В моей смерти прошу винить Клаву К.
7.8
7.1
1979, мелодрама, драма
СССР, 1 ч 16 мин
12+

В ролях: Владимир Шевельков, Надежда Горшкова, Елена Хопшоносова, Ольга Озерецковская, Максим Ясан
и другие
Сереже было четыре года. Он полюбил Клаву с первого взгляда и навсегда. Он тащил для нее из семьи карандаши, фломастеры, барометр, кормил мороженым в кафе «Мир», навещал во время болезни и не замечал других девочек. А в пятнадцать он узнал, что такое измена: Клава полюбила другого. И тогда Сергей решил свести счеты с жизнью…

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

В моей смерти прошу винить Клаву К.

год: 1979
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Валерий Миронов
композитор:
художники: Алексей Федотов, Лилия Мошкина
монтаж:
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 19 апреля 1980 г.
на DVD: 31 марта 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 16 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Видео к фильму «В моей смерти прошу винить Клаву К.», 1979

Видео: Фрагмент (В моей смерти прошу винить Клаву К., 1979) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.», 1979

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К.», 1979

Не токсичная поддержка

На днях посмотрела этот фильм впервые. А натолкнула меня на это статья-разбор в интернете и многочисленные отзывы, где рассуждали о родителях Клавы и Сережи, о характере главных героев, почему они такие выросли, и о чем это кино в целом - о любви, взрослении, мудрости.

Так о чем же это кино для меня?

Для меня это прежде всего кино о поддержке. Многие люди сталкивались с безответной любовью и прошли через подобное, когда не хотелось жить, а весь мир сходился на одном человеке. Вот и Сережу, главного героя, не миновала эта участь. Повод ли это сводить счеты с жизнью - нет, можно ли такое пережить - можно. Но как было бы здорово иметь в этот момент рядом крепкое плечо, человека, который тебя поддержит, словом, делом, да и просто молчаливым присутствием. Таких людей у Сергея набралось целых пять: Таня, Лаврик (друзья), мама, папа, младший брат (!) не по годам умный и рассудительный. И поддержка близких тут на мой взгляд просто бесценна. Что обычно слышат люди в трудных ситуациях - 'забей и не накручивай себя', 'соберись тряпка', 'хватит ныть', 'время лечит' - такого в этом фильме НЕ было. Полное принятие чувств Сергея, как бы сейчас сказали, человеку дают возможность прожить и отгоревать. Родители Сережи - люди со своими недостатками сразу находят интересный способ поддержать сына. А слова Тани и Лаврика вообще идеальное пособие по тому, как помочь, когда тяжело. В общем, Серега в надежные руки попал.

По атмосфере фильм очень добрый, уютный, для теплых зимних вечеров или когда подхватил простуду. Есть там немного грустинки конечно. Также рекомендую смотреть, если у вас ностальгия по советскому быту и моде - полюбуетесь на наряды и умилитесь с главных героев, которые, к слову, растут весь фильм. Только вдумайтесь Клаву играют 3 разные девочки, и они настолько органично подобраны внешне, что не возникает диссонанса, что вот, прошло несколько лет, актрису заменили, кажется, будто это одна и та же девочка в разные годы. В фильме это смотрится очень естественно.

Все дети отлично играют. Отдельной похвалы заслуживает героиня Любови Полищук (мама Клавы)- красавица, да еще с неординарным, независимым характером. Мне она напомнила в этом фильме Скарлетт, как внешне, так и поведением.

8 из 10

7 декабря 2022

«- Но почему я об этом ничего не знал? — А ты не спрашивал… — Но Клава-то знала? — Она тоже не спрашивала»

Наверное, каждому человеку пару раз в жизни встречаются фильмы, производящие абсолютно неизгладимое впечатление и навеки поселяющиеся в душе и в папке «Любимое». Причем, пересматривать их не тянет, даже не хочется, ибо тяжело. И горько. Однако, это и не требуется — мысли об увиденном сами раз за разом лезут тебе в голову, заставляя снова и снова переживать ту бурю эмоций. Воспоминания не стираются, эмоции не затупляются. Всякий раз — как в первый.

К слову, иногда «бороться» с этими нежданными гостями в бушующем сердце и разуме помогает трезвый и объективный взгляд на вещи. Например, когда мне вдруг вспоминаются перипетии одной из самых любимых картин — «Спеши любить» — я напоминаю себе, что по большому счету — это ведь набор молотом бьющих по нервам жалостливых, в чём-то даже ванильных сцен. Ведь, справедливости ради, — встретить в реальном мире что-то подобное — маловероятно, мягко говоря. А вот с «В моей смерти…» всё совсем иначе.

Страшно представить, сколько было в истории человечества таких Клав, Серёж и Тань. А сколько ещё будет. И вот прямо сейчас где-то, возможно совсем рядом с вами, ломаются судьбы и жизни тысяч, а может и миллионов таких несчастных. Не исключено, что вы и сами сейчас часть этого «уравнения со всеми известными». Вот горько, правда. Очень горько. Ведь хотя фильм и заканчивается пусть и открытой, но не слишком оптимистичной концовкой — в жизни всё даже хуже, хотим мы того или нет. Если Клаве и Лавру остается только пожелать прожить как в сказке — долго и счастливо, то за Таню и Серёжу душа буквально на части рвется. Сердцу не прикажешь, а насильно мил не будешь. Остается только верить, что время действительно лечит. Вот отчаянно хочется в это верить. Пусть всё будет «так бывает», умоляю.

Поражает попадание в роли абсолютно всех персонажей, от мала до велика, и их исполнение. Утерянное мастерство канувшей в Лету другой, гораздо более развитой цивилизации. Ты не смотришь фильм, ты скорее живешь в этом мире. Ты стоишь рядом с героями — безмолвный свидетель, отчаянно жаждущий, чтобы всё было хорошо, и чтобы все нашли друг друга. С тоской понимая, что так бывает только в кино. Хотя, казалось бы — вот же оно, кино. Но нет…

К концу ленты невозможно не влюбиться в Тусю. Удивительнейший образ. Чистый, добрый, очень живой. Ослепляющий своим внутренним светом. В современном кинематографе такой не встретишь. Да и фильмов таких уже давным-давно не делают…

10 из 10

Никак иначе.

21 мая 2021

«Эх, Клава!»

Общее впечатление: Сереже было четыре года. Он полюбил Клаву с первого взгляда и навсегда. Он тащил для нее из семьи карандаши, фломастеры, барометр, кормил мороженым в кафе «Мир», навещал во время болезни и не замечал других девочек. А в пятнадцать он узнал, что такое измена: Клава полюбила другого. И тогда Сергей решил свести счеты с жизнью.

Так уж в жизни случается, что любовь привносит не только прекрасное и светлое, но и боль разочарований, настоящие душевные муки. Конечно, у нас с вами есть выбор в кого влюбиться, но согласитесь всегда это происходит весьма неожиданно. ГГ ленты Сережа дружит с детского сада с Клавой, девочка красивая, знает себе цену. Сережа помогает ей нести портфель, делает за нее уроки, да и в принципе по первому зову готов помочь подруге, настоящий друг! Да вот только мальчик влюблен, это знают все, а Клава? А что Клава, она вертит Сережей как хочет, ведь он всегда рядом. Проблема в том, что ладно бы Клава дружила, она давала Сереже самое главное — надежду. О, это сладкое растягивание любви. И вот уже бедный Сережа в шаге от дружбы к любви, однако Клавдия влюбляется в другого и все… Бедное сердце мальчика разбито, он понимает что никогда никого так сильно не полюбит, и решается на отчаянный шаг…

Дело в том, что в этом непростом любовном круге появляется еще одна девушка — Туся. Робкая, скромная и взрослая не по годам, так вышло, что у нее нет отца, а мать сильно болеет, да еще и младшая сестренка растет. Тусе приходится бросать школу и идти работать, иначе никак. Девочка неравнодушна к нашему герою, однако понимает что в сердце у Сережи другая девушка. А вот парень испытывает симпатию к Тусе, но согласитесь симпатия это вовсе не любовь, а сердцу не прикажешь!

Говорят что время лечит, я не согласна в корне с этим высказыванием. Конечно, люди меняются приходят и уходят в нашу жизнь, однако полюбить сильно дано раз, два в жизни, отсюда и раны на сердце, и воспоминания, и сравнения. Герой Сережи узнал другую сторону первой любви, и она оказалась грустной. Мальчик лишь олицетворение печали, ведь так или иначе многие сталкиваются с этой грустной стороной, разрывающей душу.

