В четверг и больше никогда
7.5
7.3
1978, мелодрама, драма
СССР, 1 ч 33 мин
16+

В ролях: Любовь Добржанская, Олег Даль, Вера Глаголева, Александр Ожигин, Михаил Жигалов
и другие
Накануне своей свадьбы молодой врач Сергей собирается к маме в провинцию и отговаривает невесту ехать с ним. Его мать работает в заповеднике, здесь же живет Варя, бывшая подруга Сергея, которая ждет от него ребенка. Но он не испытывает никаких угрызений совести. Вопреки запрету, Сергей охотится в заповеднике и убивает косулю. Просмотру фотографий отца, которого не застал в живых, Сергей предпочитает приготовление шашлыка из косули. Варе он не собирается говорить правду о своей помолвке...
Дополнительные данные
оригинальное название:

В четверг и больше никогда

год: 1978
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Владимир Чухнов
композитор:
художник: Феликс Ясюкевич
монтаж:
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 28 марта 1996 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 33 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Постеры фильма «В четверг и больше никогда», 1978

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «В четверг и больше никогда», 1978

Странный и неприятный фильм, с отрицательным героем в главной роли. В целом нехарактерный ход для советского кинематографа. В первую очередь вспоминается картина подобной направленности – «Отпуск в сентябре», но она совсем депрессивная, тоже с Олегом Далем в главной роли.

Персонаж Даля омерзительный: избалованный маменькин сынок, делает всё, что взбредёт в голову, не имеет ни малейшего понятия об ответственности, окружающие его люди нужны лишь для получения каких-то удовольствий, при этом они постоянно ему потакают и покрывают его капризы (чем, безусловно, ему вредят), он привык к лёгкой жизни, не обременённой обязательствами, моральным долгом или нравственными исканиями. Яркий представитель общественного выродка: даже если такое существо принесёт потомство, существо не сможет дать потомству ничего хорошего. Самое большее – алименты, и то, если сильно повезёт.

Почему-то даже его отношения с матерью мне показались странными, особенно ярко это было заметно в сцене их встречи: он долго со стороны наблюдал за матерью и не хотел идти к ней навстречу, а когда она заметила его, то тоже не торопилась вперёд, но у неё хотя бы было оправдание – больные ноги. Зачем-то мамаша жирными намёками на «времена оны» пыталась укорять сына за безнравственное поведение и безответственность, но очевидно, что слишком поздно для разговоров на подобную тему. Когда мать произнесла «мой бедный сын!», я вдруг узнал этот хрестоматийный штамп: эта же актриса в роли матери произнесла эти же самые слова своему инфантильному сыночку в «Иронии судьбы». Совпадение?..

Общее действие здесь зачем-то обременено лишними людьми: фотограф, надзирающий начальник, девочки-близняшки, множество зверей. Даже персонаж Смоктуновского без малейшего вреда для смысла мог быть полностью удалён с экрана; у него здесь лишь карикатурная роль на некоторых стариков и их капризную манеру поведения. А вот без директора заповедника здесь обойтись нельзя, он необходим для дополнительного выделения главного «героя».

Течение картины крайне нудное, она перегружена лишними сценами. Даже рассказ ГГ про историю с коброй – просто интересная байка, но всё же бессмысленная. Зато фильм отражает спокойствие окружающей природы и околодеревенского быта, и в этом есть приятный колорит.

Монтаж фильма местами неудачный. Несмотря на тягучесть повествования, количество происходящих событий большое, и в реальности все они не могли бы случиться за один день.

Особое. Полагаю излишним заострять внимание на беременной девушке, это слишком избитая тема. Тем более, тут даже намёка не было на какие-то страдания, угрызения, колебания или страхи. Возможно, это всё у неё ещё впереди, но в рамках фильма к этому даже не прикасались. Лишь мать ГГ косвенно посочувствовала, но именно что – косвенно.

Между тем, картина позиционируется и воспринимается как драма, хотя я не увидел здесь персональной трагедии, разве что матери досталось хуже всего. Но она сама виновата в таком воспитании: «бедному сыну» плевать на умершую мать, значительно важней – проводят ли его надлежащим образом, раз уж он изволил поспешно отбыть. Кроме того, мамаша сама далеко не безупречна: она постоянно интригует и морочит голову сыну и девушке, выдумывая разные уловки для них или ставя в неприятный тупик. Такие подлость и коварство не смогли бы пройти безнаказанно, рано или поздно люди начинают всё замечать и неизбежно презирают такое поведение даже в родителях... Тем не менее, главным героем этого фильма считаю мать, потому что только в ней случилась перемена: от вещего сна, как олицетворения горячего желания приезда сына, до запоздалого раскаяния «лучше б ты не приезжал».

