Агония
7.4
7
1981, драма, биография, история
СССР, 2 ч 32 мин
18+

В ролях: Велта Лине, Алиса Фрейндлих, Александр Романцов, Юрий Катин-Ярцев, Леонид Броневой
и другие
1916 год. Россия в критическом положении, на престоле безвольный Николай II. Придворные предчувствовали крах самодержавия. «И вот во дворец вошел и, глумясь и издеваясь, стал шельмовать над Россией неграмотный мужик с сумасшедшими глазами»: - так писал Алексей Толстой о «святом старце» Распутине, который приобрел неограниченную власть над царем, а впоследствии стал жертвой придворного заговора.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Агония

год: 1981
страна:
СССР
слоган: «Жизнь и смерть Распутина»
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Леонид Калашников
композитор:
художники: Шавкат Абдусаламов, Сергей Воронков, Татьяна Вадецкая
монтаж:
жанры: драма, биография, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 21 июля 1981 г.
на DVD: 17 февраля 2014 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч 32 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, биография, история

Видео к фильму «Агония», 1981

Видео: Трейлер (Агония, 1981) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Агония», 1981

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Агония», 1981

Эмоциональный фильм

У фильма «Агония» Элема Климова сложная судьба. В СССР он не был известен широкому кругу зрителей и долго пролежал на полке.

Нашла я этот фильм после того, как посмотрела два других, которые были сняты уже после 2000 г., т. е. после канонизации Николая II и его семьи. После 2000г. любая критическая информация о царской семье перестаёт афишироваться.

У Элема Климова Николай II,на удивление, не показан исчадием ада, злом во плоти, Николай II здесь скорее жертва обстоятельств и собственной слабости, такая мечущаяся фигура между министрами и Александрой Федоровной с Распутиным. И в этих метаниях царь делает выбор в пользу Распутина и царицы, что и привело к огромной трагедии впоследствии.

Понятно, что любой фильм не может быть правдивым на 100%, однако, многим фактам из «Агонии» несложно найти документальное подтверждение.

Как показывает Элем Климов революционное время? В «Агонии» нет атмосферы надежд на новую жизнь, скорее панический страх чего-то ужасного и неотвратимого. Если это и пропаганда, то очень искусная и качественная.

Фильм «Агония» полностью погружает в атмосферу нервозности, страха и ужаса, игра актёров на высшем уровне, сейчас так не играют. Накал эмоций, экспрессия, вот-вот случится что-то страшное для всех.

10 из 10

22 апреля 2020

Эсхатологический экстаз

Вам, проживающим за оргией оргию,

имеющим ванную и теплый клозет!

Маяковский «Вам»

There lived a certain man in Russia long ago

Boney M. «Rasputin»

Представьте себе предсмертный хрип, бьющиеся в конвульсии конечности, изнывающего от боли животного. Тяжело, но медленно оно ползет вперед, жадно дышит, пытаясь прочувствовать каждое мгновение уходящей жизни. Это и есть Российская империя образца 1916 года. Про это, и фильм «Агония».

Само кино не столько о Распутине, хотя без него никуда, сколько о заканчивающейся эпохе, — но живущие-то в ней люди не знают, что она прекратит существование буквально через пару месяцев. К слову, закат империи показан во всем великолепии. Бомонд кутит, царица поклоны земные бьет, царь страдает, банкиры делают деньги на крови, где-то далеко война, а где: «Черт его знает!», и конечно, Распутин, который постоянно мечется из угла в угол, как паук, опутывая Петроград, а затем и всю страну в свои сети, и сам же попадает в них. Одним словом, вакханалия.

Фильм наполнен метафорами, аллегориями, различными символами, аллюзиями и полностью погружает зрителя в происходящее на экране. К тому же необычная форма подачи материала (с добавлением документальной хроники) и яркая цветовая гамма тоже делают свое дело. Даже легкий привкус советской пропаганды и мелкие исторические неточности не отвлекают внимание

Прекрасно подобраны актеры. А что за имена? Леонид Броневой, Алиса Фрейндлих, Михаил Светин, Алексей Петренко, Анатолий Ромашин и многие другие. Про всех и не расскажешь. Каждый по-своему уникален.

Отмечу Алексея Петренко, для которого роль Распутина стала первой в кино. Справился он со своей задачей — превосходно. Говор, манеры — все работает на создание образа «святого старца». Особенно поражают глаза: их глубокий проникновенный взгляд, который так и напоминает взгляд самого Распутина, на сохранившийся фотографиях.

Анатолий Ромашин точно передал безвольную метущуюся сущность царя. Сцена в начале фильма хорошо показывает это, когда Николай II с полудетским надрывом говорит: «Мой народ любит меня!»

Музыка Альфреда Шнитке удивительно ясно передает дух и настроение времени. По началу ясная и прозрачная, она незаметно наполняется резкими, отрывистыми, выбивающимися из общего фона, звуками, превращаясь во что-то тяжелое, грубое и неповоротливое. Похоже, Шнитке вдохновлялся знаменитым «Вальсом» Мориса Равеля, где так же мягкие звуки вальса в конце проваливаются в никуда.

В своем роде «Агония», а равно, как и судьба ее режиссера, уникальны. Фильм столько раз запрещали и разрешали на стадии производства, и даже после того, как он был снят, что, пожалуй, эта история заслуживает отдельной ленты.

Режиссер Элем Климов нередко в своих интервью говорил, что не доволен проделанной работой, и мог сделать лучше; даже порывался написать разгромную рецензию, но, когда фильм положили на полку, стало не до того.

В заключение хотелось бы привести описания нескольких вырезанных по идейным соображениям сцен, которые дополняют общий вид картины. Так в журнале «Искусство кино» N 7 за 1996 год, Климов вспоминает: «Я до сих пор жалею, что вырезал сцену в ресторане из первой серии: лысого мужичка, пьяного вдребезги, в абсолютно гладкую лысину которого воткнута вилка. Его выводят из ресторана, а он веселый, кричит: «Шампанского, и дам переменить.» Еще была сцена у городской фрейлины Никитской, дочери коменданта Петропавловской крепости. У нее в доме Распутин устраивал оргии, собирая целый гарем девушек. И в картине был коротенький, метров пятнадцать, кадр, где он выгоняет их раздетыми на улицу, и они бегут через Неву. А на заднем плане виден Зимний дворец… Хорошо было снято.»

В итоге, отличный фильм.

9 из 10

18 мая 2019

Пропаганда «высшей пробы»

Фильм снят мастерски. Сцены настолько выпуклы и натуральны, что кажутся не постановкой, а жизнью. Актеры играют на высшем уровне: забываешь, что актеры, а принимаешь за людей того времени.

Полная иллюзия, что попал в старый мир (в отличие от многих современных поделок вроде «Адмирала», где чувство такое, что наши столичные тусовщики вырядились в старинные костюмы и устроили карнавал). Глядя, веришь, что так все и было.

