Сказка странствий
8.1
7.8
1983, фэнтези, приключения
СССР, Чехословакия, Румыния, 1 ч 41 мин
В ролях: Андрей Миронов, Татьяна Аксюта, Лев Дуров, Ксения Пирятинская, Балтыбай Сейтмамутов
и другие
Два злодея похищают мальчика-сироту, обладающего волшебным даром находить золото. Его сестра долгие годы ищет его, испытывая лишения, и наконец встречается с братом. Но оказывается, что найти — еще не значит спасти.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Сказка странствий

год: 1983
страны:
СССР, Чехословакия, Румыния
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператор: Валерий Шувалов
композитор:
художник: Теодор Тэжик
жанры: фэнтези, приключения
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 5 сентября 1983 г.
на DVD: 20 февраля 2014 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 41 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, приключения

Видео к фильму «Сказка странствий», 1983

Видео: Фрагмент (Сказка странствий, 1983) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Сказка странствий», 1983

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Сказка странствий», 1983

Один из лучших советских фильмов

Бесспорно, одно из лучших кинопроизведений позднего СССР. Фильм-эксперимент - на стыке нескольких жанров, что само по себе необычно для тогдашнего кинематографа, тем более детского. Митта был, безусловно, прав, адресовав фильм широкой аудитории - и детям, и взрослым. Это не бездумные 'ужасы ради ужасов' (как многие сегодняшние фильмы). Это драматическая история, в которой герои сталкиваются со злом и преодолевают его -- кто как может, в силу своих способностей - утверждая, таким образом, главенство добра и ценность человеческой жизни. Ещё раз: ценность человеческой жизни. В этом состоит цель любого гуманистически направленного искусства. (Потому те, кто после просмотра 'Сказки странствий', ноют о том, что 'детишкам страшно', или что это 'недетское кино' - они не в состоянии цельно осознать/воспринять ключевую особенность фильма Митты, за внешней картинкой увидеть смысл. Сродни тому, чтобы по цвету шляпы судить о человеке.)

По поводу 'разорванности' сюжета. Как следует из открытых источников, которых сегодня предостаточно, причин нестыковок сюжетных линий, как минимум, две. Первая. Фактически разрабатывались два варианта сценария (первый - самим Миттой, второй - им же, но в соавторстве с другими драматургами), которые не были согласованы между собой в необходимой степени. Вторая. В результате нескольких этапов приёмки фильма его продолжительность была существенно урезана: задуманный изначально как двухсерийный, фильм стал односерийным. Можно только догадываться, что там могло быть в 'полной' версии (хотя кое о чём мы знаем - из тех же открытых источников). Но по моим ощущениям, в конечном итоге цензоры сделали свою работу, что называется, 'во благо' фильма. Задумок Митты, возможно, хватило бы и на целый фэнтези-сериал, но снять его в силу объективных причин тогда он не мог. Потому некоторые сюжетные куски, даже отдельные эпизоды целесообразно было 'обрубить', чтобы то, что в итоге осталось, не воспринималось слишком громоздко и многослойно. (Продолжительность конечной версии 'Сказки странствий' - один час сорок минут - это немало.)

Не считаю 'Сказку странствий' фильмом-образцом актёрской игры. К тому же здесь не так много крупных планов, на которых можно было бы созерцать чудеса перевоплощения, мимики и жестов. Всё-таки это сказка, и в её основе - приключенческий сюжет. Но необычность самой роли Орландо и, главное, особенности её воплощения актёром Мироновым не отметить просто нельзя. Это означало бы быть совсем слепым. Персонаж Миронова трогателен, порой по-детски наивен и буквально одержим желанием делать благое и полезное для людей. Его голос интонирует сопереживанием. Сопереживание - способность бескорыстно разделить боль или радость другого человека и прийти на помощь. Редкое качество теперь... Так скажем спасибо режиссёру Митте за то, что эта роль не была отдана Леониду Филатову. И за то, что этот фильм в конечном итоге состоялся. И за то, что в нём так доходчиво и эффектно художественно оформлен тезис о ценности жизни и бессмертии человеческой души.

10 из 10

Других оценок быть не может.

7 мая 2023

О совести и скуке

При всём желании хвалить работу режиссёра и актёров это не получится. Пауза в освоении этой кинопритчи растянулась на десяток лет с хвостиком. В детстве прошло на одном дыхании, я ощущала себя Мартой и очень переживала, когда досматривала, а гибель Орландо… Ну, тут слёзы были, конечно.

Вот с ностальгии и началось повторное знакомство. Почти с дюжиной перерывов произошло. Сказка-притча в мерзком фантике подделки под тёмную фантазию до самого конца смотрелась просто из упрямства.

А дело в том, что Марта (Татьяна Аксюта) представлена воплощённой совестью, только выглядит истеричной девочкой, разыскивающей похищенного брата (это намёк на поиск смысла жизни был или как?). Находит его уже в возрасте «за двадцать».

Орландо до встречи с совестью потрошил трупы и выдумывал изобретения, желая прославиться, но маскировал тщеславие самоубалтыванием — поверил себе, что не корысти ради, а токмо во исполнение мечты о счастье человечества.

Май (Пирятинская — ребёнок, Валерий Сторожик — взрослый братик) без Марты-совести испоганился. Его похититель к концу жизни чуть было не понял, что не в деньгах счастье. А в их количестве, да?

Смысл: без Марты люди — так себе, а с Мартой всем становится тяжелее жить, но душевно чище. Кому как выбрать и можно ли выбирать или Марта сама приходит и пробуждает бессовестных?

Ребёнок, Май — младший братик Марты, чует золото, от него у мальчика боли и обмороки. Но он нужен стяжателям, как индикатор и указатель на клады и нычки, даже на единственную монетку… Его крадут, чтобы обменять его страдания на своё богатство.

Кризис советской морали в 1983 году был виден не только киномудрецам, но и просто всем.

Мусолить кризис советской совести — это не искусство и не диагностика киносредствами ради исцеления, а колупание в болячке.

Если феноменальные сценаристы Дунский и Фрид пылали идеей, а их пыл зажёг и Митту, то итогом их горения должен был быть шедевр, а не угар и дым.

А получились метания между Эйзенштейном и Станиславским, полуфиглярская игра Миронова, эпизод на хребте дракона со Смеховым, натужное злодейство Дурова и в итоге… Мусор вместо шедевра.

Просто испорченная идея в итоге, один из последних киногвоздей, забитых в гроб советской морали.

Однако после мучений с просмотром идея таки прочитывается. Распродажа советских всенародных недр в виде потрохов дракона и неотвратимость наказания за сытую беспечность сейчас страшнее, чем кривляния Чумы, побеждённой Орландо ценой жизни.

Спасённые детишки (мы с вами) — это куклы, которые Митте, похоже, просто под руку попались.

Все свои баллы фильм получает за потенциал, но сегодня кажется не шедевром, а черновиком крутой кинопритчи, если такое вообще бывает.

5 из 10

30 августа 2021

Самая недооцененная работа Андрея Миронова

Мрачный, жестокий, грязный, кровавый. При этом светлый, романтичный, красивый, исцеляющий. Ставлю этот фильм на одну ступень с шедевром Германа «Трудно быть богом». И не понимаю, почему мало кто знает фэнтези с Андреем Мироновым в роли ученого-скитальца, который погибает, спасая других. На мой взгляд, Орландо — его лучшая работа, прорастающая глубоко в душу. Раскрылся бездонный драматический талант Миронова, к сожалению, не сильно востребованный советским кинематографом. Чего стоит сцена средневекового «милосердного» суда, где судьи одновременно дискутируют о том, сколько раз повесить ученого и до какой степени прожарить мясо на ужин.

В это время неугомонный Орландо разворачивает свой огромный плащ-инфографику и сравнивает человеческий организм с устройством планеты! Совершенно не от мира сего хороший человек. Люблю его философское: «Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? Чтоб мы смотрели на них и старались быть совсем другими». Дракон, чума, разбойники, клады и спесивый юноша со злыми собаками — все это было в советском (минуточку, детском!) фильме за 30 лет до «Игры престолов». Сейчас рейтинг «Сказки странствий» был бы 21+, мне кажется.

21 июня 2021

«Сказка странствий», сказка/детское dark fantasy/роуд-муви, 1983, СССР/Чехословакия/Румыния, реж. А. Митта («Экипаж»)

Если не знаете, что уже бы посмотреть с детьми в рождественские каникулы, посмотрите это совершенно и несоветское, и неголливудское произведение в стилистике «страшной сказки» и фильма-путешествия. По современным меркам, ничего тут страшного, конечно, нет. Но с детства запомнилась одна из самых пугающих сцен тогдашнего детского кино — эпидемия в охваченном чумой средневековом городе, где жители в накидках гуськом покидают заражённые районы, а персонификация чумы в образе нищенки (Татьяна Васильева) заражает их при тактильном контакте. Кто же знал, что через 37 лет сказки про эпидемию будут вовсе даже и не сказки, а заражаться будешь и без всякого соприкосновения очень даже воздушно-капельно.

Сейчас в фильме видны и другие знаки и символы, не читавшиеся тогда совершенно: бухающие за одним столом судья, прокурор и адвокат в одной харчевне с бандитами (привет, Кущевка); суд на основании доноса в пять минут с вынесением «справедливого» смертного приговора (привет, гуманная судебная система); «эффективный» адвокат, выигравший процесс и снизивший наказание обвиняемого с 8-ми смертных приговоров до 5-ти (привет, адвокат Пашаев); умница-учёный (Андрей Миронов), изобретающий в темном Средневековье вещи для счастья человечества (привет, «Трудно быть богом»).

Много чего ещё тут есть, но тогда не обойдёмся без спойлеров.

