Тэсс
Tess
7.3
7.3
1979, мелодрама, драма
Франция, Великобритания, 3 ч 6 мин
16+

В ролях: Настасья Кински, Питер Фёрт, Кэролин Пиклз, Паскаль де Буассон, Сюзанна Хэмилтон
и другие
Юная красавица-крестьянка Тэсс неожиданно узнаёт, что в её жилах течёт благородная кровь норманнских рыцарей. По воле родителей девушка уезжает жить к новообретённым состоятельным родственникам. Там она сталкивается с обольстительным кузеном Алеком, который не прочь воспользоваться невинностью Тэсс.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Тэсс

английское название:

Tess

год: 1979
страны:
Франция, Великобритания
слоган: «She was a poor man's daughter, an aristocrat's mistress and a gentleman's wife. She was Tess, a victim of her own provocative beauty.»
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсеры: , , ,
видеооператоры: Гислен Клоке, Джеффри Ансуорт
композитор:
художники: Пьер Гюффруа, Джек Стефенс, Энтони Пауэлл
монтаж: , ,
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 12000000
Сборы в США: $20 093 330
Мировые сборы: $20 093 330
Дата выхода
Мировая премьера: 25 октября 1979 г.
на DVD: 29 января 2003 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 3 ч 6 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Тэсс», 1979

Видео: Фрагмент (Тэсс, 1979) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент
Видео: Американский ТВ-ролик (Тэсс, 1979) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Американский ТВ-ролик
Видео: Трейлер ре-релиза (Тэсс, 1979) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер ре-релиза

Постеры фильма «Тэсс», 1979

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Тэсс», 1979

Томас Гарди против Романа Полански

«Быть может, план всего сущего задуман и хорошо, но выполняется он плохо: редко на зов приходит нужный человек, и суженый является слишком поздно. Природа не часто говорит «смотри!» бедному своему созданию в час, когда увидеть – значит найти счастье, и отвечает «здесь!» на крик человеческий «где?», когда игра в прятки успеет прискучить и надоесть.»

Секс и смерть – так для меня звучит имя Томаса Гарди. Чувственный, жестокий в естественном отображении циклов природы – рождении и умирании, а где-то посередине, нет-нет, да и появится в его текстах трагикомедия под названием «человек».

Созвучно ли имя Романа Полански с именем Томаса Гарди для меня? Возможно. Но не совсем. Больше – гротеск. Который присутствует и в произведениях Гарди. И, как мне казалось, именно на нем остановит свой взгляд режиссер и начнет строить свое произведение, может, даже усиливая тонкие моменты, всего лишь намеки до размеров самостоятельной драмы с нотами ехидства. Но нет. Для Романа Полански «Тэсс» - это произведение о любви, возможно, что и случившейся лишь в сердце главной героини. По большому счету и для Гарди «Тэсс из рода Д`Эрбервиллей» - это история любви, но не такая однозначная, как ее кинематографическая тезка.

Начну с того, что совпало и у Гарди, и у Полански. Первое, это, конечно же, Тэсс. Для Полански Настасья Кински оказалась настоящей удачей. Вся чувственность, описанная в тексте, магическим образом воплотилась в ее лице – в откровенном взгляде, в котором хочется утонуть, в волшебных губах, которые созданы для поцелуев, и в гордом профиле, будто высеченном многовековым проклятием. Вторая удача – это натурные съемки и операторское мастерство Джеффри Ансуорта. Фильм меланхолично красив, как сумерки в межсезонье, как точно изображенная цитата самого Гарди: «Она умела угадывать тот сумеречный час, когда свет и тьма столь гармонично уравновешенны, что напряжение дня растворяется в предчувствии ночи и человек испытывает чувство полной духовной свободы. И тогда-то тяжесть существования уменьшается до ничтожных размеров». И третье совпадение – это тоска по невозможности любви с первого взгляда, так точно описанная в тексте (читай эпиграф), и гениально перенесенная на экран путем повторения двух сцен, только в первой Энджел Клэр оборачивается посмотреть на Тэсс, как на случайную незнакомку, а во второй сцене ищет на том же пустом лугу ее призрак.

Что не совпало. Первое – это отсутствие сцен со смертью животных. Гарди невероятно эпичен в описании смерти. Если поэзия может быть злой, то это Гарди. Величественность в абсурде. Истекающая кровью лошадь, недобитые, раненые охотниками фазаны, падающие, вопреки инстинкту самосохранения, с ветвей деревьев в ночную тишину, и рядом всегда Тэсс. В первом случае, как виновница нелепой смерти, а во втором, как спасительница, дарующая вечный покой. Может, эти встречи со смертью – как подготовка к собственному уходу – дают Тэсс сил?..

Второе отличие – отсутствие столкновения христианской религии и язычества. Очень важная тема для Гарди, как я могу предположить из того, что я у него читала, неоднократно повторяющаяся – он с маниакальностью клеймит ханжество церковных устоев и так же самозабвенно боготворит душевные порывы простых крестьянок, которые, как и многие интеллектуалы, не способны принимать жизнь в ее примитивных радостях, но спешат испортить ее себе и окружающим своим неумением мириться с собственной совестью. И из этого пункта плавно вытекает следующий – отсутствие сомнений в действиях экранной Тэсс.

В книге Гарди посвящает много времени взаимоотношениям Клэра и Тэсс на стадии влюбленности и женитьбы. Тэсс не считает себя 100% жертвой насилия со стороны Д`Эрбервилля. Как лицо, физически расплачивающееся за грех, она также считает себя грешницей, недостойной любви златокудрого Энджела, который сам поступал как ее совратитель, а может, и того хуже. Где-то в тексте мелькает упрек от самого Гарди в адрес Тэсс, ну чего же ты все драматизируешь!.. Упреки слышатся и от матери, первый, что любая бы на месте Тэсс женила бы на себе Алека Д`Эрбервилля, второй, что открылась Клэру о своей добрачной связи. В оправдании себе Тэсс даже повторяет слова матери, что многие крестьянки так выходят замуж (с прикусанными языками) и все у них складывается замечательно, но только поздно она примеряет на себя образ пасторальной простушки. Гордый характер не позволяет Тэсс даже в тяжелейшие минуты обратиться за помощью к свекру, но почему-то не помогает ей сделать верный анализ ее взаимоотношений с Клэром.

Безусловная любовь Тэсс к Клэру – это то, что роднит и Гарди и Полански и то, с чем я с ними обоими не согласна. Почему-то концовка для меня складывается в финал «Близости» Николса или «Наследницы» Уайлера, которые также являются экранизациями произведений, которые я еще не читала. Не верю я, что, пройдя столько мук, физических и душевных, Тэсс способна найти сладостный покой в объятиях любимого. Я не упрекаю Тэсс в отсутствии у нее здорового эгоизма, но немного такое странное поведение отдает социопатией. Нельзя так любить, как любит Тэсс. Это чувство разрушает.

Каков итог? Я бы не стала выделять книгу или кино отдельно, но вместе они очень хорошо друг друга дополняют.

29 августа 2023

Будь со мной всегда ты рядом!

