Мираж
8
7.5
1983, триллер, драма, приключения
СССР
12+

В ролях: Мирдза Мартинсоне, Мартиньш Вилсонс, Регимантас Адомайтис, Инт Буранс, Борис Иванов
и другие
Оказавшись в жизненном тупике, герои фильма решаются на дерзкое преступление. Они верят, что большие деньги принесут им свободу и счастье. Но обмануть насмешницу-судьбу не так-то просто - надежды оказываются призрачными, как мираж в пустыне.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Мираж

год: 1983
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Янис Мурниекс
композитор:
художник: Виктор Шильдкнехт
монтаж:
жанры: триллер, драма, приключения, криминал
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 10 августа 1983 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Другие фильмы этих жанров
триллер, драма, приключения, криминал

Постер сериала «Мираж», 1983

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о сериале «Мираж», 1983

Весь мир у их ног ( и я тоже )

Если вы принадлежите, как и я, к поколению икс, или же вы бумер, то шансы, что вы не видели 'Мираж,' крайне малы. Однако, если вы игрек или зумер, то скорей всего, вы даже и не слышали об этом фильме. А жаль.

Эта советская экранизация романа Чейза про то, как девушка собрала банду, и пять отчаявшихся американских бедолаг решили угнать инкассаторский броневик, перевозящий 3 миллиона долларов, может претендовать на звание культового кино.

Мираж - замечательный пример того, как в Советском Союзе подручными средствами пытались воссоздать картину западной жизни, той которую и не знали вовсе. А насколько им это удалось, судите сами. Теперь же мы все всё знаем. На мой взгляд, фильм получился стильным. Его создателям удалось сотворить какую-то особую, легко узнаваемую атмосферу. С лёгким прибалтийским акцентом.

Идею этой ленты поймёт не только взрослый, но даже карапуз - это обличение капиталистического строя, где человек человеку волк, осуждение общества, где главными ценностями являются материальные блага, тогда как счастье, как известно, не в них.

Ну а по сути, лучше всего этот фильм бы резюмировал афоризм 'жизнь - сплошная цепь разочарований, самое большое из которых - смерть, которая несёт избавление от этих разочарований'.

Этот фильм вызывает у нас, зрителей восьмидесятых, условный рефлекс. Едва услышав первые звуки его музыки, мы уже готовимся плакать, и конечно же, рыдаем в конце, потому что не рыдать просто невозможно.

Надо отдать должное - кино действительно снято эмоционально, на нерве, адреналин и напряжение героев передаётся нам и не отпускает до самого конца. Испарина на лбу, кашель, нервная дрожь людей, идущих ва-банк, ведь в случае провала их ждёт электрический стул, и... их мечты о прекрасном будущем, постепенно переходящие в бред, горячку, мираж.

Как странно всё же получается: герои - преступники, воры и убийцы, а мы горячо им сочувствуем и хотим, чтобы им всё удалось? Выходит, мы соучастники? Каким образом происходит такой перевёртыш в голове?

Отчасти, этому способствуют прекрасно проработанные персонажи и идеально подобранные актеры, настолько породистые, каждый в своем роде, что могли бы стать звёздами где-нибудь во 'вражеском' Голливуде.

* Бывший боксёр Эл Китсон - Мартиньш Вилсонс (живёт в Риге, активно снимается в кино, отец восьмерых детей)

* Морган, опытный преступник, главарь банды - Регимантас Адомайтис (живёт в Вильнюсе, снимается в кино и играет в театре. Кстати, эту роль изначально должен был играть Ивар Калныньш, И я рада, что сыграл не он).

* Блэк, старый солдат вьетнамской войны - Интс Буранс (после Миража, снялся в нескольких фильмах, к сожалению, покинул нас в 2008 году).

* Джипо, итальянский иммигрант, вор-медвежатник, умеющий вскрывать сейфы - Борис Иванов (исполнитель более 70 киноролей, ушёл из жизни в 2002 году ).

