Смысл жизни по Монти Пайтону
The Meaning of Life
7.7
7.5
1983, комедия, мюзикл
Великобритания, 1 ч 47 мин
16+

В ролях: Грэм Чепмен, Джон Клиз, Эрик Айдл, Терри Джонс, Майкл Пэйлин
и другие
Картина состоит из нескольких новелл, которые, по мнению их авторов, должны некоторым образом пролить свет на тот туманный вопрос, которым терзается любой из нас на разных этапах своего существования - «в чем смысл жизни?».

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Смысл жизни по Монти Пайтону

английское название:

The Meaning of Life

год: 1983
страна:
Великобритания
слоган: «It took God six days to create the earth, and Monty Python just 90 minutes to screw it up»
режиссеры: ,
сценаристы: , , , , ,
продюсер:
видеооператоры: Питер Хэннан, Роджер Прэтт
композитор:
художники: Гарри Ланж, Джон Бирд, Ричард Докинг, Джеймс Эчесон, Шэрон Картрайт, Саймон Уэйкфилд
монтаж:
жанры: комедия, мюзикл
Поделиться
Финансы
Бюджет: 9000000
Сборы в США: $14 929 552
Мировые сборы: $14 929 552
Дата выхода
Мировая премьера: 31 марта 1983 г.
на DVD: 21 ноября 2013 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 47 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, мюзикл

Постеры фильма «Смысл жизни по Монти Пайтону», 1983

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Смысл жизни по Монти Пайтону», 1983

О чём фильм?

Сборник комедийных скетчей и мини-фильмов, в основе которых лежит исследование смысла жизни. Религия, смерть, секс, контрацепция и бухгалтерия - все эти темы будут подняты и нещадно высмеяны.

Зачем смотреть?

Шесть комиков из Великобритании, объединившись в труппу «Монти Пайтон» в 70-х, произвели революцию в комедии сродни той, что группа The Beatles когда-то сделала в рок-музыке. И это их третий, после «Священного Грааля» (1975) и «Жития Брайана» (1979), полнометражный фильм. В отличие от предыдущих двух в этом нет цельной сюжетной линии, что привело не к самым удачным кассовым свершениям, но всё-равно впечатало данный фильм в списки культовейших комедий всех времён.

Терри Гиллиам, будущий режиссёр «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» (1998) и «12 обезьян» (1995), начинает фильм с короткой истории внутри истории, с оперным сюрреализмом превращая бухгалтеров в пиратов, чьё офисное здание буквально поднимает якорь и отправляется мародёрствовать. Дальше, сценка за сценкой, следует череда разрозненных, пошлых, безумных и оскорбительных для многих категорий граждан скетчей. Джон Клиз в роли чопорного директора государственной школы учит своих скучающих учеников сексологии; толстяк мистер Креозот изрыгает фонтаны блевотины; Смерть заявляется на званый ужин и забирает с собой всех его участников, так как те объелись лососины с ботулизмом; в стиле мюзикла хор исполняет оду сперме; и так далее. Есть много шуток, которые бьют мимо цели (фильм можно было бы подсократить), а чувство меры (как и чувство вкуса) выброшено на помойку - не все сценки, к сожалению, одинаково шикарны, но когда труппа комиков попадает в точку это оказывается феерически смешно.

Монти Пайтоны даже в своём не самом лучшем исполнении все ещё стоят того, чтобы их посмотреть.

31 марта 2023

Досталось всем.

Сумбурная, весёлая, местами трешовая смесь сатирической комедии и мюзикла.

Джонс и Гиллиам рассказывают смысл жизни по Монти Пайтону. Всё это в форме набора короткометражных скетчей обстебывающих Великобританию 80-ых. Прошлись по политике, экономике, религии, нищим, богатым, привычкам и конечно же слабостям людей разных сословий и социальных слоёв. Досталось всем.

Провокационно, грубовато, но остроумно и оригинально. Представляю как это круто смотрелось в 80-ые. Сейчас кстати сама картинка и подача выглядят тоже очень хорошо. Актёры великолепны. Сами темы с учётом национальных особенностей и временной разницы наверное смотрятся не слишком актуально, а иногда наверное и не совсем понятно.

Но в любом случае это стоит посмотреть. Забавных моментов очень много. Ну и Каннская Ветка - Гран-при жюри.

30 января 2022

Чудесно!

Редко выдается попасть на истинно уникальный фильм.«Монти Пайтон»- безумный яркий фильм с высоким содержанием юмора и сатиры. Несмотря на 1983, англичане снимали даже на этот день эксцентричное кино, в то время как американцы купались в своем пуританстве. Здесь можно пройтись по разным темам без каких либо запретов, над всем всегда можно изрядно посмеяться.

