Шел четвертый год войны...
7.3
6.3
1983, военный
СССР, 1 ч 25 мин
12+

В ролях: Людмила Савельева, Николай Олялин, Александр Збруев, Николай Ерёменко мл., Александр Денисов
и другие
1944 год. На одном из участков фронта советское командование готовит крупное наступление. Войска должны пройти через лесной массив, охраняемый фашистами. Для выяснений целей вражеских формирований в этот район направляется группа советских разведчиков, которую возглавляет капитан Надежда Мороз...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Шел четвертый год войны...

год: 1983
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Анатолий Гришко
композитор:
художники: Альфред Таланцев, Эмма Малая
монтаж:
жанр: военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 12 сентября 1983 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 25 мин
Другие фильмы этих жанров
военный

Постеры фильма «Шел четвертый год войны...», 1983

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Шел четвертый год войны...», 1983

«Как над бережком, бережком рыжеусое солнце вставало…»

На мой взгляд один из лучших фильмов о войне. До последней секунды держит в напряжении и дает возможность еще раз оценить мужество и героизм советских воинов, которые ценой своей жизни выполняли возложенные на них задания. Потому что такова была цена Победы.

1944 год. Немцы отступают, терпят поражение за поражением, но не сдаются. Заметив странную активность в лесу, сквозь который через несколько дней советские войска должны пойти в наступление, командующий армии дает задание группе разведчиков выяснить ее причину. Переодевшись в немецкую форму группы подразделения Фельдполиции Рейха, задержанной неподалеку, разведчики отправляются в лес.

Разведку возглавляют капитан Надежда Мороз и капитан Девятов. Они связаны близкими отношениями и в недалеком будущем собираются стать родителями. Но личное счастье отходит на задний план, ведь за окном — война. И самое важное сейчас узнать — какую же тайну скрывает глухой лес.

Но миссия очень быстро начинает терпеть неудачи. Капитана Девятова тяжело ранит староста деревни, прислуживающий немцам. И выполнение задания берет на себя хрупкая женщина Надежда Мороз. Вместе с тремя бойцами ей удается проникнуть в лес, но очень скоро враг раскрывает их. На советских разведчиков объявлена настоящая охота. Но ценой невероятных усилий и беспрецедентного мужества им удается выполнить приказ командования.

В этом фильме, что нечасто бывает, очень объемный образ врага. Мы практически не видим лиц фашистских солдат, но присутствие Зла ощущается повсюду. Зла, которое не дает родиться детям, не дает быть счастливыми миллионам советских мужчин и женщин.

Мы знаем финал этой войны, и потому не так больно. Но этот фильм снова и снова напоминает какой ценой далась нам Победа.

9 из 10

15 мая 2017

Выполнить задачу любой ценой.