Только в этом, к сожалению, не плюс, а наибольшее зло «Агонии», потому что талант и искусство который раз поставлены в услужение «князю лжи», так сказать — ведь по исторической достоверности этот фильм — такая же сказка, как и голливудский «исторический» мультик «Анастасия».

Многие события перевраты и даже вымышлены, а большинство персонажей — РЕАЛЬНЫХ людей! — попросту оклеветаны.

«Вспомним же всех поименно»:

Царь в фильме показан…

…пьяницей, ныкающим повсюду «заначки»:

Опровергается практически всеми современниками — даже из числа противников.

И коли он такой пьяница — зачем же во время войны сухой закон-то ввел? Да еще и вопреки уговорам многих: ведь это экономически невыгодно? Чтоб вся водка одному ему досталась?:)

…дураком, ни шиша не смыслящим в управлении страной: докладов не слушает — сбегает, не давая никаких указаний.

Эту чушь хорошо разоблачил сын Столыпина в статье «Крохи правды в бочке лжи» (там он критиковал книгу Пикуля «Нечистая сила», но те же байки и в фильме присутствуют). А совсем НЕ восторгавшийся царем министр иностранных дел Извольский писал (уже после революции): «Был ли Император одарен от природы и умен? Ни минуты не колеблясь, утверждаю, что был. Меня всегда поражала легкость, с какой он ухватывал все оттенки приводимого ему аргумента, а также ясность, с какой он выражал свои собственные мысли».

Парочка общих фактов об образовании Николая:

- в совершенстве знал английский и французский языки, говорил на немецком и датском;

- среди предметов обучения проходил политическую историю, географию, литературу…

- после общего курса получил высшее юридическое и военное образование.

Между прочим, играл на пианино в 4 руки.

Похож герой в исполнении Ромашина на такого человека?

… безвольной «тряпкой», которым вертят все кому не лень — даже в собственной семье: сын кричит повелевающим голосом: «не трогай!» — и царь покорно слушается.

В реальности, эта сцена из разряда горячечного бреда: буквально все (включая недоброжелателей) соглашаются (а особенно это видно по дневникам и письмам царя и его детей), что семья была очень дружная: отца с матерью любили и уважали, а они проводили с детьми много времени (недоброжелатели даже ставили это в вину: тратит, мол, все время на семью, а на правление страной ничего не остается).

И сын бы такого (и так!) не крикнул, и царь бы не послушался, как собачка побитая, поджав хвост, в такой ситуации…

«Царь пляшет под дудку Распутина» — такая же байка; Николай II нередко поступал совершенно вопреки его просьбам — факты сейчас можно найти во многих биографиях и воспоминаниях…

Не пожалели и царицу — в фильме показано, что она…

…истеричная бездельница, которая весь фильм только и знает, что постоянно лежать в постели да закатывать скандалы.

Разве придет кому в голову при виде этой избалованной бабы, что в реальности царица чуть не каждый день работала в госпиталях, перевязывая раненых, ассистируя при операциях — поскольку с началом войны окончила курсы медсестер?

И это кроме того, что «… забыв свои недомогания, занялась лихорадочно устройством госпиталей, формированием отрядов, санитарных поездов…»

Все это подтверждается и собственными дневниками царицы и ее дочерей, их письмами.

Да, в постель она тоже слегала порой: человек уже не молодой — только всегда находила себе занятие: рукоделье, чтение… — а не донимала всех своими «капризами». У них в семье вообще чуть не самым большим грехом считалось безделье: поэтому и детям она всегда находила занятие и часто сама за ними присматривала: играла, читала на ночь, занималась учебой, ставила с ними спектакли…

…ненавидит Россию:

Под занавес царица злобно произносит в камеру: «Ненавижу ЭТУ СТРАНУ!»

Странно, но буквально через год она писала в письме подруге — уже под арестом, когда ненавидеть «эту страну» было куда больше оснований:

«… чувствую себя матерью страны и страдаю, как за своего ребенка, и люблю мою Родину… Ты знаешь, что нельзя вырвать любовь из моего сердца и Россию тоже… Господь, смилуйся и спаси Россию!..»

Писала, заметьте, не Ленину или в журнал-газету, а тайком, ближайшей подруге, перед которой нет никакого смысла «рисоваться».

Все знавшие ее сходятся, что Россию она любила (а кайзера Вильгельма, кстати, презирала).

Но авторам-коммунистам, разумеется, позарез нужно было подчеркнуть ее «отдаленность» от России и вызвать ненависть к ней («немка!»).

А уж внешность… выглядит она в фильме, как латышская крестьянка. На самом деле, из фотографий ясно, что вид у ней был намного благородней.

Многое можно было бы еще написать и о них, и об остальных: Вырубовой, Распутине и др.

Так, Вырубова расхаживает весь фильм, без устали интригуя и строя козни — словно и не было никогда железнодорожной аварии 1915 г., чудом выжив после которой, она передвигалась то на кресле-каталке, то на костылях. И как же она должна была выполнить все, что ей приписано в фильме, на инвалидной коляске?

Искажен и образ главного героя — Распутина — даже внешний вид: не был он верзилой ростом «под потолок», — да и характером сильно отличался… Именно поэтому в день показа «Агонии» в родном селе Распутина «… в знак протеста жители Покровского почти все до одного вышли из зала, не досмотрев ленты и до середины.»…:)

Обычно зрителей подкупает еще «документальность» фильма: он ведь набит старыми на вид черно-белыми кадрами. Только большинство этой «хроники» — никакая не документалистика, а постановочные кадры из пропагандистских лент, снятых самими большевиками уже после революции.

Более того, среди них ловко вставлены кадры, снятые «под старину» самим Климовым — «Провоз тифозных больных», например, от которого вообще каким-то средневековьем веет.

Хватает в «Агонии» и просто ляпов.

Ну, и last but not least: фильм буквально доверху напичкан грязью (которой вряд ли есть достоверное подтверждение) — такое чувство, что авторы прямо-таки смакуют и упиваются ей. Ни в одном тогдашнем фильме на зрителя не вываливали столько помоев и порнографии — потому, видимо, сей «шедевр» и отлежал «на полке» свои десять лет — до самой «перестройки» и «гласности».

PS После таких опусов невольно вспоминается совет незабвенного профессора Преображенского: «Не читайте вы советских газет!»:)

3 из 10

12 мая 2019

Сумбур вместо истории

Страшный фильм. Тут его сравнивали с «Иди и смотри» — и не зря сравнивали. Но, к сожалению, совершенно неприемлемый с художественной и пропагандистской точки зрения: режиссер, очевидно, переоценил значение своего творческого гения и тем самым нанес картине смертельный удар. Коммунистическая пропаганда в области истории есть прежде всего научная пропаганда: она должна исходить из приверженности историческим фактам в большей мере, нежели любой другой вид искусства. Она должна опираться на диалектику исторического процесса. В противном случае она не сможет выстоять перед натиском буржуазной лжи и реакции.