Сюжет фильма сопровождается этапами жизни человека в которых сконцентрированы безумные и искрометные скетчи, каждый диалог и фразу можно долго разбирать и смаковать. Анимация выше всех похвал, уникальные образы и визуализация. В лучших традициях «Монти Пайтон» каждая деталь доведена до абсолютного абсурда. Несмотря на свою нелюбовь к мюзиклам(не знаю от чего такая неприязнь), я сделала для себя исключение, так органично и смешно получились музыкальные вставки.

Фильм приковывает к экрану и ты готов удивляться, смеяться и глумиться над увиденным.

Каждый скетч мне запомнился и понравился без исключения, грань между юмором и пошлостью практически доведена до звенящей ноты, истинные мастера своего дела.

Зачем мне вас убеждать в гениальности фильма, посмотрите и удостоверьтесь!

10 из 10

2 декабря 2016

Только Монти Пайтон, толко хардкор!

4 — ое и последнее полнометражное произведение товарищей из Монти Пайтен.

Это крутейший замес наичернейшего юмора, пародии и сатиры. В отличие от двух предыдущих работ не имеет единой сюжетной линии.

«Великолепная шестёрка» цинично поизмывалась, над базовыми моральными ценностями. Духовность, религия, институт семьи, чудо рождения, уважение к старости. Все на что опирается традиционное общество, было поругано, истоптано, изваляно в грязи и выкинуто прочь за ненужностью.

«Пайтоны» даже не пытаются балансировать на грани благопристойности или хорошего вкуса. У них нет рамок. Они полностью скатываются в жесткую, безжалостную и бескомпромиссную сатиру. Выливают на зрителей потоки уморительного, изысканного юмористического месива.

Если смотреть шире, то артисты — авторы выполняют историческую функцию шута, паяца или даже юродивого. С давних времен этот архетипический персонаж, под видом шутки мог говорить о том, что другим было не дозволено. Он был носителем некого тайного знания, кажущегося сумасшествием, обличающего пороки общества, глупость и не справедливость. Можно вспомнить шута из «Короля Лира» или придворного шута Петра Великого Ивана Александровича Балакирева.

Для тех, кто знаком с творчеством этой команды, данный фильм, безусловно, понравится.

Для тех, кто незнаком, но смел, силен духом и чей мозг не замутнен традиционными догмами — попробуйте.

Ханжам, моралистам и религиозным — проходить мимо. Не дай бог увидеть этот срам, а тем более, не дай бог вам это понравится…

9 из 10

11 октября 2014

Сочинение на тему: Смысл жизни с точки зрения труппы Монти Пайтон

Смысл жизни по Монти Пайтону стал последней полнометражной работой труппы Монти Пайтон, в которой они предались размышлениям о смысле жизни, проводя зрителя через бестиарий абсурда и сюрреализма.

Картина сложена из этапов жизни, изображенных авторами: рождение, учёба, служба в армии и война, зрелый возраст, закат жизни, смерть и загробная жизнь. Каждый эпизод — отдельный жизненный этап, через который создатели картины критикуют и высмеивают различный аспекты человеческого бытия. Так, постепенно члены труппы Монти Пайтон медленно подводят свои размышления к весьма простой и избитой истине, тем не менее, поданной самым абсурдным образом, — смысла жизни нет.

Эпизод с толстяком в ресторане, обожравшимся до такой степени, что тот лопнул — катарсис измышлений труппы. Собственно, в этом моменте Монти Пайтон подводит ту самую черту, демонстрирующую безнадежность существования людей. Не менее значимым является эпизод с компанией друзей, жизни которых забирает смерть. Самое страшное и в то же время смешное то, что они этого не осознают.

The Meaning of Life отражает нелепость самой жизни, начиная от рождения и заканчивая смертью. Традиционный для труппы юмор подчеркивает клишированность круга жизни, в котором человек является лишь придатком для существования так называемой системы. Эпизоды с войной и транспортировкой органов наиболее ясно отражают данный аспект картины.

Впрочем, сами члены Монти Пайтона не дают внятного ответа на извечный философский вопрос о смысле жизни. По большему счету, все дается на волю зрителю. Ближе к финалу, официант в роли Джони Клиза ведет за собой оператора и приводит к дому своей матери и внезапно посылает всех — на мой взгляд, этот момент показывает, что над всем, что показала труппа в своих новеллах, можно вволю раздумывать, придя к собственной трактовке смысла жизни или смысла самого фильма.

Из всех полнометражных картины труппы наиболее рекомендую посмотреть Смысл жизни по Монти Пайтону. Уверен, этот фильм не только даст веский повод поразмыслить о вечном, но позволит насладиться юмором самой труппы и анимационными вставками Терри Гиллиама, ставшими визитной карточкой труппы.