Кино заслуживает внимания, но, увы, неидеальное, впечатление немного попортят и нелогичность повествования, и несколько истеричная, хотя и забавная игра главной актрисы (Татьяна Аксюта), и недостаток общих планов в картинке. Да и монтаж тут подчас странный. Например, некоторые сцены фигурируют только в комментариях героев, навроде: «Ой, Орландо, смотри, я вижу моего брата, они идут по дороге». Или отсутствие логики в монтажных склейках сцена 1 «ночь, герои сидят в кибитке, снаружи воют волки», сцена 2 «утро, герои выходят из укрытия и видят результаты волчьей охоты», без промежуточной сцены схватки с волками или хоть какой-то реакции на происходящее.

Однако, эти шероховатости не отменяют положительного впечатления от фильма, его позитивного гуманистического посыла, в том числе, со свойственной советским фильмам моралью о порочности излишеств и богатства и с нехарактерной советскому кино идеей о бессмертии души

8 января 2021

Фильм-сказка

Фильм очень хороший и об очень важном, о самом главном. Фильм философский. Но все-таки это фильм-сказка. И не только потому, что дух одного из главных героев, Орландо, переселяется в тело Мая, душа которого погибла. Увы, душа действительно может погибнуть навсегда. И это было бы призывом к бдительности, тождественным христианству…

Все здесь о нас и о нашем времени. Все верно: и о судьях, и о рыцарях-обжорах, которые вместо того, чтобы действительно сражаться с драконом, устраивают пир во время чумы. И «зеленая» тема затронута в верном направлении.

Но прометеевский дух Орландо — это то, в чем режиссер ошибся. Марта не раз убеждала Орланда своими поступками, что добро важнее таланта. Спасение человечества уже совершено. Христианину это понятно. И понятно Кем. Режиссер проходит мимо этого. Это не к тому, что человеческий талант не может служить людям. Святитель Лука Войно-Ясенецкий был и хирургом и священником. Но все-таки в фильме, особенно в концовке проступает мысль, что талант тоже может спасти мир, как бы наравне с добром. Однако нет гарантии, что талант этот опять не будет служить злым людям. В жизни, увы, по определенным причинам случается именно так. Поэтому это именно фильм-сказка. Именно так и надо его трактовать, чтобы не ошибиться в акцентах.

Создатель кибернетики Норберт Виннер как бы извинялся за свое изобретение перед человечеством, понимая какие может нести оно угрозы людям. Об этом Дмитрий Перетолчин и Ольга Четверикова на ю-тьюбе. Ученый, поэт, философ часто не знает как отзовутся его слова, его дела. Тютчев хорошо это понимал.

Показательно, что режиссер Александр Митте снялся в фильме «Экипаж» (2016), но его имени нет в титрах к фильму. И это не ремейк его фильма 1979 года. Это совсем другой фильм. Это фильм-катастрофа… В качестве слогана к фильму выбрана фраза: «Когда земля горит, спасенье только в небе». Спасенье всегда приходит с Неба. Но в нем всегда участвуют двое: Бог и человек. Поскольку в фильме-сказке использован средневековый сюжет, может быть, уместно будет закончить максимой Фомы Аквинского, которой, хотелось бы надеяться, пользовалась мудрая Марфа: молись так, как если бы все засисело от Бога, и поступай так, как если бы все зависело от тебя. К сожалению, современному светскому человеку, трудно дается такое простое и ясное для верующих людей понятие, которое на языке философии — служанки богословия — называется синэргия. Синергия Бога и человека в деле спасения души человеческой, ценнее которой нет ничего в мире.

28 января 2020

Это самый особенный для меня фильм.

Просто удивительнейший фильм, с глубокой философской линией. Впервые посмотрела в детстве в 80-е, по ТВ. Зацепил сразу, чем — вот даже невозможно это объяснить, каким-то духом, если так можно сказать, самой атмосферой, необычностью финала. Может быть, не до конца тогда еще понимала всю суть, но в сердце запало что-то такое светлое и щемящее, очень взяло за душу, долго потом ждала чтоб его показали снова. А показывали его нечасто, как теперь выяснилось, в те времена он был чуть ли не запрещенным к показу.

Теперь, спустя годы, могу с полной уверенностью сказать, что эта картина- самый настоящий шедевр. И сама история, и заложенные в ней скрытые мысли, параллели. Рыцари, паразитирущие на драконе — разве не то же самое мы творим со своей Землей, совершенно не задумываясь чем могут завершиться такие игры? Или другая мысль из этого же фильма, что Земля наша- это единый живой организм. Кстати, учеными реально выдвигалась версия, что наша планета- это живое чувствующее существо, очень даже возможно, что и разумное. А «справедливый суд» — это ни дать, ни взять то, что происходит у нас в действительности, вся наша система, отношение к человеку. Хоть в средневековье, хоть сейчас — по сути без разницы.

И вот не берусь, конечно, утверждать, но в Сказке, по моему мнению, явственно прослеживается христианская линия. Когда Орландо замуровывают в башню, он произносит «Не нужно сердиться на плохих людей. Знаешь, зачем их создал Бог? Чтоб мы смотрели на них и старались быть совсем другими». А когда Марта на эмоциях выкрикивает «Я убью их!», то он пытается вразумить ее фразой «Кто убивает человека, тот убивает дважды- он убивает человека и в себе». Мысль Не убий и мысль о Всепрощении — случайность ли это, или это реально была какая-то авторская задумка? И еще момент перед полетом, когда Орландо несет к обрыву летательный аппарат. Так вот, если внимательно приглядеться, то там чётко различима форма креста — в руках Орландо, и еще один крест — на заднем плане — там, где держится Марта. Мысль можно выразить, что Орландо несет два креста — свой крест и Мартин, и ведь так оно и было по самому сюжету.

Ну и самый финал картины, его можно трактовать, что к духовно погибшему человеку подселяется светлый дух- с тем чтоб его очистить, передать свой дар, знания, в противоположность предыдущему «учителю», и в этом глубокий философский замысел. Бессмертие души, бессмертие дела. и опять таки ХРИСТИАНСКАЯ идея.

Фильм очень сильный, жизнеутверждающий, дарящий надежду. О любви, верности, самопожертвовании, о смысле нашей жизни, и это в сочетании с волшебной неземной музыкой Шнитке, особенно та, что звучит на финале, когда возрожденный Май рисует на стене крылья. На глаза при этом так просто слезы наворачиваются. Таких эмоций не возникало даже на просмотре знаменитого Титаника.

Сказка Странствий — это самый, пожалуй, особенный фильм из тех, что я видела по жизни — и наших, и зарубежных. Запоминающийся, врезающийся в душу. Могу признаться, что в моей жизни было даже кое-что судьбоносное, связанное с этим самым фильмом. Были жизненные параллели.

Хотелось бы выразить признательность самой картине- за то, что она есть, ну и конечно же — преогромная благодарность и поклон самому режиссеру Александру Наумовичу Митте, и всем остальным кто принимал участие. Всем кто ушел — светлая память…

2 января 2020

Сказка?

Смотрел первый раз лет в 12, не понравилось совершенно, но в душу запало крепко… Сейчас мне 40 с хвостом, пересмотрел и ощущения, что мою устоявшуюся натуру вывернули наизнанку и хорошенько выбили. И я не могу называть этот фильма сказкой, это притча, малопонятная детям, ибо оперирует многими понятиями детям недоступными — осознанная жертвенность, отчаянное противостояние светлого в душе всему окружающему мраку, не отторжение мерзости мира, а противление ему верностью и любовью… Всему происходящему веришь, ведь прошло больше 30 лет после съёмок, а ничего не изменилось… я по-прежнему вижу всё показанное вокруг себя — равнодушных судей, лениво решающих чужую судьбу в угоду себе и власти, мерзавцев, становящихся хозяевами жизни, постаревших бандитов, ударившихся в сентиментальность, но от этого не переставшими быть отбросами, пусть и вознесшимся на вершину власти, скучающих обывателей, даже Маев на побегушках я встречаю, только Орландо или Марты я не видел… Верю, что они есть и где-то идут по своей дороге и делают мир лучше.

13 февраля 2019

Пересматривать всем, хотя бы раз в год.

Я не буду писать длинную рецензию. Скажу только, что это одна из моих любимых картин, с детства. В ней гениально все: от простого, казалось бы, сюжета — глубочайшего, метафоричного, затрагивающего архетипы и основы человеческого и бытия, и сознания — до безупречной режиссуры, актерской игры, музыки. Пересматриваю нечаянно в кризисные моменты жизни, так уж выходит само собой, так как, видимо, в такие моменты душа требует очищения и нового вдоха для дальнейшего существования и развития. Фильм ставит все на свои места: где человеческое, где божественное, где — от лукавого, для чего жить, как жить — сразу все совершенно ясно. Май, Марта, Орландо и уж точно Горгон — ну разве не архетипы? Мифологические герои, вшитые в подкорку каждого из нас. На самом деле каждый человек всегда знает, где истина, где ложь, только уговаривает сам себя, туманит свой разум, следуя страстям и внутренним борениям.

Отдельной темой выделяется музыка: Шнитке — гений без обсуждения. «Полет» — переворачивает душу, слезы от ощущения потока свободы и истины вычищают залежи и осколки личных страданий и заблуждений зрителя, давая место точному пониманию настоящего и правильного, веры в мечту, дух и человека.

А самое удивительное- это ощущение надежды и света. Надежды, что не совсем испорчен и пал человек, что у него есть шанс стать тем, кем он быть должен — мудрым и свободным творцом, понимающим этот мир.