Восхитительная кинокартина Романа Полански экранизирует потрясающую одноимённую книгу Томаса Гарди.

Масштабный хронометраж ленты никоим образом не растягивает повествование, а ровно наоборот позволяет без устали следить за неожиданными (для тех, кто не знаком с литературным оригиналом) сюжетными перипетиями, наслаждаться феноменальными пейзажами английских сельских просторов, великолепно отснятых операторской командой фильма, и созерцать неземную, ангельскую красоту изумительной Настасьи Кински, которая воплотила на экране главную героиню. Актриса блестяще справилась со всеми творческими задачами, поставленными режиссёром фильма, и смогла удивительно точно изобразить сильную, волевую девушку, которая не согласна становиться чьей-либо собственностью, из-за чего выбирает путь полный проблем и всевозможных трудностей. Справится ли красавица со всеми ударами судьбы в одиночку? Или же ей придётся побороть свою гордость и всё-таки прогнуться под одним из 'сильных мира сего', добровольно предоставив ему себя в дар? Героиня не так проста, как кажется на первый взгляд, и поэтому найдёт выход из любой сложившейся ситуации, даже абсолютно безвыходной...

Надо сказать, что Роман Полански познакомился с литературным первоисточником благодаря Шэрон Тейт, которая очень любила этот роман. Именно в связи с этим картина и ощущается несколько более личной для постановщика, чем предыдущие. И подтверждение этому служит посвящение этой ленты Шэрон. Обширный хронометраж, эстетически привлекательная визуализация истории, талантливая работа актёрского состава, потрясающее музыкальное сопровождение - всё выполнено с любовью и уважением к лучшим представительницам прекрасной половины человечества, которые не переставая верят в лучшее, даруя жизнь старому и новому.

Таким образом, 'Тэсс' Романа Полански - это замечательное кинопроизведение, которое в уникальном стиле переносит события бесподобной книги Томаса Гарди на большой экран, используя для этого увлекательные кинематографические приёмы, поражающие естественной демонстрацией красоты окружающей природы и главной героини, от которой никак невозможно отвести взгляд.

15 июля 2022

Список Пона Джун-хо: 9 из 10

«Тэсс из рода д’Эрбервиллей» — весьма нежная и броская экранизация Романа Полански, а Настасья Кински в главной роли, это вызов лозунгу: «красота — это ещё не всё». Фильм демонстрирует не похотливую красотку, которая стремится поджать под себя множество мужчин, а суровые обстоятельства жизни, вынуждающие героиню ступить на путь помощи и услуги. Тон картины окунает нас в мир Чарльза Диккенса, несмотря на авторство Томаса Харди, а посыл благородных дам, традиций и культуры Викторианской эпохи заставляют не отрываться от экрана и следить за всеми поворотами судьбы точно так же, как девушки следят за судьбой мистера Дарси из «Гордости и предубеждения».

Забавляет, что все приключения были положены одним случаем, обращением, брошенным при встрече, но закрученные последствия полностью меняют жизнь главной героини. В первую очередь, демонстрация классового неравенства, где Полански очень лаконично отобразил разницу между бедными и богатыми. Обстоятельства жизни заставляют идти к родственной помощи юную Тэсс, а коварные лапы похотливого мужчины не упускают случая прибегнуть к флирту. Эти эпизоды сняты со всем этикетом, дающими пищу для размышлений, так как зритель понимают мотивы совершённых действий.

Сложное положение семьи — вот, что не даёт покоя при знакомстве с героями. Сюжет бьёт по жалости, но и держит в рамках Тэсс, которая знает о том, как на неё смотрят мужчины и каковы их помыслы. Этикет, интерьеры в комнатах, архитектура вызывают прилив чувств, но на сладком поприще скрываются злые планы, а взгляды на бедняков, вынужденных влачить своё существование в съёмных помещениях, озаряемых огарками свечей, наполнены любовью и добротой. Конфликт первой части ленты разбивает персонажей на классы и открывает истинные помыслы людей, живущих по разные стороны баррикад.

Далее в картину постепенно врывается сильная порция драматизма, отчего совершенно меняется отношение к героини. Лента не разделена на временные рамки, поэтому поначалу сложно определить, сколько прошло времени на той или иной сюжетной линии, поэтому, скажем «по-сериальному», вторая серия «Тэсс» дарит реабилитацию и мелодраму в жизни героини. Настасья Кински своим невинным видом вызывает чувство жалости и постоянного желания помочь ей. Второй этап приятно вводит любимого человека, конкурентную борьбу женщин за внимание красавца из знатного рода, смешные и милые попытки привлечения мужчины и довольно сдержанное поведение Тэсс. Эти эпизоды про «красавца-принца» и женское окружение не только у девочек при просмотре вызывают умиление, я также испытывал приятное покалывание в районе груди, так как очевидные попытки вызывали чувство прекрасного, жизни с приятными последствиями. Но в этой линии понравилось отношение Тэсс к мужчине, на фоне улыбающихся и счастливых лиц соперниц, которые проиграли уже на старте, она научена опытом предыдущего акта фильма.

Под приятную развязку этой «серии» фильма нас постигают доверительные отношения и признания, которые доказывают, что призраки прошлого не уходят из твоей жизни. Переломный момент взаимной любви героини оборачивается разными понятиями о чести, достоинстве и последствиях. На самом деле эпизод откровения один из самых сильных в фильме, так как он демонстрирует отношение совершенно разных людей к произошедшим событиям, выставляя Тэсс в одном свете, делая её жертвой обстоятельств, а её вторую половинку в совершенно противоположной позиции, заставляя тебя оправдывать Тэсс. Вот та черта фильма, когда зритель знает правду, наравне с девушкой переживает последствия, а в настоящем времени молодой человек с затуманенным взглядом рубит свою правду-матку. Вина перемещается с одного объекта на другой, и если фильм выставляет в отрицательном ключе Тэсс, то причины оправдывают персонажа, бросая тень непонимания на партнёра.

Третья «серия» переворачивает первые две с ног на голову, ещё больше играя с судьбой девушки, добавляя драматизма, заставляя смотреть правде в глаза. Призраки прошлого настигают нас вместе с героиней, а положение семьи говорит и том, что выбора нет. Вот мораль всей экранизации — нет выбора, а если выбор сделан по душевным порывам, то не стоит ожидать взаимопонимания. Драма в картине прекрасно сочетается с невозможностью существования самостоятельно, а попытки исправить положение создают сложный образ Тэсс.

Кульминация дарит вызов всей жизни Тэсс в это непростое время, когда наконец-таки она думает о себе, а не о ком-то. Правильный ли это подход, тем более в Викторианскую эпоху? Сложно судить о том времени и его этикете, но жертва, пронесённая через весь хронометраж картины, говорит об огромной цене, которую заплатила Тэсс, чтобы хоть на мгновение побыть счастливой, не оглядываясь назад. В итоге, это трогательная мелодрама, доказывающая, что события совсем не такие, какими видят их окружающие.