Режиссер слишком часто позволяет себе грешить против фактов, домысливать, сокращать, приукрашивать. Блестящее изображение оторванной от всякой народной действительности загнивающей верхушки империи смазывается гипертрофированно преувеличенным значением Распутина. Складывается впечатление, что личность Распутина или Николая II оказали на гибель империи большее влияние, чем те циклопические силы, которым противопоставила их история. Постоянное использование документальной стилистики подрывает доверие к кино- и фотохронике — а значит и их художественную ценность. Драматическая структура перегружена эпизодическими, подвешенными в воздухе персонажами — появляющимися из ниоткуда и пропадающими в никуда. Нет ни одного законченного персонажа-типажа — царедворца, фрейлины, заводчика, банкира, церковника и т. д. — лишь серые безликие толпы и злые карикатуры. На этом фоне еще ярче бросаются в глаза отдельные выпуклые индивидуальности — Распутин, Вырубова, Николай II. Детальное полотно исторического повествования заменено набором ярких пятен. В этом отношении даже скучная, «картонная» пьеса Толстого выглядит намного более выигрышно.

В итоге работа великой художественной формы, вышла крайне слабой по своему содержанию. Жаль, ведь именно теперь этот фильм, будь он лишен этих недостатков, вызванных, очевидно, суетным тщеславием автора, мог бы стать мощнейшим контрпропагандистским орудием.

Хочется верить, настанет время, когда мы сможем беспристрастно судить об «Агонии» просто как о выдающемся произведении советского киноискусства, понимая, что в нем идет от исторической правды, а что — от вымысла автора.

23 января 2018

Агония монархии и Распутин

Не думала, что меня когда-нибудь заинтересует исторический художественный фильм, но вот заинтересовал. Картина Климова «Агония» очень необычно сделана. Она снималась в 1974 году, но даже на сегодняшний день почти никто из режиссёров не утащил творческие приёмы, в ней использованные. В центре повествования — 1916 год, последние месяцы царской России. И Григорий н, выходец из сибирской деревни, который благодаря своему умению манипулировать людьми и природной харизме стал вхож в царский дворец и получил возможность влиять на политическую жизнь страны. Как водится, появляются заговорщики, которые принимают решение устранить «святого старца».

Помимо грамотного раскрытия крайне сложной темы и очень достойной игры актёров, эта кинолента интересна и новаторскими художественными приёмами: здесь соседствуют элементы игрового и документального кино. Вот будто смотришь фильм на историческом телеканале, с субтитрами, закадровым текстом, фрагментами кинохроники и исторической справкой, а через мгновение он превращается в серьёзную постановочную кинодраму.

6 декабря 2017

Распутица

За семь лет, прошедших от первоначальной идеи до окончательного утверждения сценария, Элем Климов несколько раз менял название своего фильма, отказавшись в итоге и от пошлого «Заговора императрицы», и от нарочито религиозных «Мессии» и «Антихриста», остановившись на самом ёмком и точнее всего отражающем суть. Действительно, несмотря на то, что главным героем ленты номинально является Григорий Распутин, великий и ужасный придворный «старец», подчинивший своей воле царскую чету и объединивший в ненависти к себе заклятых врагов, на деле фильм представляет собой демонстрацию последних судорог российской монархии, и Распутин здесь, хоть и безусловно яркий, но отнюдь не герой, а только одно из действующих лиц. Если бы «Агония» была живописным полотном, оно бы определённо было написано в технике пуантилизма — новые и новые персонажи, равномерно появляющиеся вплоть до самого финала, слишком многочисленны и поначалу кажутся лишь пятнами разной степени яркости, скорее отвлекающими от восприятия картины в целом. А заботливо прописанные режиссёром титры, содержащие не только фамилию и имя, но и прозвище (обычно довольно гадкое), ясности не вносят, во всяком случае для тех, кто разбирается в этом периоде отечественной истории недостаточно хорошо. Фигура Распутина, вопреки ожидаемому, эти, разрозненные, на первый взгляд, элементы не объединяет — уж слишком хаотичны и беспорядочны его действия, по крайней мере, для человека столь отчаянно демонизируемого и по сей день.

При этом в фильме Климова нет ни одного хоть сколько-нибудь положительного героя. Безвольный и беспомощный Николай II, категорически не способный принять ни одного решения. Он прячется от докладов министров в узких потайных коридорах дворца, задумчиво проявляет фотографии, старательно рисует удивительный в своей бессмысленности натюрморт с яркими летними цветами на фоне типичной русской зимы. В своей личностной немощи он жалок настолько, что никто, даже самые близкие, не принимают его всерьёз. Александра Фёдоровна исступлённо молится на икону с изображением «старца» — единственного, кто может хоть как-то помочь её любимому Алёше, и истерично требует от мужа беспрекословного подчинения каждому слову, каждому чиху «царского друга». Сам же Распутин, безусловно харизматичный, пугающий своей непохожестью на закостенелых в условностях представителей дворянского рода, поражающий кажущейся внутренней свободой и попиранием всевозможных правил и канонов, на поверку оказывается не умным и дальновидным серым кардиналом, а дорвавшимся до власти полусумасшедшим греховодником, во время всё чаще случающихся обострений явно не помнящий себя и не видящий ничего и никого вокруг. И остальные — воры, бездельники, блудницы, развратники, несть им числа и нет им жалости.

Переводя взгляд с одного персонажа на другого, стоит большого труда не задохнуться от нахлынувшего ощущения мерзости и гадливости. Ложью и интригами при дворе удивить сложно, но в фильме Климов фокусируется на всей гнуси, всём паскудстве примитивной человеческой натуры. Из мелких деталей, отдельных характеров, таких вроде бы разных, но на деле столь похожих, складывается один чёткий образ — образ человеческой слабости. Умело переплетая вымысел и реальность путём совмещения игрового кино с документальными вставками, живописующими все жуткие последствия действий кучки охочих до наживы бездарей и эгоистов, режиссёр достигает максимального эффекта, заставляя смотреть, не отрывая глаз. На то, как озверевший от собственного бессилия император беспорядочно палит в беззащитных ворон, оставляя от них лишь ошмётки мяса и перьев на белом снегу. На то, как сходит с ума от собственной безнаказанности и невозможности ничем заполнить сосущую пустоту внутри Распутин. На то, как там, наверху, судьбами простых людей неизменно рулят те, в ком осталось только два по-настоящему искренних чувства — ненависть к России и жажда наживы. И тем ироничнее звучит выведенная в начальные титры цитата Ленина о монархии, ведь на деле от перемены мест слагаемых не меняется решительно ничего. На место малодушному нерешительному императору придут любители брать количеством, но избавление от Распутина и уничтожение царской семьи даст лишь один результат. Другим голосом будет произноситься один и тот же извечный вопрос: «А мы рваные берём?»

11 сентября 2017

Если бы американцы взялись снимать этот фильм, то они обязательно выдумали бы Распутину какое-нибудь детство, с детской травмой, показали бы слезливую историю его превращения в психа. У Климова этого всего нет. Как нет в «Иди и смотри» причины ненависти своих к своим (многие каратели были из местных). Не важно, почему это произошло, у зла всегда есть причина, это у добра причин очень мало.