10 из 10

27 декабря 2018

Флёр ностальгиии убивает голос разума

На этот фильм я наткнулся совсем недавно, когда набрал на ютубе известную песню Агаты Кристи. В принципе, неладное я заподозрил еще увидев шутихи в клипе нарезанном из фильма, но значения не придал, и, поддавшись восторженным отзывам и высокому рейтингу, решил посмотреть нетленку.

Вот не знаю почему, но уже не первый раз замечаю, что наличие шутих в советском и российском кино — это прямой указатель на то, что фильм будет, скажем так, не очень. Какой-то маркер бедности фантазии, ей богу. Ну и, конечно же, этот фильм полнится шутихами — и не только в качестве праздничного украшения, но и просто (sic!) в кострах и факелах.

И ведь казалось бы, снимал вроде неплохой режиссер Митта (я, правда, только вроде Экипаж у него смотрел), и в композиторах Шнитке, и декорации делали братья-славяне (в то время у них довольно хорошо с этим было), и в актерах Миронов, и много еще «и»…

Но фильм смонтирован абы как (я, даже сначала решил что наткнулся на какой то перемонтаж из телесериала), события то скачут галопом, то стоят на месте, переходы топорные. И даже от музыки, за исключением заглавной темы, веет какой-то дешевизной.

А еще все персонажи раздражают своим нытьем. Ноют и ноют, ноют и ноют. Ладно я могу понять персонажа Миронова, он этакий Зеленый местного разлива. Но ведь и мальчишка все время канычит отвратительным голосом (а ведь его далеко не один вечер таскали судя по всему, то есть парень на протяжении довольно долгого времени ныл не переставая — впрочем, сколько времени длилось путешествие фильм не особо то и стремится раскрыть, что тоже раздражает), про отвратительнейшуюю главную героиню все отлично расписала Mias, повторятся не хочу. Добавлю лишь что все актеры дико переигрывают, поэтому канюченье становится еще отвратительнее.

К слову, фильм еще и регулярно кидает от полярности «реализм про средневековье» к «у нас же детская сказка!». То доктор описывает как он уже изобрел лечение от рака (что как бы иронично, ведь он его потерял, то есть мы сейчас могли бы не страдать от этой болезни если бы не неуклюжесть лекаря), то дрОкон (через который кстати пытались протолкнуть метафору на тему экологии, только вот метафора получилась жирная и нелепая) на котором, якобы, способна разместится целая деревня, гоняется за главными героями. То чумные доктора — то волшебники.

Возможно, тетенек и дяденек 1975 года рождения и способна впечатлить яркая картинка, столь отличающаяся от того, что снимали на пленку Шосткинского химкомбината «Свема», но меня, выросшего на Голливуде, этим как то не впечатлить. А без чувства ностальгии, я увидел всего лишь глупый, топорно снятый и написанный морализаторский фильм, в жанре, в котором наше кино никогда не было сильно.

1 из 10

20 июля 2018

Сказка с совсем несказочным сюжетом

«Сказка странствий» — одно из самых ярких детских воспоминаний. Детское восприятие удивительным образом способно на выделение выборочных деталей: как при просмотре любой сказки в детстве мы ждем чудес, обращая внимание лишь на то, каким образом добро восторжествует над злом и в каждой сказке мы это непременно получаем в финале. Это в детстве, а сейчас… Сейчас восприятие улавливает совсем другие, недетские и несказочные моменты: «повзрослевший» мозг ищет аллюзии, отсылающие к жизни в действительности, он не верит в чудеса, а жаль…

Название отсылает зрителя к сказочному сюжету, он действительно таков, но только лишь на первый взгляд. Бедная девочка по имени Марта ищет украденного разбойниками брата, который обладает способностью притягивать золото. На пути ей встречается одинокий блуждающий лекарь, философ, Орландо. Вдвоем им предстоит пройти нелегкий путь в достижении цели. Явная отсылка к сюжету «Снежной королевы» Г.-Х. Андерсена, даже имена главных героев созвучны (Марта и Май = Герда и Кай). Но это поверхностное сходство. А в глубине…

Посредством изображения Средневекового мира (с его бессменными атрибутами — Прекрасными дамами, рыцарями и драконами, с которыми они вступают в схватку), режиссер показал иносказательный смысл, актуальный для сегодняшних дней. В своем путешествии в поисках Мая Марта и Орландо проходят через испытания, в которых главный смысл — выстоять, не подвернуться порабощению тех пороков, которые обнажает создатель картин, облачив в человеческие обличья. Это глупость, жестокость и тщеславие в образах разбойников, которые слепы и не остановятся ни перед чем в поисках легкой наживы; это обжорство и потребительская праздность в образах растолстевших и разленившихся рыцарей, живущих на драконе и изо дня в день занимающихся бурением дракона в поисках огня и устроением праздников; это самодурство судей (инквизиции), возомнивших себя вершителями судеб, готовых с закрытыми глазами выносить вердикт, параллельно поедая свиную ногу и запивая вином. Недаром был выбран в качестве изображения именно средневековый мир. Эта картина отсылает к роману средневекового автора Ф. Рабле о великанах Гаргантюа и Пантагрюэль», пожиравших все на своем пути и проводивших жизнь в бесконечных празднованиях, автор придерживался той же цели — обличить беснующееся общество. В фильме рыцари, живущие на драконе также проводят свою жизнь — забросив героические подвиги, занимаются бесконечным поглощением пищи (кабаки, где вино льется рекой и столы ломятся от яств) и празднованием, это «пир во время чумы», когда закрыты глаза на все, что происходит в бренном мире, вне дракона. Зритель с отвращением наблюдает за ними и негодует оттого, что этому есть место в современном мире. Все то, человеческое, вечное, что есть в Марте и Орландо всеми силами пытается противостоять окружающему миру. Марта — собирательный образ женского начала, Материнского (забота о детях, оставшихся без родителей, которые умерли от чумы). Орландо — воплощение божественного начала, покровителя. И совершенно как Христос, Орландо учит — «Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? Чтобы мы смотрели на них и старались быть совсем другими».

Идея фильма состоит в том, чтобы достучаться до души каждого зрителя: стремление Марты и Орландо ни в коем случае не поддаваться на уговоры рыцарей остаться, не касаться Чумы, нигде не задерживаться и как можно скорее добиться желаемого — найти брата, никого не может оставить равнодушным. Создатели фильма призывают общество меняться, избавляться от пороков, съедающих душу изнутри. Недаром Орландо предстает лекарем, философом, изобретателем — это все те сферы деятельности, способные побудить к действию, способные перевернуть мир и преобразовать его. Но беда заключается в том, что общество не всегда готово принимать и понимать эти преобразования — именно поэтому мы видим Орландо отчаявшимся, рассеянным — записи теряются, ткань с нетопыря рвется на одежду для сирот, речи его никем не слышатся. И прозрение приходит слишком поздно…

Как любая сказка, в которой добро торжествует над злом, «Сказка странствий» имеет такой же финал. Под незабываемую и проникновенную музыку А. Шнитке мы видим возрождение божественной души Орландо, проснувшейся в умершей, порабощенной пороками и злом, душе Мая. Значит, все было не зря, значит потерянная жизнь Орландо приобрела смысл в своем продолжении, значит, вечные ценности — добро и справедливость, любовь и всепрощение, бескорыстность и честность будут жить и стремиться поселиться в каждом из нас…

24 мая 2018

Самая не сказочная сказка. Для взрослых.

Интересный и поучительный фильм. Непохожий на советские фильмы того времени. Поучительный для детей (хотя детям до 14 лет он вряд ли будет понятен) и нестареющий для взрослых. Актуальный на все времена. Необычный, добрый философ -естествоиспытатель и беззаветно любящая сестра. Те хорошие качества, которых в нынешнее время так не хватает и те плохие, которые сейчас просто гипертрофированы. Великолепные актёры. Очень хотелось бы чтоб этот фильм приглянулся и нынешнему подрастающему поколению.

Поистине гениальное произведение, переворачивает душу, заставляет задуматься об очень многом. Сколько раз пересматривала эту картину — столько раз искренне восхищалась сюжетом, музыкой, игрой актёров, самой идеей фильма.

Это не сказка, и тем более не детская сказка, а вполне взрослая притча-аллегория и только в сознательном возрасте можно понять её смысл и по достоинству оценить гениальность постановки, бесподобную актёрскую игру и удивительно органично вписанную в сюжет проникновенную музыку Альфреда Шнитке.

Чудный фильм о целителе и изобретателе Орландо (Андрей Миронов) и девочке Марте (Т. Аксюта), 10 лет ищущей повсюду своего брата, наделённого даром искать золото, о добре и зле, о путешествиях по воде, воздуху и земле.

«Орландо, я тебя очень люблю. Я даже не знаю, чтобы я без тебя делала. Наверное, умерла бы от горя и одиночества. И я бы не перенесла ни этих бед, ни этой дороги».

«Я тебя тоже полюбил. Ну, конечно, если б тебя не было, не умер бы. А жилось бы намного скучнее.»

«Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? Чтобы мы смотрели на них и старались быть совсем другими.»

Я ставлю этот фильм в один ряд (но конечно же первым), с такими шедеврами (а по сути повествующие о людских пороках, об отношениях людей с людьми мыслящими не так, как они сами, относящимися к жизни по настоящему и видящему в ней великую и главную истину), как «Чучело» (с великим артистом Юрием Никулиным в главной роли), «Звёздный мальчик», «Убить дракона» (по произведению великолепного Евгения Шварца), «Человек с бульвара Капуцинов» (вторая лучшая роль непревзойдённого Андрея Миронова).

Здесь последняя роль Андрея Миронова, и какая роль! В детстве этот фильм меня околдовал, сейчас тоже пребываю под огромным впечатлением!!!