Ну и, конечно, рыжая бестия Мартинсоне... Сейчас бы её назвали иконой стиля.

Мы сочувствуем нашим (анти)героям ещё и потому, что они в меньшей степени циники, и в большей - запутавшиеся неудачники (жертвы капиталистической системы), и всё то у них через пень-колоду, как это и было бы в реальной жизни и с реальными людьми, а не супергероями, останавливающими самолёт одним движением руки.

А вот храбрости им не занимать. И силы духа тоже.

И в конце, когда мечта 'весь мир в кармане' рассеивается как дым, они превращают её в 'весь мир у наших ног'.

Но, к сожалению, в самом буквальном смысле.

29 апреля 2023

Отверженные системой

Суровый трёхсерийный телефильм от Алоиза Бренча, считающегося классиком советского остросюжетного кино и лучшим латвийский режиссёром второй половины 20-го века. За основу взята сюжетная канва романа Джеймса Хэдли Чейза, которая была приправлена социальным комментарием, который превратил фильм с рядовым криминальным сюжетом в драму, способную потягаться с лучшими фильмами Мартина Скорцезе. А уж по драматургии кино ничуть не уступает «Профессионалу» с Бельмондо, а где-то даже и итальянскому «Спруту». Больше всего фильм подкупает тем, что рубит правду-матку жизни, рассказывая о трагичном пути пятерых жертв системы и хищничечских общественных отношениях, которые их окружают. Но лучше я не буду распинаться о том, что происходит в фильме, ибо без спойлеров всё расписать не получится.

Что ещё можно сказать? Актёры играют прекрасно, русский дубляж (так как оригинал снимался на латышском) тоже на высоте. Музыка — местами мрачная оркестровая, местами — лёгкий джаз, что хорошо помогло создать американскую атмосферу. Хороша и подборка «американских» локаций на базе того, что можно было отыскать в Советском Союзе: Юрмальское шоссе в роли американской автострады, эффектные крымские горы в роли гор Невады, задворки Риги в роли американского пригорода. И ничуть не портят атмосферу мелкие ляпсусы вроде советского Ми-8 в роли вертолёта американской нацгвардии или Нивы в роли инкассаторского броневика.

Отличный чувственный фильм с криминальным сюжетом, социальным подтекстом и трогательной концовкой. Кто не смотрел — тот не жил.

8 из 10

16 декабря 2020

Этот мираж не тает

Впервые совершенно недавно посмотрел показ на канале «Советское кино». И хочу сказать, что Алоиз Бренч снял шедевр.

Конечно, любая книга зарубежных авторов в СССР строго перечитывалась перед переводным изданием, тогда как Чейз мог бы при жизни заработать миллионы, если бы в Союзе ему исправно платили деньги согласно Женевской конвенции по авторскому праву. Почему-то советская цензура разрешила данный фильм. Видимо, захотели показать после смерти Брежнева, что Запад — такой же загнивающий и буржуазный. Но я отвлёкся:

Плюсы фильма: потрясающая игра актёров Рижского театра! Хороши все до единого! Сюжет лихо закручен, смотрится без отрыва. Этакая советская шпилька, Мирдза Мартинсоне, сама признавалась, что ей предлагали остаться на Западе и сниматься в «Плэйбое» за хорошие деньги. Эта актриса — шик, не постеснявшаяся показать грудь приличного размера. А её инсценировка ДТП — это высший пилотаж!

Далее, очень понравились актёры второго плана, особенно мальчик, отдыхавший с папой на море. Он своим детским умом сделал то, что не смог бы сделать ни один советский милиционер. Почему — смотрите в третьей серии.

Минусы фильма: довольно среднее качество съемки на советскую киноплёнку и много логических нестыковок, как например, при убийстве подельника. С оружием в фильме получился явный перебор. Самая неудачная сцена — в самом конце, когда сотрудники ЦРУ проводят совещание. Уж в СССР должны были знать, что разведка на Западе ошибок не прощала.

