Короткий рабочий день
Krótki dzien pracy
6.7
6.8
1981, драма
Польша, 1 ч 13 мин
В ролях: Тадеуш Бартосик, Леон Харевич, Барбара Дзекан, Мэриэн Ганча, Марек Кемпиньский
и другие
Польша, 1970-е. Узнав о повышения цен на мясную продукцию, рабочий класс пикетирует здание администрации, требуя немедленной отмены этого указа. Главный герой - председатель Герек - ведёт психологическую борьбу со своими страхами параллельно с решением вопросов о росте цен.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Короткий рабочий день

английское название:

Krótki dzien pracy

год: 1981
страна:
Польша
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Кшиштоф Пакульский
композитор:
художники: Анджей Рафаль Вальтенбергер, Агнешка Доманецкая, Божислава Хмелевская
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 27 июня 1996 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 13 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Короткий рабочий день», 1981

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Короткий рабочий день», 1981

Кшиштоф Кесьлевски — короткий фильм о пане директоре

Кшиштоф Кесьлевски в этом фильме пошел несколько дальше, чем в «Шраме» и «Покое». Если в этих фильмах тема забастовок лишь упоминалась, то в «Коротком рабочем дне» она расцвела, оттянув на себя все внимание.

В центре внимания один рабочий день руководителя предприятия. Он сталкивается с забастовкой. Обычно подобные ленты показываются от лица тех, кто пошел на бунт. А Кшиштоф Кесьлевски в привычной дл себя стилистике показывает с человечной стороны того, кого обычно эта самая толпа грозится растерзать.

Мы видим и отчаяние, и испуг, и разочарование, и смелость. Пан директор предстает перед нами почти обнаженным, все его эмоции видны. И в этом он очень человечен.

Зритель вскоре убедится, что в этом противостоянии нет плохих и хороших. Есть просто люди, которые были по разведены и противопоставлены друг другу.

Увы, в сравнении с названными выше лентами, да и со «Случаем», «Короткий фильм выглядит более вторичным, упрощенным. Но даже при такой интерпретации его нельзя выводить за скобки.

Лента интересна в наши дни не только для фанатов пана Кшиштофа. Тут и исторический аспект можно обнаружить. А можно наслаждаться психологическим накалом или обсуждать картину исключительно в корпоративном ключе, обсуждая недочеты в работе управленцев.

7 из 10

9 ноября 2020

Фильм не ко времени

«Короткий рабочий день» — фильм Кшиштофа Кесьлёвского, законченный им к декабрю 1981 года и рассказывающий о Радомских событиях — важнейшем эпизоде в череде протестов, охвативших Польшу в конце июня 1976 года. Картина посвящена, главным образом, первой половине дня первых суток беспорядков в польском городе Радом, беспорядки в котором продолжались с 25 по 30 июня 1976 года. Жёсткое в своей реалистичности изображение Радомских событий, явно перекликающееся с событиями 1981 года, предопределило судьбу ленты: её официальная премьера состоялась лишь в июне 1996 года — в двадцатую годовщину протестов 1976-го.

Героем картины, с точки зрения которого зритель следит за событиями в городе Радом, является первый секретарь воеводского комитета партии Дравацки (вымышленный персонаж, в действительности эту должность занимал Януш Прокопяк). Данное обстоятельство роднит «Короткий рабочий день» с ранним фильмом Кесьлёвского «Шрам», в котором кризис зимы 1970—71 годов и предшествующие ему события также демонстрировались с точки зрения руководителей производства и аппарата местных органов власти.

Фильм открывается ретроспективой, показывающей восход по карьерной лестнице главного героя. Первым пунктом становится март 1968 года — время антисемитской кампании и широких студенческих волнений в ПНР. Здесь главный герой проводит разъяснительную беседу с рабочими некоего предприятия, касающуюся текущих событий, доводит до них политику партии по этому вопросу. В фильме, как и в жизни, партия на этом этапе ищет активной поддержки у рабочего класса и помощи «в восстановлении порядка и учебного процесса».

В данном эпизоде режиссёр стремится продемонстрировать существовавшую, на его взгляд, в тот момент социальную незрелость польского рабочего класса. В фильме рабочие, проявляя, пока что свойственный им, конформизм, пусть и безучастно, но аплодируют словам главного героя (правда, ему приходится настойчиво повторять фразу, если она предполагает последующие аплодисменты). Дравацки открытым текстом, прямо и без стеснения говорит, что собирается дать собравшимся «правильные ответы на вопросы» перед тем, как они будут привлечены к наведению порядка — рабочие в свою очередь послушно внемлют.

Однако следует отметить, что Кесьлёвский не вполне справедлив, показывая в своём фильме абсолютный конформизм и соглашательство польского рабочего класса, который по указке властей принимает участие в усмирении студенческих протестов. В реальности рабочие старшего поколения в 1968 году действительно оказали помощь правоохранительным органам Польши, но в то же время многие молодые пролетарии, напротив, поддержали студенчество и влились в протест.

