Поздняя встреча
7.7
6.6
1978, мелодрама
СССР, 1 ч 18 мин
6+

В ролях: Маргарита Володина, Лариса Луппиан, Татьяна Догилева, Михаил Глузский, Владимир Татосов
и другие
Приехав в командировку из Свердловска на «Ленфильм», инженер по катапультам Сергей Иванович Гущин случайно познакомился с молодой актрисой Наташей. Прогулки по городу, любование красотами Ленинграда приводят к сближению главных героев, но дома Гущина ждут жена и взрослая дочь.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Поздняя встреча

год: 1978
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Виктор Осенников
композитор:
художники: Василий Зачиняев, Александр Зачиняев
монтаж:
жанр: мелодрама
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 24 апреля 1979 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 1 ч 18 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама

Видео к фильму «Поздняя встреча», 1978

Видео: Фрагмент (Поздняя встреча, 1978) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Отзывы критиков о фильме «Поздняя встреча», 1978

Ошибка инженера Гущина

Теплая и лиричная картина Владимира Шределя приглашает нас совершить короткое путешествие по Ленинграду семидесятых в компании Алексея Баталова и Ларисы Луппиан, то есть, конечно же инженера по катапультам Сергея Гущина и актрисы Наташи.

Фильм интеллигентен, прямо как Баталов в твидовом пиджаке, если бы самому Ленинграду пришла вдруг фантазия принять человеческий облик, лучшего он ей-ей не нашёл бы. Инженер Гущин, впрочем, по сюжету не ленинградец. И не москвич, хотя в сценарии было именно так, но понадобилось, видимо, сломать извечный мотив противостояния двух столиц, которому не место в такой лирической истории. Может поэтому из перспективной, но скучной московской шарашки создатели фильма перенесли катапультных дел мастера на романтичный и диковатый Урал. Поближе к Медной горе. Но трогательная любовь к каменным цветам петербуржской неоклассики и к вполне живой молодой актрисе все-таки не перевешивают чувства долга и прочих скучных чувств, которыми должен быть наделён советский инженер-фронтовик. По-крайней мере, в кино.

Что же ты, Гущин, спрашивают зрительницы картины? Почему отказался от своего полёта в неведомое? Неужели испугался, что судьба может выстрелить тобой сильнее, чем из катапульты, в которой всё просчитано, и все расчеты вроде бы верные, но может и убить на 21 испытании.

А зрители-мужчины отводят глаза что то, бормоча про долги и грехи наши тяжкие.

«Серьезный и грустный человек, случайно попавший в страну лжечудес», как характеризует его Наташа в литературном сценарии.

Дуракам счастье, говорит народ. Люди от счастья глупеют, интеллигентно утверждают сами герои картины.

Впрочем, если и когда в вашей собственной жизни случится вдруг эта поздняя встреча, вы можете просто вспомнить дуэт Луппиан и Баталова, вспомнить наполненные светом улицы Ленинграда, кажущийся нелогичным финал… и поступить по-своему.

14 октября 2022

Лишь сейчас!

В домашней видеотеке, к сожалению, данного фильма нет. Благо, что есть интернет и не приходится, застыв в ожидании ждать «Позднюю встречу» на каком-либо из телевизионных каналов. Прошёл год-другой, поблекли слегка краски новизны и вновь, как в музеи, приобщаешься к высокому искусству, открывая подзабытые страницы. Ютуб ли тебя одаривает или видео Онлайн старается. Какая разница. Всматриваешься, вслушиваешься, соотносишь с самим собой происходящее. Не переставая получать эстетическое удовлетворение. Как персонаж А. Баталова — инженер-катапультист Сергей Иванович Гущин в часы досуга, переключая тумблер «работа-отдых» входящий в мир архитектуры Ленинграда. И время останавливается. И пространство расширяется. И нет ни границ, ни оков бытия. Погружение в сладостную дрёму творчества. И душа говорит с естеством тебя самого. И гармония овевает с головы до пят. И счастьем светятся глаза. Отдых. Полёт. Космос. Говоря нынешней терминологией — нирвана. Полное блаженство.

