Третий в пятом ряду
7.5
1984, драма
СССР, 1 ч 7 мин
12+

В ролях: Юрий Гребенщиков, Михаил Хлесткин, Юлия Космачева, Екатерина Маркова, Алла Мещерякова
и другие
Третьим в пятом ряду на старой школьной фотографии был не лучший ученик класса — Ваня Белов. Про его шутки и эгоизм старая учительница Вера Матвеевна рассказывала своей маленькой внучке. А той мальчик понравился и его шутки запали в душу. Как оказалось, девочка почувствовала в нём то, чего не помнила учительница: Иван Белов стал героем и погиб смертью храбрых в 1945 году.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Третий в пятом ряду

год: 1984
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Валерий Башкатов
композитор:
художник: Петр Максименко
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 7 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзыв критика о фильме «Третий в пятом ряду», 1984

- Это был мой злой гений…

Главным успехом любого фильма про детей является правдивая, достоверная история, в которую ребёнок ГОТОВ поверить. Анатолий Алексин избрал правильное направление в своём творчестве: без излишней дидактики и постоянной назидательности он медленно, шаг за шагом раскрывает характеры своих персонажей. Именно так и поступил режиссёр картины Сергей Олейник, привнеся в авторский текст прекрасный видеоряд. Если на страницах повести герои живут в двумерном полиграфическом мире, то в фильме они оживают и в буквальном смысле сходят с фотографии, чтобы продолжить жизнь внутри киноэкрана. Подростки не любят наставлений хотя бы потому, что их везде и по каждому поводу учат. Кто-то относится к этому спокойно, кто-то — безразлично, а кто-то не может с этим смириться в силу своего характера.

Третий в пятом ряду на школьной фотографии — Ваня Белов (Александр Продан) — именно такой: одарённый, талантливый мальчик, но с обострённым чувством справедливости. Он думал о других гораздо больше, чем другие о нём. Однако для Вани это было не важно: совершая свои 'спасательные экспедиции', он никому ни за что не платил и ничего не желал взамен. 'Безумству храбрых поём мы песню!' - как бы в шутку цитировал он, при этом, никогда не совершая безумств ради себя. При всей своей повседневной естественности, Ваня был будто бы «не от мира сего» - словно он знал то, чего не знали другие, и видел то, что другие не видели. Режиссёр подчеркнул эту необычную черту взглядом героя, которым он реагировал на все замечания в свой адрес. Взглядом ни ехидным, ни насмешливым, а понимающим и прощающим.

Учительница русского языка и литературы Вера Матвеевна (Алла Покровская) считала такое поведение ученика вызывающим, и в силу своего — пока ещё небогатого педагогического опыта (время действия — 1939 год) — пыталась ершистого ученика «нивелировать». Лишь много лет спустя, уже выйдя на пенсию, она наконец-то поняла: у Вани был свой характер — не подчиняющийся. «Я в те годы, не отдавая себе отчёта, стремилась привести все сорок три характера своих учеников к общему знаменателю. И этим знаменателем была я сама. А на самом деле жизнь доказала мне, что нельзя подавлять человека. И что добро каждый должен творить по-своему. И что третий в пятом ряду не должен быть похож на пятого в третьем ряду... И что вообще я, учительница, должна видеть не 'ряды', а людей, которые стоят рядом... или вдали друг от друга. И что непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость...»

На виду у большой беды, случившейся с внучкой Елизаветой, Вера Матвеевна словно бы исповедуется перед собой в желании найти искупление. Вспоминая слова Монтеня она будто смотрит на себя со стороны: 'Нет на свете другой пары глаз, которая следила бы за мной так же пристально, как мои собственные.' И взгляд этот — осуждающий. Он заставляет вспомнить учительницу, почему она остались одна: «Мне хотелось, чтобы мой муж смотрел на мир моими глазами и жил моими призваниями. Но с теми, кто любит, так поступать опасно: они могут подчиниться и навсегда потерять себя...» Жизненный компас, верный для одного, может сбить с дороги другого. Вера Матвеевна поняла это далеко не сразу. Но пробил час, когда все вчерашние беды стали казаться ничтожными. И тогда воспоминания нахлынули бурным всё сметающим потоком.

Судьба главной и единственной заботы Веры Матвеевны — внучки Елизаветы — стала видеться совсем под другим углом. Воспитанная на примере Вани Белова «как нельзя делать», она сама стала, если не его копией, то его продолжением У девочки было так много ярких индивидуальных качеств, что учительница с тридцатилетним педагогическим опытом решила притушить их с помощью коллектива. Но в детском саду « по недоразумению» оказалась воспитательница Алёна, которая «ни на миг не расставаясь со своей удивительной мягкостью и женственностью. На детей она никогда не сердилась: любить их было её призванием.» Алёна хотела, чтобы дети умели плакать не только когда им самим больно, но и тогда, когда больно другим. И бессмертная сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» - прекрасный воспитательный образец.

«Мы в ответе за тех кого приручили» - эта фраза является квинтэссенцией фильма, хотя её и не было в повести. Она появилась благодаря сценаристу Екатерине Марковой. Появилась потому, что каждый из нас, сколько бы нам ни было лет, должны помнить о тех, кто находится рядом с нами, кто любит нас, кто доверяет нам. Только в этом случае с пожелтевшей от времени школьной фотографии в новый яркий мир шагнёт живой Ваня Белов...

27 января 2023

Драма Третий в пятом ряду появился на телеэкранах в далеком 1984 году, его режиссером является Сергей Олейник. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Юрий Гребенщиков, Михаил Хлесткин, Юлия Космачева, Екатерина Маркова, Алла Мещерякова, Алла Покровская, Александр Продан, Мария Зубарева, Людмила Смородина, Маргарита Кошелева, Владимир Антоник, Александр Белина, Людмила Зверховская, Юрий Мысенков, Светлана Суховей.

Страна производства - СССР. Третий в пятом ряду — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.