И напоследок: несмотря на смелость картины, хочется продолжения. Увидеть еще раз те места, где снимался фильм. Ощутить ту атмосферу любви и единства СССР, когда можно было снять такой фильм и смотреть на запрещённые вещи в кинотеатрах. И понимать сегодня, что того времени уже нет.

9 из 10

13 января 2020

Что будет, если пятеро неудачников соберутся ограбить броневик (в фильме это забавная рестайлинговая Нива) с 3 млн долларов? Провал? Как бы ни так. Они разработали блестящий план, осуществили его почти как по нотам, и 3 млн оказались у них на расстоянии вытянутой руки. Надо было только открыть сейф, на что даже имелось время.

Дж Хэдли Чейз, по чьему роману «весь мир в кармане» поставили этот отличный фильм, как правило показывал изнанку американского общества. И речь не только о бандитах и прочих асоциальных элементах, но и об американском правосудии, американских законах и вообще — о системе, царящей в этой замечательной стране, о которой так много хорошего мы все знаем. Кстати, и многие другие американские писатели видели много разной гнили под красивой оберткой западного устройства мира. Но их голоса почему-то редко слышны среди криков тамошних ура-патриотов. Это кино можно смотреть не только, как динамичный остросюжетный детектив, но и как наглядную демонстрацию настоящих демократических ценностей. Я читал в юношестве этот роман Чейза (как и многие другие), поверьте, наши советские авторы фильма ничуть не сгустили краски.

Диалоги, конечно, изысканностью не отличаются. В основном стилистика такая:

- Эй, детка, полегче на поворотах!

- А ну, заткни пасть, а то пристрелю.

И так далее, в том же духе.

Но — сюжет хорош, прибалтийские актеры сыграли отлично (особенно Адомайтис и несравненная Мартинсоне) И как бонус на финальных титрах — просто потрясающая музыка. На мой взгляд, по силе и качеству эта композиция входит в пятерку лучших мелодий из советского кино. Однако, тот же вальс Доги из ласкового и нежного зверя звучит уже много лет из каждого утюга, а эту музыку можно услышать, только посмотрев данный фильм.

финальные титры рекомендую досмотреть до конца, причем, не только из-за музыки, после них будет еще немного картинки.

9 из 10

28 июля 2015

Главными героями фильма являются грабители. Причём не просто грабители, а убийцы. Но вот парадокс — при просмотре мне было жалко и самих грабителей, и их жертв. Казалось бы: почему? А всё просто — главных героев фильма ну никак не назовёшь злодеями. На преступление они ведь пошли не от лучшей жизни и их самих тоже можно назвать жертвами. Однако пострадали они не от рук отдельных личностей, а от несправедливой капиталистической системы, где главным мерилом являются деньги, В принципе, они ж — хорошие и честные люди (во всяком случае, четверо из них, ибо про прошлое лидера банды, Моргана, сообщено не слишком-то много информации, кроме того, что 15 лет просидел в тюрьме).

Конечно, некоторые зрители могут удивится зачислению в категорию «хороших людей» мерзопакостного старикашки Эдварда Блэка. Но, не надо забывать, что такой характер у Блэка сложился не сразу. Человек воевал во Вьетнаме и отравился там химическими газами (прославленные своим гуманизмом американцы, как известно, применяли химическое оружие против вьетнамских партизан, но порой под их действие попадали свои же, американские парни), а государство, ради интересов которого он столько лет боролся, после окончания войны, просто выбросило его, как, простите за выражение, использованный презерватив, в мусорное ведро. Куда ж деться смертельно больному ветерану, которому даже в пособии было отказано? Куда… Куда… На разбойничью дорогу или на тот свет.

