Подросток
8.1
7.9
1983, драма, история
СССР
12+

В ролях: Андрей Ташков, Лариса Малеванная, Леонид Оболенский, Татьяна Ташкова, Лариса Удовиченко
и другие
Главный герой романа - Аркадий Долгорукий - незаконнорожденный сын знатного дворянина. На протяжении всего детства его воспитанием занимались чужие люди, сверстники часто дразнили его, и он рос впечатлительным и ранимым. Будучи уже двадцатилетним юношей, Аркадий переезжает в Петербург и поступает служить секретарем у старого князя. Тут у него рождается идея - стать таким же богатым, как миллионер Ротшильд. Достичь этой цели он надеется с помощью своей оригинальной теории «упорства и непрерывности»...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Подросток

год: 1983
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Олег Мартынов
композитор:
художник: Владимир Филиппов
монтаж:
жанры: драма, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 15 ноября 1983 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Отзывы критиков о сериале «Подросток», 1983

Подросток

Одна из лучших экранизаций Достоевского, которую я видел. Авторы будто оживили тяжелую атмосферу семейных интриг и задушевных бесед. Большая часть картины проходит в беседах. Но постановка Евгения Ташкова оживила их. Лента неимоверно динамична несмотря на то, что нет четко выраженной интриги. Приятно, что постановка не спикировала в статичный киноспектакль, где актеры предаются 'театральщине'.

Евгений Ташков взялся за не самый зрелищный роман Достоевского. Тут практически сведена к минимуму криминальная линия. Да и злодеев как таковых нет. И при всем этом от ленты не оторваться.

Первые три серии изящно раскрывается вся природа отношений главного героя со своим отцом - Версиловым. Из хладнокровного злодея перед нами вырисовывается глубокий и мнительный, ранимый и стремящийся к справедливости человек. Этот образ теперь неотрывно связан с блестящей игрой Олега Ивановича Борисова. Как звонко вылетали из его уст слова: 'предупреждаю тебя, друг мой, там нет моих денег' или 'желание соврать, с целью осчастливить своего ближнего, ты встретишь даже и в самом порядочном нашем обществе, ибо все мы страдаем этою невоздержанностью сердец наших'.

Вообще, актерская игра в этом проекте достойно раскрывала произведение Достоевского. Андрей Ташков, Евгений Герасимов, Наталья Гундарева, Татьяна Ташкова увековечили своих персонажей растворившись в них. Как не верить их обморокам, горячке и взрывам настроения? На мой вкус - именно так все и было задумано Достоевским.

Вторая половина сериала немного теряется. Уже не так много ярких событий. Да и некоторые актеры экспансивны, но скорее от недостатка опыта. Это касается и Ларисы Удовиченко, и Евгении Симоновой. И Альфонсина, и Анна Андреевна неимоверно ярки, но в их игре много гротеска. Это далеко от Достоевского. К тому же нельзя забывать, что перед каждой из ведущих актрис стояла задача дать собственную трактовку формуле Достоевского из 'Подростка': 'Русская женщина – женщиной никогда не бывает'.

Последние три серии подводят нас к выразительному и запоминающемуся финалу. Заговор, интрига в интриге с целью опорочить женщину, страстность с которой мужчины хотят получить все - 'и деньги, и.. .

Особо нужно отметить и то, как изящно нам показали Ламберта. Его играл ныне неизвестный актер Анатолий Омельченко, у которого в фильмографии указан всего один фильм. Но... Как же замечательно он изобразил 'ограниченного дурака', который не понимает всей ситуации в целостности, не понимает кто перед ним находится. Омельченко со своим грубым акцентом и чертиками в глазах изобразил человека грубого, мерящего всех по себе. Трудно забыть его эскападу: 'другой бы, кроме того, попросил еще услуг... знаете каких... в которых ни одна хорошенькая женщина не отказывает, при стеснительных обстоятельствах, вот каких... Хе-хе-хе! Vous кtes belle, vous!'.

Да и не знаю, кто лучше Омельченко бы исполнил одну из ключевых фраз в ленте: 'а мы взяли и то и другое: и деньги и то - понимаешь что?'.

Режиссер внимательно отнесся к выбору локаций. Помимо страстных разговоров нам вторым планом показали столичный быт XIX века, панорамы столичных петербургских улиц, конное 'такси'. И ничего, что часть локаций снималась в Москве. Это ведь также талант представить переулок Чернышевского из Тверского района Москвы как дореволюционный Питер. Выразительны были и сцены в игорном доме. Ташков выделил самое важное - азарт игры, напряжение и раздражение к чужим успехам.

Это лишь выдержки на полях. Режиссер Ташков оживил Достоевского, увлек, приятно удивил и поднял планку. Многие ли последующие экранизации Федора Михайловича ей соответствуют?

