Запретный
The Forbidden
5.5
5.6
1978, ужасы, короткометражка
Великобритания, 36 мин
В ролях: Клайв Баркер, Даг Брэдли, Джулия Блейк, Питер Аткинс, Фил Риммер
и другие

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Запретный

английское название:

The Forbidden

год: 1978
страна:
Великобритания
режиссер:
сценарий:
композитор:
жанры: ужасы, короткометражка
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 36 мин

Отзывы критиков о фильме «Запретный», 1978

Проникновение

Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание, и заканчивается причиной. Нет ничего важнее причины.

/Иммануил Кант/

Сознание возвращалось с трудом. Бессвязные образы, что фантасмагорическим каскадом мелькали перед глазами, медленно складывались в одну устрашающую мозаику. Молодой мужчина с бородой как у Иисуса Христа отчаялся найти ответ на свои невысказанные вопросы. Неведомая сила долго вращала его обнаженного точно взбесившуюся юлу, но этот танец окончен. Мужчина устал, он бы предпочел забвение надоевшему поиску, но не может выбирать. Глаза еще слушаются, но тело ему уже не принадлежит. Скрупулезная процедура свежевания предстает актом высвобождения. Где-то в параллельной вселенной остались непонятные изображения, периметрально утыканные гвоздями перекрытия, а здесь — лишь бесстрастный холодный язык скальпеля. Творец по примеру Леонардо да Винчи создал своего «Витрувианского человека», но сумел продвинуться дальше великого итальянца и подготовил подопечного к долгому существованию в людских кошмарах. Творца звали Клайв Баркер.

У каждого культового киноперсонажа был прототип, подчас очень неожиданный. Фредди Крюгер, к примеру, в определенном смысле являлся дьявольской аналогией кровожадного тирана Пола Пота. Наиболее известный персонаж Баркера — гвоздеголовый Пинхед — родился именно после «контрольного прогона» режиссера в артхаусной короткометражке. Формально «Запретный» продолжает дебютную ленту «Саломея», но по факту узнается лишь стиль английского постановщика, но не содержание, хотя бородатый мужчина-искатель внешне и схож с Иоанном Крестителем. На этот раз режиссеру не потребовалось обращаться к пьесе Оскара Уайльда. «Запретный» предстает воплощением исканий Баркера, конечной точкой которых и стало создание «очищенного» человека. Разумеется, подвергая своего персонажа свежеванию, режиссер лишь в дальней перспективе мог уготовить ему инфернальную сущность. Баркер выступил скорее художником-авангардистом, чьи поиски совершенной формы не знали преград. Почти беспрерывная игра светотени позволила создать уникальный визуальный ряд, в котором сошлись картины фанатичного учения, этнических зарисовок, венчающихся соитием мужчины и женщины. Накладывая абсурдные образы на строго научную подложку, режиссер исследует способность человека противостоять воздействию кантовского чистого разума, открывающегося лишь после прохождения определенного пути.

Дав волю своим художественным изыскам, Баркер отказался от связного сюжета. В сущности, добрую половину ленты постановщик готовит зрителя к безукоризненно четко прорисованной картине свежевания. Безумно моргающие глаза человека, подвергаемого такой операции — зрелище даже более страшное, чем отрубленная голова в награду Саломее за ее танец. Баркер отрицает боль как ощущение. То, что человек способен вынести — он должен вынести, такова цена знанию. Мужчина, превратившийся в картинку из учебника по анатомии — ответ на собственные вопросы. Мир устроен так, как сам человек, и познать его можно лишь через настойчивое проникновение. Вопрос в том, что дальше? Путь окончен, но он продолжается. Клайв Баркер протянет свою нить много лет спустя, создав Пинхеда в «Восставшем из ада», а путешествие ученого, любовника, танцора, или попросту подопытного растворяется в белесой дымке бесконечности. Тайные знания достаются дорогой ценой. Для самого режиссера лента «Запретный» стала невесомым ключом к двери в потустороннюю реальность, где он довольно быстро заполучил свою территорию. А первыми шагами в этом обретении стали нерешительные движения безымянного мужчины, приведшие его на волю в эмоциональную пустыню, обратной дороги из которой нет.

6 апреля 2016

Данный фильм «Запретный» («The Forbidden») принадлежит к негласной дилогии любительски-студенческих постановок Клайва Баркера (Clive Barker) и его театральной труппы The Dog Company. Первая работа называлась «Саломея» («Salome»), к слову.