У Людмилы Савельевой сегодня юбилей. Ей исполнилось 75 лет. И хочется вспомнить этот фильм про Великую Отечественную Войну. В нём, на мой взгляд, в лучшей степени проявился талант этой актрисы. Ее роль главная в фильме. Хотя и все остальные актеры, занятые в картине, неплохо поработали. А там масса шикарных советских актёров: Николай Ерёменко мл., Николай Олялин, Лев Дуров, Вячеслав Баранов, Александр Денисов, Тимофей Спивак и конечно великолепный Александр Збруев. Я много смотрел фильмов про войну, но этот особенно нравится. В нем нет батальных сражений, нет дивизионных передвижений и многозвёздных генералов и нет генералиссимуса Сталина. А есть простые труженики полей войны, люди отчаянного риска, есть непредсказуемые повороты сюжета и настоящие подвиги. Ведь могли же мы делать картины, от которых прошибает слезу. Чего не скажешь о современных картинах про войну. Эта картина 1983 года достойна охапки наград, если бы вышла сейчас. В то время выходило много картин про войну и я не знаю каких наград она была удостоена и была ли удостоена вообще. Но если нет, то безусловно нужно исправить историческую несправедливость и наградить хотя бы главную героиню фильма. Тем более у нее такое событие, как 75 — летие. И сделать это надо торжественно, как чествуют ветеранов во время вручения премии» Оскар». О войне никогда нельзя забывать, как и про героев данного фильма. Ведь только представить что это было, сколько молодых, подвижных, смелых, красивых людей отдали жизнь за нашу победу. И какие катастрофические последствия могли бы наступить, если бы не было их, самоотверженных, преданных родине героев. После просмотра такой картины как «Шел четвертый год войны» проникаешься и преклоняешь голову перед ними. Финал фильма просто катарсис, надрыв, боль и гордость одновременно. Масса эмоций, сердце вырывается из груди и катятся слёзы. Да где ещё такое можно увидеть, как не в нашем советском кино про войну. Конечно есть и такие картины как «Спасти рядового Райана» Но все же при всей ее зрелищной составляющей она о другом. Нам совершенно непонятном событии, как спасение единственно оставшегося из четырёх сыновей с линии фронта. В своё время, ещё Никита Михалков очень бурно раскритиковал фабулу картины Спилберга. И недвусмысленно намекнул, что на наших фронтах такие действия представить совершенно невозможно, немыслимо. Ибо у нас сражались все от мала до велика, не считаясь и не считая погибших. Ибо цель была как никогда великая и святая. Защита от фашистских захватчиков. До последнего солдата, до последней капли крови, из последних сил. Слава героям! Никто не забыт и ничто не забыто.

24 января 2017

Знать, где ловушка, — это первый шаг к тому, чтобы избежать её.

За что мы любим фильмы про шпионов и почему те же «Семнадцать мгновений весны» стали притчей во языцех? Только ли благодаря блистательной игре Леонида Броневого и Вячеслава Тихонова? Или благодаря ёмким, бойким, а порой и трогательным фразам, которые нет-нет, а все-таки можно услышать на улицы от прохожих или в общение с друзьями/знакомыми? Да, согласен, это уже является добрым знаком, но все же фильмы про шпионов полюбились в первую очередь благодаря своей мрачной и гнетущей атмосфере неопределенности. Ведь главный герой не знает кому может доверять, он не знает вернется ли он домой и всякий раз он задает себе вопрос — пойти ли ва-банк или выждать. И это буквально удерживает у экрана, а потому, когда на экране появляются финальные титры то первое время даже не веришь, что все закончилось. И именно таким фильмом является наш сегодняшний гость. Фильмом, что чуть ли не с самого начала берет зрителя в оборот и с каждой следующей минутой тонкая пружина зрительских нервов натягивается все сильнее лишь затем, чтобы издать громкое «дзынь» под конец истории. Заинтересовались? Ну что ж, в таком случае позвольте представить — «Шел четвертый год войны».

И истории перед нами разворачивается достаточно простая и в тоже самое время — сложная. Наши бойцы планируют пройти через глухой лес, да только вот незадача — все разведгруппы, что были туда посланы бесследно исчезли. Понятное дело, что там засели гадкие фрицы, вот только почему? У них так склад боеприпасов, скрытое расположение танков, а может быть переносная штаб-квартира или, чем черт не шутит — тайная встреча высокопоставленных офицеров? В конечном счете, от немцев всего можно ожидать. А тут еще прям как по заказу в плен к русским партизанам попадают представители фельдполиции. Ребята серьёзные, что не говори. А уж если фельдполиция заинтересована в том, что находится в глухом лесу, ну или то что там будет находится в самое ближайшее время, то необходимо привести свой, не менее весомый контраргумент. И вот шесть русский партизан, в форме фельдполиции отправляются к позициям фрицев даже не подозревая о том, что направляются они прямиком в западню…

Ну и что тут скажешь? Фильм, в котором ждешь кто же совершит ту самую роковую ошибку — немцы, что возомнили себя кошкой, решившей поиграть со своим обедом прежде чем сожрать или же русские партизаны, те самые мышки, что оказались в лабиринте, большинство выходов из которого перекрыты и все что остается идти вперед несмотря ни на что. Идти как бы тяжело не было, а если все-таки прижмут к стене, то дать бой, потому что нет ничего страшней чем мышь, загнанная в угол.

