Слезы капали
8.1
7.8
1982, фэнтези, драма
СССР, 1 ч 24 мин
В ролях: Евгений Леонов, Ия Саввина, Нина Гребешкова, Ольга Машная, Александра Яковлева
и другие
Любящий муж и отец, отзывчивый сосед и сослуживец, словом, душа-человек в один прекрасный день превратился в недовольного всем чинушу и формалиста. А всё потому, что в глаз попал осколок волшебного зеркала.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Слезы капали

год: 1982
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Юрий Клименко
композитор:
художники: Александр Макаров, Светлана Лузанова, Александр Бойм
монтаж:
жанры: фэнтези, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 15 января 1983 г.
на DVD: 16 июня 2011 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 24 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, драма

Видео к фильму «Слезы капали», 1982

Видео: Фильм (Слезы капали, 1982) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фильм

Постеры фильма «Слезы капали», 1982

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Слезы капали», 1982

А слёзы капали и капают…

«Слёзы капали» – «убойный» фильм, который лично я не могу смотреть без «взрыва мозга». Так как это даже не разряда «сам такой», а из серии – «Это ж я, Господи!!!»

Могу предположить, что авторы картины даже не осознавали до конца, насколько глубоко «в точку» показали бытие обывателя. Судя по обозначенному жанру (трагикомедия) и схеме сюжета (притча-полусказка), как и всегда в советском кинематографе, все причастные «шифруются» за андерсеновскими мотивами и «хотят сказать» – это всего лишь аллегории, не имеющие никакого отношения к реальной жизни советского человека, но при определённом векторе развития… В общем, «всё показанное нами – домыслы и фантазии», но, «в случае чего, мы вас предупреждали». Как говорится, «и нашим, и вашим», ибо «искусство не должно гасить последние надежды и иллюзии».

Сквозная линия фильма – резкое и бесповоротное осознание главным героем в исполнении Евгения Леонова неприглядной правды – вся его жизнь служила исключительно для реализации «хотелок» от самых близких и родных до самых дальних знакомых-незнакомых. Говоря проще, его «использовали» все и вся, но вот до момента прозрения «ни сном, ни духом».

И далее в моей голове возникают три принципиальных разночтения.

1. Как это могло случиться с человеком лишь на шестом десятке лет? (Я к аналогичному выводу пришёл учась в 4-ом классе!!!) Да ещё достигшим относительно солидного рабочего поста!!! (В реале, как правило, происходит с точностью до наоборот – карьеру «делают», «используя» подручных.)

2. Какие-то уж малоразмерные и/или вовсе пустяковые виды «использования». (В реале всё намного суровее и серьёзнее.)

3. «Взбунтовавшегося» пытаются возвратить в «мирное русло» чуть ли ни нянькаясь с ним. (В реале пытающегося выйти из под контроля «гасят» жёстко и мгновенно. И это вовсе не на «зоне», как в боевиках канала Рен-ТВ, а в среде обычного «мирного населения». Я по собственному опыту знаю, о чём говорю!!!)

И это не претензии!

В противном случае надо было делать не художественный фильм и даже не документальный, а один кадр с надписью «Game over» и идти вешаться на первом попавшемся суку. (Что, собственно говоря, и попытается сделать главный персонаж.)

Фильм действительно задаёт «неподъёмный» вопрос: «Как могло такое случиться, что человек жизнь прожил, а ему ничего хорошего и не вспомнить???» Вот только в наивно-детском ключе с экивоком в сторону осколка «кривого зеркала».

Вот прямо как лично у меня.

Включаешь телевизор или радио, а там по 20 раз на дню выступления людей с восхитительным задором и энергией глаголющие, чуть ли не брызгая слюной, о невероятном счастье учиться, работать и жить.

Я же, вспоминая родную школу, извлекаю из памяти её туалет, где меня разве что убить не могли, да и то «бабушка надвое сказала».

На работе (процесс добывания хлеба насущного ещё никто не отменял!) у меня одна-единственная цель – не попасть в который раз под раздачу «подарков» теми, кто может это делать просто ради того, чтобы в компашке таких же, как они, было над чем смачно поржать вечерком на кухоньке, распивая вкуснейший кофий из чашечки фарфорового сервиза с неизменным оттопыриванием мизинчика на руке и мня из себя новых, никем не подконтрольных, феодалов XXI века.

В жизни, чтобы «заслужить» «нейтралитет» окружающих меня в прямом и переносном смысле слова, я вынужден играть роли «клоуна» и «вечного донора». Иначе, как говорится, «Минздрав предупреждает!».

А слёзы капали и капают…

P.S. Безусловно, не стоит воспринимать написанное как нагнетание страха – это сугубо личное «отражение реальности, данной нам в ощущениях». И я искренне, от всей души, верю в то, что у вас, друзья мои, всё совершенно иначе.

10 из 10

16 января 2024

Слёзы льёт лёд

Только посмотрев этот фильм, я по-настоящему понял, что такое «трагикомедия». Невозможно удержаться от смеха, когда Васин вопит в закрытую дверь «очковтиратели!». Невозможно сдержать слёзы, когда понимаешь, что это кричит человек, только что пытавшийся повеситься на бракованном крюке от люстры, проданной во время войны.

Мастер грустных комедий Данелия, мне кажется, превзошёл самого себя. При всей (на деле – мнимой) сказочности фильм совершенно жизненный. Сколько нас таких ходит с ледяными осколками в глазах. Сколько нас таких ожесточилось и сеет пустоцветия злобы, прикрывающейся правдорубством. Этот нездоровый цинизм проник буквально в поры нашего общества.

С одной стороны, ведь почти всё, что Васин говорит окружающим – справедливо, это недовольство, сомнения, недомолвки, копившиеся долгое время. Его «окружают не люди, а мыши», он прекрасно понимает их нутро – но в обычной жизни он добр и отзывчив, и все привыкли этим пользоваться. С другой – ну а разве стоит выплёскивание душевного дна на близких и сослуживцев тёплых и дружеских отношений с ними? Впрочем, понять это можно, наверное, только поплакав. Ведь слёзы льются из глаз человека, когда их открывают. Когда спадают шоры и заслоны. Когда мир предстаёт перед тобой в обнажённом виде.

В этом, как мне кажется, ещё один, не совсем очевидный смысл фильма – в конечности жизни и в периодических экзистенциальных кризисах. Ведь сколько лет Васин вот так вот ездил на трамвае домой, где встречал жену, невестку и сына, а также внучку. Сколько лет он ходил на работу, где решал вопросы коммунального хозяйства. Рутина нередко иссушает жизнь человека. Хотя осколок льда в глазу – едва ли лучшее средство для обновления жизни. Скорее – побочный эффект этой рутины.

Дальше пойдут банальности и общие места. 1) Таких добрых фильмов больше не снимают. 2) Евгений Павлович Леонов – безмерно гениален. 3) Этот фильм – профилактика заледенения души, а потому обязателен к просмотру.

А как аккуратно вплетены в драматическую канву смешные нити. Они и не смешные собственно, они по-настоящему трагокомичны. Неожиданные возгласы Васина, резкие перемены его настроения, нелепые жесты (вроде внезапного угона лошадиной повозки с фортепиано) удивительно удачно дополняют сюжет.

Чудесная картина. Просто восторг.

10 из 10

8 сентября 2023

Олдскульные рецензии Zombiona!

Слезы капали

Небольшое предисловие – очень давно один злой волшебник смастерил зеркало, в котором все доброе исчезало, а злое напротив отражалось и выглядело еще хуже. Ученики злого волшебника таскали это зеркало по всей Земле, а потом они захотели добраться до неба, но зеркало выпало из их рук и разбилось на несколько кусков…

Павел Иванович Васин был счастливым человеком. У него была отличная работа и любящая семья. Были друзья, и вроде бы все было хорошо. Однажды Павел Иванович ехал с работы домой и в его глаз попал осколок волшебного зеркала. Он пришел домой и поругался со всеми. Он пришел на работу и разругался со всеми. Он больше не хотел жить, а его слезы Оля капали…

Великий режиссер Георгий Данелия снимал свою грустную сказку, когда ему было очень плохо. Когда я увидел этот фильм в самый первый раз, то я просто не верил, что его снял режиссер фильма “Афоня”. Просто фильм “Слезы капали” выделяется из всех фильмов Георгия Данелия. Это очень тяжелый и очень мрачный фильм. Актер Евгений Леонов часто играл комедийные роли, но в этом фильме у него очень сильная драматическая роль.

Конечно, можно называть этот фильм сказкой и уговаривать себя, что у главного героя все будет хорошо. А ведь если приглядеться, то эта история может случиться даже сейчас с абсолютно любым человеком. И дело тут даже не в волшебном зеркале, а в самой жизни. Иногда мы уходим в себя от всех проблем или начинаем срываться на своих родных. Я очень хорошо понимаю главного героя, и этот фильм я считаю одним из лучших фильмов всех времен.

Это самый горький фильм Георгия Данелия. Такие фильмы снимаются один раз в миллион лет. Я настоятельно рекомендую посмотреть этот фильм всем тем, кто устал от этой жизни. Иногда в жизни нужно просто поплакать, и может быть все измениться в лучшую сторону. Великий фильм от великого режиссера. Я всегда плачу, когда смотрю этот фильм.