К тому же, я уверен, что не будь в банде Джинни, среди преступников обстановка была бы менее напряжённой, и Блэк не стал бы задирать Китсона. Но закончилась бы тогда затея с ограблением удачно? По моему, скорее всего, нет, ибо Блэк всё равно мог бы промахнуться. Да и от других случайностей никто не был бы застрахован.

10 из 10

28 ноября 2013

А что ты сделаешь со своей долей?

Являясь большой поклонницей Дж. Х. Чейза, естественно не могла не посмотреть этот фильм. Впечатлил. Сильно. До мурашек.

Практически полное соответствие книге. Самое сильное отличие — возраст Блэка и, как следствие, его биография. Убраны несколько сцен драк Блэка и Китсона, видимо для облегчения съёмок, но это ничуть не портит фильм.

Стоит выделить игру Мартиньша Вилсонса (Китсон) и Бориса Иванова (Джипо). Первый полностью передал героя Чейза, такого влюблённого и от того неуверенного в себе парня, но всё же всячески пытающегося показать себя с лучшей стороны. Второй — по-моему лучше других в этой картине показал эмоции. Как он делился мечтами с Китсоном о том, как вернётся на Родину. Как радовался, когда узнал первую цифру шифра. Ещё трогательная сцена, когда Китсон обещает умирающему Джипо отвезти его в больнице. Читая книгу, ясно понимаешь, что он это говорит искренне. В фильме же создаётся впечатление, что он это говорит, чтобы успокоить человека, которому уже никто не успеет да и не сможет помочь. И это ещё больше добавляет трагичности ситуации.

Атмосфера фильма. Это отдельный разговор. Боевой дух героев, когда они строят план, готовность идти до конца, жажда денег любой ценой сменяется безысходностью к концу фильма. Когда столько человек убито, тебя ищет полиция, а сейф всё ещё не открыт… Тогда и начинает казаться, что выхода кроме пропасти у тебя нет. Это что касается книги. В фильме эта безысходность показана в большей степени Добавляя историю с шофёром Томасом, его семьёй и другом. Герои понимают, что они погубили судьбы и опорочили имена совсем невиновных людей.

И этот противный мальчик! Это, конечно, полностью заслуга Чейза. Как я была удивлена, узнав, что такое, поистине гениальное, преступление разоблачил маленький мальчик. Даже радуешься, что деньги ему достались.

10 из 10

9 августа 2013

Что лучше: книга — фильм?

Извечный спор: фильм или книга? И если талантливо написаны и то, и другое, то многое зависит от того, что раньше посмотрел или прочитал. Обычно в книге можно передать больше оттенков, чем в фильме — хотя бы по той причине, что книга не привязана к объему и финансам, затраченных на съемки фильма. Но все же — nulla regula sine exceptione — есть исключения. Вспомните «Тот самый Мюнхгаузен» или «Собачье сердце» — здесь о книжном аналоге даже как-то упоминать стыдно. Или — «Смерть зверя с тонкой шкурой», он же — «Профессионал» с Бельмондо.

Я вначале смотрел фильм «Мираж», и после него книга казалась бледной копией — интересный сюжет и… всё! Ну чего, в самом деле, стОит последняя фраза романа — «камнем рухнули вниз»? — рухнули, ухнули, плюхнули, плюнули, бревном, мешком, кулём (сравните с Честертоном — «Преступление капитана Галахера»). Даже предположив, что это издержки перевода, я вспомню окончание «Калейдоскопа» Рэя Бредбери — «вспыхнула звезда… скорее загадай желание» и понимаю, что при всех возможных ляпах переводчиков, книга Чейза — просто замечательный сценарий, конва, а режиссура — исключительно заслуга работников Рижской киностудии, за что им громадное спасибо.

Понятно, что кино, снятое в 1983-м, носило отпечаток коньюктурности, но все же — те эпизоды продажности капиталистического общества (смерть отца Джинни, подстава Китстена, второсортность Джиппо, позабытость Блэка) добавляют только душевности героям фильма, делая их по духу очень близкими к героям Делона и Вентуры из «Искателей приключений». У Мартинсоне была сложнейшая роль — и если бы не первые пять минут фильма, придуманные сценаристами СССР, чтобы показать ущербность капитализма, то ее решение прыгнуть вместе (при условии, что она в него все же не влюблена), мне бы также казалось притянутым за уши.