И именно этим славен этот фильм и именно поэтому его с заметной периодичностью показывают по телевизору. Этим, а еще актерской игрой. И нет, характеры героев можно описать одним предложением, а порой они никак не раскрыты, но это и не важно, куда важнее внутренний стержень русских солдат и мимика актеров благодаря которой к героям фильма попросту нельзя относится равнодушно. Как нельзя относится равнодушно к фрицам и им сочувствующим, которым уделено не так уж и много экранного времени и в любом другом фильме они сошли бы за статистов, но только не здесь. Что староста в деревне, хитрый и расчетливый старик, который все подмечает. Что немцы стоящие на блокпостах и с кривой ухмылкой провожающие переодетых русских партизан, что офицер путешествующий в пеленгационном грузовике. Все они получились на удивление живыми и настоящими.

И не последнюю роль в создание интересных и запоминающих образов главных героев послужила атмосфера картины, а с ней и музыкальное сопровождение. Мрачное и пасмурное небо, что окрашивает происходящее в серые тона, а с ним и тяжелая и депрессивная музыка наводит на мысль, что «хэппи энда» не будет, но все равно надеешься на то что все обойдется, как-нибудь, да обойдется. А вот обойдется ли, вы, уважаемый зритель, узнаете лишь в том случае, если посмотрите этот фильм до конца. Поверьте оно того и впрямь стоит.

8 из 10

P.S. Песня «Как над бережком, бережком, рыжеусое солнце вставало» хватает за душу и не отпускает. И вроде бы ничего такого в ней нет, но та интонация, с которой она поется, не может оставить равнодушным.

10 мая 2015

Потрясающий фильм

Фильм действительно потрясающий! Актёры играют прекрасно, особенно Людмила Савельева. Именно она главная героиня и ведёт себя подобающе. Она, будучи доброй, хрупкой женщиной, перед лицом врага ведёт себя героически. Я думаю не легко женщине, у которой под началом мужчины, которые слушают её приказы. Идти под видом фашистов к самим фашистам, и не растеряться в такой ситуации, требует большой силы. Я уже не говорю про подвиг, который она совершила! И именно Людмила Савельва создала этот фильм. И только из-за неё он стал для меня самым лучшим фильмом про войну!!!

18 декабря 2014

Фильм о подвиге

Этот фильм вряд ли можно было бы выделить из огромного массива кинолент о Великой Отечественной войне, ежегодно снимаемых на всех киностудиях СССР, если бы не его концовка. Финал картины настолько пронзителен, что невозможно сдержать слез. Да он легко угадываем, даже понятно по фильму, что все будет снято именно так, но оставить равнодушным развязка истории о советских разведчиках, миссия которых была обречена изначальна, вряд ли кого сможет. Особую эмоциональность концовке придает пронзительная песня, которая первый раз исполняется в середине картины и приобретает совершенно иное звучание в качестве музыкального эпилога.

Фильм обязательно нужно просмотреть от начала до конца, пусть даже развитие сюжета не особо захватывающее, а великолепные актеры здесь совсем не блещут. Збруев обычен, Дуров играет старосту как-то обреченно (конечно роль предателя не может стать бенефисом, но не так же спустя рукава подходить к ней), а Еременко-младший в очередной раз подтверждает, что в советских экшнах он чувствует себя идеально. А вот Людмила Савельева, на мой взгляд, просто испортила центральную роль в картине. Возможно, другая актриса превратила фильм в настоящий шедевр, а так только

8 из 10

7 марта 2010

Военный фильм Шел четвертый год войны... появился на телеэкранах в далеком 1983 году, его режиссером является Георгий Николаенко. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Людмила Савельева, Николай Олялин, Александр Збруев, Николай Ерёменко мл., Александр Денисов, Тимофей Спивак, Вячеслав Баранов, Лев Дуров, Владимир Смирнов, Александр Лебедев, Владимир Мащенко, Юрий Сорокин, Нелли Витепаш, Павел Иванов, Владимир Скляров.

Страна производства - СССР. Шел четвертый год войны... — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.