее решение вполне соотносится с эстетикой музыкальных клипов MTV.
По части парадоксальности с Годаром вполне может потягаться Кен Рассел, чья Турандот (Пуччини) попадает в автокатастрофу. Но наиболее адекватного сочетания музыки, текста и визуальной образности добивается Фрэнк Роддэм, экранизировавший арию из «Тристана и Изольды» Вагнера, и поместивший юных влюбленных в современный Лас-Вегас, где они решают расстаться с жизнью.
Лидером по числу обращений оказался Верди: три из десяти сюжетов были поставлены именно на его музыку. И всё же индивидуальность мышления, авторских амбиций и меры одаренности не смогла выправить даже «сквозная ария» из «Паяцев», посредством которой Билл Брайден попытался хоть как-то соединить между собой все разрозненные сюжеты.
Комментируя постфактум свой оригинальный замысел, Бойд говорил, что ставил цель по-новому взглянуть на оперное искусство, отмечающее свое 300-летие. И, в определенном смысле, он достиг желаемого: сначала фильм пригласили на Каннский фестиваль, а затем критики окрестили его самым спорным концептуальным замыслом года.
18 сентября 2013