После марта 1968 года в фильме следует 1975 год, когда Дравацки торжественно назначают на должность первого секретаря воеводского комитета ПОРП. Затем показывается роковой 1981-й, когда Дравацки, выступая по польскому телевидению, заочно держит ответ перед «Солидарностью» и со своей точки зрения рассказывает о событиях июня 1976 года в городе Радом. Рассказ Дравацки начинается с выступления перед польским Сеймом премьер-министра Петра Ярошевича, в котором объявлялось о резком повышении цен на продукты питания — именно это выступление 24 июня 1976 года, показанное по польскому телевидению, стало отправной точкой протестов, начавшихся в Радоме уже на следующий день.

В части изображения событий 25 июня 1976 года хорошо прослеживается стремление режиссёра максимально детально, чуть ли не поминутно, восстановить всю хронологию событий между шестью утра и половиной третьего дня (подавление протеста, начавшееся после 14:30, в картине оставлено за кадром). Достоверность фильма, вероятно, связана с большим опытом работы Кесьлёвского в документальном кино. Хотя в самую первую очередь Кесьлёвского интересуют мысли и внутренние переживания главного героя ленты — первого секретаря воеводского комитета, который в стрессовой ситуации, будучи под прессингом как рабочего класса, так и столичного начальства, отчаянно пытается выработать верную поведенческую тактику.

Протест 25 июня имел в своей основе чисто экономическое требование рабочего класса — вернуть цены на прежний уровень. Однако важнейшим последствием июньских протестов 1976 года стало складывание в Польше новых оппозиционных организаций, которые уже не ограничивались лишь экономическими задачами, но и работали над сменой политической парадигмы в Польше. Важнейшей организацией подобного рода становится созданный польской интеллигенцией в сентябре 1976 года Комитет защиты рабочих — КОР (позднее — КОС-КОР).

Кесьлёвский, рассказывая о событиях всего лишь нескольких часов 25 июня 1976 года, стремится, тем не менее, в своём фильме показать важнейшую трансформацию в польском обществе, произошедшую в 1976 году — переход от только экономических требований к требованиям экономическим и социально-политическим. Однако говорить о том, что эта трансформация произошла единомоментно в первой половине дня 25 июня на площади в центре Радома, было бы недопустимым упрощением. Режиссёр прибегает к интересному приёму. В фильме толпа, собравшаяся у стен комитета, требует отмены повышения цен. Но отдельные выкрики, звучащие из большой массы народа, можно интерпретировать уже как требование политического переустройства Польши. Более того, один из выкриков фактически содержит в себе призыв к созданию в противовес «красной буржуазии» независимых профсоюзов — а это запрос, актуальный скорее уже для 1980 года.

В фильме присутствует несколько любопытных флэшфорвардов. Камера выхватывает отдельные лица манифестантов, после чего коротко показывается их будущее: прогон задержанных рабочих через «путь здоровья» (экзекуция в виде прогона арестованных через два ряда милиционеров, избивающих их дубинками), судебные процессы по делам участников радомских беспорядков и прочее. Интересен фрагмент «из будущего», в котором молодой студент-очкарик — очевидно, член Комитета защиты рабочих — предлагает финансовую и юридическую помощь семье арестованного рабочего. Эта помощь, предлагаемая рабочей семье студентом, звучит словно антитеза началу фильма, где рабочие участвует в подавлении протестов таких же студентов.

Кесьлёвский в своей ленте не склонен идеализировать польских пролетариев. Показывая события в Радоме, Кесьлёвский не вуалирует факты бессмысленного вандализма и неоправданного насилия, которые учиняла радикальная часть рабочих. Кесьлёвский как будто повторяет расхожую идею о том, что реальной организованной силой является только союз интеллигенции и пролетариата — без интеллигенции пролетариат не в состоянии использовать свою энергию продуктивно.

Снимая «Короткий рабочий день» в середине 1981 года и закончив его монтаж к декабрю, Кесьлёвский мог считать политическую победу «Солидарности» уже чем-то свершившимся — не зная, что вскоре в стране будет объявлено военное положение. Невиданный доселе разгул свободы в 1981 году (до введения военного положения) давал надежду на прокат крамольной ленты. Кроме того, Кесьлёвский видел, как летом 1981 года Анджею Вайде удалось, казалось бы, невозможное — добиться выхода в кинопрокат картины «Человек из железа».

Ирония судьбы фильма «Короткий рабочий день» заключается в том, что, запрещённый сразу же по окончании монтажа в конце 1981 года, он и после 1989-го не сразу смог дойти до широкого зрителя. Изображение партийного секретаря как живого и интересного человека, а не кровожадного коммунистического чудовища, оказалось после демонтажа социалистической системы не ко времени.