Агония действительно создает при просмотре ощущение агонии, безвыходности, бессилия. И даже убить Распутина — это не выход, и царя убить — тоже не выход. А почему? Потому что никто не знает причин «Распутина».

Вопрос «Что делать?» тоже уже не стоит. Потому что ответ на него был бы таким же нудным, как и роман Чернышевского. Климов создает в фильме собственную версию предреволюционных лет, с фокусом на высшем сословии, а не на противостоянии господ и народа. Господам вообще до народа дела нет, его просто как бы не существует. Господа заняты собственными дрязгами, у них нет единства.

Говорят, что фильм задумывался как агитка, и, если честно, после него действительно закрадывается мысль, что революция была не самой плохой идеей..

Эротика в фильме позабавила. Она не пошлая, но и не романтичная, то есть не для дополнения романтических отношений присутствует, а как бы для высмеивания «господ», но при этом картинка остается красивой, вкусной, что ли.

Климов показал Распутина в первую очередь «не таким как все». Он и не из богатых, но и не из крестьян, и не от церкви и не от мещанства. Такая личность в 40—50х могла бы стать диктатором и продолжить начинания Сталина, в современном мире он стал бы сумасшедшим олигархом. А в России того времени ему места не было.

24 июля 2017

Святой Чёрт

«- Первая революция и следующая за ней контрреволюционная эпоха, обнажила всю суть царской монархии, довела её до последней черты, показала её гнилость, гнусность, весь цинизм и разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе…» (с) Ленин

В советском кинематографе на слишком многих темах лежало табу. Даже маститые режиссёры не всегда могли запуститься с картиной на интересующую их тему. Например Никита Михалков в начале 80-ых не смог начать съёмку исторической ленты про Дмитрия Донского, а всё из за того, что древний правитель Руси казался более значительным на фоне занимавшего тогда должность генсека Леонида Ильича Брежнева. Что уж говорить о современной, отстоящей всего в полвека эпохе — периоде правления последнего российского императора. Именно на эту, около революционную тему хотели снять фильм отечественные кинематографисты. Идея картины о Гришке Распутине принадлежала Анатолию Эфросу, было это ещё в середине 60 — ых. Тогда планировалась практически комедийная, целиком шаржированная и лубочная история — этакое попурри на тему историй, легенд и бает, что бытовали про «старца» тогда в народе. Эту ленту горячо поддерживал тогдашний директор «Мосфильма» — Иван Пырьев. Но в последствии написания сценария, сюжет стал уходить от пьесы Алексея Толстого «Заговор Императрицы» — которую положил в основу своего фильма Эфрос. Тогда проектом занимался уже Элем Климов — не задолго до этого прославившийся сатирической комедией «Добро Пожаловать или Посторонним Вход Воспрещён». Молодой перфекционист не желал работать с «картонной вещью», попросив руководство студии разрешить написать собственный вариант сценария. Такое разрешение было им получено, и после отказа знаменитого драматурга Александра Володина, Климов поручил сценарий будущего фильма о Распутине Илье Нусинову — своему прошлому соавтору. Вместе с которым они отталкиваясь от подлинных документов эпохи, сочинили серьёзную историю, которая уже могла выйти на экраны к пятидесятилетию Октябрьской революции. Но вскоре картину остановили, потребовав переделок сценария. По сути, запустили в производство картину только с третьего раза, когда директором «Мосфильма» был уже Филипп Ермаш, случилось это в 1974 -ом году! То есть, с момента решения о создании данной ленты, до её фактического запуска — прошло почти 10 лет, что уже говорит о её неоднозначности. Ведь простая полит — агитка не вызвала бы такой мороки. Появления фильма на отечественных экранах и вовсе задержалось ещё на одну декаду. Правда, спустя 6 — ти лет «полки» (во время которых студия требовала у строптивого Климова внести в ленту какие то поправки), «Агонию» — всё же выпустили в международный прокат. Случилось это после премьеры фильма на западных кинофорумах, в частности в Венеции, где картина Климова была удостоена приза ФИПРЕССИ (так же была премия во Франции). Выход фильма на родине, стал возможен лишь в «первый год свободы» — в 85 -ом, когда новый генсек Михаил Сергеевич Горбачёв затеял Перестройку…

Нет смысла, думаю обсуждать игру занятых в фильме артистов — ибо все они, возможно за исключением исполнителей ведущих ролей, таких как: царя, императрицы и графини Вырубовой — всего лишь фон, для демонстрации разложения правящих верхов Российской Империи, а так же подспорье для бенефиса грандиозного Алексея Васильевича Петренко, который воплотил на экране жуткую в своём противоречии фигуру — «старца» Григория Ефимовича Распутина. Фигуру не только неоднозначную, но и в некотором роде демоническую, которая по мнению многих историков способствовала краху русской монархии, а так же ускорила февральскую революцию. Петренко сыграл Распутина таким, каким не смогли это в будущем сделать ни наш Владимир Машков, ни тем более «обрусевший» француз Жерар Депардье (хотя недавняя, российско -французская постановка была мною вполне благополучно принята). Его Григорий Ефимович предстаёт то помешанным юродивым, у которого случаются припадки — во время которых, он выдаёт нечто похожее на откровение; то погрязшим в разврате пьяницей, то всё про всех понимающим, практически мудрецом — который явился в дом Романовых, что бы весь гнев народа за место царя на себя принять. Дикие выходки с драками, пьянками и сексуальными утехами перемежаются его встречами с какими то богачами, которым он устраивает протекцию на те или иные государственные должности. Причём во многих подобных эпизодах нет даже речи о подкупах или взятках, просто «старец» делает «доброе дело», помогая заведомому казнокраду и прощалыге занять заветное место. Для этого ему достаточно встретится с фрейлиной императрицы — графиней Вырубовой, или вовсе напрямую позвонить «маме»… Словом — гадкая, невесть как оказавшаяся при Дворе особа, которую иначе как «шарлатан» или «помешанный» — назвать то нельзя, в то время как императрица молится на его изображение, а сам «папа» — видит в нём спасение трона и России!