Кому-то по наивности может показаться, что Сергей тут страдает, но это – страдания сыра, катающегося в масле. Даже эпатажная сцена с убеганием вдаль (каламбур: Олег Даль бежал вдаль) – кристаллизованный каприз великовозрастной ляли на почве невосприимчивости к критике.

Здесь, скорей, не человеческая драма, а общественная, т. к. граждане вынуждены сосуществовать рядом с такими интеллигентными подонками, и на своих плечах нести крест некоторых последствий от их жизнедеятельности. В каком-то смысле наличие таких персонажей – это наказание обществу и конкретным людям за то, что они им потворствуют или относятся равнодушно.

Вывод. Мне фильм не понравился, он не учит ничему хорошему. Я и без него прекрасно знаю о наличии таких пустых и неприятных людишек, но просто показать на них пальцем в формате большого кино, – а здесь сделано именно это, – считаю, слишком дорогое удовольствие. Подобные персонажи в хороших фильмах встречаются сплошь и рядом во второстепенных или отрицательных ролях, но ставить таких в центр внимания – какой-то декаданс.

Эта картина давно была в закладках, и вот, наконец, посмотрел. Определённо, слишком переоценённое кино. Бесспорно, что Даль блистательный актёр, прекрасно раскрыл талант и в этом кинофильме (ему вообще удаются эпатажные неврастеники), но его участие не делает данную картину хорошей.

17 февраля 2024

Экзамен, который невозможно пересдать

Наверное, у каждого в жизни бывает свой единственный четверг, день главного экзамена и проверки на жизненных дорогах, и только от нас зависит, насколько чистым он будет.

Экзамен, который невозможно пересдать завтра.

Настроение фильма многие называют грустным, но в этой щемящей грусти столько прозрачной родниковой воды и очищающего душу огня пламенного режиссерского сочувствия и любви к жизни и к людям – даже таким, как главный герой (в изображении талантливого и органичного Олега Даля),

Этой органикой пронизано любое действие фильма – от сдержанной красоты природы заповедника до отношений и поведения людей, их реакций, диалогов, ответов на вопросы. Боишься пропустить хотя бы слово, за каждым – скрытый смысл и глубина почти космического масштаба, поднимающаяся до высот Апокалипсиса.

«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши» - на самом деле эта почти случайная фраза Даля в бане – обращение самого режиссера к своим зрителям: Апокалипсис уже у дверей, но его не замечают: едят, пьют, моются в бане, охотятся в заповеднике, привычно грешат…

Кому писать, если тебя не слышат?

Интонация фильма Эфроса грустна, но не безнадежна, она приглашает (не заставляет, а именно приглашает) поразмышлять о том, как мы выстраиваем свою жизнь, об ответственности и милосердии перед природой и людьми, живущими с нами рядом. В какой прекрасный заповедник могла бы превратится наша жизнь, если бы не…

И какими искусственными и надуманными кажутся на фоне Эфроса театральные и кинематографические постановки модных режиссеров. Это как сниматься на фоне Пушкина – не видно в микроскоп.

10 из 10

5 октября 2023

фильм тяжелый. Смотреть надо не молодым. Смотрю не первый раз, но сейчас он смотрится совсем по-другому. Даже если этого нет в моей семье, я вижу у знакомых. Уж этот главный герой у нас теперь везде, а раньше его Эфрос показал, как редкий типаж. Друзья все правильные и нормальные люди, но не сажать же друга за косулю, которую мать спасла. А сыну все равно или он как бы над этим всем. Обычно дети защитников природы остаются в этом русле, а здесь человек стал не просто городским, но и попал в состоятельную прослойку. Прошло много лет и выход из этой ситуации сейчас может быть разный. Может быть в этом гениальность режиссера -домысливать самому.

Его гениальность во всем, и спектакли были прекрасные..

6 августа 2022

Гениальный и, к сожалению, малоизвестный фильм. Только сейчас открываю для себя творчество Олега Даля и не могу описать словами, насколько талантлив был этот человек.

