Юность гения
6.9
6.8
1982, драма, биография, история
СССР, 1 ч 30 мин
12+

В ролях: Бахтияр Закиров, Фуркат Файзиев, Ато Мухамеджанов, Рано Кубаева, Батыр Закиров
и другие
О детских и юношеских годах ученого и философа X-XI веков Абу Али Ибн-Сины, известного под именем Авиценна.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Юность гения

год: 1982
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Татьяна Логинова
композитор:
художник: Эмонуэль Калонтаров
жанры: драма, биография, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 13 июня 1983 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 30 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, биография, история

Отзывы критиков о фильме «Юность гения», 1982

Записки про юного врача

…На двое суток сухарей

И только юность — всю (с)

(Леонид Семёнов-Спасский)

Вся история человечества представляет собой столкновения разума и мракобесия. От глубины веков и до наших дней всегда находились пассионарии, готовые предложить человечеству те или иные открытия, закономерности, лечение болезней или математические законы. Одним из них везло, других ломали, третьи умирали за то, во что верили, дабы впоследствии стать бессмертными в молве и памяти. И если навести увеличительное стекло на науку, с которой волей-неволей сталкиваются все — на медицину, самую неточную из всех лженаук (с) — то обнаружится, что о великих врачах написано и снято до обидного мало. Не сухого документального материала, а живых художественных произведений, интересно и легко рассказывающих про реальные события, пробуждающих интерес к предмету и восторг слогом автора. Советские и постсоветские дети узнавали о факте существования великих врачей из детской энциклопедии в 10 томах, идеологизированной, как и всё в Стране Советов, но пропагандирующей полезную информацию. Из художественной литературы можно вспомнить «Открытую книгу» Вениамина Каверина или особняком стоящий «Вечный бой» Леонида Семёнова-Спасского, примечательный хотя бы тем, что его писал врач про других великих врачей. Каверин был экранизирован, на излёте СССР совместно с Германией был снят мини-сериал про трагическую судьбу Вавилова, ещё в сталинские времена на экраны вышли «Академик Иван Павлов» и «Пирогов», о великом хирурге Войно-Ясенецком был снят фильм «Излечить страх». Также заслуживает внимания французский мультсериал «Жили-были первооткрыватели», хотя бы серией про Луи Пастера.

Малоизвестный советский фильм «Юность гения» является тем невзрачным камешком, из которого в дальнейшем получают алмазы. Без звёздного каста и гигантского хронометража преподносящий зрителю истоки, у которых стояла современная медицина. Ознакомленный с историей человек при просмотре фильма, в котором действие происходит в те или иные года первого тысячелетия, подмечает автоматически: это времена, когда Римская Империя пала, Европа на столетия погрузилась во мрак, из достаточно цивилизованной по тем временам Индии берут своё начало арабские цифры, экспансия ислама образует огромный халифат. В наше просвещённое время требуется некоторое усилие над собой, дабы осознать, что когда-то патологоанатомическое вскрытие было греховным, врачи не имели современных средств диагностики и лечения, а наркоз с антибиотиками и правилами гигиены принадлежали очень отдалённому будущему. С точки зрения века, в котором прошли детство и юность Авиценны, очень смело и революционно звучат слова о невежестве как главной причине смерти и разуме — как форме всех форм. До эпохи Просвещения, в которой лучшие умы провозгласят о безусловной пользе образования, остаётся несколько веков. А в 10 веке приходилось совершать аутопсию под покровом ночи и только наобум предполагать о причинах болезней, вспоминая труды античных учёных и в случае обнаружения рискуя жизнью. Ибн Сина и его наставник отделались, можно сказать, лёгким испугом. Символично то, что те, кто учили Авиценну, пророчат ему великое научное будущее, а сам он в растерянности перебирает научные труды и говорит, что каждый из учёных противоречит другому и жизни не хватит, чтобы всех изучить. Как это хорошо знакомо тем, кто профессионально изучал медицину и занимался ею. Равно как и то, к чему приходит учёный — объединить все имеющиеся школы и оттуда искать путь к истине.

Путь начинающего лекаря Хусейна ибн Абдаллаха, сталкивающегося с людской глупостью, щедро приправленной древними предрассудками, во многом напоминает судьбу других великих врачей. Или наоборот — их судьбы схожи с его. Он даёт клятву в течение всей своей жизни преследовать и гнать смерть, и выполняет её, занимаясь лечением больных во время траура по отцу, чья кончина придаёт особую трагичность жизни учёного. И снова зритель вспоминает о том, что в средние века глазные операции на хрусталике не имели особого практического смысла, потому что максимум, что они давали больному — различать свет и тень. И почему-то ни в «Юности гения», ни в немецком фильме 2013 года «Лекарь: Ученик Авиценны» не удержались от введения в фильм эпидемии чумы, которой при жизни Авиценны всё же не происходило. Впрочем, это подчёркивает тяжесть жизни учёного, опередившего своё время, в невежественную эпоху, и напоминает о том, что тогда не было не только методов лечения и профилактики инфекционных заболеваний, но и элементарной информации про то, как они передаются. Многие знания вынес Ибн Сина из своей жизни на родине, которую был вынужден покинуть после взятия её тюрками. Создатели фильма также придают этому оттенок трагичности несостоявшейся любви.