7 из 10

8 ноября 2020

Клава + Серёжа = ? Или побольше б нам советских чистых фильмов про детство, что когда-то здесь жило…

Сережа Лавров был плаксивым мальчиком, не желавшим расставаться с родителями, но администрация детского сада применила безотказный приём — Клаву Климкову. И с этого момента все посвящено только ей — от желудей и контрольных работ до побед в Олимпиадах и нобелевских премий. Вот только Клава не хочет быть дамой сердца, которой посвящают жизнь и смерть. Она хочет большего…

Увы, но трагедии подросткового мира так и остались только в советском кинематографе, где и целая студия их снимала (им. Горького) и другие тоже подключались по мере сил. Вот и Ленфильм снял историю не то что про любовный треугольник, а про целый квадрат. Почти Иронию судьбы на детский лад. Только куда как более трагичную и неумолимо разворачивающуюся от забавного к трагическому. Причем трагедия получилась экзистенциальная и безвыходная — без катарсиса.

Есть даже чувство, что авторы предпочли мысль, что любовь, как и свежесть, бывает только первая… О том и журбинский финальный лейтмотив.

Но есть и ещё кое-что. Сережа оставался рыцарем, который отдавал всё на алтарь любви и в ответ получил страдание, с которым придется жить. А его соперник «подарил Клаве себя», т. е. она стала кем-то, а не объектом поклонения. Программное заявление, особенно в свете сегодняшних споров о женщине и изменении ее роли. В «Моей смерти…» есть ведь ещё и взрослые. И их из песни тоже не выкинешь. Особенно хороша Любовь Полещук…

5 августа 2020

много назидательности…

И вправду в этом фильме много назидательности. Рассказ о токсичных отношениях начинается с самого детского сада. Нам показывают различные периоды взросления детей и позиции, которые занимают их родители. Все это ведет к юношескому кризису.

При всей легкости и увлекательности фильма нельзя не отметить строгий тон — будто кто-то из создателей настаивал на обличении тех или иных методов воспитания. А может все и еще хуже… Не исключаю, что триггером для создания фильма послужило противостояние двух девушек, одна из которых привыкла к бонусам за красоту. Впрочем, это все уже не так важно.

Это не мелкие недочеты. Стремясь показать или навязать зрителям истину создатели ленты несколько увлеклись. В силу этого обстоятельства сам юношеский конфликт не в полной мере раскрыт, лишен подробностей. Это вам не «Школа» и даже «Вам и не снилось». А, следовательно, вторая половина фильма здорово буксует. Вместо ожидаемой динамики действие фильма замедляется. И это не идет картине на пользу

4 из 10

29 июля 2020

Мальчик с девочкой дружил, Мальчик дружбой дорожил.

Два героя — мальчик и девочка в детском саду, с последующей трансформацией в школе в трио, а во второй части — полноценный квартет. Фильм научение. На чужом примере. Через ассоциацию. И каждому из нас близок свой персонаж.

Мы выбираем, нас выбирают,

Как это часто не совпадает!

Я за тобою следую тенью,

Я привыкаю к несовпаденью…

…Счастье — такая трудная штука:

То дальнозорко, то близоруко.

Часто простое кажется вздорным,

Черное — белым, белое — черным.

«Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Изо дня в день мы «строим» себя. Через общение, труд, постижение жизни в социуме. Через «хочу и не хочу». Через «могу и надо». Через преодоление и компромиссы. Борьба, какая бы то она не была по своей форме, закаляет нас. И если внешне, лицом мы видны всем и каждому, то внутренний мир и внутреннее наполнение открывается через контакт.

«Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Четвёрка героев живописует нам себя, а мы, зрители, уже видим в них — их завтрашнее я. Ибо кристаллизация перед нами, а выкристаллизовывание едва ли не закончилось. Люди — сформировались как личности. Остаётся внести лишь несколько штрихов. Роли, которые им отводятся в обществе, ясны. И школьные фартуки, костюмы с лёгкостью могут быть заменены деловыми костюмами.

«Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Какими путями каждый из четырёх героев пришёл к означенной черте? Что имеет за спиной? Итак, Лаврик — сын врача. То есть — ВРАЧУЮЩЕГО ЛЮДЕЙ ЧЕЛОВЕКА. ЦЕЛИТЕЛЯ. Он и сам такой, сдержанный, мудрый не по годам — вынес из семьи всё лучшее. Ничья с М. Талем, как штрих к портрету. Убедительно. И ничего не нужно дополнять.

Таня, подруга Клавы. Потеря опоры в лице взрослого. И жизнь со «сцепленными зубами» — не заплакать, не закричать. Надеяться теперь не на кого. Только на себя. И бабушка с младшей сестрёнкой — в ущерб школе.

Сергей — «…а он мятежный ищет бури». Молот и наковальня для тебя. Кузня на всю жизнь. Характер и упорство. Закалка. А с «казусом» Клавы ещё и самоограничение. Полезное для этого возраста. Чемпион школы по шахматам, победитель математических Олимпиад — вперёд! Только вперёд! Тебе многое дано. На колени — ни для тебя.

Клава — «лень родилась раньше меня». Готова только потреблять и пользоваться. Напряжение — не для неё. И о себе она так же заявляет, — уснуть и проснуться с даром, иначе процесс освоения …. никак.

Куда уходит детство

Куда ушло оно

Наверно, в край чудесный

Где каждый день кино

Где также ночью синей

Струится лунный свет

Но нам с тобой отныне

Туда дороги нет

Перед зрителями разыгрывается последнее представление, вступающих в совершенно иной для себя мир, юных сердец. Первые взрослые уроки как задача нашим школьникам. Прощание и обретение. Потеря и переосмысление. Боль.

А ещё фильм хорош ГЛАВНЫМИ УЧИТЕЛЯМИ — Матерью и Отцом.

Одна живёт на мужской счёт. Едва ли не содержанка. Принимает у себя на дому. И ни этому ли обучает своё чадо? Приспособленчество. Губки поярче. Флирт и кокетство… Эгоизм и самообожание. Жизнь — вечный праздник.

В противовес, мужское начало. Наставничество зрелости. Полноценное. Ни для балансировки. А для твёрдой опоры под ногами.

Если, путь пpоpубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жаpком бою испытал, что почем,-

Значит, нужные книги ты в детстве читал.

Так чем же закончить? Пожалуй, вот этим. Мир населён мухами и пчёлами, комарами и бабочками и у каждого своя роль в соответствии с его:

- поступками;

- привычками;

- характером;

- судьбой…

Предначертание

7 из 10

23 августа 2018

«В моей смерти прошу винить этот фильм»

Да, на месте Серёжи Лаврова были некоторые из нас. Несчастная любовь, которую сопровождают мучительное и тягучее, как сгущённое молоко, чувство тоски. «А помнишь, как было…», «А помнишь, как мы…» Мы пытаемся ухватиться, зацепиться за кончики ускользающей страсти, но получаем тысячи ножей холодного льда голубых глаз в спину. Вообще складывается ощущение, что фильмов, посвященных неразделённой любви, не слишком много, так как в понимании большинства истинная любовь приносит только положительные эмоции и неразделённой быть она, априори, не может. Но создатели сей лирической драмы решили сделать ход конём. Получилось недурственно.

Этот фильм очень угнетает. В нём нету ни насилия, ни убийств, но он угнетающий. На мой взгляд, этому поспособствовало то, что он снят в советское время. Ведь советская юность в умах человечества наиболее сильно романтизируется. В современное время совершенно тот же сценарий будет не таким эффектным. Фильм вызывает немного трешовое опьяняющее состояние. Жёлуди, манная каша, пионеры-школьники… Нас добивают под лирический аудиоряд миловидными белобрысыми детьми, собирающими жёлуди во дворе детского ясли-сада и картиной зарождающейся великой любви двух малышей (Как в той песне: «А ты меня любишь? Ага. Так будем мы вместе…»), кадрами советского быта семьи уже немного подросшего Сергея Лаврова (Владимир Шевельков), центрального героя фильма.