21 мая 2023

'Слезы капали' удивительное данелиевское кино, ироничное, но становящееся в финале поэтической метафорой, чуть ли не по-советски религиозной, основной объект в финале — храм. Режиссерская хитрость в фильме в том, что экзистенциальный кризис подается в социальной 'запаковке', герой начинает разносить мир вокруг себя низачем, ни по какой причине, но когда он рушит мир, и он начинает трещать по швам, миллион причин срыва героя становятся понятны, — настолько кругом гнилой советский ад, где даже ручку купить невозможно, а проехать автомобилю рессоры мешают. Но фильм не становится социальным, а герой остается космическим бунтарем. И конечно какой достоверный мечущийся и разный Леонов! Страна, о которой речь, не могла не исчезнуть с лица земли через девять лет. Хотя она в фильме и милая, и уютно-смешная, и данелиевская.

22 марта 2023

Непревзойденная игра и безвестный Шедевр

Непревзойденная игра Великого артиста Леонова. Видишь знакомого Леонова, понимаешь, что это он, артист, что он играет и что его игра — не правда. Но не можешь узнать его. Леонов не кричит навзрыд, не делает голосом интонационные прыжки, он даже вовсе не использует мимику — его лицо каменно неизменяемо! Но из ничего, из тихой монотонной интонации Леонов необъяснимо создает совершенно новый незнакомый персонаж, который ты не встречал у него ранее. Познавать новизну этого персонажа — невыразимое удовольствие.

Может ли кто еще так сыграть ядовитую смесь шизофрении и беснования? Может ли кто еще так ненавязчиво показать тот внутренний Ад, который нечаянно в виде мелкого и едва заметного невинного зернышка засеивается в душу, распространяется в ней и поглощает ее всю без остатка, а затем вырывается наружу и превращает жизнь всех окружающих в Невыносимость и отвращение? (Предложим в качестве ремейка сыграть эту роль нашим современным «гениям» — Безруковым, Петровым и т. п. — Подозреваю, что провалят они этот экзамен!).

Такую высокую притчу, или «грустную сказку» по определению авторов, можно создать только в тоталитарном обществе: для этого нужно говорить вполголоса, иносказательно, используя язык сюрреализма и ширму сказочности.

Грустная Советская Сказка — возможно ли представить себе сочетание этих слов?

Наше современное «свободное» общество импотентно уже даже в том, чтобы осознать глубину тех духовных вопросов, которые неброско задает эта шикарная картина. Кто виноват в искажении героя до неузнаваемости, до противоположности? Среда или он сам? — Получается, что виноват герой, который не в состоянии остановиться под воздействием поселившегося в нем зла! А нечистота общества производна от его внутренней мерзости и нечистоты, внешне облаченных в праведность, в непоколебимую борьбу за справедливость.

«Слезы капали» — так называется фильм. Когда смотришь его, увлеченный невероятной игрой, невольно забываешь про это название. Думаешь только о том, что если добрый человек превратился в зверя, то должно же быть какое-то волшебное средство, которое позволит ему вернуться в первоначальное состояние. И ждешь с нетерпением этого возвращения! В конце неожиданно происходит перерождение героя, дошедшего до предела своего безумия, накинувшего на шею веревку и прыгнувшего на ней в смерть. Но смерть его не приняла, ведь это слишком банально для Сказки! Тогда он идет топиться в покрывшемся тонким льдом озере. После вторичного неудачного самоубийства герой вдруг возвращается в себя. Я не успел заметить, что встряхнуло его для Воскресения после неудачной смерти. Внучка, с которой герой разговаривает по телефону (телефон оказывается на берегу озера по законам сюрреализма также правдоподобно, как и пианино на телеге, в которую запряжена лошадь), словно с другого света, с другой планеты, из утраченного РАЯ, пророчествует, что для исцеления нужны слезы. Но герой сообщает, что уже омыл себя ими. Я по невниманию не заметил с первого раза его слез. Специально пересмотрел этот фрагмент и только со второго раза понял, что причиной этих живительных внутренних капель стал пустяк — подобный тому, что стал причиной его смертельной болезни, — он заплакал от того, что озеро слишком мелкое, и он не может в нем утопиться. Глупая слеза исцеляет блудного деда и он возвращается в себя.

Но сколько еще нужно сделать добрых дел, чтобы покрыть ими все то зло, которым он заполонил всю свою жизнь, изгнав себя из жизни всех своих ближних!

Найдутся ли у него для этого силы?

Найдутся! Ведь нашлись они неожиданно для того, чтобы сыграть на пианино бетховенскую сонату в ответ на казалось бы невыполнимую просьбу случайного встречного!

Вечная память всем скромным гениям, создавшим этот изящный шедевр.

10 из 10

8 марта 2021

Жанр — Данелия. Малоизвестный шедервальный фильм великого режиссёра.

Когда я увидела этот фильм в первый раз — три года назад, — помню, это было потрясение. И в первую очередь потому, что ТАКИМ Евгения Леонова, хорошо знакомого, любимого, доброго «дядю Женю-Винни-Пуха», я ещё не видела.

Может быть, это самый грустный фильм Леонова. И самый грустный и философский фильм Г. Данелии. Вполне оправдывающий своё название: «грустная сказка». Хотя мне он больше напомнил сказку-притчу, которыми нас радовал в своё время, Евгений Шварц. Очень похожий жанр сатирической притчи-аллегории с трагикомическим подтекстом. Фильм, так и не дошедший, по сути, к зрителю, выпущенный унизительным «вторым экраном».

От сказки здесь андерсеновский зачин о кривом зеркале, осколки которого когда-то разлетелись по белу свету. И кому из людей попадал в глаз осколок такого зеркала, тот сразу начинал видеть всё в чёрном цвете. Всё, что раньше нравилось ему, теперь вызывало отвращение. Всё, что раньше восхищало, теперь казалось гадким и безобразным.

Таким Каем в нашей реальной, «теперешней» жизни и оказывается герой Леонова — Павел Иванович Васин. Всё было как всегда — ехал себе в трамвае, и тут вдруг соринка в глаз попала, а это и не соринка вовсе. И сразу меняется герой — взгляд его (как же хорошо передаёт это Евгений Павлович!). И сразу люди в трамвае становятся настолько мерзкими, что герой даже не может ехать дальше вместе с ними — требует остановить трамвай прямо посреди какого-то пустыря.

Дома… Всё, что раньше было белым, ладно, не белым — серым, — теперь исключительно чёрного цвета. Жена, которая сочиняет какие-то подхалимские стишки и диктует их битый час по телефону (Ия Саввина), сын, слушающий бесконечное «думц-думц-думц» (он считает это музыкой), а уж невестка Люся (Александра Яковлева) и подавно — жадная, наглая, зовёт его «папа», а сама только и мечтает, чтобы он ей квартиру купил.

А на работе? Все сплошь — подлизы, эгоисты, лодыри, только и ждут, как бы начальника своего подсидеть и гадость ему сделать. Новый Васин — это вам не старый Васин. Он высказывается и предъявляет, он скандалит и оскорбляет, он выводит на чистую воду и выказывает полную принципиальность и несгибаемость. Бежит из дома Люся, обижается жена, коллеги на работе массово пишут заявления об уходе. И только маленькая внучка Машка плачет: «Паша, мне тебя жалко…». Дети всегда более зоркие, чем взрослые. По крайней мере, у Андерсена было так: именно маленький мальчик первый сказал: «А король-то голый». Машенька, любя дедушку любым — и добрым, и недобрым, — тоже видит то, чего не замечают другие. Что их Каю-Васину очень-очень плохо. Другие видят его злость, но не видят того, что человек «на грани», что человеку уже очень хочется умереть…

Павел Иванович, бывший храбрый фронтовик, словно ищет смерти — он специально провоцирует грозного старика с ружьём, защищающего от сноса свой гараж (замечательный эпизод Бориса Андреева) — «Стреляй, дядя Коля, а я, может, тебе спасибо скажу». В голых осенних унылых ветвях всё мерещится ему петля… А вспоминается — не плохое, вспоминается, как они с внучкой поют: «Капли падают на крышу — дождь грибной идёт…». И от этих воспоминаний повеситься хочется ещё сильнее…

Все убегают от Васина, оставив его в полном одиночестве. И даже смерть бежит от него. И неожиданно на самом «краю» — придёт к нему спасение. Кая спасла Герда, растопив лёд в его сердце своими горячими слезами. Васина спасает современная Герда — смешная сотрудница Васина, Соловьёва (Ольга Машная). Не раздумывая, бросится она за ним в ледяную воду — не потому что влюблена, просто потому что — он же человек, жалко… Чужое добро, полученное в ответ на зло (Васин-то Соловьёву обидел, очень несправедливо с ней обошёлся), — это добро совершает «обыкновенное чудо». Потрясённый Васин в первый раз заплачет, и ненавистный осколок «кривого зеркала» уйдёт наконец из его глаза и души. Только в сказке сразу изменился и мир вокруг. А здесь… Зла столько, что его все помнят. И не прощают. А может, осколок был не один? А может, у всех у нас такие ледяные осколки внутри сидят?

Чудесный фильм, немного грустный, немного сказочный… Один из любимых эпизодов фильма — это выражение лица Евгения Леонова от попадания осколка в глаз. А в самом конце, когда звучала «Лунная соната», у меня у самой — слёзы капали… Я очень люблю философские фильмы Данелии. Что с лучилось с мальчиком Каем из «Снежной королевы», знают многие. А вот, что может произойти с реальным человеком, если он позволит «заморозить своё сердце», — очень талантливо показано в этом фильме.

В конце фильма Васин оказывается в странной компании. Рядом с ним не близкие и друзья, а люди в общем-то случайные и чужие — промокшая Соловьёва, нервный, сварливый музыкант (Лев Перфилов) и алкоголик-грузчик (Борислав Брондуков). А ещё есть лошадь и пианино. И «Лунная соната». Которая вдруг превращается в их с Машкой песенку про тёплый грибной дождь: «Капли падают на крышу — дождь грибной идёт…».