Николай II — показан человеком глупым, бессердечным, невростичным и к тому же безвольным подкаблучником, не смеющим возразить своей явно «чокнутой» немке — жене. В тоже время — монархом, которому злой Рок дал править самой крупнейшей империей мира. Здесь он отдаёт спонтанные приказы Ген — штабу о бессмысленной рекогносцировке, которая приводит к уничтожению армии, часто употребляет водку, проявляет в своём потайном кабинете фотокарточки, а в моменты неконтролируемой ярости — стреляет из ружья по воронам… Также малосимпатичный человек, которого ошибочно спустя 82 года Русская Православная Церковь канонизирует, сыгран Анатолием Ромашиным безупречно, относительно предложенного сценария. Про «маму» — императрицу Александру Фёдоровну, роль которой исполнила латвийская актриса Вилта Лине, в целом можно сказать тоже самое, разве что экранного времени ей предоставлено значительно меньше… В роли фрейлины Вырубовой задействована шикарная Алиса Фрейндлих, с её подачи героиня эта предстаёт той ещё интриганкой. Запоминающийся образ создал и малоизвестный Александр Романцев, сыгравший князя Феликса Юсупова — более чем странного человека: дворянина, офицера, бисексуала и трансвестита — в тоже время являющегося патриотом своей страны, и организовавшим убийство осточертевшего всем Распутина. Хотя в плане его «частных» предпочтений, советская картина скорее намекает, чем показывает, в отличии от современных фильмов на эту тему…

Справедливости ради, я не когда не был сторонником революции, тем более я не приверженец коммунизма. Однако снятые в подобном, практически беспристрастном ключе фиксирующим разложение государства, картины — убеждают в необходимости глобальных перемен, которые просто обязаны были случится. Разумеется шедевр Климова несколько подминает реальную историю, в угоду без труда считываемому при просмотре фильма «месседжу» о неизбежности революции. Но делает это профессионально, подкрепляя очевидно надуманные сюжетные ходы документальной кинохроникой тех лет, которая вместе с гнетущим саундтреком на музыку Альфреда Шнитке, придаёт фильму непередаваемую на словах атмосферу гибели великой империи. Все показанные в картине события можно резюмировать словами самого Николая II: « — Какая мерзость…»

29 октября 2015

Царь и его «старец»: танго над пропастью

Данное, сорокалетней давности, творение режиссёра Элема Климова — весьма достойный, а главное, неординарный представитель советского кинематографа эпохи его зрелости.

Рассказывая зрителю об одной из самых необычных, а для кого-то и одиозных фигур российской истории — псевдостарце Григории Распутине, авторы «Агонии» основным ракурсом повествования делают экспрессию, доходящую порой до экзальтации, а также ёмкий символизм, которым картина, в то же время, не перегружена. Фильм, в первую очередь, силён своей выразительностью, находящей проявление в высоком уровне игры. В качестве одного из таких актёрских столпов «Агонии» выступает Алексей Петренко, исполнивший главную роль. Его игра вызвала во мне ассоциацию с канатоходцем, отважно идущим даже не по натянутому канату, а по острию ножа, постоянно балансируя над пропастью, рискуя сорваться в переигранность. Однако, не срывается, от первой и до последней минуты продолжая следовать по невидимому мосту, имя которому — актёрское мастерство. Актёру, исполнившему главную в фильме роль, блестяще удалось показать спектр противоречивых черт этого малоизвестного персонажа нашей истории: и самобытную религиозность, и широту души, и безудержное женолюбие, и неряшливость, и практичный ум с врождённой проницательностью.

Вместе с тем, не Петренко единым живёт «Агония». Вторым столпом её является Анатолий Ромашин, сыгравший императора Николая Второго. Учитывая, что Николаю в фильме отведено не так много экранного времени, а его образ запомнился мне не меньше образа главного героя, следует признать, что предлагаемое здесь зрителю сценическое воплощение последнего Романова, наверное, лучшее за всю историю кино. Николай, показанный в «Агонии», вызывает сочувствие.

Остальные образы: от придворных, политиков, военачальников до крестьян-односельчан Григория также удались. Несмотря на несколько гротескное воплощение некоторых из них (особенно, Пуришкевича и великого князя Дмитрия), все они смотрятся весьма убедительно. Единственное замечание к создателям картины в части драматургии — количество и громкость женских криков и воплей следовало бы несколько уменьшить.

Подводя итог критике игры, не могу не отдать должное режиссёру с автором сценария — две сцены в фильме я считаю настоящей находкой: 1) в начале 40-й минуты, где похотливый Гришка спонтанно бросается на жену одного офицера («Полюбил я тебя…»); 2) в которой Терехов, секретарь Распутина, имитирует манеру речи последнего в телефонном разговоре с министром внутренних дел, а Григорий в изумлении на него таращится. Если над первой сценой я весело хохотал, то над второй — и хохотал, и хлопал в ладоши.

Сильная актёрская игра в «Агонии» удачно дополняется и средствами символического выражения. Насколько я помню, почти все они соотнесены с царём Николаем. Их немного, этих сцен, но суть происходившего с Россией катаклизма они выражают точно и ёмко: застывшие в воинском приветствии манекены гвардейцев в кабинете последнего царя; страх Николая перед воронами, который он пытается заглушить стрельбой по ним, — бессмысленной и беспощадной, — после которой становятся видны осиротевшие вороньи гнёзда; сценка с игрушечным паровозиком, в которой маленький цесаревич велит отцу поставить его на место. Самоизоляция и оторванность царя от народа. Их взаимные страх и недоверие.

Использование в художественном фильме документальной кинохроники с архивными фотоматериалами также было сделано весьма умело, чему способствовало и решение с периодическим изменением цвета картины в игровой части на чёрно-белый. Вместе с тем, в минус фильму я бы, всё-таки, поставил полное отсутствие живой массовки (если не считать Государственной Думы в её полном составе). Пара-тройка сцен из жизни на фронте, в столице и деревне, живо рисующие критическое и безысходное положение российского общества в тогдашнем его состоянии, картине не помешали бы, ещё резче подчеркнув разлом между народом и господствующим классом, но в то же время, привнесли бы в кино элемент эпичности.

Теперь в нескольких словах поделюсь своими личными соображениями о феномене рапутинщины, а если точнее, о его переоценке. Верю ли я в то, что мужик Григорий Новых действительно имел такое значительное влияние на последнего российского императора, пусть даже и через его жену, императрицу Александру Фёдоровну, я, не будучи монархистом, отвечу: не верю. Мало того, не снимая с Николая II ответственности за последствия его правления, я, вместе с тем, не склонен и всех собак на него вешать. Корни кризиса российской монархии и её общественного строя уходят как минимум на 100 лет, предшествующие Революции 1917 года. В то далёкое время, когда другой русский царь, Александр I, не решился освободить миллионы крепостных крестьян после победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. Оставив народ-победитель в рабстве, нерусское по крови российское самодержавие уже тогда запустило финальный отчёт своего существования. А буржуазные реформы 60—70-х годов XIX в., надо признать, оказались запоздалым мероприятием, равно как и принятие первой российской Конституции в годы Первой Русской революции. События же революций Февральской и Октябрьской стали лишь закономерным итогом столетней агонии российской монархии.

Фильм «Агония» — лишь точка зрения его авторов на феномен распутинщины, с которой можно и не согласиться. Однако сделан он талантливо: его интересно смотреть. А это главное. Мало того, я считаю, что «Агония» для своего времени была в некотором роде прорывом в российском кинематографе советской эпохи. Следующей ступенью, так сказать. Ведь такие фильмы почти не характерны для советского кино середины 70-х годов. «Агония» на 5—10 лет обогнала своё время. Удивительно, что она появилась на свет в разгар эпохи Застоя, а не в канун Перестройки. И была придержана в прокате. Почти шедевр. Теперь, к сожалению, незаслуженно забытый.