Чем же так притягателен этот фильм? Наверное, искренностью. Простотой. Опытом, жизни человека. Историей без прикрас. Лирикой чувств двух душ. Тонко, без пошлости показанной зрителю. И, конечно же, игра актёров на самом высочайшем уровне. Советская интеллигенция в достойном воплощении.

Его командировка закончена, и он готов отбыть к себе домой, в Екатеринбург. Ему уже почти пятьдесят —

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины…

Встреча. Неожиданная встреча переворачивает устоявшийся миропорядок этого человека. Как он сам говорит, — со мною, просто вот так вот на улице, уже давно никто не заговаривал. Я отвык от этого.

Судьба пеленает его Наташей. По сравнению с ним, почти девочкой. Она актриска, артисточка. И говорю так не из пренебрежения к ней или оценки личности, степени её одарённости. Нет. Попросту она ещё вступает в своё поприще, стежок за стежком прокладывает свою нить. Ни рисунок, ни орнамент ещё не получили законченных форм. Всё возможно перечеркнуть. Всё возможно «перешить» распустив.

Просто встретились два одиночества,

Развели у дороги костер,

А костру разгораться не хочется,

Вот и весь, вот и весь разговор.

Родство душ несмотря на разницу в возрасте? Стрела Амура в незащищённые доспехами груди? Искра на слова подобно электрическому разряду? Миг и Вы в плену пленительного бутона цветка. Не можете оторваться от сладостного нектара. Голос, речь, улыбка, внимание к Вам. Разве можно этому противостоять? А противиться? Разум взывает к рациональности. Остановись. Опомнись. Одумайся. И тогда -

Осень знойное лето остудит,

Бросит под ноги красную медь,

Пусть людская молва нас не судит,

Не согреть, не согреть нам сердца, не согреть.

В унисон, несмотря на разницу в возрасте, звучат их голоса. Их прошлое имеет схожий характер и режиссёр как целомудренный цензор, блюдя нравственные устои общества, приоткрывает нам потаённые ширмы. Её «вчера» и «вчера» Его.

И становится ясным «отчего» и «почему». Остывшее пепелище за спинами. И в нас нет осуждения. И в нас растёт понимание. И «пищу» мы принимаем как младенческое дитя с рук любящего родителя, открывая ротик. Создатель подвёл нас к черте и за ней раскрывающаяся ширь. Бездорожье. Новь для двоих. Прокладывайте свой собственный извилистый путь. Идите им. Если хотите. Если пришло время.

Просто встретились два одиночества,

Развели у дороги костер,

А костру разгораться не хочется,

Вот и весь, вот и весь разговор.

Друзья. Его друзья. Её друзья. Они вплетены в зарождение, развитие отношений. Как ветер наполняют паруса их быстроходных бригов. Доверительно шепчут и громогласно тостуют вином, даруют красками портретных композиций — о душах, устремлениях, их наполненности. Колышутся натяжением «канаты», реи кренятся в раскачивании судна на волне житейского моря. Плаванье с комментариями — чем люди живут, что стало их ценностями. Всё ближе, ближе гребень волнительного эроса…

Мы обиду в сердцах не уносим,

Пусть придут к тебе светлые дни,

А про нас, если кто-нибудь спросит,

Объясни, объясни, все как есть объясни.

…и надо решать. Надо решать. Как быть. И что будет дальше. Она на Неве. Он на Урале. Объяснение. Своему «вчера» ОНА уже всё сказала. А ОН? Что ОН? Укладывает чемодан. Последние шаги в старом мире. И сильная тирада из его уст, когда то любимому человеку, — давай лучше будем молчать. Как молчали все эти годы!

Просто встретились два одиночества,

Развели у дороги костер,

А костру разгораться не хочется,

Вот и весь, вот и весь разговор.