Надежда Горшкова прекрасно сыграла отстранённую, холодную девочку. И, как можно обнаружить, яблочко от яблони недалеко падает. Её мама (Любовь Полищук) — женщина-вамп, творческая натура. Это особенно подчеркивается в сцене, где они переглядываются с отцом Серёжи в зрительном зале школы, ее взгляд словно всё куда-то ускользает и не дает прочитать саму себя. Она производит впечатление безжизненной, безрассудной женщины, неприступной как Германская крепость. Непринуждённо-зажигательно пляшет с дочерью под грампластинку. Хотя видеть Полищук в подобном амплуа довольно странно, слишком у нее доброе лицо, но справилась она бесподобно.

В этом фильме есть что-то своё вовнутри, что-то от каждого из нас. В этих неловких танцах на юношеском вальсе под «импортные» хиты 70-х, громких словах и разбитых сердцах. Льдистые глазки Серёжи Лаврова в шарфике, заботливо поправленном Тусей (Наталья Журавлёва) под совершенно душераздирающую мелодию на стихи Бориса Заходера и пение Клавы Климковой, лично я на этой сцене каждый раз горько плачу и сдержаться не могу. Потому, что я зачастую чувствую себя таким же «Лавровым». Я понимаю его боль. Концовка осталась фактически открытой, наверное каждый поймёт её для себя… С кем поженится Клава К., кому нарожает детей, пока он будет валяться в канаве? А может он смирится «сжав зубы» со своей болью и из жалости выберет из двух зол меньшее, ведь» Несчастной любовь не бывает», что насильно доказывают все обстоятельства его несчастной юношеской судьбы?

Что касается технических данных ленты, то нареканий нет и все актеры сыграли хорошо, в общем:

10 из 10

20 января 2018

Когда её нет рядом — я не существую

Ознакомившись с имеющимися рецензиями, я удивилась что моё видение фильма ни с кем не совпало.

Серёжа Лавров представился мне неким «паразитом», живущим ради (читайте «за счёт») Клавы Климовой (хотя по-началу все кажется наоборот). Нет, он хороший мальчик. Очень хороший. Но его невероятная зависимость очень угнетает.

Лавров с 4-х лет все делал во имя покорения СССР-овской Кармен: начиная с «собрал больше всех желудей», заканчивая выигранными олимпиадами и спортивными достижениями (быстрее, выше, сильнее). Бедному мальчику пришлось каждый день превосходить себя, чтобы все потенциальные соперники оказались в тени. Сергей делал за Клаву уроки, дарил ей «ненужные» подарки, ходил за ней по пятам. В итоге научил жить девочку исключительно за счёт себя особо не напрягаясь.

Уверена, даже после того, как Сережина «муза» ушла к другому, ибо тот не делал все за неё, а «подарил ей её» (то есть дал возможность сделать что-то самой) — Лавров всю жизнь будет прилагать все усилия и достигать немыслимых вершин во имя той самой Клавы К. И, как бы печально это не было, будет всю жизнь её «любить». Клава так и останется самой недостижимой его миссией.

И, благо, бедная влюблённая в Сережу девочка Туся это прекрасно понимала.

А, между тем, Клава Климова без опеки Сережи Лаврова и под покровительством того самого разлучника Лавра начала путь самореализации.

Подведём итог: один Серёжа, сделающий свою будущую жену очень несчастной, так как она не Клава К.; одна несчастная Туся, которая обзавелась кучей комплексов неполноценности, избрав в подруги несравненную Клавдию, и полюбив её воздыхателя; одного умного мальчика Лавра, совершающего правильные поступки; и ту самую Клаву, которая при любом исходе будет жить в своё удовольствие, не оглядываясь на других.

Очень жизненная ситуация, я считаю. Фильм, актуальный во все времена.

П. с. Остерегайтесь таких вот «Сереж Лавровых».

7 из 10

20 октября 2017

Хорошо, что завтра для Него наступило

«В моей смерти прошу винить Клаву К…» — фильм, снятый по прозе Михаила Львовского будет понятен всем и каждому. Поднимаются вопросы о вечных ценностях: первой любви, верности, дружбы… Но также затрагиваются проблемы, с которыми сталкиваются абсолютно все подростки — это равнодушие и предательство.

Несравненная игра актёров на мой взгляд, точно переданы образы задуманных героев: резкая и эгоистичная Клава (Елена Хопшоносова, Ольга Озерецковская, Надежда Горшкова), преданный Серёжа Лавров (Максим Ясан, Андрей Мусатов, Владимир Шевельков), его мудрые родители (Виктор Костецкий и Валентина Панина). Клава Климкова получилась настоящей девчонкой, знающей себе цену:

- Мам, а я очень глупая, как считают некоторые?

- А сама ты как чувствуешь?

- Сама я так не чувствую.

- Правильно. Плюнь на некоторых.

Вот она и плевала. Плевала на всех, в частности, на подругу (Туся Ищенко), безответно влюблённую в Сергея. На того же Лаврова Серёжу, который всё делал ради этой девчонки: давал списать, одаривал ценными подарками и, главное, «отдавал» всего себя, всю свою любовь, таящуюся в сердце подростка.

Он мне вообще всю жизнь подарки делал. А мне они оказались до лампочки.

«Чаша терпения быстро переполняется, когда в нее плюют». Вот наш герой и не выдержал или устал от всех «испытаний», которые преподносила для него Клава Климкова. Но девушка легкомысленно отнеслась к его угрозам:

- Сереженька, мальчик, да если бы ты был способен на такой поступок, я пошла бы за тобой на край света! Но завтра ты придешь в школу как обычно!

- Завтра для меня не будет!

Разум всегда берёт верх над чувствами, вот и тут это вновь, к счастью, сработало.

10 из 10

19 апреля 2016

К счастью, никто не умер..

В целях ознакомления с советским кино, вчера посмотрела фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Название интригует и готовит к небывалой драме. Что же мы получаем? Мы и правда получаем драму, но преподнесенную подростку, ребенку. Мы получаем правду жизни которая не режет, но заставляет задуматься.

О чем фильм? О любви, о взрослении, о том, как мы, порой, упиваясь своим чувством, совершенно не замечаем окружающей нас действительности.

Маленький мальчик впервые пришел в детский сад и, увидев огромные карие глазки, забыл обо всем. С этого момента Клава становится для него ориентиром. Хотелось бы сказать здесь, что она становится для него верным другом, но нет, этого я не увидела. Верным другом, готовым прийти в любую минуту становится он, не она. Ситуация всегда была одна: он дарил — она принимала. Он дарил ей игрушки, карандаши, свободное время, себя — она принимала это, как должное, не испытывая при этом благодарности.

Со временем за его заботой и помощью стала теряться Клавина индивидуальность, самостоятельность. В ее жизни стало слишком много Сережи, и слишком мало самой себя. Тогда появился Лаврик, крайне положительный и удивительный герой данной истории. Он сумел разглядеть в Клаве то, о чем она сама и не подозревала, за что она вознаградила неприметного мальчика своей любовью.

И Сережа, преданный своей единственной любовью, решается на страшный шаг, который, к счастью, не совершает. Может ему не хватило смелости шагнуть, может, хватило силы посмотреть вокруг и убедиться, что жизнь — это не только Клава и его к ней любовь. Он уходит с этого обрыва во взрослую жизнь, как и должен.

Лично мне не хватило в фильме накала, драмы. Часто все обрывалось на полуслове, не давая до конца раскрыться образам, что обидно, ведь эти образы очень сочные и интересные. Фильм показался технически недоработанным, за что снижаю бал.

7 из 10

16 апреля 2016

Потрясающая история о первой любви. Или о том, что за нее принимается.

Имеются две семьи: «правильная», практически идеальная семья Сережи Лаврова, где царят нормальные отношения, есть свои трения, есть и сплоченность. И неполная семья Клавы, с не самой стандартной мамой, творческой натурой, своеобразно воспитывающей свою дочь.

Сережа, познав в раннем детстве опыт получения определенных бонусов за победу (даже нечестную), всю жизнь пытается быть первым, выделяться, побеждать. Но… как заметил его отец:

- Ведь нельзя же думать, что Джоконда была написана только для того, чтобы утереть кому-то нос.

Клава, опекаемая им, и так всегда первая, благодаря своей внешности и благодаря тому же Сереже. А как сказало ее мама:

- Не было бы Сережи, нашелся бы другой…

Приятно и удобно… Но только до тех пор, пока в голове ветер. С приходом относительной взрослости не могли не придти и конфликты. Ведь ситуация сложилась абсолютно ненормальная.