И случайные люди замирают рядом, вдруг соприкоснувшись душами. И такое единение, такое родство — между ними, чужими, не знавшими друг друга, — словно они одни на целом свете.

Одни, как в самом начале — в начале сотворения мира. Когда зеркало было ещё целым…

10 из 10

16 февраля 2021

Главный персонаж фильма Васин начинает видеть окружающих и окружающее без романтичного флера, от этого он всем хамит, портит отношения с окружающими, рвет социальные связи и в конце концов приходит к суициду. Трагикомедия времен позднего застоя. Какое время — такие и комедии.

Вообще это вариация на тему «Снежной Королевы», что в начале фильма демонстриуется сказочными кадрами в стилистике любимого режиссера советских режиссеров Феллини. Герою в глаз попадает осколок волшебного зеркала, что, как мы помним, искажает окружающее, показывает карикатуру на него.

Фишка в том, что Андерсен сперва описал милые семейные отношения и теплые вечера, а какие окружающие в «Слёзы капали» на самом деле — остается только догадываться. Честно говоря, охотно верится, что невестка Васина в исполнении Александры Яковлевой, актрисы огромного отрицательного обаяния, действительно вышла замуж за трехкомнатную квартиру тестя-начальника. А какой грандиозный скандал она устроила на работе героя? Не похоже на «Обидели беззащитную няшу». Жену Васина мы видим только висящей на телефоне, видимо, во время исполнения профсоюзного задания, выдумывающей неискрение бессмысленные словеса — и это продолжается невыносимо долго. Может, она милая и заботливая жена. Может быть. Играет ее Ия Саввина, которая чудо как хороша в ролях холодных жестких дам.

А уж что творится, когда герой выходит за пределы квартиры… При этом он, по тем временам, очень успешен — руководящая должность, служебная машина, трехкомнатная квартира на пятерых. Но чтобы считаться хорошим человеком, он должен позволять остальным нарушать правила — к примеру, отмечать свадьбу в незаселенном доме (потому что больше негде) и мерить брюки в служебное время (вспоминается Людмила Прокофьевна, которая, когда была одинокая и злая, требовала в рабочее время работать, а не внаглую интересоваться сапогами, стерва такая).

Герой в пенсионном возрасте носит кличку Хомячок и нужен близким, только пока на нем можно ездить.

Повторяемая по кругу одна и та же мелодия делает просмотр совсем невыносимым.

7 декабря 2020

Прощальная роль

Первая часть дилогии, снятая, примерно, за год до знаменитой притчи о попадании советских людей в полную киндзадзу в чужой галактике.

Роль в «Слёзы капали» в 1982 году стала прощальной для суперзвезды советского кино Бориса Андреева.

А ещё это великолепное, хоть и очень взрослое, отражение «Королевства кривых зеркал» через 20 лет — блик советского полнометражного цветного художественного фильма-сказки Киностудии имени М. Горького. Его в 1963 году выдал зрителям режиссёр Александр Роу, экранизировав одноимённую повесть Виталия Губарева.

Сюжет напоминает что-то из Андерсена: злая нелюдь создаёт зеркало-исказитель. Всяк, кто смотрит в него, всё видит испорченным. Существо возгордилось и понесло зеркало на небеса, да получило от Бога нахлобучку. Зеркало разбилось, осколки разлетелись. Кому осколок тролльского зеркала попадёт в глаз, тот всё видит и понимает искажённым, злится и зло распространяет всюду, где может…

Фильм кажется первой частью дилогии или преамбулой к прекрасной кинопритче или антиутопии «Кин-дза-дза!», поскольку мы в эту как бы галактику уже попали всей страной, хоть галактика у нас и всё та же. Только образ жизни и обстоятельства стали киндзадзовыми.

А в фильме «Слёзы капали» на виду полный реализм, только совсем капельку злой сказочной магии. И главное: злобу можно выплакать и снова стать собой.

А «Кин-дза-дза!», увы, уже не выплакивается.

21 апреля 2020

Наверное, это самый непопулярный фильм Георгия Данелия. Все знают и любят «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза», но многие ли видели «Слёзы капали» даже сейчас, когда всё что угодно есть в свободном доступе? А в советское время и подавно: ленту сначала «положили на полку», потом всё-таки выпустили в прокат, но «вторым экраном», т. е. только на периферии и только на утренних сеансах.

Фильм не понравился никому, ни начальству, ни критикам, ни зрителям. И этому есть довольно очевидные причины. Данелия всегда отличался острым, точным социологическим анализом, но смягчал его доброй иронией и некоторой долей симпатии к своим героям, чем облегчал зрителю восприятие в целом безрадостной картины. Но здесь этого нет. В начальных титрах стоит определение «грустная сказка», но это намеренное лукавство, издевательская обманка, поскольку грусть подразумевает этакую лирическую меланхолию, эмоцию сродни ностальгии, обладающую определенной степенью «приятности». А здесь никакой грусти нет, а есть только беспощадный и совсем неутешительный диагноз.

В прологе говорится, что гл. герою в глаз попал осколок разбитого зеркала, из-за чего он начал видеть окружающее в искажённом свете, замечать только всё плохое. Но, если смотреть правде в глаза, то зритель видит, что он прав, что всё так и есть, что так мы и живём, и осколок этот введён лишь для отвода глаз. А видеть своё отражение в «кривом зеркале» злой сатиры — зрелище крайне неприятное. Новый, незамутненный взгляд на социальную реальность, делает жизнь героя невыносимой, а тот в свою очередь портит жизнь всем своим близким, знакомым и малознакомым людям. Он совершает самый тяжкий «грех» — нарушает негласный общественный договор, определённые социальные табу на то, что нельзя говорить и как нельзя поступать, а такое не прощается никогда и нигде.

По первоначальной задумке, ближе к финалу герой уже впадает в форменную паранойю и кончает жизнь самоубийством. Но в таком виде фильм наверняка зарубили бы уже на стадии сценария, поэтому, в угоду цензуре, концовку слегка смягчили, постаравшись, однако, избежать [выглядевшего бы совсем уж диким в данном случае], хэппи-энда. Авторы картины уже тогда, в 82 г., видели, куда «наш паровоз вперёд летит», и не испытывали ни малейших иллюзий ни насчёт тех, кто был у руля, ни насчёт тех, кто ставил палки в колёса.

11 апреля 2020

Что значит «жить невмоготу».

Шедевр позднесоветского кинематографа, отвергшего и Андрея Тарковского, и Сергея Параджанова, и Алексея Германа. Фильм, из которого появятся Рой Андерссон, Вейко Ыунпуу и другие северные европейцы, стремящиеся противопоставить что-то шведскому колоссу Бергмана. В повседневном фиксирующие катастрофу. В личном предсказывающие крушение общественного.

Многочисленные технические недостатки картины с лихвой перекрываются поразительной образностью (из одного вступления к фильму растет Сергей Соловьев). Непревзойденный Евгений Леонов в роли Васина, Ваныча, Павла Ивановича, Паши, «Хомячка» вязнет в ворохе дел, в еще-чуть-чуть-и-феллиниевой рабочей возне и сутолоке будней.

Закадровый голос в начале объясняет поведение героя через сказочный сюжет, который позже отразится в разговоре с внучкой Машенькой, но это лишь предлог, попытка избежать обвинений в декадансе, в буржуазном экзистенциализме. «Жить невмоготу» — это избыток жизни, который невозможно вынести: потому Васин и плещется в обыденности, потому его «дела» и выглядят шизотипическими.

Собственно, «сказочность», трижды проявляющаяся в линии героя, вполне укладывается в некий клинический диагноз, который можно было бы поставить Васину. Но, отходя от образа галлюцинирующего пенсионера (заботы о котором берет на себя карательная психиатрия в лице героини Нины Руслановой радушной Дины), замечаешь: вся суета укладывается в логику номадизма. Трансверсаль ризомы. Трансгрессия. Одновременно децентрация желания и избыток движения.

С точки зрения трансцендентального эмпиризма Жиля Делёза, поведение персонажа не просто логично в концентрических кругах: (ОБЩЕ(раб(семья)ота)СТВО), — но имманентно этой системе. И именно ей, системе, ставится диагноз. 1982 год. Режиссер «Я шагаю по Москве», «Джентльменов удачи», «Афони» и «Мимино» предлагает бескомпромиссно жесткий взгляд на действительность. «Осенний марафон» как переход к драме от комедии, а «Слезы капали» уже предварение жуткой антиутопии, сделавшей режиссера легендарным.

10 из 10

13 апреля 2018

Слёзы человека

Удивительный фильм! Сущность нашей жизни и впрямь лучше понять через что-то нереальное. В данной истории, например, через волшебное зеркало. Его крохотный осколок — и обычный хороший человек становится тем, кто порождает вокруг себя боль, разрушение и даже смерть.

В этой грустной сказке отчётливо видна реальная, невыдуманная жизнь. Как много в ней зависит от нас самих, от нашего восприятия окружающего мира. Как много мы можем сломать, уничтожить собственными словами и действиями.

В целом фильм понравился, он лаконичный, лёгкий, простыми словами рассказывает о столь важных вещах. Евгений Леонов до боли пронзителен в непривычной драматической роли.

Единственное, что меня смутило в фильме, это скомканный финал. Слёзы главного героя показаны неявно, общим планом. О них мы узнаём скорее из его слов. Хотя, по-моему, это ключевой момент.

