Падение дома Ашеров
Zánik domu Usherú
6.7
6.9
1980, ужасы, мультфильм, короткометражка
Чехословакия, 15 мин
В ролях: Петр Чепек
В этой анимационной версии рассказа Эдгара Аллана По путешественник приезжает в поместье Ашеров и обнаруживает, что брат и сестра, живущие в нем, находятся под загадочным семейным проклятием: чувства брата стали болезненно обострены, а его сестра почти впала в кататонию. Чем дольше посетитель остается в поместье, тем все ближе эффекты проклятия подходят к своей страшной кульминации, а он вынужден выбирать между безопасностью своих хозяев и своей собственной.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Падение дома Ашеров

английское название:

Zánik domu Usherú

год: 1980
страна:
Чехословакия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
композитор:
художник: Ян Шванкмайер
жанры: ужасы, мультфильм, короткометражка
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 3 февраля 1984 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 15 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, мультфильм, короткометражка

Отзыв критика о мультфильме «Падение дома Ашеров», 1980

Еще одно, после «Замка Отранто», обращение Шванкмайера к готической прозе стилистически решено совсем иначе. Это неудивительно даже не потому, что режиссера в принципе трудно упрекнуть в самоповторах (он один из самых изобретательных мастеров в принципе), но скорее потому, что готическая проза сама по себе настолько одиозна и архаична, а это позволяет вменить ей ту проблематику, которая важна именно сейчас.

Минуя размышления о цензуре, «которая не давала свободно творить» (не то, что бы это не так, но в данном случае совсем неинтересный поворот темы), укажу на следующие особенности этой короткометражки. Шванкмайер сознательно ликвидирует категорию героя. Персонаж По строго нарративен, он существует только в закадровом повествововании, как и другие два героя. Понятно, что появление его на экране уничтожило бы основной эффект. Вспомним хотя бы, как устойчиво прописана кинематографическая традиция экранизаций По, и ассоциации неизбежно ведут нас к условному Винсенту Прайсу, даже воспоминание о котором вызывает эффект сильный, но вполне комичный. Шванкмайер совершенно точен, он выбирает путь недовоплощенности литературного текста, дабы не возникали неуместные контексты.

Но думается, что основная причина еще глубже. Тут напрашивается еще один штамп в духе «Настоящими героями Шванкмайера всегда были вещи», но я не буду на нем настаивать. Готическая литература интересна чаще всего не сюжетом, но атмосферой. В чистеньких фильмах Кормана даже паутина как будто только что из химчистки. Шванкмайеру нужна фактура, его видение вещественности — видение ее диссонансов, потенциальной угрозы распада. Может, поэтому он не мог пройти мимо «Падения…», где эта тема манифестирована в самом названии? Режиссер по-своему показывает это падение, демонстрируя начинающийся распад материи до падения как такового. Ему важна не только деперсонализация, но и дематериализация. Идея онтологической неустойчивости захватывает, но это не барочное vanitas, но скорее постмодернистская симулякровость. На первый взгляд, устойчивое здание классики распадается и и исчезает без следа, как бесполезны сами попытки остановить самого Шванкмайера в его деконструкции киноискусства, снятии основных категорий нарратива, и в «Падении…» это подспудно, но точно и безошибочно прочитывается внимательным наблюдателем.

8 апреля 2016

Ужасы Падение дома Ашеров появился на телеэкранах в далеком 1980 году, его режиссером является Ян Шванкмайер. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Петр Чепек.

Страна производства - Чехословакия. Падение дома Ашеров — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.