Потоки любви
Love Streams
7.3
7.6
1984, комедия, драма
США, 2 ч 21 мин
В ролях: Джина Роулендс, Джон Кассаветис, Сеймур Кэссел, Джейкоб Шоу, Джули Аллан
и другие
Роберт Хармон, успешный автор эротических романов живет вместе с двенадцатилетним сыном в большом доме, окруженный толпой случайных любовниц, без конца курит сигареты и не расстается с бутылкой. Когда он остается один, его навещает любимая сестра Сара. Она находится на грани нервного срыва из-за того, что ее дочь после развода предпочла жить со своим отцом. Запертые в огромном доме, брат и сестра проводят целые дни наедине друг с другом, болтая о вещах важных и не слишком, о том, что их волнует и о том, что волновать уже не будет. В один из дней Сара решает уехать, оставив Роберта наедине с самим собой.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Потоки любви

английское название:

Love Streams

год: 1984
страна:
США
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Эл Рубан
композитор:
художники: Фидон Папамайкл, Дженнифер Смит-Эшли, Мария Ребман Казо, Лидия Мандерсон
монтаж:
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 28 февраля 1984 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 21 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Видео к фильму «Потоки любви», 1984

Видео: Трейлер (Потоки любви, 1984) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Потоки любви», 1984

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Потоки любви», 1984

Где оканчивается ирония и начинается небо

Последний фильм Джона Кассаветиса называется «Потоки любви». Разве так бывает? Поток – стремительно текущая масса, лавина чувств, бесконечная, неиссякаемая, полноводная. Героиня фильма Сара уверена, что это единственный способ любить и быть любимой, что любовь не может быть иной. Она словно цитирует завет апостола Павла, автора самого поэтичного и возвышенного определения любви: «Любовь никогда не перестает». «Поток любви» нельзя остановить, он не может не омывать, не спасать иссохших и жаждущих...

А вот ее брат Роберт Хармон, прославленный писатель, богач, богемный красавец, забулдыга с тысячью случайных жен, он не может полюбить никого, даже собственного восьмилетнего сына. Он, как граф Калиостро в фильме «Формула любви», с прохладным любопытством пытается проникнуть в тайну женщины и любви, забывая другую заповедь апостола Павла: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто».

В общем-то, что он и его жизнь – «ничто», Роберт догадывается, потому все время ищет способ отключиться от этого знания о себе: алкоголь, промискуитет, риск, игра, праздность. Все это маскировки скуки и стыда за прожигаемую в пустоте жизнь. О, как часто на протяжении фильма я вспоминала «Стыд» Стива МакКуина с Майклом Фассбендером. Тот же страх тесных отношений, неумение близости, та же сестра, разговоры с которой – вариант общения со своей совестью, тот же стыд, маскируемым бесконтрольным, «запойным» падением…

Со стороны кажется, что Роберт Хармон (в очень личном исполнении Кассаветиса) очень успешен, карьера писателя явно задалась, у него есть слава, деньги, свобода, большое количество женщин (кем-то он даже любим). Вот только можно иметь все это и быть «ничем», прежде всего, для самого себя. Когда Роберт, ссылаясь на очередной писательский замысел, докапывается в ходе случайных бесед до тайны женщин и их чувств, он, возможно, не догадываясь о том, ищет настоящее в самом себе, суть, святая святых собственной, на первый взгляд, выдохшейся души, способной лишь на «беспламенный пожар». Но чем ближе к финалу, тем больше мы понимаем, что у него внутри есть место для огня, а не только промозглость, серость, дождь и прохлада. И у него есть правильный, очень мудрый запрос/вопрос к себе: не с кем, не зачем, а о чем ему быть! Вот чего он ищет.

Однако в первой трети фильма думаешь, что Роберт не нужен и скучен себе, особенно в тот момент, когда к нему на голову обрушивается сестра Сара, женщина, разбитая жизнью, где никто никого на самом деле не любит. Она кажется абсолютно больной, абсолютно безумной в мире, где только она одна верит, что любовь никогда не проходит, не иссякает, не гниет и не портится.

У Роберта и Сары есть схожий диагноз, они не совсем уверены, что существуют, что они есть, что живы, что они не «ничто». Жизнь брата и сестры пропитана эфиром эфемерности и тоской по чему-то неизменяемо живому, тому, что не выветривается, а пребывает всегда, как «потоки любви».

В финале фильма, в театральном видении Сары во время болезни, звучит песня, смысл которой – неверье в любовь. «Когда я говорю или думаю о любви, я не верю себе, когда я говорю о любви, я не верю тебе, не верю вам…» Кажется, мир доконал ее. Нет. Это всего лишь временное помутнение веры. После этого сна она проснется, встанет свободная, очищенная, смелая, и снова пойдет на риск этой великой ошибки, как Орлеанская дева на свой костер, как Мышкин и Дон Кихот – в свое безумие. Но в этом на самом деле столько надежды… «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна?ю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Так закончил свое послание коринфянам гениальный проповедник любви – апостол Павел. И привкус этих (не произнесенных) слов есть в грустной концовке о расставании брата и сестры.