6 мая 2020

Отличная экранизация спорного романа

Мелодрама. Начну с того, что я очень уважаю режиссера данной картины Романа Поланского. Хотя я видел всего две его работы, которые меня поразили своим видением так скажем темы. А если учитывать провокационность его картины «Призрак» — становиться понятно, за что его просто терпеть не могут в Соединенных Штатах, и поэтому ему прикрутили статью о якобы изнасиловании кого то там. Впрочем что то я сильно отвлекся от нужной темы. Я лишь хочу сказать, что его стиль и манера подачи уникальны и просто незабываемы,(поэтому я так жду его новую картину «Основано на реальных событиях») Но данная картина выбивается из общего списка, ведь это экранизация романа «Тэсс из рода Дэрбервиллей» знаменитого английского писателя Томаса Гарди, который ваш покорный слуга имел честь прочесть относительно недавно, поэтому здесь я буду сравнивать картину с книгой, так что не обессудьте.

Сильный стороны:

1. Замечательный актерский состав — к сожалению до этой картины я никого не знал, даже исполнительницу главной роли, но, если судить по книге все актеры попали в свои характеры практически не 100 процентов. Шороховатости и свои «фишки» конечно же есть, но не критично.

2. Костяк истории из книги перенесен очень дотошно — в большинстве диалоги — это буквально слова из данного произведения. Видно, что Поланский бережно отнесся к первоисточнику, за что ему отдельное спасибо.

3. Пейзажи и операторская работа в целом — когда смотришь данную картину, ты буквально окунаешься в провинциальную Англию 19 века. Показано все очень правдоподобно и настолько честно, что после этого даже как то не хочется ругаться на современный быт и прочие мелочи жизни. Оператор умело выцепляет самые лучшие кадры, что бы зрителю было интересно смотреть.

Слабые стороны:

1. Глупые поступки Тэсс — хотя, это так же относиться и к книге, поскольку авторы очень последовательно ей следовали. Я порой просто не понимал главную героиню, ее мотивацию, порой даже ход ее мыслей, а от некоторых поступков я просто хватался за голову еще тогда, когда читал книгу — здесь это повторилось.

2. Обрывы в повествовании — как я уже говорил, костяк истории перенесен так, как надо, но касательно связующих моментов — тут все плохо. Иногда они поясняются в диалогах, но в большинстве случаев этого нет. Поэтому незнакомый с книгой человек будет просто в недоумении от всего происходящего.

3. Долгий хронометраж — это действительно проблема, поскольку картина идет без нескольких минут 3 часа, и это при том, что в картине достаточно практически статичных кадров, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Если их вырезать — то ничего это заденет в истории, а картина будет идти 2 часа с минутами.

Хочу отметить исполнительницу главной роли Тэсс — Настасья Кински, которая буквально жила этой героиней, прониклась ее чувствами так, что не восхищаться этим просто невозможно.

Итог: отличная экранизация достаточно спорного романа, которую многие считают идеальной. Но лично для меня картина оказалась всего лишь на один просмотр. Видимо книга еще дает о себе знать.

7 из 10

19 ноября 2017

Голубая кровь

Наполовину спившийся крестьянин Джон Дарбифилд узнает от священника, увлекающегося генеалогией, что на самом деле он потомок одного из самого знатного в Англии рода д’Эрбервиллей и его пращуры, возможно, сидели за одним столом с Вильгельмом Завоевателем. Желая восстановить историческую справедливость, а может быть, поправить пошатнувшееся экономическое положение, семья отправляет молоденькую дочку Тэсс к Эрбельвиллям. Однако те не спешат признать бедных родственников и нанимают Тэсс к себе птичницей. Попутно выясняется, что богатые Эрбельвилли просто купили это имя и титул. Тереза (Тэсс) вынуждена давать отпор поползновениям молодого лже-д’Эрбервилля Алека…

Между тем поведение Тэсс изначально не вызывает сомнение в её благородном происхождении. Более того, глядя на неё, поневоле уверуешь в «голубую кровь» более значимую, чем воспитание и среда проживания.

Экранизируя классический английский роман Томаса Харди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей», Полански сосредоточился на создании атмосферы места и эпохи. Он «раб мелочей»: народные танцы, процесс вязания снопов и уборки свеклы, одежда, грим, пейзажи, туман и вечно моросящий дождь — визуальная сторона фильма безупречна и обеспечивает полный эффект присутствия в Аглии 19-ко века. Ну и конечно характеры переданы точно: красивая и мягкая внешне, но от природы очень сильная Тэсс и её супруг Энджел — этакий гибрид Базарова и князя Мышкина.

Создавая историческую мелодраму Роман Полански здесь как бы играет не на своем поле. Однако, если копнуть несколько глубже, то мысли, возникающие при просмотре уходят далеко за пределы трагедии Тэсс и её мужа.

Каждый из персонажей имеет свою идею фикс, которая явно мешает адекватному восприятию реальности; здесь снова проявляется любимый мотив Поланского — одержимость. Так страсть «кузена» Алекса к Тэсс, желание её обладать вполне можно назвать одержимостью. Пьянчужка Дарбифилд после полученного известия остается в итоге тем, кем и был, меняется лишь его мироощущение: в его глазах он высокородный аристократ. Точно также и Энджел, получивший признания жены, не может более смотреть на неё теми же глазами, что минутой ранее: сила его убеждений о вырождений дворянских родов не позволяет увидеть реальную Тэсс. Перед нами классический пример того, что сила идеализации прямо пропорциональна силе обесценивания.

Изолированность людей друг от друга — излюбленная экзистенциалистами тема, о которой столько много сказано и написано, оказывается, свойственна не только для современной урбанистической цивилизации, но была и не чужда живущим на лоне природы в викторианскую эпоху. Поскольку именно невозможность донести свои чувства и мысли до другого становится пусковым моментом развития драмы. Тэсс в силу разных психологических причин неспособна рассказать всю правду о своей жизни вслух, поделиться с мужем чувствами и переживаниями, а письма по тем и или иным причинам доходят до адресата слишком поздно.

Фильм наводит на размышления о мощной силе фатума, ведь дороги Тэсс и Энджел пересекаются трижды, и всякий раз в новом качестве; но также и о беспомощности человека перед лицом сил космоса: и здесь символична последняя сцена у подножия Стоунхенджа.

9 из 10

17 октября 2015

Чистая женщина, правдиво изображенная

Экранизация классического романа Томаса Харди «Тесс из рода Д’Эрбервиллей», рассказывающего о простой крестьянской девушке Тесс Дарбейфилд, чей отец внезапно узнает, что он — последний потомок древнего рыцарского рода Д’Эрбервилль. Решив сыграть на громком имени, родители отправляют девушку познакомиться с некой богатой леди по фамилии Д’Эрбервилль. Но они еще не знают, что эти люди — самозванцы, взявшие себе громкое имя, а сын хозяйки, Алек, окажется банальным сластолюбцем, который использует и соблазнит невинную девушку. И это лишь одно из первых звеньев в цепочке ее трагической судьбы…

Этот фильм Полански посвятил своей жене, актрисе Шерон Тейт, убитой в 1969 г. бандой маньяка Чарльза Мэнсона. Перед смертью Шерон вручила мужу томик романа Харди, сказав ему, что из этой книги получится отличный фильм, и была права. Всегда аккуратно и ответственно подходящий к экранизациям литературных произведений режиссер великолепно переложил на язык кино один из выдающихся романов британской литературы. Роскошная операторская работа Джеффри Ансуорта и Гислена Клоке (доснимавшего ряд сцен после смерти Ансуорта) — это не просто вычурная красивость (абсолютно заслуженные премии «Оскар» за работу оператора, художника-декоратора (Пьер Гюффруа) и костюмы (Энтони Пауэлл), а стопроцентно точное воплощение живописного языкового стиля Томаса Харди, обожающего прописывать в самых атмосферных деталях природу и быт крестьянской глубинки. Несмотря на то, что многие аллюзии и смысловые составляющие книги пришлось опустить ввиду того, что фильм мог оказаться перегруженным, сценарий картины, тем не менее, весьма аккуратно следует сюжету романа.

