Волшебная гора
Der Zauberberg
7.3
6.4
1982, драма
Франция, Италия, Германия (ФРГ), 5 ч 20 мин
В ролях: Вернер Айкхорн, Род Стайгер, Флавио Буччи, Кристоф Айхгорн, Александер Раджун
и другие
Ганс Касторп, только окончивший университет и лелеющий надежды стать гражданским инженером, приезжает в санаторий «Бергхоф», расположенный в Швейцарских Альпах, навестить своего двоюродного брата Иоахима. Ганс планирует провести в «Бергхофе» всего три недели, но очень быстро попадает под воздействие царящей там болезненной атмосферы.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Волшебная гора

английское название:

Der Zauberberg

год: 1982
страны:
Франция, Италия, Германия (ФРГ), Австрия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , ,
видеооператоры: Михаэль Балльхаус, Уолтер Лассали, Робби Мюллер
композитор:
художники: Хайди Люди, Тони Люди, Клаудия Бобсин, Бернхард Хенрих
монтаж: ,
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 20000000
Дата выхода
Мировая премьера: 25 февраля 1982 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 5 ч 20 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Волшебная гора», 1982

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Волшебная гора», 1982

Неволшебные холмы экранизаций

«Волшебная гора» Томаса Манна является фундаментальным произведением прошлого века, определяющим и задающим основные направление мирового искусства для последующих поколений творцов. Сложнейший многогранный шедевр, выходящее за рамки истории полотно, сотканное из культурологических, философских, политических, психологических нитей. Многопластовое, многослойное, глубокое, поэтичное и вселенски мудрое.

Было бы наивно ждать от экранизации чего-то, отвечающее по уровню и величию этому философско — поэтическому трактату. Но попытаться хотя бы стоило. Вышло же сочинение отличника на заданную тему для галочки в журнале.

Дотошно и по-немецки педантично положенное на пленку сухое изложение фабулы романа (что, в принципе, не сложно, так как роман сюжетно ненасыщен). К тому же почему-то постоянно съезжающее в фарсовость, отчего Томас Манн стал напоминать Кафку. Ключевые же эпизоды, точки сборки романа — сцена у водопада, в принципе объясняющая название романа(имеющая аллюзии с «Подвигом» Набокова — еще одного кита мировой литературы, также не поддающегося экранизации), кататимно — имаджитивный трип героя, погрузивший его в пучину коллективного бессознательного, история взаимоотношений Ганса и мадам Шоша как поиск Анимы, выходящий из детства, показано на том же эмоциональном уровне как и нарочито монотонный у Манна фон светской жизни санатория, что начисто лишает фильм какой либо глубины восприятия.

Ну как если бы Лакримозу Моцарта сыграть двумя пальцами на пианино — ровно, сухо, психопатично, точно попадая в ноты, и напевая тихим спокойным голосом, изредка слегка повышая его (притом там где это совершенно не нужно).

Тому кто не читал роман Манна начинать знакомство с ним вот этой экранизации категорически не рекомендовано. Посмотреть фильм стоит тем, кто читал роман раньше, для того чтоб восстановить в памяти. И получить толчок к перечитыванию.

Режиссер пытается объяснить метафоричность романа, притом правильно объяснить — болезнь героев — это нарушение потока шопенгауэрской Воли, приводящей к застою внутренних духовных процессов человека и общества. Но объясняет примитивно, в лоб, как бы только для констатации (сходство друга героя в детстве и мадам Шоша, к примеру. Показано, отмечено, но далее в фильме тема не развита). Притом, если не читал роман этот намек и не поймешь, а если читал — то он кажется вульгарным.

Да, в принципе, единственной достойной экранизацией Томаса Манна остается «Смерть в Венеции» Висконти.

Я понимаю, чтоб экранизировать величие самому необходимо иметь величие в себе. Но, может, тогда и не надо замахиваться на классику ? Иначе, в остатке, от волшебства романа осталось только слово в названии.

5 из 10

11 апреля 2017

«Если эпоха не дает удовлетворительных ответов на вопросы «зачем», то для достижений, превосходящих обычные веления жизни, необходимы либо моральное одиночество и непосредственность, — а они встречаются весьма редко и по существу героичны, — либо мощная жизненная сила» Томас Манн «Волшебная гора»

Двадцатый век, помимо личностей, совершивших много великих свершений, подарил человечеству целую галерею портретов людей, не совершивших нечего, и выдающихся хотя бы этим отказом участвовать в круговороте общего зла. Герой «Волшебной горы» Ганс Касторп — обычный молодой человек решительно нечем не выделяющийся среди своих современников, но в этом смысле совсем незаурядный. Ведь помещая его в швейцарский противотуберкулезный санаторий, Томас Манн последовал буквально старой мысли монахов, западных и восточных — от социального зла бегите в горы! Почти форма монашества эпохи предшествовавшей широкому распространению «реакции манту» и прививок БЦЖ — только без Бога, без системы координат, с врачебными ритуалами и измерением температуры вместо утренних и вечерних молитв. Но решив высмеять «Belle Epoque», Манн одновременно нечаянно воспел ее. И не зря «Волшебную гору» всю жизнь напрасно мечтал экранизировать Лукино Висконти, заявлявший о принадлежности к «вчерашнему миру», ушедшему навсегда, но оставшемся фантомной болью Европы.