Так что перечитывать повторно Чейза я бы никому не советовал — это все же не Цвейг или Брэбдери, а вот пересмотреть фильм в самом деле хочется; как говорил мой отец — хорошие книги это не те, которые интересно читать, а те, которые будешь перечитывать… или пересматривать.

15 августа 2012

Нет претензий

Читая предыдущие рецензии обратил внимание на некоторые обстоятельства.

Например, один из рецензентов написал о том, что в данном фильме на роль 35-летнего Блэка (строго согласно соответствующей книге Чейза) взяли седого старика. Но это рецензент не подумал о том, что любой режиссер, если и вносит в свой фильм расхождения с оригиналом, то делает он это неспроста. Получается, что режиссер взял Интса на эту роль по «блату», как это говорят в таких случаях. Я же считаю по-другому. Когда в середине 80-х была премьера по ТВ, я помню, какие велись обсуждения этого фильма на улице среди подростков и молодежи. Например, были реплики сводящиеся к тому, что, мол, и так герои ходят на острие бритвы, так тут еще дед (Блэк) не вовремя начал подавать знаки внимания к молодой Джинни, назло молодому Китсону, накаляя тем самым и так непростую обстановку. И таким образом уличные «болельщики» приходили к единому мнению: Блэк не прав! Блэк пристает к молодой! Но если бы всё было бы по книге, то на месте Блэка оказался бы актер, являющийся ровесником актера Вилсона (Китсона). А значит не ясно было бы тогда, кто из них прав, кто виноват. Кто из них больше достоин Джинни, а кто меньше. И стало бы не ясно, почему Джинни однозначно отвергает именно Блэка, а не Китсона. Если Китсон боксер, то и Блэк тоже не промах — если за плечами у него была 23-я рота, то это тоже говорит о смелом, много повидавшем, человеке. И тут бы мог бы появиться психологический тупик. Режиссер удачно выбрался из этого положения. Если Чейзу вдруг и удалось увидеть при жизни эту экранизацию, я думаю, он остался бы вполне доволен.

А вообще, именно прибалтийские киностудии, среди всех киностудий СССР, лучше справлялись с экранизациями романов, посвященных современной жизни на Западе. Взять к примеру «Богач, бедняк». У меня впечатление, что каждая киностудия СССР отвечала за экранизацию того или иного направления узких сторон социальной жизни, драмы, бытия и т. п. А прибалтийские киностудии как раз и отвечали за экранизацию негативных сторон Америки, причем очень успешно.

10 января 2010

Американская мечта как мираж

Пересмотрел фильм спустя 15 лет и понял, что он до сих пор актуален. Деньги, любовь, желание быть свободным и счастливым, — все это вечные темы. Несмотря на то, что качество съемки, режиссура, операторская работа оставляют желать лучшего (дать бы такой сценарий Скорсезе или Роману Полански!), фильм все равно превосходен.

Главная мысль — невозможность изменить жизнь с помощью «легкого пути». Все пятеро героев — неудачники, оторванные от мира американских грез. Блейк, -солдат, воевавший во Вьетнаме и выброшенный из жизни спустя годы, итальянский эмигрант Джиппо, не нашедший себя в «прекрасной стране Америке», отсидевший полжизни в тюрьме Фрэнк, боксер, выступавший в роли «проститутки» для игроков в тотализатор Кидсон, чье детство было бездомным и, наконец, Джинии, перед которой после самоубийства отца встал выбор — идти на панель или погибнуть с голоду. Как все это знакомо — будте не в США дело происходит, а у нас, в России… И продажная полиция, и вороватые сенаторы-бизнесмены… Горько и печально, что детектив Чейза и фильм Алоиза Бренча бьет по старым струнам, а таким вот отщепенцам остается только грабить машину с тремя миллионами и в итоге так и не стать богатыми, а погибнуть…