9 января 2014

Любовь и смерть

- Вы когда то задумывались о том, почему Вы здесь?

- А хотелось ли Вам узнать почему все это?

Именно этими вопросами задается авторский коллектив Монти-Пайтона шаг за шагом прорабатывая в своих скетчах, структурированных главами фильма актуальные вещи. Жестоко и без лишнего занудства, которое было у Вуди Аллена в фильме «Любовь и смерть». Пожалуй именно в этом фильме абсурдный полет фантазии «Монти Пайтона» был загнан в жесткие структурно-тематические рамки. В отличие от вопросов веры и весьма специфической темы про Камелота, «Монти Пайтон» теперь вещает о смысле жизни. Наравне с Шопенгауэром и Ницше. Это существенно поднимало цену фильма.

Мне запомнились шутки про трансплантацию органов. Странные мужчины, похоие на коллекторов выезжают на квартиры и просто извлекают у людей органы. Как пророчески. Ведь более чем через двадцать лет фильмы про трансплантацию сформируют особый поджанр. Ну и конечно же запечатлелась и так неожиданно приходящая смерть, указывающая на лососину.

Так что, не считая себя поклонником «Монти Пайтона» вынужден признать успешность картины. Усилив структурность и доработав форму, создатели ленты усилили эффект от так предсказуемого фильма.

6 из 10

5 декабря 2013

The Universal

Что только «Монти Пайтон» не вытворяли за свою творческую жизнь. Сначала занимались, наверное, самой spam британской и spam умной spam ерундой, которую вообще можно себе представить, потом пробежались стаей одичалых кроликов по рыцарям того-самого необеденного стола, распяли бедолагу Брайана, натворили много чего по одиночке, ну а в 1983, видимо поддавшись британской тенденции, начали искать смысл жизни. Нет, не так. …Смысл Жизни.

Вообще «Жизнь» по Монти Пайтонам, даже не доходя до ее «Смысла», очень причудлива и абсурдна. Здесь говорящие рыбы, неожиданные сюрреалистические вставки и тотальная гипербола всего, чего только можно, соседствуют с переворачиванием и выворачиванием повседневных ситуаций, абсурдизацией обывательщины и вечной подоплекой — в каждом слове, в каждой шутке. Досталось всем: ирландцам, церкви, образованию, армии, раю, аду — по большому счету, всей человеческой натуре. Контраст и гротеск тут превалируют над любыми другими приемами. Если люди — то невероятно огромные или невероятно худые, если поступки — то либо слишком осмысленные, либо безумно глупые. Католики, протестанты, евреи, англичане, смех над грустным и серьезность в несерьезности. Такой вот «смысл», такая модерн лайф.

Главное «оружие» Пайтонов в их изысканиях — безусловно, сатира. Другими словами, все это было бы очень грустно, когда бы не было так смешно: шестерка поднимает и затем высмеивает очень актуальные проблемы в многих отраслях британской жизни. Стереотипические школы для прилежных мальчиков и девочек здесь обращаются похабщиной и глупостью: и новости буквально вчера нам это подтвердили. Армия вечно марширует по плацу, а пропасть между офицерами и солдатами — огромна. Что-то напоминает. Тем не менее, вряд ли «Смысл Жизни» задумывался как провокационное заявление о британском обществе и человеческой натуре — это скорее побочное. Пайтоны веселятся, поют, выливают ведра с рвотой друг другу на голову, вырезают печень, отрезают ноги. Безудержный fun на шестерых… ну и что-то о высоких материях.

Что же неизменно у старины Монти, так это постоянные заигрывания с формой, с уже установившимися клише и основами кино. К примеру, ровно в середине фильма, переодетый телевизионной британской леди Майкл Пэлин пригласит вас в «Середину Фильма», а в конце фильма в его «Конец». Такое у труппы было и раньше — внезапный антракт в конце «Священного Грааля», гиллиамовские полубезумные анимационные (теперь и не только) переходы, связанные с общей канвой лишь условно… Вроде уже о смысле жизни, а им все игрушки.

По большому счету, очень многое из творчества Пайтонов относится к ответу на извечные философские вопросы. Раздражение людей как жизненная цель, «Всегда смотри на светлую сторону» как принцип. В этом они были правы, life sometimes is shit (when you look at it), но в чем же все-таки этой жизни смысл? На этот действительно дурацкий вопрос за четыре года до фильма уже емко и метко ответил еще один британец: «42». Ну а что: какой вопрос, такой и ответ.

