Хозяйка детского дома
8.1
7.7
1983, мелодрама, драма
СССР, 3 ч 15 мин
В ролях: Владимир Шевельков, Екатерина Дронова, Людмила Полякова, Елена Фетисенко, Анна Исайкина
и другие
Постановлением суда мать маленького Славика лишили родительских прав, и ребенка отправили в детдом. Еще одного малыша приняла под свое крыло Александра Ивановна, директор детского дома. Забот у нее множество: трудные дети, не слишком чуткие воспитатели, но вскоре возникла новая, наверное, самая сложная проблема...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Хозяйка детского дома

год: 1983
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Владислав Ефимов
композитор:
художник: Раиса Потапова
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 30 января 1984 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 3 ч 15 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Отзывы критиков о фильме «Хозяйка детского дома», 1983

Фильм из прошлого, а проблемы до сих пор те же.

Хоть сегодня и выходной, но мы немного отошли от нашей традиции смотреть по выходным французское кино, и решили посмотреть кино советское. И вот не знаю почему, но я вспомнила сегодня об этом фильме. Я его видела однажды, давно, ещё в 90-е, когда в школе училась, после этого он мне как-то не встречался, и даже подзабылся немного, а сегодня вдруг вспомнился. Вот и решили его посмотреть.

Фильм состоит из двух серий. На мой взгляд не хватает третьей. Очень интересно… что же было дальше? Очень сильный, жизненный фильм. Именно сильный. Вроде и добрый, и искренний… но тяжело после него… Очень тяжело.

Сильная волевая женщина является многодетной «мамой»… мамой целого детского дома. Её любят, уважают, ей доверяют. Целых 20 лет своей жизни женщина посвятила детскому дому. У женщины есть сын. У них тёплые хорошие отношения. Мать любит сына, сын любит мать. Но… не бывает всё гладко в нашей жизни. Наипрекраснейшая игра Натальи Гундаревой. Сильная, мужественная, порой резкая! Мимика, жесты! Всё в этой женщине прекрасно! Браво.

В этом фильме затрагиваются многие вопросы, многие проблемы… Фильм даёт пищу для размышлений… о жизни, детях, судьбах. Полная переоценка ценностей. Ведь действительно многие из современного общества, считают человека воспитанного в детском доме на несколько ниже социальном уровне, недочеловеком, человеком к которому нужно относиться с осторожностью.

В фильме одна из воспитанниц «в лоб» ставит вопрос «Почему у одних есть всё?! А другим ничего?! Почему нет справедливости? Почему нет равенства?». А ещё в этом фильме очень чётко читается в глазах детей один вопрос, который всегда стоит и в глазах реальных детей живущих в детских домах: «Почему?». Они не понимают, почему они остались без мамы, почему должны жить иначе, чем дети, которые учатся в школе рядом. Они же ничего плохого не совершили, они просто родились у этих родителей и уже самим своим рождением поставлены в особые условия, вне родного семейного дома.

Также здесь рассматривается вопрос отношения матери и ребёнка. Заметьте как увеличилось количество оставленных детей, детей которых отобрали у родителей, в связи с лишением родительских прав.

Рассуждения героини фильма — «Ведь что делается сейчас? Не хочу рожать — не рожаю! Не хочу воспитывать — пожалуйста!». Очень сильная сцена, где усыновлённый парень принимает решение… хочет ли он встретиться спустя 20 лет со своей настоящей матерью, имея маму которая его воспитала, или лучше не встречаться?

Восхитительная работа советского кинематографа. Фильм поднимает проблему, о которой, к сожалению, так мало сейчас говорится. А нашему обществу необходимы такие фильмы, ибо человек выходит из семьи, а у миллионов детей её нет.

Ещё почему-то было жаль Ксению Рябцеву — непутёвую мать Сергея. И вот что интересно, чем старше я становлюсь — тем более жалко мне таких непутёвых, становится. Вот почему? Вроде недалёкая она, беспутная какая-то, явно плохо разбирающаяся в мужиках — вроде бы должна раздражать, но вот жалко её, сил нет. Дура, бросившая своё единственное дитя… а вызывает такие эмоции. Может так её сыграла Полякова? Получился у неё какой-то изначальный ущерб, как-будто всегда она была несчастной, родилась уже неуклюжей, закомплексованной и от того так страстно она «лепилась» к мужику, которого якобы любила… Не хочется её топтать, пинать, тыкать… она просто ужасно жалка! Особенно кадры, когда звучит музыка и она смотрит из окна на детский сад с гуляющими детьми — это такое одиночество человека, который сам виноват во всём, и сам себя уже наказал. И от того так больно, что винить некого…

Читала, что фильм снимался в реальном детском доме, в эпизодах — были настоящие воспитанники. Большинство сцен снято в ближайшем парке и школе, примыкающей к корпусу детдома. Фильм пронзительный и заставляет задуматься о многом, несмотря на отсутствие чрезмерных раздирающих сердце сцен, коими, наверняка, было бы наполнено современное кино.