Правда, будучи одним из самых пессимистичных режиссеров, Полански не заинтересован в излишне эмоциональном акцентировании проблем Тесс и подходит к ним куда отстраненнее и мрачнее Харди. Пассивность персонажа юной Настасьи Кински (стопроцентная удача кастинга) — это осознанное режиссерское решение, поскольку Полански всячески пытается подчеркнуть основную идею романа о жертвенности Тесс. Ключевой фразой, определяющей поведение девушки на экране, является ее реплика «жертва до конца своих дней остается жертвой, это закон». Здесь она жертва исключительно человеческих рук, сословий, социальных условностей, и, особенно, религиозного лицемерия, поскольку поведение Алека Д’Эрбервилля по отношению к Тесс выглядит даже честнее, чем поступки Энджела Клэра. Ее покорность происходящим событиям — это подчеркнутая неизбежность ее участи, она игрушка в руках окружавших ее людей, страдающая, но словно с самого начала готовая ко всему, поскольку в ее жизни ничего нельзя изменить, у нее нет защитников. Основной символизм романа соблюдается режиссером неукоснительно, также он вводит прием игры с цветом, особо любимый еще Хичкоком. Напоминая, что Тесс — это «честная женщина, правдиво изображенная», Полански постоянно подчеркивает невинность героини белыми одеждами, вводя красный цвет, цвет греха, не только в одежде, но и в ключевой сцене знакомства героини с Алеком, когда тот предлагает девушке спелую клубнику. Поэтому, несмотря на то, что в фильме все же присутствуют некоторые нюансы, мешающие выставить наивысший балл, эта картина в любом случае является одним из эталонных подходов кинематографистов к экранизации классических литературных произведений.

9 из 10

13 октября 2015

Где же Роман Полански? Тут смотрели? А здесь? Нет? И не нужно. Снимая «Тэсс» интернациональный постановщик видимо предпочел упрятать свою индивидуальную творческую манеру куда подальше — и снял экранизацию, явно претендующую на статус классической. Это киновоплощение знаменитого романа Томаса Гарди не стремится замолвить новое словечко в вечной дискуссии о том, как же все-таки правильно «снимать книги» — голосок его небоек и звучит в унисон с толпой предшественников, в разное время уже ходивших этой проторенной тропкой. Отдающая дань должного оригиналу — никакой отсебятины! — масштабная (взгляните хотя бы на хронометраж), с неизбежными уступками формату (кое-что пришлось выкинуть и подрезать, но безболезненно для основной фабулы — ведь именно это мы хотим видеть?) — это классическая экранизация классического романа с классическими достоинствами и недостатками. О чем тут еще говорить? И что, наконец, дурного в том, что постановщик сумел прочувствовать специфику материала и даже в какой-то степени «раствориться» в нем — ведь это скорее достойно похвалы? Положим, что так.

Другое дело, что известнейший опус Томаса Гарди никак не хотелось бы назвать всего лишь очередным произведением из когорты «классических» — не больше и не меньше. И нельзя отделаться от ощущения, что роман этот — неторопливый, местами позволяющий себе сюжетные провисания, но, вне сомнения, — замечательный — изначально предлагал постановщику больше, чем тот предпочел взять. «Тэсс из рода Д`Эрбервиллей» — это книга, за достаточно простым сюжетом которой скрывается множество тонких смысловых оттенков, книга, которая в добавок потрясающе красива «визуально» — с точки зрения антуража, которому Гарди уделяет пристальное внимание. Вот и задаешься вопросом — как же мог Полански пройти мимо эффектнейшей (и очень показательной в канве повествования) сцены, когда одержимый лунатизмом Клэр несет Тесс на руках под лунным светом и кладет в гроб — символическое отображение гибели чувства к девушке в нем самом. Вообразите, как эффектно это могло бы выглядеть на экране — и еще раз пересмотрите картину, чтобы убедиться, что этого эпизода там нет. Пример не единственный — Ли Лоудсон достойно справился с образом Алека — сибаритствующего холостяка-ловеласа — но ведь хотелось бы увидеть и Алека-проповедника, увидеть, как преобразила эта перемена сложившийся образ и как затем он стал вновь проступать, возвращая героя в «исходную точку». Но и этим зрителя обделили — мнимый Д`Эрбервилль абсолютно статичен, он одинаков что в конце фильма, что в его начале, а сюжетный поворот с его «обращением», опять таки, был исключен из повествования.

Безусловно, критиковать экранизации за «выброшенный материал» — это старо как мир, и должно быть, это следует считать моветоном. Снять все по-книге — это не только невозможно, но — более того — самой цели такой не должно стоять. «Тэсс» же разочаровывает не отсутствием определенных эпизодов из книги, но обидным невниманием к антуражу и тонкостям, к сценам, за которые следовало бы «ухватиться» создателям — подлинным жемчужинам повествования, погружающим в его атмосферу и раскрывающим определенные нюансы. Хотелось чего-то большего, чем применение к произведению Гарди общих «лекал», а именно — отображения специфического колорита книги через призму индивидуальной творческой манеры постановщика. Видимо, не в этот раз.

Вот и фабула в «Тэсс» осталась только лишь фабулой — источником интриги, объектом сопереживания, если речь о судьбе героев, но никак не выразителем смысловых оттенков, как это было в оригинальном романе. Столкновение и взаимодействие двух типов мышления, мировоззрения — мировоззрения Тэсс, с явной склонностью к фатализму и мировоззрения Энджела, человека добродетельного, но заключившего свою добродетель в жесткие, «неподвижные» догматы — все это, к сожалению, осталось «за кадром». Оправданием тому могла бы послужить ограниченность в выразительных средствах — но упущенным оказалось очень многое, что говорит в первую очередь о отсутствии самого стремления — ведь некоторые аспекты создатели могли попытаться «обыграть» и в существующих рамках. Так, например, в книге немалую роль играет мотив постоянных возвращений Тэсс в родной дом — в родную обитель, все сильнее хиреющую, чахнующую, движущуюся к упадку и распаду, а также мотив вины и ответственности перед семьей, которые Тэсс возлагает на свои плечи (смерть лошади, начальная точка злоключений Дарбейфильдов, произошла именно из за невнимательности девушки). В фильме все это не выражено или выражено совсем слабо. Временами положение усугубляет мискастинг — вина в том не Настасьи Кински, чья Тэсс вполне убедительна, а скорее исполнителя роли Энджела — не чувствуется в киногерое той индивидуальности с набором ярко выраженных, хотя и во-многом противоречивых черт, что отличали его книжного прототипа.