Всё. Можно ставить точку. И катапульта парашютиста нам салютует успехом испытательного полигона. Здоровье позволило. Уверенность не подвела. Сам. Всё сам. Свершилось. Как было задумано. Эпилог предсказуем. Предсказуем ли? Нет, в жизни всё гораздо сложнее и драматичнее. И Наташе режиссёр явно отвёл ещё одну «песенную партию» —

Я словно бабочка к огню

Стремилась так неодолимо

В любовь — волшебную страну,

Где назовут меня любимой!

Где бесподобен день любой,

Где не страшилась я б ненастья,

Прекрасная страна — любовь,

Страна — любовь,

Ведь только в ней бывает счастье!

А партия Гущина, это величайший Бруно Фрейндлих («Разные судьбы», 1956г.)-

Почему ж ты мне не встретилась,

Юная, нежная,

В те года мои далекие,

В те года вешние?

Голова стала белою.

Что с ней я поделаю?

Почему же ты мне встретилась

Лишь сейчас!

8 из 10

12 сентября 2018

Одним словом- телефильм

Если рассматривать этот фильм в отдельности от мелодрам снятых в СССР в эти года- то да и нравственность и чистота, и одиночество в семье и прекрасная незнакомка, но мы же киноманы или синемалюбы чёрт побери! И все повороты сюжета вторичны, глубже и вкуснее поставлены и сыграны в множестве мелодрам с боллее или менее производственным оттенком: пожилой мужчина встречает молодую женщину в командировке это и Глузский с Арининой в «Почти смешная история» 1977 г., это и Ульянов и Неёлова в «Транзте» 1982 г., одиночество в браке Малёванная и Платонов в «Поздних свиданиях» 1980 г. и в «Чужой» 1978 г. дуэт Саввиной и Заманского. А уж сколько коммандировачно-любовных мелодрам с героями среднего возраста, с пред историей, с новым знакомством, разнообразие поражает и увлекает смотреть и переживать снова и снова.

О сюжете- нет конфликта, вероятно долго стреноженный «бес в ребро» без созидания и линялый выбор: «купеческое» всё и сразу, или «христианское» терпи данное. Вот может только в этом идея- предупреждение: будьте яркими и творческими, заранее готовтесь к тому, что бытовуха навалиться и обложет и загонит в угол с картинками любимого города. При пришествии этой мысли меняю оценку с 4 на 5 т. е.- обязательно хоть раз посмотреть и устрашиться подобной жизни, и отложи в сторону клавиатуру и мышь!

Вызвало недоумение самоуправство по сюжету на полигоне- хочу после катастрофы сам попробовать, без анализа причин аварии, без обязательных (и жизне-спасительных) бюрократических процедур. Такое, я думаю, в СССР было невероятно! И кстати поэтому «для тех кто понимает…» (т. м.) было невероятно и «А, давайте их оставим на орбите» или «А, давайте его оставим за бортом, в космосе».

5 из 10

15 июля 2018

Это кино об одном прекрасном случае. Оно удивительное, ведь если задуматься, такое могло быть на самом деле. И как на самом деле красиво, достойно, тонко, честно и, наверное уместно сказать, правильно ведут себя герои. Хотя они для меня, конечно, никакие не герои, а самые настоящие, теплые люди. А от этого больнее смотреть этот фильм.

Мне было именно больно смотреть фильм, потому что он о любви, о любви потерянной, но в то же время эта та самая боль, которая превращается в мудрость, силы, во все лучшее в нас.

Я никогда не думала, что наши старые фильмы могут быть такими личными, и наверное, провокационными. В нем нет ни намека на советскую программность, в нем нет черт времени. «Поздняя встреча» абсолютно вневременной фильм, но очень человеческий.