И два других героя повествования, Таня и Лавр (типа антипод Лаврова), сыграли в жизни Клавы и Сергея огромную роль. Оба с их помощью многое переосмыслили, научились различать главное и второстепенное, финальные выводы просто блестящи и берут за живое.

Еще в этом фильме одна из лучших танцевальных сцен. Невероятный зажигательный танец под бессмертную Кукареллу Африка Симона.

Смотрите, не пожалеете,

10 из 10

28 июля 2015

Сердце от тоски оберегая, зубы сжав, их молча забывают

Вчера я наткнулась по телевизору на фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К» и пересмотрела его от и до, наверное, раз пятнадцатый. Я с ним давно уже познакомилась, он стал моим любимым еще тогда, когда я была младше главных героев, и всегда, когда я его смотрю, меня охватывает куча впечатлений на весь последующий день. Вот только сейчас я решилась написать на него рецензию, потому что на этот просмотр фильм натолкнул меня на новые мысли.

Помню, когда я училась в десятом классе, мы с мамой вместе посмотрели фильм, а потом долго обсуждали его. Мы пришли к простому выводу, который лежит на поверхности: «Клава Климкова — стерва, каких еще поискать. Напышенная красавица в модном джинсовом комбинезоне и в красном свитерке, которая ни за что, ни про что обидела хорошего парня». А после вчерашнего просмотра моя точка зрения поменялась на 180 градусов.

В чем заключается вся необычность и нетипичность фильма, о которых писали в предыдущих рецензиях? Казалось бы, безответная любовь — более чем избитая и банальная тема, которой посвящены были миллионы книг, стихов, фильмов и сериалов. Только вот почему в такой ситуации оказывается Сергей Лавров — парень из хорошей семьи, отличник, спортсмен, красавец, который наверняка пользуется популярностью у других девчонок, незаурядная личность, как сказал Лаврик, которая с детства привыкла выделяться и добиваться поставленных целей? Что еще не хватало этой Клаве, будь она неладна? Ведь помимо кучи своих достоинств, Сергей готов был ее боготворить, носить на руках, делать ей подарки, кормить мороженным. Казалось бы, мечта любой простой девчонки. А, может, все дело в том, что Клава вовсе не была простой девчонкой?

Клава Климкова в детском садике познакомилась с Сережей Лавровым и с этого времени он ей стал дарить подарки, начиная от пары желудей и заканчивая первым рядом в хоре, где неумеющая петь Клава просто открывала рот. Что же получилось в итоге? Потенциал Сережи раскрылся на сто процентов, о чем свидетельствует его полка, ломящаяся от наград и призов, а потенциал Клавы оказался задушенным Сережиной помощью. И получается, что к десятому классу харизматичная и перспективная девочка научилась только красиво одеваться, красиво подносить учителям цветы и красиво танцевать под «Амару Кукареллу». Ее уверенность в себе, несмотря на внешне кажущуюся завышенную самооценку, подорвана и она не верит в то, что что-то может сделать сама.

- Клава, да у тебя великолепный слух!

- И что я с ним буду делать? Шубу сошью?

- Ты знаешь, что ученые поставили эксперимент и выявили среди сантехников, лифтеров и парикмахеров людей с исключительными математическими способностями? Теперь они доктора наук, бакалавры и прочее.

- Со мной этого не произойдет.

Безусловно, она поступала очень некрасиво, говоря Сереже жестокие слова, но она вырывалась от этой удушающей заботы как умела. Если четыре года назад я ее упрекала, то теперь мне ее даже жалко, ведь она оказалась заложницей той ситуации, когда за внешней красотой ни мама, ни одноклассники, ни учителя не смогли ничего разглядеть. Она и сама это поняла, когда в ее жизни появился Лаврик.

О Лаврике с параллельного класса тоже стоит сказать несколько добрых слов. Не по детски мудрый человек, который смог найти подход к каждому из персонажей, несмотря на то, что все они разные. Какими доходчивыми и грамотными словами он успокаивал Сережу, когда тот находился в подавленном состоянии! Я бы многое отдала, чтобы в моем окружении был хотя бы такой знакомый.

- Вот что. С бедой нужно переспать ночь. Завтра придешь сюда и никто не будет тебе мешать.

- А ты знаешь, что Джаконда или Венера Милосская могли быть созданы только для того, чтобы утереть кому-нибудь нос?

Последняя из четверки друзей — Таня (Туся) Ищенко. На ее долю перепало больше всего страданий и судьба ее явно не баловала, что смогло ее закалить. Возможно, именно поэтому она из всей четверки считается самой сильной, несмотря на то, что весь фильм находилась в тени у яркой Клавы. У нее хватило духу в конце правильно истолковать Сережино признание, развернуться и уйти. Можно сказать, что если Сережа и Клава — вспыльчивые натуры, то Лаврик и Таня олицетворяют мудрость.

«Мудрость» — вот то самое слово, которым хочется охарактеризовать весь фильм. Диалоги оттуда хочется цитировать, продумаными остались даже слова второстепенных персонажей. Нельзя оставить без внимания папу Сергея Лаврова, который, судя по его интересу к красивой и эксцентричной маме Клавы, не по наслышке знает, как надо страдать и, зубы сжав, молча забывать. Я даже не знаю, можно ли выделить что-то конкретное, потому что каждая цитата из фильма заслуживает упоминания и если я начну писать все, что меня зацепило, сюда, то моя рецензия получится излишне длинной.

Вишенкой на торте является прекрасный саундтрек, песни, в которых слова также просты и мудры. Сейчас, в довольно сложный период моей жизни, который включает в том числе и неразделенную любовь, как у Сережи Лаврова, эти золотые слова меня очень поддерживают.

«Все к лучшему, все к лучшему — поверь,

Никто не обходился без потерь.

Все к лучшему — поверь и не грусти,

Быть может с завтрашнего дня тебе начнет везти.»

***

«Не бывает любви несчастной,

Может быть она горькой, трудной,

Безответной и безрассудной.

Но несчастной любви не бывает.

Даже если она убивает.

Тот, кто этого не усвоит,

И несчастной, несчастной, несчастной любви не стоит!»

Подводя итог в своей рецензии, я хочу сказать, что я обожаю фильмы про тех, кого называют «золотой молодежью», и не важно, к какой эпохе они относятся. Я обожаю, когда молодое поколение показывают умным, эрудированным, когда 16-летние ребята разбираются в литературе, точных науках, музыке, когда они умеют красиво разговаривать без мата и жаргона. Сергей, Клава, Лаврик и Таня — это действительно великолепная четверка, четыре звезды, каждая из которых со своим характером, своими талантами и амбициями. Жаль, что такая компания распалась из-за любовных проблем. Надеюсь, у этих замечательных ребят все будет хорошо.

10 из 10

15 марта 2015

Несчастной любви не бывает, даже если она убивает

Советские фильмы кажутся мне, в основном, пережитком прошлого, а нравы советских людей (особенно, запечатлённые на экране), как правило, говорят лишь о промывке мозгов и намеренной идеализации происходящего. Как легко можно забыть, что человеческая психика не меняется вот уже две тысячи лет! «Коммисар, это я! — кричит Мэлс из 2008-го года, изображая стилягу 60-х. — А это у меня просто костюм другой!» И как чудесно, что остались ещё картины, которые показывают больше, чем костюмы и причёски.

История эта незамысловатая и местами даже слишком обыденная. Мальчишки и девчонки «с нашего двора» встречаются, влюбляются, ссорятся. Центральная линия посвящена Серёже и Клаве, которые дружили с детского сада, но, приближаясь к совершеннолетию, поняли, что в жизни не всё так просто. Из синопсиса можно предположить, что фильм о самоубийстве (или, во всяком случае, о суицидных наклонностях), но это лишь одна из деталей подросткового существования. Каждый из нас в определённый период взросления засматривался вниз с обрыва, но если современный режиссёр склонился бы к сгущению красок и утяжелению атмосферы, то Лебедев и Ясан подошли к теме с тактом и перспективой взрослых людей. с одной стороны, удивительно, что цензура не вырезала из картины даже само упоминание о сведении счетов с жизнью. Более того, сценаристам даже позволили сочинить юмористический стишок на мотив похоронного марша! С другой стороны, именно эта искренность и подкупает зрителя. Ведь задумывается о смерти каждый, но большинство, как главный герой, выносят это испытание с честью.