И все же — это отнюдь не плохая экранизация. Нужно только сбросить груз высоких ожиданий — и перемахнуть через начало фильма, которое кажется каким-то неуместно торопливым — картина становится тем лучше, чем ближе приближается к финалу. По мере этого продвижения все больше отдаешься течению сюжетной канвы — несмотря на смерть упомянутых ожиданий, сама картина отнюдь не выглядит «мертвой», не кажется выхоложенной и безжизненной. Здесь есть место удачным находкам — и практически полное отсутствие черт, что заставили бы усомниться в наличии у Романа Поланского мастерства или вкуса. И все же, это не классика, а неоклассика — именно такое слово красуется на местном постере «Тэсс». В музыкальном мире многие неоклассические произведения, хотя и оперируют зачастую тем же арсеналом выразительных средств, что и истинная классика, порой удостаиваются упрека в некоторой «поверхностности», хотя и сохраняют благозвучность и притягательность, особенно для невзыскательного уха. Так и «Тэсс» — пускай мы здесь не видим ни настоящего Поланского, ни подлинного Гарди, остережемся с упреками — они гораздо больше говорят о том, что мы хотели бы увидеть, нежели о том, какой на самом деле получилась эта «Тэсс».

7 из 10

31 марта 2015

Барышня-смутьянка

Джон Дербифилд узнаёт, что происходит из аристократического рода д`Эбервиллей. Он отправляет дочь Тэсс к своему богатому родственнику. Но Алек д`Эбервилль оказывается обыкновенным самозванцем, поскольку его отец лишь купил права на владение знатным именем. Алек вынуждает Тэсс стать его любовницей. Пытаясь обмануть судьбу, она выходит замуж за сына пастора. В свадебную ночь Тэсс рассказывает ему всю правду о своём прошлом. Не найдя в себе сил простить супругу, пасторский сын уезжает в Бразилию. Но униженная и оскорблённая Тэсс всё-таки находит силы взобраться вверх по скользким ступенькам социальной лестницы…

Через три года после постановки во Франции фильма «Жилец», посвящённого исследованию маниакальных страхов одинокого клерка-эмигранта (исполненного самим режиссёром), Поланский делает неожиданный реверанс и экранизирует очень популярный классический роман Томаса Харди «Тэсс из рода д`Эбервиллей», переведённый на многие языки мира и неоднократно издававшийся у нас. Возможно, таким образом он пытается выразить признание своей погибшей жене Шэрон Тэйт, которая боготворила эту книгу. К слову сказать, это было всего лишь второе (после «Макбета») обращение Поланского к широко известному первоисточнику.

Трагическая история конца XIX века о девушке из обедневшего благородного рода, влюбившейся в обходительного молодого аристократа, вряд ли могла привлечь Поланского только лишь острыми сюжетными перипетиями и возможностью реставрировать, в общем-то, чуждую ему постромантическую атмосферу. Меж тем, эта любовная драма, идеальный образец для обильного отжима девичьих слёз (в не меньшей степени, чем иные мыльные оперы), к тому же лишённый малейших оснований для ироничных пассажей (без которых было почти невозможно вообразить творчество Поланского), предоставила шанс подогнать сюжетные коллизии под параметры триллера, спецификой которого режиссёр владел в совершенстве.

Две ключевые и явно досаждающие ему темы — Страха и Зла — все отчетливее проявляются в фильме по мере продвижения сюжета. Именно Зло, персонифицированное в образах алчущих плоти аристократов и простолюдинов, насилует юную Тэсс — несчастную жертву собственной доверчивости. Здесь, как и в случае с «Китайским кварталом», Поланскому особенно удалась кульминационная сцена — расплаты за поругание. Не исключено, что именно из-за неё (такое иногда случается: режиссёр придумывает некий образ, который становится чем-то вроде навязчивой идеи, избавиться от которой есть лишь один способ — поставить фильм) Поланский как раз и взялся за этот проект.

«Тэсс» стала первым фильмом постановщика, удостоенным наград по обе стороны океана — в Америке и в Европе. Три французских «Сезара» почти совпали с принятием долгожданного французского гражданства. Таким образом, галлы включили этнического поляка, вынужденного всю жизнь справляться с жестокими ударами судьбы и уже несколько лет остающегося для американцев персоной нон-грата (из-за обвинения в изнасиловании несовершеннолетней), в «реестр неприкасаемых».

В процессе съёмок «краковский коротыш» с далеко не самой привлекательной физиономией и внешними данными (что совсем не мешало ему прослыть одним из самых искушённых, несмотря на малый рост, плейбоев и сердцеедов) успел так увлечь собой 16-летнюю (на тот момент) немку Настасью Кински, что об их бурном романе не писали в ту пору только совсем уж нерадивые таблоиды. Тэсс сразу превратила Кински в новый «инфантильный секс-символ» — непредсказуемый, чувственный и желанный.

11 марта 2014

Нежданная весть о принадлежности к древнему рыцарскому роду д`Эрбервилей, принесённая местным сельским пастырем, мало что изменила в привычном образе жизни Джона Дарбфилда. Разве что прежде он пил, как обычный босяк, а узнав новость, стал напиваться, как лорд. А вот жизнь его дочери Тэсс поменялась коренным образом. Её отправили знакомиться с проживающими неподалёку «родственниками», оказавшимися обычными нуворишами, купившими титул древнего рода, считавшегося вымершим. Тэсс нанялась работать в поместье мнимой тётушки и вскоре была насильно соблазнена мнимым кузеном Алеком, от которого понесла и сбежала домой, не поставив его в известность о своей беременности. Это было лишь начало её мытарств.