Последняя сцена, просто потрясает!!! Он говорит ей «Я неудачник», а она ему «я прыгну с тобой!» Любовь, попавшая в паутину социального неравенства и всеобщей лжи…

Фильм будет смотреться и через 10 и через 20 лет также, как он смотрелся 25 лет назад…

19 июня 2009

Один из моих любимых фильмов. Первый раз смотрел в 13 лет (год премьеры), неоднократно пересматривал и после каждого просмотра — новые яркие впечатления.

На мой взгляд, этот фильм — классика жанра. С восхищением смотришь в детстве и с благодарностью пересматриваешь в зрелом возрасте. Роман Чейза не читал, но судя по объёму книги, сценарий близок к оригиналу. Фильм конечно насквозь политизирован (всё-таки это 1983), но смысл от этого не изменился.

Думаю эта картина не оставляет равнодушных. Одно огорчает — нет в качестве на DVD. Такие фильмы должны иметь достойное воспроизведение.

14 марта 2009

24 года прошло с момента создания этой картины, я смотрела ее несколько раз в детстве, и вот только что буквально три серии подряд на диске… Могу сказать, что впечатления так же сильны, как и раньше, не смотря на давность картины, качество и стиль съемок, и на то, что помню очень хорошо.

Теже сцены затрагивали глубоко, актеры, особенно роли Джинни и Кидсон. И так не хотелось верить в такой конец, но…

Я не могу понять, чем именно этот фильм так затрагивает и волнует, может, это и не важно. В нем есть что-то такое, что неподвластно времени. Фильм о любви, об отношениях, о жизнях людей, объединенных волей фатальной судьбы…

Мне кажется, что я посмотрю его еще не раз…

Еще очень приятно порадовало то, что я заметила, что пляж, на котором велись съемки — Артековский с виднеющимися Адаларами в море, а место в горах, где и случилась завязка с аварией и броневиком — вообще до камушка и травинки знакомо — я там часто в горах бываю. Второй дом, можно сказать.

А в детстве я думала, что это не наш фильм, настолько он сильно отличался тогда от других… В общем, кто не смотрел — посмотрите, это классика, которую должен видеть каждый.

12 июля 2007

Перед тем как посмотреть фильм, прочитал книгу Дж. Х. Чейза «Весь мир в кармане». Книга очень впечатлила, так что когда узнал о существовании фильма — очень обрадовался. Лихо закрученный сюжет, интересные персонажи и грустная концовка. Ждал кино с нетерпением. Но…

Фильм оставил двоякое впечатлене. С одной стороны полное соответствие книге, с другой разочаровали актеры. Хотя даже не сами актеры (в плане игры к ним нет притензий), а скорее люди, которые их отбирали. Ну как можно на роль 35-летнего Блэка (наиболее харизматичного и яркого персонажа) взять седого старика?! Да и остальные актеры, кроме Адомайтиса, явно не подходили на роли. Но с другой стороны — смотрится картина на одном дыхании.

Резюмирую: советую обратить внимание тем, кто не читал «Весь мир в кармане». Остальным предлагаю лучше еще раз перечитать данное произведени — получите большее удовольствие.

13 мая 2007

Триллер Мираж появился на телеэкранах в далеком 1983 году, его режиссером является Алоиз Бренч. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Мирдза Мартинсоне, Мартиньш Вилсонс, Регимантас Адомайтис, Инт Буранс, Борис Иванов, Янис Клушс, Майя Эглите, Волдемар Шориньш, Карлис Зушманис, Ласма Кугрена, Айвар Силиньш, И. Урстиньш, Паул Буткевич, И. Круминьш, Ромуальд Анцанс.

Страна производства - СССР. Мираж — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.