Фильм вообще во многом превосходит ожидания зрителя. С экрана звучат слова, которые хочется записывать, песни, которые повторяешь про себя. Простые истины, которые раньше могли так умело преподать и которые сейчас превратились в пошлость. Сейчас никто не умеет говорить о первой любви доступно и трогательно одновременно: режиссёры либо скатываются в банальщину, либо намеренно всё усложняют. Что также обидно, сейчас мало кто умеет шутить не ниже пояса. С какой лёгкостью советские режиссёры понижали градус драматизма, добавив строчку-другую про вафельный торт или манную кашу! И при этом герои не превращались в клоунов, а основная линия не теряла лиричности! Всмотритесь также во второстепенных персонажей, вслушайтесь в их диалоги… «Если бы каждый, кто считал себя скульптором, сделал по скульптуре, живым людям ступить бы было некуда». И тогда люди мучительно пытались найти компромисс между зарабатыванием на хлеб и работой по призванию! Персонажи только поначалу кажутся клишированными и предсказуемыми. Но уже через десять минут повествования «мамаша лёгкого поведения» превращается в невостребованного художника, «девчонку-вертихвостку» язык не поворачивается назвать бессердечной, в «зануду-отличника» влюбляешься на танцплощадке, а «девочка-скромница» демонстрирует сильный дух. В общем, всё как у людей, всё как сейчас.

Придраться здесь можно только к лёгкости подачи: иногда всё-таки не хватает глубины, хотелось бы, чтобы намёки превратились в полноценные сюжетные линии. Но фильм, прежде всего, семейный. Он не столько выделяет какую-то одну проблему, сколько соединяет разные поколения. Смотреть его можно (и нужно) всей семьёй, наслаждаясь цикличностью и простой человеческих жизней.

7 из 10

2 сентября 2014

Всё к лучшему!

Этот фильм был, есть и, скорее всего, навсегда останется моим любимым советским фильмом.

Тема безответной любви, взросления, потери, страданий всегда будут иметь место в кино, но этот фильм можно смело назвать особенным! Мне безумно нравится то, что здесь можно увидеть как взрослеет любовь — от наибольшего количества желудей в детсадовской группе до края обрыва.

Совсем юный мальчик Серёжа, чья жизнь мало отличалась от жизни большинства подростков в СССР, взрослея, понимает, что его чувства длинною во все детство к красивой и, если можно так сказать, популярной девочке Клаве становятся мукой. Жизнь непредсказуема и никто не говорил, что должно быть легко, но все к лучшему и надо в это верить!

Главный акцент в фильме, конечно, на переживаниях Сергея Лаврова, но стоить заметить, что «гадкий утёнок» Таня, выросшая в прекрасного, действительно прекрасного лебедя, является самым сильным характером в фильме. Находясь в тени подруги с самого детства, храня и воспитывая в себе любовь к Сергею, рано потеряв маму и став взрослой, когда одноклассники только начинаю произносить это слово, она не пошла к обрыву — она увела от туда свою любовь. На силе этой героини не акцентируют внимания и это даже правильно, ведь настоящие герои всегда оказываются на втором плане.

Низкий поклон режиссерам и сценаристам за прекрасную работу. И отдельное спасибо за, как сейчас принято говорить, саундтрек к фильму.

Сергей Лавров — самый смелый человек!

10 из 10

29 июня 2014

Одной из важнейших и вместе с тем сильнейших сторон советских фильмов всегда была музыка. Кино «В моей смерти прошу винить Клаву К» в этом смысле заходит едва ли не дальше всех остальных: заглавная песня здесь (как сейчас сказали бы, «саундтрек») служит не только фоном к изображаемым событиям, не только элементом, закрепляющим сильное впечатление, производимое сюжетом на зрителя, но и является в своем роде синопсисом (кратким пересказом основных событий) ленты.

Кроме того песня ВИА «Верные друзья» — «Все к лучшему» четко следует моральной установке самого фильма, продолжая его линию по части воспитания чувств зрителей. Происходит, с позволения сказать, некоторое зомбирование молодых людей, настройка их на лучшее: «Когда наступит вдруг тяжелый час разлук / Ты знай, что на земле всегда все к лучшему», да и потом — «Никто не обходился без потерь»; и, наконец — «Быть может с завтрашнего дня тебе начнет везти Своей любви дождешься ты». Это очень правильная установка на самом деле, пусть и слегка наивная: если бы была гарантия, что за бедами наступят радости, то и жилось бы на свете лучше, но гарантий нет и часто за бедами идут одни беды…

- Когда ее нет рядом, я не существую.

- А что ты делаешь?

- Жду, когда ее увижу.

Этот фильм, конечно, о любви, но рассматривает он это вечное чувство под довольно необычным углом. Тут в полной мере актуальна строчка из другого известного советского фильма: «Мы выбираем, нас выбирают / Как это часто не совпадает». Очень трудно понять, почему не любят нас, когда ТАК любим мы, и почему мы ТАК любим, если не любят нас. У древних греков было уникальное объяснение — Амур разил своими стрелами одних и щадил других. Это многое объясняло, а в наше время юные и не очень сердца продолжают страдать от неразделенной любви, не умея понять, почему все так нелепо устроено — на одних сплошных несовпадениях.

Здесь еще затрагивается тема любви-дружбы. Где пролегает граница, возможна ли дружба между М и Ж в принципе? Да и о самой дружбе в процессе просмотра фильма удается подумать. Дружба — это всегда жертвы, но это и процесс взаимный. Когда нет взаимности — это использование одного другим, но не дружба.

- Я люблю тебя, Таня.

- Так не бывает.

- Бывает.

Мальчики в этом фильме, так уж вышло, несравненно лучше девочек: Клава — маленькая копия своей маменьки (блистательно сыгранной Любовью Полищук), она с детских лет усваивает силу своего обаяния и без зазрения совести пользуется им, чтобы помыкать другими (порой мне просто хотелось придушить Клаву); Таня лучше подруги, но и она, подталкиваемая ревностью и чувством безответной любви, в конец концов идет на подлость; а мальчики, хоть и совершенно противоположные, — тонкий и чувствительный Сережа и невозмутимый и рассудительный Лаврик, — но такие правильные.

- Ты всю жизнь будешь любить Клаву…

- Так не бывает.

- Бывает.

Повторюсь: этот фильм воспитывает чувства зрителей, дает оптимистическую установку. И пусть в этом он, может быть, далек от реалий жизни, но посыл все же верный — надо уметь справляться со своими бедами, а ради чего (светлого завтра или завтра все такого же серого) — это уже не так важно. Этот навык нам необходим.

10 из 10

P.S. «Зубы сжав, их молча забывают…»

10 марта 2014

А в итоге…

Честное слово, всего за 10 минут до конца фильма всё казалось предельно ясным и абсолютно четко выведенным. Личная драма главного героя достигла (казалось бы!) своего пика в момент объяснения с отцом, поскольку прозвучавший совет больше походил на приговор. И изменение, минуту спустя, короткой и ёмкой формулировки «Страдать!» на эффектное «Зубы сжав, их молча забывают» принципиально ничего не изменила.

Более того, весь этот разговор в целом преследовал (опять же, казалось бы!) сугубо декоративные цели, тогда как истинное положение дел характеризовалось, уж не сочтите за утрирование, скорее другим, ранее имевшим место коротким диалогом: «Тебе без Клавки и торта не хочется? — Какой? — Вафельный — Давай». Вот она (думалось!), суровая правда жизни. Без прикрас. А всё остальное («Нет, ты мне совсем не дорогая; милые такими не бывают…» и т. д.) — исключительно дань традиции.

Венчать такой «простой и понятный» фильм, безусловно, должна была сцена появления героя в школе — и крупные планы, и музыкальное сопровождение в этом эпизоде оказались высочайшего уровня. Более чем достойный финал. А предложенная песня вполне могла бы сопровождать идущие следом титры. «Неверную любовь не надо кликать вновь, ты встретишься еще с любовью истинной» — что тут еще можно сказать?!

Однако же нашлось… И, признаться, теперь я просто теряюсь — под таким впечатлением нахожусь от увиденного. Это что-то совершенно неожиданное. Не в жизненном, хочу заметить, плане — тут странно было бы заранее как-то ограничивать число возможных вариантов — а именно в плане концепции фильма. Ведь всё же с ног на голову поворачивается!