Роман Полански экранизировал классический английский роман «Тэсс из рода д`Эрбервилей». Эта книга была ему подарена любимой женой Шэрон при их встрече, предшествовавшей её трагической смерти. Интересно, что в фильме, посвящённом памяти жены, в главной роли снялась его новая любовь. Поскольку Полански считал неприемлемым быть простым иллюстратором романа, тем более, что к тому времени уже существовали две более ранние экранизации, то он снял своё видение классики с учётом исторического опыта прошедших с конца XIX века лет. Он говорил: «Сегодня мы имеем период, охватывающий сотню лет, чтобы полностью понять действия Тэсс.» При съёмках режиссёр опирался на опыт классической живописи, воспроизводя в кадре великолепные пейзажи и пасторальные сцены, навевающие воспоминания о картинах великих мастеров, дополняя их при этом роскошной музыкой Филиппа Сарда. Полански весьма требователен к деталям. Костюмы персонажей безупречны, также как выстроенные и состаренные декорации, включая копию Стоунхенджа. Детали играют весьма важную роль в картине, к примеру томик «Капитала» на столе Энджела без лишних слов говорит о его социалистических взглядах, чего не было в романе. Вообще, фильм щедр на символы. Так, например, сцена переноса девушек через водную преграду тем же молодым человеком вызывает аллюзию на библейского Иисуса, с лёгкостью преодолевающего подобные препятствия. Казалось бы, эта сцена призвана идеализировать Энджела (по-русски Ангела), происходящего из семьи священника, но его слова, обращённые к Тэсс, разрушают легенду о бескорыстии, а позже он в полной мере покажет своё ханжество после наивной и искренней исповеди Тэсс. Фарисейство возлюбленного, только что ставшего ей мужем, ничуть не лучше изнасилования Тэсс Алеком. Пожалуй, Роман Полански считает этот поступок даже более мерзким, судя по тому, как он выстраивает саму сцену изнасилования, которое со стороны таковым и не выглядит, поскольку больше похоже на обычную утрату невинности неопытной девочкой, которой «и хочется, и колется», поскольку она ещё сама не определилась в своих чувствах. Алек же никогда не отказывал ей в помощи, при этом, естественно, преследуя свои интересы, но таковы уж особенности людей нового для того времени класса капиталистов, всегда действовавших и действующих поныне прагматично. В образе Алека, чувствуется и личный опыт режиссёра, и даже лёгкая симпатия к данному персонажу. Кроме того, хорошо видно непростое отношение автора фильма к религиозной тематике, особенно это ярко проявилось в финале, где незримо присутствуют древние боги.

Стоит особо отметить талантливые актёрские работы. Прежде всего Настасья Кински, которая хороша в любом образе, но здесь очень точное попадание. Во-первых, возрастное соответствие персонажу, во-вторых, отсутствие актёрского опыта делает её героиню по-настоящему наивной и убедительной. Питер Фёрт, сыгравший Энджела Клэра, представил образ идеалиста, но с червоточинкой в душе. Невозможно назвать его положительным персонажем и вряд ли он достоин принесённой жертвы. Ли Лосон в образе Алека д`Эрбервиля не вызывает неприятия, напротив — он довольно симпатичен, его поступки логичны и понятны. Он вовсе не бесчеловечен. По крайней мере, таким его показал Полански. Джон Дарбфилд — отец Тэсс, сыгранный Джоном Коллином, показывает всю глубину падения нравов английской аристократии — её дно. Он готов продать за гроши свой титул и даже собственную дочь, уступая место новой элите — холодным и расчётливым толстосумам.

Вне всякого сомнения, экранизация весьма удачна. Возможно, даже лучшая из всех, но для верности утверждения стоит посмотреть и другие интерпретации этой вечно живой классики.

10 из 10

6 сентября 2013

О сладостное раненое имя! Лежи отныне на моей груди, пока твои не исцелятся раны. — Вильям Шекспир.

Данная рецензия пишется в рамках ЧРКП-2013, а потому создаётся она несколько не в моём стиле. Потому она будет существовать в двух версиях. Одна — официальная здесь, другая, авторская в комментариях. Ну а теперь к делу.

Относительно известный фильм. Относительно потому, что, не смотря на наличие известных людей в съёмочной группе и среди актёров, а также изрядной кучи наград и номинаций всё равно большой известностью он не обладает.

Для того, чтобы хотя бы засветиться, не говоря уже о победах на престижных конкурсах и фестивалях, нужно пройти воду, огонь и медные трубы, посмотрим как дела здесь.

Вода — это в первую очередь братья и сёстры по цеху. В данном случае мелодрамы и драмы. Не важно, исторические и костюмные, либо современные. Где-то на Кинопоиске встретил довольно необычный тест для проверки мелодрам. Суть такова. Если поменять имена главных героев скажем с Тэсс на какую-нибудь Анна Марию, Алекса на сеньора Леонсио, а Энжела на Роберта Карлоса и сказать что всё это в Бразилии и никто ничего не заметит… ну вы поняли… Так вот, тут, видимо, более 95% надо будет менять, чтобы ввести в заблуждение даже не опытного зрителя. Так что по этому пункту — зачёт.

Огонь. Тут всё сложнее. Нужно побеждать других. Моё мнение, конечно, субъективно, но заметил, что Сезар чаще всего достаётся либо военным фильмам на темы холокоста или близкие к ним, либо криминальные драмы из разряда «Попал в волчью стаю учись выть по волчьи, а потом научи этому других волков», ну или, наконец, лёгкий французский киношансон. Тэсс вполне достойно на этом фоне смотрится.

На момент премьеры это был самый крупнобюджетный проект в истории французского кинематографа. Медные трубы. Достаточно часто какой-либо фильм выезжает за счёт чего-то сиюминутного. Ну, то есть выйти во время, в нужно месте и за счёт, скажем, модной темы продержаться годик другой в топе… Здесь нет. И время «не наше» и темы вечные.

Подвожу итог этой части. Конкурсно — фестивальный успех картины считаю закономерным.

После синтеза попробую заняться анализом некоторых ключевых моментов.

Тесс не является крестьянкой, она является образованной участницей рабочего класса: она страдает от того, что её стремлению к хорошей жизни (включающей любовь и секс) мешают, но помеха не «индустриализм», а местная буржуазия (Алек), либеральный идеализм (Энджел) и христианский морализм в её семейном поместье. — Реймонд Уильямс. Тэсс. Лично мне не очень. Как-то не похожа она на деревенскую девушку. Вроде и одежда та, и … ну не знаю… Во всё готов поверить, но вот в «сельскость» нет, а ведь это довольно ключевой фактор. Как бы то ни было, а Настасья Кински со своей ролью справилась, что же касаемо вышеописанной оговорки, то, возможно, это только мне так показалось.

Алекс. Тут явный перебор с политкорректностью. Какой-то он недостаточно «негодяйский». А местами он положительнее всех здешних положительных героев… Стоп. А есть ли тут положительные герои? Ну, за исключением третьего плана типа Изз. Как следствие — его финал мне не кажется таким уж закономерным.

Энджел. Образ годный, но не вкусный. Вот если бы из него сделали что-то типа английского околоБазарова… Ну или на худой конец какого-нибудь псевдонародовольца…

Всех остальных объединю во второй и третий план, и вот эти планы оказались, увы, но харизматичнее и интереснее главных героев.

Диалоги ни чем особо не примечательны. Что, видимо, необходимо для того, чтобы усилить простоту обитателей здешнего мира. Скорее это плюс, чем минус.

…изображает «энергию традиционных путей и силы, разрушающие их». — Дейл Креймер. Знающие люди отмечают, что первоисточник прямо-таки ломился от всяческих символов и холиваров. В фильме всё довольно пацифистично… Уж не знаю плюс это или минус. Наверное, всё же минус, хотя тут на вкус и цвет…

По требованию режиссёра пейзажи заранее (иногда за месяцы для съёмок) приводили в доиндустриальный вид; для съёмок финала пришлось даже выстроить макет Стоунхенджа. Отмечу работу операторов. Фильм чрезвычайно красив и эпичен. Если присмотреться, то работу с символами и притом довольно интересными можно найти чуть ли не в каждом кадре, начиная от явного тумана, изредка появляющегося в ключевые моменты, и заканчивая разнообразной мелочью типа лебедей на пруду.