Правда, когда я закончила смотреть кино, мне почему-то подумалось, что герои Кассаветиса больше про правду (подчас резкую, саркастичную, гротескную), чем про любовь и счастье.

Фильм все время балансирует между смехом и лирикой, все время в странной обнимке большое и мелкое, высокое и низменное. Многое смешано, как контуры предметов под пеленой дождя. Приходится не смотреть, а всматриваться, причем не только в лица – в души. Кино это, несмотря на свою очевидную безбашенность, не легкомысленно. Видно, что делал его серьезный, зрелый, строгий и в то же время очень добрый человек, добрый к тем, кто задыхается от неумения или невозможности любить, иссох и «потоки» чувств ни принимать, ни дарить не способен.

А. А. Блок в своей статье об иронии писал: «Человек хохочет, - и не знаешь, выпьет он сейчас, расставшись со мною, уксусной эссенции, увижу ли его еще раз?» Так и фильм этот. После каждой легкомысленной сцены, полной веселья и смеха, после каждого несерьезного поступка или слова героев кажется, что сейчас с ними случится трагедия. Не раз в кадре Роберт задыхается от хохота, но его смех напоминает последние судороги опьяненного ядом иронии, водки, отчаяния, одиночества и свободы.

Генрих Гейне сказал: «Я не могу понять, где оканчивается ирония и начинается небо!». И этот фильм призыв всем – не слушайте смеха, слушайте ту боль, что за ним, ту тоску по высокому, которую человек прикрывает смехом.

Когда Роберт наконец понимает Сару, а через нее – себя (ведь они во многом двойники), когда он понимает, что любит сестру и все готов для нее сделать, даже если надо, устроить в своем богатом доме зверинец, его безумный хохот, прохладный цинизм меняются на созидающую улыбку, мягкую, детскую, а тупиковый индивидуализм – на готовность к жертве, заставляющую вспомнить строчку Ибсена: «Чтобы быть самим собою, надо отречься от себя».

В концовке фильма становится очевидным, что у брата и сестры есть сила. Сила самой их болезни. Сила ранености правдой, любовью, честностью, стыдом, пониманием ничтожества собственной жизни. Режиссер умудрился показать практически невозможное – последовательность и гармонию человеческих противоречий, гармонию страдания. И в финале (что большая редкость для артхауса) и Роберт, и Сара, сохранив свои души, нашли выход из внутренней пустоты, а значит - спасение.

10 декабря 2022

Ода к Жизни

Когда начинаешь смотреть этот фильм, с первых же кадров хочешь, чтобы он никогда не заканчивался… Такое бывает очень редко и, по-моему, это очень важный показатель…

Это словно особый мир, оказавшись в котором, не хочешь покидать его… Или сон, во время просмотра которого, понимая, что это сон, не хочешь просыпаться…

После просмотра фильма чувствуешь, что жизнь бесконечна и хочешь жить в полную силу — настолько нереально сильный и светлый прилив энергии и восторга от жизни во всех её разнообразных проявлениях, так мастерски показанных великим Джоном Кассаветисом.

Здесь весь бесконечно широкий спектр историй, приключений, событий, человеческих страстей, состояний и уровней — внезапные встречи с необычными незнакомцами, безумие вечных вечеринок в доме у автора эротических романов Роберта Хармона (которого великолепно сыграл сам Кассаветис) с льющимся рекой алкоголем, вечным дымом сигарет, девушками, тяжело переживающей развод сестрой (в роли которой, конечно, единственная и непревзойдённая муза мастера — Джина Роулендс), внезапно нагрянувшей в гости к писателю и так же внезапно в буквальном смысле появившимся на пороге ребёнком, сыном Роберта, о существовании которого Хармон узнаёт впервые… Его сестре не легче — кажется, что прожив всю жизнь с мужем и дочерью, после развода выбравшей остаться с отцом, она теперь может сказать, что знает свою семью так же «хорошо», как и Роберт — своего сына, которого он видит первый раз в жизни..