Божественная музыка Альфреда Шнитке, просто рвёт душу на части. Великий композитор (впрочем как и многие его коллеги, писавшие незабываемую музыку для советского кино, ставшую классикой).

Об актёрах нужно говорить отдельно.

Главный (на мой взгляд) персонаж фильма, это гениальный изобретатель Орландо (мой любимый персонаж). Талант Андрея Миронова не имеет границ. Это Великий артист, артист от Бога, который дарил и продолжает дарить (хоть его уже нет с нами) зрителям любовь с экранов, излучает свет идущий изнутри. Жаль, что так рано ушёл из жизни. Сколько ещё не сыграл. Но, всё же оставил после себя великолепных персонажей фильмов, которых мы любили, любим и будем любить всегда.

Второй главный персонаж фильма, это Марта, так самозабвенно и безмерно любящая своего брата. Татьяна Аксюта неподражаема в этой роли. Я не поклонник её творчества (мне больше по душе актрисы другого плана, Наталья Гундарева, Ирина Муравьёва, Нина Русланова, Инна Чурикова и моя любимая актриса Алиса Фрейндлих), но надо отдать должное этой актрисе, справилась она превосходно. Так вжилась в роль, что смотришь фильм и ощущение, что присутствуешь при реальных событиях. Невероятно.

Исполнивший роль главного злодея Горгона бесподобный Лев Дуров. Как же я ненавидела его на протяжении всего фильма. Актёр безграничного таланта, во всех ролях просто неподражаем. А здесь выступил в роли злодея, очень необычно было видеть его отрицательным персонажем. Жаль, что его теперь тоже нет больше с нами.

Фильм выше всяческих похвал. Нужно, чтобы он был фильмом N1 во всех домашних видеотеках. И тогда люди станут более человечными, мир станет намного добрее, прекраснее и ярче. Обязателен к просмотру всем поколениям (от 14 до 100 лет).

И только высший балл.

10 из 10

1 августа 2017

Сказка, показывающая, что в жизни не все так сказочно

Фильм оперирует огромным спектром человеческих эмоций, во время просмотра я понял, что передо мной в экране настоящее искусство. Отдельно стоит уделить внимание количеству проблем, затронутых в этом произведении. Столько о жизни вам не расскажет даже милый сосед-алкоголик. Здесь и проблема потребительского отношения к природе, любви, воспитания, затхлой бюрократической верхушки(показана она очень смешно и гротескно), дружбы, непризнанности и многие другие. В общем, фильм намного мудрее, чем кажется на первый взгляд.

Собственно, из-за чего весь замес. Брат главной героини обладает способностью чувствовать золото, но испытывает при этом невыносимую боль, именно поэтому сестра запрещает Маю пользоваться своей силой. И, вдруг, брата похищают злодеи и Марта бросается его искать, чуть позже встречая на своем пути бродячего мыслителя Орландо. С этого и начинается необыкновенное путешествие главных героев.

Самое лучшее, на мой взгляд, в этом фильме- это сценарий. Взаимоотношения главных героев нетипичны, действительно верится, что персонажи живые люди. Поворотные пункты в истории работают отлично, концовка очень эмоциональная. Персонажи постоянно действуют и посредством этого раскрывают свои характеры. Не к чему придраться.

Изначально роль Орландо в» Сказке странствий» должен был исполнить Леонид Филатов, но Андрей Миронов убедил режиссера отдать роль ему. И, знаете, Андрей действительно великолепно передал характер и темперамент своего персонажа.

Орландо представляет из себя философа, который гуляет сам по себе. Он разработал множество идей и теорий, которые, по его мнению, могли предотвратить войны и бессмысленное насилие. И если бы люди видели мир глазами Орландо, то наверняка это бы и произошло.

Марта в исполнении Татьяны Аксюты получилась неоднозначным персонажем. С одной стороны, она стремится быстрее найти своего брата, с другой, из-за этого стремления совершает глупейшие вещи.

Также хорош с роли злодея Лев Дуров. Он представил нам настоящего разбойника с определенной целью обогатиться и купить себе замок. К тому же он испытывает чувство любви к мальчику, хоть и специфическое.

Все эти аспекты, вместе с великолепным саундтреком, написанным Альфредом Шнитке, и неплохой операторской работой, собираются в увлекательное кинополотно. В общем, Александр Митта снял великолепный фильм, который останется интересным для будущих зрителей и сохранит свой культовый статус.

9 из 10

1 июня 2017

Полет мечты…

Это произведение — больше чем прекрасный фильм и даже больше чем красивая сказка… Именно такие шедевры и вселяют надежду, что для людей еще не все потерянно. Жаль лишь, что так мало таких бриллиантов можно найти среди всех фильмов, выпущенных за многие года. Итак…

Сам сюжет на мой взгляд, не является чем то уж таким выдающимся и эпическим. Спецэффекты, зрелищность или насыщенность событиями — это не про этот фильм. Обычная фэнтези история, с философским подтекстом. Но здесь это и не главное. Весь фильм — это одна сплошная аллегория, иносказание. Можно даже сказать, что притча. Этим и ценна эта картина, бесконечно глубоким смыслом, который начинаешь понимать не сразу, а спустя долгое время.

Есть два героя — ученый, изучающий тайны мироздания и стремившийся постичь неизведанное и девочка, ищущая своего брата. Эти двое, совершенно не похожих ни по мировоззрению, ни по возрасту людей, в итоге, становятся друг для друга родными и даже время или смерть уже не способны их разлучить… На мой взгляд, нигде более красочно этого не видел. Много было снято про любовь, страсть, привязанность. Но истинные чувства, можно увидеть лишь в этой картине…

Очень грустная и одновременно проникновенная история, о бескорыстной любви, самопожертвовании о чем то еще… Таком далеком, что не выразить словами. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что о мечте. О полете мечты, сцена с самодельными крыльями, говорит о многом. Бесподобная роль Андрея Миронова, этот печальный и мудрый взгляд, который буквально пронизывает тебя через экран, заставляя задумываться. А что я сделал, и как жил?

Выше всяких похвал, фильм-легенда. Лучшее, что я видел.

10 из 10

7 марта 2017

Недетская сказка

Вот ни разу это не детская сказка, это скорее философское кино для взрослых, в котором сплетены человечески страсти и пороки. Причем не резким противопоставлением это добро, а это зло — вовсе нет — скорее показаны темные и светлые стороны человеческой натуры. Герои и разделены на плохих и хороших, но хорошие имеют свои недостатки, а плохие свои достоинства. Как раз аморфной непривлекательной массой представлены те, кто составляет большинство людей. В фильме очень жестко высмеивается стремление к беззаботной жизни, которая из рыцаря делает пузатого пьяницу, внешнее соблюдение правильности установлений, превращающее судью, прокурора и защитника в машину по вынесению приговоров. На фоне этих людей даже похититель Горгон вызывает симпатию — его стремление к богатству понятно, и в своих суждениях он объясняет причины, пусть позже за софистикой он прячет истинные мотивы, но то ли Лев Дуров так хорошо сыграл, то ли образ такой получился, но резкого неприятия он не вызывает. Отрицательным до неприязни получился Брутус в исполнении Балбытая Сейтмамутова. Татьяна Аксюта сыграла взбалмошную девочку, не рассудительную как и положено подростку, но с огромным полным добра к людям сердцем. Ее Марта порой раздражает своей непосредственностью, но что требовать от ребенка несущего в своем сердце любовь, готовой пожертвовать собой ради спасения брата, и в конце концов это примиряет с ее нерассудительным поведением. Ребенок Май выглядит натурально испуганным, но раскрывается душа его только во взрослом возрасте, каким бы он не стал, но любовь к сестре побеждает в нем взращенные Горгоном зерна. И наконец Орландо — центральный персонаж, определяющий философию, добро и зло фильма, в исполнении Андрея Миронова, который сыграл просто великолепно. Бродячий философ, лекарь, инженер — он квинтэссенция Леонардо да Винчи, Парацельса и Сократа — он думает о мировых проблемах, хочет не забыть себя, но из-за повышенного чувства ответственности не может заработать на несчастье других. Его диалоги с Мартой и монологи о людях слушаются на одном дыхании, я порой даже думаю, что назвав фильм сказкой, прикрыли тонкий троллинг советской власти, чтобы пропустили на экраны. Полет на импровизированном дельтаплане это звездный час его мысли, а сражение с чумой это вершина его души. Кстати эпизод с чумой даже меня приводит в трепет по сей день, реально жуткие эпизоды.

Получилась совсем не детское кино, наверное от этого в детстве мне и не нравилось оно, но к тридцати годам я проникся глубиной философии фильма. Надеюсь после просмотра каждый найдет в нем, что нибудь свое.

10 из 10

29 октября 2016

В поисках Мая

Мне фильм дался довольно тяжело. Это считается детской сказкой. Почему так считается? Кем так считается? Лично я бы не хотел, чтоб моя дочка посмотрела этот фильм до достижения двадцатипятилетнего возраста.

Только не надо думать, будто это какой-то плохой фильм! Он очень сильный. Эмоционально тяжёлый. Но зато такой сентиментальный, что, если у кого-то отяжелело сердце во время просмотра, — под самый конец это сердце будет растоплено.

Сюжет такой, что жили-были брат и сестра. Марта и Май. И совсем безобидный праздник — Новый год — обернулся для них крайне неблагоприятно. Столь долгожданный дед мороз похищает мальчика. Марта бросается на поиски.

И дальше моя душа разрывалась пополам. Я одновременно давался диву, глядя на пейзажи. И в то же время буквально ошалевал от невозможности восприятия того, что вопреки законам сказок всё оборачивается какими-то неприятностями.

Занимал меня мастодонтной величины дракон, на котором жили люди. Марте с присоединившемся к ней Орландо надо было пройти его.