Фильм замечательный! Рекомендую всем кто любит фильмы заставляющие размышлять. Фильм очень искренний, наполненный правдой. В нём не чувствуешь фальши, как-будто реально наблюдаешь со стороны за судьбой обычных людей. Конечно, здесь всё слито воедино — и безупречная режиссура, работа постановщиков и операторов, и блистательная игра актёров. Такие ленты неплохо показывать молодёжи в школах и институтах. Именно здесь можно почерпнуть для себя, что есть жизнь и простые общечеловеческие ценности, которые непреходящи, к сожалению сейчас совершенно нет такой пронзительной, простой и оттого суперценной для души правды на экране. Конечно таких идеальных детских домов в жизни не бывает, но всегда хочется верить, что такая любовь к чужим детям реальна…

Ещё хочу отметить один факт, который в предперестроечную эпоху всё ещё играл решающую роль. Это планомерная и последовательная замена одних ценностей другими. Счастье советского человека заключается в его работе, интересы коллектива стоят выше личных и т. д. Героиня Гундаревой жертвует своим женским счастьем в угоду профессии. В начале карьеры она, послушав совета «мудрой» Марьи Тимофеевны, осознанно лишила себя материнского счастья, а ребёнка тёплого семейного очага. Её профессионализм и репутация не пострадали бы от решения взять к себе детдомовского ребёнка. Спустя много лет, повстречавшись с человеком, в которого была влюблена ещё с детства и к которому она до сих пор питает тёплые чувства, она снова лишает себя простого человеческого счастья ради карьеры. Когда, казалось бы, уже всё решено, и осталось только сделать окончательный шаг, опять в судьбу вмешивается Марья Тимофеевна и убеждает её в бесполезности такого поступка.

Во всех поступках Александры чувствуется обдуманность и наличие собственного мнения, а в самых главных вопросах, касающихся только её самой, она слушается совета со стороны. Как говорится, благими намерeньями… Александра считает что она — незаменимый здесь человек и ей самой без этих детей никуда. Это заведомо ошибочное мнение любого работника, думающего, что без него его родной завод, больница, детский дом, тут же прекратят своё существование. Но, как известно, в работе незаменимых людей нет и свято место пусто не бывает. А детей, требующих нашей заботы и внимания, везде полным-полно. Возникает вопрос: а стоит ли всё это таких жертв?

Есть в этом фильме что-то грустное, безмятежное, как, то предперестроечное время, время увядания, последние деньки золотой осени. И даже те глобальные проблемы, которые поднимаются в фильме в сегодняшнее циничное время выглядят как-то по-простецки, наивно что ли. Думаю, именно это и привлекает зрителя, уставшего от современной жестокости и цинизма как нормы жизни. Не уверена, правда, что это заслуга создателей фильма, скорее времени, которое ушло безвозвратно.

9 из 10

27 июня 2021

Неоднозначно

Мой отзыв будет жестким и разоблачающим. Мнение субъективное, но твердое. Прочитала в отзывах что то елейно-приторное типа «по этому фильму надо педагогов в институтах учить». Не надо! Итак. Фильм отличается замечательной актерской работой, с этим все путём. Именно работой, я настаиваю, опровергая все тот же отзыв «актеры не играют, а проживают жизни на экране». Нет. Они мастерски выполняют свою лицедейскую работу. Нравится это кому или нет (мне самой не нравится), но в жизни Н. Гундарева убила своего неродившегося ребенка. Поэтому работа. Прекрасна Л. Полякова. Да все хороши. Сюжет динамичный, сопли не жуют. Снято так себе, микрофон иногда в кадр влезает, оператор за героиней бежит, но это 1983 год, телефильм.