И как теперь относиться к героям? Ведь фактически адресованные одному слова, советы, песня, наконец, на самом деле должны предназначаться другой. Той, что всё-таки хватило сил уйти. И не просто уйти — понять! Отличить желаемое от действительного. У меня нет слов. Браво! И к черту жалость! Ведь «несчастной любовь не бывает, даже если она убивает!»

А остальные… Главному герою, по-видимому, придется-таки последовать «совету» отца — что поделать, «третий должен уйти». А вот судьбы Клавы К. и, якобы, «подарившего ей ее саму» Лавра мне почему-то малоинтересны. Уж больно мутные они люди. От таких хочется держаться подальше.

8 из 10

6 февраля 2014

Когда уходит детство…

Пересмотрела этот фильм в очередной раз. Прочитала имеющиеся рецензии, очень интересные, кстати. И вот о чём подумала: «А ведь этот фильм далеко не о любви».

На мой взгляд, главная тема этого фильма — взросление.

Конечно, человек взрослеет до самой смерти. У каждого этот процесс начинается в разное время и протекает по-разному: к у кого-то это происходит успешно, у кого-то не очень. Одно только остаётся объединяющим звеном: взросление начинается с какого-то сверхважного события для бытия человека. Для героя нашей киноповести таким событием стало разочарование в первой, ещё детской, любви. Весь его прежний мир рухнул. Розовые очки разбились. Сама жизнь поставила перед героем взрослые вопросы, на которые он вынужден искать ответы. Ему очень повезло, что его окружают мудрые люди, помогающие ему: это, конечно, отец, в первую очередь, а также друзья, Лавр и Таня, пусть им по 16—17 лет, но ведь они, по сути, сформировавшиеся взрослые люди. Все они оказываются в нужную минуту рядом с Серёжей, не дают ему пропасть.

Очень важным является эпизод, когда Серёжа приходит в школу, а его встречает хор «доброжелателей». С каким достоинством он выдерживает это. Но встретить бурю оказывается не самым важным, важнее оказалось пережить штиль, то есть принять спокойно тот факт, что ты больше не нужен своей бывшей даме сердца, и суметь прожить свои чувства, обрести новую точку опоры в себе. По сути, перед нами открытый финал. Да, вроде бы Таня говорит о том, что, видимо, Серёжа будет любить Клаву всю жизнь, но ведь это только фрагмент диалога. Таня словно бросает Серёже вызов: сможешь себя пересилить или нет? Ведь что такое серёжина любовь к Клаве? Зависимость. Попытка уйти от реальной жизни.

В целом же, весь фильм наполнен символами. Пусть даже режиссёр это сознательно не закладывал, возможно. Например, группа садика, которую в конце встречает Серёжа. Вот она — иллюстрация цикличности жизни. Не он первый, не он последний. А потому всё действительно можно пережить. У жизни есть такие резервы: и у жизни вообще, и у серёжиной в частности. Или повторяющийся эпизод стояния героя над обрывом: человек всегда выбирает, что ему важнее: жить или умереть. Вот обрыв — прыгай, это же так легко, а позади всего лишь жизнь, трудная, мучительная, но жизнь… Так что ты выбираешь, Серёжа? Ответ, как говорилось выше, нам так и не дан в фильме. И у меня почему-то остаётся надежда, что забудет Серёжа Клаву, а с Таней всё будет у них хорошо. Серёжа ведь довольно неплохой и не самый слабый человек.

--

П. С. А ещё было приятно посмотреть на красивую молодёжь начала последней трети ХХ века.

30 января 2014

Первая любовь

Сережа увидел в первый раз Клаву, когда ему было четыре года и влюбился. Он всегда был рядом, был ее верным рыцарем, казалось, она его навсегда, но судьба распорядилась иначе.

Одно из самых сильных потрясений в жизни — первая любовь. На неопытное юное существо сваливается то, что скинуть невозможно ни самому, ни с чьей-то помощью. Сережа не стал исключением. Такого удара, ножа в спину он не ожидал и понимал почему это случилось, что он сделал не так. Но человек не живет в ваккуме, вокруг него люди, которые наблюдают что происходит и вносят свою лепту. И очень редко, когда возле подростка есть человек, который может понять и поддержать, а не высмеять. Сереже в этом плане повезло — рядом оказался его отец. Образ отца — самое сильное в картине. Выписан четко, без лишних деталей, сыграно блестяще.

Это фильм не для тех, кто переживает первую любовь — это фильм для их родителей.

10 из 10

5 октября 2013

Если любите-смотрите во внутрь.

Странно, что фильму уже почти 34 года, а посмотрела я его только сегодня. В который раз убеждаюсь, насколько хорошие и поучительные советские фильмы и почему сейчас так сложно найти картины, подобны им.

«Клава»-это на самом деле очень поучительная картина о первой любви, о взаимоотношениях с родителями и о ценностях, которые молодые герои только учатся для себя определять. И вроде бы весь фильм, если смотреть на него глазами Сережи, показывает, насколько Клава неблагодарная и неверная подруга, всегда принимающая помощь и ухаживания главного героя, но ничего не дающая взамен. Но если посмотреть глубже, можно понять, почему она так поступила и в чем была ошибка Сережи. Ведь он и правда отдавал ей себя, не пытаясь разглядеть, какая Клава внутри. Слепая любовь детства терпит крах, поскольку Сережа любил ее только глазами, но не видел тех ценностей у нее внутри, которые Клава смогла раскрыть с помощью Лаврика. И вроде бы такие разные-очкарик Лаврик, который слишком низкого о себе мнения, но все же получает любовь Клавы за то, что именно он поверил в ее потенциал и способности, увидел ее внутреннее «я»,которое Клава до тех пор не знала. Он помог ей найти себя, раскрыться ей, как личности, а не просто, как девочке с характером. Сережа же, который многого достиг в собственных успехах, все делал за Клаву сам, тем самым не смотря на того истинного человека, каким была Клава внутри, а не внешне.

Все в фильме закончилось справедливо и поучительно. Сережа растет и все о настоящей любви узнает позже, после того, как пройдет определенный путь взросления. Он научится любить с взаимностью, смотря глубже, ведь, все что не происходит в жизни, все к лучшему.

9 из 10

11 февраля 2013

Кино с загадочным названием

Этот фильм удивляет еще не начавшись: своим названием. Почему такой настрой дают перед просмотром? Начинаешь подозревать худшее.

А потом в кадре появляются милые детсадовцы. Плачущий Серёжа и загадочная Клава, затыкающая за пояс педагогов своей харизмой. Глаза красавицы поражают мальчика настолько сильно, что и по прошествии десятилетий, бедный Серёжа всё пытается завоевать внимание Клавы всеми возможными способами. К сожалению, в ее глазах этот восторженный мальчик лишь средство хорошо учиться в школе. Его собачья преданность смешна.

Мне искренне жаль Серёжу, которому невозможно объяснить, что кроме этой пресловутой Клавы, его окружают прекрасные и любящие его люди — родители, брат, Таня и Лаврик. Его любовный максимализм чуть было не погубил его.

… Их просто молча забывают… — говорит ему отец, но Серёжа слишком ослеплён своим чувством, чтобы понять отца.

Я рада, что у Серёжи оказались люди, которые его поддержали. Можно сказать, что не каждому так везёт.

А что касается названия, мне кажется это больше о порабощении его личности. » Когда ее нет рядом — я не существую!»

Но надеюсь… возможно с завтрашнего дня ему начнет везти!

10 из 10

5 ноября 2012

Довольно противоречивое осталось у меня впечатление от этого фильма. С одной стороны он мне показался коротким и не доснятым (всего час и одиннадцать минут!) Было в нем что-то не допонятое. Но с другой, мне безумно понравилась идея и то, как она небанально подана. Даже для нашего времени. Актёры понравились все, особенно любимая Полищук. Она здесь просто красавица. Совсем немножко пафоса в конце не испортило фильм, а скорей напомнило о советском поучительном кинематографе. Посыл советским детям «Всё к лучшему» правилен, но легко смотреть на это с высоты возраста. Когда ты страдаешь от первой любви и если она сильная, очень сложно приходится и с поддержкой и без. А тут еще взрослые с легкой усмешкой восклицают, что это всё ненадолго и несерьёзно.