Мая же умыкнули потому, что знали о его способности чувствовать золото. Марте же и её спутнику Май виделся издалека неоднократно, но всякий раз чего-то не хватало для спасения.

Андрей Миронов, что воплотил Орландо, выглядит отважным, но не очень положительным персонажем. Точнее как!.. Он-то, пожалуй, и есть самый положительный персонаж посреди того безумия, сквозь которое они проходили. Марта показано доброй, готовой помочь в трудную минуту, но не шибко рассудительной. А Май… Ну, а Мая нам раскроют в самом конце.

Фильм непрост. При просмотре он даже как-то пугает. Потому как выбивается из канонов жанра. И что там за поворотом — неведомо. Рекомендовать ли его к просмотру? Да, но с оговорками. Пожалуй, так и есть.

А у меня, наверное, всё. Приятного просмотра!

9 из 10

17 октября 2016

Средневековое роуд-муви

Александр Митта после эпичного Экипажа почему-то вернулся к сказочной стилистике, неплохо реализованной в виде русского почти мультипликационного лубка в Сказе о женитьбе Арапе с Высоцким, который прибыл из просвещённой Европы в странноватую петровскую Россию. На сей раз Митта пошёл в обратном направлении — из России в Европу.

Главные герои — прямо из сказок братьев Гримм (почти Гензель и Грета) мальчик Май с сестрой Мартой. Паренька, обладающего даром чувствовать золото, похищает мрачноватый дуэт в лице некого жестокого монгола (похож просто) и не то скифа, не то злобного обманщика из позднего немецкого фольклора (отличная роль Льва Дурова).

Марта отправляется на поиски брата, по пути найдя чудака-изобретателя Орландо, почти невольно взявшегося ей помочь.

В результате от фильма-катастрофы («Экипаж») Митта теперь ринулся в весьма своеобразное путешествие по горам-долам и идеям темного времени Средних веков и эпохи предВозрождения.

Что же в нем ценного?… Сразу и не скажешь, ведь экранизаций братьев Гримм, да и вообще готической эстетики в кино не так уж мало — и Гиллиам, и Бёртон. Правда, они были несколько позднее. И если по эстетике кадра Митта близок к Священному Граалю Гиллиама, то по сути — совсем далёк.

Да и эстетика — явно не самое интересное в фильме. Вновь, как и в большинстве советских фильмов, все держится на сценарии и актёрах.

По сценарию… Надо сказать, что уровень исторической подкованности советских сценаристов и режиссёров вызывает больше чем уважение. Причём происходит это не на уровне событийной логики (она здесь не столь важна — сказка все-таки), а скорее в идеологическом ключе — фильм построен почти как азбука идеологем малоизвестной нам эпохи.

Первой системой идей выступает сказочная мифология европейских замков и окружающих их волшебных лесов. Кто есть Май? Дитя Средневековья, этакий магистерий алхимиков (магов и волшебников), ищущих философский камень. Разумеется, воспользоваться таковым для поиска кладов смогут только негодяи, ибо он не подкреплен нравственным началом.

Вторая значимая альтернатива — античный гедонизм, построенный на вульгарной интерпретации эпикурейства и явленный в своеобразном утопическом селении, чем-то среднем между тоталитарной тюрьмой и раем (привет советским цензорам, «проморгавшим» столь ясное высказывание).

Третий вариант — социальный порядок, зиждящийся на корпоративности правящей протобюрократии и средневековой схоластике. Изображение этих людей лишь на первый взгляд сатирическое… Более точным стало бы стилистическое определение «гротеск».

Всему этому противопоставлен свободный гуманизм, прежде всего, Орландо и жертвенно-христианское (правда, со значительным числом оговорок) начало Марты.

Поиски Мая, проходя через эти круги, становятся поиском истины, синтезом двух начал «поисковиков» — сгорающей (и испепеляющей других) Марты и рационально-индивидуалистического начала Орландо. Явным прообразом последнего, правда, без излишнего в данном контексте ореола гениальности стал, разумеется, Леонардо Да Винчи. Но Митта награждает его не только талантами и жаждой познания и славы, а и чем-то большим. Но об этом нет права высказаться ибо это спойлер. Стоит разве что добавить, что эту эволюцию своего героя Андрей Миронов прошёл по пути широчайшего актерского диапазона — Андрей Александрович и раньше выходил за рамки чистой комедийности, но здесь его драматический талант блещет новыми красками, став в фильме прекрасным образцом гуманистичного исторического тренда. Учёный, врач, изобретатель — благородство этих профессий не перебило свойственных человеку сомнений, тщеславия, гордыни и слабости, но их перебила способность к самопожертвованию, подсмотренная у Марты, но которой придано отнюдь не истерическое содержание, а выстраданное и увенчанное мудрым отречением от земного…

Кстати, Татьяна Аксюта сделала свою Марту (вполне вероятно, что с подачи Митты, но такой она была и в «Вам и не снилось» — рубящей с плеча, вечно ноющей и плачущей, осуждающей других, но не себя…) более одномерной и чрезмерно патетичной (как, наверное, и ее героиня), что слегка портит впечатление, но, к счастью, все одно показывает, что христианское искупление порой важнее даже искусства, науки, достижений врачевания, не говоря уже о власти, наслаждении и богатстве. Финал соединяет самореализацию гуманиста-Орландо и разрушение прежнего мира, из чего вроде бы вырастает и советское время даже (почти соцреализм).

Сказки всегда о таких вещах и рассказывают, в том числе и взрослые. Вроде бы нет в этом художественного откровения — но это если забыть, что взрослые о прописных истинах детских сказок тоже не вспоминают.

Александр Митта сотоварищи вполне убедительно воскресили прописные истины на исходе советской эпохи. Жаль, что этот манифест о человечности вышел поздновато — разрушение социалистического гуманизма пошло уже во всю Ивановскую, и как режиссёр не предупреждал об этом, но золотой телец все же победил.

p.s. Имена персонажей выбраны символично — Марта (первый месяц весны), Май (последний месяц весны), Горгон (превращает взглядом в камень), Орландо (интерпретация благородного рыцаря Роланда)…

19 сентября 2016

… и немного нервно

Я поняла, что должна чувствовать. Но я этого не почувствовала.

Мне надо было посмотреть этот фильм в детстве, а не восторгаться во взрослом возрасте цветами фильма, явно, что не снятыми на вечно выцветавшую плёнку Свема. Мне надо было бы смотреть заворожённо на сказочные приключения, а не отмечать про себя, что Миронов, если озвучивал фильм в студии, то вечно переигрывал, пытаясь придать тону «задорность».

А по сути меня просто раздражала главная героиня. Она — центр сказки и это крайне мерзкий и бесючий центр. Она вечно знает, что лучше. И всем делает гораздо хуже. Она не даёт брату пользоваться способностью, вроде бы из заботы о нём, но при этом держит несчастного братца в нищете, где его вроде бы оберегаемую жизнь может унести любое заболевание или холод. Своему помощнику Орландо, который взялся ей бескорыстно помогать, она указывает будто слуге, совершенно не думая о его потребностях и желаниях. А как только ей требуется «позаботиться» о ком-то ещё, она радостно разламывает изобретение Орландо. Если ей так хотелось облагодетельствовать детей, почему она не отдала им свою одежду? Почему все «благодеяния» Марты всегда за чужой счёт? Найдя Мая, она снова ему навязывает ему только своё видение жизни. Она же права. Всегда права.

И в какой-то момент смотреть на приключения такой «героини» становится непереносимо. Не помогают ни хорошие актёры, ни яркие декорации. Я не могу смотреть на странствия злодейки, которая идёт по миру, как ангел разрушения, пока не уничтожит всё на своём пути, даже свою якобы лелеемую цель. Да ещё и с постоянны поддакиванием создателей фильма — «Да, да, права именно она».

Нет, любить (талант любви якобы есть у Марты) — это думать о других, а не о том, как по-твоему они должны быть счастливы. Если бы меня попросили сформулировать основную мысль фильма: «Мама знает как лучше, она прожила свою жизнь, проживёт и твою. Даже если она тебе не мама, она тебя уматерит и всё равно доведёт тебя до гробовой плиты, обвиняя в этом всех посторонних».

Проблема советских фильмов — привнесение морали. Кособокой жёсткой морали, которой плевать на весь мир, которая, как древняя богиня, требует жертв. И это красивое советское фэнтези стало таким же — жёстким, больным. С миром, где нет любви и где полуинцестульная концовка утверждает, что, мол, плевать на всех, важным было не спасение, важным было доказать, что эта чёртова девочка ВСЕГДА ПРАВА.

17 мая 2016

В 80-е годы появилась мода снимать фильмы о полумифическом Средневековье, и всякий раз это выходило захватывающе, необычно, заставляло повторять фразы из фильмов снова и снова и обдумывать их со всех точек зрения. Одним из таких фильмов получилась «Сказка странствий». Здесь действительно показано путешествие через несколько миров, каждый из которых вносит свой неповторимый оттенок. Тут вам и праздное существование лентяев и мечтателей на спине дракона, и гнетущая картина города, задушенного чумой, другого города с несправедливой и лицемерной властью, наконец, просто странствующие герои, живущие, чтобы помочь другому.

Сюжет, в общем-то, не нов и напоминает «Снежную королеву». Бедная, но добрая и отзывчивая девочка отправляется на поиски своего похищенного брата. А помогает ей в этом гениальный ученый и лекарь Орландо — изобретатель тысячи полезных вещей для будущего человечества. Правда, половина его рецептов по сюжету либо погибла, либо затерялась. Видно, современники еще не готовы понять их…

Что подкупает в этом персонаже, так это его искренность и непосредственность. Чем-то он напоминает булгаковского Иешуа, особенно, когда доказывает тупым и заведомо его осудившим городским властям свою идею мира во всем мире. Он не имеет никакого отношения ни к Марте, ни к Маю, сколько раз он мог бросить их и отказаться от дальнейших поисков; но не сделал так. Видимо, несмотря на всю свою гениальность, Орландо очень одинок, и в этом бесконечном путешествии рядом с Мартой он нашел даже не друзей, он нашел свою семью.