Не хочется здесь использовать современные модные слова, но это кино — арт-хаус в чистом и наилучшем виде. Обилие метафор и иносказаний, тема лишнего человека, тема отцов и детей, любви, зла, природы, поиска себя… Самое главное — как это все представлено: картина, атмосфера, настроение, музыка… В каждом кадре важна каждая мелочь, важен каждый персонаж, включая животных. Великолепные актеры.

Все звучит банально — не умею я описывать шедевры, здесь просто нужно увидеть и прочувствовать.

Тяжелый, сложный, многогранный фильм.

10 из 10

9 декабря 2013

Буду в четверг…

«…Мне бы хотелось…мне бы хотелось… чтобы рисовал как Леонардо, и был живописцем не хуже Питера Брейгеля; или пользовался непререкаемой властью над всяким злом и умел безошибочно распутывать его в самом начале и пресекать легко и просто чем-нибудь вроде нажатия кнопки…Хорошо бы ко всему тому быть всегда здоровым и жить вечно, не разрушаясь ни телом, ни душой…Хорошо бы…хорошо бы…». Анатолий Эфрос

« В четверг и больше никогда» — фильм…ФИЛЬМ! Причем настолько, что я право не знаю с чего начать отзыв. В голову лезут всяческие пафосные штампы, а так нельзя. По крайней мере, по отношению к великому режиссеру, чьих театральных постановок мы никогда не увидим, но благодаря его разносторонности, стремлению успеть как можно больше, имеем чудесную возможность смотреть телевизионные.

«Утопиться я не могу. Я умею плавать. Отравиться я тоже не могу — найдут противоядие. Ружье в этой пьесе стреляло.»

Фильм с первых секунд вводит в состояние глубочайшей напряженности, подспудно усиливая желание выяснить, что происходит, до невероятных размеров. Сергей собирается ехать к своей маме (очень далеко) и не хочет брать с собой свою красавицу невесту. Как же так ? Они же собираются пожениться, так почему бы не съездить к маме вместе? Кричу я, не дышу я…. И понимаю, что пролетели 1,5 часа. То самое время, о котором я никогда не буду жалеть, потому что это настоящее кино, философское, образно выверенное, основанное на поразительной силе метафоры. Дело в том, что все действие происходит в заповеднике! Именно там живет мама героя (Любовь Добржанская) со своим мужем (Иннокентий Смоктуновский), племянницами, а также прочими необходимыми персонажами вроде лесничего. Все эти люди — вымирающий вид. Без отрицания. Они и сами это понимают, и только спорят, кто раньше помрет. Они светлые, наивные, преисполненные благородства, фактически носители духовности, а потому их и нужно охранять от внешнего воздействия, таких, как Сергей (Олег Даль). Вот он — герой нашего времени. (Неважно, что фильму уже за 30, в этом плане ничего нового, все только более злободневно). Он врывается в этот маленький уютный мир, в этот заповедник, со всей своей нервозностью (сейчас это называют неадекватностью),беспричинной злобой на всех и вся, нежеланием жить, любить, дружить, или хотя бы просто строить отношения, Он игнорирует всех: мать и ее взывания к разуму, отчима и его желание сблизиться, и маленькую девочку, девушку Варю (Вера Глаголева), ждущую от него ребенка. Вот вам «удар в живот» раз. Вот вам косуля, подстреленная, им прямо в брюхо, два. Хотя ведь его умоляли этого не делать. А вот вам воющая пила при разговоре о помолвке, три. И хлещет и хлещет себя по щекам, вместо того, чтобы просто начать отвечать за свои поступки. Я простите вообще не знаю, как это описать, нужно же видеть. Это невероятная режиссерская величина со всем своим глубоким психологизмом. Это великолепная игра актеров первой величины. Это «величинные» величины кино, которому не нужны банальные слова, потому что может выйти неряшливо. Извините если так и вышло. Просто постарайтесь посмотреть эту драму. По жанру, не просто драму бытовую или любовную, драму духовную создал Эфрос.

О чем же тогда все книги написаны?