8 из 10

2 августа 2015

Предреволюционное время и Распутин глазами Элема Климова

Снимать исторические фильмы — дело неблагодарное. Уж очень относительна сама история. В последнее время я все больше прихожу к выводу, что история — это набор легенд, вымысла, сомнительных воспоминаний, субъективных оценок, политического заказа и тонны лжи. В любом случае не стоит забывать, что нет объективных источников. Поэтому человек сам для себя выбирает, как он оценивает то или иное событие, ту или иную эпоху, ту или иную личность. А посему лично я воспринимаю «Агонию» как взгляд на предреволюционное время глазами Элема Климова.

Удивительно, что такой смелый фильм появился в такое непростое время. И неудивительно, что он долго не выходил на экраны. Даже Леонид Ильич Брежнев после просмотра спросил «Зачем это вообще сняли и кто это будет смотреть?» Отчасти не могу с ним не согласиться. Но не могу и не признать, что фильм снят талантливо.

«Агония» непроста для просмотра. Периодически хочется выключить и не возвращаться к фильму никогда. Иногда отчетливо кажется, что тебя методично сводят с ума. Распутин вызывает омерзение и ужас, Николай Второй — чувство гадливой жалости. Принятие важнейших решений выглядит полным абсурдом. И тем не менее, все это задевает какие-то потаенные струны души.

Интересный режиссерский ход, на мой взгляд — включение хроники в фильм. Можно увидеть многие события — и трагедию на Ходынке, и эпидемию тифа, и ужасы Первой Мировой Войны. Складывается тяжелая картина того времени. Впечатление усугубляет и голос за кадром, вещающий об ужасах дореволюционного времени. Только в 2013 году, разумеется, это смотрится не так, как в 80-е. И поверить фильму на 100 % просто невозможно, потому что данный исторический отрезок в наше время оценивается спокойно, холодно, рассудительно, без попыток оправдать действия революционеров либо очернить монархию и царя.

Возвращаясь к самому фильму, не могу не отметить образ Распутина, воплощенный Алексеем Петренко. Его игра выше всяких похвал. Сцена, где Распутин в пальто и с голыми ногами мечется по холодному Санкт-Петербургу, предчувствуя скорую трагическую для него развязку, берет за живое. Такое один раз увидишь и уже не сможешь забыть. Образ Распутина очень субъективен, но сыгран великолепно, каждая сцена с Петренко-Распутиным очень сильна.

Николай Второй в исполнении Анатолия Ромашина тоже вызывает сильные чувства. Гиперболизирована его беспомощность и безвольность, изображена его беспричинная жестокость. Как будто нет в нем ничего хорошего, ничего волевого, ничего, вызывающего уважения. Для меня подобный образ последнего русского царя был настоящим открытием — таким я его еще не видела.

Но не стоит забывать главного — нет в жизни только черного и белого, ее палитра богата и другими цветами и их оттенками. Из любой исторической эпохи можно выдернуть лишь самое плохое и швырнуть это зрителю. Только человек — существо думающее, сомневающееся и настроенное скептически. А значит, просто на веру подобную точку зрения примут лишь наивные глупцы, либо те, кто историю не читал даже в школе. Какой бы субъективной она не была.

Мой вердикт: фильм снят талантливо и смело. Климов — выдающийся и нестандартный режиссер. Но вот в оценке эпохи я с ним не согласна, а поэтому фильм не станет моим любимым, и едва ли я захочу его пересмотреть.

Что касается личности Николая Второго, тут каждый выберет для себя: для кого-то он Николай Кровавый, а для кого-то страстотерпец, причисленный к лику святых. А Распутин еще долго будет волновать умы отечественных и зарубежных кинематографистов, и мы не раз увидим его воплощение в разнообразных фильмах.

7 из 10

2 октября 2013

Прелюдия

Фильм рассказывает о последних месяцах правления Николая Второго, которым управляет, а также помыкает Ra-ra-rasputin, Russia’s greatest sex machine; половые излишества в исполнении Распутина призваны подчеркнуть глубину морального падения правящей верхушки царского режима.

Впрочем, фильм крайне далёк от идеологизированного лубка: царь вызывает отчётливое сочувствие, в его окружении отнюдь не все — казнокрады и палачи, и нет и намёка на то, что грядущая революция станет долгожданным рассветом демократии. Скорее, наоборот, происходящее в фильме воспринимается как прелюдия к НАСТОЯЩЕЙ катастрофе, которая вот-вот случится с Русью-матушкой. В этом смысле от картины попахивает диссидентщиной, как и от климовской же «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён».

Самый жирный минус фильму — за издевательство над животными, тут Климов верен себе: в «Иди и смотри» он расстрелял живую корову из крупнокалиберного пулемёта, а в сабже присутствует сцена массового убийства пернатых ворон

+ сцена МЕТАНИЯ истошно визжащего поросёнка примерно на

20—25 метров с последующим жёстким приземлением.

Любопытно, что Николай II в фильме увлекается фотографией, проявляет и печатает различные слайды и диапозитивы; удовольствие, надо сказать, не из дешёвых: зеркальные фотики с цейсовской оптикой в то время стоили дороже паровоза братьев Черепановых.

7 из 10

24 августа 2013

Решил посмотреть, хотя не слишком люблю исторические фильмы. Почти никогда не понимаю. Нет, когда какой-нибудь очередной блокбастер, эксплуатирующий историю, там всё понятно. Вот «Гладиатор» с Кроу. Впечатляющая постановочная псевдоисторическая потасовка — позавидовал бы любой клуб махателей мечами. А от реальной истории там — по чьему-то меткому выражению, сколько в «Мальчише-Кибальчише» по истории Гражданской войны. Но есть фильмы (России, Франции, Британии…), которые позиционируются как высококлассная историческая реконструкция, которой можно и нужно доверять, брать за исторический источник, годный уж для олимпиады по истории в старшей школе точно, а может, и для «пятёрки автоматом» за курс на историческом факультете.

К категории «качественных исторических фильмов» я отношу «Романовых, венценосную семью», серию фильмов про «дворцовые перевороты» (премьера «Бедного, бедного Павла», например, уникально совпала с лекцией про императора Павла у меня во время обучения в вузе: до сих пор думаю, что наша преподша специально подгадала). К категории поделок псевдоисторического содержания — махачки в шикарных костюмах («Слугу государева», «Хроники Смутного Времени», «Александра Невского», «Ярослава Мудрого») и «Царя», совершенно потрясающего своими сценами казни на дыбе и задирания медведем.

Но это всё фильмы уже XXI в. Технологии зрелищности сделают привлекательными любую муть, даже «Это Спарта!!!». Наши пока не научились снимать так, как Дядя Сэм, — отсюда и неокупаемость большинства наших «аналогов». Но я хотел сравнить с тем, что снимали в то время, когда не было Интернета, компьютерной графики, 3D, а массовый зритель всё равно валил в театр и в кинотеатр, потому что закон успеха у зрителя всегда один: зрителя нужно чем-то удивлять. Показывать то, чего он никогда раньше не видел. Чем-то сможет нас удивить Элем Климов — нас, тех, кто уже смотрел и «Титаник», и «Аватара», и мультфильмы со сверхреалистичной графикой?