Говорят, что Андрей Миронов буквально выпросил для себя эту роль. Что ж, теперь сложно будет представить в роли Орландо кого-нибудь другого. Герою Миронова безоговорочно веришь, сочувствуешь, соглашаешься с каждым его утверждением. Не отставала от него и Татьяна Аксюта, в которой уже не видно было актрису, вместо нее была только Марта. Забавно было видеть, как эти двое (Орландо и Марта) постоянно пререкались между собой, поминутно расходились в разные стороны. Все равно зритель знает, что они останутся вместе против всех препятствий и несправедливости этого мира, потому что иначе быть и не может. И даже когда верный друг, казалось бы, ушел навсегда, он снова оказывается рядом в самую неожиданную минуту…

А вот Май не зацепил ни в детском, ни во взрослом исполнении, как и разбойники. Впрочем, им и отведена была чисто вспомогательная роль.

Отдельно хотелось бы отметить замечательную музыку к фильму

10 из 10

25 марта 2016

Недетское кино

Один из самых памятных и любимых фильмов с детства и на всю жизнь с многократными пересмотрами в меняющихся каждые несколько лет форматах. Образы, сцены и диалоги, ставшие основой личных культурных кодов, вызывающие дрожь и по сей день.

- Куда ты идешь?

- Не знаю.

- Ну, тогда нам по пути — я тоже не знаю…

Очень сложно поверить, что автор снобистского, претенциозного, лицемерного и во многом лживого учебника по сценарному мастерству в далеком 1983 году снял фильм-шедевр, настолько поражающий своей искренностью, жесткостью (это при заявленном в названии жанре сказки!), пронзительностью, прошибающий в гениальной финальной сцене на такой катарсис, которого на моей памяти и в моей жизни, возможно, больше и не было.

Если это результат того бессердечного манипулирования зрителем, которому и учит А. Митта в своей книжке — что ж, ему удалось меня обмануть, сломать и опрокинуть. Извинить меня, правда, может тот факт, что первый и самый мощный эффект от просмотра был получен в раннем детстве, а ломать детскую психику гораздо легче.

Но верить хочется, что причиной этого моего экстатического переживания всё же были:

а) гениальный сценарий лучших советских сценаристов за всю историю — Дунского и Фрида (кстати, отсидевших, как и все порядочные люди, в сталинские времена свою десятку — за покушение на убийство тирана, естественно; отсюда и прошибающая на холодный пот жуткая сцена абсурдного суда — сценаристы знали, как отправляется правосудие в нашей чудесной стране не понаслышке);

б) на всю жизнь ставшая одной из любимых пробивающая до дрожи музыка Шнитке;

в) бесподобная актерская игра Миронова, за которым пытались не отставать Дуров, Аксюта (озвучена Нееловой) и остальные;

г) жуткая до невероятия атмосфера тёмного средневековья с эпидемией чумы («Странные праздники. Что-то меня знобит от этого веселья»), казнями через замуровывание заживо (возможно, ещё давным-давно замурованные в башне люди создали чудесные картины на стенах тюрьмы, которые никто не видит, даже главные герои), вросшим в землю драконом и целиком сожранной волками за одну ночь лошадью вместе с костями и шкурой.

Обычно, даже в самых лучших фильмах, сильные сцены перемежаются с более простыми, чтобы дать зрителю перевести дух. Здесь же каждая последующая сцена сильнее предыдущей, и отдыха при просмотре не предвидится.

И не отпускает мысль, что если бы Митта все свои ранние фильмы (и особенно «Сказку странствий») снимал по своим же, сформулированным впоследствии правилам (производства халтуры на потребу невзыскательной публики), они забывались бы после первого и последнего просмотра, а не стали б произведением искусства и культурным явлением в истории страны.

Сказка считается жанром легким, детским и довольно условным. Но данный фильм названием обманывает — это суровая притча о природе человека, которая — ох, как не сказочна. Герои действительно странствуют и, переходя из локации в локацию, сталкиваются с таким набором абсурда, сюрреализма, алчности, жестокости, лицемерия и иных средневековых прелестей, что становится понятно — современный гуманный человек таких нагрузок бы не перенёс. Протагонист же — человек эпохи Возрождения, предтеча, опередивший своё время (обратите внимание: в его записках вперемешку и полный бред и гениальные прозрения, изобретения, которые могли бы изменить лицо мира), справляется гораздо лучше. Через его пример мы видим, что цивилизация всё-таки куда-то движется, прогресс не пустое слово и весь этот ужас рано или поздно закончится. Правда, победить его можно только бесстрашием, готовностью к самопожертвованию, любовью к людям более сильной, нежели любовь к себе, своему ремеслу, таланту и творческому наследию.

17 марта 2016

Следуй за крыльями

Помнится, было мне семь лет, когда я впервые для себя увидел эту сказку, после которой меня не покидало ощущение прыжка с высокой башни, на самодельных крыльях, подобное высокой стихии воздуха.

Притча о поисках сестры своего родного брата, украденного разбойниками, «Сказка странствий» далеко не наивная сказочка на ночь, ведь её содержание рассказывает об человеческих сторонах, как и плохих, мерзких и отвратных, так и об добрых, отзывчивых, находчивых, милосердных. Вроде бы произведение преподносится детской аудитории, да только её направление к взрослому, говорит об обратном. Начиная со сцены в городе, где тёмный Дед Мороз проникает через дымоход в жилище нищих сирот, и, продолжая сценами, тонких смысл которых сможет прекрасно уловить лишь любознательный зритель.

Не обойду вниманием техническую сторону, именно эффекты и саму грандиозность постановки! Забудьте Питера Джексона со Смаугом, здесь у нас дракон с размером целый остров, сделанный по старинке, кустарным способом, но выглядящий внушительно. Красивый полёт, город поражённый чумой, даже намёки на политическую ситуацию, — для своего времени в СССР вышло творение, сочетаемое в себе страшное и прекрасное, — довольно смелый шаг со стороны проката и создателей.

И тот самый диалог ученого, пришедшего к выводу о схожести людского организма с планетой Земля, говорит со зрителем простым языком о высоких материях, оставляя его на грани сказки и мрачного реализма. Андрей Миронов и антагонист в исполнении Льва Дурова отыгрывают блистательно, особенно это касается гениального Орландо, да Винчи этого мира, сыгранного Мироновым, для него она стала чуть ли предсказанием.

К тому же, за тридцать три года, сказка не утратила свежести, ведь как произведение искусства, отсылающее к трудам Андерсона, попадает в сердце, оно выглядит более тёмной и строгой версией «Снежной Королевы», — имена брата и сестры Май и Марта = Кай и Герда.

Возвышенная музыка Альфреда Шнитке, передающая силу внутренней любви, способна разрушать замки и топить ледяные глыбы! Как и само сообщение, отправленное режиссером, оставляет в душе, надежду на доброе, вечное. Живая сказка, подобная чудесному лекарству, она способна залечить своей неподкупной, гениальной простотой некую вашу внутренние раны.

«Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? Чтоб мы смотрели на них и старались быть совсем другими.».

11 февраля 2016

Знаешь, что-то меня знобит от этого веселья… (с)

Иногда и Злу перепадает толика победы…

Мальчик Май и девочка Марта — брат и сестра. Они нищие. Хотя Май и может находить и притягивать золото, неимоверно страдая при этом, Марта не желает подобной участи своему брату.

Однажды Мая похищает злой Горгон, который жаждет обладать его даром. Марта пускается на поиски брата. Ей придется пережить много опасностей, встретить друга, философа, поэта и ученого Орландо. И все для того, чтобы спасти брата.

У фильма замечательный актерский состав. Это Лев Дуров, которому досталась роль коварного похитителя Горгона — коварный, в то же время чем-то обаятельный, он по своему привязан к мальчику.

Андрей Миронов, он же — Орландо — он обаятелен, его ум остер и постоянно что-то ищет. Он создает крылья, чтобы спастись с Мартой от злобных солдат; он постигает организм человека, находит закономерности между человеком и Землей.

Марта (Татьяна Аксюта) — милая девочка, которая стремится всеми силами защитить, а затем и найти брата. Она обладает смелостью, храбростью и преданностью. Временами она излишне правильная, иногда до раздражения. Но как-то в ходе повествования не воспринимается, как назойливый персонаж. Скорее, Марте даже можно посочувствовать, ведь ей предстоит столкнуться с жестоким миром, а на ее плечах лежит взрослое бремя заботы.

Небольшая роль досталась и Вениамину Смехову — он Дон Кихот, некогда бывший рыцарем, но попавший в столь приятные условия, что рыцарем ему больше быть уже не нужно.

Хороши и сюжетные повороты. Тут есть и Дракон, и Ведьма, и Три судьи. Герои не раз и не два попадут в трудные обстоятельства, которые проверят их преданность, их смелость, их храбрость.

Это взрослая сказка, сказка добрая, местами наивная, местами жестокая. В ее героях нет лишь одной храбрости, есть и страх, и сомнения. Добро здесь страдает, зло получает то, чего жаждет.

Здесь есть и жертва, и неверный выбор пути.

Но это все же очень хорошая сказка.

