Летаргия
6.9
7.1
1983, драма
СССР, 1 ч 38 мин
В ролях: Андрей Мягков, Римма Коростелева, Сергей Дитятев, Игорь Владимиров, Виктор Филиппов
и другие
Молодой ученый имеет все - квартиру, машину, положение в научном обществе, но душа его словно погружена в спячку. И только смерть матери и встреча с повзрослевшей дочерью, у которой возникла первая и безответная любовь, пробуждают его душу, впавшую в летаргию.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Летаргия

год: 1983
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Анатолий Иванов
композитор:
художник: Элеонора Немечек
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 13 октября 1983 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 38 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Летаргия», 1983

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Летаргия», 1983

Андрей Мягков — Летаргия

Тонкое кино. Выверенное. Без провалов и рыхлостей. Каждый нюанс тут пронизан смыслом.

Можно в рецензии пересказывать все эти «мелочи жизни», которые так лаконично раскрыл постановщик Валерий Ланской. Но нужно ли это? Да, маленький человек сталкивается с непростой для себя ситуацией и оказывается не готов к выходу из зоны комфорта. Он готов к походу в ресторан, но не к беременности своей избранницы. Да и избранницей едва ли он готов ее признать. Так, просто — «близкие отношения».

Стилистически все это блестяще раскрыто. Ничего лишнего, тонко, изящно — в каждой сцене. Да, что в сцене — взгляните на имена героев. Они говорящие.

Он — «Бекасов». Вы видели хоть раз бекаса? Это мелкая птица, которая своим длинным клювом разыскивает всяких насекомых и мальков. Серая, ходит по болотам и всяким влажным зонам.

Она — «Лида». Приехавшая из Лидии. Лидия — редкое имя, греческое. Нам будто подсказывают, что в ней есть нечто романтичное, но сможет ли распознать это бекас?

Точны и имена других персонажей. Интеллигент Оболенский, мечущийся Половинкин, выдающий себя за безумца Головин. И наш герой проходит сквозь них, как Гарри Дин Стэнтон сквозь Техас в культовом фильме Вима Вендерса. Это личное восхождение Бекасова, путь в котором он должен изменить свою жизнь. Для этого нужно прокрутить время вперед и осознать цену нынешних ошибок, и назад, в детское эго-состояние вернуться. Неспроста насыщенный событиями финал показан смазано, сбивчиво, впотьмах… Все верно, ибо сюжет тут лишь помогает нам разобраться во внутреннем мире главного героя.

Жаль, что такая эффектная работа даже не попала в программы крупных фестивалей. Даже журнал «Советский экран» этот фильм особо не выделил. Будто и не было

10 из 10

2 марта 2021

Так летаргия ли?

Для названии фильма автор выбрал утвердительную форму. Следовательно, его позиция ясна и не требует каких-либо дополнительных комментариев. Верно? То есть нам, зрителям, «Летаргия» подаётся как данность. Остаётся понять, что или кто под это понятие подпадает. Интрига удерживает в напряжении не долго. Безошибочно мы находим выпавшую из социума персону. Череда поступков, следующих один за другим не оставляет никаких сомнений — это именно он. Некое удивление вызывает лишь тот факт, что столь «ничтожная» личность могла стать основным персонажем фильма. Как такое возможно? В чём здесь подвох? Куда клонит нас «гений» режиссёра?

- Я не меркантилен, — ответ на предложенное повышение по службе с ростом денежного оклада и полагающимися премиями за ответственность. Вот так даже! И это разговор с «Биг Боссом», — как сказали бы сейчас. Абсолютная холодность лица.

- Сначала нужно обзавестись жильём, а уж потом заводить детей, — пеняет от коллеги по поводу стесненных квадратурой неудобств и ропщущего. Усмиряет и пытается отстраниться.

- Дети это кабала для женщины суетящейся стиркой, уборкой, готовкой, — урезонивает потуги подруги женить его на себе.

И вдруг… что такое? Хозяйственный магазин, — о счастье, дубовые разделочные доски, купленные по случаю. А ещё гитарные аккорды и магнитофонные аплодисменты

Прямо, сумасшествие, какое то.

Он достаточно молод — до сорока, судя по положению — не глуп, умён. Хорошо одет — костюм, рубашка, имеет собственное жильё, автомобиль ВАЗ — мечта советского интеллигента… и т. д.

Так что же здесь ни так?

Эгоист?

Как сказать, как сказать. А вот и отгадка. Профессор, с которым он долгое время сотрудничал, бессовестно присвоил его мысли, умозаключения, работу. Пытаясь доказать свою правоту он обрёк себя «на выжженную землю». Его предали остракизму, оставили в одиночестве, «затёрли» порицаниями.