8 из 10

12 июня 2014

Короткий фильм о митинге

Кшиштоф Кесьлевский, по его же словам, стал режиссером совершенно случайно, просто на Лодзинском кинофакультете были свободные места, а перспектива провести юность в сапогах молодому парню совершенно не улыбалась. В итоге, польская армия едва ли потеряла великого полководца, зато польский кинематограф, уже тогда сверкавший именами Анджея Вайды и Кшиштофа Занусси, обрел одного из лучших своих представителей. Кесьлевский начинал как режиссер-документалист, но со временем переключился на художественное кино, которое в условиях социалистической Польши давало гораздо больше возможностей для выражения взглядов художника и неравнодушного гражданина. В этом плане очень интересны фильмы т. н. переходного периода его творчества, уже после аскетичных и выразительных документалок, но еще до сделавших его знаменитым «Без конца» и «Коротких фильмов», в которых он окончательно сформировал свой узнаваемый стиль. Одна из таких работ — малоизвестная лента «Короткий рабочий день», впервые показанная только после смерти режиссера. В ней рассказывается про один из народных бунтов, вспыхнувших в 1976 году в небольшом городке под Варшавой, во время которого было сожжено здание местного райкома. Таким образом, рабочие отомстили родной партии за резкое повышение цен на мясо и полное игнорирование своих прав и требований.

Если судить исключительно по тематике, то «Короткий рабочий день» можно поставить в один ряд с дилогией Вайды «Человек из мрамора» и «Человек из железа», где фоном также выступали первые народные восстания и начало профсоюзного движения «Солидарность», которое, в итоге, и стало главной движущей силой, свергшей коммунистический режим. Однако у снятой для телевидения ленты пана Кшиштофа есть одно существенное отличие от работ своего старшего коллеги — все происходящие события здесь показаны глазами первого секретаря компартии. Он последним покинул осажденное здание и на каком-то этапе даже пытался войти в положение работников и договориться с центром о временных уступках. Стоит сказать, что такой ход молодого постановщика оппозиционно настроенной творческой интеллигенцией понят не был, ведь все коммунисты-чиновники по умолчанию считались врагами, а любые попытки оправдать или хотя бы понять кого-то из них встречались в штыки. А для того, чтобы правильно интерпретировать посыл Кесьлевского, который заканчивал монтаж ленты накануне введения военного положения, надо хоть немного понимать его взгляды на мир. Он никогда не был замечен в симпатиях к властям (наоборот, несколько раз отказывался от престижных административных должностей), но и среди диссидентов чувствовал себя немного неуютно, поскольку на первое место в творчестве и жизни всегда выводил человека со всеми достоинствами и недостатками, а не его политическую позицию или общественное положение.

Режиссер отлично понимал, что его герой карьерист, готовый за новую должность пойти на подлог, обман или выборочную трактовку норм Конституции, однако в критической ситуации тот вдруг проявляет невиданное мужество, перебарывает страх и даже начинает колебаться в своих жизненных и идеологических установках. И хотя окончательный слом в его сознании так и не происходит (или происходит уже за кадром), что-то человеческое заметить в нем уже можно. Психологический портрет персонажа написан еще без присущей позднему Кесьлевскому тонкости, но за внутренними трансформациями героя следить уже интересно. Фильм не блещет какими-то визуальными или сюжетными находками, представляя собой с точки зрения стилистики обычный телефильм, но время от времени рассказ перерывается черно-белыми флешфорвардами и стоп-кадрами, в которых показывают судьбу некоторых из лидеров того антиправительственного митинга. Кто-то из них закончил на судебной скамье, кто-то сумел дождаться первых успехов рабочих в портовом Гданьске 1981 года, а кому-то, вполне возможно, повезло гораздо меньше. Вероятно, именно из-за этих моментов фильм так и не прошел цензурный заслон и был успешно отправлен на полку. А после свержения режима цензором выступил уже сам режиссер, посчитавший, что добивать лежащего (т. е. коммунистов из прошлой жизни) как-то не по-мужски, чем в очередной раз в своей жизни подтвердил, что человеком можно оставаться при любых обстоятельствах.

3 мая 2014

Драма Короткий рабочий день появился на телеэкранах в далеком 1981 году, его режиссером является Кшиштоф Кесьлёвский. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Тадеуш Бартосик, Леон Харевич, Барбара Дзекан, Мэриэн Ганча, Марек Кемпиньский, Эльжбета Киёвская, Жан Конечны, Павел Новиш, Войчех Пилярский, Tadeusz Pluciennik, Мирослав Сайдлер, Вацлав Улевич, Марек Новаковски, Лех Гжмочиньский, Збигнев Бельский.

Страна производства - Польша. Короткий рабочий день — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.