8 из 10

12 октября 2017

СОН СМЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА

Бывает такое — раздражает практически все вокруг. Каждая мелочь выводит из себя, каждое случайное слово будто током бьет. Все вроде в порядке, все как обычно, но внутри клокочет какая-то едкая раздраженность — пыхтишь, огрызаешься, каждой фразой норовишь окружающих стегнуть как хворостиной. Окружающие сперва переглядываются растерянно, а потом либо расходятся, качая головой, либо сами принимаются закипать. Скрипят неведомые механизмы, снуют туда-сюда поршни, вертятся шестеренки. И воздух вокруг начинает дрожать и потрескивать.

А ты топчешься в самом центре этой бури и не можешь ни остановиться в своем раздражении, ни выйти за ее пределы. И, не прекращая, вращаешь ручку злополучного маховика.

А потом вдруг воцаряется тишина. И посвежевшая голова принимается гудеть недоумением:

- Что это было? Что на меня нашло? Разве может человек вот так, по щелчку пальца, превращаться в форменную скотину?

Знакомьтесь — Павел Иванович Васин, душа-человек, «хомячок», «василек», образцовый муж, отец, дед, добрый товарищ и лояльный начальник. Вчера в трамвае он сидел у открытого окна, и в его глаз залетел осколок волшебного зеркала, изготовленного давным-давно злым колдуном.

И вот уже Павел Иванович рассыпает повсюду едкие семена злобы, раздражение его не знает пределов, он становится недоверчивым, нетерпимым, злорадным и мстительным. Теперь вокруг него — враги, с которыми ему предстоит бороться. И в этой борьбе он не пожалеет ни имущества, ни карьеры, ни даже самой своей жизни.

Познакомьтесь — Георгий Николаевич Данелия, человек, подаривший миру планету Плюк в тентуре. В 1982 году Георгий Николаевич снял фильм «Слезы капали», который ставит перед зрителем философский вопрос:

Быть, простите, скотиной — естественно ли для человека? Нет ли тут какого-то подвоха? Не осела ли под веком мерзкая пылинка заколдованного зеркала?

Может быть, вся та злоба, которую мы регулярно наблюдаем вокруг себя и внутри себя — есть не нормальное свойство человеческой природы, а что-то привнесенное, уродливое и чуждое?

Потрем глаза.

4 января 2017

Самый сильный фильм Данелии

«Слёзы капали» — тот редкий случай, когда в одном фильме соединяются три вершины советского искусства: музыка Канчели, непревзойденная игра Евгения Леонова и талантливая режиссура Данелии. Комичный Евгений Леонов в роли трагика — экспериментальный и, как оказалось на практике, весьма удачный ход Данелии. Вот идет по дороге главный герой. Мимо проезжают троллейбусы, проходят люди, но зритель слышит только приглушенные шаги главного героя. Вот главный герой приходит в ресторан, где играет громкая музыка, танцуют люди, но зритель и этого тоже не слышит. Не слышит, но всё понимает. Парадоксально. И в этом заключается гений Данелии. «Слезы капали» — это целая философия тишины. Однако фильм не только философский, но и мистический. Хотя самая яркая мистическая сцена с троллем из фильма была вырезана. А еще фильм трагический, точнее, трагикомический. И, наверное, трагедии в нём больше, чем юмора. И наверное поэтому в советское время он не получил такой популярности, как другие картины Данелии. Да и советская власть этой картины побаивалась. Не запрещала, но пускала в прокат только на утренних сеансах, чтобы не вгонять в депрессию советских граждан. Погружаясь в атмосферу фильма «Слёзы капали», ты погружаешься в поистине великолепный кинематографический шедевр — продуманный, филигранный, искусный. Здесь и притча, здесь и сатира, здесь и лирика, здесь и Бетховен, которого пропускает через себя Канчели, здесь и смелая попытка режиссера связать контрасты. Считаю эту картину самой сильной картиной Данелии, неоправданно не получившей большой популярности.

10 из 10

26 ноября 2016

Трамвай и шепот

Не могу согласиться с тем, что этот фильм депрессивен. Это тонкая трагикомедия о жизни, даже скорее ироничный рассказ. Нет, это сказка.

Ведь трамваи не ходят вот так в поле, не высаживают в неизвестности. Где стоит эта телефонная будка?

Мой любимый персонаж — конокрад-музыкант. Откуда-то он взялся, словно до сих пор невидимый столб, разрезающий серое пространство. Человек, из той жизни, на которую Данелия только намекал все это время. Новые брюки той девушки, «хомячок», любовница чья-то, новый бампер, свадьба в новостройке, психотерапевт… Такая простая и понятная доброта. И такая неизбежная, поглощающая, но главное неизвестная ненависть. Эксперимент с выходом в открытый космос своих обид.

Предсмертная записка «в моей смерти прошу винить…» Нет, даже здесь никакой возможности дойти до точки. Космос неисчерпаем, обиды прибавляются.

Но если ты ещё способен просто заплакать, значит «босиком по мокрым лужам я бегу к тебе».

24 ноября 2016

Существует легенда о волшебном зеркале, показывающем всё мерзкое и неприятное в человеке, которое тролли-продуманы таскали по миру, огорчая народ, пока не решили дойти с зеркалом до небес и не расхерачили его вдребезги. Осколки зеркала разлетелись по миру, и некоторым, бывает, попадают в глаз. Попал такой и доброму семьянину Павлу Ивановичу Васину, и начал Павел Иваныч видеть перед собой одно лишь дерьмо и козни. Нелегко живётся таким людям, но ещё хуже тем, кому приходится с ними контактировать.

Георгий Данелия редкий советский режиссёр, чья фильмография практически полностью является народной. Но «Слёзы капали» — редкий пример подзабытого зрителем фильма автора. И в принципе, неспроста. Ключевая особенность режиссёра Данелии — снимать комедии, где смех скорее просачивается сквозь слёзы, а в «Слёзах», как кажется, автор достигает дна меланхолии/горечи. Навеянный «Снежной королевой» недуг, поразивший героя, вроде бы приоткрывает ему глаза на действительность: повсеместное подхалимство, разгильдяйство, пьянство, выклянчивание, карьеризм и т. д., но вместе с тем заставляет творить страшные вещи, каждым своим словом подрывая здоровье окружающих. И ладно бы, если б Васин сплошь срывал покровы, говоря правду в лицо. Но лакмусовой бумажки, как и воина света из него не выходит. Словив осколок (впрочем это запросто мог быть и нервный срыв), Васин заставляет кривое богомерзкое зеркало отражаться вовнутрь, в недержании изрыгая на окружающих одни лишь помои, хамство и злословие. Зачастую, как кажется, совершенно неоправданное. Лишь бы больнее задеть. И нет, кажется, луча света в этом царстве безысходности. На экране фарсовая борьба неугомонного агрессора за снос гаражей, старое сгнившее барахло и куски мыла 40-летней давности. За кадром наигрывает то зловещее грузинское барокко, то пульсирующее даунтемпо, составившие бы прекрасный аккомпанемент фильму ужасов. Было бы жутко, если б не было слишком знакомо. Сценарий хоть и традиционно полон сатирического юмора, но и смех выходит как-то сквозь ахтунг. С одной стороны выписанный образ героя Леонова в «Слёзах» видится несколько преждевременным откликом Булычёва и Данелии на затянувшуюся эпоху застоя, но мысли от этого далеки и хочется сказать лишь одно. Действительно страшно становится тогда, когда подобные осколки не вымываются из людей никакими слезами.

7,5 из 10

17 февраля 2016

Выше справедливости милосердие

Никто не избавлен от нервных срывов, от внезапных перемен настроения. Любой добрейшей души человек в минуту может превратиться в лютого мизантропа. Близкие обижаются на него, уходят из дома, недоумевая и теряясь в поиске причин, превративших милого дедушку в злобного монстра. И лишь самые любящие и любимые знают, что в его глаз попал мельчайший осколок зеркала, которое разбили нерадивые ученики тролля. Каждый, кому попадал в глаз один из миллионов таких осколков, начинал видеть в окружающем только плохое.

Представьте размер катастрофы, если жертвой нечистой силы становится примерный семьянин и ответственный работник. Можно догадаться, каким был Павел Иванович Васин до, как он это называет, нервного стресса. Жена ласково зовет его «хомячком». Малолетняя внучка обращается к нему запросто — Паша и с удовольствием ездит с ним на рыбалку. Сослуживцам, и вышестоящим и подчиненным, нетрудно его не только уважать, но и любить. Посетители, не унижаясь, получают то, что просят. А Васин, ни много, ни мало, важный чиновник, ведающий квартирами и прочей недвижимостью.

Павел Иванович прекрасно знает человеческую природу. Его окружают обыкновенные люди, испорченные квартирным вопросом и привычкой сгибать спину перед начальством. Они готовы с оружием в руках защищать свой жалкий гараж. Удавиться в прямом смысле из-за неполученной квартиры. И вовсе их это не красит. Их желания не возносятся выше чужой жены или чужого рабочего места. А внутри черепа у них вместо мозга что-то вроде бампера от «Запорожца». Васин среди них как иезуит, яростный поборник веры. В наставлении грешников на путь истинный он, однако, забывает христианские заповеди. Ненавидит всей душой ближнего своего. Судит, не боясь оказаться судимым. Указывает на сучок в глазе другого, не замечая в своем — бревна.

Чтобы жить долго и счастливо, надо говорить людям то, что они хотят услышать. Поступать с ними так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой. Иначе своим змеиным языком в один день выроешь себе могилу, на которую будут плевать проходящие мимо. Всего сутки пребывает главный герой в грустной сказке. За столь короткий срок он успевает разругаться со всем миром и подойти к самому краю гробовой доски. Его не в силах спасти ни здравый смысл, ни забота близких, ни знаменитый психиатр. Даже если герою удалось бы переделать людей в законопослушных, высоконравственных граждан, его болезнь не исчезнет. Только самый любимый человечек знает способ лечения. Знает, потому что верит, что мертвую царевну пробудит лишь поцелуй влюбленного королевича. А стать прежним Паше и того проще.