10 из 10

28 января 2024

'… Вы меня измучили трескучими вашими фразами! И всё фразами, фразами, фразами!»

«Достоевский — такой писатель, в которого непременно нужно углубиться, забыв на время несовершенство его формы, чтобы отыскать под ней действительную красоту» (Л. Н. Толстой).

Основное впечатление, оставленное о себе телефильмом Е. Ташкова «Подросток» можно определить, как донельзя насыщенныю сюжетную кашу. Сцены сменяют друг друга с невероятной быстротой, как и постоянные встречи главного героя с разными людьми. Аркадий тут, Аркадий там, Аркадий здесь; немалое эпизодов требуют немалых усилий для понимания происходящего, как-будто зрителю предлагают поиграть в сыщика, пытающегося по вырванному куску определить целую картину. Диву даёшься, как в этой сумятице умудряются разбираться сами действующие лица. Только на до отметить, что разбираются они постольку, поскольку во-многом выполняют функцию полу-живых людей, механических кукол, безостановочно пляшущих по воле адаптированного сценария и режиссёра.

Сравнение с куклами обретает особенно яркий смысл при восприятии кинообраза Версилова в исполнении замечательного Олега Борисова. Вся колоритность этого героя только подразумевается, следует за ним по пятам, окружает туманным ореолом. «Версилов мстит», «Версилов в веригах». «Версилов маньяк» — всё это разбивается о непроницаемый и невозмутимый лик героя, подобно тому, как в по сути единственной сцене, раскрывающей болезненную сложность характера Андрея Петровича, разбивается завещанный ему предмет религиозного культа. Впрочем, и тут он по-большей части закрыт и подчёркнуто, словно издевательски сдержан. Так же однотонны и плоски его «святая» супруга и не менее «святой» Макар (важнейший образ книги!), «сердитая» Наталья Павловна и другие многочисленные персонажи, ничем не выделяясь на фоне какой-нибудь второстепенной Альфонсинки… и даже постоянно не дающего забыть о себе Долгорукого-младшего.

А позабыть о себе он не даёт чрезмерно, поскольку постоянно создаваемый Аркадием речевой шум, пожалуй, можно назвать одним из символов той суматохи, что происходит практически в каждой серии, усеянной бесконечными репликами, беседами, криками, бормотаниями, огромное число которых словно бы живут своей жизнью, не имеют никакой значительной ценности и быстро начинают утомлять. И наслаиваясь на бесконечные интриги, нарочно собранные в какой-то несоразмерный клубок, без передыха путающий сознание наблюдателя то незаконными детьми, то грозными письмами, то заговорами, то взбалмошными поступками, вся эта мешанина может заставить заговорить словами бедного князя Серёжи, вынесенными в заглавие этой рецензии. К слову, герой Евгения Герасимова один из самых «живых» персонажей телефильма, но опять-таки с большой долей условности.

Если отталкиваться от известных слов Толстого, приведённых в эпиграфе, фильм как самостоятельное произведение, выполняющее литературную нагрузку, сложно назвать образцовым. В целом, оно слабо справляется с демонстрацией основных идей первоисточника, вдумчивое погружение в который способно дать гораздо больше, чем шесть полновесных серий экранизации. Поверхностное, внешнее, ТРЕСКУЧЕЕ «несовершенство формы`в отличии практически полностью заслоняет реальную внутреннюю, типично «достоевскую» игру конфликтов и рефлексий, эту «действительную красоту». Это касается и важнейших мыслях о «случайных семьях» и «поколениях подростков». Потому «авторский голос» в финале звучит искусственно, размыто и невыразительно — ведь он подытоживает не подводимую под самоё себя основу, а творившуюся до этого «Санта-Барбару».

Могло быть и лучше. А самое лучшее, на мой взгляд — прочитать/перечитать книгу, и только затем приступать к первому просмотру.

5 из 10

9 мая 2020

«Из подростков созидаются поколения»

Очень обидно, что на этот прекрасный фильм всего один отзыв, автор которого почему-то не увидел в картине Евгения Ташкова ни психологизма, ни «нерва». Ф. М. Достоевский всегда был моим любимым писателем. Но Достоевский-это такой микрокосм, что каждый видит в его творчестве что-то своё. А «полифония» (по М. Бахтину) романов великого писателя делает их очень трудными для экранизации. Любая, даже очень хорошая экранизация не может претендовать на полноту, но работу Е. Ташкова я считаю очень достойной, одной из лучших экранизаций Достоевского.