Когда Тэсс насилуют, её насилует именно музыка, именно она показывает, что происходит нечто и вправду ужасное, ведь на экране в этот момент сложно что-то разобрать» — Филипп Сард. Звук и музыка. Заметил, что в фильме практически отсутствует тишина. Либо величественная классика, великолепно вписывающаяся в сюжет и отменно его усиливая. И заканчивая звуками живой и не живой природы. Очень профессионально и здорово. Особенно в начале, когда мамаша задаёт вопрос, потом в том же темпе мычит корова, потом в том же темпе мычит свой ответ муж.

Что по-настоящему огорчило, так это то, что фильм получился гиперфранцузским. То есть вроде бы Англия. Причём, самый что ни на есть фирменный период. Вот только у англичан холодная чопорность, а тут много тёплой эмоциональности. В Англии имперские амбиции, здесь что-то местечковое и частное. В Англии очень сильное влияние церкви, тут эти вещи пару раз кратенько засвечены и несколько раз упомянуты.

Итог. Фильм достоин своих наград и номинаций, однако если брать Англию «тех лет» то «Барри Линдон» всё же «круче», хотя по сравнению с «Сёстрами Бронте» Тесс выглядит выйгрышнее.

28 июля 2013

Tess

Роман Полански является одним из моих любимых режиссеров, и всего его фильмы являются прекрасными творениями и яркими достоинствами мирового кинематографа. Фильм «Тэсс» 1979 года я посмотрел давно, и этом фильм мне надолго запомнился. Эта драма несет в себе историю девушки, у которой была нелегкая судьба, и жизнь бедняжку все время проверяла на прочность…

«Тэсс» — глубочайшая драма, которая поразит зрителя своей историей и силой воли хрупкой девушки, которая имеет очень милую внешность и сильный характер. Актриса Настасья Кински, исполнявшая главную роль, мне чрезвычайно понравилась в работе Романа Поланского. Ее игра весьма убедительная, и она так хорошо и драматично сыграла, что другую актрису я не представляю на ее месте. У этого кино интересная, но грустная атмосфера, при которой испытываешь настоящую, глубочайшую драму, и приходит сочувствие и сожаление к бедной девушки, у которой такая трудная и грустная судьба.

Это кино весьма проникновенное, оно для тех, кто любит прочувствовать драмы и смотреть костюмированные фильмы. Меня покорили жалостливые и невероятно грустные глаза главной героини. В них столько боли и усталости, что девушка не может не вызывать сожаления у зрителя. Настасья Кински вжилась отлично в роль героини этого фильма и порадовала нас своей игрой.

Можно включить любой фильм Романа Поланского и получить от него массу удовольствий от просмотренного. Его фильмы полны прекрасных, но грустных историй. «Тэсс» — один из моих любимых его фильмов по двум причинам. Первая, режиссерская работа в этой драме прекрасна. Вторая, главная героиня и ее игра в этом фильме радует глаз. Думаю, посоветовать посмотреть этот фильм можно ценителям прекрасного и утонченного европейского кино.

8 из 10

10 июля 2013

Тэсс из рода Д, Эрбервиллей

Тэсс юна и безумно красива, но ее жизнь нельзя назвать легкой, ведь крестьянская работа на поле с раннего утра до позднего вечера тяжела и изнуряюща. Однажды Тэсс узнает, что в ее жилах течет благородная кровь рода Д, Эрбервиллей и эта новость кардинально поменяет ее жизнь и судьбу, ибо Тэсс придется вскорости пережить немало.

Психологическая мелодрама «Тэсс» 1979 года снята Романом Полански по роману классика английской литературы Томаса Харди. Практически полностью перенеся на экран литературное произведение, Роман Полански создал удивительно красивый и правдивый фильм о любви и раскаянии, полный сильных психологических прорисовок главных героев и мощной и символичной работе операторов Гислена Люке и Джефри Ансуорта с обилием длинных планов и сложной режиссерской манерой, отчего сугубо частная история приобретает универсальный и общечеловеческий характер.

Не менее великолепно играют и актеры в картине. Роль Тэсс стала для Настасьи Кински настоящим прорывом и она на все 100% сумела воплотить метаморфозу характера своей героини, красота которой стала ее проклятьем. Режиссер и оператор буквально любуются Тэсс, снимая с самых удачных и интересных ракурсов. Полански стремится показать ее чистоту и ему это удается.

Питер Ферт блестяще воплотил роль Энджела Клэра, показав всю противоречивость его характера, в финале обретя раскаяние. Их общие сцены с Настасьей Кински — шедевры актерского мастерства.

Запоминающийся персонаж получился и у Ли Лоусона, героя которого, кузена Алека, сложно назвать положительным. Ли Лоусон блестяще показал его аморальность, беспринципность и подлость.

Еще одним большим плюсом фильма является прекрасный саундтрек Филиппа Сарда, усиливающий психологизм картины.

«Тэсс» Романа Полански — классика мирового кино, одна из лучших мелодрам, которую я рекомендую всем без исключения.

10 из 10

30 июля 2012

Еще раз браво, маэстро Полански!

Одна из первых мыслей, посетившая мою голову при просмотре данной картины, — нужно обязательно прочесть само произведение. Раз уж фильм вышел таким увлекательным и глубоким, что уж в таком случае можно говорить о самой книге Харди! Придраться, по сути, мне не к чему — великолепная игра актеров, первоклассная режиссура, сценарий также не подвел. С интересом наблюдаешь за метаморфозами, которые происходят с героиней на протяжении кинофильма, в то же время, шансов остаться лишь зрителем в стороне нет — глубоко сочувствуешь и переживаешь невзгоды вместе с Тэсс.

Урок, который, на мой взгляд, следует вынести из предложенной истории, таков : умение прощать и закрывать глаза на проступки прошлого может многое изменить и от многих бед уберечь, как бы обыденно это не звучало. Ведь мы далеко не всегда об этом помним.

Но все же не терпится добавить, что характер экранной Тэсс можно было раскрыть несколько обширней. Героиня превратилась из наивной девочки-провинциалки в убийцу, чему явно сопутствуют необратимые изменения в картине мира. Но все же в игре Настасьи Кински это не проявилось, как мне показалось, должным образом. Чего не скажешь об исполнителе роли Энджела Клэра, его раскаянию невозможно не поверить.

А в целом, фильм не может не доставить эстетического удовольствия, так что в любом случае стоит с ним ознакомиться.

Итог:

8 из 10

30 июля 2011

Показать любимую так, чтобы вы поняли, за что я полюбил ее…

Нет смысла давать развернутую рецензию: Полански есть Полански, он снял шикарный фильм. Неспешный сюжет завораживает и не отпускает. Снято мастерски, актерам веришь безоговорочно. Если зритель любит европейские психологические драмы, то «Тесс» смотреть нужно однозначно. Как и любое произведение искусства, созданное рукой настоящего мастера, данная лента несет в себе множество очаровательных штрихов, классных зарисовок, благодаря которым просмотр превращается в настоящее эстетическое наслаждение — киноманам будет, что посмаковать.