10 из 10

13 января 2012

Маменькин сынок

Посмотрел — задумался: поймет ли современный зритель, особенно юный, — такой советский, одновременно и простой и далеко не простой фильм. Да, когда-то снимали картины, имея другие убеждения, другие ценности. В фильмах всегда на первом плане были: совесть, честность, справедливость. Герой нашего фильма как бы выражал весь фильм чему-то или кому-то протест тем, что плевал на честь, совесть, справедливость. Но, приехав раз к матери в четверг, прожил день, который больше не повториться никогда. Это день — как итог жизни нашего героя и одного самого близкого ему человека: мамы.

Игра актеров — это то, что больше всего восхищало в этом фильме. Да, не сам сюжет, а игра — талантливая игра великих актеров: Даля, Смоктуновского, Добржанской. Именно их диалоги, монологи, то, что они своими голосами передавали, которые не спутаешь с миллионами других актеров, это сильно. Этим сильны спектакли: иногда не понят смысл самого спектакля, но игра, голос, душевность актера становятся достойными восхищения.

Поэтому — фильм, как спектакль, где наблюдать стоило за Далем, который играл взрослого, но зависимого от мамы сына, который своей жизнью на два фронта (живя с той, с которой лестно, а приезжая к той, которая по настоящему чиста, наивна и любит) как бы избавлялся от комплекса маминого сынка. Смоктуновский играл странного, чуть придурошного отчима, который в заповеднике уже как часть природы даже для своей жены. Но, он всегда играет сильно, поэтому роль сыграл достойно, со своим только ему данным смешком. Добржанская, эта актриса мне была знакома по Иронии судьбы. И здесь она играет маму, но после фильма понял — именно она и есть центральный персонаж фильма, именно она увидела плоды своего воспитания, из каких материалов она лепила судьбу своего сына, для которого освободиться от этого подобно было мистике, подобно спектаклю, где он не знал хорошего конца. Да, послевоенное воспитание грешило перегибами в сторону: мы натерпелись, так пусть детям будет вольней, но под нашем контролем.

И еще один персонаж картины — природа, здесь показана так, что начинаешь понимать, что мы теряем: спокойные отношения с ней, любовь к природе, гармонию в конце с собой.

12 января 2012

Пришелец

Человек несущий зло и зло это осознающий, сам же страдающий от него. Это тема уже обыграна в кино не раз. Тут уже были проведены параллели с «Утиной охотой», «Полетами во сне и наяву», не стану повторяться. Возможно «Гамлет» сюда же.

Место действия в фильме — это особый мир, заповедник, тут все вместе, волки, медведи, птицы и люди, все живут в гармонии друг с другом, каждый яркая индивидуальность. Посмотрите на Варю, она не смогла вписаться в Москву после Заповедника, по ее словам там все одинаковые, все в очередях. И вот он пришел в этот мир отогреться, расслабиться. При этом тон победителя, походка и одежда франта. Как нелепы тут его замшевые полусапожки, его белые джинсы и бархатный пиджак. Снисходительно-высокомерный, подарок для всех, долгожданный гость, яркое пятно в жизни обитателей заповедника. Торопится прожить эту неделю вкусно, показательно. Голос матери «Ну посиди еще со мной, еще минуту, побудь здесь, не уходи», а потом это «лучше бы ты не приезжал».

Он разрушил этот мир, разметал его в клочья, управился за несколько дней и больше никогда сюда не вернется. Оказывается герой может быть и таким. Страшное и гениальное кино. 10 из 10.

24 сентября 2009

«Ты знаешь, я томлюсь в неволе…..»

… Может с высоты прожитых лет я буду смотреть на него совершенно по-другому, но пока это безумно сложный фильм для моего восприятия. Он определенно философского характера. И философия эта, заключена в главном герое. Сергей находится в не социума, его взгляды на жизнь не находят точки соприкосновения ни с матерью (безусловно довлеющей над ним всю сознательную жизнь). Это крошечная, сухая женщина, с мощным мотором внутри. Жить с ней крайне тяжело и сын с детства противостоял, что четко слышится в их разговоре: «Помнишь я застукала тебя за куренье и отчитала./ А ты все понял и попросил папиросу»; ни с отчимом дядей Ваней. Этот человек старается добиться от Сергея хорошего к нему расположения. Когда тот приезжает, дядя Ваня безумно радуется, хочет обнять гостя; после он снова совершает несколько попыток сойтись с ним, но тщетно, Сергей остается к нему презрительно — равнодушно спокойным. Мне это немного не понятно, видимо я не уловила нить открывающею эту проблему.