Не открою Америки, если скажу, что в наше время творчество Достоевского актуально, как никогда. Выросло поколение, которое, говоря словами из лермонтовской «Думы»,'к добру и злу постыдно равнодушны». Сейчас идея стать миллионером, благодаря влиянию СМИ, заседает в детских головках чуть ли не с детского сада. Помню, во втором классе мне попалась «анкета» моей дочки, в которой одна из её одноклассниц в графе «О чём я мечтаю» написала»:«ХАчу иметь многА денИг». А было им в ту пору всего по 8 лет.«Деньги-это единственный путь, который приводит на первое место даже ничтожество». Только вряд ли кому-то из современных детей придёт в голову бросит богатство к ногам человечества.

Идея Подростка намного сложнее. Писатель не зря так называет своего героя. Об амбивалентности героев Достоевского писали многие, начиная с потрясающей книги М. Бахтина. Вот и Аркадий Долгорукий испытывает разрыв между природной чистотой и добротой и влиянием «идеи». Он мечется от презрения и ненависти к Версилову до слепого обожания и обратно. Для подросткового периода характерно отрицание и желание делать всё наперекор. Вот эти метания, а также раздвоенность, столкновение героя с реальным миром, в котором всё оценивается по двойному счёту, на мой взгляд, гениально переданы молодым Андреем Ташковым. Игре этого замечательного актёра свойственна психологическая глубина. Сама по себе «идея» не является основополагающей, как, например, у Раскольникова. Это всего лишь фетиш.

Не буду много писать об исполнении роли Версилова Олегом Борисовым. Это поистине великий актёр. Вообще, актёрский состав в фильме подобран отлично. Этот фильм своего рода назидание молодому поколению, как и великий роман Ф. М. Достоевского. И очень жаль, что фильм почти не показывают по ТВ. Если современные подростки не смогут осилить роман Достоевского, им бы очень нужно посмотреть этот фильм. Кому-то он помог бы выбрать правильный путь и отойти от влияния разрушающих душу «идей».

14 мая 2014

Светлая субъективность

«Подросток» — мой любимый роман Достоевского при всем уважении к «Преступлению и наказанию», «Идиоту», «Бесам» и «Братьям Карамазовым». Учитывая сей факт, посчитал необходимым оставить здесь свой скромный опус.

Откровенно говоря, шестисерийный фильм Евгения Ташкова получился отнюдь не доскональной экранизацией одного из пяти великих романов Федора Михайловича, а очень милой и трогательной историей о неком наивном юноше, случившейся во второй половине XIX века.

Молодой человек двадцати лет отроду с княжеской (не будучи князем) фамилией Долгорукий приезжает в тогдашнюю столицу Санкт-Петербург, и оказывается вовлеченным в запутанную интригу с одним судьбоносным письмом, фактическим обладателем которого он по большей части фильма является. Эта сюжетная линия сопряжена с линией взаимоотношений Долгорукого и его биологического отца Версилова. В Питере у некогда одинокого Аркадия появляется немало знакомых, он становится завсегдатаем рулетки, затем вследствие полученной обиды разрывает отношения с обществом, на какое-то время. Далее авантюрист и детский недруг Аркадия Ламберт выкрадывает у него письмо, но алчные планы Ламберта накрываются медным тазом. Конец фильма практически хэппиэндовский.

Многочисленные почитатели творчества великого писателя, к коим я также принадлежу, наверняка справедливо заметят: «Ну разве так следует экранизировать Достоевского? Достоевский — это натянутый нерв, постоянная рефлексия, самоанализ, психоанализ, философствование, экзистенциализм, а в Ташковской киноленте данные категории отражены крайне слабо». Действительно, в романе Аркадий Долгорукий выглядит далеко не таким милым мальчиком, каким рисует его Ташков-младший. В фильме идея Аркадия стать Ротшильдом упоминается вскользь и преподносится всего лишь как банальная цель обогащения, однако, если более детально подходить к содержанию романа, становится понятно, что это всего лишь средство для Долгорукого, истинные цели главного героя куда более сложней тривиальной жажды наживы.

Знаете, у меня нет однозначного мнения касаемо этого фильма. Если рассматривать его под призмой одноименного романа, расхождения будут существенные. Если же абстрагироваться от первоисточника, и смотреть на режиссерскую работу Евгения Ивановича как на самостоятельную кинокартину, то в этом случае «Подросток» — не обремененный излишней экзистенциальщиной чистый и добрый фильм, оставляющий после просмотра исключительно светлые чувства.

7 октября 2010

Драма Подросток появился на телеэкранах в далеком 1983 году, его режиссером является Евгений Ташков. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Андрей Ташков, Лариса Малеванная, Леонид Оболенский, Татьяна Ташкова, Лариса Удовиченко, Виктор Гордеев, Евгений Герасимов, Евгения Симонова, Борис Новиков, Александр Вдовин, Владимир Ширяев, Александр Хотченков, Борис Клюев, Николай Засухин, Сергей Яковлев.

Страна производства - СССР. Подросток — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.