У меня вопрос. Не в этом ли институте наш герой продолжает нести свою «вахту»?

Если так, то ситуация вообще «весёлая».

А после этого хочется спросить. Так ЛЕТАРГИЮ ли мы наблюдаем? Попытался бороться, бился, надеясь отстоять свою правоту, был заклеймён и сейчас попросту смирился, понимая бесперспективность войны «с ветряными мельницами». Его нынешнее состояние ОТРЕШЁННОСТЬ. Как давно он прибывает «в зализывании ран»? Сработал защитный механизм организма при психотравме. Хорошо, что всё закончилось именно так. Разве клиника Кащенко лучше в такой ситуации? Не справился бы эмоционально, и ещё одним Наполеоном стало больше.

Вот в эту плоскость и следует направить поток мыслей вдумчивому зрителю.

И через эту призму смотреть на происходящее.

И мысли будут не столь однозначными. Дальнейшее действо приобретёт иную окраску.

Альтернатива.

7 из 10

4 сентября 2018

В целом, кино получилось неплохим. Но во время просмотра мне было немного скучновато — скрывать не буду. Хотя, концовка, которая отчасти предугадывалась, в итоге сильно повлияла на итоговую оценку фильма. Она, по сути, банальна, но выглядит очень здорово.

Мягков играет здесь главную роль. Роль человека, который проживает жизнь как в летаргическом сне. Точнее не проживает, а существует. Существует лишь для себя. И только смерть матери и встреча с дочерью, которую он почти никогда не видел, возвращают его к тому состоянию души, которое он имел в детстве. Когда был чист, светел и честен.

Все довольно предсказуемо, но, в целом, выглядит неплохо.

20 октября 2012

Он уснул, он как будто бы вовсе и не жил

Фильм никого не оставит равнодушным, потому что поведение героя раздражает тем, что он не делает благородных поступков.

При этом он не злодей. И не романтичный бунтарь как герои Янковского.

Я бы не желал никому узнать в главном герое себя. С этой точки зрения даже страшным это представляется, и можно понять в каком персональном аду или пустыне Бекасов существует. А можно назвать это летаргией. Герой — мертвец.

Просится поэтому сравнение с бессмертным творением Джармуша.

Фильм не называется «Пробуждение»!

Мучительная финальная сцена ставит все по местам. Иллюзия перерождения героя уходит. И явно, что Бекасов, как и в начале истории, отказывается от поступков.

Герой нравственно и душевно опустошен и пуст — мертв.

Подобно историям Кафки жизнь героя меняет ночной кошмар, странное и ужасное событие, случайным свидетелем которого он становится.

Герой не плывет по жизни. А отплывает медленно в Лету. И активность героя, принимаемая за пробуждение ото сна, отражает это как тест.

Тонкая игра, полутона и отказ от драматичности в пользу настроения и притчи, многослойность простой истории и неоднозначность оценок превращают этот фильм в очень хорошее кино.

Меня к фильму привлекло участие в нем замечательной актрисы Натальи Сайко («Голос»), играющей в фильме женщину главного героя по имени Ольга. Ольга решает расстаться с Бекасовым в начале фильма и к ней он едет в финале.

10 из 10

1 октября 2009

Не впасть бы в сон

Ученный Бекасов (Андрей Мягков) предпочитает плыть по течению и не делать никаких резких движений, не брать на себя отвестственность ни за себя, ни за свою женщину. Ни за что. И вот, когда такой подход к жизни привел его на грань моральной и психологической катастрофы он попадает в маленький городок, где ему все объясняет повзровлевшая без него дочь. После этого герой начинает просыпаться как будто от некого сна-летаргии.

Фильм, который несмотря на все попытки Мягкова сыграть хоть что-нибудь, не получился. Уж больно герои одномерны и все до ужаса предсказуемы. Даже финальная сцена, которая так потрясла многих. Меня не проняло, более того, эта сцена оказалась мне жутко надуманной.

И если герой стал просыпаться из своего сна-летаргии, то зритель рискует к концу фильма заснуть, хотя это тоже неплохо. Ничего важного он не пропустит.

5 из 10

27 сентября 2009

Драма Летаргия появился на телеэкранах в далеком 1983 году, его режиссером является Валерий Лонской. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Андрей Мягков, Римма Коростелева, Сергей Дитятев, Игорь Владимиров, Виктор Филиппов, Анна Варпаховская, Сергей Никоненко, Владимир Земляникин, Ирина Ликсо, Мартин Залитис, Ольга Битюкова, Галина Самойлова, Геннадий Фролов, Сергей Рубеко, Юрий Гусев.

Страна производства - СССР. Летаргия — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.