Мне бы хотелось в этом фильме немного больше конфликта поколений, больше разборок, как это обычно в жизни бывает. А то как-то спокойно и слишком благородно главный герой переживает свое горе. Хотя всё понятно и без лишних слов. Возможно я придираюсь, потому что мне просто не хватило. Слишком быстро оборвался этот фильм. Несмотря на название, фильм получился довольно легким. Да и для такой темы какой-то слишком безразличный. Знаете, как взгляд со стороны, даже с насмешкой. Но фильм хороший. И смысл есть. И учит главному.

8 из 10

29 июня 2012

«В моей смерти прошу винить Клаву К.»-громкое название, громкая тема. Несчастная любовь. Чувства и переживания, неподвластные законам времени.

Вот только стоила ли игра свеч?

На мой взгляд такой фильм может быть воспринят неоднозначно. Взрослый человек, закалённый жизнью, опытный, зрелый, конечно, посмотрит на ситуацию если не иронично, то с добрым чувством сожаления, возможно ностальгии по ранним страстям. Но вряд ли сможет сравнить себя нынешнего с героями картины, ведь чувства их, хоть уже и не детские, серьёзные, но всё-таки ещё и не совсем взрослые. Мечты о единственной любви, первые разочарования, сравнимые в те годы с концом света-с возрастом к этому всё же нарабатывается некий иммунитет.

Со стороны же подростка, попавшего в подобную ситуацию, фильм может показаться гнетущим и вовсе не жизнеутверждающим. Взаимной любви между Серёжей и Клавой так и не состоялось, Наташа тоже оказалась в стороне. Сухой из воды, пожалуй, в этой ситуации вышла только Клава. Конечно и её тревожили сложившиеся обстоятельства, но впрочем это не мешало ей продолжать вести беззаботную, полную новых впечатлений жизнь. Остальные герои остались действительно несчастными. Мысли о несправедливой любви тяготили их, сидели под коркой. Конечно, время лечит, и с возрастом каждый ещё успеет найти свою любовь. Вот только первое разочарование отпечатается надолго.

Честно говоря я ожидала более жизнерадостного конца, ведь этот фильм, как мне кажется, был всё-таки больше рассчитан на подростковую публику, а тем самым призван помочь им справится со своими проблемами. Но вряд ли кому-то это кинолента придала жизненных сил и энергии двигаться дальше.

Игра актёров, эмоции-всё на высшем уровне. Вот только мне не хватало хоть толики позитива, более счастливого взгляда на жизнь. Ведь что бы не случилось-жизнь продолжается!

6 из 10

3 апреля 2012

«Такие слова пишут один раз, либо не пишут никогда».

Главные герои фильма — четыре подростка, в жизни которых настает момент, когда они осознают что «…все не так получилось, все могло быть иначе…» Сережа Лавров (Владимир Шевельков) — распрекрасный мальчик, победитель всевозможных олимпиад, спортсмен, ловко танцующий под «Hafana» Африка Симона. Все, что он ни делал, начиная со сбора желудей в детском саду и заканчивая стойкой на руках у самого края школьной крыши, было ради любимой девочки — Клавы Климковой: «Когда её нет рядом, я не существую». А Клава(Надежда Горшкова) еще с начальных классов держалась в школе только благодаря ему, сама же умела танцевать твист, открывать рот в хоре и дарить цветы. Она принимала Сережину любовь, но по-своему: «Он мне вообще всю жизнь подарки делал, а они мне оказались до лампочки». У нее была подруга Туся (Наташа Журавлева), которую с Клавой объединяли общие интересы, такие как любовь к Сергею, вернее этот интерес был односторонним, Тусиным, и как она сама понимала: «…не надо дружить с Клавой, не надо делать то, что я делаю и не могу не делать.» Скажет она Лаврику (Владимир Сидоров), единственному, кто спрашивал и устроил ее в больницу, ухаживать за матерью. Он оказался, наверное, самым мудрым и волевым из них. Не зря же Лаврик заранее купил четыре билета и «Ты можешь себе представить, что Джаконда или Венера Милосская могли быть созданы только из одного желания стремления утереть кому-нибудь нос?»

Сергей: «Ты почему со мной драться не хочешь?» Лавр: «А ты мне нравишься». Или разговор с Клавой:

- Ты друга предаешь.

- А если он мне надоел?

-А вот это уже называется подлостью.

Конечно, Клава не должна была «благородно молчать», все взрослеют, все меняются, всем в первую очередь необходимо обрести себя: «Ты все время дарил мне себя, а Лаврик подарил мне меня». Но страшны ее: «Сереженька, мальчик, если бы ты был способен на такой поступок, я бы пошла за тобой на край света», высмеивание перед школой и после торопливое: «ты простил меня, правда?».

А беда Сережи в том, что он привык всегда и во всем быть победителем:

- И что же мне делать?

- Страдать

- А я не умею.

Лавров жил только своей любовью и не мог потом справиться с горем, потому что раньше не обращал внимания на чужое.

- Но почему я об этом ничего не знал?

- А ты не спрашивал.

И, может быть, одна из главных мыслей фильма — вопрос Сергея: «Как мы умудряемся так жить?» Конец же, оставшийся открытым, показывает, что все случившееся — серьезно.

Актеры, в том числе сыгравшие Сережу и Клаву в детстве, очень ярко исполнили характеры героев.

«В моей смерти прошу винить Клаву К»- фильм, вызывающий желание прочесть книгу. Он очень мудрый, как разговор Сережи с отцом, и, несмотря на название, светлый и жизнеутверждающий, как мелодия, напеваемая Клавой и солнечная погода, при которой снято большинство сцен.

10 из 10

P.S.

«Не бывает любви несчастной.

Может быть она

Горькой,

Трудной,

Безответной

И безрассудной,

Может быть -

Смертельно опасной,

Но несчастной

Любовь

Не бывает,

Даже если она

Убивает.

Тот, кто этого не усвоит,

И несчастной любви не стоит!.. »

Борис Заходер

24 марта 2012

«Зубы сжав, их молча забывают»

Когда тебе пятнадцать, а твоя девушка полюбила другого (хотя ты с ней с детского садика), в голову лезут ненужные мысли. Вот и Сережа подумал и написал: «В моей смерти прошу винить Клаву К.» И каждый день подходил к обрыву, рассуждая о безответной любви. Глупо. Несерьезно. Но ведь Сергей не представляет жизни без Клавы, ему даже никакая Нобелевская премия без нее не нужна…

Свести счеты с жизнью трудно. Гораздо легче поискать утешение в другой, хотя представлять при этом лишь свою любимую.

Картина полностью затягивает в себя, и очень жаль, что она такая короткая. Хочется смотреть еще и еще… Но вот он — конец, и вот он — заключительный диалог Тани и Сережи. Как быстро. Как грустно. И ты словно выходишь из мира главного героя и попадаешь обратно в свой. Время пролетает совершенно незаметно.

Саундтрек в фильме тоже особенный. Нет, я не про нашумевшие хиты 70-ых; я про музыку, играющую в моменты грусти Сергея.

Фильмов про несчастную любовь снято огромное количество, но этот входит в те немногие, которые не похожи на все остальные. Он не банальный и отличается от других своей тонкостью и содержанием, хотя при этом не имеет замудренного сюжета. В этом и красота: создать шедевр, не показывая при этом ничего особенного. Тема любви. Что может легче и в то же время труднее? Лебедеву и Ясану отлично удалось развить эту тему. Все дополняется хорошей актерской игрой и жизненными диалогами. Редко режиссеры могут с профессионализмом показать страдания героя, да и вообще все его внутреннее состояние; это особенно трудно, если дело касается подростка. Поэтому отмечу и отличный сценарий.

Наряду с «Вам и не снилось» картина является классикой. Но она мне понравилась больше. После просмотра остается легкая грусть, но в тоже время понимаешь, что все сложилось правильно. Спасибо за добрые впечатления.

- Ты всю жизнь будешь любить Клаву.

- Так не бывает.

- Бывает.

24 марта 2012

Я давно мечтала о том, чтобы написать эту рецензию. Да, именно мечтала. Ведь «Клава», которую я посмотрела только около месяца назад, сразу же стала одним из моих самых любимых фильмов. «А что в ней такого?», — может кто-то спросить. Кто-то скажет, что есть более яркие фильмы, чем этот. Пускай. У каждого своё мнение. Моё же останется неизменным. О таких фильмах, как этот, молчать не получается. Этот фильм зацепил меня с первых же минут.