Человеческим его отчасти делает Алексей Баталов. Он по сути всю свою актерскую жизнь (не могу назвать карьерой, это слишком циничное слово для этого актера) играет одного персонажа. Но похоже и ему, и нам, зрителям, с ним невероятно комфортно и легко, что от него невозможно устать, в нем нельзя разочароваться. Он благородный рыцарь, стойкий оловянный солдатик, уникальный человек эталонной порядочности, внутренней силы, сосредоточенности, нравственности. Моральная чистота делает этот довольно старый фильм настолько свежим, актуальным. В этой истории есть тяжелый выбор, трудное решение, но оно единственно верное.

А еще очень удивительно, что в основе рассказ Юрия Нагибина. Почему-то он для меня был именно советским автором со всеми последствиями.

Я могу сказать, что открыла для себя прекрасное кино, по которому я буду всегда скучать и к которому я буду всегда возвращаться. Потому что в нем еще и очень красивый и непривычный любимый Петербург.

1 сентября 2015

«Как много тех, с кем можно говорить. Как мало тех, с кем трепетно молчание»

Печально-усталый Ленинград. Опять он, ставший таким родным и близким еще девять лет назад. Для Сергея Ивановича Гущина, инженера-катапультиста по образованию и призванию, обыкновенного гения и просто хорошего человека этот город явился добрым спасителем, не единожды заставил оглянуться назад и перевернул всю его жизнь. Старый Петербург, его хобби, от Кваренги до Валлен-Деламота… Истинное великолепие. И знакомство с той, которая стала для него всем. Наташа Проскурова, начинающая актриса, такая настоящая, прекрасная леди и искренний друг. Она показывала ему свой Ленинград — от старинных постороек великих архитекторов до уютной мастерской-квартирки ее старого друга Пети Басалаева и приятной шумности его огромной семьи. Он же стал ее путеводителем по Ленинграду своему — в переулках, во двориках, где совсем еще юные мальчишки играют в футбол, а на задворках стоит единственное уцелевшее в блокаду деревянное здание, ставшее для Гущина символом победы и уверенности в завтрашнем дне. Ведь в годы войны он был здесь летчиком.

А не будь того незамысловатого ироничного объявления «Срочно требуются седые человеческие волосы», не будь той искренней улыбки и, как следствие, случайного знакомства перед студией Ленфильм, эти двое, на первый взгляд, такие противоположные, с огромной разницей в возрасте, но в то же время родственные душой, могли бы и не встретиться вовсе. Он — из Свердловска, она — коренная ленинградка. Ей показалось, что он одинок. Нет же, у него есть семья — жена и взрослая дочь, почти ровесница Наташи. И он вовсе не одинок, живет в своем мире книг с живописными картинками любимого Петербурга, коротая тем самым свои унылые вечера в тесной и уже чуждой квартирке. Ему показалось, что у нее большая семья. Нет же. У нее никого нет. Но и она не одинока, всегда позитивна, улыбчива, свежа. Быть может, внутренний голос подсказал обоим, насколько они важны друг для друга, насколько нуждаются друг в друге, в этой защищенности и обособленности от внешнего мира, подальше от когда-то любимой, а ныне вечно придирчивой супруги и этого навязчивого красавца ухажера, недопоэта-музыканта и боксера-перворазрядника в одном лице. Все эти люди, ранее принимаемые как должное, становятся вмиг попросту ненужными. Остаются лишь двое, и один единственный день, перевернувший привычный жизненный уклад обоих, казалось бы, совсем незнакомых людей. Сергей Иванович стал просто Сережей, с которым можно легко и непринужденно не только беседовать, но и «держать паузу» в молчании.

Теперь, спустя время, он вновь и вновь вырисовывает в воображении словно художник своей жизни каждое мгновение этого единственного дня, их дня, когда глаза сказали о главном намного раньше, чем слова любви были произнесены вслух, а мечты о светлом будущем были общими, так же как и общим должен был стать их Ленинград. Когда-то, через мгновение, в скором будущем… О, это тяжкое бремя неизведанности и неизвестности. Оно так коварно, истинно жестко изламывает человеческие судьбы, переворачивая все с ног на голову и пренебрегая возможностью на счастливый исход и правильность выбора. Хотя какая там правильность. Есть предел иллюзии и очевидность выбора. С этим и живем.