Кинематографическая короткометражная проба, снятая на 16 мм плёнку, требует два подхода к рассмотрению. Первый и самый массовый, это от зрителя, взирающего ряд почти бессвязных зарисовок, гротескных сцен, визуальных вспышек и других находок исполнения уготованных метафор, сдобренных звуковыми эффектами, напоминающими хаотичный гулкий диссонанс без претензий на музыкальный ритм или вовсе какую-либо структуру. Всё это в поступательном миксе влияет на выработку чувств, эмоций, ассоциаций в связи с наплывом иррациональной «картинки», бьющей в глаза приёмом менять чёрное на белое. То есть, когда позитив уступает место негативу. Кадры гротескны, скрупулёзны, смелы и натуралистичны, собственно, на чём и «росла» на сценических подмостках компания из The Dog, творя в жанре Гранд-гиньоль. Пред нами сумасшедшие наборы непонятных символов, крупные планы разрозненных предметов, силуэт в маске монстра, разделывание человека на детали организма, виртуозная игра теней и света (извращённого, если помнить ход с тотальной властью негатива) и ещё много чего, что может происходить в голове у Баркера, который всегда относил себя к фантазёрам, а книги, живопись, фильмы и другое — только набор подвластных инструментов, помогающий выплёскивать наружу образы подсознания.

Собственно суммарно короткий метр предоставляет из себя эдакое хоррор-зрелище в ключе арт-хауса. Однако есть и иной взгляд на произведение, принадлежащий к исключительно почитателям творчества Грандмастера с обязательной базой знаний его экранных и литературных работ. Вот об этом мне и желалось рассказать подробнее чуть ниже.

Хоть «Запретный» завершённый визуальный ряд-история, но она ещё и зарисовка, черновик, фундамент для целого ряда последующих творений Клайва Баркера. Чуть ли не в каждой сцене и образе можно усмотреть очевидный (пока неловкий и туманный) задел для рождения части масскульта в жанре ужасов. Например, сцена разделки человека по частям, натуралистично являющая кадры всё ещё живого силуэта без кожи и с оголёнными связками мышц впоследствии прочно войдёт в «Восставший из ада» («Hellraiser»), дабы развиваться дальше. Знаменитый монстр-сенобит Пинхэд (Pinhead) так же объявится именно тут, но ещё на ассоциативном уровне в виде дотошных ровных рядов вбитых гвоздей, чья очерченная сеть перекрестий будет подолгу исследоваться операторской работой, словно безумец поклоняется безукоризненным линиям преломлённого света от металлических шпилей. Предмет не живой, но преподнесён он явно одухотворённым, хотя бы во благо немалому режиссёрскому вниманию. Тематика запретного, укрытого от обыденного мира, но обязательно где-то таящего секреты иных жутких пространств и измерений, чью путеводную нить ищет одержимый находкой человек — тоже прекрасно известна схожестью с частой фабулой Баркера в литературе или кино. Или скажем сам стержень нынешней истории об индивиде постепенно по ходу хронометража, поглощающего всеобъемлющее познание себя и окружающего, не взирая на законы физики и логики — разве не это и есть те запредельные «наслаждения», что даруют демоны-сенобиты из культовой книги и фильма?.. И это пара отсылок среди иных, кои лучше угадывать самолично, приятно находя протагонистов знакомым порождениям фантазии писателя.

В итоге для зрителей, любящих нетипичное кино, «Запретный» это ещё одно любопытное творение с рядом трактовок, а вот для зрителей, любящих необычное кино и увлекающихся творчеством Клайва Баркера — крайне занимательное путешествие в разум ещё молодого художника хоррора и тёмной фэнтази, где проявлялись слабые ростки его будущих начинаний. Я принадлежу ко второй категории, посему очень рад просмотру, а для Вас, надеюсь, приоткрыл дуализм экранной «картинки».

8 из 10

25 октября 2012

Первые работы режиссера попались мне в одном, объединенном издании, и разделить «Salome» и «Forbidden» у меня не получилось. Поэтому, а также в силу отсутствия описания чуть выше опишу увиденное.

Начало подборки это эротико-вампирическое представление, совсем слабое и непритязательное. без излишней откровенности, но уже выделяющееся приличными костюмами и гримом. Оно играет роль титров, после которых стартует специфическое арт-хаусное действо ужасов. Возможно «Salome» это первая часть в которой визуализируется соответствующий миф о восхитительно танцующей Саломее, которая вынуждает принести ей голову кого-то там. Картинка весь фильм черно-белая, с явно загрязненной шумом основой. В немом виде, с ambient фоном это являет подобие старых фильмов ужасов, в частности дракулоидных картин.

В дальнейшем, содом на экране с типичной для Баркера совокупительной сценой картина перерастает в отображение экстатического танца, любви и как исход, медленного распиливания главного героя на части. При этом тело, пока из него выпускают кровь, срезают кожу и мышцы, раскрывают внутренние полости и обнажают нервы, лежит, хлопает глазами и дышит. На самом деле, при погружении в происходящее весьма впечатляет, но при этом настолько же специфично, по сути, представляя из себя отличный видеоряд к dark ambient перформансу.

В сухом остатке: середина, оценка 5, как раз выражение специфики фильма и его, вполне сильного воздействия, одновременно.

22 июня 2010

Ужасы Запретный появился на телеэкранах в далеком 1978 году, его режиссером является Клайв Баркер. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Клайв Баркер, Даг Брэдли, Джулия Блейк, Питер Аткинс, Фил Риммер, Лин Дарнелл.

Страна производства - Великобритания. Запретный — имеет совсем небольшой рейтинг, всего 5,1-5,5 баллов из 10, а это значит, что критикам фильм не сильно уж и понравился.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.