2 сентября 2013

Каждый из нас не раз задумывался, в чем заключается смысл жизни, с какой целью мы оказались на этой планете и именно в это время. Мы думаем, правильно ли поступаем, что день грядущий нам готовит, как оставить свой след, почему поступаем действительно так, а не эдак. А этот фильм лишь усмехается над нами с вами: глупом обществе потребителей, ломающих себе голову над уймой надуманных проблем вместо того, чтобы заняться стоящим делом, которое в результате принесет пользу в первую очередь именно нам самим.

Картина начинается с небольшой предыстории о взбунтовавшемся пожилом пролетариате, который устал делать монотонные задания и беспрекословно выполнять поручения начальства. Чуть ближе к концу фильма авторы нас вновь вернут к тем же бунтовщикам, но показанным с точки зрения того самого бюрократического общества, представленного неким круглым столом совета директоров. И кто прав, кто виноват так и не станет ясно. Пусть каждый делает свои выводы, ведь действительно: сколько людей, столько и мнений.

В «Смысле жизни по Монти Пайтону» мы увидим католиков, не применяющих средства контрацепции и сдающих многочисленных детей из-за нехватки денег на медицинские эксперименты, школьников отнюдь не юного возраста, изучающих на наглядном примере половое воспитание, кафе в пыточной, донора живых органов и множество других абсурдных ситуаций, казалось бы лишенных смысла, а на самом деле полных сарказма и иронии.

Очень доступный и актуальный и поныне скетч комик-группы «Монти Пайтон». Они смеются над своими современниками, живущими в 1983, но не кажется ли вам, что мы, жители 2011 года, мало чем отличаемся от героев данного фильма. Мы также как и они совершаем несуразные глупости, думая, что наши поступки полны потаенного смысла. А может стоит лишь посмотреть на себя со стороны и в результате прийти к умозаключению, что надо не боятся делать неверные шаги. Ведь все мы люди и в любое время мы не перестанем задумываться, в чем же он, смысл жизни.

10 из 10

P.S. Спасибо Терри Джонс, Терри Гиллиам и Ко!

4 июля 2011

Across the Monty Python

«Монти Пайтон» — весьма известная британская комик-группа, но с её творчеством я был знаком только по фильму «Монти Пайтон и священный Грааль», который меня не особо впечатлил. То ли английский юмор попал в моё не английскошуточное настроение, то ли юмор был чересчур английским)) Не важно. Важно, что я сделал второй подход к творениям прогремевших лицедеев. Это была картина, про которую я сегодня пытаюсь рассказать.

В ней монтипайтоновцы пытались ответить на вопрос не одного поколения людей, на вопрос смысла нашей жизни. И это удалось у них просто блестяще! В попытке смешать воедино и обыграть человеческую жизнь от рождения до смерти, жизнь, которая протекает в бесконечной Вселенной. Настолько бесконечной, что жизнь человека, да что там жизнь, сама Солнечная система кажется лишь пылинкой на её необозримом подоле. С этой точки зрения вопрос о смысле жизни кажется просто абсурдным, абсурдным как сама жизнь. Именно эту мысль и воплощают создатели фильма. Тут можно вспомнить недавний «После прочтения сжечь» с похожим взглядом на вещи, но британцы переплюнули Коэнов по всем статьям, опередив не только их, но и время. Отсюда черпали вдохновение и авторы «Лоста» с концовкой-встречей всех героев в раю. Но рай у Монти Пайтона ещё и повод посмеяться над фантасмагорией рассказанных историй, не пытаясь даже искать крупицу смысла в прошлом.

Смысла жизни по Монти Пайтону нет. И искать бессмысленно. Так же как заниматься его поисками в этом фильме. Просто посмейтесь над собой, никогда не вредно.

9 из 10

28 октября 2010

А в чем ваш смысл жизнь? Ответ вы найдете в конверте…

Ах, эта чопорная старая добрая Англия, где хранение традиций и знаний прошлого почти священный ритуал. Какой неподдельный шарм и завораживающая атмосфера уюта, таящаяся за стенами многовековых замков и подземелий. Как трогательно и одновременно мила, вся ее великолепная и манящая своею грацией красота. Давно потерявшая былые краски, но по-прежнему несущая нос высоко по ветру, с высокомерным, почти надменным видом. Их манера завораживает и пугает, уносит далеко в прошлое и касаясь настоящего, словно туман застилает глаза всем нам. Это мир, где оживают привидения и юмор — исконный деликатес, подаваемый сразу и без лишних эпитетов, да только вот незадача не многим он по вкусу?!