Приехав в родные пенаты, откуда, будучи не нуждающимся ни в ком, вылетел в нежном возрасте, Сергей ведет себя, мягко говоря, не слишком лестно с обитателями этих просторов. Убивая косулю наперекор всем запретам, он опять противопоставляет себя остальным, запрет этот чтившим. Обижает девушку Варю, влюбленную в него еще с детства. Все это накапливает в нем еще больше желчи. Он выплескивает ее в соре с матерью. И ведь даже не задумался, как слова, сказанные в горячке, полоснули сердце усталой женщины.

Невольно становясь виновником смерти последней родной души, он закрывается еще больше. Ему больно, а он привык не показывать. И лишь оставшись один, высказывает все отчаяние в горьких словах: «Утонуть я не могу, умею плавать. Отравиться тоже, найдут противоядие. Ружьё в этой пьесе стреляло…» Он то приехал в свой «Заповедник» (а именно так назывался фильм первоначально) с надеждой скрыться от бури непонимания, а получилось, что опять одни беды принёс. И история его о чудесном спасении змеёй человека, упавшего в глубокую яму, есть ничто иное, как символ собственной жизни. Яма — это состояние души на данный момент, змея — надежда, зацепившись за хвост которой есть шанс выкарабкаться из темницы, в которую он загнал себя сам. Но не тут то было. Сразу вспоминается строчки из стихотворения Гумилева:

«Но теперь я слаб, как во власти сна,

И больна душа, тягостно больна;

Я узнал, узнал, что такое страх,

Погребенный здесь в четырех стенах;

Даже блеск ружья, даже плеск волны

Эту цепь порвать ныне не вольны…»

Возвращаясь, домой, Сергей уже не имеет места, куда можно вернуться, нет людей, кто бы ждал его. Дядя Ваня обреченно, даже не поднимает на него глаз, видимо боясь заглянуть в них. Это страшное спокойствие. Иногда легче выругаться, выплеснуть боль, а не таить ее в себе, ведь с грузом невзгод жить в тягость….

Обратите внимание, фильм, есть ничто иное, как оборванный кусок пленки, остальная часть которой безвозвратно потеряна. Говорю это по собственным ощущениям от просмотра. День начался и закончился, мы не узнаем, что было до и что будет после него. И этот кусочек будет всегда неполон. А ведь где-то для полной картины его не будет хватать, как в разбитом зеркале осколка, как в пасьянсе одной карты, как в шахматах доски.

Вот так и не соединив в единое целое, мы никогда не поймем человека до конца. Осуждая, обвиняя в скупости, черствости, злобе, мы не задаемся вопросом: «А откуда корни?» А стоило бы…

Получился сумбур мыслей, хаос… Только прославленный театральный режиссер Анатолий Эфрос, мог создать такой «пазл человеческих метаний», только он мог раскрыть глубинные стороны каждого актера. Пригласив на роль глубоко психологического актера Иннокентия Смоктуновского, да приплюсовав к нему драматический талант Олега Даля, он добился сильнейшего эффекта, если так можно выразиться «безэмоциональной эмоциональности». Да, эдакий каламбур получился. И возникли ассоциации с фильмом Андрея Тарковского «Зеркало». По настроению очень схоже…..

Пройдут года, прежде чем я решусь посмотреть фильм второй раз. Думаю, мне надо до него дорасти…

Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,

Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали.

Приди на рассвете на склон косогора, -

Над зябкой рекою дымится прохлада,

Чернеет громада застывшего бора,

И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Луга убегают далеко — далеко.

Во всем утомленье — глухое, немое.

Войди на закате, как в свежие волны,

В прохладную глушь деревенского сада,-

Деревья так сумрачно — странно — безмолвны,

И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Как будто душа о желанном просила,

И сделали ей незаслуженно больно.

И сердце простило, но сердце застыло,

И плачет, и плачет, и плачет невольно…

5 августа 2009

Мелодрама В четверг и больше никогда появился на телеэкранах в далеком 1978 году, его режиссером является Анатолий Эфрос. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Любовь Добржанская, Олег Даль, Вера Глаголева, Александр Ожигин, Михаил Жигалов, Виктор Карлов, Гражина Байкштите, Марина Короткова, Ирина Короткова, Валерий Плотников, Иннокентий Смоктуновский.

Страна производства - СССР. В четверг и больше никогда — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.