Отмечу лишь один момент, который вообще характерен для творчества Полански. Он снимает женщин, которые ему нравятся, к которым его влечет. И он неизменно умеет показать свою женщину так, чтобы мы увидели ее его глазами и вроде как частично приобщились к его любви. Настасья Кински снята в ленте не просто красиво (этим никого не удивишь), но вкусно, изящно. Режиссер любуется ею, а вместе с ним — зритель.

я пробовала смотреть другие работы Кински, но она везде безликая. В данной же картине она ни с кем не сравнима, она особенная, красивая, как никто, чувственная и очень своеобразная.

Данное кино вряд ли понравится любителям легких пустых комедий и незатейливых мелодрам. Но любителям хорошего сложного кино принесет массу удовольствия — не только благодаря интересному сюжету, но и благодаря великолепной работе режиссера и его команды.

30 мая 2011

Французский Дорсет от польского режиссера

Приступая к работе над новой картиной в далеком 1977 году, Полански только что вернулся из Америки, где снял пару успешных фильмов, и был на волне славы. Французский продюсер Клод Берри (ныне уже покойный), восхищавшийся режиссером, предложил ему работу и хороший бюджет (читай неограниченные возможности для творчества), а Роман Полански предложил «Тэсс». Так возник один из красивейших фильмов мирового кинематографа.

Длящаяся почти три часа, лента до конца держит изначальный неспешный ритм, который был присущ и роману Харди. Долгие панорамные кадры, сложная композиция, дальние планы, где помещаются и актеры, и окружение, неповторимый стиль монтажа от Полански — это черты тончайшей режиссуры «Тэсс». Мизансцена, в которой живут герои картины, существует не как фон — она живет тоже. Таких фильмов действительно мало. Это оживший литературный первоисточник, переведенный на язык кино.

Производство фильма затянулось на многие месяцы. Съемочная группа путешествовала по всему северу Франции, чтобы найти пейзажи английского Дорсета, чтобы воссоздать уклад Викторианской эпохи, сельскохозяйственный быт и все те многочисленные детали, которые мы видим в фильме: от капающих сыров в подвале фермы до пшеничного поля, засеянного, как в старые-добрые времена, когда еще не было тракторов и дизельных двигателей.

Что уж говорить об образе самой Тэсс, гениально для своего юного возраста сыгранной Настасьей Кински! Ведь ее мы видим с самого начала и до конца фильма, ее глазами переживаем все невзгоды и несчастья, выпавшие на долю бедной девушки. Ее персонаж, как и актерская игра, органично вплетены в фильм неотделимой частьюе, впрочем не менее важной, чем скажем, освещение. Краски картины теплые и яркие в начале, но теплота редких счастливых минут сменяется серостью морозного поля, куда занесло брошенную Тэсс, а в конце, когда она одевает бордовое платье, краски просто холодные и даже мрачные.

Так снимали в то время, когда еще не все дорожки были протоптаны. Когда в мире кино хватало интересных нераскрытых сюжетов. Когда актеры брались за дело с подлинным энтузиазмом. «Тэсс» является одним из примеров того, как переосмысление литературной классики может само стать классикой другого вида искусства, каковым безусловно является кино.

К просмотру обязательно как незаменимое никакими суррогатами киноманское блюдо. Желательно предварительно ознакомиться с книгой.

3 июля 2010

Фильм понравился, хотя режиссерская и актерская работа здесь несколько лучше сценария. (Сценарий, к счастью, точно следует книге, но неизбежные купюры сократили важные места: в частности, стали менее ясны мотивы некоторых поступков Тэсс.) Далее по ролям:

Эйнджел Клэр (Питер Фёрт). Бесподобная игра Фёрта: характер героя угадан точно (идеализм с некоторой долей фанатизма своей идеи, самоотверженность пылкость, доброта, способность при этом незаметно для себя переступить через человека). Причем если знать полную версию событий по роману Харди, то образ, созданный Фёртом, еще лучше понятен. Вчера посмотрел фильм, и до сих пор не выходит из головы лицо Фёрта, когда его раскаявшийся герой возвращается к брошенной им женщине и понимает, что опоздал… Лучшая сцена в фильме.

Тэсс (Настасья Кински). Кински здорово играет сложную, неоднозначную личность, но… одна маленькая проблема и, боюсь, здесь и режиссерская недоработка: это не совсем та Тэсс, которую нарисовал Харди. По книге, Тэсс — человек кристалльно чистый, все ее поступки продиктованы самоотверженностью, старанием не для себя, а для близких). В фильме это не очень видно: она — жертва, ее жалко, но драматизм отчасти снижен из-за того, что снижен диссонанс между ее святостью и предательствами окружающих по отношению к ней. Скажем, в книге она отправляется знакомиться с семейством д`Эрбервиллей и поступает к ним в услужение потому, что спасает семью от нищеты и казнит себя (в общем-то напрасно) за гибель единственной лошади в семье. В фильме это не видно.

Алек (Ли Лоусон). Режиссер подобрал неожиданный типаж для Алека: Алек вышел очень обаятельным, причем неизбежное сокращение ряда сцен привело к тому, что Алек вовсе не выглядит таким мерзавцем и лицемером как в книге. У Лоусона получился отнюдь не подонок (как у Харди), а неплохой по большому счету мужчина, у которого есть отдельные слабости. У меня есть сильное подозрение, что это не случайные недоработки актера и режиссера, а акт сознательный, видимо, призванный придать герою неоднозначности. Между тем Алек, каким он описан в книге, полностью убедителен, а переделки неизбежно заставляют более критически взглянуть на Тэсс, чего быть не должно.

Из фильма полностью убрана важная для книги религиозная (точнее, антирелигиозная) тема: нету обращения и последующего отступничества Алека; нету увлечения Эйнджела и Клэр либерально-вольтерьянскими идеями; нету богословских полемик внутри семьи Клэров и прорисовки весьма симпатичного по книге Клэра-старшего. Может, это и правильно: со времен Харди многое изменилось и, наверное, Полански счел соответствующие места устаревшими и несколько прямыми. Но для книги они важны: мне кажется, не стоило совсем уж это выбрасывать.

Режиссерская работа в целом исключительно талантлива. Кадры вечерней молотьбы — одни из самых красивых кадров, какие я вообще видел в кино. Масса мелких неожиданных находок: скажем, ритмичный шум мотора в сцене, где Алек встречает Тэсс на поле, воспринимается как жесткая современная музыка.

Рекомендую всем смотреть, но перед этим или после прочесть роман: тогда образ Тэсс будет понятнее.

8 из 10

20 июля 2009

Мелодрама Тэсс появился на телеэкранах в далеком 1979 году, его режиссером является Роман Полански. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Настасья Кински, Питер Фёрт, Кэролин Пиклз, Паскаль де Буассон, Сюзанна Хэмилтон, Лесли Данлоп, Джон Бетт, Ариель Домбаль, Джон Гилл, Lina Roxa, Джек Стефенс, Анри Лопес, Ли Лосон, Джон Коллин, Тони Черч.

На фильм потрачено свыше 12000000.В то время как во всем мире собрано 20,093,330 долларов. Производство стран Франция и Великобритания. Тэсс — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.