Фильм дарит внутренние силы, веру в свои возможности, да и просто хорошее настроение, хоть и идёт в нём речь о безответной любви и вообще трудностях, обрушившихся на голову школьника. Серёжа Лавров и Клава Климкова — практически мои ровесники. А потому их отношения с окружающим миром, ровесниками и одноклассниками для меня сейчас очень понятны и близки. Но «Клава» любима не только подростками, но и взрослыми людьми, с большим жизненным опытом. И в этом её отличительная особенность. И в этом один из её многих плюсов.

Музыка из этого фильма играет в моих наушниках почти каждый день. «Не бывает любви несчастной» и «Всё к лучшему» — это то, что называется музыкой. Это настоящая Музыка, которая пробуждает всё лучшее, что есть в человеке. А от стихотворения «Нет, ты мне совсем не дорогая…» мурашки по коже.

Один из лучших советских фильмов. Фильм очень светлый, добрый. Он многому может научить, о многом рассказать. Каждый должен увидеть его хотя бы раз в жизни.

10 из 10

22 сентября 2011

В советское время любовь была!

Вот уж неожиданно видеть по — настоящему хорошую игру актеров, в частности правдоподобные диалоги малышей без наигранности заставили признать высокий уровень профессионализма нашего отечественного кинематографа.

Фильм окунул во атмосферу того времени — познакомил с нравами советского человека. Теперь я точно знаю, что в советском союзе не только работали до седьмого пота (по рассказам бабушки), но и уделяли время и на развлечения.

Теперь я точно знаю, в советское время была Любовь. Историю Клавы и Сережи на фоне подростковых проблем, обмана и сомнений нельзя назвать идеальной, но разве не это укрепляет отношения, делает их сильнее, создает непробиваемую броню, которая время от времени давала трещины.

О незаурядной личности Клавы можно рассуждать долго, но неоспоримо будет то, что ее всепоглощающая любовь к самой себе была куда сильнее, чем к кому — либо другому. Об этом догадывались все, но только не Сережа, который знал ее еще с детского сада.

Фильм о подростках, точнее об их робких признаниях в любви, страданиях, которые она приносит и переживаниях, о бесценных минутах счастья и об извечной проблеме «Отцов и детей».

8 из 10

18 июля 2011

«Ты мне все время дарил себя, а Лаврик подарил мне меня…»

История о первой юношеской любви мальчика Сережи к девочке Клаве. Они впервые познакомились, когда родители привели Сережу в детский сад. Он очень сильно плакал и не хотел с ними расставаться. Тогда воспитательница позвала Клаву:«Клава, тут еще один мальчик плачет.» С этого и началась история его любви…

Он делал ради нее все: всегда готов был во всем и всегда помочь, дарил самые лучшие игрушки, угощал мороженым, навещал, когда болела, давал списывать уроки, никого не замечал вокруг. Не замечал, что милая, добрая, нежная Таня давно уже в него влюблена. Без Клавы не мыслил своего существования, но она не оценила и ничего не давала взамен. Только получала, принимала его любовь, позволяла себя любить.

Естественно, что такие отношения не могли длиться вечно и рано или поздно должны прийти к логическому завершению:

-Ты прости меня…

-За что?

-За все… Я была…

-Не надо об этом.

-Понимаешь это трудно объяснить. У нас все не так получилось. Все могло быть иначе. Мы оба не виноваты.

-В чем?

-Ну в общем… Ты мне все время дарил себя, а Лаврик подарил мне меня. Понимаешь?

- Понимаю…

Самый сильный момент в фильме — это разговор по-мужски между Сережей и его папой. Папа действительно мудрый человек. Особенно запомнились прочтенные им строчки из стихотворения:

Нет, ты мне совсем не дорогая;

милые такими не бывают…

Сердце от тоски оберегая,

зубы сжав, их молча забывают.

9 из 10

29 октября 2010

Хороший парень, и больше ничего.

В доперестроечное время было много подростково-юношеских фильмов, где освещались проблемы переходного возраста. В настоящее время такое кино отсутствует как класс. Сейчас на экранах доминируют непонятно как сформировавшаяся «круть», в бездарных сюжетах рекламирующая шмотьё и тачки, и причудливые изгои в брутальных «социалках». Конечно, есть и фантастические по сути и по глупости проекты, где спецэффекты важнее и ярче судеб самих персонажей.

«Клава», даже на фоне современных ей родственных сюжетов, выгодно отличается глубиной затронутой темы. Не секрет, что многие не обделённые любовью родителей чада совершенно не хотят взрослеть, как то меняться, замечать не свои проблемы. Своё видение мира у них сформировано без оглядки на непредвиденное. Они становятся эгоистичными «царьками», которые определяют себе в собственность даже подругу (и хорошо если только одну), но наступает момент когда приходится «обламываться» и они остаются на один со своей индивидуальностью.

Об этом фильм. Не по детскому серьёзный, с отличной игрой актёров, с разнообразными музыкальными номерами (от Шуберта до душевных самодеятельных номеров) и великолепными стихами («Зубы сжав, их молча забывают…»). Он был недостаточно высоко оценён в своё время и незаслуженно забыт сейчас, как впрочем и многие качественные работы кинематографистов того времени. В нём очень хорошо показано насколько бестолкова и дешева затея привлечь к себе внимание, используя угрозу собственного суицида. Мощный разговор отца с сыном — классика для учебников. И открытый финал очень хорош. Не плачь, юноша, — жизнь только начинается. Истина всегда сурова, но лишь познав её, мир в твоих глазах засияет новыми красками и тебе станет легче. Только ты станешь уже совсем другим человеком.

10 из 10

19 августа 2010

Клавочка, тут ещё один мальчик плачет…

Фильм не о бедном мальчике, а о самодостаточной девушке. Как мне кажется.

Как верно заметила её мать (неповторимая Любовь Полищук), «не было бы Серёжи — нашелся бы другой».

Самопожертвование и самодостаточность не могут идти рука об руку, как бы не сильна была любовь одной из сторон. Кому-то надо научиться мудрости, кому-то воспитать в себе силу духа.

Закончилась история любви очень обидно и некрасиво для молодого человека, Клава предпочла другого (что-то такого явного «предпочтения» в фильме незаметно, а про это любят поговорить!), а ему ничего не оставалось, как переключиться на нежную и влюбленную в него Натусю Ищенко. И та ему не поверила в итоге, фильм с грустным концом.

Фильм приятен тем, что такого сюжета я больше нигде не встречала, он довольно специфичен для нашего кино, и очень хорошо сыграли главные герои.

Невероятно понравился маленький рыжий мальчик — Антон Гранат, сыгравший мудрого младшего братика.

Рекомендовано людям, пережившим расставание и боящимся его.

Все к лучшему, поверь — и не грусти!

10 из 10

13 июля 2010

-Так не бывает! -Бывает..

Нежное, чистое, светлое, трогательное кино о любви.

О первой любви.

А что может быть сильнее, неистовее, романтичнее, трагичнее?

Первая любовь навсегда западает в душу, оставляет свои следы в сердце.

Фильм очаровывает с первых кадров. Это тот поразительный случай, когда сливается воедино все : и музыка, и сюжет, и работа режиссера и оператора, и поразительная актерская игра.

Все персонажи настолько живые, что легко узнаешь в них себя и сразу же влюбляешься в них без оглядки.

Хорошее кино про первую любовь.

Серьезное, но милое.

Нежное.

До слез трогательное.

Все же советские фильмы ни с чем не сравнимы.

10 из 10

21 марта 2010

Мелодрама В моей смерти прошу винить Клаву К. появился на телеэкранах в далеком 1979 году, его режиссерами являются Николай Лебедев, Эрнест Ясан. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Владимир Шевельков, Надежда Горшкова, Елена Хопшоносова, Ольга Озерецковская, Максим Ясан, Владимир Сидоров, Андрей Мусатов, Любовь Полищук, Виктор Костецкий, Вениамин Смехов, Любовь Малиновская, Наталья Журавлева, Лариса Негреева, Олег Ефремов, Лариса Удовиченко.

Страна производства - СССР. В моей смерти прошу винить Клаву К. — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.