10 из 10

11 января 2016

Во времена, когда Солнце было богом и позже, когда Бога не стало. Тогда и теперь. Всегда. Бесконечно старая, вечно юная, жестокая и прекрасная. Сказывается, пишется, грезится. Сказка. Одна началась морозным рождественским вечером, когда в давно нетопленный очаг ступил не милосердный СМЕРТЬ или добрый Дед мороз, а злодей, нацепивший личину милосердия и доброты. Он похитил Мая, мальчика наделенного проклятием находить золото, его сестра Марта отправилась на поиски. Холодным блеском бенгальских огней и мрачным волшебством Гофмана полнится октариновая, злая, прямолинейная и иносказательная «Сказка странствий» А. Митты.

Путь Марты тяжел и опасен. Босыми ногами по скользкой, обледенелой брусчатке; жестким корням; обманчивым изумрудным топям она идет по дороге героев, дороге правды. Марта не одна ей помогает друг — Орландо, лекарь и философ, сделавший открытие, которому не суждено служить людям. Ведь оно — путь к миру, а людям нужна война, чтобы вечно копошась и гавкая, иметь цель существования, оправдание собственной немощи или побед, одержанных в воздушных замках, под крики, не рожденных врагов. Лишь до поры забавно смотреть на рыцарей-лотофагов, обретших истину в вине и сытости, а приют на спине дракона. Раздобревшие Дон-Кихоты используют ветряные мельницы по назначению, позволяя иногда жерновам перемалывать черепа дерзнувших покинуть благодатный поселок. Образец государства погрязшего в лени и праздности, проедающего ресурсы и слепо губящего себя в погоне за большим богатством. Прекрасные порывы, загубленные алчностью. Стрела, которая пронзила сердце принцессы, а не разрушила чары. Мечта — зеленым трупиком оставшаяся валяться на болоте. Метафоры, иносказания, символы переполняют ленту, будь то семья уже которое поколение осушающая болото препятствующее тому, чтобы проскользнуть в светлое завтра, к молочным рекам и кисельным берегам южных земель, вместо того, чтобы бросить бестолковое занятие и просто пойти навстречу жизни и счастью. Или «справедливый» суд за подбитый глаз и расквашенный нос, приговаривающий к смерти. Чванливость и бездарность упивающаяся местью. Карающая, только потому, что может карать. Убивающая, только потому, что может убивать. Времена меняются, но человеческие пороки переменам не подвластны.

Сказка — ложь, кажущаяся сложность и такая же кажущаяся простота. Злодей, укравший Мая, оказался компрачикосом, он изувечил его, ради потехи, ради наживы. Трагическая и жуткая улыбка Гуинплена, скованная холодом разноцветных глаз — душа ребенка трансформированного в чудовище в тот самый момент, когда проклятие стало даром. Золотое руно не отмыть от детской крови, а прикосновение Мидаса так же страшно, как прикосновение Чумы, путешествующей на крысе и губящей города. Повторенный в тысячный раз урок, который никак не может усвоить бестолковый ученик — человечество. Цель достигнута, идти больше некуда. Санта Муэрте устало оперлась на сточившуюся косу, клацая зубами, с досадой и тоской наблюдает она за тщетою усилий людского племени. Ей известно, что только после гибели последнего и самого страшного из несчастий — Надежды, появляется в мире место для чуда…

… для сказки…

… для полета…

Мы были ангелами. Чистыми, белыми. С серебристой окантовкой по краю марлевых крыльев. Серебряный жесткий нимб дрожал над нашими головами, прислушиваясь к тревогам тонкой проволоки. В лазоревой дали мы плыли, перебирая ломкими пальцами неверный бархат туч и батист облаков.

В конце было Слово.

Мы стали людьми. Бедными, белыми. Окутанные паутиной и тленом мы бредем по агатовым пустошам. Волоча ноги в свинцовых башмаках, черными зубами вгрызаясь в каменные хлебы, молчаливо дожидаемся сладости, радости, прикосновений теплых и нежных, что сотрут потрескавшиеся слезы на лицах-портретах, разрыв-травою поломают костяные темницы, выпуская душу из заточения, чтобы на голубых крыльях неслась она вечно живая, любящая и любимая к такому же вечному ласковому свету.

15 августа 2015

В детском кино должны работать умные, добрые и талантливые

Было время, когда режиссеры снимали прекрасные детские сказки и фильмы. Роу, Птушко, Быков, Фрез, Митта, и пожалуй все советские композиторы написали хоть по одной мелодии для детского кино, а Крылатова, Гладкова Геннадия и Григория, Дунаевского, Рыбникова в СССР считали детскими композиторами. Фантастическую, сложную и вместе с тем красивую музыку к фильму «Сказка странствий» Александра Митты написал Альфред Шнитке. Умная, добрая, нежная история любви и дружбы, сострадания и жертвенности, поиска истины, которая остается с тобой на всю жизнь. Бродячий философ Орландо (А. Миронов) говорит Марте, которая тоже бродит по свету и ищет своего брата (Т. Аксюта «Вам и не снилось…»)

- Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? Чтоб мы смотрели на них и старались быть совсем другими.

Критики говорят, что это сказка не относится к детскому кинематографу, но тогда надо признать «Щелкунчика» Гофмана, «Подземных жителей» Погорельского, почти все сказки Андерсона тоже недетской литературой. Я назову их сказками семейными, а иначе зачем ребенку родители — объяснить, заложить фундамент, а там он сам разберется где добро, а где зло)

28 февраля 2015

Кай, Герда и Миронов

Неожиданно превосходный фильм. После него с удивлением понимаешь, что многие стандарты современного кинофентези возникли отнюдь не в Голливуде. По большому счету сценарий «Сказки странствий» можно хоть сейчас переснять с современными технологиями и пускать в прокат без изменений. А все нелепые или глуповатые моменты будут приняты скорее с энтузиазмом, учитывая авангардный уклон нынешней фантастики.

Перед нами не просто проходной квестовый сюжет, а настоящий сеттинг в стиле темного фентези. Удивительно, насколько в СССР умели снимать мрачную фантастику. Девочка и бродячий философ ищут пропавшего брата, проходя через села и веси, олицетворяющие человеческие пороки. Причем сделано это все очень театрально и эстетично, нет никакой пошлости. Характеры героев очень яркие и динамичные, перед зрителем открывается полная картина нравственного поиска нескольких совершенно разных людей. Даже отрицательный персонаж действует в соответствии с определенными ценностями, пусть и спорными.

Относительно главных героев. Совершенно несочетаемая пара, столь модная в наше время. Орландо — рационалист с благородным сердцем, которому не чужды человеческие слабости. Трагикомичный и глубокий персонаж, Миронов справился на 9 из 10. Немного напрягает лишь излишняя экспрессия его героя. С Мартой похуже. В своем идеализме она явно перегибает палку. Ее фанатичная любовь больше похожа на эгоистическое стремление удовлетворить собственные чувства. А ни больше ни меньше истеричное поведение заставляет с жалостью смотреть, как она легко манипулирует простаком Орландо. Врядли конечно авторы вкладывали такой смысл в ее роль, но выглядит все именно так (возможно, впрочем, имеет место быть психоаналитический подтекст, столь распространенный в кинематографе второй половины XX века). Остальные актеры, включая статистов, сработали на ура.

Внешне фильм тоже способен удивить. Столь выдержанная стилистика и сейчас удается далеко не всегда. В этом смысле «Сказка странствий» дает фору даже новомодному «Хоббиту», не говоря уж о российском «фентези». А вот музыка подкачала, лучше бы она была не балаганной, а мелодичной и мрачной. Но несмотря на это

10 из 10

2 августа 2013

Когда то давно в детстве смотрел этот замечательный и серьезный фильм, но мало чего понял. Какими то обрывками сохранил эту историю в памяти. И до боли шикарный Орландо, в исполнении блистательного Андрея Миронова вернули меня к этой истории, захотелось вновь вспомнить эту философскую притчу.

В общем, что хочу сказать. Митта, взялся за очень сложный проект, который вроде бы должен быть сказкой (и сказочные элементы тут есть), но вот смотреть лучше уже в более зрелом возрасте. Потому что детям тут будет мало, что понятно, к тому же фильм им может показаться действительно пугающим.

А что касаемо Андрея Миронова, то сдается мне, что это его самая значимая роль, и не смотря на множество комичных и трагикомичных ролей, я вот для себя вижу в нем того самого Орландо, который служит прототипом настоящего человека, который живет и трудится для людей, хотя эти самые люди и не достойны его мыслей и трудов. Митта снял глубокую ленту на все времена. Она будет актуальна всегда и какие бы шикарные и спецэффектные фильмы не выходили — для меня подобные творения будут оставаться вечно в памяти, как настоящее искусство.

4 июля 2013

Кто ищет тот найдет

Долго искал что посмотреть этим вечером. После сотни фильмов помещенный в разряд подходящих мне по духу и лучших исходя из личного вкуса, тяжело найти что-то, что вызовет еще большее впечатление или хотя бы сравниться с былым.

В своем поиске я решил оттолкнутся от актерского состава и выбрал Миронова, что позволило найти то, что так давно искал — фильм который еще не видел!

Начало было не многообещающим, я уже начал ожидать просто хорошего фильма, каких много, с уже заезженными образами, сто раз произнесенными мыслями, однотипным сюжетом, единственное в чем был уверен — хорошая игра актеров не позволит провести вечер зря. Но! Неожиданно с момента когда брюхатые мужики начали добывать кровь дракона на котором живут, я понял, что кажется наткнулся на шедевр и дальнейшее развитие событий окончательно закрепило мое мнение, а развязка оставила неизгладимое впечатление, которое останется со мною еще на много лет и думаю что еще не раз посмотрю этот фильм.