С серьезным невозмутимым лицом, только на берегах Великой Британии, могут поведать о грустных вещах — насущных проблемах безработицы, бедности, чахлости, прекрасно понимая, что это есть цена и расплата за величие и господство этой страны, распростершей некогда свои владения во многих уголках нашего шарика. И почти не улыбаясь заявить, что это их не касается, смеясь в лицо тому, кто может так подумать, с присущей надменностью в голосе и холодностью бесстрастных глаз.

Очередной «дурдом на колесах» отправился в далекое плаванье, устав от суеты больших городов и шума, который, судя по всему, мешает им трезво мыслить. Ну, что ж, и мы отправимся в путь вместе с ними, насладясь непревзойденной игрой циркачей и лицедеев, которые по своей доброте решили нас развлечь.

Что такое Жизнь по Монти-Пайтону, спросите вы? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя, как и нельзя объективно оценить то, что творят эти «шутники», умеющие рассказывать сказочки на ночь. Здесь юмор выхлестывает через край, порой переходя все допустимые пределы приличия и гражданской совестливости, которая в пределах их талантливой обработки не кажется такой уж действительно ценной и необходимой. Выкидывая фортеля в таких вопросах, где требуется лояльность, наши герою ее не проявляют и более того потешаются над теми, кто косноязычен и скуп на выражения, поливая грязью всех приверженцев старомодности. Будто Англия не мать их родина, а кусочек никчемной землицы, которую они с радостью и горстями бросят в лица всем, кто упрекнет их в пошлости. И даже эти мягкие и приблизительные выражения не смогут передать всей атмосферы паники и бессмыслицы, которая творится на площадке, назовем ее съемочной, хотя судя по их поведению в рамках киношного формата, в «обычной» жизни, они мало чем отличаются.

Такой чепухи, несуразицы и залихватскости вы, наверное, ни где не найдете, тот кураж, который охватил наших умельцев отыскать пути-дорожки к сердцу зрителя по достоинству должны оценить настоящие поклонники таланта актерской игры, где вживаемость в образ выше ста процентов, без сомнений.

Святые угодники, заберите нас отсюда. Эти ребята, не только не чисты в помыслах, но и не чужды тайнам мироздания. Не только грехоподобны во плоти, но и имеют понятие о священных вещах, что так ярко и прозаично нам было представлено в предыдущей их работе с красноречивый названием «Monty Python and the Holy Grail»

Всем рекомендую — кто любит настоящий юмор, где видимая циничность и плоскость шуток таит в себе нечто большее, чем просто насмешку…

___

- Чертовы католики наплодили этот чертов мир чертовыми детьми, которых они не могут прокормить, черт возьми.

- А мы кто?

- Протестанты. И все время этим гордимся…

___

- С сегодняшнего дня подтирание Библией семени строго воспрещается…

___

- Мы нашли тигриную шкуру в велосипедном магазине.

- Заткнитесь. И так, брали или не брали его ногу?

___

- Звучит заманчиво. Ты бы не хотела поговорить о смысл жизнь, дорогая?

- Конечно, почему бы нет.

___

- А я и не знала что Шопенгауэр был философ.

- О, да, он начинается на букву «Ш», как Ницше.

- Ницше начинается на «Ш»!?

- Но «Ш» есть в слове Ницще.

___

- Я больше ничего не хочу есть. Я обожрался.

- Но, сэр, маленькая постилка.

- Одну, только одну.

- Ну ладно, одну…

___

- Гастон, мир прекрасное место, ты должен войти в него и любить всех, чтобы все были счастливы, чтобы всем приносить мир, везде где бы ты не был, поэтому я и стал официантом. Но, конечно, здесь не большая философия, во всем этом но…F..Ck U. Я могу жить как хочу. Поцелуй себя в зад. Че, ты, вообще за мной пошел.

___

- А, это Мистер Смерть.

- Ну налей выпить Мистеру Смерти, дорогой.

- Мистер Смерть потрошитель.

- Я именно тот потрошитель.

- Неудивительно, такая погода. Ах-ха-ха…

- Значит все потрошите Мистер Смерть?

- Я тот самый мрачный потрошитель.

- Кажется, больше он ничего сказать не может…

___

- Вы, англичане сраные, все такие помпезные, неужели все вы такие сраные…

___

Особенно потрясла сцена с деревом и опадающими листьями. — это потрясающе. Настолько лаконично, но в то же время весомо и глубокомысленно.

О чем еще вести разговор? Вышеприведенные цитаты наглядно демонстрируют всю широту и невообразимую точность трезвого взгляда на жизнь этими людьми. Мыслите широко и возможно и вам откроется вся тайна смысла жизни «по Монти-Пайтону» и своей в придачу. Это шедевр всех времен!!!

Добро пожаловать в середину фильма.