Ну что ж, могу сказать, что «Агонию» посмотрел без интереса. Исторических моментов не понял, потому что это слишком сложно без должного изучения жизни и деяний всех тех реальных исторических личностей, что воссозданы в этой претендующей на хроникальную историчность ленте. В тайны российского двора мне лень вникать (сам я бесхитростный, прямолинейный). А тема чернухи и «жести», которую отлично можно развить, снимая про человека с «говорящей» фамилией Распутин, здесь почти не раскрыта. Хотя режиссёр в этом смысле — человек явно с «пунктиком». Известен факт, что при съёмках его фильма «Иди и смотри» (про будни оккупированной фашистами Советской Белоруссии) по-настоящему застрелили корову. Внимательно посмотрев «Агонию», легко убедиться, что вороны, которых стрелял нервничавший во время I Мировой войны император Николай II, тоже умирали по-настоящему. Ворона — вредная, сорная птица: одной больше, одной меньше — какая разница?! Точно так же корова — чего её жалеть, когда всё равно на мясо пойдёт?! А вот людей на экране заставлять страдать — такого в те времена у нас не разрешали. Вот и вышло всё довольно выхолощенно, сглаженно.

Впрочем, я за чернухой и не гонюсь. Я выступаю за те истории, в которые самая грязь человеческого общества вплетена в тех местах, где ей положено быть, но чтоб при этом сама по себе история брала за душу, а в данном кино ничего для меня цепляющего вроде бы нет. Зато здесь есть хорошее обыгрывание той черты русского общества, о которой многие не задумываются, которую часто отметают от себя, но которая в обязательном порядке имеет место, — это наша исконная симпатия к «сирым да убогим». Не знаю, как на Западе, — может, и не было у них такого феномена, — но у нас совершенно однозначно считалось: обидеть юродивого — грех на душу взять.

Вот почему у нас на центральной площади столицы сотни лет стоит вычурный, как и сам человек, в честь которого названо, собор Василия Блаженного. Вот почему у нас до сих пор считается хорошим тоном подавать попрошайкам на улице. А когда-то у каждой церкви по выходным дням выстраивалась длинная вереница попрошаек, в протянутые ладони которых люди побогаче клали денежку, а некоторые пройдохи от нищенства умудрялись подставлять сразу обе ладони (как будто их двое) — за это свои же их нещадно били за церковной оградой и обзывали «двурушниками». Да и само наше благодарственное «спасибо» — от характерной фразы нищего, получившего подаяние: спаси бог!

Рассуждая объективно, я рискую ударить по искренним чувствам многих, но всё же «срублю правду-матку». Во все времена способом зарабатывания была, конечно, торговля. Успешным в торговых делах грело душу осознание того, что с ними бог, а неудача также считалась божественным Провидением. Поэтому во все времена богатые всячески пытались привлечь силы небесные на свою сторону. Искони считалось: сам заработал побольше — подай нищему. А кто-то шёл по этой логике дальше — совершал паломничества, приближал к себе разных нищих и юродивых. А уж власть имущие — тем более. В политической системе монархии — аксиома, что правитель по совместительству ещё и владыка, а потому все наши самодержцы были религиозными. Вот и не удивительно, что днём они проливали кровь своих подданных, а вечером истово замаливали свои грехи.

И конечно, при таком укладе, как было не появляться наряду с настоящими религиозными фанатиками (юродивыми по факту, в силу душевной болезни) чудовищных проходимцев, с удовольствием примеривающим маску юродивого, чтобы успешно влиять на умы окружающих, а потом усмехаться себе в бороду: «Да, я с виду шут, но в душе король, и никто как я не может!» Лев Толстой писал, мол, чем мы, высший свет русского общества, в сущности, отличаемся от мужиков, когда они верят в Илью-Пророка на громовой телеге в небе, а мы — в спиритизм?! Ну что ж, последнего Романова можно понять. Его сын, единственный потенциальный наследник, болел неизлечимой, пугающей гемофилией, а авантюрист Г. Е. Вилкин (взявший себе псевдоним Распутин-Новый) умел заговаривать кровотечения, губительные для гемофиликов. Приблизишь ко двору хоть врача, хоть знахаря, хоть вот такого хлыща. А дальше уже мало понятная мне политика. Распутина ненавидели и даже после смерти над ним надругались — деятели Февральской революции. Но и ленинцы не жаловали, хотя вроде бы он — ярко выраженный пролетарий, зверски убитый царедворцами. Могли бы память его увековечить — но, наверно, им претило его сектантство. И так я и не понял, за что несколько лет фильм Климова был зацензурен. Интересно, а флаг России (который был тогда, а сейчас вернулся к нам опять) перевёрнут тоже из-за цензуры? Ладно, в политику не суюсь. Но отлично показаны религиозный экстаз и бесноватость.

19 июля 2012

Действие картины происходит в 1916 году во время Первой Мировой войны. Российская империя находится в глубоком кризисе: затянувшаяся кровопролитная война, хозяйственная разруха, голод, длинные очереди за самыми необходимыми товарами; более чем в 2 раза, по сравнению с 1915 годом, выросло количество участников забастовок. Назревает самая настоящая революция, но ни император, ни правительство не делают ничего, что могло бы действительно улучшить положение страны.

При такой обстановке остается только надеяться на чудо, и таким чудом для царской семьи становится сибирский «святой старец» Григорий Распутин. Он становится целителем для цесаревича Алексея, отрадой и вдохновением императрицы, едва ли не советником императора. В феноменальном исполнении Алексея Петренко эта фигура выглядит поистине необычайной и порочной личностью, на его фоне блекнут не только министры, но и сам Николай II. В его глазах светится запредельное и страшное безумие, отражающее агонию всего государства. Император выглядит безвольным и вместе с тем жестоким человеком, гибель тысяч солдат не вызывает у него никакого сострадания, а воспринимается как простой факт.

На экране создана незабываемая предапокалиптическая атмосфера разрушающегося мира. Для такого художественного эффекта в фильме задействовано абсолютно все: чередование цветной и черно-белой пленки, кадры из реальных дореволюционных кинохроник и стилизации под них, оформление титров, безумная музыка Альфреда Шнитке.

К минусам фильма можно отнести несоответствие внешности реальной Анны Вырубовой (полной темноволосой женщины, передвигавшейся в 1916 году на костылях), и светловолосой, худой Алисы Фрейндлих, сыгравшей ее в данной картине; а также явная советско-пропагандистская направленность последних минут ленты.

Несмотря на недостатки, «Агония» действительно выдающийся и впечатляющий фильм со сложной судьбой о сложном и трагическом времени.

29 марта 2011

После просмотра этой картины, Японский режиссёр Акира Куросава стоя аплодировал целых пять минут. «Агония» — это по-настоящему гениальное произведение искусств. Фильм, съёмки которого были закончены ещё в середине 70-х, десять лет по политическим причинам не был допущен к показу в СССР.