Итак. Почему, на мой взгляд, не надо учить в 21 веке педагогов по этому фильму. Уж больно неоднозначна фигура Ванеевой. Распинаясь на совещании с кафедры что «детский дом-это плохо, товарищи! Ребенку нужна семья», Ванеева оооччень странный поступок совершила по отношению к Сереже. Желая и имея возможность дать этому ребенку, единожды уже ПРЕДАННОМУ родной матерью, дом, семью, материнское тепло, она их, на минуточку, НЕ ДАЛА, тем самым предав еще раз маленькую душу. Уж больно в советские времена сильна была оглядка на общественное мнение. «Ребенку нужна семья, пока он маленький», а сама усыновляет парня, вдумайтесь, который через пару лет женится! Красава. Что это, если не предательство конкретного человека, как не украденное детство Сергея? А этот гадкий поступок на первой встрече с Ирой? Опять предательство, только без таких ужасных потерь, как вычеркнутое из жизни детство. Ведь она слово дала сыну! Опять же субъективизм при попытке увольнения воспитателя, к которому не смогла найти подход, который «не понравился». Мне импонирует, как осадил ее герой Заманского. Что то сказал неправильно?! Сама не умеет выстроить отношения с людьми, а требует этого от молодого специалиста. Нет чтобы под опеку взять, выпестовать хорошего воспитателя (это возможно, и душу можно воспитать!), помочь расставить акценты, а не гнобить и уничтожать. Ну и конечно самое возмутительное — отсутствие всякого сострадания к раскаявшемуся человеку — Ксении. Слава Богу, финальные сцены демонстрируют ее переосмысление, очищение некое. Спасибо за это сценаристу. Захапала «готовенького» взрослого мальчишку и отказывает ему в праве решить, нужно ли ему свидание/общение с биологической матерью, а матери — в праве хоть единожды поговорить-покаяться-попросить прощения у сына. Отвратительно. Также милейшая Л. Соколова сыграла весьма неоднозначную фигуру. И почему они в те времена считали себя вправе решать чужие судьбы?! Дважды на правах Бога, не меньше, грубо вмешалась в судьбу своей коллеги-подруги, пережевала ее и выплюнула. Первый раз, когда запретила подарить материнскую любовь брошенному сироте («и давай меня трясти»), второй — запретив стареющей женщине устроить свою судьбу, выйти замуж за хорошего человека. «Наша судьба и семья-детский дом!». Сочла себя вправе… Как радикально все таки за тридцать с лишним лет поменялись базовые понятия о том, что есть хорошо, а что не очень… Но фильм однозначно посмотреть рекомендую. Душу пробудит, всколыхнет, сделает лучше.

28 ноября 2016

Просто о сложном

Кому-то этот фильм может показаться несовременным, наивным, где-то даже странным и натянутым. Но вообще это тонкое, необычайно глубокое произведение, которое можно и нужно смотреть и пересматривать — прежде всего для того, чтобы заглянуть внутрь себя и понять, человек ли ты.

Обычная жизнь обычного директора детского дома показана без всяких прикрас. Всё очень просто и естественно. Есть дети, есть педагоги и есть она — Александра Ивановна Ванеева, которая болеет душой не только за каждого воспитанника, но и за всех своих учителей. Есть сын и его девушка, молодые, милые, симпатичные, и есть много лет влюблённый в героиню Сеня. Всё очень чисто, правдиво и безыскусно. Но главное — есть потрясающая игра актёров, глядя на которых, забываешь о том, что смотришь фильм.

Нет, это не кино — это кусок жизни, который нам показали. Где-то хочется плакать, где-то улыбнуться, что-то возмущает, что-то огорчает, что-то радует — всё так же, как и в нашей обычной реальности. Правда, тут нет шикарных апартаментов, роскошной одежды, яркого макияжа, прокачанных губ — но вы этого не заметите.

Я бы рекомендовала этот фильм к просмотру всем, кто хочет вырастить своих детей достойными людьми. Будьте уверены, что во время финальных титров вы почувствуете лёгкое разочарование: как, уже конец, так быстро?! И это будет означать, что сегодня вы чуть-чуть изменились в лучшую сторону.

25 августа 2013

Большое сердце

Я буквально вчера впервые посмотрела этот фильм целиком, и он меня потряс. Простотой сюжета и отсутствием педалирования выгодных для выжимания слез тем. Но при этом он заставил меня очень глубоко сопереживать и задуматься на темы, о которых я вообще никогда особо не думала (как ребенок из благополучной семьи).

Об актерах даже сказать нечего. Но не потому что они никакие — просто я не увидела в этом фильме АКТЕРОВ. Я увидела ЛЮДЕЙ. С огромным сердцем и чистой душой. И громадной ответственностью за судьбы других людей, которая заставляет отказываться от собственного личного счастья. Сейчас жизнь все больше учит другому, а ведь мир двигают именно такие люди, как героиня прекрасной русской актрисы Н. Гундаревой.

Как жаль, что этот фильм сейчас почти не показывают по ТВ. Хотя я бы включила его в школьную программу спецпредметов вроде ОБЖ и им подобных. Наша молодежь должна расти на таких примерах.

28 ноября 2011

Мелодрама Хозяйка детского дома появился на телеэкранах в далеком 1983 году, его режиссером является Валерий Кремнев. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Владимир Шевельков, Екатерина Дронова, Людмила Полякова, Елена Фетисенко, Анна Исайкина, Валерий Баринов, Наталья Рудная, Светлана Садковская, Александр Хотченков, Любовь Омельченко, Алла Котельникова, Евгений Быкадоров, Виктория Духина, Лев Борисов, Галина Морачева.

Страна производства - СССР. Хозяйка детского дома — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.