Этим парням и без женского общества неплохо, сразу на ум приходит античный театр, где все роли исполняли лица мужского пола, но это еще больше добавляет остроты в итак уже изобилующий на всевозможные приколы фильм.

Эти ребята сумели опустить все институты общественной жизни, подобраться к святая святых — церкви, постебались над корпоративные пирамидами, научили подростков половому воспитанию с наглядными примерами, и в довершении всему пригласили в гости Мистера Смерть.

Этим клоунам будет не страшен сам конец света и поверьте они прекрасно проведут время. Один из лучших представителей в жанре пародий. Магическая фейерия идиотизма и фантастического юмора, который просто не сможет вам остаться равнодушным.

Зрите, рай…

The producers would like to thahk all the fish who have taken part in this film. We hope that other fish will follow the example of those who have participated, so that, in future, fish all over the world will live together in harmony and understanding, and put aside their petty differences, cease pursuing and eating each other and live for a brighter, better future for all, and those who love them.

28 июля 2010

смысл глупости

В этом сюрреалистическом гротеске Гиллиам, пайтоны пытаются добраться до смысла жизни. На этом пути ко «всему святому» они открывают множество «черных ящичков», в каждом из которых обнаруживает себя человеческая глупость. Из этого торжества доставаемой глупости авторы фильма устраивают пир и шоу.

Сюжет нескольких новелл объединяет этапы роста человека, как члена общества, — от родился (на кухне, выпав из утробы многодетной матери, в «третьем» мире, или был изъят из утробы леди с раздвинутыми ногами под софитами операционной, в куче делающих пи-пи приборов, на забаву медперсонала и за приличное вознаграждение в мире так называемого «золотого миллиарда»). Хорошо оплачено твоё рождение или нет — какая разница, всё равно ты человек в этом мире глобальной глупости. Питоновская эксцентрика полна макабрических трюков, чтобы выжать из действующих социальных институтов (образование, армия, работа, семья, церковь и прочих) и навязанных благих намерений побольше глупости.

Гиллиамовский смех памфлетической анимации и скетчей, включенных в фильм, не без надрыва связок. Глупость по пайтонам и Гиллиаму — абсолютно телесна. Сам Гиллиам по ходу фильма превращается в летающую гусеницу, прожорливую до всего смертного. С какой-то внутриутробной ухмылкой и множеством пальцев с отпечатками всех стадий эбрионального развития он тискает этот материал — плоть, женскую, мужскую, да не важно, в этом-то уравнивании полов и уравнении «моя, твоя, наша жизнь».

Тонны переваренной плоти выливаются на экран как ещё один акт праздника повсеместной глупости. Акцентируется не опасность глупости, а её изначальная тотальность. Отвращение от неотвратимости. Глупость наращивается по мере того как весна человека сменяется последующими сезонами. Сумрачен потому и любой хэппи-энд, и парадоксален, поскольку всё же это предел всем избыткам глупости.

И вот после всех сценок, лишенных и тени приватности (к примеру, сатирический ад абсурдум обучения интимным прелюдиям подростков в британских школах), от «смысла жизни» остается лишь мрачный жнец с серпом, зовут его Смерть. Авторы логичны, — Смерть в лохмотьях появляется к финалу фильма. И тут интересно смотреть к чему склоняется Гиллиам с пайтонами.

Глупость — плоть. Прах праху. В этом мире мера длины, веса, объёма, etc — одна глупость. Человек с рождения — разбухающая глупость, плоть, а не дух. Дух и тело не совместимы. Дух — всего лишь иллюзия человека, что он не глуп или хотя бы кого-то другого умнее. Это подогретая основа скетч-новелл. На ней жарятся все факты.

И это показано, весь этот цирк, как сталкиваются большие и маленькие глупости, как из маленьких вырастают чудовищные, но(!) их можно уменьшить обратно, позабавиться над ними: они легко уменьшаются, например, в этом ящичке чёрного юмора — в телевизоре.

Парадокс в том, что в жизни, где пляшут под дудку глупостей, пьют и едят глупости и смеются, придется обязательно услышать дудку смерти (авторы пляшут от средневекового образа пляски смерти — danse macabre). Под эту дудку придется сплясать каждому, заодно со всеми, даже если ни разу ты глупо не плясал («Не съел ни кусочка ядовитой лососины», — как это насмешливо звучит в истории с явлением Жнеца ужинающей компании). И такой вывод к смыслу глупой жизни падает гильотиной по шее бренной человеческой плоти — в этом мире нельзя придумать ничего о том, как дальше, так, чтобы это не выглядело глупо.