Можно только представлять какой это мог бы фильм, сними его автор экранизации манновской «Смерти в Венеции», переложивший почти не поддающиеся пересказу потоки прозы на язык молчаливых визуальных образов. Немецко-австрийская версия 1982 года, конечно, далеко не Висконти, зато старательно, как в школе, артикулирует идеи объемного opus magnum немецкого писателя, что понятно даже людям, не осилившим книгу (и такие люди тоже понятны!), хотя значение некоторых сцен для не знакомых с романом так и останется загадкой. Поначалу обращает на себя внимание в первую очередь сатирический аспект (который кажется более акцентированным, чем даже в романе). Санаторий «Бергофф» встречает приехавшего навестить больного кузена Ганса атмосферой фарса, карнавала, бреда горячечного больного, когда вроде бы обычный мир, колет мурашками притаившегося на подложке абсурдом. Взгляд с достаточной внимательностью выхватывает из открыточных интерьеров массу колоритных персонажей, еще более гротескных, чем их литературные прототипы. Эксцентричная русская дама, громко хлопающая дверями при каждом своем появлении, похожий на клоуна итальянец, пытающийся заполучить Ганса себе последователи, вояка-кузен, робеющий перед полоумной девушкой. Разговоры о болезни и самоубийстве за едой, истерические выкрики «Я не хочу умирать!», кашель и хохот. Иногда начинает казаться, что это не противотуберкулезный санаторий, а психиатрический диспансер. А потом постепенно привыкаешь к абсурду и перестаешь замечать, как привыкает и Касторп. К веселой сюрной какофонии начинают примешиваться тревожные нотки. Все больше профессионального любопытства в глазах докторов, повышенная температура по вечерам, четверо мужчин в черном, выходящие с гробами, как предвестники беды, внезапно открывшиеся кровохаркание… Так наш мечтавший стать инженером герой узнает, что он тут больше не гость — «Бергофф» захватит его анестизирующей реальностью и сделает «своим» на ближайшие семь лет.

В этих семи годах угасания и увядания — вся «прекрасная эпоха» начала двадцатого века. С перверсиями декаданса, романтизмом, гуманизмом, католичеством, модерном, масонством, новомодным психоанализом, развернутыми философскими спорами до хрипоты, переходящими в демагогию. И никого не жалко, ведь интуитивно чувствуется, что герои всего лишь члены сложного уравнения, а главная жертва — красивая жизнь Европы до Первой мировой. Либерализм Сеттембрини, консерватизм Нафты, гедонизм Пепперкорна — трехчасовой фильм достаточно подробно объясняет суть всех этих диспутов буржуазного общества забравшегося в заоблачные высоты «волшебной горы», изолировавшись от реальности. Вернее, передает то, что нет там никакой сути. Все бесполезно, эскапизм в замкнутый на себе мир цикличного времени, где меняются только сезоны, обречен — рано или поздно время выпрямится стрелой. Ведь там, наверху, в миниатюре та же самая низовая Европа, уже раздираемая противоречиями и социальными катаклизмами. Скоро в уютный мирок давоского санатория ворвется война. И мы встретим повзрослевшего Ганса отправляющимся на фронт, чтобы решать онтологические проблемы «здесь и сейчас». Все, что он поймет из своего пребывания в альпийском раю, так это то, что человеку хочется остановить мгновение даже не потому что оно прекрасно, а потому что любая жизнь ценна и красива сама по себе. Но как сказал Святой Антоний Великий ««Если ты в миру не смог ужиться с людьми, то потом ты не сможешь справиться с одиночеством». Так останется и мало чего понявший двадцатый век перед лицом бесчисленных катастроф, и начнутся сто лет одиночества.

7 октября 2015

Драма Волшебная гора появился на телеэкранах в далеком 1982 году, его режиссером является Ганс В. Гайссендёрфер. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Вернер Айкхорн, Род Стайгер, Флавио Буччи, Кристоф Айхгорн, Александер Раджун, Марго Хильшер, Гудрун Габриэль, Энн Захариас, Ирм Херманн, Рольф Цахер, Шарль Азнавур, Стефания Бьянка, Вильфрид Бласберг, Эрика Данхофф, Uller Dubi.

На фильм потрачено свыше 20000000. Производство стран Франция, Италия, Германия (ФРГ) и Австрия. Волшебная гора — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.