Тогда Юрий Андропов отправил письмо в ЦК КПСС, в котором говорилось о нецелесообразности выпускать фильм на экраны страны. Таким образом, в Советский кинопрокат фильм вышел лишь с приходом к власти Горбачёва, в 1985-м году. Интересно, что производство «Агонии» запустил Филипп Ермаш, тогдашний руководитель ГосКино, один из главных сторонников государственной модели кино, на которой держался весь Советский кинематограф. Он же и пытался спасти кино от Перестройки, стараясь сохранить эту модель, когда Горбачёв призывал предоставить план Перестройки Советского кинематографа.

Справедливости ради, стоит отметить, что те 18 с половиной миллионов (!) зрителей, пришедших тогда на фильм «Агония» — это большая, если не сказать великая победа Советского общества, Советской культуры. Невозможно представить, чтобы драма, которая с экрана периодически подаёт исторические цифры, даты, имена, сейчас у нас в стране собрала хотя бы 1/5 от аудитории этого фильма в том 85-м году. Дело даже не столько в его огромном хронометраже, который в два раза длиннее обычного фильма, сколько в его тяжёлом и одновременно глубоком для восприятия, содержании. Здесь нужно постоянно внимать происходящее на экране, не упустить ни одного эпизода, ни одного кадра. Потому что это максимально цельное произведение, в котором одинаково важна каждая сцена.

Как настоящий творец, Климов работал не ради денег, а ради зрителей. Вполне логично, что он так яро защищал свои картины и прилагал все усилия, чтобы их показали на экране. И своего он более, чем добился. В том же 1985-м вышел его фильм «Иди и смотри», ставший Лучшим фильмом по журналу «Советский экран» и собравший свыше 30 миллионов зрителей. А спустя год, Климов становится Председателем Союза Кинематографистов на роковом V съезде. Именно тот съезд стал отправной точкой краха Советского кино. Именно на нём классики Советского кино были фактически вычеркнуты. И, соответственно, последующая реорганизация киноотрасли прошла также при его непосредственном участии.

И вот я смотрю «Агонию», и я не верю, что на этом воистину гениальном режиссёре лежит ответственность за крах государственной модели нашего кино. В «Агонии» нет ничего антисоветского. Напротив, этот фильм показывает ужасное состояние нашей государственности в предреволюционное время. Сейчас очень многие обеляют последние годы Российской империи, фигуру Николай Второго. Так, например на прошлогоднем телепроекте «Имя Россия» можно было услышать от наиболее либеральных представителей, что Россия до 1917-го года вообще была самым высокоразвитым государством, с самими высокими темпами роста. Возникает последовательный вопрос: а что тогда вызвало революцию, если всё так было хорошо?

На самом деле, к 1913-му году производство и экономика нашей страны росли очень высокими темпами, и не случайно в первые годы Советской России ориентировались именно на 1913-й год. Но потом-то пошла война, потом-то пошёл спад. За один только 1916-й год валовая продукция промышленности сократилась более, чем на 30%, а зарплата средняя в 1917-м году была в два раза ниже, чем в 1913-м. Это был действительный тупик Монархии, и об этом очень чётко говорит Элем Климов в этом фильме. Он же цитирует самого Ленина в самых первых кадрах фильма: «Первая революция и следующая за ней контрреволюционная эпоха (1907—1914) обнаружила всю суть царской монархии, довела ее до.. последней черты, раскрыла всю ее гнилость, гнусность, весь цинизм и разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе ее».

Элем Климов это видит, и рисует Николая Второго в этом фильме действительно слабым человеком, вызывающим жалость. Его жена прямо в лицо говорит: «Я ненавижу эту страну». Неспособный принимать правильные и благоприятные решения, он расстреливает птиц, а власть при его правлении находится в руках совсем других людей, одним из которых был Григорий Распутин, один из самых противоречивых и наиболее спорных исторических персонажей прошлого века, который блестяще сыгран Великим актёром Алексеем Петренко. То, что создал на экране Петренко — просто запредельно! Это была его первая главная роль в кино, но как мощно он её сыграл! Его не отличишь от реального Распутина, ему не просто веришь — он реально вызывает ненависть.

Показательно то, что при вручении этому Актёру «Золотого орла» за вклад в искусство, в фильме, показывающим кадры из различных фильмов с Алексеем Петренко, наибольшее количество времени было уделено именно этому фильму. Когда видишь его игру, понимаешь, что у нас действительно великая Актёрская школа, и Алексей Петренко — самый настоящий Народный Артист. Не менее сильна в «Агонии» Алиса Фрейндлих, которой выпала честь сняться в лучших, самых народных Советских фильмах, у самых выдающихся режиссёров. Её здесь не так много, но играет она, как всегда, замечательно. Анатолий Ромашин поразительно похож на Николай Второго, однако он играет иногда очень театрально, что иногда не совсем к месту в таком кино.

«Агония» — это по-настоящему русский фильм. Одним из наиболее удачных плюсов картины является плавное и ровное сочетание чёрно-белых и цветных кадров. Такая динамика помогает держать внимательного зрителя у экрана, не отрывая от него, на протяжении всего фильма. В фильме немало многоминутных и очень сложных эпизодов, снятых в один дубль, которые лишь подтверждают высокохудожественное мастерство Элема Климова и Алексея Петренко. Конечно, плохо, когда хорошее, отличное кино долго лежит на полке. Плохо, когда о таких режиссёрах, как Андрей Тарковский, Алексей Герман старший и Элем Климов, узнают спустя долгие годы после их карьеры.

Элем Климов желал отмены цензуры, отмены государственной модели и монополии на кинопрокат, но к великому сожалению, оказался недальновиден. Конечно же, он не хотел зла отечественной культуре и краха всей кинематографии — просто оказалось, что таких, как он, которые могут снимать выдающееся кино вне цензуры, слишком мало. А тех, кто снимает некачественное кино вне цензуры в разы больше. И зрителей у последних также в разы больше, чем у первых. Наша главная задача на сегодня, я считаю, состоит как раз в том, чтобы вернуть тот высокий уровень культуры, когда хорошие фильмы смотрят массы, а плохие стираются из памяти и истории. А проблема мне видится не в дефиците хороших фильмов (как сказал один умный человек: они есть, их просто надо искать), а в нехватке зрителей на это качественное кино.

«Агония» — гениальное, фантастически сыгранное, невероятно реалистичное и зрелищное кино. Один из лучших исторических фильмов и одна из лучших актёрских работ в истории кино.

10 из 10

31 августа 2009

Драма Агония появился на телеэкранах в далеком 1981 году, его режиссером является Элем Климов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Велта Лине, Алиса Фрейндлих, Александр Романцов, Юрий Катин-Ярцев, Леонид Броневой, Павел Панков, Михаил Светин, Нелли Пшенная, Алексей Ванин, Людмила Полякова, Ольга Григорьева, Борис Романов, Сергей Мучеников, Александр Павлов, Байтен Омаров.

Страна производства - СССР. Агония — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.