Питоновский Парадиз выглядит как продолжение аппетитного шоу где-то там в телевизоре. Такая вот приготовленная буднями жизни вечность для всех забравшихся по-разному в мир иной. Но это так, не реальность, всего-то сюрреалистический террористический акт завершения фильма в жанре гротескового комикса.

Мизантропическое облегчение пайтонов заключается вот в чём: у всеобщей глупости есть смысл. Смысл глупости в том, что смерть — единственный способ от неё избавиться. В глупом мире смертным жить легче-повеселее, нежели в каком-нибудь разумном и прекрасном.

14 октября 2009

«Мы постарались оскорбить чувства абсолютно всех зрителей этого фильма»

Монти Пайтон

В 1983 году вышел последний фильм абсурдистской комик-труппы Монти Пайтон — «Смысл жизни». Картина представляет собой мюзикл, поделенный на несколько скетчей, структурно не связанных друг с другом. Новеллы охватывают всю жизнь человека, с рождения до смерти. Служба в армии, участие в войне, религия и сексуальная жизнь — все темы подняты в полный рост и с огромным удовольствием растоптаны. «Смысл жизни» — самый дорогой проект британцев (9 млн. долларов). Чтобы убедить продюсеров из компании «Universal» вложить деньги, Пайтоны совершили очень необычный поступок, написав стихотворение про бюджет, съемки и сюжет фильма.

В начале картины использована легко узнаваемая авторская анимация. Сопровождает запоминающийся видеоряд остроумная песенка о поисках смысла жизни. Отдельные кадры заставки вызывают четкую аналогию со знаменитой «Стеной» Алана Паркера, основанной на легендарном альбоме Pink Floyd. Отсюда также оттолкнется позднее Терри Гиллиам, используя многолетние наработки при создании своей «Бразилии», а Джон Клиз в «Рыбке по имени Ванда».

Что-то говорить цельное о самом фильме достаточно нелегко. Тонкие шутки, в которых пародируются фильмы Ингмара Бергмана («Седьмая печать») и Луиса Бунюэля («Скромное обаяние буржуазии»), чередуются в скетчах с так называемым «туалетным» юмором, столь нелюбимым некоторыми эстетами. Но Пайтоны никогда для последних и не работали, их категория зрителей несколько иная. Разделим повествование по принципу жизненных этапов человека, как и поступили хитрые юмористы.

Итак, первое — «Чудо рождения». Комики не испытывают священного пиетета к данному таинству. Врачи, принимающие роды напоминают жизнерадостных дебилов из черноюморных, как уголь анекдотов. Ребенок для них как кусок мяса, а пациентка дура, которой можно наплести с три короба. Пайтоновцы с удивительной проницательностью предвосхищают современный бум по съемке на видеокамеры непосредственно самого процесса родов, спекулируя над тем, что казалось в свое время интимным, предназначаясь для узкого круга лиц. Только не надо тревожиться и обвинять комик-труппу в бессердечности. Их юмор во многом сюрреалистичен, хотя местами довольно грубоват.

Второе. Один из лучших скетчей «Смысла жизни». На этот раз объектом высмеивания стало ханжество католической и протестантской церквей. Подхватив мотивы своего же фильма — «Жизни Брайана», британцы в открытую насмехаются над католическими догматами в области секса и запрета на использование контрацептивов. Комики паразитируют на тайных страхах церковников, кои спят и видят, чтобы католичество как можно быстрее расширило свой ареал влияния и потеснило настырных мусульман. Навязчивая идея крестовых походов за веру так и осталась в головах католиков. Этот факт усиливается британскими слабыми колониальными потугами, что в итоге приводит к превращению бывшей владычицы морей в один из филиалов третьего мира. Современную ситуацию в Великобритании комики предсказали достаточно точно. При этом достается по шапке и протестантам. Развращенные в своем гедонизме, протестанты вообще позабыли об истинном предназначении человека, озвученным Богом, при этом, не пользуясь мнимыми успехами своей церкви. Комик-труппа со вкусом поиздевалась над всем этим в песне — «Свят любой сперматозоид», вкупе с танцевальным номером доводя до любимого абсурда сложившуюся ситуацию.

Учеба. Далее достается на орехи британской средней школе. В данном скетче присутствуют, пожалуй, самые смелые шутки фильма. Пайтоны нагло препарируют систему полового воспитания. Отринув Библию и сказки об аисте и капусте, комики бесстыдно разрушают еще одно интимное таинство. Секс преподается как нечто опостылевшее и лишенное смысла. Учитывая, что в романах Джейн Остин про секс упоминалось вскользь, а аристократки занимались им 8 раз в год, комик-группа видит современность через прошлое, вооружившись телескопом с кривым зеркалом. Ненатуральные в своих чувствах английские пары среднего класса, превратили секс в ненужный и отживший свое атавизм. Неся свою невежественность и глупость следующим поколениям. Причем самым наглядным способом. Поэтому накопившаяся энергия находит свой выход… правильно, в войне (или как четко подмечают комики — во внутривидовой борьбе или драке с ближними). Англичане всегда гордились своей победоносной армией, склонившей к ногам империи полмира.