Главный герой замахнулся на роль Чацкого наших дней. С той разницей, что он еще и наделен властью. Но горя от своего ума он тоже хлебнул немало. За тот отрезок жизни товарища Васина, что мы видим в фильме, настоящим он предстает только в конце, ненадолго. Мы не успеваем его полюбить таким — предельно вежливым, поющим дуэтом с внучкой, играющим Бетховена на фортепьяно. Павел Иванович с измененным сознанием, правдоруб и борец за справедливость, при всей своей несимпатичности, гораздо интереснее. Его доходящее до абсурдности поведение поучительно для любителей потиранить человечество, а также способно удовлетворить зрителя, желающего повеселиться. Даже в самой печальной своей ленте Данелия старается шутить, хотя юмор выходит мрачноватый.

«Слезы капали» — второй и последний фильм Данелии, где он своему любимому актеру и счастливому талисману, Евгению Леонову, доверил главную роль. Чаще Леонов, снимавшийся у Георгия Николаевича в каждом фильме с 1965 г. до смерти, играл эпизодических персонажей. Тандем режиссера, не способного поставить слабую картину, и актера, не умеющего халтурить на сцене и экране, не мог оказаться неудачным. Тем не менее, этот фильм, последовавший сразу за данелиевскими мега-шедеврами 70-х и предваривший сверхпопулярную «Кин-дза-дзу», странным образом оказался вне внимания широкого зрителя.

22 сентября 2015

Быть прямолинейным — вызывать раздражение у окружающих

Замечательный, сильный, тонкий, философский фильм, один из лучших в фильмографии Данелии, однозначно Шедевр с большой буквы. Одновременно и смешной, и грустный. Каждый раз при просмотре и смеюсь до упада, и задумываюсь. Фильм на самом деле действительно вызывает смех, когда смотришь на «подвиги» Васина, но к концу смех сменяется печалью и картина становится с грустной тональностью, как это обычно и бывает у Данелии. Главному герою в глаза попал осколок и он стал видеть во всех только плохое. Но с другой стороны, если посмотреть адекватно на ситуацию, то Васин по большому счёту прав, ведь те поступки, которые совершали многие из его окружения, не являются достойными. На самом деле картина куда глубже, чем может показаться. Здесь можно увидеть скрытые смыслы, что честный человек, борющийся за правду-матку выглядит в глазах окружающих дурачком. Но есть и другая реальность — можно делать замечания людям иным языком, а не так грубо, что уже вызывает для окружающих раздражение. Тут можно долго анализировать и спорить, потому что фильм по своей конструкции очень сложный и Данелия Мастер с большой буквы на такие философские вещи.

Актёрский состав просто запредельный, один гениальный Евгений Леонов чего стоит! Он показал состояние своего героя, полностью растворившись в персонаже, его усталость от всего и соответственно негатив, исходящий от него. И только в конце Васин опять становится добрее.

Этот фильм нужно показывать каждому человеку, чтобы он посмотрел и подумал, что может чуточку стать добрее и не видеть везде один негатив. А ещё данная кинолента в своём роде лекарство от того самого негатива и когда на душе тошно и испытываешь те же эмоции, что герой Леонова, то можно поставить этот фильм и настроение чуть улучшится.

Спасибо гениальному режиссёру Данелии и гениальному актёру Леонову за это выдающееся кино.

10 из 10

11 марта 2015

И гаражи снесём, и свадьбы не будет

Бывает так, что видишь только плохое. То ли осколок заколдованного зеркала в глаз попал, то ли чаша терпения переполнилась. Внезапно ты не можешь больше молчать. Не можешь терпеть. И слова, как нож, вонзаются в самых близких — и затем в далёких. И оказываешься один-одинёшенек, светоч правды, среди обиженных тобой и оскорблённых. И хоть в петлю лезь — да не поможет.

Герою Евгения Леонова вот так же надуло в форточку болезнь души, и он — из доброго дедушки (читай «воспитателя детсада») — превращается в озлобленного на весь мир самодура («пасть порву, моргалы выколю»). Что примечательно, сам процесс кафкианского преображения обрисован не классическим контрастом «до» и «после», а пристальным молчаливым наблюдением за персонажем. Мы не видим, каким он был: «осколок зеркала» вонзается в него уже на первых минутах повествования. И здесь же мы вынуждены всматриваться в его кажущееся невозмутимым лицо, лишь немного подёрнутое недоумением, мы вынуждены следовать за его сгорбленной грузной фигурой, блуждающей по пустырям и спальным районам, мы вынуждены войти за ним в дом и с замиранием сердца ждать первого диалога. Гнетущая тишина, мерное цыканье женского голоса на заднем плане создают напряжение не хуже, чем в детективе, пока, наконец, на пол не падает первая вилка.

Всеми уважаемый и любимый Павел Иванович открывает рот и в мгновение ока становится заклятым врагом семейства. Слово за слово, от «Не называй меня папой!» до «Пошла вон!», разыгрывается трагичная комедия положений. Все второстепенные персонажи при этом — то самое зеркало, в котором отражается духовное преображение главного героя. Их поначалу удивлённые, затем искривлённые болью лица — лучшая визуализация внутреннего разлада «добряка Павла». Далее, из оков трёхкомнатной квартиры действие перемещается в рабочий кабинет, и сказка о «товарище Васине» начинает сказываться в гротескных тонах. Художественное преувеличение вписывается в каждый диалог по нарастающей, пока наконец не достигает своего апогея в фантасмагорическом финале с участием злосчастной верёвки и мыла. И когда уже начинает распирать изнутри — то ли смех, то ли слёзы — у героя появляется душа…

Устами младенца Данелия глаголет извечную истину: не правдой живы наши сердца, а добротой. Приспешники злого тролля не перестанут бросаться в нас осколками разбитого зеркала, однако, защитный ритуал достаточно прост. Лучшее средство от чёрствой души — простые человеческие слёзы.

8 марта 2015

Слезы — что гроза: после них человек всегда тише

Ах ты, ночь!

Что ты, ночь, наковеркала?

Я в цилиндре стою.

Никого со мной нет.

Я один… И разбитое зеркало…

Сергей Есенин

Картина «Слезы капали» в фильмографии живого классика отечественного кинематографа Георгия Данелии — далеко не самая известная, не разобранная на цитаты его работа, кинопритча о встрече с печалью, всенародная любовь к которой прошла стороной. Слишком пессимистической и мрачной она показалась партийному руководству советского кинопрома 1982 года, чтобы выпустить ее в широкий прокат на родине и экспортировать ее за рубеж. Да и действительно эта тревожная экзистенциальная драма, по стилистике близкая к артхаусу, балансирует на такой тонкой грани с трагедией, что вполне может ей стать в глазах зрителя-сотворца. «Настроение у меня тогда было такое» — пишет Данелия в своих воспоминаниях.

Невероятно грубо проецировать творческий замысел художника исключительно на исторический контекст, но все же ни один творец не живет вне своей эпохи и всегда говорит и о времени, и о себе. Новоявленные социальные реалии тех лет, отражаясь в картине Данелии, достаточно удачно консонируют со словами академика Сахарова «больное общество, в котором правят два принципа: «блат» (сленговое словечко, означающее «ты — мне, я — тебе») и житейская квазимудрость, выражающаяся словами — «стену лбом не прошибешь».

Прошедший земную жизнь далеко за половину чиновник строительного треста Павел Иванович Васин по воле сказочной случайности становится пожилым советским андерсоновским Каем с попавшим в глаз осколком волшебного зеркала, при взгляде через призму которого все хорошее и доброе исчезает, а все дурное видится в преувеличенном свете. Он внезапно начинает осознавать реальность под иным, непривычным углом: как все люди вокруг пытаются воспользоваться его возможностями в решении неизбывного квартирного вопроса — начиная от собственной невестки и заканчивая приятелем-однополчанином. Жена, сочиняющая стишок для провожаемого на пенсию старого начальника, подхалимствует новому шефу. Подруга семьи предлагает врача «по блату» в обмен на внеочередь в получении жилплощади. Из доброго семьянина, ласкового мужа, отца и дедушки, лояльного руководителя на службе и надежного друга Павел Иванович становится страдающей трагической фигурой, обвиняющей других в несовершенстве мира. Он разоблачает коварство и подлость ближних и дальних, теряя все и всех и, скитаясь по своеобразному городу Зеро, начинает судить и карать даже самых невинных и непричастных. Как жить в мире, где все окружающие — твои враги? Куда деться с этой душевной болью, несоизмеримой с осознанием порочности всего человечества? В омут, в петлю — куда же еще. Но омуты в фильме Данелии высыхают, а петли не выдерживают из-за ошибок в расчете подвесных нагрузок на потолок. Трагедия становится трагикомедией, безысходной, фарсовой, нелепой, и частью своей — театральной, с выходом и финальным поклоном. Если и выходить из такого страшного завихрения — то неизменным успокаивающим всю боль страдающего героя и затмевающим реальность хэппиэндом может стать только любовь. Любовь — к детской искренности и чистоте маленькой внучки и любовь-принятие не однозначных как плюс и минус, а обычных людей, просто людей такими как они есть.