Романтичность, безумие, душевность, чувство безжалостно уносящегося времени и смирения с этим, присущего зрелости, ярко выраженное чувство любви и… ни смотря ни на что, чувство счастья — эти чувства пропитывают собой каждый удивительно красивый кадр фильма…

Как же до слёз гениально Кассаветис и Роулендс, супруги в реальной жизни, сыграли на экране брата и сестру — родных людей, которые поддерживают друг друга и любят друг друга ни смотря ни на что… Кажется, Джон Кассаветис сыграл в этом фильме самого себя…

Конец фильма неповторимо сочетает в себе трагизм и чувство удовлетворённости жизнью, какой бы она ни была — как самим процессом -, фатализм и чувство величия жизни самой по себе — жизни с привкусом смерти, счастья с привкусом неумолимо приближающейся беды…

Следующий фильм, хронологически последняя режиссёрская работа Кассаветиса, будет снят в несколько ином для него формате и стиле, а здесь — здесь звучит его лебединая песня. Последние кадры фильма — бешено льёт ночной ливень, герой Кассаветиса стоит у окна и смотрит вслед уезжающей, не смотря на все уговоры остаться, сестре… Герой Джона улыбается и, словно прощаясь со зрителем, машет рукой…

Удивительно многослойный фильм, полный эмоций, странностей, изысканности и безумия, отчаянных поступков, красоты и чувства понимания жизни…

Шедевр! Браво, гениальный Джон Кассаветис!

Смотрите эту удивительно жизненную, живую картину и пусть Вам откроются эти «Потоки Любви», любви к жизни.

10 из 10

5 июля 2012

Поздний Кассаветес

Интересная работа, которую можно рекомендовать поклонникам Большого Джона. Все лучшее, что есть в его фильмах — Джина Роулендс, психологические портреты одиноких психически неуравновешенных людей, драма характеров, использование манеры полудокументальной постановки, стремление к естественности, великолепно подобранные типажи актеров второго плана — в этом фильме представлено. Фильм снят по пьесе и Кассаветес как мог смягчил театральность постановки, ввел сцены в клубах, торговом центре и проч. Опять-таки, не читал пьесы, однако по логике развития кульминация (психологически нервная и драматическая, конфликтная, должна была произойти после покупки персонажем Роулендс животных, однако здесь Кассаветес сделал что-то очень оригинальное и ему совершенно не свойственное. Потопы, животные в доме, видения с песнопениями, скомканная концовка — все это очень необычно и ранее у режиссера не встречалось.

«Потоки любви» — затянутый фильм с нелогичной и даже стилистически неуместной концовкой, однако наблюдать за работой Роулендс, постановкой сцен в суде, общения Кассаветеса с девицами — чистое незамутненное удовольствие. Постаревший Кэссел — практически бессловесный — выглядит куда как более содержательным, нежели в ранней картине про Московца, а глядя на работу Роулендс (не в первый раз) мне сложно примириться с некоей существующей в умах как бы общепринятой иерархии великих американских актрис, возглавляемой Мэрил Стрип, которая, при всех ее достоинствах, куда как менее естественна и вариативна.

7 из 10

28 июня 2012

Текут не сливаясь

Джон Кассаветис снимал преимущественно портретные фильмы — и этот один из них. Я называю их «портретными», потому что внимание в них сосредоточено прежде всего на человеке — и поэтому они остаются актуальными по сей день со времени их выхода.

Человек, характер и обстоятельства — всего из трёх этих компонентов умный и талантливый человек Джон Кассаветис делал лучшие из своих фильмов. По большому счёту этот фильм о том, что сколь не были бы люди близки, внутри себя каждый человек одинок. История разобщённой семьи: брат и сестра, его сын и её дочь. Они любят друг друга, но, в силу характеров и обстоятельств, они не могут быть вместе. Их отношения по природе своей должны быть близкими, но не получается… Два с лишним часа светлой грусти и сочувствия этим несчастным одиночкам, воплощенные в отличных актёрских работах — как всегда у Кассаветиса — и выполненные знакомой операторской рукой Эла Рубана.

Вообще — как правило всегда — Кино мимикрирует под Жизнь (иначе бы оно было для нас не интересным). И Джон Кассаветис, наверное первым (он считается пионером американского независимого кино) понял, что для создания хорошего кино нужно немного: не вымученного сценария, не замороченной операторской и монтажной работ, ни навороченных спецэффектов. Как писал Бернард Шоу: «Я ничего не создал; я ничего не изобрёл; я ничего не извратил, я просто открыл драму в реальной жизни»

И ещё: Ник Кассаветис, сын режиссёра, похоже действительно учился делать кино у своего отца (раньше я это только предполагал) — он присутствует здесь в титрах в качестве постпродакшн-ассистента (Post-Production Assistant).

У Джона Кассаветиса есть фильм «Минни и Московитц» (1971) — о странных одиночках, которые всё же встречаются, влюбляются и создают семьи.

10 из 10

29 апреля 2011

Комедия Потоки любви появился на телеэкранах в далеком 1984 году, его режиссером является Джон Кассаветис. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Джина Роулендс, Джон Кассаветис, Сеймур Кэссел, Джейкоб Шоу, Джули Аллан, До Аведон, Грегг Бергер, Риза Блюитт, Бронвин Бобер, Тони Брубэйкер, Доминик Давалос, Синди Дэвидсон, Рафаэль Де Ниро, Barbara DiFrenza, Франсуа Дюамель.

Страна производства - США. Потоки любви — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.