Война стала для многих британцев своеобразным смыслом жизни (некоторые проводили в походах всю жизнь). Поэтому и объект для пародии труппа выбирает самый верный — конфликт с зулусами, коему в британском кинематографе посвящено множество ура-патриотических эпиков. Сама суть верно ухвачена. За множество убитых врагов на чужбине можно получить медаль, а на родине за такое грозила виселица. Куча раненных и убитых лежит на поле боя, а офицеры бродят в поисках похищенной в Африке тигром ноги товарища. Да-да, сюрреализм и абсурд. Пайтоны видят в массовой смерти развлечение, сбивая недюжинный градус пафоса героического наследия Британии.

Те, кто не сгорел в горнилах войн, дожили до среднего возраста. Только у Монти Пайтонов это простые обыватели, не разбирающиеся не только в смысле жизни, но и вообще мало в чем. Сама обывательская суть остроумно осмеяна в разговоре супружеской пары о философских дилеммах. Копаясь в своих маленьких мирках, они могут быть легко обмануты теми, кто более искушен в вопросах жизни. И снова на выручку приходит песня и анимация. Опять же достается по полной Библии, на этот раз объектом шутки становится легенда о непорочном зачатии. От души создатели фильма наподдают экзистенциальной рефлексии человечества после разрушительной Второй мировой войны и философским школам все более ее усиливающей.

Стремительно проскочив осень жизни, а попутно и виртуозные ссылки на картины Бунюэля, мы неотвратимо движемся к концу. Перефразировав бергмановскую беседу рыцаря и смерти, пайтоновцы выдают катарсис всей ханжеской обывательщины. Священный трепет перед костлявой постепенно сменяется откровенным насмехательством и непониманием всей важности момента. Аристократия даже на тот свет отправляется, захватив земные ценности. Душа умирает в таких людях еще до рождения. Однако комики снова остроумно обыгрывают ситуацию, лишая серьезную бергмановскую проблематику всей философской начинки.

Как же завершить все то безобразие, что творилось на экране в течение полутора часов? Разумеется, тем, с чего все началось. Все происходящее достигнет своего фарсового апогея. Британцы добились своей цели, заключенной в публичном эпатаже и оскорблении чувств некоторых зрителей (наверное, тех, у кого напрочь отсутствует чувство юмора), создав неоспоримую классику жанра, ни на грамм не устаревшую со временем. Когда вы поймете, что британские юмористы изначально не ставили перед собой цели донести до зрителя, в чем же в их понимании заключен сам смысл жизни, то все увиденное удачно сложится в единую картину восприятия. В их ленте нет смысла, как нет его в жизни как таковой. Ее просто надо прожить с юмором. Это будет видно по последним титрам, когда классическая заставка шоу Монти Пайтонов вместе с телевизором растворится в космосе под песню о том, что мы всего лишь ничтожества перед лицом бесконечной Вселенной с ее мириадами звезд.

11 октября 2009

Самая гениальная комедия всех времён! Многим покажется, что фильм глупый, и не складывается в единый фильм — да это именно так! Но более гениальной комедии я не видел ни разу в жизни, это просто вершина творчества «Монти Пайтон» — это фильм на все времена, его невозможно понять как единое целое, но это шедевр!

Особенно мне запомнилась сцена, где официант показал дом, где он родился! Монти Пайтоны никогда за всю свою карьеру не сняли ничего, ниже пятёрки — для меня они БОГИ! А этот фильм это настоящий шедевр в жанре «бредовая, гениальная, филосовская комедия» надо бросать всё и смотреть, это поистине восхетительное зрелище.

10 из 10!

11 июня 2006

Комедия Смысл жизни по Монти Пайтону появился на телеэкранах в далеком 1983 году, его режиссерами являются Терри Джонс, Терри Гиллиам. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Грэм Чепмен, Джон Клиз, Эрик Айдл, Терри Джонс, Майкл Пэйлин, Терри Гиллиам, Кэрол Кливлэнд, Саймон Джонс, Эндрю Бикнелл, Мэтт Фрюэр, Лесли Сарони, Люк Бакстер, Стивен Бисли, Пол Бурк, Бонни Брыг.

На фильм потрачено свыше 9000000.В то время как во всем мире собрано 14,929,552 доллара. Страна производства - Великобритания. Смысл жизни по Монти Пайтону — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.