В 1981 году не верящей слезам Москве поверил оскаровский комитет, а капающие слезы Данелии не заметил в следующем году, кажется, никто кроме Феллини. Хотя своеобразное внутреннее диссидентство в чем-то и роднит меньшовского Гошу с данелиевским героем Леонова, сама дисгармоничность роли «на разрыв», противоречащая привычному восприятию психофизики Евгения Леонова как милого, душевного и родного «Винни-пуха»- делает его героя уникальным. Возможно правда об амбивалентности человеческой натуры обнажилась в этом волшебном стекле, а возможно — депрессия и душевная мука героя: в кроваво-красном бликующем свете эпизодов и в сценах, где не слышно ни шагов ни посторонних звуков — лишь полная его оглушенность, глухота, немота на фоне залихватской ресторанной музыки — по Достоевскому ножницами отрезавшего себя от всех.

Слова покончившего с собой Геннадия Шпаликова, спетые самим Данелией — о друзьях и об их потере. Можно понять и принять всех людей в их несовершенстве, христианскими слезами оплакав свои и их грехи — житейской алчности и стяжательства, в этом бытовом замкнутом круге не обратив внимания на своевременную фильму трагедию войны в Афганистане. И в потере себя в этой современной сартровской тошноте могли бы помочь слезы, если бы все происходящее сейчас было детским капризом — и если бы все действующие лица современной трагедии сыграли на пианино «Лунную сонату», а потом поклонились и ушли.

28 февраля 2015

Когда великолепный замысел, отличная идея воплощены не менее привлекательно и не только с художественной точки зрения, но и по смыслу, то такое кино считается подлинным искусством, раритетом, эксклюзивом, и. т. д. Именно к таким бесценным картинным, относятся фильмы Георгия Данелии. И об одном таком фильме, я бы хотел рассказать. Это кино «Слёзы капали» с Евгением Леоновым в главной роли. Фильм 1982 года, то есть прошло более четверти века с момента его создания, а эмоции и чувства, которые вызывает эта картины сильны по сей день и думаю, что не только у меня одного. Это кино подобно атлантам держат на своих гениальных плечах 3 человека: Данелия, Леонов и композитор Гия Канчели, с которым у режиссёра давний творческий тандем, заслуживший признание нашего отечественного зрителя. Но это так, если позволите, лирическое отступление. А кино и вправду настолько шикарное, грандиозное, многоплановое и каждый его посмотревший увидит что-то своё, созвучное только ему одному. А вынести из этого фильма можно многое, поверьте.

Итак, идея фильма. В чём заключается ? В том, чтобы показать человека, уже немолодого, в годах, прошедшего Великую Отечественную Войну, добившегося положения и определённого веса в обществе, и ни с того ни с сего озлобившегося против всех и вся. Как будто выпил озверин. Наверное у многих людей случались такие чёрные дни, как у товарища Васина (Евгений Леонов). Но как же здорово и замечательно нарисовали этот образ Данелия и Леонов. Вы посмотрите, что они по хорошему творят.

Приходит товарищ Васин (Евгений Леонов) домой, и начинает срываться на невестке. Ему видите ли не понравилось, что она зовёт его папой. Он углядел в это не искренность, а ложь. Ну, а героиня Александры Яковлевой в долгу не осталась, начала паясничать, за что была отправлена вон. Вот, после этого случая, товарищу Васину, по нормальному бы взять, да и успокоиться, но шлея попала под хвост, зацепило, заусило, и он решил продолжать в том же духе, сорвав зло на супруге. Последняя разговаривала по телефону и пыталась придумать поздравительное стихотворение к юбилею своего коллеги. Товарищ Васин, однако, ей «здорово» помог, о чём свидетельствует захват телефонной трубке и его собственный вариант стихотворения:

Теперь назначен к нам Тетеря,

И каждый здесь, конечно рад!

Давайте дружно мы теперя,

Тетерю поцелуем в зад !

Но этому трагикомичному стихотворению предшествовала притча, которая проливает свет на всю картину в целом и даёт полное и безоговорочное представление того, что нам предстоит увидеть. Что за притча, спросите вы ? А вот послушайте.

Когда-то злой волшебник Троль смастерил зеркало, в котором всё доброе и хорошее исчезало, а всё негодное и безобразное, напротив, отражалось и казалось ещё хуже. Ученики Тролля таскали это зеркало по всей Земле, и натворили немало зла. А потом им захотелось добраться и до неба, но зеркало вырвалось у них их рук, упало, и разбилось вдребезги. Миллионы мельчайших осколков разлетелись по белу свету. Человек, которому такой осколок попадал в глаз, начинал видеть во всё одно лишь дурное, и жить ему становилось невмоготу!

Не правда ли восхитительное вступление, побуждающее к просмотру! Дальше больше. Будет всё так, как рассказано в этой притче. В героя фильма, точно попадёт осколок зла и он начнёт совершать, если не противоправные деяния, то уж точно не праведные. Он припомнит всем и вся такое, что трудно поддаётся описанию. В частности, обвинит жену в храпе, да если бы только это. В этом смысле очень характерен и показателен диалог героя Евгения Леонова с героиней Ии Саввиной, его экранной супругой.

-Ты не захворал, хомячок ?

-Зачем ?

-Что, маленький ?

-Зачем, в твоём возрасте красить губы ? Кого ты хочешь обольстить ? Кикимора!

-Ну, что ж, выгнал детей, выгони и меня. Молодец!

Кому-то этот диалог покажется смешным, а ведь если вдуматься, то мужья не особо задумываются над своими словами и могут сделать больно женщине, предав анафеме её красоту. А ведь женился-то он именно на ней. Никто его силком не тянул и теперь вот позволяет такие слова, в адрес её внешности. Воистину смёх сквозь слёзы, те которые капают.

Одной их сильнейших сцен, на мой взгляд, является разговор главного героя, уже выполняющего образ дедушки со своей внучкой Машенькой по телефону. Этот разговор и подводит черту под всем фильмом. Не знаю, как у вас, а у меня пробежала-таки скупая мужская от этого разговора, поэтому не привести его, не имею возможности.

-Ты скажи, что дедушка был в состоянии нервного стресса.

-Только ты, Паша, не ходи у них на поводу. Никакого стресса у тебя нет. У тебя в глазу волшебное стёклышко и тебе надо срочно поплакать, чтобы оно выпало. А то у тебя сердце заледенеет. Срочно поплакать, слышишь!

-Машенька ! Я уже поплакал.

10 из 10

2 января 2015

Сколько правды можно вынести?

Сюжетная условность о злом волшебнике и его зеркале, разбившимся на множество осколков не должна нас обманывать и уводить в сторону фантастики, сказки. Не так уж невероятно для взрослого человека, возвращающегося со службы стать «злым» без помощи осколка чудесного зеркала, попавшего в глаз, осознать себя обездоленным и потребовать от самого себя и для себя — правды.

Главный герой этой характерной повести, чиновник Васин, осенним вечером вернулся домой с особым настроением. Под начальные титры он, сидя в трамвае, думал о чем-то своем, нам недоступном, пейзаж намеренно блеклый и даже бесцветный к этому располагал. Когда же переступил порог своей квартиры — правда начала выходить наружу. Волны «злого волшебства» омыли домашних, ночью — прохожих, работницу гостиницы, интуриста (особенно понравившийся момент) и только недоуменно расступились перед нелепым героем как всегда неподражаемого Брондукова, который ловко воспитывал жену. Позднее сила обличения и злости столкнулась с советским бытом, породила несколько проходных сатирических случаев и пришла к идее саморазрушения.

Эффектный и сильный сюжет (вызывает только один вопрос: Данелия осознанно на эту роль выбрал «добряка» по амплуа Евгения Леонова или просто сделал ставку на его мастерство и универсальность), сдобренный условностью с волшебным прологом и эпилогом, производит сильное впечатление. Чиновник Васин, как конь Атиллы, прикасаясь, губит всё вокруг, хотя использует такой сомнительный яд как неприглядная правда. Где-то он перегибает палку, где-то наслаждается страданиями людей, но по сути он в рамках формального поведения. К концу сам собой возникает вопрос: сколько человек может вынести истин, насколько крепким окажется под этим натиском и, наконец, насколько в обществе и в общении многое держится на мелкой и крупной лжи, на условности, на взимообязательствах. Эта круговая порука, сокрушаемая одним из членов общества, даёт сбой только до поры. Придя в себя она просто исторгает из себя «слабое звено» и главный герой остается в одиночестве. Он становится настолько сильным, что объединяет весь свой круг общения на почве страха и ненависти к себе и создает впечатление собственной невменяемости. В этом месте он сближается с героем «Записок из подполья».

Но авторы не планировали живописать трагедию и, изрядно попугав зрителя, дали шанс герою выправить ситуацию, испытать катарсис и начать жизнь заново.

Несколько странным решением выглядит выбор актера на главную роль. Либо Данелия нарочно стремился «сдобрить» центрального персонажа общей положительной харизмой Леонова, либо просто понадеялся на его выдающийся профессионализм. Теперь кажется, что не столь примелькавшийся (в комедиях и комедийных амплуа) актер мог бы обогатить образ, придать ему большую жесткость (сыграв на руку развязке) и держать зрителя в большем неведении относительно перспектив главного героя.

8 из 10

17 ноября 2013

Вот живёшь праведной жизнью. Заводишь семью, укутываешь её в тепло и домашний уют, добиваешься уважения на работе, поддерживаешь отношения с друзьями детства, а потом прилетает треклятый осколок и за один день это всё рушится. Долгие годы созидания и укрепления рушатся за один день. Потому что видите ли криворукие помощники тролля выронили и разбили волшебное зеркало.

Любопытно, что создатели фильма не тратят лишние час или полчаса на то, чтобы показать, какой Павел Иваныч был до этого самого осколка. Это всё взяло на себя актёрское мастерство Евгения Леонова. Вот едет Павел Иванович с добродушным лицом, вот слышится звук «пойньк» и вот лицо приобретает выражение «кругом одни враги» и, собственно, это выражение лица заменило всю историю о том, какой был хороший и добрый Павел Иваныч.