Лишь спустя девять лет, этих долгих лет ожидания, когда на висках уже чуть больше седины, в глазах чуть меньше озорства, а в сердце все еще по-прежнему теплится вера, надежда и любовь, когда на вопрос «что же делать?» уже найден ответ, лишь тогда Гущин возвращается. Не в тот день, не в тот месяц, не в тот год, как оказалось. У судьбы ведь уже другой расклад. Краток путь. Долог день. Чужой день. Только в памяти остаются неизменными эти большие сияющие глаза, распущенные локоны и незабываемая улыбка с такой знакомой приятной интонацией в голосе. Как же давно это было. Многое изменилось. А Ленинград все тот же. Старинные здания возвышаются над новейшими постройками современности, по Неве-реке спешат куда-то небольшие теплоходы для туристов, жизнь кипит в центре северной столицы. Но все как-то пусто. И та девушка далеко, его навсегда маленькая Наташенька.

1 февраля 2015

День как жизнь

Как странно и смешно видеть одинокую рецензию на такой фильм. Было бы это нечто американское и с модными актёриками в купе с сопливым сюжетцем, дело бы обстояло иначе.

Не могу назвать фильм обязательным к просмотру. Точнее, до 25 его точно лучше не смотреть. Мне очень не хватило некоторых вещей. Не раскрыта личность Сергея. Всё время казалось что это «он же Жора, он же Гоша..», тот самый доблестный, справедливый, благородный (и тоже поздний) подарок судьбы для Кати Тихомировой. Не известно от чего начался разлад с женой, кто виноват, не потому ведь только, что она любит шум, людей, веселье, а он- нет. Я не заметила сближения Сергея и Наташи на духовном уровне. Этот день, счастливейший день в их жизнях, полный событий и встреч, выглядит так статично..

9 лет. Куда делись эти 9 лет? Почему нам не показали ни секундочки из жизни Гущина за это время? Как он жил без Наташи? Общались ли они?

После поездки в Ленинград, которая, как он сам сказал, изменила всю его жизнь, ему пришлось сделать выбор. Но какое бы решение он тогда не принял, оно было бы верным.

Я не считаю что мои субъективные доводы относительно сюжета должны остановить кого-то от просмотра. Это фильм о честности перед собой и близкими; о стойкости характера и выдержке; о нежелании опускаться на дно вопреки давлению бытия.

И как же прекрасен Петербург тогда. Скромный и не расфуфыренный, без омерзительной рекламы и грязной лавины автомобилей, с чистыми реками и каналами без мусора, с такими светлыми, милыми людьми..

8 из 10

10 декабря 2014

Стойкий оловянный солдатик или «Срочно требуются седые волосы»

Встреча…

Идти, двигаться, заставать кого-либо — вот суть встречи. В жизни было есть и будет много, очень много встреч у каждого из нас. И я рад, чертовски рад, что моя встреча с этим фильмом произошла вовремя.

Культура

Я знаю как мало людей, к сожалению, в нашей стране, во всем мире, сейчас ценят культуру искусство; современная молодежь врятли знает актера Баталова, уж что говорить о посещении театра, или просмотре фильма Советских времен.

Этот фильм, этот кладезь нравственной чистоты, я смотрел дважды, случайно застав на телеканале «Культура», частями, и несмотря на неизгладимое впечатление, которое он оставляет в душе, он не был логичен и закончен для меня, пока я не посмотрел его от начала до конца, в третий раз.

В «Поздней Встрече» не только сюжет и герои, актеры преисполнены жизнью и красотой, здесь темы откликаются теплом и трепетом, они близки лично мне: Авиация, Небо, Питер, Девушка-Актриса, Фронтовик, каждое из этих слов несет в себе оень много чувств и эмоций, и мне нередко всоминается именно этот фильм, когда я слышу эти слова.