Безусловно, мы не узнаем здесь ничего такого, чего мы не знали раньше, но дело ведь совсем не в том, ведь мало знать, важно помнить, мало помнить — важно понимать. Путь к пониманию лежит через сопереживание и этот фильм помогает сопереживать!

Все сыграно так, что вас неизбежно поглотит происходящее на экране, человек не обделенный фантазией, логикой и мышлением, увидит множество микро смыслов, перерастающих в эпопею описывающую историю тысячелетий! Верность, Безысходность, Свобода, Богатство, Нищета, Суд, Заточение, Приключение, Философия, Сострадание, Соблазн, Ярость, Перерождение, Целеустремленность, Мечта, Вечность, Бытие, Смерть, Сила — эти и многие слова раскроют пред вами свой глубинный смысл, став частью сюжета, его героев, ситуаций, образов, став частью вас, на момент просмотра, оставшись долгим впечатлением вечера.

10 и 10

4 июня 2013

Последняя сказка эпохи

Надкушенная калиострова вилка кажется идеальным символом начала 80-х, времени инертной романтики и будничных чудес. Как никогда незыблем курс Корабля, плывущего без кормчих и ветрил; пассажиры целиком погружены в себя, в самоценное личное на фоне светлого общего. Дремлющая идеология бессильна, не замечает, а может быть, сознательно поддерживает культ лодки, полуразбитой о быт, как нового флагмана в искусстве. Новые капитаны сродни еретику-одиночке Мюнхгаузену: их вызов общественным устоям не интересен и не нужен. Казалось, в аберрации близости лишь модная забава просветлённой души.

Этим отчасти можно объяснить феномен захаровских лент и фильма, о котором далее пойдёт речь — «Сказке странствий» Александра Митты. После небывалого успеха «Экипажа» режиссёр мог позволить себе снять и новый блокбастер, и притчевую драму, но предпочёл укрыться за волшебными канонами. Сюжет напоминает «Снежную королеву» с готичными вкраплениями историй в стиле Роальда Даля. Валлийский сказочник полагал, и справедливо, что дети есть маленькие взрослые и сюсюкаться с ними не стоит. Страшно ли, сложно ли — не беда, осознание истины придёт рано или поздно, было бы за что переживать. В фильме Митты пугающей символики с избытком, но каждой детали присуща простота смыслов. Летящие сундуки с золотом, последняя ткань на рубашку, и не надо быть Конфуцием, чтоб узреть в суде инквизиции извечный конфликт власти и творца. Попадаются и более тонкие находки, к примеру, гигантский дракон в болоте с рыцарями на спине, морфирующими в обывателей. Идиллия общества потребления в тени грядущей катастрофы. Пророческая усмешка и горький намёк: уже скоро! Таких сеансов магии «непременно с разоблачением» в фильме много. Их роль двояка: поддержание сюжетного напряжения и отсылки к времени и нравам. Иные больно аукаются и тридцать лет спустя.

Как бы то ни было, приёмы Митты классические и вполне в духе традиционной сказки. Все, за исключением одного. В какой-то момент режиссёру удаётся вплести мотив, который, то слабея, то разрастаясь, охватывает новые грани бытия и, наконец, перерастает в восторженный порыв. Здесь музыка фильма — не иносказание, а почти главное действующее лицо. Интонации, заданные Шнитке, идеально ложатся в кадр, добавляя неожиданное послевкусие. Но тема полёта в музыке и фильме — особая, многозначная. Сначала это просто действо, «икаровы крылья», путь свободы, новая грань возможного. Затем в контексте «мир — ограничен, ты — безграничен» полёт в «Сказке странствий» обретает протагорову глубину. Его персонификация, лекарь Орландо — не фантазёр и не мечтатель, он, как и близкий ему по духу последний герой Андрея Миронова, «точно знает как». Импровизации окрылённого актёра выстраивают ткань сюжета в форме монолога. Полёт мысли и фантазии выше, ярче материального, он не прекращается, даже усиливается в моменты отчаяния и крушения надежд. Таланта недостаточно: полёту необходима цель, пункт назначения, смысл. В этом плане у Митты очень точно выстроены ключевые образы. Орландо — душа, искатель, несовершенный святой; Марта — идея, идеал, движитель, безликий ангел. На стороне разума и логики — десятки открытий, подчас гениальных, предвосхищающих время. На другой чаше весов непреклонная решимость, готовность любой ценой спасти дорогого и близкого человека. Дух сострадания правит разумом, и, в конечном итоге, побеждает. Почти достоевская мысль о мире и слезе ребёнка, в её практическом воплощении.

У Митты она вышла ещё и гофмановской, отчего он, возможно, и взялся снимать-таки сказку. При просмотре зрителя не покидает тесный неуют раздвоенности, осязаемости потустороннего мира. Все эти босховы пространства огня и воды, в которых люди и чума равно имеют плоть, нивелируют барьер, о который разбиваются хрупкие жизни. Как избежать смерти, «мимо орла проскользнуть», в реальности не знает никто. В «Сказке» же допустимо волшебство, магия превращений. И герой, сам того не ведая, стараниями своего неугомонного ангела получает второе рождение и новую жизнь. Тем, кто творил и страдал, не стоит бояться забвения и пустоты. Полёт длится вечно!

25 апреля 2013

- Мы летели как ангелы! — А стали как люди.

Прекрасный красивый мудрый фильм.

Здесь сказано все о том, когда жизнь обретает смысл, и когда становится бессмысленной. Здесь каждому есть свое место: мужчине — думать и действовать, быть гением и совершенствовать этот мир, совершать ошибки, женщине — поддерживать в нем веру в себя, не позволять сдаваться, любить и прощать.

Буквально каждый эпизод — метафора, наполненная философским смыслом в масштабах всего человечества. Чего только стоит сцена, когда ради спасения жизни детей (вечная тема Достоевского — цена одной слезы ребенка), гибнут все собиравшиеся годами «великие» идеи бродячего философа, лекаря и поэта.

А полет! — воплощение извечной мечты быть свободным, как птицы — какая сила и пронзительность в этом торжестве разума и духа над бренностью всего земного.

Лучший фильм Андрея Миронова, и один из лучших в российском кинематографе.

23 апреля 2013

Полет

Зарегистрировалась здесь специально, чтобы хотя бы так выразить благодарность этому фильму. Потому что его надо посмотреть.

Содержание описывать не буду, уже многие здесь сделали это до меня, да и не общее содержание фильма тут главное. Мне даже кажется — те несколько строчек, описывающие, о чем фильм, скорее уводят от него.

Впервые увидела фильм в 12 лет, досмотрела до сцены с чумой, и в ужасе переключила. Помню, была полна возмущения и обиды — да какая же это сказка?!

А фильм запомнился вопреки всем вот этим первоначальным детским эмоциям, и все эти годы до момента, когда я решилась наконец посмотреть его целиком, он сидел во мне напоминанием чего-то незавершенного, не сделанного в жизни.

И почему-то мне кажется правиильным, что я досмотрела и пришла к счастливому завершению этой сказки-несказки уже во взрослом возрасте.

Моя рекомендация — смотреть этот фильм. А если вы сомневаетесь, потратьте несколько минут, послушайте Шнитке «Полет» — саундтрек этого фильма. Эта композиция — квинтэссенция фильма..

Безусловно, поставила бы 10.

24 марта 2013

Сказка для взрослых.

У маленького мальчика был необычный дар — у него болела голова, когда находился рядом с золотом. Об этом прознали двое злодеев и украли мальчика с целью обогатиться. Осталась сестра Марта, которая тут же приняла решение отыскать брата во что бы то не стало. Во время своего поиска она встретила философа по имени Орландо. Так и началась эта невообразимо грустная «сказка странствий».

«Сказка странствий» — это очень необычный и сильный фильм Александра Митты, создателя «Экипажа» и «Границы: таежный роман». Сказка ли это? Конечно да. Только очень грустная сказка, сказка-аллегория, философская притча если хотите. Не сказал бы, что эту сказку нужно смотреть детям — она для взрослых, которые могут осознать всю глубину повествования предлагаемого нам. Стилистика немного напоминает работы Джанни Родари, якобы детские, но рассчитанные на взрослых, так как только взрослый человек способен за детскими сюжетными очертаниями рассмотреть нечто серьезное и порой даже страшное.

Необычное смешение стилей, необычный сюжет, необычные герои вот что преследует нас во время просмотра этой сказки. Вот мы видим разжиревших охотников на драконов, которые шли убивать грозное чудовище, но в итоге поселились на нем. А вот нищенка, протягивающая к вам руку с просьбой о милостыне, но на деле пытающая заразить вас неизлечимой болезнью.

Тут есть на счет чего поразмыслить, каждый увидит в этом фильме, что-то свое. Что-то, что только он почувствовал и понял. Почему почувствовал? Потому что после просмотра этого кино остаются не слова, не философские суждения, но только эмоции. Усиливает способность чувствовать великолепная музыка Альфреда Шнитке.

Хотите не только хорошо провести свое время, но и полностью погрузиться в себя, погрустить, порадоваться, посочувствовать — посмотрите «Сказку странствий». Я уверен, что этот фильм придется по вкусу всем умеющим мыслить людям.

10 из 10

24 декабря 2012

Фэнтези Сказка странствий появился на телеэкранах в далеком 1983 году, его режиссером является Александр Митта. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Андрей Миронов, Татьяна Аксюта, Лев Дуров, Ксения Пирятинская, Балтыбай Сейтмамутов, Валерий Сторожик, Кармен Галин, Вениамин Смехов, Зденек Ржегорж, Александр Титов, Владимир Кремена, Октавиан Котеску, Жан Лорин Флореску, Александр Пятков, О. Завьялова.

Производство стран СССР, Чехословакия и Румыния. Сказка странствий — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.