Ну а затем начинается океан великолепной актёрской игры, а также убедительной реальности происходящего. Да, нам сказали, что это сказка. Нам сказали слова «тролль», «волшебное зеркало». Но не поверить в реальность происходящего невозможно. Как жизненно и по-человечески привычно реагируют родные Павла Ивановича на его настроение. И как, увы, знакомо самолично рушит всё, что у него было сам Павел Иванович. А кому потом объяснишь, что это сказочный осколок был? Кто поверит? И время назад не перемотаешь. Грустный фильм. Ну зачем он такой грустный.

Если задуматься, то практически весь фильм герой Евгения Леонова проявляет себя как отрицательный персонаж. Грубит, отказывает тем, кому раньше давал согласие, говорит то, что не стоит говорить людям, да и вообще видит во всех врагов. Но при просмотре не возникает какого-то гнева и желания возмездия. А всё потому, что зрителю сначала указали причину — он не виноват, это происки волшебного зеркала. И вместо «вот негодяй!» наружу вырывается «эх, бедняга». А всего-то нужна причина. Она если и не даст оправдания чудачествам, то хотя бы уменьшит гнев. «- Представляешь, он зашёл в супермаркет и начал в людей стрелять. А ведь это майор милиции! — А ты не знаешь? Ему волшебный осколок в глаз попал и он всех стал видеть врагами. — Да ты что! Эх, бедняга».

Фильм очень сильный и очень богатый на пищу для размышлений. Он не похож на другие, хоть и траги-, но всё же комедийные фильм Данелии. Здесь это полностью трагичный фильм и если кто-то на своём веку совершил какие-то ошибки поведения в семье или на работе — таким людям фильм хорошенько проедется по воспоминаниям. Это будет неприятно, но полезно.

10 из 10

22 сентября 2013

Злая сказка

Теперь назначен к нам Тетерин

И каждый здесь, конечно, рад,

Давайте дружно мы теперя

Тетерю поцелуем в зад.

(импровизация Васина)

Самый депрессивный из фильмов Данелия, «Осенний марафон» и рядом не стоял. У Бузыкина хоть радость была от общения с любовницей, а у Васина — где «отдушина»? Он ведь даже солдатиков — стойких, оловянных — не коллекционирует.

В итоге почтенный шестидесятилетний глава семейства, муж, отец и дед, ответственный квартиросъемщик, средней руки коммунальный начальник в один прекрасный день, точнее — вечер, что называется «слетает с глузда». Ссорится со снохой, жену обзывает кикиморой, а придя следующим утром на работу, дает «принципиальную оценку» всем без исключения своим приятелям, коллегам, подчиненным и руководителям. Павел «Хомячок» Васин начинает, как нынче говорят, «жечь напалмом».

Трудно представить, кто бы мог сыграть эту роль лучше Евгения Леонова (разве что, в порядке бреда, Энтони Хопкинс?). Преимущество этого актера в том, что зрителя не нужно, лишний раз тратя дорогую пленку, убеждать: вообще-то Палываныч — добряк, мягкий и отзывчивый человек. Ласкового прозвища и магнитофонной записи грустной песенки вполне хватает. А так — да что мы, персонажей Леонова (завдетсадом Трошкин, медвежонок Пух) не знаем?! Просто сейчас с ним что-то случилось — полоса такая, с кем не бывает.

Лучше всех разгадывают его беду две девочки: дошкольница-внучка и не далеко ушедшая от детских лет героиня Ольги Машной. Надо, дедуля, поплакать.

Самый депрессивный из фильмов Данелия. Если всё у человека хорошо, «доброжелательные» друзья обычно предлагают ему съесть лимон. Либо пересмотреть «Слезы капали». Оба варианта одинаково полезны.

16 сентября 2013

Хочется грустить и смеяться.

Пару месяцев назад я мельком видел интервью Евгения Леонова. Он рассказывал, что снимается в фильме, где главный герой стал видеть в людях только зло. И вот на днях, я совершенно случайно наткнулся на этот фильм, и он затянул меня с первых минут.

От сказки в фильме лишь то, что главному герою в глаз попал кусок волшебного зеркала. Всё остальное очень похоже на нашу современную жизнь. «Слёзы капали» отлично демонстрирует, что от внутреннего негатива страдает не только сам герой, но и его близкие. Человек одел « чёрные очки» и теперь даже детская обида приобретает вселенский масштаб.

Зёрна отчаяния прорастают в душе Васина, постепенно уничтожая в нём всё человеческое…

И вот, когда уже кажется, что хуже и быть не может, появляется луч надежды…И хочется снова жить и любить.

Этот фильм может послужить отличным лекарством от хандры. Мы понимаем, как много зависит от того, как будем смотреть на окружающий нас мир. Обязательно посмотрите этот фильм и посоветуйте его друзьям. Всё остальные слова будут лишними.

12 июня 2013

Там ребёнок разлагается, а вам всем наплевать

Начну с интересного факта, который может заинтересовать многих (и некоторых оттолкнуть) — по мнению Феллини, это лучшая работа Георгия Данелия.

По словам самих авторов, а их там три (включая Киру Булычёва, по чьей одноимённой повести всё и было снято), «Слёзы капали» — это «грустная сказка». Сюжет сказки рассказывает нам об эффекте заколдованного зеркала, которые убирает всё хорошее из своего отражения, рефлексируя только недостатки. Сверх импульсивность повествования не даст не то, чтобы заскучать, вы и глазом моргнуть не успеете, как пойдут титры. Такой приём очень хорош в плане призыва шквала эмоций, которые не успевали за вами в течение фильма. Быстрые диалоги, смена кадров, сюжетной линии, обстановки и значительное замедление в конце, на чистейшую, полную доброты и честности, речь ребёнка — просто вынуждает зрителя, чтобы «слёзы капали». Переполняющая буря эмоций, помноженная на осознание происходящего, с реверсом в начало фильмы, как если бы вы после быстрой пробежки перешли на шаг, а ваше сердцебиение, по-прежнему, выдавало вам ускоренный ритм.

Я думаю, игра Леонова, не нуждается ни в каких пояснениях и «комплиментах», а вот параллели с главным героем, которого он играет, смогут провести многие или даже увидеть собственное отражение (надеюсь не настолько гиперболизированное).

Второй значимый факт, что в картине была использована песня «Друзей теряют только раз»», исполненная самим режиссёром, написанная на стихи величайшего гения сценарного дела Геннадия Шпаликова, повесившегося в 1974 году.

В целом, музыкальное сопровождение картины задаёт особое направление восприятию и указывает нужную дорогу эмоциям, являя собой одного из главных героев, создавая меланхоличное и, отчасти, тревожное настроение, а иногда и расслабляя.

Фильм замечательный, простой, без многослойности философского пласта, при своей злободневной проницательности, только вот решение проблемы очень уж «сказочное» и временное, а так, если у вас не «каменное сердце», то пусть «капают слёзы» — это полезно.

8 апреля 2013

Апокалипсис под звуки флейты

Слова могут ранить гораздо больнее, чем острие кухонного ножа. Прописная истина, не теряющая своей актуальности с плавным течением реки времени. Фильм Георгия Данелии «Слезы капали» о силе. Но не только слова, а и о силе ненависти, саморазрушения и последующей санации. Безусловно, такое творчество очень нехарактерно для Георгия Николаевича, и дело тут даже не в глубине подхода (ведь даже самые легкие его фильмы всегда несли в себе мудрую авторскую мысль), а в той форме, в которой эта самая мысль подается. Мрачные гротескные аллюзии, тесным строем вышагивающие по бездорожью окружающего пространства, соединяются с нарочито гипетрофированными образами простых людей из советской эпохи. Чуть позже Данелия снял «Кин-дза-дза!», эксплуатировавшую похожие приемы, но со своей сатирической направленностью, получив гораздо большее признание у зрителей.

Данелия очень тесно переплетает свой фильм со сказкой, добиваясь этим удивительных результатов. Главной видимой причиной всех бед становится осколок стекла из разбившегося волшебного зеркала, попавший в глаз Павлу Ивановичу Васину, заставляя его видеть во всех людях самое плохое. Почему осколок стекла стал лишь образом, превращающим фильм в грустную сказку? Потому что на его месте могло быть что угодно — заключение врача со сроком оставшихся на этой Земле дней, прихватившее сердце, нагрубивший контролёр, заноза в пальце… Достигнуть конгруэнтности в нашем мире невозможно — именно из-за этого в фильме почти нет однозначно положительных взрослых персонажей. Герой Евгения Леонова, по сути, прав в части (может даже большей) своих претензий к окружающим, да вот только кому нужна эта правота, когда он остается бродить по опустевшей квартире в дырявых домашних тапочках.. Будучи тихим человеком, он не позволяет себе физического насилия, разрушая всё исключительно словом… Невестка когда-то просила помочь с отдельным жильем? Вспомнить и съязвить. Кто-то просит подсобить? Только с корыстными намерениями, значит, просит. Случайный прохожий бросил взгляд? Хочет сглазить или насмехается. Мир уже перестает быть цветным калейдоскопом, перестает быть даже черно-белым, а становится сплошной черной полосой раскаленного вонючего битума, с ужасающей монотонностью раскатываемого равнодушным катком.