Финал фильма словно показывает тот мизерный отрывок времени, которое стёрлось в промежутке между стрелками часов. Ибн Сина в течение своей жизни часто спасался бегством, и первое бегство — из Бухары — закругляет полотно, но не жизнь гения. В жизни Авиценны разворачивается новая эра, эра жизни на чужбине. Кадры лошади с всадником, бегущей по равнине, как бы притормаживают последние мгновения молодых лет главного героя. И подстёгивать его некуда, впереди изгнание, Хамадан, Исфахан… И мало чем поможет граничащее с почитанием уважение коллег-современников и будущее бессмертие у потомков, когда твой дом рушат железные копыта невежества и тупой жестокости. Так насладись же, Хусейн ибн Абдаллах ибн Аль-Хасан ибн Али ибн Сина, последними секундами на родине, которую больше не суждено увидеть.

Пройдёт 30 лет, и Авиценну сыграет титулованный Бен Кингсли. Казалось бы, великий учёный дождался своего подходящего исполнителя. Но к сожалению, роль Ибн Сины в «Лекаре, ученике Авиценны» — мебель. Получился обычный проходной фильм, который не вытянули даже именитые исполнители. В то время как «Юность гения», снятая совместными усилиями «Узбекфильма» и «Таджикфильма» с двумя никому не известными актёрами в главной роли, обладает не только восточным колоритом, не только уютным шармом средневековой Бухары, но и несёт мощный заряд неординарной личности самого Авиценны. Его жизненный путь не пройден, а только начинается… и, наверное, никогда не закончится. В том плане, что сам Ибн Сина, конечно же, смертен. Но противостояние разума и мракобесия постоянно. Вечен путь учёного к истине, бесконечно путешествие к новым достижениям науки и прогресса. Было бы хорошо, чтобы таким же вечным было сотворение новых художественных произведений про великих врачей, давших нам все разбаловавшие нас возможности лечения и диагностики. Наука нуждается в поддержке со стороны искусства, а не в потворствовании невежественным заблуждениям и глупым стереотипам.

5 октября 2017

Чуть больше четверти века отделяет «Юность гения» от предыдущего обращения к биографии Авиценны в рамках советского кинематографа. Фильмы 1956 и 1982 показательно противоположны друг другу. Причина этому кроется не в судьбе средневекового ученого и мыслителя, а в изменениях самого государства, ведь совершенно ясно, что экранная биография никогда не зависит от своего материала, но всегда увязана с актуальными процессами, доминирующими в социуме идеями.

Снятый на излете сталинского соцреализма фильм 1956 года квазижитиен. Снятый на излете брежневской стабильности фильм 1982 года антиутопичен. Авиценна первый — прогрессивный архетип и ретроспективный пророк. Авиценна второй — прогрессор и медиум позднесоветских интеллигентских вкусов и предпочтений. В первом фильме неизбежна статуарность и монологи о светлом будущем в диафрагму; во втором робкий свежий воздух настоящего отступает перед грозовым фронтом уже мрачного будущего. Если Авиценна постсталинский — защитник униженных и оскорбленных, то Авиценна постбрежневский о народе особо и не вспоминает. Сначала он врач, а потом философ. Идеологическая подкладка тяжелой соцреалистической шинели сменилась тут концепцией просвещенческого толка. Точнее, так. В первом фильме главный герой неизбежно выступал субститутом того самого, который в шинели, исполнял пресловутую роль Предтечи. В фильме втором Авиценна именно Гений, причем не эпохи Просвещения, а скорее Возрождения. Опять же точнее, Возрождения, которое так и не наступило. Полноценной Средней Азии в обоих фильмах поэтому нет. В 1956 году марксистская транскрипция ее культуры предстает чуть ли не в декорациях «Тысяча и одной ночи», а вот в 1982 году Ишмухамедов рисует нам в образе древней Бухары вполне современный мультикультурный топос, который можно назвать Парижем или Нью-Йорком. Или Москвой с ее Арбатом. Еще в своих шедеврах 1960-х годов — «Нежности» и «Влюбленных» — он показывал Среднюю Азию вполне по-европейски, и дело тут не в транскрипции «новой волны» на новый азиатский лад, а именно странный эффект современности от очевидно неевропейской культуры. К началу 1980-х это отлилось у него в абсолютный идеал общества, из кипучей смеси которого, где есть место и синкретическим формулам (нельзя не отметить единственное появление на экране в качестве, прости господи, актрисы Джуны Давиташвили, играющей саму себя, то есть ведьму), и полету религиозной мысли, точнее, мыслей, так как речь идет не об одной религии, и гносеологии научного знания. Вот истоки учености Авиценны (а вовсе не любовь к народу и ненависть к тамошним буржуинам, как в первой экранизации), юности Гения, который из плавильного культурного котла Бухары и начинает получать первые формулы того, что станет позднее его универсальным научным знанием.

Но это опять же не история как таковая, а скорее представление позднесоветского интеллигента о совершенном мире, где интеллигенция может и не быть близка народу, а заниматься своим делом. Рудименты брежневского времени в фильме очень заметны, но вместе с тем он точно маркирует тот самый рубежный момент, когда уже к концу десятилетия станет абсолютно ясно, что интеллигентский проект родом из 1960-х полностью провалился, и историю начнут писать не на экране, а в реальности уже совсем другие люди.

18 июля 2017

Драма Юность гения появился на телеэкранах в далеком 1982 году, его режиссером является Эльёр Ишмухамедов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Бахтияр Закиров, Фуркат Файзиев, Ато Мухамеджанов, Рано Кубаева, Батыр Закиров, Витаутас Томкус, Василий Чхаидзе, Джуна Давиташвили, Гольдан Ленхобоев, Матьякуб Мантганов, Шухрат Иргашев, Лейла Гаптелханова, Рустам Уразаев, Мурад Раджабов, Леонард Бабаханов.

Страна производства - СССР. Юность гения — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.