О многом

Кажется невероятным сейчас, но в 79 году, и много раньше, и немного позже, люди были совсем другие, жизнь была другой. Там нравственные качества людей были настолько выше, а целью в жизни было вовсе не стремление заработать возможно больше денег… Подумать только, найти собачку на улице и углубиться в объявления, найти, вернуть ее хозяйке, безвозмездно…

Как тепло начинается фильм: знакомый Гущина (главного героя),фронтовик, встречает его на вокзале :'… никаких Невских, прямиком ко мне, в Комарово…»

А сцена где Гущин приходит по старому адресу Наташи: незнакомая женщина просит его помочь с коляской, — Конечно! А я только вчера ехал в автобусе, и битком набитый, он стоял и ждал, когда женщина лет-27 поднимется с коляской внутрь… все стоят, мужики, подростки, все… я уже собирался расталкивать локтями этот «планктон», когда бабуся, на вид 70-лет, не меньше, помогла молодой маме.

Поздняя Встреча

Ленинград. 70-ые. Гущин встретил Наташу случайно, и он почему-то вопреки всему пригласил ее «пройтись на речном трамвайчике», а она, вопреки всему согласилась. Ему 48, он «опаленный» фронтовик, конструктор, семьянин, она — актриса, лет 20ти. Любви все возрасты покорны. Она видит в нем что-то близкое. «Вас наверное часто обманывали?» Они узнают друг о друге, Гущин ведь раньше был в Ленинграде: «Но моя связь с этим городом глубже, я ведь воевал на Ленинградском фронте…»

Он знакомит её со своим Ленинградом, и слова которые она слышит от людей, знавших или узнавших Гущина меняют ее представления об этом человеке.

Она знакомит его со своим Ленинградом, со странными друзьями, лишь один из которых на поверку хороший человек, Басалаев: «Нравишься ты мне, Гущин, костяной ты человек, жильный, тебя ветром не сдует. В следующий раз в гостиницу ни ногой, прямо ко мне, понял?» Он уважает и любит Наташу как дочь:«Наташку обидишь, убью!»

Наташа противопоставляет Гущина своему ухажеру — все что мы о нем узнаем — что он боксер 1-разрядник и вспыльчивый тип. А Гущин: «Я думаю… что он хороший человек.»

К вечеру первого дня Наталья уже для себя решила: «Меня редко провожают, но когда провожают, говорят про чашечку кофе — я его и не держу, чтоб не лгать.» Гущин понимает этот намек, и вежливо раскланивается, но Наташа решилась: «Тогда будем пить чай!»

День как целая жизнь

Один день, всего один день он видел её, любил, говорил с ней.

Все время фильм переключается между настоящей жизнью Гущина, его семьей — подростком-дочерью, со своими пробемами, женой, сбегающей к мужчине и пьющей и гуляющей там, и тем единственным днем, когда он встретил Наташу.

Я не буду более вдаваться в подробности, но финал фильма удивит, а может быть по-советски поучительно настроит зрителей. Мы ожидали или не ожидали такой финал, однако он жизнеутверждающий.

Все же это была слишком Поздняя встреча.

Посмотрите ее и Вы. В поисках фильма, который смотрится легко и непросто, жизнеутверждает и заставляет сомневаться, достаньте с полки, сдуйте пыль с коробки, и посмотрите Позднюю встречу.

Если гложут сомнения, как поступить правильно или честно, просто взгляните в чистые глаза Алексея Баталова, посмотрите на улыбку Ларисы Луппиан и не сомневайтесь.

10 из 10

25 октября 2009

Мелодрама Поздняя встреча появился на телеэкранах в далеком 1978 году, его режиссером является Владимир Шредель. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Маргарита Володина, Лариса Луппиан, Татьяна Догилева, Михаил Глузский, Владимир Татосов, Елена Андерегг, Александр Болонин, Татьяна Маневская, Инна Сергеева, Г. Стопцова, Г. Реммер, Аркадий Трусов, Виктор Бурхарт, Виталий Ильин, Ольга Черкасова.

Страна производства - СССР. Поздняя встреча — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.