Сценарий, написанный самим Данелия, Киром Булычевым, и известным драматургом Александром Володиным, кстати, уже работавшим с Георгием Николаевичем в «Осеннем марафоне», словно многослойный пирог таит в себе множество сюрпризов. Символы, образы, мелькающие на экране заставляют вспоминать то о Достоевском, то о библейских мотивах окончательного очищения водой и самопожертвования, то о разрушающей силе правды, поданной с личностной точки зрения. Даже в завораживающе-психоделическом музыкальном сопровождении, созданном постоянным композитором Данелии Гией Канчели, лейтмотивом становится флейта — музыкальный инструмент, как никакой другой часто упоминавшийся в связи с языческими жертвоприношениями. Пронзительная, резкая, эта музыка вместе с прерывистым стуком сердца словно создает над фильмом какую-то ауру обреченности, развеиваемую лишь Лунной сонатой Бетховена…

Роль Павла Николаевича Васина нужно было прожить. Евгений Леонов это сделал. Фантастическая игра лицом, стремительно бьющая по нервам уже при первой трансформации из добродушного отца семейства в озлобленного деспота. Опущенные уголки губ, борозда, пролегшая на лбу, нахмуренные кустистые брови, редкая улыбка, больше похожая на звериный оскал. Это действительно не выглядит комичной имитацией зла (как изначально задумывалось в тех же Джентльменах Удачи), это полное актерское перевоплощение, уместившееся в рамки нескольких минут. Темный человек, плюшевый медвежонок с повадками Рендалла Флэгга, сознательно разрушающий все вокруг. Образ Васина настолько многогранен, что его действительно трудно понять. Ему и сочувствуешь, его осуждаешь, но к нему трудно остаться равнодушным. Леонов проживает эту роль каждую секунду хронометража фильма, заставляя верить. Верить себе. Верить истории.

«Слёзы капали» оставляет очень своеобразное послевкусие недосказанности. О том, что хотел сказать Данелия хочется думать, и хочется понять. Понять, чтобы одним прекрасным днем не обнаружить себя в пустой квартире с сказочным осколком зеркала в глазу..

16 ноября 2012

Навело на мысли

У моего френда Ksaradas, я прочитала рецнзию на этот фильм и заинтересовалась.

Необычное кино. Не для всех.

Эту историю я увидела с двух углов, товарищ Васин… кто он? Человек, который вдруг ожесточился (осколок волшебного зеркала в его глазу) или человек, которого все достало? Просто… накипело!

Тема одиночества, в этом фильме я увидела еще и ее. Одиночества Человека. Мы, люди одни. В сути своей мы одни, приходим и уходим.

Семья товарища Васина… этот дурдом у него дома. Человек пришел с работы и… никакого покоя!

В одной из рецензий на фильм я прочитала слова о том, что «Так мало людей, способны в первую очередь думать другом человеке»!

А что если ты всю жизнь думаешь в первую очередь о других?

Мое мнение таково — думай о других, но и о себе подумать не забывай!

Люди так устроены, они слишком сильно привыкают к тому, что ты думаешь только о них! Они не хотят, чтобы что-то менялось. И если это что-то все-таки меняется, они недовольны тобой, они говорят тебе, что ты вдруг стал сволочью!

В общем можно много говорить об этом фильме, говорить, что это, осколок или усталость? Я свое мнение озвучила выше.

P.S. Не удивлена тому, что этот фильм так долго лежал на полке, советский человек не должен был… иметь своего ума, мнения, духа!

1 августа 2011

Hе каждому дано быть добрым, это такой же талант, как музыкальный слух или ясновидение, только еще более редкий. (С) Стругацкие. Волны гасят ветер

Фильм о том, как сложно быть по-настоящему добрым, как мало людей умеют по-настоящему любить другого. Большинство людей, видя изменения в поведении героя, стремится побыстрее отстранить его от себя, или же самим уйти, порой демонстративно хлопнув дверью.

Смотря фильм невольно думаешь, что поведение родственников и друзей героя Леонова вполне оправдано и, пожалуй, подобной была бы реакция любого из нас, но только под конец понимаешь, что все-таки единственным человеком, кто по-настоящему любил тов. Васина была его внучка. Пожалуй, только она думала он нем, а не о себе. Лишь ее заботила боль, которую он причиняет своими действиями себе, а не ей.

А еще фильм об одиночестве. Так мало людей способны в первую очередь думать другом человеке, ставить проблемы другого выше своих мелочных обид, да и сам главный герой за свою долгую жизнь этому не научился. Назвать это черствостью будет через чур резко, это именно неумение быть по-настоящему добрым. Именно из-за того, что у большинства людей доброта и любовь к другим — маленькая, вымученная и через чур эгоистичная, главный герой обречен на одиночество. До тех пор, пока сам не научится по-настоящему любить…

8 из 10

28 июля 2011

Там ребёнок разлагается, а вам всем наплевать.. нехорошо…

В последнее время стал частенько натыкаться на советские фильмы, которые вопреки устоявшейся традиции, не крутят каждый праздник по ТВ. А если быть честнее — совсем не крутят. Банально потому что неФормат. Потому что это не комедия о том как легко и счастливо жилось, правда, без видимых на то причин. Нас заваливают ностальгическими картинами о так и не достигнутых пятилетках в три года и неосвоенных целинных землях. Но никому не нужны шедевры отечественного кино.

Я люблю фильмы Георгия Данелия. Пускай что-то из его творчества я не видел, а что-то осталось немного недопонятым, всё равно его картины, как бальзам на душу. «Мимино», «Кин-Дза-Дза», а теперь вот и «Слёзы капали». У Данелия, на мой взгляд, редкий дар. Он может на плёнке запечатлеть тончайшие нотки настроения, переливы внутреннего сознания. Не причудливой игрой света, не композицией, а простой искренностью, что ли. Смотришь бывает «Мимино», смотришь и радуешься. Становится не важно, какая погода за окном и то, что раковина протекает. А посмотрев «Мимино» через полгода, уже накатывает грусть. Невозможно предугадать, чем окажется для тебя очередной фильм Данелия, но можно смело сказать, что недовольным не уйдёт никто.

Для меня «Слёзы капали» это, прежде всего фильм откровение. Откровение на тему противостояния всему миру и места в этой жизни. Горькая и печальная лента, пожалуй, даже самая горькая у Данелия, повествующая о тяготениях жизни без Розовых очков и существовании в идеале. Картина, напугавшая меня своей безысходностью и внутренней противоречивостью. Не зря я в качестве названия взял фразу героя Евгения Леонова. Ибо всё разлагается ребёнок у экрана.

Данелия снимал этот фильм во время тяжёлого периода жизни. И случилось так, что он сумел запечатлеть всё то, что наболело. Каждая фраза словно кричит немым непониманием. Непониманием того, почему всё так устроено. Герой Евгения Леонова начинает видеть во всём «плохое», ссорится с женой, семьёй, друзьями. Хочет повеситься, застрелиться и утопиться, но всё тщетно. Потому что и здесь ему мешали «Плохие люди».

Что самое поразительное, эти «плохие» поступки и характеры людей, действительно являются такими. И, по сути, главный герой поступает здраво и так как нужно было бы поступить, если отбросить сострадание и доброту. И если отбросить волшебное зеркало, то и получиться, что человек просто устал от напирающего на него потока лжи. Он захотел всё изменить, но наткнулся на рифы злых языков.

Ещё бы немного и этот фильм стал бы самым горьким в советском кино. Ещё немного и это был бы не Данелия. Но кризис прошёл, и всё возвращается на круги своя. Нельзя постоянно видеть в людях недостатки, а в системах бреши. Нельзя быть радикальным ко всему, просто потому, что останешься один в телеге с пианино. Кто-то писал в своём отзыве, что после фильма надо становиться добрее. Я думаю ни черта подобного. Не нужно становиться, нужно быть. Не обязательно добрым или злым, что вообще значат эти понятия. По-моему фильм показывает то, что во всей этой разноцветной череде помоев периодически выливающихся на наши бренные головы, нужно оставаться человеком.

Мною увиден изумительный по тонкости и богатый по трактовке фильм. Фильм притча о том, что однозначного в мире нет и что друзей теряют только раз. Конечно, я увидел то, что смог и захотел увидеть. Для кого-то это будет грустная сказка. Но, перефразируя рекламу известного сока:

С одной стороны, жизнь — это череда черного и белого. А с другой, в ней все же есть яркие моменты. Начни с просмотра фильма «Слёзы капали», и ты поймешь, что жизнь — яркая штука.

Как ни крути, Слезы капают..

26 июля 2011

Звук шагов в опустевшем мире

Фильм, завораживающий с первого звука.

Всё — весь образный ряд, вся музыка, все актёры — всё моё, всё преисполнено тоской, покинутостью, одеревенением. Грусть и злость схватили человека за горло и ведут к гибели, в тупик, в тёмный лес, в вечность Кая-Каина.

Но оказалось — милые вы мои, дорогие, слава Богу — что надо только заплакать и запеть. И морок, маета, чудище лжи (виданное Данте в аду) пусть не исчезает совсем, но оказывается всё же призраком, пусть и загораживающим свет, но — право же, бессильным.

Такая нелепость, что вы его не смотрели, друзья, если не смотрели. И вы — такие друзья мои, если смотрели. Я люблю, понимаете, люблю. Не покидайте друг друга.

3 апреля 2011

Фэнтези Слезы капали появился на телеэкранах в далеком 1982 году, его режиссером является Георгий Данелия. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Евгений Леонов, Ия Саввина, Нина Гребешкова, Ольга Машная, Александра Яковлева, Борис Андреев, Лев Перфилов, Петр Щербаков, Нина Русланова, Ия Нинидзе, Николай Парфёнов, Анатолий Соловьев, Галина Новожилова, Ирина Шмелева, Александр Денисенко.

Страна производства - СССР. Слезы капали — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.